Про службу с песней

09.02.16 14:41 | Onepamop | 118 комментариев » »

Репортажи


В арсенале инженерных войск найдётся всё. И фигурально и нефигурально выражаясь. А если это бывший центральный арсенал, а ныне «отдел хранения (обособленный) арсенала 2-го разряда (комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов) 1060 Краснознамённого центра МТО ЗВО», то в закромах сыщется даже православный солдатский хор инженерных войск ВС РФ «За Веру и Отечество».

Инженерный арсенал интересен уже одним своим расположением: на границе Московской и Владимирской областей, причём на территории воинской части находится православный мужской монастырь — Смоленская Зосимова Пустынь. На счёт того, кто на чьей территории находится, слышал разные мнения, но пропуска на вход и въезд выдают всё же военные. Они же сохранили постройки монастыря, «вселившись» сюда аж 90 лет тому назад — 25 декабря 1925 года. В 1992 году закрытый в 1923 году монастырь на территории инженерного арсенала начал действовать вновь.

Мирное сосуществование двух систем продолжается по сей день, видимо, жизнь по армейскому и монастырскому уставам сближает, а военная и церковная службы взаимодополняют друг друга. Сегодня в части служат православные военнослужащие срочной службы, многие из которых призываются именно сюда по собственному желанию и предварительной договорённости с военным отделом РПЦ МП. В 1993 году в рамках сотрудничества военных и монахов при воинской части начал действовать православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова). Личный состав солдатского хора — рядовые срочной службы. Состав хора раньше обновлялся раз в два года, с 2008 года и теперь, в связи с сокращением срока службы вдвое — ежегодно.

Как несут службу православные военные инженеры

О военной службе рассказывает рядовой инженерных войск и участник православного солдатского хора Арсений Починка:

Как ты попал на военную службу в это подразделение?
Именно об этой части узнал, можно сказать, случайным образом — от одной знакомой женщины в институте, где я учился. Никаких подробностей, кроме того, что здесь служат православные, действует хор и обратиться нужно к отцу Варнаве, у меня не было. Связался с ним, он сразу сказал — приезжай. Я собрался, в сентябре приехал и остался жить при монастыре, здесь же ждал призыва полтора месяца. Пока ждал — помогал петь в церковном хоре. Конечно, обрадовался, когда батюшка мою кандидатуру утвердил. А 11 ноября меня уже призвали на военную службу.

Есть ли у тебя какая-то доармейская православная певческая история?
Я воспитывался в нецерковной семье. Закончил 11 классов школы в Нижнем Новгороде и уехал в Москву учиться в институт, в МИФИ. На втором курсе воцерковился. Откуда такое желание взялось? С детства в голове была мысль — «покреститься», да и какие-то попутные микрособытия постоянно об этом желании напоминали, хотя я даже не был верующим. Когда желание окончательно созрело — обратился к своему дяде с просьбой стать моим крёстным. Мы подошли к этому делу ответственно, обратились к литературе, изучили Евангелие и Господь нас просветил. Это меня поразило в самое сердце. Вот так я воцерковился. За полтора года до призыва я уже пел в храме (при МИФИ). Подстроиться мне было легко, за плечами была музыкальная школа.

Твоё решение пойти на военную службу было как-то связано именно с этой воинской частью и солдатским хором?
Когда я узнал об этой части, первой мыслью было — нет, надо идти в «обычную» армию, отслужить как все нормальные мужики. Здесь-то точно будет попроще, хор, расслабон. Потом ещё раз всё взвесил и решил, что обрывать резко пение и духовную жизнь необязательно. Слава Богу — попал сюда. Что касается военной службы, то она здесь оказалась ничем не легче другой, а даже напряжённее, в первую очередь из-за хора. Служба у нас, прежде всего караульная, естественно — организму постоянно не хватает сна. В свободное время поспать тоже не удаётся, потому что его нет. Всё свободное время отдаётся хору. С другой стороны — все эти отягощения физические, для души же — сплошное услаждение. Для верующих солдат, служащих здесь, это всё же больше радость и утешение. Здесь таких солдат большинство.

