Казалось бы, кровавый тоталитарный совок вместе с его железным занавесом рухнул, кругом полная свобода и демократия, однако граждане по непонятной причине ездить с целью туризма стали меньше, а не больше. В кровавом тоталитарном совке, в частности, порядка ста двадцати миллионов человек ежегодно выезжали на всевозможные курорты, турбазы и просто в чужие места своим ходом. Чуть более двух миллионов человек при этом ездили за границу с целью туризма. Сейчас в общем и целом хоть куда-то выезжают двадцать миллионов, а за границу — семь-восемь. Из них порядка 90% ездят строго на египетские или турецкие курорты. То есть, считай, не за границу, а на море позагорать.
Злые языки утверждают, что это всё — из-за сурового обнищания населения и потери оным населением всякого вкуса к жизни, но мы-то знаем, что это при большевиках вкуса к жизни не было, а при свободе с демократией он обязательно есть.
Однако обнищание далеко не всегда является причиной отказа от туризма. Многие граждане по неясной причине просто не решаются, даже бояться ехать куда-то туристом. Деньги есть, отпуск есть, но «вдруг чего». «Я же никогда не был». «Как чего делать не знаю».
С целью разрешить это горькое противоречие, решил сделать краткое пособие по загрантуризму. В основном с целью устранить наличествующий у граждан страх неизвестности.
Как собраться
Это — действительно первый пункт. Тяжелее всего именно собраться. Как ни странно, большинству людей не нужна демократия. В том смысле, что свобода выбора их тяготит и любая необходимость принять решение вызывает дискомфорт. Эта реакция вполне объяснима. Действительно, мозг большинство решений принимает вне сознания и дарует их сознанию как уже сформировавшееся побуждение «надо». Сознательных решений на фоне бессознательных — явное меньшинство, поэтому можно смело утверждать: мозг человека не любит сознательных решений.
К сожалению, есть всё-таки решения, которые невозможно принять бессознательно. Одно из них, увы, — решение всё-таки, блин, съездить в эту заграницу. Всё-таки, блин, реализовать мечты последних десяти лет, преследовавшие неотрывно, но отступавшие прямо перед необходимостью сделать пару-тройку телодвижений. Перестать-таки завидовать знакомым, которые там были и сям были, и стать объектом зависти самому.
Для этого следует отбросить сомнения и назначить дату поездки вместе со страной пребывания. Именно назначить дату — «в этом году, быть может, съезжу» означает, что не съездишь никогда. Чем больше концов обрублено, тем лучше. После прохождения таможни ведь поздно уже сомневаться, поездка после этого уже началась. Билеты с путёвкой, впрочем, тоже обычно означают начало поездки.
Причём, не только дата имеет чудодейственный, вызывающий решительность эффект, не менее важно ещё и место. Ряд граждан с местом не могут определиться очень долго, в результате чего не ездят вообще никуда. Поскольку каждый пробудившийся позыв всё-таки съездить подавляется тяжёлыми многодневными думами на тему «а может лучше не туда, а сюда?».
Итак. Ты отбрасываешь всякие сомнения, называешь вслух дату поездки и страну пребывания, после чего начинаешь гордиться своей силой воли.
Что нужно, чтобы съездить
Во-первых, загранпаспорт. Сейчас их выдают паспортные столы и процедура их оформления обходится буквально в копейки. Поэтому имеет смысл сделать загранпаспорт сильно заранее, даже если поездка пока не планируется. По закону оформить паспорт должны за месяц, но могут и пропипать, из-за этого вся поездка, не исключено, накроется медным тазом — если ты ломанёшься за загранпаспортом за две недели до планируемого вылета. Загранпаспорт, он карман не тянет, делай его не раздумывая. Тем более, процедура их выдачи к нынешнему моменту упростилась чуть ли не до обещания себя хорошо вести. Реально — нужен всего-то гражданский паспорт, фотография и квитанция об оплате (оплата, как уже говорил — копейки). Военнообязанным до 27-и лет ещё нужна справка из военкомата — это наверно самое трудное.
