Хорошо, но добавлю. Категорически важно сообщать, что когда крестьянин отрабатывает месяц на кулака, его собственное зерно осыпается, или ложится или вообще попадает под ливни. То есть, на обработку своего надела может просто времени не оказаться, если погода сыграет дурную шутку.т
Очень сложная взаимосвязь получается между различными сферами жизни. Интересно, когда нибудь осилят эти взаимосвязи между сельским хозяйством, производством, финансами, социальными отношениями описать математически?
Позвольте вставить свое дополнение..
1. По т.с. орг набору крестьян переселяли из мест бывших засечных земель (однодворцев) при Николае Первом и немножко при Александре Втором. Т.е. Правительство выделяет крестьянину ямские деньги на дорогу до определенного места. Далее по прибытии крестьянину указывают, что ваша деревня будет здесь с землями от сих до сих и возможно уже готовы церковь, школа, изба для сельского писаря и дома (армейскими частями производилась предварительная съемка местности и застройка).
2.При Столыпине переселение было организовано по другому принципу. Государство обеспечивает крестьянина только средствами доехать до губернии которую крестьянин выбирал сам (из приблизительного списка который предлагали в местных органах по переселению). Далее по прибытии на место незанятую землю крестьянин должен найти себе сам.
Удобные земли (около рек и основных трактов) в Сибири, Казахстане были уже заняты старым сибирским крестьянством.
Деревня где жили Морозовы-яркий тому пример. От тракта Туринск-Тюмень около 20 верст, кругом заболоченная тайга, места вокруг деревни вырублено под пашню мало (посмотрите на карту). До тракта идет единственная дорога через лес и болото (можно представить ее состояние в начале 20-века).
Есть еще яркие мемуары героя социалистического труда Якова Геринга, где описано как его предки переселялись при Столыпине в казахские степи.
3.Сами Морозовы, собственно, переселенцами не были)). Дед П.Морозова -служил в тех местах в охране мест заключения, дождался когда его возлюбленная "откинется")), дембельнулся, оженился на ней и осел в тех местах. И сдается мне, что учитывая уголовное прошлое его супруги, с прицелом возможности организации грабежа проезжающих по тракту.
Интересно, спасибо. К слову замечу, что борьба с церковью была не только с позиций пропаганды против коллективизации, но в основном с позиций антисовецкой пропаганды, причиной которой были в том числе распродажа церковного имущества, обложение их налогами и то, о чём упоминает Елена.
> Удобные земли (около рек и основных трактов) в Сибири, Казахстане были уже заняты старым сибирским крестьянством.
Сразу восточнее Урала оно может и так было. Но, во всяком случае, в востоку от Новосибирска (тогда -- Новониколаевска) найти свободную землю под сельское хозяйство особых проблем не было. Там и сейчас множество деревень, основанных столыпинскими переселенцами; у меня предки по материнской линии тогда из Белоруссии выехали, и до сих пор недалеко от Ачинска родня живет. Большое село с названием по бабкиной девичьей фамилии в 20 км от Ачинска -- то есть в непосредственной близости от ж-д магистрали и на берегу реки (Чулым). Еще в 60-70 гг. (не знаю, как оно сейчас) бытовал термин "заимка" -- участок земли, занятый семьей "по праву первого владения" где-то на отшибе, за пределами колхозно-совхозных угодий; то есть проблемы найти такой участок не было.
Если я правильно понял, то большевикам с колхозами и одновременной индустриализацией удалось то, что не удалось Столыпину. А именно удаление лишних рабочих рук из деревни и концентрация земли для проведения модернизации технологий в сельском хозяйстве. Или, как выразилась Елена - аутсайдеры.
Получается так.
- В Англии и Франции 300-400 лет назад крестьян просто согнали с земли, а недовольных перевешали. Это их способ решения проблемы лишних в деревне. Физически убрали и всё.
- В США 200 лет назад просто не было "лишних", ибо там не было крестьян изначально. Те, кто приезжали начинали с нуля. Кто выжил - молодец. Кто не выжил - "ну, ты сам виноват". Избыток захваченной у индейцев земли с одной стороны; и те, кто добрался до Америки - те были людьми предприимчивыми и без комплексов, с другой стороны. У них просто не было проблемы устранения лишних в таких объёмах.
- в СССР 100 лет назад создали условия для: а) насильственного укрепление одной хозяйственной единицы в деревне (колхоз/совхоз существовал как одна единая экономическая единица); б) создали условия для миграции тех, кто не хотел участвовать в таком предприятии в город на стройки коммунизма.
Бомбит? Это вам не игра, где выбрали класс и всё, трубить так до самого конца. Если уважаемый, Клим Саныч, будет иметь желание ознакомиться с ядерной физикой, то вполне сможет прочесть такую лекцию, почему бы и нет.
Профессору Попову, который мат.-мех. заканчивал, вы тоже воспретите философией заниматься?
Человек городской рассказывает о гигиене деревенской жизни. Очень далека от народа.Все узнала из книжек. Методологией научной же владеет.Клим, зажги про адронный коллайдер!
> 2.При Столыпине переселение было организовано по другому принципу. Государство обеспечивает крестьянина только средствами доехать до губернии которую крестьянин выбирал сам (из приблизительного списка который предлагали в местных органах по переселению). Далее по прибытии на место незанятую землю крестьянин должен найти себе сам
Это не так. Переселенцам выдавались различные ссуды, строились дороги, велось разверстание земель, гидротехнические работы.
Другое дело, что даже с учётом провала реформ такие действия оказались недостаточными, а уж если бы реформы удались, то с увеличением потока переселенцев жопа вылезла бы куда более выпуклая. И так то водворено было немногим больше половины переселенцев, без учёта уже уехавших обратно (около 20% вернувшихся).
Тут я думаю народу среди контингента найдется что способны прочитать лекцию про ядерную физику. А кое-кто такие лекции и читал. Правда сомневаюсь что для тебя от лекций на эту тему польза какая то будет. Если человек не способен понять, что от Клима Александровича можно получить гораздо больше пользы если он по своему профилю выступает (или интервьюирует других), то в сторону ядерной физики такому лучше даже не смотреть. Для всех лучше выйдет.
Я жил в северной деревне в детстве - стерильные дома, даже где лежали паралитики. В городах воняло больше, и с водопроводом. Чехов писал о юге и Сахалине).
> Я жил в северной деревне в детстве - стерильные дома
В ролике о том же, сравнивается чистота в северных деревнях с грязью пришлых мигрантов. Ну и вряд ли твоё детство было в дореволюционные годы, а после революции всё кардинально изменилось в лучшую сторону.
> Для нее что Курск, что Вологда - одна страна. Что чернозем, что подзол.Кизяк или береза
Камрад.
Все тонкости процессов протекавших во всех регионах страны не охватишь за полтора часа..
Тем более, что для интересующихся местными условиями по каждой губернии есть возможность почитать данные статистики. Сейчас местные универы активно сканируют и выкладывают у себя на сайтах дореволюционные статистические сборники.
Насчет Вологодской области... Есть фильм документальный "Деревенские повести. Операция "Юг" 1981 года.
https://rutube.ru/video/c4acb9d1a664d620f47950d3d47fd299/ Оцените, что люди в свое время забрались в такую глушь, откуда нормально не вывезти ничего ни к ним нормально привезти и эта как раз Вологодчина.
Что мешает журналисту быть ученым, а ученому быть журналистом? А ни чего не мешает. ))
А еще ученый может быть столяром.
А слесарь может быть ученым.
Ученым может быть даже землекоп второго разряда, чему я сам являюсь живым свидетельством.))
Дихотомия, предложенная вами, совершенно ложная.
