Про октябрьскую панику

17.10.09 16:42 | Onepamop | 233 комментария » »

Репортажи

Дни 15-19 октября 1941 года для Москвы были совершенно особыми. Сейчас о них вспоминают как о днях ужаса, мрака, паники, мародёрства и бегства. И массового героизма. Эта тема была лично мне очень интересна, удалось много чего прочесть, посмотреть на экране и даже пообщаться с очевидцами.

Бои на самых подступах к городу, ночные и дневные авианалёты, пожары, народное ополчение, немецкие десантники в Химках, рабочие дружины, расстрелы паникёров, минирование важнейших городских объектов... и обучение жителей города ведению уличных боёв. Просто представьте на минутку: вот вам, граждане, граната, вот бутылки с КС, вот винтовка, а вот патроны. Ваш дом угловой. Обороняйте его, товарищи жильцы, стойко. Да следите, чтобы сигнальщики вражеские по ночам фонариками не светили, а то всех бомбами закидают. Сигнальщиков пускайте в расход сразу. А слухи, что, мол, товарищи из числа членов партии и правительства пятки смазывают — пресекайте немедленно.

15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. На следующий день началась эвакуация из Москвы (в Куйбышев, Саратов и другие города) управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, а также иностранных посольств. Осуществлялось минирование заводов, электростанций, мостов. К середине октября из Москвы эвакуировались почти 2 млн. жителей, среди населения распространилась паника. Столкнувшись с такими реалиями, часть дорогих москвичей, конечно, испугалась. По Шоссе Энтузиастов на восток валили валом. Которые похитрее — сначала грабили магазины и лабазы и старались вырваться автотранспортом. Понятно — вся бандитская братия, немецкая агентура, шпионы, диверсанты и всякие прочие сочувствующие немцам внесли в происходящее посильную лепту. Столичный житель дрогнул. И побежал. Было отчего.

13 октября пала Калуга, 16 октября — Боровск, 18 октября — Можайск и Малоярославец. 16 октября началось генеральное наступление вермахта на волоколамском направлении. Если посмотреть на карту — становится очень страшно. И непонятно: да как же так? Это же ведь совсем рядом с Москвой? Рукой подать!

Но были и другие москвичи. Они не побежали. Они ушли. Добровольно на совсем недальний фронт. По своему желанию. Например, в составе народного ополчения, так, в основном, и лежащего по сей день под Вязьмой. В том числе и они, ополченцы-москвичи в составе ДНО, остановили группу армий "Центр" и ценой своих сугубо мирных жизней поломали всю операцию "Тайфун". А может и весь ход войны переломили. Я лично думаю — да, переломили именно тогда. Но это мои домыслы и впечатления. А очевидцы говорят вот что...



Про войну глазами восьмилетнего москвича

И вот день, которого мне никогда не забыть. 16 октября 1941 года. Мы, как всегда, ночевали у скульпторши Сандомирской; рано утром из “тарелки” прозвучало обычное “От Советского Информбюро. Утреннее сообщение за…” Тут голос диктора на полуслове прервался, и вместо него неожиданно загремел марш авиаторов “Все выше, и выше, и выше…”. Так мы по крайней мере думали. Тогда, пожалуй, никто из нас не ведал, что на этот же, чуточку измененный мотив, поется еще одна песня, но не на русском, а на немецком языке: “Знамена подняли, ряды сплотили и, шаг чеканя, идут штурмовики, а в их шеренгах, все кого сразили реакционеры и большевики”. “Хорст Вессель”, гимн нацистов.

Случайность? Техническая неполадка? Или действительно врагу удалось каким-то способом подключиться к городской радиотрансляционной сети? Не знаю, не ведаю по сей день. Нигде потом об этом эпизоде не читал. Но, Бог мой, что началось! Солдаты, спавшие вповалку в коридоре, вскочили и начали судорожно накручивать на ноги свои обмотки, все загалдели, заплакали. Через минут пять радио замолчало, а потом, еще минут через двадцать, снова начало как ни в чем не бывало: “От Советского Информбюро…”

Про "Максимку" © onepamop Про постановку на учёт © onepamop Про товарища старшину © onepamop
В этот и три-четыре предыдущих дня даже в центре было слышно далекую канонаду. Вечерами над горизонтом то и дело вспыхивали зарницы. По городу прокатился слух, что заняты Крюково, Левобережная, Химки, и немецкие танки вот-вот появятся на улице Горького, куда прорываются от Речного вокзала. Тревогу объявляли очень часто, но к этому уже привыкли.

