Идея ни с того ни с сего родилась у Костика — после выставки взять велики, выходные и поехать по Голландии кататься. Далее, уже мной, был разработан маршрут. Вместе мы проводили агитацию среди окружающих, но так никого и не сагитировали. Кризис, понимать надо.
По приезду в Амстердам были закуплены мега-спец-вело-карты (с обозначением велосипедных дорог). Карты продаются в специальном магазине ANWB (ассоциации местных велосипедистов), стоят в районе 7-9 евро. Существуют карты VVV-шные (VVV — голландcкий комитет по туризму и экскурсиям), они с зелёной обложкой, масштаба 1:50000 и более подробные, а также есть карты собственно ANWB, они в обложке жёлтой, масштаб 1:75000, неплохие, но мне понравились меньше. Можно также купить VVV атлас, сделанный в виде книжки на пружинке. Как показал дальнейший опыт — он гораздо удобнее, хотя и тяжелее; карты рассматривать на улице неудобно, ветер вырывает, нужная местность не сразу находится. На весь маршрут вышло аж восемь карт, причём карты VVV на некоторые районы отсутствовали, пришлось докупать жёлтенькие. На бельгийскую часть маршрута (планировалась и такая) была закуплена карта, соответственно, бельгийская, тоже велосипедная. Кроме того, в магазе продаются всяческие путеводители, вело-одежда и вело-приблуды.
Магазин ANWB: Museumplein 5, 1071 DJ Amsterdam (Google maps). Карты, путеводители, велосипедные аксессуары, одежда. Часы работы: пн 11.00-18.00, вт-пт 9:30-18:00, сб 9:30-17:00
Кроме карт я озаботился прокатом велосипедов. Ибо Голландия страна хоть и велосипедная, качество большинства агрегатов там сомнительное. Ну, то есть само по себе качество исполнения наверняка неплохое, но сами велосипеды — что-то типа "Украин" из моего детства: односкоростные, с ножным тормозом. На таких и сами аборигены активно ездят, и в прокате всем суют. Офис проката конторы "МакБайк" на Центральном вокзале предлагает именно такие. За более интересными моделями меня направили по другому адресу. На двери ремонтной мастерской Макбайка по нужному адресу висит объявление "Проката здесь нет!", но я не побоялся и зашёл. Оказалось — прокат есть и именно того, что нам было надо.
Зашёл я туда в понедельник, сделал заказ на пятницу. Потом, когда уже мы сдавали велики обратно, я поинтересовался, за сколько лучше заказывать, ответ был, что можно, в принципе, придти и взять, но особенно в сезон нет гарантии, что велосипеды вообще будут, или, если всё-таки будут, именно вашего размера; поэтому лучше заказать заранее, явившись лично либо по мылу. Размер имеет значение — при заказе меня спросили про рост и пол ездоков. Так-то!
Велосипеды нам дали приличные, 21 скорость, передние и задние ручные тормоза. Рама, правда, высокая, а шины узкие, чуть пошире, чем у тамошних "Украин", но уже, чем на моей "Мериде". Однако, такие колёса там и не нужны, ибо за 242 километра пробега по грунту мы не ехали ни разу. Также к велосипедам прилагался ремнабор, седельные сумки и противоугонная цепь.
Стоимость велосипедов — 12,50€ в сутки, скидок вроде нет. Сдавать аппараты надо только в том же самом месте, ни в другом городе, ни даже в другом прокате Макбайка их не примут. Имейте в виду, что в воскресенье они закрыты и сдачу перед отлётом в воскресенье лучше не планировать.
Прокат приличных велосипедов: Macbike, Marnixstraat 220 (Google maps). Часы работы: пн-сб 9:00-17:45. Заказ за 1-4 дня, можно по электронной почте mx@macbike.nl
Окончив выставочные дела, в пятницу утром мы были сперва на вокзале (кинуть чемоданы в камеру хранения), а потом уже и в прокате. Выданным велосипедам деловито осмотрели зубы (как будто разбираемся), отрегулировали высоту сидений и руля (практически не поменяли, ибо велики были по росту), переложили сменные кальсоны из рюкзаков в седельные сумки — и двинулись в путь. На часах был полдень. Облачность переменная, температура +20.
Камеры хранения на Centraal Station находятся в крайнем правом углу, если заходить с города. Срок хранения до 10 дней, стоимость в первые три дня 4.70€/сутки, за 4-10 дни — 8.80€/сутки. Работают только по карточкам — кредитным либо заранее купленным чиповым. Кэш не пихать.
Маршрут наш пролегал следующим образом: Амстердам-Утрехт-Горингем-Дордрехт-Росен
даль-Миддельсбург-Флиссинген(паром)-Слёй
с(граница Голландии)-Брюгге. Никаких гостиниц на пути мы не резервировали, ибо не знали скорости примерной своего перемещения, не планировали катиться под дождём и вообще — мы отдыхаем, а не жилы рвём. Расчёт был на наличие каких-никаких отелей или гестхаузов — ибо палатки-спальники мы сперва думали взять, а потом всё же решили, что ну их. В общем, ехали наобум. Разве что направления придерживались.
Теперь о тамошних велодорогах. В принципе, ездить на велике в Голландии можно по любой дороге, кроме автострады. В городах более-менее большие улицы содержат специальную велодорожку промеж проезжей частью и тротуаром; на многих перекрёстках в наличии вело-светофоры (что, впрочем, не мешает местным наездникам ездить "по ситуации", уворачиваясь временами от фур и трамваев). За городом на любой автодороге есть вело-разметка, обычно метр от края асфальта и с обеих сторон дороги. На большинстве же велодорога отделена от проезжей части, а изредка встречаются и полностью велосипедные дороги, куда автомобилям въезд запрещён.
|
Точка — туда! |
Рекомендуемые велодороги отмечены на картах и местности. В местах оных пересечения/разветвления находятся "точки" (knooppunt), пронумерованные и часто с картой прилегающей местности. Посему передвижение выглядит так: на точке стоят указатели на соседние точки, а на дороге между точками есть указатели, мол, верной дорогой едете, камераден. Расстояния между точками разнятся — встречались и по 200 метров, и по 6-7 километров.
|
Указатель маршрута |
Также существуют рекомендованные маршруты, Landelijke Fietsroute, т.е. национальные веломаршруты. Они маркированы табличками с буквами LF, цифрой, соответствующей номеру маршрута и буквой a или b (в зависимости от направления). Проложены они с умыслом, через всякие красивости скорее всего. Естественно, кноппунты располагаются на маршруте (то есть, LF это не отдельная сеть, а наложенная на сеть точек).
Таким образом, катить по стране Голландии можно: а). по наитию и мху на деревьях, б). от точки к точке и в). по национальному маршруту (что в общем-то тоже, от точки к точке)
В городах с точками и маршрутами проблемы, хотя изредка маркировка встречается, посему если планируется интенсивное посещение — нужна карта собственно города. Например, из Амстердама без карты мы бы сразу не выехали, а так — рраз! — по Марниксштраат до реки, через мост и сразу направо. А там уже и маркировка — ЛФ2а и ЛФ20а. В Утрехт ведёт, кстати, ЛФ7а, но на местности оный почему-то обозначен не был.
Через час мы покинули пригороды Амстердама, въехали в какой-то парк и поняли, что с маршрута мы сбились, пропустили указатель, видать — неопытны ещё были, только-только в седле. Чем хороша Голландия — да и по фиг, что сбились, поехали в нужном направлении и чрез определённое время попали таки хоть и не маршрут, но на дорожку с указателями на точки. Вынули карту, сверились — идём в нужном направлении. Вот и славно.
Миновали маленьке городки типа Абкуде или там Лунерслот. Всё игрушечное такое, домики, церковка с часами (показывающими правильное время). Кругом коровки, лашатки, каналы, мельницы, птички разные водоплавающие от уток до лебедей, гусей видов 5 разных, однажды даже фазана встретили... Зайцы бегают. Охота в Нидерландах либо совсем запрещена, либо запрещено стрелять менее чем в километре от жилья — каковое пространство покрывает почти всю страну. Посему фауна там непуганая вся.
|
Канал |
Ехали неспешно, на нужный ЛФ7 один раз попали, но тут же с него соскочили, благо куда ехать было понятно — вдоль большого канала Амстердам-Рейн, он аккурат к Утрехту ведёт. Остановились на перекур, потом поехали далее, обгоняя баржи, что характерно. В таком вот неторопливом темпе в три часа мы уже въехали в Утрехт. В первоначальном плане это был город первой ночёвки, однако наша скорость и физическая форма внесли коррективы. Перекусив в итальянском ресторане в самом центре древнего города (особенно понравился помидорный суп — тёплый томатный сок с петрушкой, 8 евро), мы решили двигаться дальше. Расталкивая туристов-пешеходов еле выдрались из центра, взяли азимут и покатили.
Сперва ехали вдоль давешнего канала, потом вдоль другого, потом нашли опять маршрут (ЛФ2 теперь уже) и поехали по оному. Маршрут вывел нас к парому через реку Лек (при рассмотрении карты оказалось — одна из проток Нижнего Рейна). Стоимость парома — 1 евро, машины он не возит, только велосипедистов и пешеходов. Далее путь лежал уже через Южную Голландию (а провинцию Утрехт мы, соотвественно, покинули).
Начала сказываться усталость (ибо я не сидел на велосипеде года полтора, а Константин — лет 20), но городки по пути были небольшие, бед-н-брекфасты не попадались, посему мы знай жали себе на педали. Местность кругом была уже менее каналистая, редко-, но плотно-заселённая, красиво в общем. В город Горинхем въехали в начале девятого.
Ринулись сразу же в центр, однако готелей там не оказалось. Расспросы полицейских тоже мало чего дали — если молодёжь голландская по-английски шпарит нормально, то из тех, кому за 40 практически никто не говорит. Полчаса расспросов всё-таки привели нас к отелю, где за 115€ нас и поселили в сингл-ту-бедз. Поужинали славно, карпаччой, рыбой, пивом да дженивером и враскоряку пошли спать. Всё что выше колена и ниже пупка ныло и болело. За день проехали без малого 90 км.
Hotel Gorinchem: Van Hogendorpweg 8-10 4204 XW Gorinchem, Netherlands — hotelgorinchem.nl — Google maps
Наутро средняя часть тела ныла меньше — но только до момента посадки в седло (стартовали в 11). Первые пару километров ехать совершенно не хотелось, но погода была отличная (+23, солнечно), да и желания не поубавилось. Маршрут был не виден, но указатели на точку виднелись. А карты именно этот уголок с Горинхемом не покрывали — VVVшной на эту область не было, а ANWBические покрывают не такие же площадя, а немного другие. При покупке я сие не отследил, поэтому ехать пришлось по наитию. Коие и увело нас километров на 5 к северу, т.е. в обратную сторону. Что, с одной стороны, и не надо нам было, а с другой — почему бы и нет. На ближайшем кнопе мы повернули на запад, и следуя указателям на точки потихоньку вернулись на правильную стезю.
Дорога меж тем шла вдоль речки, в городках типа Гиссенбург шумели колхозные ярманки, кругом была красота и благолепие. В городке Слидрехт вышли на берег реки Вааль, каковая впоследствии тоже оказалась рукавом Рейна. Пересекли оную по ж-д мосту, упёрлись в знак "Ремонт дороги" — да-да, даже велодорожки там подвергаются ремонту — и нам пришлось искать объезд. Не сразу, потыркавшись по пригородам Дордрехта, но всё-таки дорога отыскалась. Через час мы уже были в пределах нац.парка Дордтсе Бисбосх, где впервые увидели нормальный голландский лес, из липы и дуба. По лесу ездили туристки на лошадях. И велосипедисты типа нас.
К слову, в городах и пригородах велосипедистов тьма тьмущая, однако если отъехать километров 5, то все куда-то пропадают. Редко-редко какой спортсмен встретится, или там селянка, на вечернюю дойку спешащая. А сквозных туристов типа нас — крайне немного. Что странно, ибо были выходные, а голландцы — такая вся велосипедизированная нация...
На одном из хуторов встретили забавную картинку — у велотрассы стоял столик с водой-чайком-клубникой, а местные крестьянские дети активно пытались продать сие проезжающим. Мы не жаждали, поэтому не остановились, хотя надо было бы — когда ещё эти киндеры русских увидят?
Далее мы перекусили в придорожной кафешке деревеньки Виллемсдорп, пересекли очередное ответвление Рейна-Мааса, называемое, не соврать, Холландсе Дип и по длинному автомобильному мосту въехали в Северный Брабант. Это был самый долгий тягун за всё путешествие, около километра с перепадом процента в 3; весь остальной маршрут отличался крайней плоскостностью.
Миновали Меердийк и Зевенберген, свернули на дамбу. Интересно, что в данной местности отмеченный знаками маршрут ЛФ2 не совпадает с нарисованным на карте. Подумав, решили ехать по знакам на местности. На самом глухом месте дамбы повстречали автомобиль Опель. Разнополая парочка пыталась вытолкнуть его с канавки на дорожку. Помогли, вытолкали. Оказалось — у них ещё и аккумулятор сел. Потолкали авто метров 150, но с толкача он тоже не завёлся. "Звони в аварийку" — сказали мы парню по-английски, а по-русски подумали — "хотели поебаться — вот и поебитесь". Ибо зачем на авто заезжать так далеко по вело-дорожке, никуда не ведущей — ясно с первого раза.
|
Как в Риме |
Вскоре на горизонте показалась нечто куполообразное и неуловимо культовое. В Голландии вообще колокольни издалёка видны — очень ровная такая страна. А тут, значить, над картофельным полем и дальним лесом высится что-то эдакое монументальное. Оказалось — город Ауденбосх, в котором местные немногочисленные католики в конце прошлого века поставили копию римского собора Св.Петра. Выглядит для готическо-протестантской местности необычно.
Дело было уже к вечеру, и мы решили в Ауденбосхе остановиться на ночь. Одна маленькая гостиница была забита, а другая — значительно побольше — тоже забита. Однако метрдотель тамошний на вполне сносном английском сказал, мол, не беспокойтесь, позвонил сперва в Босхенхофд (это я сейчас по карте посмотрел, куда он нас направить хотел, а то что он произнёс тогда на приведённую транскрипцию походило мало — в голландском между "г" и "х" ещё примерно пять промежуточных согласных, а гласные все читаются не так, как пишутся), потом в Росендаль и сказал, что в Росендале в центральной гостинице места есть и всё ОК. И даже сказал, что, мол, там рядом с той гостиницей, что вам нужна, есть ещё одна, но в неё не суйтесь, там плохо, а куда я вас направляю — там хорошо.
Когда мы доехали до Росендаля выяснились причины такой рекомендации — плохой отель принадлежит сети Бест Вестерн, а независимые голландские отели в рамках антиглобализма его не поддерживают. В Сентраале нас уже ждали, быстро поселили (single-two-beds: 103.5€/сутки), накормили рыбой, ягнёнком, пивом и дженивиром. Проехато было 81 км. Усталость в нас присутствовала, но болезненных ощущений было уже меньше. Завтра нас ждала Зеландия.
Hotel Tivoli: Markt 68, 4731 HR Oudenbosch, Netherlands — hotel-tivoli.nl — Google maps
Hotel Central: Stationsplein 9, 4702 VZ Roosendaal, Netherlands — hotelcentral.nl — Google maps
Утро встретило нас проливным дождём и неутешительным прогнозом на ближайшие дни. Ехать мокрыми не хотелось и мега-пробег был прерван на середине. Что, конечно же обидно, но с другой стороны — мы прокатили через пол-страны (Росендаль находится от Бельгии в семи, что ли, километрах), повидали 4 провинции, всякой местной природы, архитектуры и человеков насмотрелись. Нормальный был пробег.
Мы сели в электрический поезд и в пол-третьего были уже в Амстердаме. Кинулись сдавать велосипеды, но — как уже отмечалось — прокат в воскресенье не работал. Посему родился план прокатиться ещё — завтра. Мы поселились в готель (145€/сутки за ту же двукроватную сингл-рум), приконопатили велосипеды на стойку и отправились осматривать столицу. Погода. между прочим, разительно отличалась от зеландской — было хоть и облачно, но дождя и не намечалось. Хотя казалось бы — какие-то 150 км.
Amsterdam Weichmann hotel: Prinsengracht 328-332, 1016 HX Amsterdam — hotelwiechmann.nl/ — Google maps
К слову, в предыдущих отелях велосипеды ставились в охраняемое помещение, здесь же внутренний двор отеля был под ремонтом и велосипеды пришлось ставить на улице. На каждом было по замку на заднее колесо и по цепи для прикрепления рамы и переднего колеса к стойке или дереву или чему ещё подобному. Скажу сразу, никто на транспортные средства наши не покусился.
В понедельник мы рванули из Амстердама на север, в сторону рыбацкого посёлка Волендам. Путь наш пролегал по местности Ватерланд, здешние пашни и пастбища когда-то были отвоёваны у моря. С нужного ЛФ21 мы сразу же соскочили и стали ехать просто по точкам. В одном селении (Холислот) нас ждал мини-паром, не работающий. Полуоблупленная табличка после дешифрации известила нас о том, что данное корытце перевозит велосипедистов только по выходным, а по рабочим — только в июле-августе. Это, кстати, немного объяснило небольшое количество туристов на просторах Голландщины — оказывается, еще просто не сезон.
После такой подлянки мы выехали на приморскую дамбу, которой до того избегали, опасаясь мордвинда. Голландия страна плоская (кажется, я это уже говорил, да?), да ещё и приморская. Ветры там гуляют достаточно сильные, а как известно любому велосипедисту или байдарошнику — попутным ветер не бывает. Пару раз за первую часть покатушек порывы сильно осложняли наше движение; благо они были недолгими.
На море мы всё-таки выехали и ветра, к счастью, не обнаружили — так что смело проехали сперва до деревеньки Маркен, откуда паромом проследовали в Волендам. Городок славен своей рыбой, и мы планировали там поесть. Однако вместо ресторана нашли простую лавку, закупились селёдкой и угрём, взяли пивка и устроили перекус за городом, на подвернувшейся скамейке. Рыбец там мега-вкусный, а пиршество обошлось нам всего в 12 евриков.
|
Монникендам |
Часа в 4 мы миновали чрезвычайно лубочный Монникендам; странно, но там совершенно не было туристов. В менее интересном Волендаме их были толпы, а здесь — тишь да гладь. Около Монникендама буквально на паре километров нам встретились два бед-н-брекфаста — с виду обычные фермы, однако хозяева кроме делания сыров подрабатывают ещё и сдачей комнат под ночлег туристам. За всю поездку на юг подобные гестхаузы нам не встретились ни разу, а тут эвона! — сразу два.
Уже на подъезде к Амстердаму мы впилились в дачный посёлок — оказывается, данный вид отдыха не чужд и голландцам. Ну, допустим микро-огороды с лопатной сараюгой я видел и в Швейцарии, да и в Голландии тоже — но вот именно дачные участки, со вполне себе жилыми домиками и каноническими шестью сотками увидел впервые. Очевидно, что свои цветы красивше, а помидоры — слаще.
В 17:30, за 15 минут до закрытия проката, мы вернули свои велосипеды на Марниксштрат. Такой вот замечательный отдых, к сожалению, закончился. Проехали за последний день мы 71 км, а всего преодолено было 242 км. В последний день уже ничего не болело и не ныло, катиться было — одно удовольствие.
В общем, надо как-нибудь повторить. Было классно.
Наш маршрут на Google maps
Все фотографии на Google Picasa