Как сообщает культмассовый сектор, третьего дня в Центральном Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылась небольшая фотовыставка под не самым оригинальным названием «Чтобы помнить».
Всего-то под два десятка в основном хорошо известных фотографий фронтовых корреспондентов. Но выставка настолько необычная и интересная (как минимум, лично для меня), что пройти мимо было никак не возможно. Начну с того, что у этой выставки целый коллектив творцов и несколько, если так можно выразиться, «родителей».
Слева: Бой на окраине Сталинграда, осень 1942. Фото: Павел Трошкин. Печать: Влад Барвинов (6Б класс).
Справа: Такие надписи очень часто встречаются в освобождённых сёлах. Воронежский фронт, 25 июня 1943 года. Фото: Галина Санько. Печать: Дмитрий Савченко (6Б класс)
В обычной московской средней школе, которая по революционной привычке к аббревиатурам именуется стандартным ныне образом — ГБОУ СОШ №953 — под руководством Татьяны Савченко работает фотостудия, в которой обычные московские школьники осваивают премудрости фотографии. И вот в рамках этого самого освоения и родилась необычная идея.
Для её реализации руководитель проекта «Русс Пресс Фото» Василий Прудников в своих архивах подобрал некоторое количество оригинальных негативов фронтовых фотокорреспондентов. Занимающиеся в студии школьники при участии Алексея Савченко (творческая мастерская «ArgentumLab») напечатали негативы на стеклянных пластинах 30х40 см, используя последнее слово фотографической науки середины XIX века — мокроколлодионный процесс. А мастер-реставратор Андрей Бринцев помог юным печатникам превратить прозрачные пластины в полноценные фотографии с помощью золочения сусальным серебром.
Катя Дубкова под руководством Алексея Савченко наливает коллодионную эмульсию на стеклянную пластину.
Мокроколлодионный процесс с последующей обработкой, каким бы он ни казался анахронизмом в век неудержимой пикселизации всего и вся, и фотографии в первую очередь, — на самом деле даёт весьма интересные результаты. Металлическое изображение практически не имеет зерна и... практически не портится. С точки зрения человеческой жизни его можно назвать вечным без каких-либо натяжек и преувеличений. Понятное дело, пластину можно разбить, а изображение расцарапать и соскрести — но вот само по себе оно не деградирует, что выгодно отличает эту технологию от любых других отпечатков независимо от того, выполнены ли они в тёмной комнате на фотобумаге или напечатаны ультрасовременными многоструйными принтерами.
Золочение фотографий под руководством Андрея Бринцева.
Процесс неторопливый, требующий и терпения, и знаний химии-физики, и осторожности — неспроста участники иногда пользуются респираторами. Ключевая особенность процесса, из-за которой он и называется «мокрым» — с момента полива стекла коллодионной эмульсией в распоряжении имеется всего около семи минут, чтобы произвести экспонирование и проявить изображение; если эмульсия высохнет — ничего не получится. Причём светочувствительность материала получается невысокой, не более 1 ISO, и даже при ярком освещении требуется выдержка в несколько секунд.
20 октября на боковой галерее третьего этажа Центрального Музея Великой Отечественной войны итоговая выставка культурно-патриотического проекта «Чтобы помнить» открылась. Церемония была не слишком большой по масштабу, но душевной. На ней присутствовали и педагоги, и занимающиеся с детьми фотографы, и сами школьники, своими руками превращавшие большей частью вялые и слабые негативы военных лет в вечные изображения.
Выставку открывает Алексей Савченко.
Пусть пока напечатано всего два десятка фотографий. Ничего, что они не все получились идеально — здесь накладываются друг на друга и особенности технологии печати, и особенности неидеальных оригиналов. Главное, на мой взгляд, в том, что группа школьников прикоснулась своими руками к истории Великой Отечественной и внесла свой вклад в увековечение памяти о ней. Такое запоминается; уверен, что из этих школьников вырастут настоящие граждане нашей великой страны, хранящие её историю и уважающие тех, кто эту историю творил своими руками. И, когда было надо, своей кровью. То есть своих предков.
Порадовало, что Музей принял сделанные школьниками фотографии на вечное хранение. Считаю безусловно правильным и то, что Музей отметил работу школьников, наградив грамотами активных участников проекта.
На специально укреплённых под экспозицией планшетах участники проекта оставили свои «рукографы». Две самые популярные темы надписей в ладошках — «Мы помним» и «Мы за мир».
От души благодарю как взрослых кураторов и руководителей проекта — Татьяну и Алексея Савченко, Андрея Бринцева, Василия Прудникова, так и шестиклассников 953-й школы города Москвы Ксению Александрову, Влада Барвинова, Екатерину Дубкову, Максима Краева, Сергея Новикова, Екатерину Новикову и Дмитрия Савченко.
Вот такое получилось небольшое мероприятие большого значения.
По предварительной информации отпечатанные школьниками фотографии будут экспонироваться в Музее в течение двух месяцев.
Фоторепортаж о проекте «Чтобы помнить»