В ночь на 28 декабря 1979 года был свергнут кровавый афганский диктатор Хафизулла Амин, а по улицам Кабула загрохотали гусеницы советской бронетехники, знаменуя начало второго этапа Апрельской революции.
В условиях подконтрольности большинства афганских СМИ иностранным советникам, многие телеканалы и пресса постарались в этот день рассказать обществу уже набившие оскомину небылицы о том, что так называемая "советская оккупация" стала причиной нынешнего бедственного положения Афганистана. Однако планировавшаяся широкомасштабная антисоветская и антироссийская пропагандистская акция провалилась.
Около половины опрошенных корреспондентами афганских телеканалов на кабульских улицах прохожих не хотели "клеймить" русских и винить их в своих бедах. Многие жители афганской столицы среднего и старшего возраста отвечали на заданные вопросы примерно так: "Русские, как вы их сейчас называете, а по-настоящему советские, за девять лет своего присутствия в Афганистане отстроили нам всю страну. Дома, в которых мы живем, возведены ими. А американцы с 2001 года для нас ничего не сделали, и неясно, сколько они еще будут тут присутствовать".
Молодежь, не помнящая эту войну, наоборот, склонна обвинять русских во всех своих сегодняшних бедах — отсутствии работы и возможности получить нормальное образование.
Слово "шурави" ("советский") у торгового сословия афганской столицы вызывает ностальгию. Корреспондент РИА Новости обошел примерно 20 магазинов Кабула и задал их владельцам один и тот же вопрос: "Как вы относитесь к советским-русским и как оцениваете ввод советских войск в свою страну?". Почти 100% опрошенных связывают со словом "шурави" безопасную обстановку в городах, наличие рабочих мест и высокую покупательную способность населения.
"Я торгую едой в центре города уже давно. Раньше тут работал мой отец. В те времена, когда здесь были советские граждане, дела наши шли хорошо. И афганцы много покупали, и сами "шурави" денег не жалели. Сейчас только русские, работающие в Кабуле, сюда ходят. Они же подают на улицах милостыню нищим, их поэтому сразу легко узнать. Мы бы хотели вернуть те времена", — говорит Абдул Хамид, совладелец бакалейного магазина на Чикен-стрит.
"Политики, которым платят деньги, всегда на словах превратят вам лошадь в осла, а осла в барана. Я не верю американской пропаганде, мой дядя-военный всегда мне рассказывал о советских людях с большой теплотой, он сам учился в СССР. И я бы учился, но СССР больше нет", — с печалью в голосе говорит торговец сантехникой Самад.
Отношение к вводу в страну советских войск в Афганистане сейчас совсем неоднозначное. Общество, измученное "демократией по-американски", безработицей, отсутствием еды, жилья и света, а также какого бы то ни было государственного контроля, практически раскололось в этом вопросе надвое.
Сегодня 40% жителей Исламской Республики, по данным правозащитников, живет за чертой бедности, и еще 40% готовы перейти этот Рубикон. Беженцев, которые не хотят добровольно возвращаться на родину, выдворяют из Ирана и Пакистана насильно.
Плохо обстоят дела с пропагандой в Афганистане, раз население не верит СМИ.
Надо бы им выписать пропагандонов из России, эти вмиг научат — и как на Родину испражняться, и до чего Сталин довёл Афганистан объяснят.