Утром, когда мы с мамой вышли за продуктами, улицу Кирова было не узнать. По ней сплошной массой ехали грузовики и легковые машины с людьми и вещами, словно все возвращались с дач. На некоторых машинах сидели полуодетые плачущие женщины, и тут же, вперемешку с ними, командиры и бойцы Красной Армии. На углу Кировской и Боброва переулка стояла группа бойцов с винтовками. Один из них вдруг заматерился и неожиданно вскинул винтарь, целясь в командиров на проезжавшем мимо грузовике с какими-то бочками и тюками. Выстрела, однако, не последовало, и боец поспешно скрылся в толпе загалдевших товарищей.

Со двора, рядом с магазином “Чаеуправление” в китайском стиле, какие-то штатские поспешно выносили большие бумажные мешки, грузили их на тачку. На Кузнецком словно падал черный снег. “Жгут документы.” — сказала мама. Такой же “снег” шел и на улице Мархлевского. Ужасная, вспоминаемая мною с содроганием и стыдом сцена: на улице возле нашего подъезда мама прилюдно опускается на колени перед каким-то администратором Союза художников, умоляя взять меня. “Не имею права,— смущенно говорит ей администратор.— Отправляем людей по строго выверенным спискам”.

За окнами все бухает, горизонт в дыму, и невысоко над телефонной станцией пролетают два серебряных и остроносых советских истребителя Як-3. Как сейчас их вижу. Чудеса детской памяти! Радиовопли вдруг прерываются. Звучат позывные: “Широка страна моя родная”. Потом — с металлом в голосе: “Внимание, внимание. Через тридцать минут по радио будет передано выступление председателя городского Совета трудящихся Москвы товарища Пронина”. Потом снова позывные, и опять много раз про это выступление.

Наконец начинается речь Пронина. Спокойным, размеренным голосом он говорит, что в последние дни в столице безответственные элементы подняли панику. Были случаи бегства руководителей крупных предприятий без эвакуационных ведомостей, а также ряд случаев хищения социалистической собственности… В Москве вводятся осадное положение и комендантский час… Лица, покидающие свой пост без надлежащего распоряжения об эвакуации, будут привлекаться к строгой ответственности,.. Возобновляется работа предприятий общественного питания и бытового обслуживания, культурно-зрелищных учреждений, а также всех видов городского транспорта… Москва была, есть и будет советской! Все, кто стоял вокруг нас, закричали и зааплодировали.

Про лишний элемент © onepamop Про лётчика и танкиста © onepamop Про "Захара" © onepamop
Я хорошо помню июльскую речь Сталина: “Братья и сестры…” Вождь очень волновался, говорил с сильным акцентом, часто пил воду, и тогда было прекрасно слышно, как мелко стучат его зубы, ударяясь о край стакана. Это было очень страшно. Даже мне, восьмилетнему, внушало не надежду, а чувство безнадежности, отчаяние. И каким громадным контрастом тому выступлению отца народов была спокойная, лаконичная и мужественная речь забытого ныне Василия Прохоровича Пронина! После нее буквально на следующий день город изменился, все заработало, даже такси. На улицах появились военные и милицейские патрули. Паническое бегство прекратилось. Эвакуация населения и предприятий приняла организованный характер.

Постановление Государственного Комитета Обороны

Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100-120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову, а на начальника гарнизона г. Москвы генерал-лейтенанта т. Артемьева возложена оборона Москвы на ее подступах.

В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма Государственный Комитет Обороны постановил:

1. Ввести с 20 октября 1941 г. в г. Москве и прилегающих к городу районах осадное положение.

2. Воспретить всякое уличное движение как отдельных лиц, так и транспортов с 12 часов ночи до 5 часов утра, за исключением транспортов и лиц, имеющих специальные пропуска от коменданта г. Москвы, причем в случае объявления воздушной тревоги передвижение населения и транспортов должно происходить согласно правилам, утвержденным московской противовоздушной обороной и опубликованным в печати.

