Август был очень насыщен поездками. Первые две недели — отпуск в Красноярске, а последняя неделя — командировка в Бразилию в город Сан-Пауло. Расскажу о второй поездке.
Лететь туда с пересадкой в Амстердаме или Париже. Мы летели через Амстердам, и заняло это 13 с половиной часов чистого лёта. Самолет Боинг 777 по размеру похож на наш Ил-96, но внутри гораздо теснее и имеет очень неудобные кресла. В Иле я мог спокойно спать, а здесь даже просто сидеть неудобно. Этим грешат все иностранные самолеты — кресла Рикаро очень почему-то популярны, но долго сидеть в них невозможно. Вероятно, невидимая рука рынка не позволяет производителям ставить кресла других марок.
По прилете в аэропорт Сан-Пауло
Гуарулос выяснилось, что багаж моих трёх бельгийских коллег остался в Амстердаме. Мой же багаж по возможности всегда со мной. В прошлые командировки все дружно смеялись над моей "неорганизованностью", что я не предусматриваю дополнительного комплекта белья и портянок на случай отмены или задержек рейсов. Я же отвечал, что постираю себе комплект сам как-нибудь. Теперь мой черед был смеяться над ними. В итоге, им выдали от авиакомпании чек на 100 евро каждому на покупку вещей первой необходимости. Багаж обещали доставить на следующий день. Реально багаж доставили только в среду, а прилетели мы в воскресенье.
Вышли из аэропорта — воняет. То ли свалка рядом, то ли канализацию прорвало. Потом оказалось, что так во многих местах. Едешь по городу, и вдруг пару кварталов воняет так, что пипец какой-то. Потом снова всё чисто. Загадки.
Загадок нет, когда вдоль по набережной едешь. Вонь такая, что даже сквозь закрытые стекла лезет. Оказалось, часть канализации без очисток идёт в реку. А так как в агломерации Сан-Пауло живет около 25 миллионов человек, то даже 10 процентов от всех домов достаточно, чтобы запах говнеца ровным слоем покрывал всё пространство возле реки.
Процентов 80 всех легковых машин затонировано в ноль по кругу. Вначале думали, потому что солнце, потом местные сказали, что потому что бандиты. Дороги без ям, но покрытие жуткое — трясет, кидает и колбасит всю дорогу. Рекламные щиты слеплены из деревянных палок.
В конторе чисто, даже стерильно. На экскурсию по производству выдали одноразовые халаты и шапочки.
Склад большой, но никакой системы, где и что лежит, нет, что будет представлять сложность при внедрении. Зато есть два складских работника, которые всё знают и заменяют собой складскую систему целиком. Если что надо найти и срочно погрузить — зовут Хулио, Хулио знает, какая полка и какой ряд. Ему система не нужна.
Если же ингредиенты привезли, а складских нет, всё сваливают в кучу в проходе. Потом как-нибудь разберутся.
Разгрузка-погрузка ингредиентов тоже происходит вручную. Дешевле нанять пару пареньков из деревни, чем тратиться на паллеты, контейнеры и технику для мешков.
Основной легковой парк машин Бразилии — машины известных марок типа Фольксвагена или Фиата, но местного производства. Модели тоже все местные и очень-очень маленькие. Если в Европе и Японии размеры машин увеличиваются с каждым годом, то тут так и выпускают Гольфы, Поло и прочие такие же, как и в 80-х и 90-х годах. Также особенностью является обязательно запирание багажника на замок. Никаких открываний из салона или по кнопке. Только ключом снаружи. Очень много Жуков. Ну и да, все машины в отличном состоянии — климат.
Из окон виден вроде как автосалон. Можно заметить, что все территории любых организаций окружены высоким и непрозрачным забором с обязательной колючей проволокой. На въездах дежурят хмурые парни обязательно в бронежилетах. Машины все в пыли — кризис, продажи очень резко упали. Тем более с виду это салон достаточно дорогих машин.
По дороге в гостиницу изучал окрестности, в основном из окна машины. В самом начале поездки местные коллеги просветили нас насчет безопасности в городе. Правила поведения — не ходить вечером одному, вечером же не останавливаться на красный свет, стараясь как можно быстрее покинуть перекресток. Не доставать дорогую фото- и видеотехнику на людях, убирать сотовые телефоны и кошельки.
Надо сказать, что и контора и гостиница расположены не в самом Сан-Пауло, а в пригороде Гуарулус, что возле аэропорта. До центра Сан-Пауло ехать около 25 километров. Но так как дороги всегда очень забиты, нас только один раз вечером уже после восьми свозили в центр в какой-то кабак.
Ниже на фотографии вид из окна гостиницы. Вдали само Сан-Пауло. Очень мало деревьев и всё время какая-то дымка — или смог, или просто воздух такой. Дворов нет, равно как и парков. Где играют дети — мне неведомо. Двухэтажные домики за глухими заборами или новые высотные дома — это основные строения, где люди живут. Ну и плюс множество мелких трущобных районов вдоль больших шоссе, где живут просто в шалашах из досок.
Количество нищих поражает. Например, идёт четырехполосное шоссе с разделительным газоном метров в 50. И вот посередине газона кто-то живет, пасутся худые коровы, распаханы грядки, все в мелком мусоре. Или, например, сразу возле гостиницы Мариотт район из шалашей — живут люди. Рядом кучи мусора и мусор в мешках. Оказывается, жители района заняты переборкой мусора — им привозят мусор в мешках, они его высыпают себе под ноги, ищут, чего там есть полезного, потом убирают прочее обратно в мешок и ставят возле дороги. Наутро всё повторяется.
