Очень бодрый и интересный разведопрос получился. Спасибо! Мы все тут заждались Бориса Витальевича
ПМВ довольно странная война. В итоге все хотели ее прекратить, а начинали таааак бодро...
Здравствуйте Дмитрий Юрьевич и Борис Витальевич.
На 12:54 ролика вы говорите о замполитах. А где о них почитать можно? Что они делали, и какие обязанности у них были?
Борис Виталич и Дмитрий Юрич! Давно хотел попросить вас снять ролик про рассекречивание документов. Постоянно об этом везде говорят "снят гриф секретности", "на основе рассекреченных данных" и т.п. Как это всё работает? Обязаны ли спецслужбы рассекречивать документы через строгий промежуток времени? Неужели они перед рассекречиванием, ну например, материалов о войне с Грузией 08 08 2008 не могут чтото подделать или просто уничтожить? Вообщем вопросов много и я думаю многим бы было интересно. Спасибо.
Борис Витальевич недавно пересмотрел разбор фильма Адмиралъ. И вспомнился мне еще один фильм из серии "вспомним первую мировую". Батальонъ называется. Борис Витальевич не могли бы рассказать про женский батальон смерти. И нет ли у госпожи Бочкаревой своих скелетов в шкафу? Кто она? И чем закончилась ее судьба?
Помню свой восторг от просмотра Адмирала. Который вы развеяли открыв мне глаза. Теперь у меня сомнения, Батальонъ мне также понравился.
Борис, добрый день. А вот вы коснулись темы газовых атак и упамянули Ипр. А как же известная атака мертвецов? Или это больше пропаганда чем значимое сражение первой мировой?
В той лекции Вы упоминали про инцидент (драку с мужиком, который курил в поезде). Как поступить правильно, если на месте того мужика оказалась бы женщина, и она точно так же по-хамски себя вела? А то феминистки равных прав хотят.
Уважаемые Д.Ю. и Б.В., расскажите, пожалуйста, про хлеб. Почему это был столь ценный продукт? Сейчас запросто можно обходиться без него, подозреваю, что и качество оного сильно отличалось. Вот эти хлебные нормы в армии или для гражданских в военное время, надо понимать, что кроме хлеба ничего не выдавалось и ряд граждан питались только хлебом? В общем, полный пробел в голове по вопросу съестного. Спасибо.
> Борис, добрый день. А вот вы коснулись темы газовых атак и упамянули Ипр. А как же известная атака мертвецов? Или это больше пропаганда чем значимое сражение первой мировой?
Под Ипром (первая в истории газовая атака на поле боя) выбили полторы дивизии (15000 жертв).
Под Осовцом - атак одной роты (200 человек).
Ну тут уж сам разбирайся - что значимо, а что нет.
> Уважаемые Д.Ю. и Б.В., расскажите, пожалуйста, про хлеб. Почему это был столь ценный продукт? Сейчас запросто можно обходиться без него, подозреваю, что и качество оного сильно отличалось.
Камрад, тогда ели в основном хлеб. Всё остльаное для 90% населения - только что-бы жрать не один хлеб, разнообразить немного.
Это сейчас не ешь хлеб из соображений диеты или просто не сильно нравится. а тогда ты или жрёшь хлеб, или остаёшься голодным.
Недавно наткнулся на цикл статей газеты "Тасс" о событиях 1991 года + чуть чуть о 93ем.
Зацепило до глубины души. Начал копать в инете на эту тему, а там одна дрянь и балабольство.
Может присоветуете статью/лекции толковые по этой теме?
Борис Витальевич, прошу внести ясность по поводу Мурманска, о котором вы несколько раз сказали в выпуске.
Как я понимаю, город был основан лишь под конец 1916 года, то есть, ни о каком порте, который может перегружать на железную дорогу грузы в товарном количестве речи идти не может (собственно, и порт, и жд-ветка только лишь строились).
