> Борис, добрый день. А вот вы коснулись темы газовых атак и упамянули Ипр. А как же известная атака мертвецов? Или это больше пропаганда чем значимое сражение первой мировой?
Под Ипром (первая в истории газовая атака на поле боя) выбили полторы дивизии (15000 жертв).
Под Осовцом - атак одной роты (200 человек).
Ну тут уж сам разбирайся - что значимо, а что нет.
> Уважаемые Д.Ю. и Б.В., расскажите, пожалуйста, про хлеб. Почему это был столь ценный продукт? Сейчас запросто можно обходиться без него, подозреваю, что и качество оного сильно отличалось.
Камрад, тогда ели в основном хлеб. Всё остльаное для 90% населения - только что-бы жрать не один хлеб, разнообразить немного.
Это сейчас не ешь хлеб из соображений диеты или просто не сильно нравится. а тогда ты или жрёшь хлеб, или остаёшься голодным.
> Как я понимаю, город был основан лишь под конец 1916 года, то есть, ни о каком порте, который может перегружать на железную дорогу грузы в товарном количестве речи идти не может (собственно, и порт, и жд-ветка только лишь строились).
> Просто мне кажется, что надо поосторожнее с обобщениями быть. Избыточное обобщение практически всегда ошибочно и может делу навредить. А уж "все" и "вся" это точно перебор.
Но ведь на деле так и есть - все нынешние официозные рассказы о ПМВ служат именно этой цели. Какие-то из них правдивы, какие-то - больше фантазия. Но цель именно та, что тебе указали.
> вопрос по авто. у ри написано "произведено 20 тыс. грузовиков". откуда? ведь руссо-балт был эвакуирован в 1915 г. все бы ничего. но он за все время своей работы выпустил 470 авто.
> какой завод в ри смог построить 20 тыс. авто?
> Вот такой вопрос меня интересует: как так получается, что в представлении многих граждан Российская Империя начала ХХ века была чуть не раем на земле? Вроде бы - вот цифры, вот данные, вот факты, а граждане все туда же - "нам нужна православная монархия", "царя погубили", "кровавые большевики развалили Империю" и т.д.
"В итоге к началу мировой войны в распоряжении войск оказа
лось всего 418 грузовых, 259 легковых, 2 санитарные и 32 маши
ны вспомогательного назначения (цистерны, мастерские), 101
мотоцикл. Военное ведомство провело мобилизацию частных ма
шин на основании спешно утвержденного 17 июля 1914 г. Поло
жения о военно-автомобильной повинности.
От частных владельцев поступило всего 3000 легковых, 430
грузовых машин и 1800 мотоциклов.
Автомобильная повинность не оправдала надежд. Машин ока
залось мало и не тех классов. Между тем война требовала ре
шить задачу организации автобронечастей. Ряд заводов получил
задание начать собственное производство машин. Объясняя при
чины столь позднего решения, Главное военно-техническое управ
ление докладывало в 1915 г.: «Хотя Военное министерство и соз
навало громадное значение в военном деле механической авто
мобильной тяги, но мероприятия в этой области снабжения
армии отлагались и ставились в зависимость от финансовых
средств государства, которые были недостаточны для удовлет
ворения разнообразных потребностей по государственной оборо
не».
К сооружению частных автомобильных заводов приступили лишь летом 1916 г. (в Москве, Ярославле, Рыбинске и Нахичевани, на Дону). Между тем потребность в автомашинах
резко возросла. В конце 1914 г. ГУГШ испросило разрешение
приобрести за границей 1422 машины. Затем, с разрешения Во
енного Совета, в 1915 г. было размещено еще несколько заказов:
один — на 3938 машин и 278 тракторов и второй — на 3511 ма
шин, 65 тракторов, 3 тыс. мотоциклов и 3 тыс. велосипедов.
Первая автобронерота была сформирована из броневиков, по
строенных на Ижорском заводе по проекту полковника Добр
жанского. В нее вошло 4 взвода, включавшие по 2 бронемашины,
2 легковые машины, 1 грузовую и 1 мотоцикл. Всего на заводе
было произведено в это время 10 броневиков, 10 легковых и 5
грузовых машин.
Одновременно полковник Секретов был направлен с черте
жами своей бронемашины в Англию для организации производ
ства русской модели бронемашины на заводе «Остин». Здесь
изготовили 48 броневиков, которые в конце 1914 г. и начале
1915 г. были доставлены в Петербург. Для вновь образованных
бронечастей был утвержден особый штат. Автоброневзвод включал 3 пулеметные бронемашины, 4 легковые и 4 мотоцикла, 1 грузовик для хозяйственных надобностей, 1 мастерскую и 1 цистерну. Бронемашины имели одно 76-мм орудие и два пулемета,
общий вес составлял 8,4 т. Поскольку такой вес затруднял дви
жение машин на местности, было решено уменьшить его до
7 т за счет установки 37-мм пушки.
Ижорскому заводу было поручено усовершенствовать свои
броневики за счет дополнительного бронирования и установки
вооружения. Завод изготовил 8 автомобилей с пулеметными уста
новками и 4 автомобиля с 37-мм орудиями. Толщина брони со
ставляла от 4 до 6 мм, и ее не пробивала остроконечная пуля,
выпущенная с расстояния в 200 шагов.