Ещё для поездки нужно бабло. Без бабла наверно ничего не получится. Однако бабла нужно не так много, как многим кажется. В ряд стран, например, в Чехию, которая, к слову, уделывает все остальные страны про красоте архитектуры, путёвка обойдётся примерно в 400 евро. Для многих наших сограждан это действительно большая сумма, но не настолько большая, чтобы за год-два её не скопить. И это — за экскурсионный авиатур. С минимумом экскурсий, на меньшее число дней и на поезде будет ещё дешевле. Ещё какое-то количество денег отожрёт консульский сбор — за визу. Ну и на месте, не исключено, надо будет что-то кушать. Однако всё это в сумме, — если не шиковать, — добавочные двести евро.
Итого цена вопроса вполне нормальной, интересной, познавательной поездки за границу — 500-600 евро. Так сказать, стартовая, но вполне реальная. За исполнение давней мечты — не так-то и много.
Далее, путь наименьшего сопротивления — набрать в Гугле «туры в XXX», где на место XXX следует проставить страну своего пребывания.
Если не проставить, то вам предложат совсем другие туры.
Из перечня туров выбрать соответствующий деньгам и сразу позвонить. Главное — сразу. Поскольку, если не сразу, то могут неожиданно нахлынуть сомнения, которые похоронят под собой все поездки разом.
Кстати, о турагенствах. Турагенств много. А туроператоров (тех, кто на месте принимает туристов и потом катает их по стране) — мало. Поэтому бестолку пытаться найти тот же тур, но дешевле. Сильно дешевле не будет. Туроператоры — одни и те же. Наценка турагентсв не особо большая. Поэтому цена будет колебаться в районе пяти процентов от стоимости. То есть, для подстраховки можно посмотреть ещё пару ссылок, но закапываться в поиски на месяц смысла не имеет.
Турагенству от туриста обычно нужны несколько фотографий (их формат зависит от требуемой визы, поэтому его следует уточнить), загранпаспорт, возможно, скан гражданского паспорта, справка с места работы и анкета. Сканы можно сделать, а анкету заполнить прямо на месте — в турагенстве. Тем более, чего бы там ни думали сограждане про местных бюрократов, зарубежные временами их даже затыкают за пояс, что выливается в наличие в анкете вопросов, ответы на которые неочевидны, поскольку неочевиден смысл самих вопросов. И без помощи турагента с первого раза угадать ответы сего занимательного теста не всегда удаётся. Кстати, за сканы и анкеты никаких дополнительных денег не берут, поэтому можно не париться.
Как можно видеть, ничего особо вывернутого для загранпоездки не требуют. Не нужно ходить в ФСБ и приносить подтверждения благонадёжности, не обязательны друзья в высших эшелонах власти, никто не проверит, владеешь ли ты исландским языком и хорошо ли представляешь, где именно находится Исландия. Вопросов про историю и законы страны тоже не будет — ты не эмигрантом едешь, а туристом.
Виза
Вообще, проблем с визой лично я не наблюдал. Если с паспортом всё в порядке, если справка с работы какая надо, если тур оплачен и обозначен, если в анкету не вставлены остроумные шутки, то визу почти наверняка дадут. Есть, правда, страны, которые кочевряжатся и спонтанно отказывают в визе тем, кто первый раз едет, но и такое скорее редкость, чем правило. Одно можно сказать точно: визу неохотно дают гражданам без места работы и, тем более, с длительным отсутствием оного места. Ещё чуть чаще, чем остальным согражданам, отказывают очень молодым девушкам, выезжающим без сопровождающих и при этом не состоящим в браке. Легко даже догадаться почему.
А нужен ли тур?
В принципе, тур не обязателен. То есть, можно и своим ходом. Однако в этом случае на порядок возрастает количество всевозможных организационных телодвижений, а цена падает не так, чтобы очень. Дело в том, что тур подразумевает целую кучу льгот за «комплект». Билет на самолёт дешевле, поскольку это — чартер, а не регулярный рейс. Гостиницы дешевле, поскольку номера бронируют оптом, переезды дешевле, поскольку везут сразу много народу, и так далее. Когда это всё ровно на одного туриста, льгот уже нет и отсутствие отступных экскурсоводам, турагенству и туроператору, не исключено, перекроется отсутствием же всевозможных скидок.