Разъясни, пожалуйста, поподробнее: твоё решение пойти в армию было добровольным? Ты ведь мог и не служить без всяких последствий?
Сложно объяснить простыми словами такое. Даже себе. Все мои близкие родственники-мужчины в армии служили. «Отмазываться» от службы мне никогда не хотелось. Я Родину люблю. А значит надо идти служить, когда призовут. Слава Богу, я здоров, мне ничто не мешает отдать долг Родине. С другой стороны, мне было интересно посмотреть и на армию и на себя в армии. Второе на деле оказалось гораздо интереснее первого. Пока жил на «гражданке», казался сам себе таким серьёзным, умным, крутым. А когда пришёл сюда — узнал о себе много нового, обозначились внутренние проблемы. Смешно было понимать, что ты не такой уж и умный и способный, а какой-то, наоборот, вялый и толком ничего не умеешь. Очень полезно для меня оказалось.

Отправляясь на службу — пережил ли какие-то опасения и страхи, касающиеся армии?
Перед призывом послушал истории моих отслуживших знакомых. Говорили, что будет тяжело, но в целом придерживались или нейтральной позиции или даже позитивной. Дескать, да надо сходить и отслужить, ничего страшного. Сейчас понимаю, что множество «страшилок» исходят от неслуживших и «отмазавшихся». Лично мне не встречались люди в армии отслужившие и очень этим недовольные. Просто сравнивая те условия службы, что были пять лет тому назад с нынешними, скажу, что изменения в армии колоссальные.

Было что-то такое, что в армии удивило или стало для тебя неожиданностью?
Пожалуй — нет. Призываясь, я шёл с мысленной установкой «ничего не ожидать и не гадать наперёд». Пусть всё будет таким, какое оно есть. Однако порадовали офицеры в нашей части. Скажу, что многие из них умные и ответственные люди, искренне желающие нам помочь. Коллектив хороший. Разделение на «старший» и «младший» призыв сохранилось. Пока ты числишься в «младшем» — за тобой наблюдают и присматриваются. Что ты можешь, какой ты, чего стоишь? Про «ужасы дедовщины» сказать ничего не могу, лично не сталкивался. Если, конечно, не считать уважительного отношения к старшему призыву и выполнения работ по переноске тяжестей и уборки общей территории.

Сослуживцы у меня, кстати, со всей страны, откуда только не призывались. Много ребят из Сергиевого Посада, но каких-то заметных и явных землячеств у нас нет. Если кто-то между собой общается теснее, чем с другими, то я бы сказал — это по духовному родству, а не не по причине землячества.

Когда говорят, что в армии «тяжело» — что имеют в виду? Лично для тебя какие трудности стали самыми заметными?
Задавал себе этот вопрос не раз, но ответить на него полно не имею возможности. Во-первых, я оказался не готов к ситуации, в которой у меня нет таких прав и личных свобод, которые были на «гражданке» и нужно подчиняться другим людям. Я понял, что до армии был совершенно свободным человеком: ни родители, ни ещё кто-то не могли заставить меня что-то делать, я делал только то, что хотел сам. Здесь ситуация изменилась: ты запросто делаешь то, что не очень хочешь, а чаще всего как раз то, что совсем не хочешь делать. Если в армии к тебе пришло желание полежать-отдохнуть, это значит, что пора пойти вынести мусор и вымыть пол. И наоборот тоже бывает, но реже. Это полезный опыт.

Другой момент — резкая смена тёплого родительского отношения на армейскую строгость. Куда-то делась всякая безнаказанность: совершил провинность — будь готов к наказанию, как минимум — к выговору. В этом нет ничего ужасающего, естественно, нас никто не бьёт и не унижает, однако очень непривычно, когда за содеянное обязательно прилетает заслуженный «втык».

Щекотливый вопрос: часть военнослужащих у вас входит в состав хора, а часть не входит. Каковы отношения между этими группами солдат? Нет ли обид в стиле «пока мы тут службу тащим, они там песни поют!»
Конечно, такие разногласия есть. Хор часто в разъездах, и парням приходится служить с двойной нагрузкой — за себя и за нас. В целом — все всё понимают правильно, поэтому если на нас и ругаются, то «для порядка». Это, кстати, одна из характерных армейских черт: всё, что можно, нужно держать в порядке и «в кулаке». И мы и они просто выполняем приказ.

Пока был у вас в части, не слышал, чтобы вокруг ругались матом. Это так совпало или действительно не ругаетесь?
Не совпало. У нас, конечно, некоторые солдаты ругаются матом, но и батюшка за этим следит и мы ему помогаем. У нас есть специально назначенные люди, следящие за порядком в этом отношении и вообще за благочестием солдат в целом. Так что стараемся не ругаться. Результаты есть.

Что же касается недисциплинарных мер наказания ругавшихся и тем провинившихся — они очень простые. Батюшка нам во всём помогает, отдаёт всю душу, привносит в армию дух радости. Если кто-то к его указаниям и рекомендациям не прислушивается, ну что ж, батюшка просто от него отойдёт. Оно и правильно. И это, на мой взгляд, серьёзное для провинившегося наказание.