Про постановление ГКО (с) onepamop Про пионерку © onepamop Про зеркальце © onepamop
3. Охрану строжайшего порядка в городе и в пригородных районах возложить на коменданта г. Москвы генерал-майора т. Синилова, для чего в распоряжение коменданта предоставить войска внутренней охраны НКВД, милицию и добровольческие рабочие отряды.

4. Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте.

Государственный Комитет Обороны призывает всех трудящихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, обороняющей Москву, всяческое содействие.

Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин
Москва, Кремль, 19 X 1941


Про низкий поклон
Мы с братом сидели на диване и играли в карты. После ужина отец отправился на дежурство. Не прошло и пяти минут после его ухода, как вблизи нашего дома раздался мощный взрыв бомбы. Хорошо, что окно в нашей комнате было закрыто ватным одеялом — оно взяло на себя осколки стекла разбитого окна. Свет погас. Мама, которая на кухне мыла посуду, кричит: «Лев, бери Колю на руки и быстро спускайтесь в бомбоубежище».

Мама, как могла, успокаивала меня. Она не скрывала своего беспокойства, не случилось ли что с отцом, и попросила Льва сходить и посмотреть, нет ли среди убитых отца? Он вернулся через полчаса и рассказал, что отца он не нашел, а вот убитых видел. От осколков и взрывной волны на первом этаже близлежащего дома погибла женщина, которая только собиралась накормить пришедшего с работы мужа, оставшегося в живых. Ужас... Утром забежал отец и рассказал, как все произошло: «Когда я вышел из дома и подходил к воротам и стене достаточной толщины, я услышал характерный звук летящей бомбы. Успел крикнуть: ложись! И сам лег и прижался к стене забора. От взрыва меня развернуло на земле. Я быстро вскочил и бросился к ближайшему телефону, чтобы сообщить об упавшей бомбе и пострадавших».

Дня три мама и я, не дожидаясь воздушной тревоги, спускались на ночь в бомбоубежище. Условий для ночлега там не было, поэтому брат, который уже работал, не хотел спускаться в подвал и оставался дома. Теперь мама беспокоилась не только за отца, но и за старшего сына. После нескольких таких тяжелых ночей она сказала: «Пусть уж убьет всех, а не только одного Льва!» Так мы перестали ходить в бомбоубежище. Потом от тети Кати, жены брата отца, мы узнали, что у них на Сретенке бомбежек не бывает, и мы стали ездить на ночь в гости к ним.

16 октября 1941 г. В Москве началась паника, на Павелецком вокзале стал пронзительно гудеть паровоз... В ночь на этот день многие, бросая комнаты, вещи и документы, бросились на восток. Оставшиеся в доме люди высыпали во двор, все стояли растерянно, не знали, что делать. Я думал, что сейчас во двор войдут немцы и всех нас расстреляют.

Про ополченцев © onepamop Про цЫгарку © onepamop Про единый строй © onepamop
И нас действительно бы расстреляли, если бы наши войска оставили Москву. Но Москву не сдали, как ее не сдали в конце ноября — начале декабря!!! Потому что Москву не покинул Верховный Главнокомандующий Красной Армии Иосиф Виссарионович Сталин и насмерть стояли наши доблестные ветераны!!! Низкий им поклон и глубокая признательность!!! Низкий поклон коммунистам и беспартийным, которые знали, за что они воюют!!! Низкий поклон героям-панфиловцам и другим доблестным воинам!!! Вечная им память!!!




Про повседневную жизнь Москвы в сталинскую эпоху

Если вам интересна история Москвы и, в частности, история Москвы военной — очень рекомендую ознакомиться с книгами пока малознакомого мне писателя Г. В. Андреевского. В умелые руки попались два томика, изданные "Молодой гвардией" не так давно: "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е" и Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940 годы". Четыре бумажных копии этих книг я подарил своим друзьям. А одну, в виде электроаудиокниги — оставил себе. Очень назидательно и интересно местами.

Вот небольшая выдержка из книги:
День 16 октября 1941 года стал для Москвы ее черным днем. Накануне Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы». Согласно этому постановлению Москву должны были покинуть правительство, управление Генштаба, военные академии, наркоматы, посольства, заводы и пр. Крупные заводы, электростанции, мосты и метро следовало заминировать, выдать рабочим и служащим сверх нормы по пуду муки или зерна и зарплату за месяц вперед.

Как всегда, первыми побежали те, кто имел для этого лучшую возможность. Чиновники и ловкачи любыми способами доставали машины, легковые и грузовые, набивали в них все, что могли увезти, и вывозили из Москвы вместе со своими семьями. Много автомашин стояло на Арбатской площади у здания бывшего Реввоенсовета, что на углу Знаменки. Руководители военного ведомства вывозили свои семьи. Народ это видел и негодовал.

Вдобавок ко всем неприятностям в эти дни перестало работать метро, остановились трамваи, закрылись булочные. Часть москвичей потянулась к центру, к Кремлю: они хотели защищать Москву и надеялись на правительство, на Сталина. Но многих охватил страх. Какая там оборона, если заводы закрыли, рабочих распустили, если не роют больше траншей, не тянут колючую проволоку, если молчат руководители государства и Москвы? И тогда в городе началась паника.

По трактам, ведущим на восток и юг, потянулись толпы с узлами и чемоданами. Лучше всего было уходить из Москвы по Рязанскому шоссе, оно не так обстреливалось. Но шли и по другим дорогам – лишь бы подальше от запада. Москвич Решетин в своем дневнике так описывал происходившее: «Шестнадцатого октября шоссе Энтузиастов заполнилось бегущими людьми. Шум, крик, гам. Люди двинулись на восток, в сторону города Горького… Застава Ильича… По площади летают листы и обрывки бумаги, мусор, пахнет гарью. Какие-то люди то там, то здесь останавливают направляющиеся к шоссе автомашины. Стаскивают ехавших, бьют их, сбрасывают вещи, расшвыривают их по земле. Раздаются возгласы: бей евреев!»

А в дневнике журналиста Вержбицкого появилась в те дни такая запись: «… в очередях драки, душат старух, давят в магазинах, бандитствует молодежь, а милиционеры по два-четыре слоняются по тротуарам и покуривают: „Нет инструкций“… Опозорено шоссе Энтузиастов, по которому в этот день неслись на восток автомобили вчерашних „энтузиастов“ (на словах), груженные никелированными кроватями, кожаными чемоданами, коврами, шкатулками, пузатыми бумажниками и жирным мясом хозяев всего этого барахла…»

А вот что рассказала «Вечерняя Москва» о расправе над беженцами в заметке «Перед лицом военного трибунала». Утром 18 октября на окраине города проезжали грузовики с эвакуированными. Дворник Абдрахманов с компанией напал на один такой грузовик. Хулиганы бросали в него камни. Когда же машина остановилась, они вытащили из нее пассажиров, избили их и растащили вещи. Милиция с помощью граждан задержала пятнадцать бандитов. Зачинщиков нападения трибунал приговорил к расстрелу. Но это было уже 22 октября, когда власти стали приходить в себя и принимать меры к преступникам.


Растерянность и бездействие власти, безнаказанность, желание многих спастись, выжить любой ценой, привели к тому, что в городе возникла обстановка грабительского азарта, при которой человек, и не являющийся преступником, поддавшись общему настроению, может совершить преступление, как это случилось с Василием Федоровичем Вашковичем. 19 октября он проходил по Смирновской улице и увидел толпу, окружившую грузовик. Подойдя ближе, он заметил, что люди тащат из кузова какие-то коробки. Василий Федорович, поддавшись общему настроению, схватил одну из них и, прижав к груди как самое дорогое, собрался уходить, но был задержан. В коробке оказались шесть аккумуляторных фонарей. Получил Василий Федорович за них два года и долго не мог потом объяснить себе, зачем ему понадобились эти фонари и эти два года.

Бывалые преступники тоже времени не теряли: грабили магазины, прежде всего ювелирные. Один бандит пытался вывезти на детской коляске два чемодана с бриллиантами и золотом. Его задержали чекисты, уж больно подозрительной показалась им физиономия уголовника в сочетании с детской коляской. Но некоторым уголовникам в те дни все-таки повезло. Стрелки военизированной охраны Капотнинского ОЛП (отдельного лагерного пункта) бросили эшелон, в котором везли заключенных, и разошлись по домам.

К лицам, совершавшим нетяжкие преступления и способным держать винтовку, трибунал применял пункт 2-й примечания к статье 28-й Уголовного кодекса, позволяющий отсрочить исполнение приговора до окончания военных действий, а осужденного направить в действующую армию. В приговоре по делу Родичева Алексея Павловича, отставшего от части и возвратившегося в Москву, это выглядело так: «… Назначить Родичеву по статье 193-7 „г“ УК РСФСР (дезертирство) наказание в виде десяти лет лишения свободы… Исполнение приговора отсрочить до окончания военных действий. Направить Родичева в ряды действующей Красной армии. В случае проявления себя Родичевым в действующей Красной армии стойким защитником Союза ССР предоставить ходатайство перед судом военно-начальствующему составу об освобождении Родичева от отбытия наказания или применения к нему более мягкой меры наказания».

Да, в той обстановке преступлением могло обернуться даже доброе дело. Это познал на своей шкуре и начальник одного из московских гаражей с «поэтической» фамилией Огурчиков. 16 октября он приказал шоферам брать машины и вывозить на них из Москвы свои семьи. Шоферы первым делом выпили, и один из них, Хомутов, врезался на своем грузовике вместе с семьей и домашней утварью в трамвайную мачту. Автомашина, мачта и мечта о тихой семейной жизни в эвакуации оказались разбитыми. Хомутов получил три года, а Огурчиков – пять.

Период «разброда и шатаний» продолжался, как уже отмечалось, недолго, четыре дня. 20 октября руководство страны наконец очнулось. Постановлением Государственного Комитета Обороны руководство обороной Москвы на рубежах, отстоящих на 100–120 километров, было поручено командующему Западным фронтом генералу армии Жукову, а на начальника московского военного гарнизона генерала-лейтенанта Артемьева была возложена оборона Москвы на ее подступах.

В тот же день в Москве и в прилегающих к городу районах было введено осадное положение (некоторые называли его «досадным»). 24 октября в газете «Вечерняя Москва» была опубликована статья полковника Хитрова «Уличные бои». Полковник учил москвичей возводить баррикады в пространствах между домами, устраивать препятствия за изгибами улиц, а истребителям танков, вооруженным бутылками с горючей смесью, советовал занимать те дома, которые расположены перед препятствием.

Несколько раз перечитывал, а в месте, где водители перед дальним рейсом первым делом (sic!!!) выпивают — натурально плачу слезами. Ну ничего не изменилось. Мы, как и прежде, непобедимы!


Ссылки для интересующихся:

Целиком со всеми картинками

Немецкие топографические карты Москвы. 107Мб. Большое разрешение

Марш защитников Москвы. Музыка: Б. Мокроусов, Слова: А. Сурков

Все картинки в одной галерее

Съёмки велись на территории "Музея экипажей и автомобилей Авторевю" при самом деятельном участии реконструкторов из ВИК "Выстрел".

Техническая часть съёмок произведена не без помощи встроенной головы, умелых рук, добротной фотокамеры Nikon D200, светосильных объективов Nikkor 28-70mm f/2.8 ED-IF AF-S, Nikkor 50mm f/1.4D AF и Nikkor MF 105mm f/2.5 AiS со светофильтрами.

Квадратные картинки выполнены с помощью среднеформатной фотоплёнки камерой Yashica Mat 124.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 233, Goblin: 7

Zx7R
отправлено 17.10.09 18:22 # 1


Офигеть.

Фотки как всегда полное перемещение туда. Спасибо.


Snake
отправлено 17.10.09 18:30 # 2


> Очень назидательно и интересно метсами.
[метсами] поправь,пжл.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 18:32 # 3


Кому: Snake, #2

СПСБ!


gr.DRaCula
отправлено 17.10.09 18:51 # 4


Рапечатаю, первую куртинку!


Tef
отправлено 17.10.09 18:51 # 5


Вот это внушительная заметка. Огромное спасибо!


Yautja
отправлено 17.10.09 18:51 # 6


Читал не отрываясь.

Мега-пост.


Green Drake
отправлено 17.10.09 18:51 # 7


> А одну, в виде электроаудиокниги — оставил себе. Очень назидательно и интересно [метсами].

Опечатка.


ivanessens
отправлено 17.10.09 18:53 # 8


Очень сильно!


Nem OFF
отправлено 17.10.09 19:29 # 9


Спасибо.


Steel Rat
отправлено 17.10.09 19:31 # 10


Круто.


YYE
отправлено 17.10.09 19:38 # 11


Кому: Onepamop, #3

Фотографии у тебя как обычно очень крутые! Особенно те, что у машины, в середине заметки!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 19:40 # 12


Кому: YYE, #11

Там внезапная собака всех порадовала!


invectiff
отправлено 17.10.09 19:48 # 13


Кому: Onepamop, #3

Второй сет из трех фоток - первая и вторая - одинаковые


invectiff
отправлено 17.10.09 19:49 # 14


Кому: Onepamop, #12

А, пардон - собаку не заметил!


camerton.by
отправлено 17.10.09 19:56 # 15


Кому: Onepamop

Что-то не прошел мой первый коммент. Спасибо за содержательную публикацию.


Хромой Шайтан
отправлено 17.10.09 19:58 # 16


Фото отличные, заметка правельная! Камраду Оператору очередная благодарность!


Янычар
отправлено 17.10.09 19:59 # 17


Камрадище Оператор, мега- тебе респект.

Классная статья. Спасибо тебе огромное и всей твоей команде спасибо.

Большое делаете дело.

Так, так победим.

Какие вы молодцы.


VKlab
отправлено 17.10.09 20:01 # 18


Спасибо. Интересно.


Red Fox
отправлено 17.10.09 20:07 # 19


> В другой раз посетил нас художник, всемирно известный. Фамилию называть не буду. “Неужели ты веришь нашей подлой пропаганде? В Киеве немцы установили эсеровское правительство, очень покровительствуют искусству. Это же культурнейшая нация Европы. Убежден, что они не станут преследовать таких, как мы с тобой. Я, наоборот, их с нетерпением жду, хотя у меня, ты знаешь, жена — еврейка."

Плюёт слюной на землю, шипит сквозь зубы: "Деятели культуры"


Kapymo
отправлено 17.10.09 20:07 # 20


Как всегда великолепно.
Спасибо Вам.


Skyd1ve
отправлено 17.10.09 20:07 # 21


Статья внушает,фото мегаатмосферные.Большое спасибо.


technik
отправлено 17.10.09 20:07 # 22


Огромное спасибо. Заметка, фото - выше всяких!


luminar
отправлено 17.10.09 20:08 # 23


как всегда классно написано, спасибо!


CHukepc
отправлено 17.10.09 20:31 # 24


> "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940 годы"... в виде электроаудиокниги

Закупить/скачать можно где-нибудь?


Disco Sam
отправлено 17.10.09 20:39 # 25


Спасибо!


polyaev
отправлено 17.10.09 20:39 # 26


А некоторые дюже умные никак не устанут трындеть, что победили вопреки действующему руководству. Как не так давно по НТВ, в передаче Алтарь победы. Таким торжественным голосом, да ещё с эхом.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 20:39 # 27


Кому: CHukepc, #24

> "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940 годы"... в виде электроаудиокниги
>
> Закупить/скачать можно где-нибудь?

Закупить - в "Библиоглобусе" встречал.


Просто Санёк
отправлено 17.10.09 20:42 # 28


Большое человеческое СПАСИБО тебе. Хорошее дело делаешь,правильное.
Здоровья тебе и еще раз спасибо !!!


mau
отправлено 17.10.09 20:42 # 29


Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

Навеяло.Cпасибо.


Abraham
отправлено 17.10.09 20:42 # 30


Читал в захлёб. Класс, так держать камрад :) Спасибо.


cephalochordata
отправлено 17.10.09 20:42 # 31


Кому: CHukepc, #24

> Закупить/скачать можно где-нибудь?

http://mg.gvardiya.ru/default.asp?type=slob

От издательства незадорого.


Pasha_P
отправлено 17.10.09 20:45 # 32


Очень понравилось. Спасибо большое.


CHukepc
отправлено 17.10.09 20:46 # 33


Кому: Onepamop, #27

> в "Библиоглобусе" встречал.

У нас тут такого нету, вроде.
Я на Озон какой расчитывал :)



Кому: cephalochordata, #31

Спасибо, камрад!


UltraSonic
отправлено 17.10.09 20:46 # 34


Кому: invectiff, #14

> А, пардон - собаку не заметил!

Совсем плохой стал!


Bilfawst
отправлено 17.10.09 20:49 # 35


Спасибо.

На ряд актуальных для себя вопросов нашел-таки ответы.


UltraSonic
отправлено 17.10.09 20:49 # 36


Кому: Onepamop

Камрад, для Яшики плёнка цветная была? Потом цвета убирал, или на разные снимал?


camerton.by
отправлено 17.10.09 20:53 # 37


Кому: Onepamop, #3

Спасибо за содержательную публикацию. Правда, у меня несколько сдержанное отношение к Андриевскому. Показалось, что слишком велик у него интерес к малосимпатичной стороне повседневности.

Ну а современным москвичам стоит просто зрительно представить вермахт на улицах родного города: где-нибудь на Тверской или прямо у подъезда своего дома. Многое вдруг предстанет в другом свете. Никому не хотел бы пожелать такого http://bacian.livejournal.com/58644.html#cutid1

Меня, лично, от чего-то шокирует фото (по ссылке его нет)привала немецких танкистов в Троицком предместье Минска. Вероятно потому, что буквально в пяти шагах от них видно здание в котором ныне находится музей, созданный моим тестем. И ракурс фотограф взял такой, что место, где я прохожу каждый день, узнаваемо до мелочей.


CRISS
отправлено 17.10.09 20:57 # 38


Интересно и познавательно. Спасибо.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 21:00 # 39


Кому: camerton.by, #37

> Правда, у меня несколько сдержанное отношение к Андриевскому. Показалось, что слишком велик у него интерес к малосимпатичной стороне повседневности.

Строг оговоря - непонятно насколько вообще можно верить всем подробностям в его книгах. Но пишет интересно.


GreenOgr
отправлено 17.10.09 21:08 # 40


Спасибо! Разослал своим, кому не мешает напомнить. Книгу возьму.


udjin1986
отправлено 17.10.09 21:08 # 41


Кому: Янычар, #17

> > Так, так победим.

Да, конечно, с Медвепутами - именно так все и будет.

Считаю, что в победе в Великой Отечественной виновато в большей степени тогдашнее умелое руководство.

В статье не понравился момент про дрожащего товарища Сталина, стучащего зубами по стакану - на разрыв шаблона, конечно, не тянет, но все же.


camerton.by
отправлено 17.10.09 21:12 # 42


Кому: Onepamop, #39

> Строг оговоря - непонятно насколько вообще можно верить всем подробностям в его книгах. Но пишет >интересно.

Любопытно, да. Если верно помню, Андриевкий активно использовал различные судебные протоколы.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 21:12 # 43


Кому: udjin1986, #41

> В статье не понравился момент про дрожащего товарища Сталина, стучащего зубами по стакану - на разрыв шаблона, конечно, не тянет, но все же.

Это про что?


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 21:13 # 44


Кому: camerton.by, #42

> Любопытно, да. Если верно помню, Андриевкий активно использовал различные судебные протоколы.

Вот попытался найти хоть что-то из них - не смог. А там ведь бездны должны быть.


ljstocks
отправлено 17.10.09 21:28 # 45


> Сейчас о них вспоминают как о днях ужаса, мрака, паники, мародёрства и бегства. И массового героизма.

Неплохо вспоминают - всё плохо (ужас) и вдруг зразу положительно (героизм) - причём одновременно.

Это что - очередной совинтел 3Гц выдал ?


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 21:47 # 46


Кому: ljstocks, #45

> Неплохо вспоминают - всё плохо (ужас) и вдруг зразу положительно (героизм) - причём одновременно.

Что удивляет? Что одни в ужасе убежали, а другие (одновременно) отправились в чём были бить врага?

> Это что - очередной совинтел 3Гц выдал ?

Не очень понял значение этой фразы, видимо - глупость какая-то.


Лепило
отправлено 17.10.09 21:50 # 47


Охренеть как круто. Надо будет фильм пересмотреть. Дед был танкистом. Как он сам рассказывал - в армии "загасился" - не сказал, что грамотный, иначе отправили бы учиться на лейтенанта. Служил механиком водителем. Первый раз сожгли в Прибалтике в 1941.Живой из экипажа остался один, пехота вытащила. Пешком отступал до Москвы. Под Москвой дали Т-26. Дед говорил - говеный был танк. Сожгли в первом же бою под Москвой. Опять один живой из всего экипажа. Пехота вытащила из горящего куска металла, в который превратился танк. Потом дали Т-34. На нем дед довоевал до конца войны. В третий раз сожгли под Кенигсбергом. Опять пехота вытащила, опять один живой из всего экипажа. Контузий было немеряно, на левой руке не было 3х пальцев. Потом отправили воевать с японцами - не успел, пока доехал до Дальнего Востока - японцев задавили. Домой вернулся с мешком наград. Какие, не скажу - мама говорила, что очень много потеряли. Надо будет летом метнуться в Кировскую область на могилку.


ljstocks
отправлено 17.10.09 21:50 # 48


Кому: Onepamop, #43

> В статье не понравился момент про дрожащего товарища Сталина

Вот анекдот мной любимый про т.Сталина:

товарищ Сталин поднимает трубку телефона.

