Про службу с песней

09.02.16 14:41 | Onepamop | 118 комментариев » »

Репортажи


В арсенале инженерных войск найдётся всё. И фигурально и нефигурально выражаясь. А если это бывший центральный арсенал, а ныне «отдел хранения (обособленный) арсенала 2-го разряда (комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов) 1060 Краснознамённого центра МТО ЗВО», то в закромах сыщется даже православный солдатский хор инженерных войск ВС РФ «За Веру и Отечество».

Инженерный арсенал интересен уже одним своим расположением: на границе Московской и Владимирской областей, причём на территории воинской части находится православный мужской монастырь — Смоленская Зосимова Пустынь. На счёт того, кто на чьей территории находится, слышал разные мнения, но пропуска на вход и въезд выдают всё же военные. Они же сохранили постройки монастыря, «вселившись» сюда аж 90 лет тому назад — 25 декабря 1925 года. В 1992 году закрытый в 1923 году монастырь на территории инженерного арсенала начал действовать вновь.

Мирное сосуществование двух систем продолжается по сей день, видимо, жизнь по армейскому и монастырскому уставам сближает, а военная и церковная службы взаимодополняют друг друга. Сегодня в части служат православные военнослужащие срочной службы, многие из которых призываются именно сюда по собственному желанию и предварительной договорённости с военным отделом РПЦ МП. В 1993 году в рамках сотрудничества военных и монахов при воинской части начал действовать православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова). Личный состав солдатского хора — рядовые срочной службы. Состав хора раньше обновлялся раз в два года, с 2008 года и теперь, в связи с сокращением срока службы вдвое — ежегодно.

Как несут службу православные военные инженеры

О военной службе рассказывает рядовой инженерных войск и участник православного солдатского хора Арсений Починка:

Как ты попал на военную службу в это подразделение?
Именно об этой части узнал, можно сказать, случайным образом — от одной знакомой женщины в институте, где я учился. Никаких подробностей, кроме того, что здесь служат православные, действует хор и обратиться нужно к отцу Варнаве, у меня не было. Связался с ним, он сразу сказал — приезжай. Я собрался, в сентябре приехал и остался жить при монастыре, здесь же ждал призыва полтора месяца. Пока ждал — помогал петь в церковном хоре. Конечно, обрадовался, когда батюшка мою кандидатуру утвердил. А 11 ноября меня уже призвали на военную службу.

Есть ли у тебя какая-то доармейская православная певческая история?
Я воспитывался в нецерковной семье. Закончил 11 классов школы в Нижнем Новгороде и уехал в Москву учиться в институт, в МИФИ. На втором курсе воцерковился. Откуда такое желание взялось? С детства в голове была мысль — «покреститься», да и какие-то попутные микрособытия постоянно об этом желании напоминали, хотя я даже не был верующим. Когда желание окончательно созрело — обратился к своему дяде с просьбой стать моим крёстным. Мы подошли к этому делу ответственно, обратились к литературе, изучили Евангелие и Господь нас просветил. Это меня поразило в самое сердце. Вот так я воцерковился. За полтора года до призыва я уже пел в храме (при МИФИ). Подстроиться мне было легко, за плечами была музыкальная школа.

Твоё решение пойти на военную службу было как-то связано именно с этой воинской частью и солдатским хором?
Когда я узнал об этой части, первой мыслью было — нет, надо идти в «обычную» армию, отслужить как все нормальные мужики. Здесь-то точно будет попроще, хор, расслабон. Потом ещё раз всё взвесил и решил, что обрывать резко пение и духовную жизнь необязательно. Слава Богу — попал сюда. Что касается военной службы, то она здесь оказалась ничем не легче другой, а даже напряжённее, в первую очередь из-за хора. Служба у нас, прежде всего караульная, естественно — организму постоянно не хватает сна. В свободное время поспать тоже не удаётся, потому что его нет. Всё свободное время отдаётся хору. С другой стороны — все эти отягощения физические, для души же — сплошное услаждение. Для верующих солдат, служащих здесь, это всё же больше радость и утешение. Здесь таких солдат большинство.