Собственно, само строительство этого города было ответом на то, что Архангельск, как единственный на тот момент крупный порт Белого моря, не справлялся с грузопотоком от союзников (плюс до Архангельска дальше плыть).
> Как я понимаю, город был основан лишь под конец 1916 года, то есть, ни о каком порте, который может перегружать на железную дорогу грузы в товарном количестве речи идти не может
Ненароком включил кабельный телеканал "История" (программа "Первая мировая. Неизвестная война), а там в полный рост историк с серьезными регалиями поведал, что ПМВ была (именно была, а не криво позиционировалась пропагандой) для РИ второй отечественной. Больше пяти минут смотреть и слушать это не смог.
> Как я понимаю, город был основан лишь под конец 1916 года, то есть, ни о каком порте, который может перегружать на железную дорогу грузы в товарном количестве речи идти не может (собственно, и порт, и жд-ветка только лишь строились).
> Ненароком включил кабельный телеканал "История" (программа "Первая мировая. Неизвестная война), а там в полный рост историк с серьезными регалиями поведал, что ПМВ была (именно была, а не криво позиционировалась пропагандой) для РИ второй отечественной
Только назвав эту войну "Отечественной", они буквально через предложение рассказали, что российское общество на эту войну положило большой и толстый.
Типа армия там воюет, а всей остальной стране до ее - армии - проблем дела нет.
Так какая ж, нахрен, это "Отечестванная" война, если этому самому Отечеству до нее нет дела - кроме тех, кого она непосредственно зацепила?
Можно сравнить с отношением народа в тылу к действительно Великой Отечественной войне - которую сейчас пидарасы всех мастей предпочитают называть исключительно "Вторая Мировая", "WW2" или просто "Великая война".
> Вся беготня с ПМВ служит одной цели - забвение ВОВ.
> >
> > Все рассказы про героических предков служат только ширмой и отвлечением внимания.
>
> Точно вся беготня и все рассказы?
Поднятие "на щит" войны, в которой ВСЕ до единого ее участники (имеются ввиду страны) были нихрена не жертвами, а хищниками, жаждавшими крови, все до единого ее ждали и желали - т. е. войны по праву названной Империалистической - да, именно для этой цели и служит.
Именно для этого же служит и то, что и Империалистическую, и Великую Отечественную сейчас все чаще называют одинаково: "Великая война". Типа - никакой между ними разницы нет.
Чтобы они сначала перепутались в мозгах малолетних и не только идиотов, а потом Великая Отечественная заместилась в их мозгах Первой мировой.
И уже огромное количество долбоебов (в том числе и по официальным новостям в телевизоре) рассказывает про "российскую армию, взявшую в 45-м Берлин" и про "наш, российский флаг над Рейхстагом".
Очевидно, всякие социалистические и пацифистские движения оказывали влияние на армии. Это логично, ибо нормальной мотивации у большинства людей, населяющих воюющие страны, не было. Судя по всему, и пропаганда нормально не работала. Другое дело, что это вина в первую очередь руководства этих стран.
Это все понятно. Просто мне кажется, что надо поосторожнее с обобщениями быть. Избыточное обобщение практически всегда ошибочно и может делу навредить. А уж "все" и "вся" это точно перебор.
> Просто мне кажется, что надо поосторожнее с обобщениями быть. Избыточное обобщение практически всегда ошибочно и может делу навредить. А уж "все" и "вся" это точно перебор.
Но ведь на деле так и есть - все нынешние официозные рассказы о ПМВ служат именно этой цели. Какие-то из них правдивы, какие-то - больше фантазия. Но цель именно та, что тебе указали.
> Но ведь на деле так и есть - все нынешние официозные рассказы о ПМВ служат именно этой цели. Какие-то из них правдивы, какие-то - больше фантазия. Но цель именно та, что тебе указали.
Все нынешние официозные рассказы о ПМВ это все таки чуть менее чем полностью все рассказы о ПМВ. Есть и другие рассказы с другими (надеюсь) целями. В частности на тупичке. В частности ваши.
