— Вы упомянули термин «общественное самосознание», а одной из тем конференции «Росбалта» было русское самосознание. На ваш взгляд, современное русское самосознание существует как единое целое или это фрагментарное мышление — советское, имперское, либерально-постсоветское?
— Сильно намешанно всякое. Есть ряд вопросов, по которым мы — русские — сходимся. Например, один из докладчиков на конференции рассказывал, как надо разрушать какие-то связки в сознании, ничего при этом не предлагая взамен. Вот, он не русский, например, с точки зрения нашей ментальности. Он хочет изменить эту ментальность, а если человек умный, то он ее использует грамотно. Японцы, к примеру, склонны к кропотливому труду на протяжении десятилетий, к преданности к конторе и так далее... И они это используют. Не надо японцу говорить: слышь, японец, иди-ка ты в шесть часов домой, не надо до десяти часов сидеть в офисе. Мало ли что работа! Не надо сидеть в офисе — ты свободный человек. Но только никто почему-то ничего такого японцам не говорит. Только русские должны взять и у себя в сознании что-то разрушить.
> в фильме Payback, в квартиру к жене Портера стучит парень дебильно одетый с дебильной прической и с серьгой в ноздре, который принес наркотики, Портер открывает дверь, парень не ожидавший его увидеть что-то спрашивает (ты перевел: "Мисс Портер дома?"). А что он сказал по-английски?