Вдобавок, теперь уже не турагент пойдёт получать визу, а ты сам. Не турагент поедет за билетами, а ты сам. Не туроператор займётся бронированием гостиниц, а ты сам. Ты будешь свободен в выборе маршрута — это плюс, однако прокладывать его не так просто, как кажется. Ты неизбежно потратишь больше времени на «добраться до интересующих мест», чем местный водитель автобуса. И тебе ещё надо будет самостоятельно эти места найти. И ещё узнать о их существовании. Всё это — лишние телодвижения и потеря времени. И примерно за те же деньги, что и с туром. Однако, как уже говорилось, в плюс идёт отсутствие вокруг тебя тургруппы (а отсутствие гида — в минус), отсутствие ограничений по времени и наличие возможности самостоятельно съездить куда угодно (впрочем, в туре оное тоже без проблем делается, иногда даже проще, поскольку гид может ловко подобрать время стыковки свободного тебя с туравтобусом).
Для тех, кто едет первый раз, я бы рекомендовал ехать с туром. Если позволяют деньги, то с туром малой группой (пять-семь человек). Это — наилучший вариант. Второй раз я бы рекомендовал ехать с туром. Десятый и двадцатый тоже. А своим ходом рекомендую ездить только в том случае, когда у тебя есть приятель из числа местного населения страны пребывания, либо же ты в стране уже всё стандартное посмотрел и хочешь теперь чего-то эдакого, не предоставляемого туроператорами.
Что взять с собой
Многие граждане страдают навязчивым желанием увезти в недельную турпоездку все вещи, которые у них вообще есть. Таковых легко узнать по десятку огромных чемоданов, которые они, пыхтя и обливаясь потом, повсюду таскают за собой. Многим кажется, будто таскать за ними их барахло будет гид (они же платят!!!). Но это не так. Гиду нафиг не упало переносить чемоданы тридцати человек. Как максимум он поможет загрузить их в багажное отделение автобуса, а в остальном со своими чемоданами кувыркаться придётся тебе лично — и в гостинице, и в пути до автобуса и от него, и в аэропорту тоже (поскольку носильщиков ты хрен найдёшь).
Отсюда легко догадаться, что каждый чемодан — это лишнее ведро лично твоего пота. Твои нервные клетки, которые ты потратишь, стремаясь, что чемодан сейчас сопрут. Твой геморрой, который ты заработаешь в момент обламывания колёсиков чемодана добрым погрузчиком багажа в аэропорту. Поэтому не надо брать с собой много чемоданов. И один чемодан тоже брать не надо. Надо брать с собой небольшой рюкзак, в который загрузить смену белья, зарядку от телефона, зубную щётку и фотоаппарат. Ну, возможно, ещё зонтик и набор необходимых лекарств. Всё. Остальное тебе не понадобится. Ты не сможешь каждый день надевать другие ботинки, зато носить будешь всего три килограмма вещей, а не двадцать. Тебе не придётся сдавать багаж, поэтому ты не будешь потом рыдать над поломанным чемоданом. И не будешь искать потерянный.
Кстати, чит. Важен не только вес вещей, но и их упаковка. Упаковочных девайсов (рюкзаков, сумок) должен быть максимальный минимум — в идеале одна штука. Если ты везёшь фотоаппарат — две штуки (рюкзак и фото-сумка через плечо). Чем больше единиц упаковочных девайсов, тем выше вероятность один из них промотать. Проверено экспериментом.
Брюк нужно одна-две пары. Утеплитель типа свитера — одна штука. Гораздо проще в случае чего закупить испортившуюся вещь на месте, а не возить её с собой. Мне, кстати, закупать замену так ни разу и не довелось.
Ботинки нужны ровно одни (см. закупить в случае чего на месте, оно не дороже, чем здесь и не тяжелее). При этом они должны быть не новые (то есть, уже пригнанные к ноге), прочные и удобные для ходьбы. Ходить, заверяю, придётся много, поскольку исторические части городов (то бишь, самые интересные для осмотра) обычно построены так, что туда ни туристический автобус, ни местный транспорт заехать не может. Кроме того, европейские города, бывает, построены на горах, а улицы их вымощены брусчаткой. Поэтому девушки в туфлях на высоком каблуке вместо эффектного вида обретают вид жалкий. Особенно после падения во всяческие говна.
Многие граждане волнуются, не посмотрят ли иностранцы косо на их убогие одежды. В результате иностранцы действительно на их одежды смотрят косо, поскольку граждане выряжаются в клоунские наряды, которые разве что на светском маскараде и носят. В среднем, для справки жители крупных российских городов одеваются не хуже европейцев, а лучше. Тем вообще довольно сильно покласть, что на них надето. Поэтому турист в своей обычной российской одежде уже и так выглядит чуть ли не франтом среди простых европейцев. Если же ты напялишь на себя фрак и галстук-бабочку, то принимать тебя будут за уличного артиста, а не за «прогрессивного западного человека со вкусом».
В общем, правило такое: из вещей брать только необходимые и не стараться каждую вещь обязательно продублировать. Брать максимально прочное и удобное. Паковать в одну хорошо закрывающуюся ёмкость небольшого объёма.
Кстати, на самолёт нельзя проносить колющие и режущие предметы, включая маникюрные ножницы, и жидкости в ёмкостях больше 0.1 литра. Зажигалки, сигареты, телефоны и т.п. проносить можно. Если в рюкзаке всего перечисленного нет, то его имеет смысл взять в салон — это уменьшает время получения его обратно (то есть, оно теперь — ноль минут) и повышает вероятность довести все вещи в целости и сохранности.
Как выглядит тур
Обычно так: тебя привозят на место пребывания на самолёте или поезде. При этом садишься на них, проходишь таможни и прочее без сопровождающих. Этого не надо бояться: достаточно просто слушать, чего тебе говорят сотрудники, не качать права на ровном месте и, — при недопонимании, — вежливо спрашивать персонал. При возникновении языкового барьера — задавать вопросы соотечественникам. Чтобы не пройти таможню, не попасть в самолёт и так далее, надо сильно постараться. С последним, к слову, соотечественники ловко справляются, отлучаясь в аэропортовую кабачину за полчаса до засыла пассажиров в салон. Такое — верный способ пропипать вылет. Не делать такого — верный способ его не пропипать.
На выходе из аэропорта группу встречает гид с табличкой, который, матерясь, ждёт до последнего, пока не подтянутся даже наиболее тупые туристы. Если возникают подозрения, что те не подтянутся никогда, гид начинает бегать по аэропорту в их поисках. Обычно всех находит. Даже самых тупых. Если ты подозреваешь, что «самый тупой» — это про тебя. Если ты настолько ловок, что гид не сумел тебя найти, загляни в путёвку — там телефон туроператора. Позвони по нему и сообщи, куда ты спрятался. Гиду так будет проще.
После этого гид доводит туристов до автобуса и куда-то везёт. Если тур протекает в одном единственном городе, из которого эпизодически возят в другие, то везут туристов в гостиницы, дабы они положили вещи. Если тур по разным городам, то могут сразу повести в разные города. Вещи при этом лежат в багажном отделении автобуса. А пассажиры сидят в его салоне. В обязательном порядке, блин, сидят. Места всем хватает.
Тут тонкость: если ты сложил вообще все вещи в багаж, то обратно ты их получишь только на остановке. Которая по требованию возможна далеко не в любом месте маршрута. Поэтому фотоаппарат надо заранее вынуть и взять с собой в салон, дабы сразу же сфотографировать всю заграницу разом.
Так вот, везут либо в гостиницу, либо сразу в другой город. Из гостиницы тоже куда-то везут. В принципе, примерно так весь тур и протекает: довозят, высаживают и показывают. Гид всё время где-то поблизости и что-то всё время рассказывает. Если смотрят что-то на отшибе (церковь в горах), то автобус стоит рядом с группой. В ином случае группа ходит вместе с гидом от автобуса, до того же автобуса. Который, возможно, стоит в другом месте. Ходить могут, надо отметить, долго. Часа два-три, а то и четыре.
В промежутках между всем этим свободное время, когда ты можешь походить и посмотреть сам. Ничего сложного, в общем. Знание местного языка, конечно, желательно, но не обязательно. Вполне можно ехать даже владея одним только русским.
А ну как я потеряюсь?
Если ты потерял гида и всю остальную группу, то первым делом надо повертеть головами по сторонам с целью догадаться, куда все делись. Если не помогло — сразу позвонить гиду в мобило. После ответа гида, внимательно выслушать его указания и выполнить их. Если гид сказал «стой на месте», то надо стоять на месте. Это значит, гид знает, где ты, и сейчас придёт. Если же ты решишь соптимизировать процесс и пойдёшь куда-то сам, то гид уже не будет знать, где ты. Если гид сказал «иди по направлению к шпилю», надо идти по направлению к шпилю. Причём, даже если ты через полсекунды не увидел гида с группой, они всё равно могут быть со стороны шпиля. Если гид сказал «опиши окрестности», надо описать окрестности. Чего вот не надо делать: орать на гида, паниковать, скандалить и так далее.
Легко догадаться, всё это сработает только в том случае, если ты записал телефон гида к себе в мобило, когда гид сказал «запишите мой телефон себе в мобило».
Если вдруг ты не записал телефон гида, а поиски ничего не дали, то следует первым делом вспомнить, куда гид всех вёл. И если сей объект тебе не виден, спросить местных жителей (хотя бы на языке жестов или при помощи запомненных названий). Если у тебя с собой карта, то ткнуть пальцем в карту. Тебе наверняка покажут. Если даже это не помогло, то вспомнить, где стоял автобус (или где он должен стоять в конечной точки маршрута — об этом сказал гид), и пойти туда. В крайнем, повторюсь, случае. Если совсем пинцет, то постоять, подождать — гид, не исключено, найдёт и так. Когда совсем пипец — ничего не помнишь, искать полицию. По ходу прислушиваясь к разговорам с целью распознать соотечественников из другой группы. Вот чего делать не надо: так это паниковать. Ни одного туриста ещё с концами в Европе не потеряли.
Ровно так же следует действовать во время самостоятельных осмотров: перво-наперво записать телефон гида и, возможно, наиболее толковых граждан из группы. Вторым делом заполучить карту (они обычно есть на ресепшене отеля, причём, сам отель на них ярко помечен; кроме того, их ещё можно раздобыть в киосках или спец местах, озаглавленных «Info»). С картой следует регулярно сверяться, дабы понимать, где ты сейчас находишься. Когда неясно, как добраться до интересующего тебя места, следует спрашивать местных жителей. Если знаешь местный язык — на нём. Если не знаешь, то сначала на русском (это важно — русских в Европе много, при этом они русским владеют лучше, чем английским), потом на английском. В вопросах напирать на название интересующего тебя места, которое могут распознать, даже не владея языками.
Если твой русский или твой английский сразу не поняли, то не надо повторять громче — лучше уже не станет. Одной фразы для проверки знания языка достаточно.
Что ещё проще — ткнуть пальцем в карту. Особенно хорошо это работает с таксистами и полицейскими, те сразу без слов всё понимают.
Какие бывают туры и какой выбрать
Собственно, если отвлечься от пляжного отдыха, который тоже иногда почему-то называют «туром», основных разновидностей две: стационарный — с размещением в одном городе, и «динамический» — это когда возят по разным городам. Первый обычно дешевле и менее насыщенный (больше свободного времени), второй чуть дороже, чуть утомительнее, но на мой вкус интереснее. Города в Европах — есть, что посмотреть. Но крайне редко, есть что посмотреть семь дней подряд. Таких штуки три, я думаю. В большинстве же даже день подряд смотреть нечего. За день ты успеешь обойти там каждую улицу. А, учитывая что не весь город историческая часть, так большинство улиц будут ещё и современными, где смотреть решительно нечего. Лично я рекомендую ездить в динамический тур, но по одной стране (в крайнем случае — двум). Есть варианты «вся Европа за неделю», но реально это будет означать, что ты всю неделю ехал на автобусе.