> Судя по всему, и пропаганда нормально не работала.
Судя по тому, после отмены обязательного посещения религиозных мероприятий количество участников сократилось более, чем в десять раз, там уже ничего нормально не работло.
Борис Витальевич, а те танки были по-настоящему эффективными или больше как моральный фактор? Т.е. могли ли эти танки прорвать сильную оборону, ведь при Камбре немцы вернули себе вроде всю занятую территорию.
вопрос по авто. у ри написано "произведено 20 тыс. грузовиков". откуда? ведь руссо-балт был эвакуирован в 1915 г. все бы ничего. но он за все время своей работы выпустил 470 авто.
какой завод в ри смог построить 20 тыс. авто?
> вопрос по авто. у ри написано "произведено 20 тыс. грузовиков". откуда? ведь руссо-балт был эвакуирован в 1915 г. все бы ничего. но он за все время своей работы выпустил 470 авто.
> какой завод в ри смог построить 20 тыс. авто?
> А самолеты получается тоже не все были произведены у нас?
Там сложно прям в деталях смотреть. Но у нас произвели немало из этого числа. Какое-то число моторов тоже произвели по лицензии "отвёрткой", правда устаревших и маломощных, что сказывалось на качестве и типах самолётов, которые тут производили. Но на фоне остальных это в любом случае - капля в море, к тому же, сильно проигрывающих по совершенству. Недаром у немцев на Восточном фронте использовался антиквариат, который на Западном вывели из первой линии ещё год-два назад.
В целом, с двигателестроением был швах, очень напоминающий теперешние потуги с гражданской авиацией. Сплошные заявления, а на выходе - отвёртка в недостаточных количествах и намерений громадьё.
Борис Витальевич, большое спасибо за интересный ролик.
Вот такой вопрос меня интересует: как так получается, что в представлении многих граждан Российская Империя начала ХХ века была чуть не раем на земле? Вроде бы - вот цифры, вот данные, вот факты, а граждане все туда же - "нам нужна православная монархия", "царя погубили", "кровавые большевики развалили Империю" и т.д.
> как так получается, что в представлении многих граждан Российская Империя начала ХХ века была чуть не раем на земле? Вроде бы - вот цифры, вот данные, вот факты, а граждане все туда же - "нам нужна православная монархия", "царя погубили", "кровавые большевики развалили Империю" и т.д.
Пропаганда.
Ещё увидишь, про сегодняшний "рай" будут так же рассказывать. Пока одинокие возгласы про "благословенные девяностые" они показывают тенденцию.
> Вот такой вопрос меня интересует: как так получается, что в представлении многих граждан Российская Империя начала ХХ века была чуть не раем на земле? Вроде бы - вот цифры, вот данные, вот факты, а граждане все туда же - "нам нужна православная монархия", "царя погубили", "кровавые большевики развалили Империю" и т.д.
"В итоге к началу мировой войны в распоряжении войск оказа
лось всего 418 грузовых, 259 легковых, 2 санитарные и 32 маши
ны вспомогательного назначения (цистерны, мастерские), 101
мотоцикл. Военное ведомство провело мобилизацию частных ма
шин на основании спешно утвержденного 17 июля 1914 г. Поло
жения о военно-автомобильной повинности.
От частных владельцев поступило всего 3000 легковых, 430
грузовых машин и 1800 мотоциклов.
Автомобильная повинность не оправдала надежд. Машин ока
залось мало и не тех классов. Между тем война требовала ре
шить задачу организации автобронечастей. Ряд заводов получил
задание начать собственное производство машин. Объясняя при
чины столь позднего решения, Главное военно-техническое управ
ление докладывало в 1915 г.: «Хотя Военное министерство и соз
навало громадное значение в военном деле механической авто
мобильной тяги, но мероприятия в этой области снабжения
армии отлагались и ставились в зависимость от финансовых
средств государства, которые были недостаточны для удовлет
ворения разнообразных потребностей по государственной оборо
не».
