Как говорится, давно я не брал в руки шашку. Помолясь, приступим.
Про созерцание денег
С интересом слежу за отечественным кино. Следить там, собственно говоря, особенно не за чем, пока что можно только созерцать. Но есть моменты интересные, например – с деньгами, которые там вращаются.
Как известно, коммерчески успешный фильм в России – ровно один, называется «Турецкий гамбит». Кто не понял, повторяю: один. Коммерчески успешный – это не значит «хороший», не значит «интересный». Коммерчески успешный – это значит собрал денег в прокате. Многим может показаться, что качество/интересность напрямую связаны со сборами. Это не так. Напрямую со сборами связана реклама в телевизоре. Если некий фильм рекламировать в каждой передаче новостей на государственных каналах, то люди на него пойдут – никаких сомнений. Ведь никакие другие фильмы там не рекламируют.
Почему не рекламируют другие? Потому что это очень дорого стоит. За рекламу по типу «Турецкого гамбита» надо выложить примерно 2.5 (два с половиной) миллиона долларов США. Столько денег на рекламу, конечно, ни у кого нет. Такое себе могут позволить только люди, которые рулят телеканалами.
Рекламный бюджет, как правило, составляет примерно половину стоимости фильма. То есть снимают фильм, к примеру, за два миллиона долларов. Это, понятно, на бумаге только, потому что снимают его на 16мм плёнку (вместо 35мм) и на цифру, потом катают копии на дрянной плёнке, проявляют с кипятильником и пр. и др. Но всё равно – два миллиона ушло (кому – вопрос другой), а сняли тысяч на 500-600. В рекламе попилить деньги несколько сложнее – другие конторы, договориться сложнее.
Стало быть, надо платить. Два разделить пополам – получается миллион. Его и надо отдать за рекламу. Два плюс один – получается три. Это столько потратили в целом. А в прокате половину сборов надо отдавать прокатчикам. Стало быть, чтобы отбиться по нулям – надо в прокате собрать шесть миллионов долларов. Три отдашь прокатчикам, три – сможешь забрать себе. Для того, чтобы заработать на фильме денег – надо, как нетрудно догадаться, собрать больше шести. А на данный момент в России, повторюсь, ровно один коммерчески успешный фильм (фильм, который принёс денег) – «Турецкий гамбит» (счётная палата
проверяла, чистой прибыли при сборах в девятнадцать миллионов — миллион семьсот, всё без обману). Почему – смотри выше.
Про бюджет
А тут вдруг сообщают: бюджет фильма «Зеркальные войны» составляет 10 (десять) миллионов долларов. Снова сообщают: наш ответ Голливуду. Наш автопром уже дал ответ Кадиллаку, выпустив автомобиль «Жыгули», теперь снова пришёл черёд Голливуда. В общем, всё бросил и побежал смотреть, насколько грамотно создатели распорядились таким чудовищным бюджетом. В смысле, как там обстоит дело с плёнкой 16мм, дрянным звуком, убогими спецэффектами, талантливыми режиссёрами и актёрами. Забегая вперёд, сообщаю: не разочаровали ничем.
Но – по порядку.
Так называемый сюжет
Фильм «Зеркальные войны» обозначен как военно-патриотический боевик. Военная составляющая представляет собой «истребитель нового поколения», который может всё. Истребитель нового поколения, который может всё, понятно, спроектирован и построен в СССР. Но летают на нём в сугубо демократической России, наложившей дымящуюся кучу на тяжкий труд и достижения предшественников.
Патриотическая составляющая: к советскому истребителю со всех сторон подкрадываются злые враги. Они хотят выкрасть советский самолёт, который может всё, и с его помощью устроить всякое. Что – неясно, и от этого становится ещё страшнее.
Советские самолёты испытывают три российских лётчика, один тупее другого. Страшное открытие: возле аэродрома работает филиал ЦРУ – так называемые «зелёные». Вот она, страшная правда! Не прошло и двадцати пяти лет, как населению раскрыли глаза. Если так дело пойдёт, скоро российские граждане наконец-то узнают, где же готовят «врачей без границ» и журналистов бабицких. Ну а когда станет известно, чем занимается личный состав дипломатических миссий и представительств – я даже не знаю, как жить дальше будем, ничего ведь святого не останется у людей.
В общем, т.н. «зелёные» одного пилота убивают – с помощью бурятских ниндзей. Два других пилота сразу понимают: здесь что-то не так… После чего один пилот немедленно начинает приставать к «зелёной» сотруднице ЦРУ, потому что ему хочется. Сотрудница не ломается, ей тоже пилота хочется. Вот они идут взявшись за руки, вот он её несёт на руках, вот занёс в палатку и совершил половой акт. За всем этим наблюдает двое оперуполномоченных ФСБ – самых тупых на сегодняшний день в нашем кинематографе, даже тупее пилотов. Наблюдают и задают друг другу непростой вопрос: «что же ей от него надо, кроме хорошего русского траха?...»
А тем временем ЦРУ охотится за страшным человеком, который тоже раньше служил в ЦРУ, а теперь служит непонятно чему и хочет всех поубивать (они такие). Бывший опер без затей подкидывает операм действующим нотбуки с подслушивающими устройствами, дарит тамошним руководителям зажигалки с микрофонами, а потом коварно подслушивает всё, что про него говорят бывшие коллеги. Наслушавшись, плетёт нити планетарных заговоров.
В промежутках между воздушными схватками тупорылых лётчиков, наземной борьбой тупорылых оперативников ФСБ и ЦРУ друг с другом и собственными выродками, зритель может насладиться полётами советского самолёта в самых разнообразных плоскостях. Тут тебе и крупные планы шасси, шевелящиеся закрылки и даже адский огонь из-под хвоста. Дрянного качества, не всегда в фокусе, зато много.
Множественные пролёты туда-сюда призваны закрыть дыры в бестолковом сюжете. Но поскольку снято всё из рук вон плохо, дыры не закрываются, а отверзаются со страшной силой. А если эти полёты из фильма вынуть, то он вообще развалится на кучку невразумительных фрагментов.
Если кто жил в СССР, наверняка помнит тупорылые пропагандистские фильмы типа «Одиночного плавания», проходивших по графе «наш ответ Рэмбо». Здесь – абсолютно идентичная картина.
Очень, очень толковые парни писали сюжет.
Мега-звёзды
Конечно же, в таком дорогом фильме играют только настоящие мега-звёзды. Само собой, из числа тех, кого в Голливуде уже лет десять как забыли. Например, Малькольм Макдауэл, невразумительно исполнивший роль главного негодяя. Или Рутгер Хауэр, непонятно зачем пару раз вошедший в кадр. Причём войти второй раз, говорят, сильно просил. Видать, совсем у Хауэра дела плохи. От нас в качестве мега-звезды выступила Амалия Мордвинова. Гоши Куценко по непонятным причинам в фильме нет.
Говорить об актёрской игре в этом фильме крайне сложно, потому что никакой актёрской игры там нет. Есть бестолковое кривляние. Зачем надо было звать макдауэлов/хауэров – неясно. Странно, что не позвали Майкла Мэдсена. Но он, наверно, в каком-то другом отечественном отстое снимался и не смог.
Отдельно надо отметить диалоги. Говорят, фильм снимали на английском языке, а потом переводили на русский. Непонятно, зачем это? Типа это такой блокбастер, что его сразу в США пустят в прокат? Есть мнение, такое даже в Пакистане показывать стыдно. Тем не менее, текст изобилует штампами надмозгов типа «я надеру тебе задницу» и пр. «Ваша карта бита», «тебя обвели вокруг пальца» — такое чувство, что авторы специально собирали наиболее дешёвые и тошнотворные штампы. Актёров, вынужденных заучивать и произносить вслух эту чушь – откровенно жаль.
Операторская работа и спецэффекты
Если хочешь снимать кино про самолёты, посмотри х/ф
Top Gun. Или хотя бы «Горячие головы». Там тебе покажут, как надо нормально снимать взлёты, посадки, личный состав. Создатели фильма «Зеркальные войны» не смотрели ничего – у них, надо понимать, собственная гордость. Они сами знают, как и что снимать.
Смотреть на то, что получилось, просто стыдно. Говорят, именно на съёмку самолётов и ушли 10 миллионов долларов. Доверчивые у нас, однако, люди при деньгах.
В фильме много так называемых спецэффектов. Спецэффекты – это когда 3-D модель самолёта летит в чистом небе. Очень, очень выразительно – ничуть не хуже натурных съёмок на десять миллионов долларов. Сделано, по всей видимости, ровно по отпущенным деньгам (десять миллионов к тому моменту уже закончились). Получилось как получилось, то есть никак.
"Наш ответ Голливуду" не получился и здесь – уже в который раз. Может, это тенденция такая? Может, лучше не выпендриваться, а просто учиться?
Итого
Чего показать-то хотели, уважаемые?
Хотели сделать рекламный ролик отечественной авиации для китайцев? Ролик получился тысяч на пять, не больше – китайцы заметят.
Хотели сделать «кино для народа»? Не получилось. Народ вы только по телевизору видели, чем он живёт – не знаете, как себя ведут люди, живущие вне Садового кольца – представления не имеете.
Хотели показать, что кино снимать умеете?
Не надо этого показывать.
Не умеете.