Итак, в статическом туре ты живёшь в одном городе, откуда тебя иногда возят в соседние. В динамическом тебя возят из города в город, по пути показывая всякое. Под конец (или, наоборот, в начале) ты несколько дней проводишь в наиболее модном городе — столице.
Когда куда-то везут, оно обычно занимает час-два в пути. Переносится довольно легко, причём, даже теми, кого в транспорте укачивает, например, мной. Нельзя сказать, чтобы утомляет. Ты зыришь в окошко на иноземные пейзажи, слушаешь рассказы экскурсовода, перетираешь с товарищами увиденное. Нормально так. Не исключено, для меня эта составляющая поездки чуть ли не главная. Есть, так сказать, ощущение движения. Жизнь, так сказать, не стоит на месте. Вот чего надо избегать, так это ночных переездов на автобусе (на пароме при этом — нормально). В тур с ночными переездами лучше даже и не ехать.
Ещё бывают просто долгие переезды, из которых абсолютный рекордсмен — переезд из Стокгольма в Осло. Вот там реально восемь часов в дороге. Такое может и слегонца доконать. Однако при наличии плеера с музыкой, книжки и фотоаппарата оно тоже переживается. В любом случае, такой длинный переезд будет максимум один. И, даже если в программе заявлено, что переезд — три часа, скорее всего за эти три часа будут остановки где-то там с целью что-то там в дороге посмотреть.
Обратный вариант — статический тур с минимумом экскурсий. Тут ты большую часть времени предоставлен сам себе и осматриваешь всё подряд преимущественно своими силами. Некоторые, говорят, такое любят. Хотя я больше люблю баланс: много экскурсий и где-то треть времени — свободное. Тут и видишь много всего, и новизна впечатлений неотступная, и походить сам успеваешь — а оно, к слову, полезно. Ибо страна вокруг туристического автобуса совсем не такая, как вдали от него.
В большинстве случаев куда-то везут прямо от гостиницы. Но, бывает, что это — технически невозможно и надо самому добраться до автобуса. Иногда даже не пешком, а на местном транспорте. Тут париться тоже не стоит, поскольку в гостиницу с вещами точно привезут, а добираться самому придётся только налегке — в экскурсию, и экскурсовод детально расскажет, как добраться и куда. Надо всего-то его послушать.
Куда пойти в свободное время
Я рекомендую перед поездкой почитать, куда едешь. Тогда многое само станет понятным. На месте же первейший способ — спросить экскурсовода. Он обычно порекомендует пару-тройку мест, не вошедших в программу, но интересных. Кроме того, отлично помогает карта, на которой интересные места помечены крупными значками (туристические карты обычно такие и есть). Наконец, можно заранее прикупить путеводитель.
Наши сограждане почему-то первым делом ломятся в магазины. В надежде ухватить что-то эдакое, заграничное. При этом мало кто понимает, что нынче в европейских магазинах продаётся ровно то же самое, что в московских, питерских и т.п., причём, за те же деньги. Ходить по магазинам — трата времени. И, соответственно, денег. Если ты пересчитаешь, сколько стоит час вашего времени за границей (то есть, стоимость путёвки к длительности поездки в часах), то сразу станет понятно, что выгоднее всё то же самое купить дома, даже если тут на десять процентов дешевле. Имеет смысл разве что сходить во что-то уникальное, бывающее только вот в этих местах — рынок сувениров на границе Англии и Шотландии, оружейные магазины в Толедо, антикварные лавки Гранд-базара в Стамбуле, — в общем, туда, где продаётся нечто, чего ты дома купить и даже увидеть не сможешь. Просто магазины… ну, можно зайти, если на улице дождь. Или всё в этом городе уже посмотрел. Или на полминуты, когда через витрину что-то увидел. В остальных же случаях ты своё время ни на что тратишь. Целенаправленно же переть через полгорода в некий магазин, надеясь на какие-то утаённые от тебя чудесные товары — бестолку.
