Вот уже восемь лет живу в Сингапуре, по Юго-Восточной Азии покатался изрядно. Само проживание в ее центре располагает к недлинным, в три-пять дней, поездкам в интересные места, что неподалеку. Вот и третьего дня, прилепив два отпускных к длинным (по случаю Дня Независимости Сингапура) выходным, съездил на 4 дня в Джогджакарту, столицу провинции Джогджа, что на острове Ява, в Индонезии (не путать с Джакартой).
Чем знаменита Джогджакарта? Во-первых, написанием. Официальное английское – Yogyakarta, но в посадочном талоне сокращают до JOG (с намеком на Jogjakarta), а местные так вообще фейреят. Во-вторых, провинция Джогджа – первая индонезийская провинция, скинувшая с себя иго европейцев-колонизаторов (голландцев). В-третьих, рядом с Джогджакартой находятся известные развалины древне-буддистского толка, датируемые 8-9 веками. Зовут – Боробудур. В-четвертых, рядом же есть вулкан Мерапи, на который (когда он спит, а сейчас он спит) можно залезть. Еще один важный аргумент в пользу поездки – я там ни разу не был. Да и AirAsia – одна из наших локальных ТрансАэро – билеты дешевые предлагала.
Перелет Синг-Джогджа – недлинный, два часа. По выходу из самолета всех загнали в предбанник и, предложив сдать вещички, погнали на дезинфекцию. Я напрягся и все ждал, что мыло выдадут.
Такси в аэропорту организованные – покупаешь талончик на довоз тебя до отеля и садишься с этим талончиком в такси указанного номера. У меня, правда, вышла небольшая накладка. Заказанный отель назывался – шутники, молчать! – Чакра Кусума (Cakra Kusuma), на выданном талончике написали Cakra K. Водила увидел название, закивал головой, мол, знаю, где, и радостно порулил. Привез не туда. Оказалось, отелей с чакрами там два, и обе на К. Благо – недалеко друг от друга.
Вообще, такси в Джогджакарте очень хороши. Относительно новые машины, кондиционированные, везут по счетчику, особых проблем с лишним километражом замечено не было. Ну и плюс – можно договориться подвезти далеко за фиксированную плату (тот же Боробудур, к примеру, в хороших 30 км от Джогджакарты). Короче, серьезно отличается от того, что обычно бывает по Азии. Обычно надо а) торговаться, б) крутят счетчик и в) не всегда знают куда везти, причем выясняется это по ходу поездки. Короче, такси приятно удивили.
1. Улицы Джогджакарты
Практически вся Джогджакарта застроена одно-двухэтажными домиками. Магазины, школы и прочее – не отстают. Соответственно, все население в пол-мильона размазано тонким слоем, и город занимает ненормальную площадь. Большие дома строить боятся – у них несколько вулканов под боком, землетрясения бывают очень часто (последнее большое – 2006 год, 5 782 погибших). Как следствие – город в массе своей трущобен (местами, что характерно, с претензией на богемность).
Валюта в Индонезии – индонезийская рупия. Стоит мало, примерно 10 тысяч рупий за 1 американский доллар. Но если на Бали туристам просто и без затей цены сразу называют в долларах, то в Джогдже – наоборот. Все в рупиях и обменок немного. Далее все цены – в рупиях.
Даже беглого взгляда на карту достаточно чтобы понять – запретить рекламу сигарет в Джогджакарте будет непросто. Хотя бы потому, что главная улица называется Jalan Maliboro (Jalan – по-индонезийски «улица, дорога»). Кстати, весь Jalan Maliboro, от вокзала до султанского дворца – непрекращающийся ряд магазинчиков и лавчонок, продающих индонезийский батик и сувениры. Центральная улица – прибежище туристов. Туристов много, и в основной своей массе они (sic!) из Франции. Я, честно говоря, был сильно удивлен. Кстати, невидимая рука рынка реагирует на такое мгновенно: в редких обменниках вялый курс доллара и бодрый – евро, в забегаловках туристического района в наличии всякие Chicken Cordon Bleu (кстати, в неплохом исполнении), и рикши навстречу европейцу за пол-квартала орут «Ca Va!».
Вообще, Джогджакарта – город батика и велорикшей. В таком количестве я их не видал нигде. Рикши – не только туристический аттракцион, местные тоже активно пользуют. Видимо, связано с тем, что пешеходные перекрестки отсутствуют как класс. Даже на перекрестке со светофором за ним следят только машины, мотоциклы с мопедами гоняют сами по себе, перебегать приходится на свой страх и риск. Или так, как было у моего отеля – там организованного перехода на другую сторону дороги просто не было в пределах километра, только перебегать.
И, раз уж задел – достану. Еще о тамошних ПДД. Они там есть. Но какие-то свои, не сразу понятные. К примеру, двойная разделительная полоса проведена, но ее игнорируют: развернуться где угодно или при обгоне заехать на встречку – не вопрос. Однако, к примеру, мотоциклисты и мотороллеристы – поголовно в шлемах, включая пассажиров.
Теперь про батик. В центре на каждом углу зазывают зайти в магазин или на выставку батика. Все привязавшиеся «гиды» из местных между делом будут заводить в магазин батика. Разумеется, только у них, распродажа и невероятные скидки. Однако замечено, что при богатстве лабазов ассортимент внутри невелик, и если выбор рисунка в одном магазине не удовлетворил, скорее всего, во всех остальных не удовлетворит так же.
Немного про цены. Известно, что в Азии надо торговаться, что и делаем. Однако бывает, что и подготовленных срубает. Вот мне срочно понадобились солнечные очки, потому как свои при сборах забыл дома, а опыт поездок подсказывает, что без них будет плохо. В первый же день на Maliboro изловил очечника, нашел подходящие, спрашиваю – почем? 70 тыщ, говорит. Это дешево, но я чисто из интереса вбрасываю – а за 50 отдашь? Не, говорит, не отдам... (подумав)... бери за тридцать! (fifteen и fifty перепутал, бедняга).
Кстати, несмотря на то, что в Индонезии основная религия – ислам, следов христианского присутствия в центре Джогджакарты более чем достаточно. Вот, к примеру, церковь имени Святого Франсиска Завьера, монаха-иезуита, епископа Гоа, тамошнего инквизитора, друга и сподвижника Игнасия Лойолы (стоит возле центрового банка, сразу перед султанским дворцом). А вот в полукилометре от центра – заброшенная церковь. Заброшена основательно, даже не подойти – все улочки-подходы застроены домами.
А вот мечетей как-то не очень много. Точнее – они не так заметны, маленькие, в один-два этажа, без минаретов.
2. Боробудур
Самая большая и известная развалина близ Джогджакарты. Как уже говорил – более чем в тридцати километрах. В туристических агентствах по месту (да и в отелях) валом продают туры в Боробудур, но следует понимать, что это – только транспорт. Мы же с женщиной, как туристы принципиально дикие, просто подошли к таксисту и спросили, почем до Боробудура. Он сначала сказал – 300 000 в один конец. Потом – 250 000. Потом – «по счетчику». На том и порешили. Поездка вышла в 115 000 туда, и таксист тут же предложил через три часа отвезти назад за сотку (можно понять – ему или сейчас пустым назад тот же тридцатник разматывать или нас подождать, с походом пойдет).
Боробудур в прошлом – буддистский храм, постройку относят к 8-9 векам, потом был заброшен (при невыясненных обстоятельствах, есть версия, что туфом засыпало) и откопан в середине 19 века. Хорошо сохранился, в отличие, скажем, от камбоджийского Ангкора, в основном благодаря тому, что был засыпан туфом, и джунгли над ним поработали вяло. На строения в Ангкоре, кстати, он совсем не похож, но про Ангкор – в другой раз.
Общий вид вставляет не столько размерами, сколько симметричностью постройки.
По стенам во множестве рассажены Будды. Некоторые – без голов. А некоторые – в клетках (внутре каждой из пагод – по сидящему Будде).
В довесок к храму есть еще и симпатичный музей древних индонезийских корабликов, который, в принципе, целиком посвящен восстановлению изображенного на рельефах Боробудура тримарана и путешествию на нем поперек Индийского океана до Мадагаскара (есть археологические данные, подтверждающие, что индонезийцы туда плавали, вот, теперь реконструировали).
3. Water Palace
Вернувшись из Боробудура, порешил нагрянуть с проверкой в султанский дворец, зовут Кратон. Не вышло! Оказывается, дворец открыт для посещений только до полудня, особенно если наведаться как я – в пятницу, когда гражданин султан или на молитве или после нее отдыхает. Но тут же нашел близлежащую альтернативу – Water Palace (Водный Дворец), что неподалеку. Слегка подкорректировав маршрут, посетил.
Вход во дворец, как следовало из карты, лежит сразу за птичьим рынком. Прошел птичий рынок сквозь, входа не обнаружил. Обнаружил будку типа «сортир». Однако отойдя в сторону, был пойман за рукав аборигеном, который сказал, что до Водного Дворца доведет легко. И потащил за сортирную будку, за которой оказался подземный ход. А там уже – и вход во дворец. Дворец сейчас – чудный образчик архитектурного каннибализма. Две трети его давешней территории когда-то занимали висячие сады, которых сейчас нет, а на их месте, меж постройками, местные понаставили перегородочек и живут. А что, основание добротное, землетрясения держит, чего ж не жить?
Самовызвавшийся «гид» вел дальше. Перед входом во внутренние помещения дворца говорит: «а вот тут султану представления устраивали. Пятьдесят женщин танцевали, а султан оттудова сверху смотрел». Следующее помещение — три сохранившиеся купальни 18 века (про 18 век я потом в путеводителе вычитал), там тоже говорит: «а вот тут султану представления устраивали, пятьдесят женщин плавали и танцевали, а султан сверху смотрел». И в следующем отсеке, раздевалке, опять про пятьдесят женщин завел. Я сразу про «ин да фьюча» вспомнил.
4. Кратон
Кратон – султанский дворец. Причем, невзирая на то, что Индонезия – республика, а Джогджа уже давно не королевство, а провинция указанной республики, Кратон – резиденция султана, а султан – по совместительству губернатор. Часть дворца открыта для публики, плюс имеется музей имени папы нынешнего султана. Предыдущий султан, Шри Султан Хаменгкубувоно IX (сейчас у власти, понятно, X-ый) – национальный герой Индонезии, при премьере Сухарто в разное время был: генерал-лейтенантом ВС, министром спорта, вице-премьером. Ну и губернатором Джогджи тоже был. А также пособничал повстанцам в войне с голландскими колонизаторами. Вход охраняют упитанные идолы.
В музее богато представлены предметы обихода султанов и в особенности – Девятого. Тут тебе и воронка из пемзы, через которую фильтровали воду для султанского кофе, и раскидистое семейное древо, и набор подарков от других монархов, типа часиков настольных, которые и время кажут, и календарь, и даже фазу луны. Ну и семейный альбом на стенах.
Интересно другое. Оформление дворца сочетает в себе и мусульманскую символику, и христианскую, и древнее яванское язычество. Поинтересовался у гида — а с чего так? А, говорит, потому как страна-то мусульманская, но люди разные. А у султана работа такая – за всех своих молиться. Трактовка понравилась, однако от себя добавлю, что наверняка тут не обошлось без суеверий, которые в народах с языческих времен живут легко и с любой официальной религией уживаются.
5. Гора Мерапи
Гора Мерапи – действующий вулкан высотой 2990 метров. Турагентства в Джогдже всего за 200 000 рупий с человека готовы отвезти в деревеньку по имени Село и сдать в руки толкового скалолаза из местных крестьян, которые и берутся доставить туриста к вершине. Обычно лезут встречать рассвет. Выход из Села в час ночи, далее — три часа по сыпухам, rain-forest-у и плато, и финальный рывок – еще час и пара сотен метров уклона градусов в 70. Весь поход примерно 10 км длиной (в один конец) + поднимаешься на еще 1 км над уровнем моря. Все это надо успеть провернуть до пяти утра, потому что в пять – рассвет. Ну а потом – багряным светом залит горизонт!
P.S. В жерло вулкана плевал.
P.P.S. Про деньги. Улёт из Джогджи был намечен на раннее утро, поэтому вечером последнего дня, после горы, было решено а) поесть и выпить, б) накупить подарков родным и близким и в) помассировать свое ладное тело в местных массажных. Интерес к массажу на Яве понятен – весь Сингапур заклеен объявами про «аутентичный массаж с Явы» (их даже больше, чем про тайский). А я тут на Яве и желаю массажу! Но перед реализацией программы произвел ревизию оставшихся в наличии рупий. Осталось немного. Наменял еще полмиллиона и пошел массироваться. А цены оказались столь неприлично малы, что опосля не знал, куда девать оставшиеся деньги. Тратил по-всякому, но к пяти утра еще триста тысяч жгли ляжку. Такси в аэропорт и завтрак на двоих съели еще тысяч семьдесят, но две с лишним сотни – оставались. Помощь пришла неожиданно – оказывается аэропорт в Джогдже собирает аэропортный сбор (о чем, кстати, при покупке билета не предупредили), по сотне тысяч с лица, аккурат получилось! Считаю – повезло.