Даниил Борисович рассказал мне про исследование, проведенное аналитической компанией «Дубль Д». В марте 2008 года ее представители опросили 460 студентов и 45 преподавателей ВГИКа. Выяснилось, что ни один из студентов родным институтом недоволен. Ни один. Несмотря на то что конкурс в институт кинематографии по-прежнему очень высок и абитуриенты, прорвавшись сквозь частокол экзаменов, собеседований, интриг и блатников, могут считать себя избранными счастливчиками. Тем не менее, покорив ВГИК, они чувствуют, что профессии здесь не учат.
«Дубль Д» также просила респондентов назвать пять особо запомнившихся недавних фильмов. Студенты еще худо-бедно справились с задачей, а вот педагоги смогли назвать только последних лауреатов «Оскара», благо премию американцы выдавали накануне опроса. В остальном же звучали имена из прошлого — Феллини, Бергман, Антониони. В этом одна из главных проблем ВГИКа: преподаватели и студенты живут в совершенно разных эпохах. И первые совершенно не чувствуют вторых, не осознают, что страна изменилась, что идеи 60-х давно уже не работают, что все уже другое — и время, и пространство. Проблема эта острейшая, она напрямую приводит нас к таким неприятным вопросам, как конкурентоспособность современного отечественного кино, его востребованность в мире. Но никто об этом не думает, никто даже не сомневается в правильности происходящего. Отсутствие сомнений в головах преподавателей ВГИКа и есть самое большое зло. Даже деньги здесь не так уж важны, впрочем, как и их отсутствие. Если списывать все на недофинансирование из госбюджета, то это тоже, как верно заметил Дондурей, осознанный выбор руководства ВГИКа: «Хотели бы — давно уже чего-нибудь да выклянчили».
Человеческий состав ВГИКа меняется необратимо. С киноведом, преподавателем Ириной Михайловной Шиловой мы разговариваем у нее дома. Круглый стол завален отзывами на сценарные заявки, рукописями, исчерканными красными чернилами, с пометками «плохо», «еще хуже», «никуда не годится».
...Режиссер Владимир Хотиненко привык передвигаться мелкими перебежками между площадкой и двумя институтами: у него 20 человек во ВГИКе и еще 40 — на Высших режиссерских курсах. И там и там застать его трудно: он как руководитель «Геркулеса» тов. Полыхаев — только что здесь был, но минуту назад вышел. Студенты его любят, но, когда спрашиваешь их про уровень преподавания, начинают вздыхать и отводить глаза. Самый смелый (и пожелавший остаться неизвестным) высказался так: «Вы вообще видели, что он сейчас снимает? Историческую клюкву про шапку Мономаха? А что он говорит по телевизору? Цитирую: “Вот и хорошо, что сейчас никто не снимает, как Бергман и Антониони, сейчас время другое, никому это не нужно”».
По поводу хороших ребят из мастерской Хотиненко процитирую Шилову: «Вова тут на днях байку рассказал. Приходит к нему студент четвертого курса и заявляет, что посмотрел “Идиота” по телевизору и теперь решил перечитать всего Тургенева. Вова так смеялся».
...Продюсерский факультет. Там учатся и учат те, кого больше никуда не взяли. Типичная ситуация с экономическим отделением в непрофильном вузе. Завели, чтобы соответствовать духу времени. Шилова говорит: «Приходила к ним лекции читать, позвали в кои-то веки, так я закруглилась через пятнадцать минут, отдачи никакой. Им про принципы искусства скучно слушать, им подавай арифметику — оптимизация пересчета купюр как важнейшей части рабочего процесса. А ведь были времена, был период…»
Вот это вот особенно прекрасно: "им подавай арифметику — оптимизация пересчета купюр как важнейшей части рабочего процесса".
Оказывается, деньги надо считать — Советский Союз закончился, и тратить деньги бесконтрольно больше не дают.
Вот это, я понимаю, открытие.
Вот уж точно: всё говно идёт в кино.
Цирк на конной тяге.
Дорогие ребята!
Если вы действительно хотите научиться снимать кино — учите английский и езжайте в США.
Там и снимать кино умеют, и научить его снимать могут.
От любого голливудского ПТУ толку в сто раз больше.
Не надо тратить жизнь на этот бред.
> Если вы действительно хотите научиться снимать кино - учите английский и езжайте в США.
> > Там и снимать кино умеют, и научить его снимать могут.
>
> Дмитрий Юрьич, а ты для съемок "Зомби в кровавом угаре" как-то повышал свою квалификацию?
Конечно.
> Ну, книжки читал про съемки или курсы какие посещал?
Конечно.
Чемодан книг выписал.
Мягко говоря, по прочтении обалдел - настолько всё не так, как может показаться.
> Что делать тем, кто в США поехать не может?
Учись тут.
> Говорят, Ломоносов до всего сам дошел, так может, найдутся и свои Кулибины?
Это непродуктивно и очень долго.
Надо обязательно учить язык и читать тамошние учебники/книги.
> я как то слышал что "Война и мир" самое дорогое кино (в пересчете на сегодняшнее состояние дел),денег государство давало чуть ли не без счета (уверенно шли к успеху) и вроде как досих пор по затратам никто его не заруливает
> [Прибыльним был Гайдай. ] >
> В Советском Союзе кино снимали за копейки, а смотрели их миллионы зрителей, даже Тарковского.
[смотрит]
Повторяю.
Смотрели фильмы Гайдая, они приносили деньги.
Фильмы Тарковского столько народу не может смотреть по определению.
Их смотрели значительно меньше, и потому денег они собирали значительно меньше.
Так - понятно?
> При таком раскладе трудно назвать фильмы, которые не были бы прибыльными.
Запросто.
> 900% или сколько там прибыли, сам же писал.
Это у Гайдая.
> [Заработанные Гайдаем деньги позволяли спонсировать творчество Торковского, которого возили по фестивалям и собирали призы. ] >
> Во-первых, в Советском Союзе нельзя было снимать фильмы не на государственные деньги.
Зёма.
Если бы у бабушки был хуй, она была бы дедушкой.
Не надо ничего придумывать, это ничего не меняет в том, как было.
> Альтернативы не было. А то бы частных спонсоров нашлось выше крыши, будь уверен. Именно так и произошло, когда Тарковский уехал из СССР. Ностальгию он снял на итальянские деньги, Жертвоприношение - на шведские.
И то, и то - говно.
> Так что мысль 'без Гайдая - не было бы и Тарковского' в корне неверна.
> Дмитрий, что у Тарковского (хы-хы, файрфокс Тарковского не знает, подчеркивает его красным и предлагает заменить на Таковского)))) не говно и стоит посмотреть (тем кто еще не успел) по твоему мнению?