Гораздо лучше просто походить по улицам, посидеть полчасика в кафе в красивом месте. Позырить с горы на город или с набережной на море. Да чего там, в музей местный наведаться. Оно всяко интересней, чем всё те же иностранные вещи, как и в наших магазинах, но с ценниками не на русском.
Кстати, про магазины. Это в тоталитарном проклятом совке все магазины закрывались в семь-восемь, лишая сограждан возможности купить необходимое. В свободной же, демократической Европе магазины обычно закрываются в шесть. И это надо хорошо помнить: ибо если в девять вдруг приспичило прикупить себе йогурта, то за ним придётся, с большой вероятностью, идти через полгорода. К единственной открытой лавке с индусами или арабами внутри. Впрочем, пожрать и выпить вполне можно в местных кабаках, которые работают минимум до полуночи.
Кой-чего о ценах и транспорте
Транспорт в большинстве стран дорогой даже на фоне московского. При этом, есть возможность купить проездной сильно дешевле. Если собираешься много ездить на местном транспорте, имеет смысл покупать его. Особенно если учесть, что билет на транспорт далеко не всегда возможно купить в самом транспорте. В ряде мест даже билеты в метро в метро не продаются. Или продаются, но только автоматом исключительно за мелочь, которой может не оказаться с собой.
Пожрать в кабаке, если не выбирать самый дорогой, 7-15 евро где-то. Из еды с большой вероятностью в отеле будет только завтрак, а ужин уже за отдельные деньги. Которые обычно больше, чем в соседнем кабаке. Ровно так же с обменниками — в аэропорту дороже, чем в городе. В гостинице тоже дороже, чем в городе. Но обменники и, тем более, банки могут закрываться часов в пять вечера. А открывать, ха-ха, часа в три. Трудолюбивая Европа, блин.
Пластиковые карты российского выпуска обычно работают, но рекомендую осведомиться перед поездкой у банка, не надо ли какое заявление написать, чтобы они поддержку за границей тебе включили.
Впечатления
Впечатлений обычно море. Заграница с одной стороны удивительно похожа на наши места, с другой стороны совершенно не такая, а с третьей — не такая, как о ней обычно думают. Каждая поездка одновременно разбивает вдрызг розовые очки и оставляет чувство прикосновения к высокому. Удивляет многое. Родные пейзажи в центральной Франции, с дачами по шесть соток и французами в трениках, лузгающая семки гопота Ливерпуля, засвиняченные в ноль испанские кабаки, лошадиный кал в центре Вены, заборы вдоль дорог в Швеции, непроглядная темень финских дорог, цепляющийся за облака Зальцбург, Сан-Марино с его одной улицей, расположенной на высоте самолётного полёта, океанские волны, долбящие серый камень бретонских городов-крепостей, зелёные долины Шотландии, с озёрами и стенами гор в обрамлении, готические кварталы Праги, бесконечность Стамбула, где даже москвич чувствует себя провинциалом, улицы-мосты Флоренции, бесконечные вереницы фьордов, которые ты обозреваешь с верхней палубы парома, высотой с двенадцатиэтажный дом, лес из яхтовых мачт рядом с ратушей в Осло, вереницы вяленых свиных ног в мадридских магазинах, марсианские пейзажи Каппадокии, отливающие среди белого дня на столб бельгийцы, швыряющие себе под ноги бычки французы, орущие и размахивающие руками итальянцы, раздолбанные дороги, замусоренные города, истинный вид канала, где гуляла Амели, огромные пробки, разваливающиеся памятники старины, сохранившие начало эры улицы Помпеи, продолжающий склон амфитеатр Пергама, замок спящей красавицы, фазаны, что-то там клюющие вдоль дороги, кролики под окном гостиницы, устрицы в рыбацком посёлке, павлины в маленьком парке на окраине города, куличиками торчащие из океанской глади острова, залитые светом набережные Кушадасов, замок-«акведук» в Крумлове, нависающие над улицей домики Йорка, каналы Венеции и Брюгге, друзья мои, оно действительно удивляет. Это действительно имеет смысл смотреть. Это действительно не передать ни словами, ни фотографиями.
Не надо ждать какого-то чуда, просто назначьте дату и съездите.