В тоталитарном детстве у нас, как известно, не было никаких радостей. Свободы личности не было вообще: к примеру, детей принудительно насильно заставляли ходить в школу, взрослых, которые этому препятствовали, сажали в ГУЛАГ. На помойках питались только персонажи фильма Фёдора Бондарчука "9 рота". Невозможно было достать наркотики (их поголовно употребляют только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота"), не достать было порнографии (только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота" с этим полный порядок). Словом, тоталитарный ад.
Вместо этих недоступных тоталитарным детям прелестей были книжки Николая Носова про Незнайку. И вот недавно исполнилось 100 лет со дня рождения автора. Читателям немедленно раскрыли глаза:
Гениального Незнайку Николай Носов придумал в 1953 году. Современники подмечали: писатель был хмурым и замкнутым. Но глядя на его героя, как-то не верится: синяя шляпа, зеленый галстук, канареечные брюки… Сейчас бы сказали: настоящий неформал.
В Советском Союзе таких людей называли стилягами. А в советском искусстве — диссидентами. Незнайка играет на трубе, а получается какой-то джаз. Незнайка рисует портреты, а получается какой-то авангардизм.
И стихи Незнайка сочиняет без оглядки на ямбы и хореи. Чего только одна рифма стоит — «палка — селедка». У самого Носова проблем с рифмами не было. Песня про кузнечика — это ведь про его стихи.
Партийному руководству показалось бессодержательно. Носова ругали: в книгах нет идеологии. Он даже пообещал в интервью: напишу про Ленина. Но написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». Начальникам понравилось: дали Сталинскую премию по литературе.
Автор заметки Дарья Теричева, судя по всему, произведений Носова не читала. Понятно, ей как интеллигентной девушке это ни к чему — ей и так всё ясно. Но если бы читала, то, возможно, знала бы, что Незнайка жил в светлом коммунистическом будущем, где все люди счастливы и не ведают проблем. Там нет денег, там нет ворья и мошенников, там нет моральных уродов (см. Неформалы). Незнайка — он аналог сказочного Ивана-дурака (который, несомненно боролся с царизмом и выступал за отмену крепостного права), а не отмороженного дегенерата. Его даже зовут Незнайка. Он разгильдяй и недотёпа, но добрый и хороший.
Яркая одежда у него была потому, что он просто не понимал, как надо одеваться. И это было очевидно даже самым маленьким читателям. На трубе он играть не умел, но играл — и поэтому вместо музыки получалась какофония. Это тоже было понятно даже самым маленьким читателям. И рисовать не умел, и поэтому вместо картины у него получалась самая настоящая мазня (см. Авангардизм). Собственно, и со стихами получалось ровно то же самое — Незнайка не умел сочинять стихи, а сочинял. Получается, естественно, бред — и на примерах "пакля — шмакля" даже самым маленьким читателям это очевидно. Но, видимо, надо получить высшее образование в демократической России, и всё откроется с несколько иной стороны. Ибо Дарья Теричева видит в этом диссидентские потуги. Хотя, быть может, Дарье виднее. Возможно, она много общалась с диссидентами и неплохо знает, что говоря про диссидентов, она имеет в виду именно таких бездарей и неучей.
Образы "неформалов" и "стиляг" выведены Носовым в книжке "Незнайка в Солнечном городе", где Незнайка и его друзья прибывают в коммунистический город Солнечный. Там в зоопарке случайно превращают в людей трёх ишаков: Пегасика, Брыкуна и Калигулу. Точнее, ишаков там было двое: Пегасик и Брыкун, а Калигула был лошак, то есть помесь лошади с ишаком (ЛОШадь + ишАК). Все трое, как положено "неформалам" и "стилягам", резко выделялись из серой тоталитарной массы: вели себя как скоты, одевались как идиоты, и в конце были возвращены в естественное для "неформалов" состояние — превращены обратно в ишаков. Хотя сложно назвать превращением переход из состояния животного в ишака.
Кстати, в другой книжке Николая Носова — "Незнайка на Луне" — полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек — чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим.
Наши российские либеральные реформаторы — Егор Гайдар, например (он же мистер Понч) — все свои знания об устройстве капиталистического общества почерпнули именно из этой книги — настолько глубоким уровнем понимания обладает большинство из них. И реформы осуществлял строго по ней. А некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже этого, просто умело пользовались собственными фантазиями. Возможно, Дарья Теричева с ними знакома.
Николай Носов был нормальным советским писателем, а не дешёвой гнидой.
Спасибо ему за прекрасные детские книги.
Из книжки "Незнайка на луне" я, например, узнал про злых капиталистов, не то что узнал, а проникся классовой ненавистью х) ! Еще иллюстрации там были отменные, злобные такие буржуины х)
Вчера по Маяку зажигали про фильм "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен". Дескать не про пионерлагерь фильм снимали, а про ГУЛАГ - фига в кармане, стайл.
Это в незнайке то нету идеологии?
Отличная там идеология!
Четкое разделение, где добро и где зло! Читал в младшем школьном возрасте, все было понятно! А авторша заметки видимо в детстве книжек не читала, но мнение имеет.
Кстати, перечитывая Незнайку (да и вообще многие детские книжки, которыми все зачитывались, хоть Чуковского, например) уже во взрослом возрасте, находишь такие смыслы и подтексты, что думаешь: ой! как же это детям такое давать?
А дети всего этого не знают и с удовольствием слушают или читают хорошие детские книжки.
Отличные книги были. Солнечный город и Луна - коммунизм и проклятый капитализм. Я их в 6 лет прочел одним махом, только годкам к 15 начал понимать про что там вообще было.
P.S. Это реклама ГУЛАГа, питания на помойках, наркотиков, порнографии, Николая Носова, Советского Союза, Незнайки и Федора Бондарчука.
И при всем его авангардизме, джазе и абстракционизме с дисседенством, Незнайка был нормальным парнем, а не гомосеком! Очень даже он с малышками дружил! КС.
уж так ругали, уж так безсодержательно, что "Детгиз" в [дома посмотрю каком лохмаатом году, но по-моему немедленно] книгу издал, да с офигенскими картинками, да размера огромного и немалого тиража! Уж сколько поколений малышни её перечитало, а книга все жива и на полочке хранится.
считаю, отличные детские книги.
сыну куплю, как в возраст войдет.
"Витю Малеева" уж и не помню сколько раз в свое время перечитывал.
да и рассказы тоже отличные были.
про то, как дети инкубатор построили - очень нравился.
Носовым в глубоком детстве зачитывался. Можно сказать бестселлер (правда тогда и слова то такого не знали). А тут пришла какая-то Дарья и опомоила... :(
Между прочим советское издание. В тоталитарном СССР настолько угнетали остальные народы, что даже Булычева переводили на татарский, а Тихий дон на эстонский, да.
Незнайка, собственно, жил не в коммунистическом завтра, а в "первобытном коммунизме". Первая книжка как раз про его местожительство. Как там и что. Ну, типа, безденежный обмен при низком технологическом развитии. Коммунизм в полной мере же - в Солнечном городе. Про него вторая книга. Как раз с ишаками и всем таким прочим.
Носов - гигант детской литературы, однозначно. Как сейчас у многих прозрение наступает после книг Кара-Мурзы, то в советские времена самое основное прозрение - "Незнайка на Луне". Соответственно, те, кто эту книжку в детстве не прочёл, часто вырастали подонками. Ну там, либералами, журналистами, журналистами-либералами и так далее.
> ДимЮрьич, ты забыл - ещё в СССР секса не было, тока по команде.
> Поэтому население постоянно сокращалось.
Как сейчас помню, секс был только по карточкам. Кто потерял их - всё, трындец. КС
>
> Кому: esqlc, #17 >
> > > А может Незнайка был настоящим Творцом, а все коротышки тупым быдлом?
> Незнайка - хулиган и богема, типа Буратино.