Ученый это прежде всего человек, который в своих исследованиях использует научную методологию. Елена Анатольевна методологией работы с историческими источниками владеет замечательно. Более того, благодаря, видимо, физико-техническому образованию у нее и с логикой все в порядке. В отличии от вас)
Кому: пан Головатый, #29 Ты деревенский? В моей деревне электричество провели в 1970. От СССР там только холодильник. Уклад жизни был, как в 1560 м. Дядя мой, сел на полгода за драку в клубе в 50-е, в тюрьме спал на простынях!Стало лучше, но все почему-то валили в Ленинград лимитчиками.
МИФИ 2004. Факультет экспериментальной и теоретической физики. Кафедра квартовой радиофизики. И?
Если ты ждешь что историк, который показал, что как историк он полезен и интересен начнет тебе лекции по ядерной физике читать, то...вообще-то я о Бауманке вообще и о ее выпускниках в частности (особенно еще времен СССР) как то лучшего мнения был.
> Я жил в северной деревне в детстве - стерильные дома, даже где лежали паралитики. В городах воняло больше, и с водопроводом. Чехов писал о юге и Сахалине).
Во-первых, в ролике напрямую сказано было о традиционной чистоте в избах жителей Сибири в отличии от изб переселенцев.
Во-вторых, если вам не 150 лет, то жили вы в деревне преобразованной 70 годами советской власти. От деревни середины 19 - начала 20 века она отличается точно так же, как современный автомобиль отличается от телеги.
В-третьих, вы опять допускаете типичнейшую логическую ошибку, перенося ваш личный опыт современной жизни на исторические реалии 19го века.
> Ты деревенский? В моей деревне электричество провели в 1970. От СССР там только холодильник. Уклад жизни был, как в 1560 м.
То есть крыши у вас там были крытые соломой, окна затянуты бычьим пузырем, печь топилась по-черному, керосиновых ламп не было, жгли вечерами лучину, кроватей небыло, спали на лавках, самоваров не было, одежка из домотканной холстины, посуда глиняная и деревянная...
> Человек городской рассказывает о гигиене деревенской жизни. Очень далека от народа.Все узнала из книжек
Камрад. О гигиене деревенской старой жизни все уже рассказано)).
"Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого путешественника. Сама она не отправлялась в далекие экспедиции — объекты ее исследований жили в соседней деревне Гремячка Рязанской губернии, а многие из них всю жизнь служили в имении ее отца.
Ничего не скрывая и не приукрашивая, на протяжении многих лет Ольга Петровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начиная от стоимости каменного дома и до цены сечки для капусты), бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суеверия и обычаи, и т.д.
Болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить книгу, но и то, что сделано, имеет большую ценность для историка. «Жизнь «Ивана» вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 «Записок Императорского Русского географического общества». Позже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана в наши дни в 2010 году издательством «Ломоносовъ».
"
Взято отсюда-http://ihistorian.livejournal.com/605711.html
Дли затравки -
"Бабка иногда призывается и для лечения младенцев. Чаще всего лечит «грызь» и «крик откликает». Для лечения «грызи» бабка берет овсяное «дерьмо» лошади, прожимает его сквозь тряпку, смешивает с молоком матери и поит этим ребенка. "
"Теперь уж такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А нет, так четырнадцати-пятнадцати лет «невеста» и шестнадцати лет «жених» начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия. Случается это, разумеется, после какой-нибудь «улицы»."
"Изба.
От шести до девяти аршин в квадрате. Окна два. ...Когда топится «черная печь», то обыкновенно отворяется дверь в сенцы. Это вытягивает дым до высоты двери, а выше он стелется синевато-белым пологом, в котором ничего не видно.
... Стоять в избе порядочного роста человеку во время топки очень трудно, так как глаза его находятся в едком пологе дыма. Да и под пологом, сидя на лавке, все-таки ощущаешь едкость дыма на своих глазах. Я, по крайней мере, не могу пробыть в курной избе, когда топится печь, долее десяти минут, а крестьяне привыкают. ...