В подразделении, где ты служишь, есть неправославные солдаты?
Конечно, есть. Не все из нас православные. Большинство — да. Есть формально православные, крещёные, но не воцерковлённые. Тем не менее все относятся с уважением к церкви в целом и к отцу Варнаве в частности. Некоторые из моих сослуживцев испытывали к церкви вежливый интерес, а некоторые за время службы воцерковились.

Армейский быт: удобно ли организован, как устроен?
Армейский быт хорош тем, что он давно устоялся. Проблем, например, с тем чтобы помыться — нет. После ужина, быстренько в душ и как раз уже время пойти на хор. Это, наверное, не про быт — но всегда хочется сладенького чего-нибудь. Говорят, это общее для всех солдат-«срочников». Хотя в столовой постоянно есть печенье-конфеты, но хочется чего-нибудь именно неуставного. Кормят хорошо, но чем лучше кормят — тем наглее становишься и хочешь ещё большего.

Как обстоят дела с питанием?
Когда служил первый месяц — постоянно чего-то из еды не хватало. Но и гоняли нас сильно, нагрузки были велики. Сейчас служба стала размеренная, равномерная. Еды хватает. Качество очень хорошее. Вы же пробовали сами. Я считаю — обалденно кормят.

Кроме именно армейской нагрузки — много ли времени уходит на хор и православные службы?
После ужина в армии у солдата есть личное время. Это личное время целиком отдаётся хору вместо дополнительной помывки, чтения, разговоров по телефону с родителями или ещё чего-нибудь похожего. Иногда, но не всегда, нас могут освободить от зарядки или уборки, чтобы дать возможность порепетировать перед важным выступлением. Если попытаться представить какую-то среднюю величину — около 2-х часов ежедневно отдаются пению. Для наших реалий, я думаю, этого времени минимально достаточно и очень хорошо, что нам это время дают. Для нового уровня надо, конечно, больше. Точно скажу, что мы всё успеваем делать, что-то, конечно, получается кубарем, но так везде. Не только в армии. И Слава Богу. Лишь бы дело делалось.

Думал ли, чем будешь заниматься после армии?
Думал. Хотел и до сих пор хочу поступить в духовную семинарию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пока я не представляю, насколько это сложно. Хотя я и закончил ВУЗ, думаю, этот опыт мне не сильно поможет, вряд ли МИФИ похож на семинарию. Предполагаю, что семинария будет похожа на армию: ты в послушании, личных свобод не имеешь, живёшь в коллективе семинаристов.

Что мог бы сказать сегодняшним призывникам и допризывникам?
Тем кто пока не отслужил, хотел бы сказать: идти в армию нужно, несмотря на все тяготы и лишения. Для любого парня или мужика это необходимость. Если же говорить про нашу часть — большая радость, что я попал сюда служить. Здесь удалось достичь как раз такого, на мой взгляд удивительного сочетания православия и армии. Я иногда удивляюсь — как это вообще совмещается? Но совмещается. Я иногда вижу наших «выпускников», отслуживших срочную службу в нашей части. Так среди них уже около 130 священников!

Если завтра война — на что лично ты годен?
Первый месяц в армии у меня был КМБ, курс молодого бойца. Я проходил через разные испытания, которые приближены, насколько можно, к войне. И во время КМБ думал, конечно о том, что я буду делать на войне, ведь это такой ужас! Однако за месяц меня научили некоторым важным вещам, многое мы более-менее освоили. Постреляли, конечно. Мне кажется, что война — она целиком в Божьей воле. Если позовут на войну — пойду, конечно. Даже Господь сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 15:23 # 3


Кому: Goblin, #2

> лихорадочно ищут замену КПСС

Свято место пусто не бывает!


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 16:08 # 10


Кому: mexanik40k, #6

> Хотелось бы узнать мнение офицеров об этом.

С командиром части беседовали. Он был доволен таким положением.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 17:08 # 30


Кому: RVM-86, #28

> Служил в этой части ( в/ч 42754) в 149 ОМСР. В 2009-2010 годах.

В хоре или нет?


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 17:35 # 36


Кому: RVM-86, #35

> Я из тех кто стоял в нарядах когда хор уезжал на гастроли))

Так было острое недовольство хористами или нет? Что вообще про них говорили?


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 17:36 # 37


Кому: Stoum, #34

> Заебись служба - вообще делать ничего не надо.

Кроме караулов безвылазных по охране арсенала.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 17:47 # 39


Кому: Щербина307, #38

Нет, просто служба такая. Т.е. основная служба для срочника в арсенале - караульная.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 19:00 # 53


Кому: Щербина307, #40

> У них свой полигон имеется для уничтожения всякого? Если есть, там должно быть интересно служить солдатам.

Сам не был, но на карте полигон есть. И некие лаборатории по утилизации тоже.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 19:32 # 58


Кому: graytiger, #56

> и чего?

Обычно на такой стандартный вежливый вопрос дают стандартный же вежливый ответ.

Это как раз тот самый случай.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 20:59 # 63


Кому: Stoum, #62

> Извините, но караулы это не подрываться посреди ночи всем батальоном рыть окапывать БТР попутно обматывая его масксетью.

Предлагаю уже постановить, что твой, камрад, вклад в обороноспособность Родины больше, чем все прочие вклады.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 21:59 # 71


Кому: sasa, #68

> Если персонаж учился на младших курсах

Персонаж здесь - это ты. Впредь, до того, как огненно выступить, желательно задать вежливый вопрос.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 22:32 # 75


Кому: sasa, #73

> Не понял -- а что в термине "персонаж" невежливого?

Ничего, конечно. Пока к тебе так не начнут незнакомые граждане обращаться.
И в целом - какие-то у тебя сомнения гниловатые, заведомо нехорошие получились. На собственных фантазиях построенные. Такие могут незнакомого человека и расстроить.

По сути вопроса ответ такой: отчислен не был, ВУЗ закончил. Служить пошёл по своему желанию.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 22:33 # 76


Кому: rookie60, #74

> Там, что одни православные служат? А как же татары, башкиры, мордва, евреи и т.д.?

Нет, не одни. Я за столом сидел в момент, когда хор обедал. Там - да, одни православные.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 22:38 # 78


Кому: rookie60, #77

> Прям, как, пионервожатый!
> Блин, читать противно!

Нет бы посохом пару раз по спине перетянуть!!!


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 22:49 # 83


Кому: rookie60, #82

> Только я атеист, пусть меня замполит лупит, я не против.

Замполит сейчас по штату положен не везде. Воспитывайтесь сами.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 22:51 # 84


Кому: rookie60, #80

> А это как понимать, татары и евреи воцерковились?

Откуда там татары и евреи взялись? Именно этот вопрос я ни с кем не обсуждал, но, полагаю, их просто не принуждают ко всякого рода православным делам. Обычные солдаты.

Но и запретить им принять православие никто не может и не станет. Зачем?


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 23:02 # 88


Кому: rookie60, #86

Так ведь солдат про те же два часа и рассказывает.

"Если попытаться представить какую-то среднюю величину — около 2-х часов ежедневно отдаются пению. Для наших реалий, я думаю, этого времени минимально достаточно и очень хорошо, что нам это время дают. Для нового уровня надо, конечно, больше".


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 23:06 # 91


Кому: rookie60, #89

> Насколько я знаю, могу ошибаться, сейчас это называется заместитель по воспитательной работе.

Так и есть. Обычно кратко называют "воспитателем".


Onepamop
матёрый
отправлено 09.02.16 23:23 # 94


Кому: sasa, #93

Камрад, ну так что мешает взять и выяснить, не макая незнакомого человека? Непонятно - спрашивай, зачем спешить-то?

Всех подробностей жизненного пути я не знаю, кроме перечисленных и ещё того, что школу с золотой медалью закончил. На военную кафедру мог не ходить по каким-то причинам, мог звание не получить, но это всё уже догадки.


Onepamop
матёрый
отправлено 10.02.16 13:05 # 104


Кому: Ваншот, #102

> > Неумение организовать воспитательную работу во вверенной части комсостав компенсировал аутсорсингом. Спасибо, конечно, что пригласили не саентологов или кургиноидов. Но желания крепко жать руку такому командиру нет, ибо не за что.

Неумение задавать вопросы и получать информацию для последующего анализа компенсируешь умением делать стремительные выводы, основываясь только на своих фантазиях. Спасибо, конечно, что не клевещешь в открытую. Желания вести дискуссии с такими нет.


Onepamop
матёрый
отправлено 10.02.16 13:11 # 106


Кому: PaiNt_Tynu40k, #105

> Помимо того есть куча офицеров, капитанов и выше - не христиан ни разу, у меня командир вообще лезгин был мусульманин., как с ними быть?

Думаю, они в солдатский хор никаким каком не попадут.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк