10 февраля 2017 года во Франции на 98 году жизни умер Гаэль Табюре (Gaël Taburet) — последний лётчик легендарного полка «Нормандия-Неман», воевавший вместе с Красной Армией.
Гаэль Табюре (12.11.1919—10.02.2017)
Гаэль Табюре получил «права» военного лётчика в 1939 году. Служил в Африке. Будучи лётчиком Сражающейся Франции, в начале 1944 года аспирант Табюре добровольцем отправился в Советский Союз и 3 апреля был зачислен в 3-ю эскадрилью («Шербур») полка «Нормандия». После освоения советской матчасти с 26 июня 1944 года и до конца войны участвовал в боевых действиях. Летал на Як-9 и Як-3, сбил два немецких самолёта лично и четыре в группе. После войны лейтенант Табюре продолжил карьеру военного лётчика, вышел в отставку в 1963 году полковником.
Представляли к Войне, но сверху рассудили по-своему и наградили Табюре орденом Красного Знамени.
Гаэль Табюре был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». На родине стал командором ордена Почётного легиона. Лётчика похоронят 22 февраля в Каннах.
Время неумолимо: из всего французского личного состава авиаполка «Нормандия-Неман», принимавшего участие в Великой Отечественной войне, сегодня остался один человек — бывший авиамеханик Андре Пейрони (André Peyronie). В 1943 году, когда «Нормандия» была ещё эскадрильей, старший сержант Пейрони обслуживал самолёт будущего Героя Советского Союза Марселя Лефевра. Сегодня ветерану 96 лет.
Песня, и заметка, как глоток чистого воздуха для души. Маркер, который описывает время и отличает хорошего человека от остальных. А тем, кто пытается вякать про ужасное прошлое и приравнивать нацизм и сталинизм, хочется без лишних слов заехать по щам. Простите. Ради памяти советских людей и наших настоящих союзников. Это святое.
Мой дед, Карписонов Леонард Антонович, был механиком в Нормандии. Потом уже, обслуживал МиГи в корейскую. Получив высшее образование работал в оборонном НИИ, занимался тепловыми ГСН.
О войне рассказывал очень мало, но французский товарищей впоминал добром. Жалко, что из-за работы не получилось съездить ему к ним в гости, хоть и звали.
Кстати, французским пилотам так понравился Як-3, что после окончания войны 41 истребитель, на которых они воевали, был передан в дар Франции.
20 июня 1945 года французские летчики на этих самолетах вернулись на родину.
Эти истребители стояли на вооружении Франции до 1956 года.
Камрад, ничего не перепутал? И заметка, и пост камрада Домосед касаются французов, воевавших в составе авиаполка "Нормандия" совместно с Советской Армией. Про "вишистов" кроме тебя никто не писал.
> Спасибо Вам французы? а как быть с большинством французов, которые бились бок о бок с фашисткой сволочью против наших дедов?
Большинство французов, к твоему сведению, было мирными обывателями и ни с кем не билось. Учись корректно формулировать свои мысли.
А "спасибо" мы говорим тем французам, благодаря которым Сражающаяся Франция сохранила национальную честь и считалась союзной державой. И в особенности тем отъявленным смельчакам, которые отважно (и добровольно) отправились воевать в СССР.
И даже если бы среди всех них был только один капитан Морис-Анри-Франс де Сейн (Maurice Henry France de Seynes), кстати, единственный сын в старом бывшем дворянском роду маркизов, — одним тем французы заслужили бы нашу благодарность и добрую память.
> Как можно было попасть из Франции в СССР в 42-43 годах? Откуда форма несоветская бралась?
Формы у запасливых французов было много, но бывало, что и нашу носили. Директивой Главного штаба ВВС № 341194 от 25.11.1942 им было предоставлено право ношения своей формы, знаков различия и наград, а официальным языком назначен французский.
Сборным пунктом была отбитая в июне 1941 у вишистов авиабаза Раяк в долине Бекаа (Ливан). Название базы стало потом коллктивным позывным эскадрильи и полка. Сбор начат 11 июня 1942.
Первая подгруппа лётчиков — из числа воевавших в Ливии и на острове Крит.
Вторая подгруппа ехала полтора месяца — из Англии пакетботом приплыла в Нигерию, оттуда самолётом в Каир, оттуда поездом в Хайфу, оттуда машинами на базу.
