В тоталитарном детстве у нас, как известно, не было никаких радостей. Свободы личности не было вообще: к примеру, детей принудительно насильно заставляли ходить в школу, взрослых, которые этому препятствовали, сажали в ГУЛАГ. На помойках питались только персонажи фильма Фёдора Бондарчука "9 рота". Невозможно было достать наркотики (их поголовно употребляют только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота"), не достать было порнографии (только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота" с этим полный порядок). Словом, тоталитарный ад.
Вместо этих недоступных тоталитарным детям прелестей были книжки Николая Носова про Незнайку. И вот недавно исполнилось 100 лет со дня рождения автора. Читателям немедленно раскрыли глаза:
Гениального Незнайку Николай Носов придумал в 1953 году. Современники подмечали: писатель был хмурым и замкнутым. Но глядя на его героя, как-то не верится: синяя шляпа, зеленый галстук, канареечные брюки… Сейчас бы сказали: настоящий неформал.
В Советском Союзе таких людей называли стилягами. А в советском искусстве — диссидентами. Незнайка играет на трубе, а получается какой-то джаз. Незнайка рисует портреты, а получается какой-то авангардизм.
И стихи Незнайка сочиняет без оглядки на ямбы и хореи. Чего только одна рифма стоит — «палка — селедка». У самого Носова проблем с рифмами не было. Песня про кузнечика — это ведь про его стихи.
Партийному руководству показалось бессодержательно. Носова ругали: в книгах нет идеологии. Он даже пообещал в интервью: напишу про Ленина. Но написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». Начальникам понравилось: дали Сталинскую премию по литературе.
Автор заметки Дарья Теричева, судя по всему, произведений Носова не читала. Понятно, ей как интеллигентной девушке это ни к чему — ей и так всё ясно. Но если бы читала, то, возможно, знала бы, что Незнайка жил в светлом коммунистическом будущем, где все люди счастливы и не ведают проблем. Там нет денег, там нет ворья и мошенников, там нет моральных уродов (см. Неформалы). Незнайка — он аналог сказочного Ивана-дурака (который, несомненно боролся с царизмом и выступал за отмену крепостного права), а не отмороженного дегенерата. Его даже зовут Незнайка. Он разгильдяй и недотёпа, но добрый и хороший.
Яркая одежда у него была потому, что он просто не понимал, как надо одеваться. И это было очевидно даже самым маленьким читателям. На трубе он играть не умел, но играл — и поэтому вместо музыки получалась какофония. Это тоже было понятно даже самым маленьким читателям. И рисовать не умел, и поэтому вместо картины у него получалась самая настоящая мазня (см. Авангардизм). Собственно, и со стихами получалось ровно то же самое — Незнайка не умел сочинять стихи, а сочинял. Получается, естественно, бред — и на примерах "пакля — шмакля" даже самым маленьким читателям это очевидно. Но, видимо, надо получить высшее образование в демократической России, и всё откроется с несколько иной стороны. Ибо Дарья Теричева видит в этом диссидентские потуги. Хотя, быть может, Дарье виднее. Возможно, она много общалась с диссидентами и неплохо знает, что говоря про диссидентов, она имеет в виду именно таких бездарей и неучей.
Образы "неформалов" и "стиляг" выведены Носовым в книжке "Незнайка в Солнечном городе", где Незнайка и его друзья прибывают в коммунистический город Солнечный. Там в зоопарке случайно превращают в людей трёх ишаков: Пегасика, Брыкуна и Калигулу. Точнее, ишаков там было двое: Пегасик и Брыкун, а Калигула был лошак, то есть помесь лошади с ишаком (ЛОШадь + ишАК). Все трое, как положено "неформалам" и "стилягам", резко выделялись из серой тоталитарной массы: вели себя как скоты, одевались как идиоты, и в конце были возвращены в естественное для "неформалов" состояние — превращены обратно в ишаков. Хотя сложно назвать превращением переход из состояния животного в ишака.
Кстати, в другой книжке Николая Носова — "Незнайка на Луне" — полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек — чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим.
Наши российские либеральные реформаторы — Егор Гайдар, например (он же мистер Понч) — все свои знания об устройстве капиталистического общества почерпнули именно из этой книги — настолько глубоким уровнем понимания обладает большинство из них. И реформы осуществлял строго по ней. А некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже этого, просто умело пользовались собственными фантазиями. Возможно, Дарья Теричева с ними знакома.
Николай Носов был нормальным советским писателем, а не дешёвой гнидой.
Спасибо ему за прекрасные детские книги.
> А вообще это тенденция такая у либеральных журналистов, всех кого не лень в диссиденты записывать. Они даже В.Похлебкина в диссиденты записали. Кажется диссидентами скоро станут все советские писатели.
>
> Это за что же его к эти уродам причислили? ССылочку можно?