В конце 1914 г. в 1-й и 2-й армиях действовало по одной
автобронероте, состоявшей из 5 взводов (4 пулеметных и 1 пу
шечный), 8 отдельных броневзводов по 3 машины в каждом и
1 бронеотряда, состоявшего из 4 бронеавтомобилей.
К середине 1917 г. в русской армии находилось грузовых ма
шин грузоподъемностью от 1,5 до 2 т — 2700 и от 3 до 5 т — 2300,
а также 2700 легковых и 1400 санитарных машин. Кроме того,
там имелось 230 автомастерских, 500 автоцистерн, 100 автоку
хонь, 6000 мотоциклов и 280 тракторов.
В ходе кампании 1914 г. военный инженер А. А. Пороховщи
ков представил непосредственно в Ставку главнокомандующего
проект танка «Вездеход». Опытный образец «Вездехода» был по
строен в Риге в 1915 г. и успешно прошел испытания. Танк «про
ходил по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных
автомобилей». Он имел двигатель внутреннего сгорания и дейст
вовал на гусеничном ходу. На вооружение танка предполагалось
поставить пулемет. В том же году А. Васильев предложил по
ставить бронеавтомашины на гусеничный ход, превратив их в
легкие танки. Значительный интерес представляет проект трак
тора Я. В. Малина и С. Серебрякова. Чертежи его были рассмот
рены в военном ведомстве, но последнее отказалось организовать
производство тракторов, которые легко было использовать под
бронемашины. Таким образом, для организации собственного
производства танков военное ведомство также ничего не сделало.
К мысли о необходимости создания специального предприятия в
Ставке и министерстве пришли только после успешного приме
нения танков англичанами в сражении на реке Сомме 15 сентяб
ря 1916 г.
Первый опыт применения автобронемашин был обобщен в
«Инструкции для боевого применения бронированных автомоби
лей», изданной в 1915 г. В феврале 1916 г. было принято решение
реорганизовать автомобильные части. Зимой 1915 г. вопрос об
использовании автобронемашин был обсужден на Военном Совете, который принял решение довести количество броневзводов
до 39, обеспечить ими каждый стрелковый корпус и сформиро
вать запасную бронероту при Ораниенбаумской офицерской
школе.
Резко увеличившаяся потребность в автомобилях не могла
быть покрыта продукцией отечественных предприятий. Собствен
но говоря, специализированного автомобильного завода в это
время в России не было. Рижский завод прекратил свое сущест
вование. В 1916 г. Рябушинский и Кузнецов основали «Автомо
бильное Московское общество» (АМО) и приобрели патент у
фирмы «Фиат» на изготовление шасси грузового и легкового ав
томобиля. Строительство завода продолжалось с 1916 по 1918 г.,
но к серийному производству завод не смог приступить. Нужда
вынудила вновь обратиться к заграничным заказам.
В ноябре 1915 г., учитывая положительный опыт использова
ния автомобилей в боевой обстановке, Главное военно-техниче
ское управление вошло в Особое совещание по обороне государ
ства с представлением о заготовке автомобильного имущества в
потребность снабжения армий на срок до июня 1916 г. За грани
цей предлагалось заказать 14 378 автомобилей и 10 333 мотоцик
ла. Представление было одобрено Особым совещанием на за
седании 14 ноября. В счет установленной потребности в конце
1915 г. за границей было заказано 13 272 автомобиля и 6 418 мо
тоциклов...
В конце 1916—1917 г. в США, Англии и Франции было зака
зано 5 729 грузовых, 4 667 санитарных машин, а также 9 тыс.
мотоциклов, причем на долю США пришлось 3 729 грузовых,
4 667 санитарных машин и 5893 мотоцикла. Но большая часть
заказов не была выполнена.
Всего за время войны было изготовлено в России и закуплено
за границей 24 978 машин. Из этого числа войска получили 490
бронемашин (пулеметных), 13 598 грузовиков, 7 506 легковых
машин, 2173 санитарные, 569 автоцистерн, 234 автокухни, 10 ав
тоосветительных установок, 51 омнибус и 45 автодепо.
Вину за несвоевременное обеспечение русской армии бронемашинами,
танками и автомобилями несло не только военное ведомство, но
и Министерство финансов, систематически урезывавшее сметы
на оборону, а также Военный Совет, соглашавшийся с доводами последнего."
> Фактически "отверточная сборка". Во время ПМВ были предприняты лихорадочные попытки провести индустриализацию. Автомобильные заводы так на полную мощность и не вышли, хотя и собирали все из импортных деталей. 20 000 - цифра явно завышенная.
Не завышенная. Она просто взята из труда "Первая мировая война в цифрах". Вот только там в таблице дана сноска, что это цифра с иностранными поставками, а собственное производство было ничтожным.
> а чем было обусловлено назначение на пост командующего важнейшего Северо-Западного фронта в 1916 "героя" Русско-японской "гениального" полководца Куропаткина? Он имел важные связи или просто не было более-менее толковых командиров?
> Правильно "Остин" Путиловский. Самоназвания "Остин-Путиловец" не существовало. И кроме "Остинов" были и другие бронеавтомобили, например - "Гарфорд" того же Путиловского
Ну офигеть! Самоназвание бездушной железки, это сильно!
а названий использовалось параллельно несколько.