Транспортной авиацией США 14.11.1942 французы доставлены в Багдад, оттуда на перекладных поездах и машинах прибыли в Тегеран. 25-26.11 были получены выездные визы Ирана и въездные — СССР.
Велики человек, мужчина и джигит.
Не ушел, а отправился в последний полет. Теперь он встретится со своими однополчанами, и им будет - о чем поговорить.
> Спасибо Вам французы? а как быть с большинством французов, которые бились бок о бок с фашисткой сволочью против наших дедов?
Придурок, здесь вспоминают про героев. Именно эти герои во главе с Шарлем де Голлем и спасли Францию от окончательного позора. Какого хрена ты сюда тащишь эту мразоту, воевавшую на стороне Гитлера?
> И даже если бы среди всех них был только один капитан Морис-Анри-Франс де Сейн (Maurice Henry France de Seynes), кстати, единственный сын в старом бывшем дворянском роду маркизов, — одним тем французы заслужили бы нашу благодарность и добрую память.
Маркиз де Сейн Герой Советского Союза. Такого еще не бывало. (с) Из фильма "Нормандия-Неман".
Извините конечно,но и хуй бы с ним...
Лягушатники не заслуживают уважения.
Сдали Родину за пару дней - потом выёбываются,как муха на стекле.
+ Недавние события с цыганом этим биатлонным.
Как связано неспортивное поведение Фуркада с героическими действиями французских лётчиков на фронтах Великой отечественной?
Не смущает разница в несколько десятков лет между событиями?
И какого чёрта этот лягушатник попёрся в Советский Союз, действительно?
И нахера сбивал FW-190 в своём первом же боевом вылете над деревушкой Обольчи (Абольцы) Толочинского района Витебской области в ходе операции "Багратион"?
Ты-то, кстати, супротив этой мухи на стекле сколько Фокке-Вульфов в землю вогнал? Или там, быть может, чем другим прославился на фронтах по защите Родины?
дурачок.
лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы. это за чуть больше 2-х лет участия в войне (с конца марта 43-го)
Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.
4 ГСС.
1. Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап (фр. Roland Paulze d'Ivoy de la Poype), старший лейтенант, командир звена 1-го истребительного авиационного полка Сражающейся Франции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. Дворянин, виконт, 18 сбитых (лично и в группе)
2. Марсель Оливье Альбер (фр. Marcel Olivier Albert), старший лейтенант, командир эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка Сражающейся Франции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. рабочий, 24 сбитых (лично и в группе)
3. Жак Андрэ (фр. Jacques Andre), младший лейтенант, командир звена 1-го истребительного авиационного полка Сражающейся Франции 4 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 6656. сын аса первой мировой, 15 личных побед
4. Марсель Лефевр (фр. Marcel Lefevre), старший лейтенант, командир эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка Сражающейся Франции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза (посмертно). рабочий, 10 личных побед.
> Это лично моё мнение и спорить тут особо не о чем.
Коль скоро ты вывалил своё мнение на всеобщее обозрение, обсуждать его будут (или не будут) независимо от твоего желания.
Я обычно этого не делаю, но задам вопрос второй раз.
Этот "лягушатник", в частности, в свои 24 года над Витебской областью сбил немецкий FW-190. Наша советская Родина отметила боевую работу 25-летнего французского лётчика тремя советскими орденами. А что сделал для Родины и человечества 25-летний ты? Что даёт тебе основания считать себя лучше/выше/чище этой "мухи на стекле"?
спасибо за подробный ответ. Никогда раньше не задумывался об этом.
Могу дополнить. Из книги краеведа Игоря Сергеева. Лечились французские лётчики в Центральном Авиационном Госпитале в Сокольниках (имел рентген). По этому поводу туда в 44 году даже приезжал Де Голль. Награждал своих лётчиков и некоторых наших врачей их лечивших, в т.ч. стоматолога!
Камрад, извини, что поправляю, но "крайний" говорят (и не только летчики), когда подрзумевается, что после вот этого полета, который только что закончился, будет еще как минимум один.
А летчиков эскадрильи "Нормандия-Неман" больше не будет - Гаэль Табюре действительно был последним.
> Камрад, извини, что поправляю, но "крайний" говорят (и не только летчики), когда подрзумевается, что после вот этого полета, который только что закончился, будет еще как минимум один.
Причем, если я правильно понимаю, подрузамеваеться, что будет еще хотя бы один полет в любом качестве, хоть пилотом, хоть пассажиром. Видел, как в немецком документальном фильме, пилот "Люфтганзы" говорил "крайний", подразумевая, что после окончания рейса он выходит на пенсию.
Возраст "по паспорту" не всегда соответствует возрасту "по интеллекту".
Твой случай - наглядное этому подтверждение.
С твоим интеллектом тебе лучше скакать на сайтах для малолетних укропов.
> Честно говоря,есть такое чувство,если бы не Курская Дуга,то они могли бы воевать и по другую сторону.
Гамма твоих чувств никому не интересна.
Французы по другую сторону тоже воевали, да. Но речь не о них. А о французах Свободной Франции, которые воевали вместе с нами, добираясь весьма заковыристым путём из тёплых Африки и Ближнего Востока в русскую зиму. Путь первой группы мною коротко описан в комментарии #25.
В книге - ещё и про политическую "движуху" вокруг Номандии. В составе полка, кстати, были белоэмигранты. Например, ...Аспирант Леон Углов. Родился в 1919 г. в подмосковном Троицке. Начало войны встретил в Алжире. Служил под началом Константина Розанова в эскадрилье «Лафайет». В СССР сбил один самолет лично и четыре в группе. Летал в паре с Роже Соважем, из-за чего их дразнили «Черный и Белый», намекая на цвет кожи одного и происхождение другого. Награжден орденом Отечественной войны. Погиб в авиакатастрофе в 1947 г.... В книге есть целая глава "русские в Нормандии".
...тридцать четыре пилота «Нормандии» погибли, восемь пропали без вести, девять получили тяжелые ранения. Четверым повезло вернуться из плена. Пятнадцать пилотов погибли уже после Второй мировой войны.
Для сравнения, авиагруппа № 1 «Эльзас», созданная на год раньше «Нормандии-Неман», за войну совершила 4500 боевых вылетов, сбив 32 самолета противника.
Авиагруппа № 2 «Иль-де-Франс», сформированная в январе 1942 г., совершила 6029 боевых вылетов, сбив 35 самолетов противника.
Всего французская авиация «Сражающейся Франции» с 1940 по 1945 г. сбила 344 самолета противника, из них 273, или 80 %, на счету «Нормандии-Неман».
И о потерях. «Нормандия-Неман» за годы сражений в СССР потеряла 42 пилота из 96. «Эльзас» 21 из 87, «Иль-де-Франс» 37 из 78. То есть при сопоставимой численности соединений, количестве боевых вылетов и потерь, результативность «Нормандии-Неман» на порядок выше.... (с)
> То есть при сопоставимой численности соединений, количестве боевых вылетов и потерь, результативность «Нормандии-Неман» на порядок выше
Есть мнение, что после первых довольно высоких потерь советские ВВСные начальники принудили французов вести бой коллективно. Кстати, у самого Дыбова что-то об этом было: они поначалу норовили ввязаться в индивидуальную собачью свалку.
В августе 2013-го по работе был на юге Франции, в маленьком городке Рюстрель. Начальник снял гостевой дом у местных, сами хозяева жили тут же в соседнем доме. Обедать хозяева звали к себе всегда в те дни, когда мы не на выездах были.
В один из таких обедов они позвали в гости старичка. Старичок сильно обрадовался тому, что я русский. Но он по-английски не говорил, а я тогда не говорил по-французски. Зато мой начальник отлично говорит. За обедом, насколько я понял, они во всю обсуждали лётные качества разных самолётов второй мировой и воздушные бои.
Потом начальник мне сказал, что дедушка этот -- пилот Нормандии-Неман. Имя его я на слух не воспринял при знакомстве, а переспросить неловко было. Вот теперь не знаю: про него печальная новость или не про него.
> после первых довольно высоких потерь советские ВВСные начальники принудили французов вести бой коллективно. Кстати, у самого Дыбова что-то об этом было
Вечная память Герою! Он спасал и спас не только честь Франции, но и саму Францию. Пока есть среди французов такие люди, Франция будет жить. Vive la belle France!
> Вот теперь не знаю: про него печальная новость или не про него.
Как бы то ни было, 10 февраля на небесный аэродром улетел последний из них, честных "раяков", отправившихся бить немцев в загадочно-непонятный для большинства из них Советский Союз.