К сооружению частных автомобильных заводов приступили лишь летом 1916 г. (в Москве, Ярославле, Рыбинске и Нахичевани, на Дону). Между тем потребность в автомашинах
резко возросла. В конце 1914 г. ГУГШ испросило разрешение
приобрести за границей 1422 машины. Затем, с разрешения Во
енного Совета, в 1915 г. было размещено еще несколько заказов:
один — на 3938 машин и 278 тракторов и второй — на 3511 ма
шин, 65 тракторов, 3 тыс. мотоциклов и 3 тыс. велосипедов.
Первая автобронерота была сформирована из броневиков, по
строенных на Ижорском заводе по проекту полковника Добр
жанского. В нее вошло 4 взвода, включавшие по 2 бронемашины,
2 легковые машины, 1 грузовую и 1 мотоцикл. Всего на заводе
было произведено в это время 10 броневиков, 10 легковых и 5
грузовых машин.
Одновременно полковник Секретов был направлен с черте
жами своей бронемашины в Англию для организации производ
ства русской модели бронемашины на заводе «Остин». Здесь
изготовили 48 броневиков, которые в конце 1914 г. и начале
1915 г. были доставлены в Петербург. Для вновь образованных
бронечастей был утвержден особый штат. Автоброневзвод включал 3 пулеметные бронемашины, 4 легковые и 4 мотоцикла, 1 грузовик для хозяйственных надобностей, 1 мастерскую и 1 цистерну. Бронемашины имели одно 76-мм орудие и два пулемета,
общий вес составлял 8,4 т. Поскольку такой вес затруднял дви
жение машин на местности, было решено уменьшить его до
7 т за счет установки 37-мм пушки.
Ижорскому заводу было поручено усовершенствовать свои
броневики за счет дополнительного бронирования и установки
вооружения. Завод изготовил 8 автомобилей с пулеметными уста
новками и 4 автомобиля с 37-мм орудиями. Толщина брони со
ставляла от 4 до 6 мм, и ее не пробивала остроконечная пуля,
выпущенная с расстояния в 200 шагов.
В конце 1914 г. в 1-й и 2-й армиях действовало по одной
автобронероте, состоявшей из 5 взводов (4 пулеметных и 1 пу
шечный), 8 отдельных броневзводов по 3 машины в каждом и
1 бронеотряда, состоявшего из 4 бронеавтомобилей.
К середине 1917 г. в русской армии находилось грузовых ма
шин грузоподъемностью от 1,5 до 2 т — 2700 и от 3 до 5 т — 2300,
а также 2700 легковых и 1400 санитарных машин. Кроме того,
там имелось 230 автомастерских, 500 автоцистерн, 100 автоку
хонь, 6000 мотоциклов и 280 тракторов.
В ходе кампании 1914 г. военный инженер А. А. Пороховщи
ков представил непосредственно в Ставку главнокомандующего
проект танка «Вездеход». Опытный образец «Вездехода» был по
строен в Риге в 1915 г. и успешно прошел испытания. Танк «про
ходил по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных
автомобилей». Он имел двигатель внутреннего сгорания и дейст
вовал на гусеничном ходу. На вооружение танка предполагалось
поставить пулемет. В том же году А. Васильев предложил по
ставить бронеавтомашины на гусеничный ход, превратив их в
легкие танки. Значительный интерес представляет проект трак
тора Я. В. Малина и С. Серебрякова. Чертежи его были рассмот
рены в военном ведомстве, но последнее отказалось организовать
производство тракторов, которые легко было использовать под
бронемашины. Таким образом, для организации собственного
производства танков военное ведомство также ничего не сделало.
К мысли о необходимости создания специального предприятия в
Ставке и министерстве пришли только после успешного приме
нения танков англичанами в сражении на реке Сомме 15 сентяб
ря 1916 г.
Первый опыт применения автобронемашин был обобщен в
«Инструкции для боевого применения бронированных автомоби
лей», изданной в 1915 г. В феврале 1916 г. было принято решение
реорганизовать автомобильные части. Зимой 1915 г. вопрос об
использовании автобронемашин был обсужден на Военном Совете, который принял решение довести количество броневзводов
до 39, обеспечить ими каждый стрелковый корпус и сформиро
вать запасную бронероту при Ораниенбаумской офицерской
школе.
Резко увеличившаяся потребность в автомобилях не могла
быть покрыта продукцией отечественных предприятий. Собствен
но говоря, специализированного автомобильного завода в это
время в России не было. Рижский завод прекратил свое сущест
вование. В 1916 г. Рябушинский и Кузнецов основали «Автомо
бильное Московское общество» (АМО) и приобрели патент у
фирмы «Фиат» на изготовление шасси грузового и легкового ав
томобиля. Строительство завода продолжалось с 1916 по 1918 г.,
но к серийному производству завод не смог приступить. Нужда
вынудила вновь обратиться к заграничным заказам.
В ноябре 1915 г., учитывая положительный опыт использова
ния автомобилей в боевой обстановке, Главное военно-техниче
ское управление вошло в Особое совещание по обороне государ
ства с представлением о заготовке автомобильного имущества в
потребность снабжения армий на срок до июня 1916 г. За грани
цей предлагалось заказать 14 378 автомобилей и 10 333 мотоцик
ла. Представление было одобрено Особым совещанием на за
седании 14 ноября. В счет установленной потребности в конце
1915 г. за границей было заказано 13 272 автомобиля и 6 418 мо
тоциклов...
В конце 1916—1917 г. в США, Англии и Франции было зака
зано 5 729 грузовых, 4 667 санитарных машин, а также 9 тыс.
мотоциклов, причем на долю США пришлось 3 729 грузовых,
4 667 санитарных машин и 5893 мотоцикла. Но большая часть
заказов не была выполнена.
Всего за время войны было изготовлено в России и закуплено
за границей 24 978 машин. Из этого числа войска получили 490
бронемашин (пулеметных), 13 598 грузовиков, 7 506 легковых
машин, 2173 санитарные, 569 автоцистерн, 234 автокухни, 10 ав
тоосветительных установок, 51 омнибус и 45 автодепо.
Вину за несвоевременное обеспечение русской армии бронемашинами,
танками и автомобилями несло не только военное ведомство, но
и Министерство финансов, систематически урезывавшее сметы
на оборону, а также Военный Совет, соглашавшийся с доводами последнего."
P.S. В Первую Мировую выпустили 28000 пулеметов, а в Великую отечественную 1,5 миллиона и 800 тысяч орудий и минометов. и это в ситуации в десятки раз хуже чем в ПМВ. Великая промышленность была у Российской Империи.
> Ещё увидишь, про сегодняшний "рай" будут так же рассказывать.
Прочитав это предложение, немедленно подумал о том, какое наглое вранье идет про т.н. "лихие девяностные". Потом прочитал следующее в твоем посте.
Призадумаешься тут.
Ельцин был не такой уж плохой. При нем была свобода слова, хорошо себя чувствовал малый бизнес и отношения с Америкой и западом были теплыми и дружественными. А те проблемы что при нем были - это все из-за коммунистов и тоталитаризма, ага.
Лично я подобные речи все чаще слышу из уст молодежи.
Они всё это черпают из пропаганды в сми ну и из школьной программы. А делают это отнюдь не оппозиция\белоленточники\майдауны, да как угодно их назови, а сама власть.
Про бомбы от большевиков сам президент рассказывает.
> Они всё это черпают из пропаганды в сми ну и из школьной программы. А делают это отнюдь не оппозиция\белоленточники\майдауны, да как угодно их назови, а сама власть.
> Про бомбы от большевиков сам президент рассказывает.
Я думаю, что сейчас о 90х пока еще в пол силы говорят. Многие помнят события тех лет. Кое-кто даже догадывается, что как-то не слишком законно Ельцин к власти приходил. По этому активно педалировать эту тему, пока еще рискованно. Вот и вынуждены вспоминать царя-батюшку, первую мировую и Россию "которую мы потеряли".
Но уверен, со временем граждане пропагандисты развернутся и начнут копать на полный штык.
Да не только из официальных рупоров. Многие из людей, чьё детство прошло в 90-х тоже говорят о хороших, демократических временах. И не только из-за того, что были глупыми детьми.
Некоторые были детьми родителей, которые смогли подняться на разграблении наследия Союза - торгаши, обслуга всякая. И им было вполне неплохо жить в то время, когда остальные выживали. И эти люди сейчас искренне ностальгируют о том времени.
> И им было вполне неплохо жить в то время, когда остальные выживали
Я наблюдал и примеры обратного. Взрослые и в основном умные люди, которые родились, выросли и в общем неплохо жили в СССР, ненавидят его лютой ненавистью.
Если бы я был социологом или психиатром, я бы наверняка захотел исследовать это явление со всей тщательностью.
Товарищи Борис и Дмитрий, а вы не думали вслед передачам про 1ю мировую забацать и спец.выпуск синего фила по фильму "На западном фронте без перемен"?
Просто слушая Бориса Витальевича перед глазами аж кадры из этого фильма встают как иллюстрация))
> Просто тихий ужас. С такими мощами удивительно как аж до 17 года смогли дотянуть.
Инерция - невероятно сильная штука. Собственно, по "Героям Белаго Дела" было видно, что они сами не понимают - чего хотят, помимо "без большевиков" и "вернуть все в зад".
Точно так же, как сейчас, несмотря на все усилия правящего класса и государственную пропаганду - очень сильна советская инерция.
Например, полно людей относящихся как к Сталину в частности, так и к СССР в целом строго положительно - но являющихся натуральными антисоветчиками разной степени оголтелости и обладателями буржуазного сознания.
В те времена (да и сейчас отчасти) потребление злаковых култур было основой питания. "Хлеб" это не просто буханки, караваи и краюшки - это огромный спектр продуктов. Одной выпечки кроме собственно хлеба - от отдельных блюд типа блинов, пирогов, сырников до сластей - пряников. Плюс первые блюда - в щи подбалтывали муку "для сытости". Отдельно просто "болтушка" - типа супа из муки. Или тюля - размоченный в молоке или просто воде хлеб или сухари. Тогда же входила в употребление лапша в супах.
Каши - кроме гречки и проса - различные крупные помолы из пшеницы и ячменя. На флоте появились макароны в то время, позже ставшие универсальным хлебным продуктом. Даже столь распространенное блюда как пельмени - наполовину "хлеб".
Пили тоже "хлеб" - кисели на мучной основе, квас, и кстати "хлебное вино" - то есть водку. Иногда пиво - то есть тоже "хлеб".
Все это заедалось или закусывалось обильными порциями хлеба. В итоге выходило, что хлеб это основа питания. Потом капуста (в супах) или квашенная, овощи типа огурцов в основном соленых. Белковые продукты это молочный белок в первую очередь, смешиваемый в выпечке и яйца тоже как присадка к выпечке в первую очередь. Рыба, чаще в сушеном или соленом виде. Мяса много не ели в деревнях.
Полноценное питание по современным меркам могло себе позволить лишь меньшенство населения с относительно высоким уровнем доходов.
То есть не более 1/5 населения. Остальные - это крестьяне середняки и беднота сидели на хлебной "диете". Разумеется, это вырабатывало пищевые привычки, от которых плясали нормы снабжения армии. В общем - "хлеб" это не от хорошей жизни.
Я тут столкнулся с интересным фактом - во время наполеоновких войн наш флотский контингент в Голландии чуть ли до бунта не дошел, поскольку сидел на английском морском рационе: солонина, горох вареный, немного пшеничных сухарей и "ром" - то есть грог, поскольку порцию рома при выдаче англичане на 2/3 разбавляли кипятком. Стали требовать русский рацион - бухан апощу две ссылки. Исследования Земскова о реальном числе репрессированных http://www.politpros.com/journal/read/?ID=783 иинтервью председателя Мемориала Рогинского о том, что Мемориал десятилетиями врал о них. http://www.memo.ru/d/124360.html ку чернухи или черные сухари, квашенную капусту и водочную порцию. В общем там и со стратегией не все ладно было - больших успехов не добились. Просто показательный случай. Казалось бы более калорийный и белковый рацион получали, а подишь ты...,
Строили на Амо-Фиат - (позже ныне покойный ЗиЛ). Собирали в основном из итальянских запчастей. Отечесвенных деталей там было от 15% поначалу до 25 в конце. Фактически "отверточная сборка". Во время ПМВ были предприняты лихорадочные попытки провести индустриализацию. Автомобильные заводы так на полную мощность и не вышли, хотя и собирали все из импортных деталей. 20 000 - цифра явно завышенная. При всех усилиях выпустили не более 4 -5 тысяч авто (причем считая и 1918 год, когда Россия уже не воевала практически)
Больше половины выпускаемых самолетов - это только сборка из импортных комплектующих.
Моторы призводили - но сравнительно немного на заводах Гном-Рон, Сальмсун - лицензионные авиамоторы с большим количеством импортных комплектующих. Отечественный завод был один -"Мотор" в Риге который в 1915 году перехал в Москву. Производил мотор отечесвенной конструкции Калеп-80. относительно маломощный и в небольшом количестве. Построили в Москве большой завад фирмы Сальмсун, но перед пуском он полностью сгорел в январе 1918 года. К этому времени остановили производство и Гном-Рон и Калеп -"Мотор".
> расскажите, пожалуйста, про хлеб. Почему это был столь ценный продукт? Сейчас запросто можно обходиться без него
Почему-то напомнило поклёп на Марию-Антуанетту, где ей приписывалась фраза: "Если народу не хватает хлеба, пусть ест пирожные".
Хотя в детстве тоже не понимал, про какие такие хлебные карточки, потеря которых была чуть ли не смерти подобна, вспоминали порой старшие. Когда повзрослел, всё понял.
>Про паровозы (и не только) попадалась на глаза занятная табличка:
Железнодорожная отрасль Российской Империи в годы Первой мировой - это отдельная песня и очень грустная:
Паровозов вроде много, но множество разных конструкций, что сильно осложняло ремонт, так как требовалось много разных запчастей.
Многие дороги были частными, что создавало дополнительные проблемы.
В интересах фронта, дороги были подчинены военному ведомству лишь в прифронтовой полосе, то есть не было единого руководства железными дорогам в масштабах страны.
Железных дорог просто не хватало, а те что были, не обладали достаточной пропускной способностью, например, чтобы получать помощь от Антанты дорогу на Архангельск пришлось переделывать, плюс пришлось делать с нуля дорогу на свежеоснованный Мурманск, тот ещё ужас http://colonelcassad.livejournal.com/1335984.html , гораздо круче Беломорканала, которым стращают псевдолибералы.
> Фактически "отверточная сборка". Во время ПМВ были предприняты лихорадочные попытки провести индустриализацию. Автомобильные заводы так на полную мощность и не вышли, хотя и собирали все из импортных деталей. 20 000 - цифра явно завышенная.
Не завышенная. Она просто взята из труда "Первая мировая война в цифрах". Вот только там в таблице дана сноска, что это цифра с иностранными поставками, а собственное производство было ничтожным.
Борис Витальевич, а чем было обусловлено назначение на пост командующего важнейшего Северо-Западного фронта в 1916 "героя" Русско-японской "гениального" полководца Куропаткина? Он имел важные связи или просто не было более-менее толковых командиров?