10 февраля 2017 года во Франции на 98 году жизни умер Гаэль Табюре (Gaël Taburet) — последний лётчик легендарного полка «Нормандия-Неман», воевавший вместе с Красной Армией.
Гаэль Табюре (12.11.1919—10.02.2017)
Гаэль Табюре получил «права» военного лётчика в 1939 году. Служил в Африке. Будучи лётчиком Сражающейся Франции, в начале 1944 года аспирант Табюре добровольцем отправился в Советский Союз и 3 апреля был зачислен в 3-ю эскадрилью («Шербур») полка «Нормандия». После освоения советской матчасти с 26 июня 1944 года и до конца войны участвовал в боевых действиях. Летал на Як-9 и Як-3, сбил два немецких самолёта лично и четыре в группе. После войны лейтенант Табюре продолжил карьеру военного лётчика, вышел в отставку в 1963 году полковником.
Представляли к Войне, но сверху рассудили по-своему и наградили Табюре орденом Красного Знамени.
Гаэль Табюре был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». На родине стал командором ордена Почётного легиона. Лётчика похоронят 22 февраля в Каннах.
Время неумолимо: из всего французского личного состава авиаполка «Нормандия-Неман», принимавшего участие в Великой Отечественной войне, сегодня остался один человек — бывший авиамеханик Андре Пейрони (André Peyronie). В 1943 году, когда «Нормандия» была ещё эскадрильей, старший сержант Пейрони обслуживал самолёт будущего Героя Советского Союза Марселя Лефевра. Сегодня ветерану 96 лет.
> Спасибо Вам французы? а как быть с большинством французов, которые бились бок о бок с фашисткой сволочью против наших дедов?
Большинство французов, к твоему сведению, было мирными обывателями и ни с кем не билось. Учись корректно формулировать свои мысли.
А "спасибо" мы говорим тем французам, благодаря которым Сражающаяся Франция сохранила национальную честь и считалась союзной державой. И в особенности тем отъявленным смельчакам, которые отважно (и добровольно) отправились воевать в СССР.
И даже если бы среди всех них был только один капитан Морис-Анри-Франс де Сейн (Maurice Henry France de Seynes), кстати, единственный сын в старом бывшем дворянском роду маркизов, — одним тем французы заслужили бы нашу благодарность и добрую память.
> Как можно было попасть из Франции в СССР в 42-43 годах? Откуда форма несоветская бралась?
Формы у запасливых французов было много, но бывало, что и нашу носили. Директивой Главного штаба ВВС № 341194 от 25.11.1942 им было предоставлено право ношения своей формы, знаков различия и наград, а официальным языком назначен французский.
Сборным пунктом была отбитая в июне 1941 у вишистов авиабаза Раяк в долине Бекаа (Ливан). Название базы стало потом коллктивным позывным эскадрильи и полка. Сбор начат 11 июня 1942.
Первая подгруппа лётчиков — из числа воевавших в Ливии и на острове Крит.
Вторая подгруппа ехала полтора месяца — из Англии пакетботом приплыла в Нигерию, оттуда самолётом в Каир, оттуда поездом в Хайфу, оттуда машинами на базу.
Транспортной авиацией США 14.11.1942 французы доставлены в Багдад, оттуда на перекладных поездах и машинах прибыли в Тегеран. 25-26.11 были получены выездные визы Ирана и въездные — СССР.
И какого чёрта этот лягушатник попёрся в Советский Союз, действительно?
И нахера сбивал FW-190 в своём первом же боевом вылете над деревушкой Обольчи (Абольцы) Толочинского района Витебской области в ходе операции "Багратион"?
Ты-то, кстати, супротив этой мухи на стекле сколько Фокке-Вульфов в землю вогнал? Или там, быть может, чем другим прославился на фронтах по защите Родины?
> Это лично моё мнение и спорить тут особо не о чем.
Коль скоро ты вывалил своё мнение на всеобщее обозрение, обсуждать его будут (или не будут) независимо от твоего желания.
Я обычно этого не делаю, но задам вопрос второй раз.
Этот "лягушатник", в частности, в свои 24 года над Витебской областью сбил немецкий FW-190. Наша советская Родина отметила боевую работу 25-летнего французского лётчика тремя советскими орденами. А что сделал для Родины и человечества 25-летний ты? Что даёт тебе основания считать себя лучше/выше/чище этой "мухи на стекле"?
> Честно говоря,есть такое чувство,если бы не Курская Дуга,то они могли бы воевать и по другую сторону.
Гамма твоих чувств никому не интересна.
Французы по другую сторону тоже воевали, да. Но речь не о них. А о французах Свободной Франции, которые воевали вместе с нами, добираясь весьма заковыристым путём из тёплых Африки и Ближнего Востока в русскую зиму. Путь первой группы мною коротко описан в комментарии #25.
> То есть при сопоставимой численности соединений, количестве боевых вылетов и потерь, результативность «Нормандии-Неман» на порядок выше
Есть мнение, что после первых довольно высоких потерь советские ВВСные начальники принудили французов вести бой коллективно. Кстати, у самого Дыбова что-то об этом было: они поначалу норовили ввязаться в индивидуальную собачью свалку.
> Вот теперь не знаю: про него печальная новость или не про него.
Как бы то ни было, 10 февраля на небесный аэродром улетел последний из них, честных "раяков", отправившихся бить немцев в загадочно-непонятный для большинства из них Советский Союз.