Про образование
Раз уж заговорил про реальную жизнь, расскажу о системе образования в Бразилии и то, к чему она приводит. Так вот, система начального образования включает государственные и частные школы. Формально начальное образование бесплатное. На деле число государственных бесплатных школ очень мало, и туда попадают дети тех, кто даст больше на лапу при зачислении. Частные же школы недоступны большинству вообще. В итоге, очень много неграмотного нищего населения, которое не имеет практически никакой возможности вырваться из нищеты и пополняет ряды нарко- и прочей преступности.
Мне местные рассказали, что сложно даже найти рабочих на склад, чтобы они могли нормально читать и писать. Основной массе приходится отказывать как раз по причине отсутствия хоть какого-то образования. Что уж говорить о детских садах, кружках или ВУЗах — в то, что возможно их почти бесплатное существование, никто не верит.
Таким образом, в стране процентов 10-20 грамотного европеизированного населения, среди которых те, кто работает в IT, двигает авиа и ракетостроение. И остальная масса полунищего необразованного народа, который легко одурачить и которым легко управлять.
И сразу возникает вопрос, не это ли цель господ из нашего Минобразования во главе с неучем Фурсенкой, которому то учителей много, то школы полупустые надо закрывать, то число бесплатных кружков ограничивать 2-мя часами в неделю, то ВУЗы надо сокращать и прочие ереси?
Про деревья
В основном деревья расположены внутри частных домовладений, куда просто с улицы вход закрыт. Общее впечатление по сравнению с зелеными московскими дворами или восточно-европейскими парками и скверами (в наших городах, в польских городах, даже в восточной Германии гораздо больше общедоступной зелени и парков, чем на Западе) — мрак.
Много старых грузовиков 60-х и 70-х годов. Так как ржавчины тут не бывает, состояние кузова всегда отличное — хром блестит, краска сверкает. Чего не скажешь о резине, например. Покрышки используют до последнего, а потом наваривают сверху еще (как у нас в 90-е было популярно). Вот и внедрили системы поддержания давления в шинах. Ну и еще потому, что на дорогах много камней и прочего хлама валяется.
У новых грузовиков, которых процентов 10-15, таких систем нет и вся резина в норме.
Про еду
У них просто какой-то культ мяса. Полно специальных кабаков, где сервируют сортов 20 мяса из разных частей туши. Там прямо вместо меню кладут рисунок быка, где цифрами помечены зоны. Ты просто называешь номер и готово. Вертела и подносы тоже меняются в зависимости от вида мяса. Ну, я этого дела не фанат, поэтому больше смотрел, как процесс устроен, чем участвовал в нём.
В Бразилии демократия
Как следствие, проходят свободные выборы, на которых свободные граждане свободной страны открыто и сердцем выбирают себе слуг. Конечно же, при выборе из двух и более кандидатов, гарантированно побеждают самые честные и профессиональные. Это не доярок или рабочих в депутаты выбирать. Тут все кандидаты достойнейшие люди. Правда, почему-то народ как жил массово в нищете, так в ней и продолжает жить. Но к демократии и свободному рынку по-американски это, конечно, отношения не имеет. Народ не тот попался, наверное.
Вот как происходит агитация к предстоящим выборам. Едет агитатор на мотороллере со скоростью 5-10 км/час. На нём надето надувное сердце — голосуй сердцем! Сзади развевается флаг со светлым ликом кандидата, парой слоганов и завитушек. Так же есть бегущая строка и дудка. В дудку агитатор периодически дудит, а бегущая строка призывает прийти и проголосовать не по лжи.
Еще вариант агитации уже за другого кандидата, который не удалось заснять по причине темноты — машина, украшенная мигающими лампочками. На крыше установлены колонки, на багажнике — бегущая строка и флажок. Из колонок льется веселая мелодия стиля "дергались жопы", периодически прерываемая призывами голосовать за того-то. После такой агитации просто невозможно не сделать правильный выбор.
Понятно теперь, почему бразильцы все такие жизнерадостные, даже если живут на помойке. У них ведь есть выбор из двух и более кандидатов и 60 сортов колбасы в магазинах!
Рядом с нашей гостиницей когда-то был вокзал местной железной дороги станция Гуарулос. Потом железную дорогу сняли, вокзал закрыли и оставили одинокий паровоз на куске рельса как мемориал. Местные трудящиеся паровоз основательно загадили. В кабине живут коты и возможно даже люди. На трубу свалили что-то тяжелое. Впечатление от мемориала грустное.
Зато веселятся бразильцы от души. Ни разу не видел высокомерных официантов. Шутки между собой, шутки с клиентами — это то, что я мог наблюдать со стороны в дешевых местных кабаках, куда мы ходили вечерами после работы. Наверное, действительно другой менталитет.
И еще они любят коктейли. Товарищ на фотографии спец по коктейлям в дорогом ресторане в центре. Но такой же ассортимент можно найти в заведении для местных по цене раз в десять дешевле.
На проекте нам помогают внутренние консультанты из Чили. В бразильском отделении нет своего IT отдела, поэтому вынуждены пользоваться услугами специалистов из чилийского филиала. Чилийцы не менее жизнерадостны, чем бразильцы. Ведут себя расслаблено и без комплексов. Как-то очень легко мы с ними нашли контакт, проводя каждый вечер подобно показанному на фотографии. И да, коктейли очень хороши!