Около месяца назад в Выксе прошла XII церемония вручения наград и премий Фонда имени Ивана и Андрея Баташевых: Объединённая металлургическая компания награждала своих лучших рабочих и служащих. Церемония проходила в Выксунском ДК на высшем уровне, с известными гостями и концертом в честь награждённых. После концерта камрад Onepamop, работавший на мероприятии, пообщался с главным почётным гостем — Народным артистом РСФСР Львом Лещенко.
Всё, написанное ниже, — прямая речь Льва Валерьяновича.
О детстве.
— Я родился в феврале 1942 года. Для страны и Москвы это были, наверное, самые тяжёлые времена. Приехал с фронта отец, он служил в конвойных войсках и постоянно ездил на фронт, сопровождая эшелоны с техникой и военными грузами. Как-то ему сообщили обо мне, он уже ночью приехал в Сокольники, где мы жили, привёз немного продуктов и спирта. Спиртом меня новорождённого где надо протёрли и обтёрли, остальное выпили — отпраздновали рождение сына в семье.
— Мне ещё не было и двух лет, когда умерла моя мать. Отец на фронте, дед на оккупированной территории, бабка в Рязани. Вроде бы и недалеко, а в Москву не доберёшься — никого не пускали, с этим было строго. Остался бы беспризорником, но пожилые соседи и моя тётка не дали пропасть. В два года у меня уже была военная форма, а старшина полка был моим воспитателем. Вот идёт в строю маленький солдатик. Идёт в столовую, идёт на политзанятия — вместе со всеми. Спать тоже вместе со всеми, по команде.
— После войны отец женился второй раз, жили мы в комнате коммуналки, помню, как провели газ и мы перестали топить печку дровами. И знаете, хоть и тяжело было после войны, но жили дружно и соседи были ближе иных родственников. Помню, что постоянно хотел есть. Иногда отец передавал нам свой паёк, так я раз намазал саечку маслом, да таким слоем! И ложку масла ещё сверху съел. Меня вырвало, и несколько лет я на масло даже смотреть не мог. Были такие деликатесы как вар и жмых. Их ещё и добыть как-то надо было. Современные дети о таком, к счастью, и не слышали.
Заряжающий Лещенко.
— Моя воинская специальность — танкист. КМБ проходил в военных лагерях под Тамбовом. Нас готовили к выезду в ГСВГ, в октябре мы туда приехали. Холодно, мокро, мы в огромном бараке, где «купцы» отбирают себе людей в войска. Кто что умеет? Спортсмены есть? Музыканты есть? Есть, говорю. Я музыкант и певец. И за молодёжную команду «Динамо» в баскетбол играл, имею 1 разряд. Меня зачислили в танковый полк, служи пока что, а потом переведём тебя в музвзвод, будешь петь в хоре. Я и пел, пока не забрали в ансамбль песни и пляски. Но и о службе не забывал. В экипаже танка Т-55 я был заряжающим, немало стрелял из разного оружия, форсировал по дну Эльбу на танке с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка). На учениях осваивал ещё и знаменитый Т-34, и что такое танк — знаю отлично.
Люди труда.
— Современная жизнь сильно переформатировалась, стала какой-то коммерческой. Но люди замечают, что позитив и искренние эмоции стираются и нивелируются, уступают своё место глянцу и гламуру. Да хоть на нынешние «передовицы» взглянуть — они заполнены красивыми женщинами. Люди труда сейчас не в чести. Это печально. А ведь наша идеология всегда была направлена на прославление людей, создающих блага для общества. Это люди, что трудятся на полях, стоят у мартенов, добывают уголь в шахте, обслуживают железные дороги. В том числе, кстати, и женщины, пришедшие на замену мужчинам, не всегда желающим работать. Людей труда осталось не много, их надо беречь и поддерживать. Если ничего не предпринимать, то через 10-15 лет нынешняя ситуация уныния в этой сфере может обернуться катастрофой. Трудящиеся не должны чувствовать себя обделёнными.
— Нам очень нужны реформы, социальные и идеологические. Лично мне приходят тысячи одинаковых писем от простых людей: «я отдал всю жизнь для того, чтобы сделать нашу страну сильной, мощной, процветающей, а меня выкинули из этой жизни вон». Считаю, что это настоящая идеологическая диверсия. До тех пор, пока у страны не будет идеологии, в которой рабочий человек поставлен во главу угла, идеологии, при которой общество помогает неимущим, старикам, детям — у нас не будет сильного Отечества. Ещё раз: без идеологии и весомой социальной поддержки трудящихся со стороны государства не обойтись.