Разъясни, пожалуйста, поподробнее: твоё решение пойти в армию было добровольным? Ты ведь мог и не служить без всяких последствий?
Сложно объяснить простыми словами такое. Даже себе. Все мои близкие родственники-мужчины в армии служили. «Отмазываться» от службы мне никогда не хотелось. Я Родину люблю. А значит надо идти служить, когда призовут. Слава Богу, я здоров, мне ничто не мешает отдать долг Родине. С другой стороны, мне было интересно посмотреть и на армию и на себя в армии. Второе на деле оказалось гораздо интереснее первого. Пока жил на «гражданке», казался сам себе таким серьёзным, умным, крутым. А когда пришёл сюда — узнал о себе много нового, обозначились внутренние проблемы. Смешно было понимать, что ты не такой уж и умный и способный, а какой-то, наоборот, вялый и толком ничего не умеешь. Очень полезно для меня оказалось.

Отправляясь на службу — пережил ли какие-то опасения и страхи, касающиеся армии?
Перед призывом послушал истории моих отслуживших знакомых. Говорили, что будет тяжело, но в целом придерживались или нейтральной позиции или даже позитивной. Дескать, да надо сходить и отслужить, ничего страшного. Сейчас понимаю, что множество «страшилок» исходят от неслуживших и «отмазавшихся». Лично мне не встречались люди в армии отслужившие и очень этим недовольные. Просто сравнивая те условия службы, что были пять лет тому назад с нынешними, скажу, что изменения в армии колоссальные.

Было что-то такое, что в армии удивило или стало для тебя неожиданностью?
Пожалуй — нет. Призываясь, я шёл с мысленной установкой «ничего не ожидать и не гадать наперёд». Пусть всё будет таким, какое оно есть. Однако порадовали офицеры в нашей части. Скажу, что многие из них умные и ответственные люди, искренне желающие нам помочь. Коллектив хороший. Разделение на «старший» и «младший» призыв сохранилось. Пока ты числишься в «младшем» — за тобой наблюдают и присматриваются. Что ты можешь, какой ты, чего стоишь? Про «ужасы дедовщины» сказать ничего не могу, лично не сталкивался. Если, конечно, не считать уважительного отношения к старшему призыву и выполнения работ по переноске тяжестей и уборки общей территории.

Сослуживцы у меня, кстати, со всей страны, откуда только не призывались. Много ребят из Сергиевого Посада, но каких-то заметных и явных землячеств у нас нет. Если кто-то между собой общается теснее, чем с другими, то я бы сказал — это по духовному родству, а не не по причине землячества.

Когда говорят, что в армии «тяжело» — что имеют в виду? Лично для тебя какие трудности стали самыми заметными?
Задавал себе этот вопрос не раз, но ответить на него полно не имею возможности. Во-первых, я оказался не готов к ситуации, в которой у меня нет таких прав и личных свобод, которые были на «гражданке» и нужно подчиняться другим людям. Я понял, что до армии был совершенно свободным человеком: ни родители, ни ещё кто-то не могли заставить меня что-то делать, я делал только то, что хотел сам. Здесь ситуация изменилась: ты запросто делаешь то, что не очень хочешь, а чаще всего как раз то, что совсем не хочешь делать. Если в армии к тебе пришло желание полежать-отдохнуть, это значит, что пора пойти вынести мусор и вымыть пол. И наоборот тоже бывает, но реже. Это полезный опыт.

Другой момент — резкая смена тёплого родительского отношения на армейскую строгость. Куда-то делась всякая безнаказанность: совершил провинность — будь готов к наказанию, как минимум — к выговору. В этом нет ничего ужасающего, естественно, нас никто не бьёт и не унижает, однако очень непривычно, когда за содеянное обязательно прилетает заслуженный «втык».

Щекотливый вопрос: часть военнослужащих у вас входит в состав хора, а часть не входит. Каковы отношения между этими группами солдат? Нет ли обид в стиле «пока мы тут службу тащим, они там песни поют!»
Конечно, такие разногласия есть. Хор часто в разъездах, и парням приходится служить с двойной нагрузкой — за себя и за нас. В целом — все всё понимают правильно, поэтому если на нас и ругаются, то «для порядка». Это, кстати, одна из характерных армейских черт: всё, что можно, нужно держать в порядке и «в кулаке». И мы и они просто выполняем приказ.

Пока был у вас в части, не слышал, чтобы вокруг ругались матом. Это так совпало или действительно не ругаетесь?
Не совпало. У нас, конечно, некоторые солдаты ругаются матом, но и батюшка за этим следит и мы ему помогаем. У нас есть специально назначенные люди, следящие за порядком в этом отношении и вообще за благочестием солдат в целом. Так что стараемся не ругаться. Результаты есть.