Камрад, вот ты сейчас взял и запомоил Буратино совершенно незаслуженно! Протестую! Буратино был нормальным Рас-РЕАСЕ-дяем! КС
Многие знакомые деньги, образца 1992 г. называли "сантики", кажется так назывались лунные бабки в "Незнайке на Луне". Однокурсница Гайдара называла "мистер Понч". Классная книга.
А еще был феерический Незнайка на Луне.
Где Носов реально срывал покровы с Капитализма, а коротышки с Земли (читай коммунары светлого завтра) спасали этот мир как могли и спасли таки.
Я эту книгу недавно вслух читал, ГЕНИАЛЬНО
Дэвушка, видимо, творчество Носова по анекдотам изучала. Там и вправду Незнайка - неформал:
Поэт Цветик ника не может найти рифму к слову "палка", убивается. Незнайка берется помочь: "Палка - ху..лка!" Цветик падает в глубокий обморок, через некоторое время стонет сквозь слезы: "Нет, Незнайка, ты не поэт...нет..." Незнайка ставит одну ногу на грудь лежащему Цветику, выпячивает грудь и пафосно заявляет: "Да, я не поэт! Я БАРД, [м]ля!!!"
"Незнайка на Луне" - термоядерная книга! С далеко не детским подтекстом. В детстве ее до дыр зачитал, правда не понимал, что к чему. А потом в 90-е много аналогий в реальной жизни нашел.
> Это история Москвы начала пятидесятых, в которой компании молодых людей приходится бороться за право быть не такими как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться и конечно же любить.
Спасибо Николаю Носову за интересное детство! Вырос на его книжках... "Мишкину кашу" до сих пор вспоминаю, когда еду готовлю... Да и много там чего было... Отличный писатель, спасибо!!!!
"Незнайка на луне" - однозначно шедевр мировой литературы! Николай Николаич зажег так, как мало кто может. Книгу прочитал в 8 лет, до сих пор с добротой вспоминаю. Книга стоит на полке - храню для детей. как обзаведусь ими :)
> А что будет, когда к власти придёт поколение, воспитанное на Гарри Поттере ?
Сдается мне, что власть нынешняя от младореформаторов и после из Носова взяла себе за правило только жизнь ихних капиталистов, а остальное они благополучно пропустили. А может, в их книжках там страницы были вырваны.
> Сдается мне, что власть нынешняя от младореформаторов и после из Носова взяла себе за правило только жизнь ихних капиталистов, а остальное они благополучно пропустили. А может, в их книжках там страницы были вырваны.
Носов - действительно замечательный писатель. Работая в книжном магазинчике несколько лет назад, я внаглую припрятал полное собрание его сочинений, чтобы враги не купили, и с первой зарплаты сразу же присвоил книги себе. Жалко, без фирменных иллюстраций Валька, но всё равно перечитал от и до с огромным кайфом, да ещё и открыл для себя повести "Тайна на дне колодца" (отлично) и "Мой друг Игорь" (сродни "От двух до пяти" Чуковского, только про собственного внука - Игоря Носова).
Вот, кстати, о светлом коммунистическом Солнечном городе я не допёр. Видимо, неверно был политически сориентирован в детстве. А про капиталистическую сволочь Луны сообразил довольно быстро и потом напропалую хвастался одноклассникам, особенно на уроках истории. :)
Сегодня по радио толи Финам ФМ толи Вести ФМ вещали что Носов творил назло и вопреки под гнётом и прям как что так посадят и Сталина умудрились приплести.
И что "Витя Малеев в школе и дома" это выдавленное из него произведение.
Прям блевать порой тянет.
Отличный писатель, читаю комментарии и вспоминаю недавнее счастливое детство: про Витю Малеева я уже и забыл :(. "Незнайка на Луне" - отличная книга, помню до слез смеялся над гостиничным номером, где за все (телевизор, свет, вода) надо было каждые 5 минут платить сантиками.
> "Это история Москвы начала пятидесятых, в которой компании молодых людей приходится бороться за право быть не такими как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться и конечно же любить."