Про Элвиса Пресли.
— Во время моей службы разразился Карибский кризис, напряжённое противостояние в разгаре, танки стояли у Бранденбургских ворот. Помню, мы спали буквально в обнимку с автоматами, даже в пирамиду их не ставили. Каждую минуту могла начаться война. Кстати говоря, это я уже потом узнал — по ту сторону Бранденбургских ворот на танковой военной базе служил Элвис Пресли. Конечно, мы не пересекались, но по разные стороны баррикад побывали.
Патриотизм.
— Патриотизм, это хорошее, нужное, тёплое чувство, появляющееся когда есть свой дом, дети, учащиеся в приличной школе, деньги на лекарства и лечения, обеспеченная старость и неприкосновенные «гробовые». Сейчас вопрос с патриотизмом на государственном уровне напоминает потуги. Именно потуги и ничего больше.
Письмо.
— В прошлом году я подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. Подписал это письмо я по простой причине — хотел выразить свою позицию. Я против войны и против конфликта, развязанного, на мой взгляд, Украиной. Незаконный переворот, свержение легитимной власти привели в кровопролитию. Считаю, что президент Путин занял в отношении Украины правильную позицию и продолжает её занимать и сегодня. Таково моё искреннее мнение.
Праздник Победы тогда и сейчас.
— Разницы в самом празднике тогда и сейчас не вижу. Разницу вижу в количестве людей, трепетно или холодно относящихся к празднику Победы. Раньше это был праздник — единый для всей страны. Сейчас же немало тех, кто ориентируется на западные СМИ, поддакивают недругам, пытающимся отнять у нас нашу Победу. Это никакая не «пятая колонна», это обыкновенная либеральная интеллигенция, которая бубнит своё: а может мы что-то сделали неправильно? А может мы совершили ошибку? Никаких ошибок не было, Великая Отечественная началась на наших границах, и не мы, а фашисты пришли, чтобы жечь и уничтожать наш народ.
Песня «День Победы».
— Как-то один из редакторов Гостелерадио сообщил — Лев, есть одна хорошая песня, но она не прошла худсовет, не была принята и утверждена. Не хочешь ли её записать? Песню композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова я разучил и впервые исполнил на концерте в Алма-Ате, в концертном зале имени Ленина. Вечером, после концерта позвонил Давиду Тухманову и сказал: Давид, оставь, пожалуйста, эту песню за мной, мне бы хотелось её записать. Тухманов без обиняков ответил: ты, знаешь, получилось так, что на «Голубом огоньке» 9 мая 1975 года уже запланирована песня «День Победы» в исполнении Леонида Сметанникова. Ничего не поделаешь.
— Тем не менее, эту песню я продолжал петь в концертах, записал на радио и вдруг, после 9 мая выяснилось, что песня вроде бы какая-то не совсем удачная для такого великого праздника. И её «закрыли». Если бы я не спел её на концерте посвящённом Дню милиции 10 ноября 1975 — она бы так и осталась лежать на полке.
— Перед тем концертом ко Дню милиции я выступил с инициативой — есть великая песня, вполне уместная для праздника советской милиции. Советские милиционеры точно так же, как и советские воины, защищали нашу Родину, погибали на фронте и в тылу — в общем, эта песня и про них тоже. Песня должна прозвучать на концерте. Редактор меня поддержал. Но песня уже была «закрыта», исполнению не подлежала. Но мы её всё же отрепетировали перед концертом. Вердикт слушателей и министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова был таков: песня потрясающая, про нас, про наш праздник, пой спокойно и заканчивай концерт именно ей. На следующий день после исполнения и телетрансляции начался шквал звонков и писем. Вот так песня «День Победы» ушла в народ, стала строевой в армии, превратилась в парадный марш.
Как нынешней молодёжи объяснить, что такое война?
— Это просто: переодеваемся в военную форму и садимся в окопы. Дня на три-четыре. Желательно в жару, в дождь или в мороз. Тогда, наверное, будет понятнее что такое четыре года войны. Четыре года не пивши, не евши, не отдыхавши и не любивши.
Полный репортаж с вручения премий Фонда им. Ивана и Андрея Баташевых.