Что же касается недисциплинарных мер наказания ругавшихся и тем провинившихся — они очень простые. Батюшка нам во всём помогает, отдаёт всю душу, привносит в армию дух радости. Если кто-то к его указаниям и рекомендациям не прислушивается, ну что ж, батюшка просто от него отойдёт. Оно и правильно. И это, на мой взгляд, серьёзное для провинившегося наказание.

В подразделении, где ты служишь, есть неправославные солдаты?
Конечно, есть. Не все из нас православные. Большинство — да. Есть формально православные, крещёные, но не воцерковлённые. Тем не менее все относятся с уважением к церкви в целом и к отцу Варнаве в частности. Некоторые из моих сослуживцев испытывали к церкви вежливый интерес, а некоторые за время службы воцерковились.

Армейский быт: удобно ли организован, как устроен?
Армейский быт хорош тем, что он давно устоялся. Проблем, например, с тем чтобы помыться — нет. После ужина, быстренько в душ и как раз уже время пойти на хор. Это, наверное, не про быт — но всегда хочется сладенького чего-нибудь. Говорят, это общее для всех солдат-«срочников». Хотя в столовой постоянно есть печенье-конфеты, но хочется чего-нибудь именно неуставного. Кормят хорошо, но чем лучше кормят — тем наглее становишься и хочешь ещё большего.

Как обстоят дела с питанием?
Когда служил первый месяц — постоянно чего-то из еды не хватало. Но и гоняли нас сильно, нагрузки были велики. Сейчас служба стала размеренная, равномерная. Еды хватает. Качество очень хорошее. Вы же пробовали сами. Я считаю — обалденно кормят.

Кроме именно армейской нагрузки — много ли времени уходит на хор и православные службы?
После ужина в армии у солдата есть личное время. Это личное время целиком отдаётся хору вместо дополнительной помывки, чтения, разговоров по телефону с родителями или ещё чего-нибудь похожего. Иногда, но не всегда, нас могут освободить от зарядки или уборки, чтобы дать возможность порепетировать перед важным выступлением. Если попытаться представить какую-то среднюю величину — около 2-х часов ежедневно отдаются пению. Для наших реалий, я думаю, этого времени минимально достаточно и очень хорошо, что нам это время дают. Для нового уровня надо, конечно, больше. Точно скажу, что мы всё успеваем делать, что-то, конечно, получается кубарем, но так везде. Не только в армии. И Слава Богу. Лишь бы дело делалось.

Думал ли, чем будешь заниматься после армии?
Думал. Хотел и до сих пор хочу поступить в духовную семинарию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пока я не представляю, насколько это сложно. Хотя я и закончил ВУЗ, думаю, этот опыт мне не сильно поможет, вряд ли МИФИ похож на семинарию. Предполагаю, что семинария будет похожа на армию: ты в послушании, личных свобод не имеешь, живёшь в коллективе семинаристов.

Что мог бы сказать сегодняшним призывникам и допризывникам?
Тем кто пока не отслужил, хотел бы сказать: идти в армию нужно, несмотря на все тяготы и лишения. Для любого парня или мужика это необходимость. Если же говорить про нашу часть — большая радость, что я попал сюда служить. Здесь удалось достичь как раз такого, на мой взгляд удивительного сочетания православия и армии. Я иногда удивляюсь — как это вообще совмещается? Но совмещается. Я иногда вижу наших «выпускников», отслуживших срочную службу в нашей части. Так среди них уже около 130 священников!

Если завтра война — на что лично ты годен?
Первый месяц в армии у меня был КМБ, курс молодого бойца. Я проходил через разные испытания, которые приближены, насколько можно, к войне. И во время КМБ думал, конечно о том, что я буду делать на войне, ведь это такой ужас! Однако за месяц меня научили некоторым важным вещам, многое мы более-менее освоили. Постреляли, конечно. Мне кажется, что война — она целиком в Божьей воле. Если позовут на войну — пойду, конечно. Даже Господь сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 09.02.16 15:17 # 2


Кому: МареманВасилич, #1

> Не знаю, братцы, но я лично не понимаю и не вижу никакой пользы от этого повсеместного насаждения религии.

лихорадочно ищут замену КПСС

найти не могут, потому что такой замены просто не может быть



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк