Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?
Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живет он с мамой, но обретенный рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена.
Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся трах. Уложиться придется до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику, механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.
Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо.
> Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошел. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушел тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного Отца.
отлично, я считаю
наконец то стало ясно, что Дмитрий цинично лгал, говоря о том, что мальчиков в России воспитывают мамы!!!
Уже всплывала раз года полтора назад в блоге у Лукьяненко, но перечитал с удовольствием! Толково и цЫнично разобраны все комплексы советского интеллигента, которые вложил в фильм режиссер.
>Татьяна, мне кажется, что Ипполит - это смягченный обяательнейшим Ю.Яковлевым, но, все же зловещий персонаж, из класса "тех, что мешают нам жить".Не знаю, насколько Вам памятны реалии "совка", но напомню, особенно для тех, кто вспоминает это время как уютный коммунально-классовый рай. В столичной "элите" было даже модно сожалеть об утраченных коммуналках с их охрененной теплотой и духовностью. Так вот, в семидесятые годы "классовая" вражда была гораздо сильнее. чем сейчас. Реальное расслоение по доходам было меньше, но зато любая вещь - хрустальная ваза, палка сервелата, бутылка польского "Наполеона", флакон польской "Шанели" могла вызвать лютую зависть и ненависть. Все польское уже относилось к "тамошней жизни". А уж наличие "Жигулей" автоматически делало владельца носителем мирового зла. Подтекст здесь прост: У тебя и так ВСЕ есть, зачем тебе еще эта женщина? Ведь останься Надя с Ипполитм, миллионы совков ощутили бы злобное отчаяние: опять польский импорт ИМ достался. Ипполит был тем персонажем, который должен быть наказан для установления "справедливости".
Не поленилсяи пересмотрел эпизод в бане (да вот так). Лукашин там не говорит, что женится именно _сегодня_. Более того, герои говорят, что он уже женился. Но это так, мелкие придирки =)
Зато заметил, что банщик не долил пива в кружки Ширвиндта!!!
Да уж, "Ирония судьбы" стала для российского народца обычным постоянным новогодним явлением, на которое уже мало кто обращает внимание. Все думают фильм, как фильм. Тут то и нашелся интеллигентский смельчак, вставить свои 3 копейки, "откритиковать" добротную советсвкую комедию через призму сарказма.
> камрад, правильно ли я понял, что у тебя вызывает острую неприязнь подробный разбор поведенческих мотивов героев фильма "Ирония судьбы"?
Нет, острого неприятия не вызывает.
Просто ИМХО - подобным образом можно что угодно подвести под "гомоэротические компании", "фантазии об обладании матерью" и прочую порнуху. К чему это делать над классикой советского (а даже и мирового) кинематографа, которую 30 лет куча народу с удовольствием смотрит - мне непонятно. Покуражиться только что.
Фанатом фильма не являюсь, если что (и даже на Новый год не всегда смотрю).
Странно, но даже в детстве, неоднократно-принудительно на НГ просматривая "Иронию", ни разу не воспринимам Лукашина как образец для подражания или какого-то "героя".
Короче, кино - нечто отвлеченное, не от мира сего. Как в зоопарк сходить. Занятно, не более.
Она - неудачница и фригидная баба, он - неудачник и тряпка, да еще и с ребенком.
Ну и все герои там - лентяи и паразиты, ничего не делают полезного для страны, гоняют цифирки, хотя это никому не нужно - и весь сюжет в фильме от безделия и высосан из пальца.
Но приход капитализма показал, кто действительно эффективен и все бездельники и паразиты просто вымерли - естественный отбор рулит.
[психолог моде офф]
> Просто ИМХО - подобным образом можно что угодно подвести под "гомоэротические компании", "фантазии об обладании матерью" и прочую порнуху
на мой взгляд, там и подводить ничего не надо, всё на поверхности
> К чему это делать над классикой советского (а даже и мирового) кинематографа, которую 30 лет куча народу с удовольствием смотрит - мне непонятно. Покуражиться только что.
воздержусь насчёт "мирового", цифр и сборов не знаю, но сомневаюсь
камрад, а вот то, что в фильме очень ярко показано поколение людей, которые талантливо смогли просрать свою страну, тебя не напрягает?
А по мне, статья шикарный вброс. Отдельные граждане в каментах палятся просто на ура- некоторым, давлением перебродившей субстанции, прямо башни отрывает :)). Автор мегапрофессионал и литературный талантище.
Камрад, мы с тобой походу в реале знакомы... Так вот, мне 37, я неженат, живу с матерью. Мне теперь надо немедленно утопиться в Даугаве, или жениться в 24 часа? :)
> на мой взгляд, там и подводить ничего не надо, всё на поверхности
Кому как. Я предпочитаю котлеты отдельно от мух.
> камрад, а вот то, что в фильме очень ярко показано поколение людей, которые талантливо смогли просрать свою страну, тебя не напрягает?
Меня не напрягает. Фильм ведь про то, как один, в общем-то, лузер при забавном стечении обстоятельств нашёл свою любовь. Про развал страны там ничего не сказано.
А если вообще - то я не могу рассуждать на тему "У нас была великая держава, но её просрали". Я хоть и родился на закате СССР, но вырос уже в РФ. Т.е. я в Союзе в сознательном возрасте [не жил]. Поэтому я просто не могу о нём рассуждать.
Лет дцать назад фильм смотрелся как комедия. Сейчас вызывает уныние.
В профессионализме Рязанову не откажешь, в любом случае.
"Психоаналитический" разбор - похоже, не стёб, а всего лишь хороший объект для стёба.
Аналитик (у меня лично) сам производит впечатление больного на всю голову.
Кроме того, что на роль Лукашина, взяли "старика".
Если, возраст актера сходится с возрастом героя, то действительно.
Лукашин в моих глазах, низко пал... .
Смотря фильм, думал что возраст гл.героя, около 25 не старше.
Если, ему и правда 40, то статья становится понятной.
Меня вот в этом фильме одно очень интересует.
Вот сейчас, во времена победивших демократических свобод, которые забороли героически тоталиратизм, настолько, что я без документов даже за пивом не иду, я отправляю своего мелкого со своими родителями к родственникам, к батиной маме, под Иркутск.
И, как дурак, но дурак предусмотрительный, вплоть до параноидальности, не просто ксерю все возможные документы, включая справку на мелкого от фтезиатра. Я еще иду к нотариусу и плачу денежку, относительно немалую, в которой я и супруга и правда доверяем отвезти родному деду родного внука в Иркутскую область на период от сих до сих. И весь этот пакет документов и копий, толщиной в поллопатника гулящего челнока, в двух экземплярах, выдаю и бате и маме.
А в те годы без подобных заморочек в те же края меня спокойно на лето отвозила тетка. Тоталитарное разгильдяйство, все понятно.
Так вот, вопрос, неужто к 80-ому году можно было спокойно посадить вусмерть пьяного в самолет по чужому билету? Я тогда малой был, не в теме.
Все-таки правильно Иосиф Виссарионович писал о классовой борьбе.
Щас вы у меня сдохнете от зависти.
Был в болгарском Несебре (неделю как приехал), в антикварной лавочке углядел "Вопросы ленинизма" издательства 1945 года. Отдал, не раздумывая, 50 левов (25 евриков).
> ты когда его смотришь, не видишь главного, камрад
Может быть.
А может не хочу видеть, ибо по мне это просто забавная новогодняя комедия, которая, как выше уже напечатали, хорошо идёт под оливье.
И при очередном просмотре внезапно забивать себе голову на тему "гомосеки, инцест, долбоёбы" - это как-то не способствует праздничному настрою.
Дмитрий Юрьевич, а когда ранее по инерции нравившиеся вещи начинаешь переоценивать и видеть в них изъяны и недостатки (читайте - в свете данной статьи призадуматься над тем, так ли хороша сказочка, которую каждый раз пересматриваешьт на новый год) - это значит, что малолетний идиот по-тихонечку взрослеет?
фильм считаю поганым.
но не из-за того, что написано в заметке.
и не из-за мнения Юрьича, хотя долбоебы в фильме показаны детально, словно под микроскопом.
в этом фильме впервые в советском кинематографе показан положительный персонаж женского пола с сигаретой.
молодые девченки часто пытаются подражать героиням популярных фильмов буквально в мелочах.
ну про пользу курения для женского организма, особенно в возрасте, когда своих мозгов еще нет, рассказывать не буду.
> Дмитрий Юрьевич, а когда ранее по инерции нравившиеся вещи начинаешь переоценивать и видеть в них изъяны и недостатки (читайте - в свете данной статьи призадуматься над тем, так ли хороша сказочка, которую каждый раз пересматриваешьт на новый год) - это значит, что малолетний идиот по-тихонечку взрослеет?
> Так вот, вопрос, неужто к 80-ому году можно было спокойно посадить вусмерть пьяного в самолет по чужому билету?
Нет, не думаю:). В жизни, конечно, случаются истории, "что и не снились нашим мудрецам", но эта - не из их числа. Просто слепили на скорую руку сюжет. Fiction в чистом виде.
> Может быть. > А может не хочу видеть, ибо по мне это просто забавная новогодняя комедия, которая, как выше уже напечатали, хорошо идёт под оливье. > И при очередном просмотре внезапно забивать себе голову на тему "гомосеки, инцест, долбоёбы" - это как-то не способствует праздничному настрою.
Тебе к доктору надо, друг.
Ты, поди, глядя на фильм, в котором жрут говно с лопаты, тоже думаешь о празднике?
> Я тоже не смотрел, далее чем посадка в самолёт - смотреть просто не могу.
Да я тоже ни разу полностью не пробовал. Общую канву знаю, некоторые шутки тоже, ряд эпизодов смотрел. Полностью -- вот не хватало. Если от Данелии мне сложно оторваться, то Рязанова как-то тяжело бывает досмотреть.
Я бы еще с удовольствием прочитал заметку о людях, прочитавших заметку про фильм. Дескать, если читающий чувствует то-то и то-то и при прочтении его посещают такие-то мысли то он такой вот человек. Лично мне тревожно стало при прочтении. Интересно почему.
Да уж. Рецензия Дмитрия Юрича бьёт точечно. В цель. Кто бы сомневался. "Служебный роман" на ту же тему. О житье - бытье советской интеллигенции . Прикалывал всегда этот фильм. Главный герой мой однофамилец.
А мне из фильма "Ирония Судьбы" музло нравиться!! Вот нельзя ничего плохого сказать про музло из фильма "Ирония судьбы".