Топят у нас соломой. Самая лучшая солома для топки — это ржаная, а овсяная и просовая — гораздо хуже. Крестьяне с вечера подстилают себе солому, чтобы спать на ней. Утром солому сжигают в печи, а к вечеру подстилают свежую. Таким образом у крестьян получается очень гигиеничная подстилка для спанья, но ведь это только в урожайные годы. Совсем не то бывает в такие годы, когда соломы для топки не хватает (она вся идет скоту, причем еще иногда и крыши раскрывают, чтобы не поморить голодной смертью скот). В такие годы спят на своей одежде, а печь топят сухим навозом («котяхами») или разным бурьяном —репьями, татарником, крапивой. В такие годы и болезней среди крестьян больше (отчасти благодаря отсутствию гигиенической постели), и глаза гораздо более портятся. В голодные (1891—1892) годы в двух маленьких деревушках (по пятнадцать дворов каждая) «ослепло» человек около десяти от топки. Топка эта была — сухой навоз и всякий бурьян, собранный по межам, дорогам, оврагам. Дым от такой топки был настолько едок, что у вышеупомянутых ослепших (преимущественно стариков и детей) на глазах образовались бельма. Всех этих больных свезли впоследствии в городскую земскую больницу, но трем из них так и не удалось вернуть зрение."
>Д.Ю. Многие не в курсе – я когда-то работал ростовщиком. Вот главное – это не дать деньги, главное – это деньги забрать, вместе с процентом. А для того, чтобы их забрать, надо иметь при себе ОПГ, организованное преступное сообщество из граждан, которые будут эти деньги выколачивать из должников.
Я все правильно понял, чем руководил Д.Ю.? :)
Почти угадал. Только соломой на севере не крыли крыши. Ты щас такую херню принес. А я это застал.И лучину. И молоко в бутылке газетой заткнуной. И фуражка деда с фронта.Про деревню все прочитал? Лучше меня знаешь.
Камрад, ты видел северные дома?Это про южную Россию. Лескова почитай -"теснится народушко на широкой Руси" Страна такая разная, я что и завелся. Географию не принимает во внимание Прудникова.
> Переселенцам выдавались различные ссуды, строились дороги, велось разверстание земель, гидротехнические работы.
>
> Другое дело, что даже с учётом провала реформ такие действия оказались недостаточными, а уж если бы реформы удались, то с увеличением потока переселенцев жопа вылезла бы куда более выпуклая. И так то водворено было немногим больше половины переселенцев, без учёта уже уехавших обратно (около 20% вернувшихся).
> тканые в "четыре цепа" (не знаю, что за термин). Умер дед в 1993.А прапрадед крепостным был.
>
1.Камрад, я в курсе, что дома на Северах крыли не соломой)). Но в царское время там тоже еще практиковались дома с курной избой. Во всяком случае зимнюю избу в доме часто делали курной. И на зиму вся большая семья жила для экономии в одном помещении, а это учитывая габариты северных домов могло и быть человек 20.
У вас, кстати, дом брусом был или глаголью?
2.Ежли прадед крепостным-губерния Вологодская?
3.Четыре цепа-это судя по всему четырехремизный станок. Он позволяет ткать не только полотняным, но уже атласным переплетением, так что в этом отношении не совсем древность.
Я вот вырос в поволжском селе и то, что говорит Прудникова чистая правда, т.к сейчас происходят те же самые капиталистические процессы, только в более сверхмягкой форме.
Интересно послушать Елену и книги отличные. Интересно узнать-что сейчас в работе?
В "Рождённая революцией" в одной из серий хорошо была показана кулацкая ОПГ, возглавляемая батюшкой.
> естественно, с кем землемер чай пьёт на деревне? Уж всяко по бедным избам не ходит.
Есть прекрасный, ещё времён советского прибалтийского кино с их специфическим добрым юмором и другим углом зрения, фильм "Время землемеров". Как для того чтобы землемер нарезал землицу в их пользу в одной деревне его напоят или денег сунут, в другой - побьют-застращают, в третьей - девку подложат.
Диалектика. Осмелюсь заметить что не только деревня деревне рознь, но и двор - двору. Однако статистика позволяет очень грубо и приблизительно обобщить, осмыслить и сделать выводы.
> - В США 200 лет назад просто не было "лишних", ибо там не было крестьян изначально. Те, кто приезжали начинали с нуля. Кто выжил - молодец. Кто не выжил - "ну, ты сам виноват". Избыток захваченной у индейцев земли с одной стороны; и те, кто добрался до Америки - те были людьми предприимчивыми и без комплексов, с другой стороны. У них просто не было проблемы устранения лишних в таких объёмах.
Я читал, что белые колонисты раз за разом сгоняли индейцев с окультуренных земель. Ну и геноцидили их разнообразными способами. А освоение Дикого Запада- это уже финальный аккорд драмы, растянувшийся лет на 60.
> Это не так далеко от трассы Ленинград -Вологда. Пройдись пешком, страну посмотри.
Да я сам деревенский, что ты мне нового показать думаешь? Я чисто на вскидку могу сказать, что в твоей "живущей на уровне 1560" деревне было радио, были генераторы, были лекарства в аптечках, жители имели доступ к медицине и образованию, была библиотека, клуб, гарантированная пенсия, стеклянная и металлическая посуда. А в хозяйстве твои односельчане использовали удобрения, комбикорма, а также выведенные советскими агрономами сорта овощей,фруктов и злаковых. С урожайностью значительно выше, чем три сам. А еще они разводили породы домашнего скота и птицы, созданные советскими животноводами. С удоями выше чем 3 литра в день, и несущих больше 1 яйца в 2-3 дня.
Одно этого хватит, что бы крестьянин начала 20 века попав в вашу деревню посчитал бы себя в раю или где то около того. Про 16 век и говорит нечего.
> Кому: Котовод, #65 >
> > Там еще и клуб был прямо с 1560 года.
>
> Раньше! В 50-е там уже вовсю дрались.
Точно. Только сейчас понял, что имелись в виду 50е годы от рождества Христова. А дядька в клубе, наверное, с римлянами подрался. У них кстати и простыни повсюду были, я в кино видел. Все сходится ))
> Ссуду давали 165 (тем кто переселялся на ДВ-200) рублей на семью.
В одной из книжек Прудниковой приводились "свидетельские показания родственников", про то, что для получения ссуды нужно было дать взятку. А у большинства переселенцев денег на взятку не было. Выглядит достоверно.
> > > Там еще и клуб был прямо с 1560 года.
> >
> > Раньше! В 50-е там уже вовсю дрались.
>
> Точно. Только сейчас понял, что имелись в виду 50е годы от рождества Христова. А дядька в клубе, наверное, с римлянами подрался. У них кстати и простыни повсюду были, я в кино видел. Все сходится ))
Ага! Пьяные римляне хулиганили. Били греческие амфоры о бошки с воплями "за легион!", рвали тоги на груди, искали галлов на базаре, ныряли в мельничный пруд!!!
> Электричество провели в 70-х, а клуб был уже в 50-х?
> Ну-ну.
Ну это вот как раз у меня вопросов не вызывает. В деревне наверняка были электрогенераторы (образца 1560 года, конечно) и до того, как туда электросеть провели.))
Это да, к хорошему быстро привыкаешь. Но наш кинематограф не дремлет! Он показывает нам Правдуъ -не было ничего в Древней Руси, окромя грязи и тупых грязных же истуканов.
> В одной из книжек Прудниковой приводились "свидетельские показания родственников", про то, что для получения ссуды нужно было дать взятку. А у большинства переселенцев денег на взятку не было. Выглядит достоверно.
На том сайте где я искала инфу свидетели говорят, что главное неудобство было в том. что за ссудой приходилось ездить в Переселенческое управление, которое было в уездном городе.. Представляя расстояния в Сибири, можно вполне понять, что часть народа могло второй раз за оставшейся половиной и не поехать..
И график передвижения вынужденно был составлен так, что часть поселенцев, к примеру,в Енисейскую губернию привозили на место когда там еще снегу месяц, как минимум, лежать..
> Ты деревенский? В моей деревне электричество провели в 1970. От СССР там только холодильник. Уклад жизни был, как в 1560 м. Дядя мой, сел на полгода за драку в клубе в 50-е, в тюрьме спал на простынях!Стало лучше, но все почему-то валили в Ленинград лимитчиками.
Агитационные плакаты 30х годов как бы намекают на то, как все идеально было в деревнях, да и не только в них до СССР. Впрочем некоторые уже вновь обрели актуальность.
Вооот, грамотный нигде не пропадёт. Землемер - уважаемый человек.
Но не пошёл мой дед в землемеры, стал активистом за колхозы агитировал. За что и получил, во время восстания безменом от кулаков, шрам на лице остался.
> Сразу восточнее Урала оно может и так было. Но, во всяком случае, в востоку от Новосибирска (тогда -- Новониколаевска) найти свободную землю под сельское хозяйство особых проблем не было. Там и сейчас множество деревень, основанных столыпинскими переселенцами; у меня предки по материнской линии тогда из Белоруссии выехали, и до сих пор недалеко от Ачинска родня живет. Большое село с названием по бабкиной девичьей фамилии в 20 км от Ачинска -- то есть в непосредственной близости от ж-д магистрали и на берегу реки (Чулым). Еще в 60-70 гг. (не знаю, как оно сейчас) бытовал термин "заимка" -- участок земли, занятый семьей "по праву первого владения" где-то на отшибе, за пределами колхозно-совхозных угодий; то есть проблемы найти такой участок не было.
1. Из 3040333 человек которые выехали на переселение, на ДВ заселилось-265689 человек, в Восточную Сибирь 363002 человека. Т.е. основной поток переселенцев это как раз Западная Сибирь, Средняя Азия, Урал.
2.Где брали землю для переселенцев?
а. Перемеряли землю у старожилов и на излишки земли обязывали принимать поселенцев. Как это контролировалось пока нигде не описано, но написано, что приводило к конфликтам между старожилами и новопоселенцами.
б. Реквизировали излишки земли у кочевых инородцев.
в. ВЫделяли землю из т.н оброчных лесных дач (т.е. бывших нарезанных участков под вырубку леса).
Часть этих земель переселенцы самозахватывали и Переселенческое управление по факту утверждало.
Заболоченные площади выделяемые по этому пункту планировалось в будущем мелиорировать.
Источник -Д.Н. Белянин Источники формирования колонизационного фонда в Западной Сибири в годы осуществления столыпинской переселенческой политики (1906–1914 гг.)
Пишут, что основная масса земель-это как раз по пункту в.
Самое занятно то, что оказывается скажем так ..разведка и нарезка участков под переселение производилась вплоть до конца 1918 года. Т.е. власть уже два раза как минимум сменилась)), гражданская война началась, а люди целенаправленно заняты своим делом.
Обложка обещает много интересного)) Очередной опус про попаданца в стиле: "дайте мне автомат калашникова и отправьте в прошлое, я их, дураков, научу как жить"?
> Угол Новгородской. До 1939 - Ленинградская область. Кадуйский район.
>
>
>
> > У вас, кстати, дом брусом был или глаголью?
>
> Брусом, но у нас так не называют.Тоннель 30 метров с двором и хлевом.Зимовка отдельно.
>