- Нет, нет, нет, нет, да, нет, нет.

Молотов спрашивает: "Товарищ Сталин,
почему всегда нет и один раз ты сказал да?"

- А меня спросили: "Хорошо ли Вы меня ли слышите, товарищ Сталин ?"


dmitrov
отправлено 17.10.09 22:00 # 49


Кому: Onepamop, #43

> Это про что?

Наверное, про это:

> Я хорошо помню июльскую речь Сталина: “Братья и сестры…” Вождь очень волновался, говорил с сильным акцентом, часто пил воду, и тогда было прекрасно слышно, как мелко стучат его зубы, ударяясь о край стакана. Это было очень страшно. Даже мне, восьмилетнему, внушало не надежду, а чувство безнадежности, отчаяние.


ljstocks
отправлено 17.10.09 22:02 # 50


Кому: Onepamop, #46

>> Неплохо вспоминают - всё плохо (ужас) и вдруг зразу положительно (героизм) - причём одновременно.

> Что удивляет? Что одни в ужасе убежали, а другие (одновременно) отправились в чём были бить врага?

Да - удивляет - ответь, пожайлуста.

> > Это что - очередной совинтел 3Гц выдал ?

Совинтел - советский интелигент.


mustang
отправлено 17.10.09 22:05 # 51


У К. Симонова в двухтомнике "разные дни войны" 1941 год занимает целый том. Остальные года войны - второй том. Очень симптоматично.

Паника, растерянность, мужество и героизм - всё было, и у Симонова очень чётко подмечено. Всё-таки он не только очевидец, но и писатель.

Уже не припомню, чтобы цитировать, но накал событий и страстей был ещё тот. Кстати, осознание "я - коммунист", "я - комсомолец" очень помогало людям. Чтоб не поддаться панике и не сойти с ума. Да и настоящие коммунисты и комсомольцы проявляли себя сразу.

Заметка интересная.


Laser
отправлено 17.10.09 22:12 # 52


Очень хорошая статья.
Только в 1941 году "яков-третьих" не было.
Вероятно, автор попутал "як" с Миг-3. Таковые действительно стояли на вооружении ПВО Москвы.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 22:15 # 53


Кому: ljstocks, #50

> Что удивляет? Что одни в ужасе убежали, а другие (одновременно) отправились в чём были бить врага?
>
> Да - удивляет - ответь, пожайлуста.

Разъясняю подробно: для одних жителей города этот момент мрачен и ужасен, они бросили всё и бежали. Для других этот момент тоже не был праздником, но они массово и героически выступили на защиту своего городаи страны. Например в составе ДНО. Что удивляет-то?


> > > Это что - очередной совинтел 3Гц выдал ?
> Совинтел - советский интелигент.

Это мальчик восьми лет. В тексте два раза об этом написано.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 22:16 # 54


Кому: Laser, #52

> Только в 1941 году "яков-третьих" не было.
> Вероятно, автор попутал "як" с Миг-3. Таковые действительно стояли на вооружении ПВО Москвы.

Мог. Ему же 8 лет было.


Broflovski
отправлено 17.10.09 22:27 # 55


Здорово, что вспомнили и подняли тему московских ополченцев. Слышал, что из первых наборов никто не выжил вообще. В пальто (в см. - в цивильном) на фронт уходили, многие, даже не получив оружия.


Стропорез
отправлено 17.10.09 22:28 # 56


...а тем временем под Курском массово хоронят останки немцев под свежим лозунгом примирения и всепрощения. К чему это? Зачем на русской земле нужны кладбища оккупантов, пришедших грабить, жечь, насиловать? Кому у нас нужна скорбь по солдатам фюрера - убийцам военнопленных, вешателям партизан и подпольщиков, любителям поднимать детей на штыки? Отчего не отдать все эти бренные останки по принадлежности в Фатерлянд? Кто будет ходить на это кладбище, приносить цветы и поминать всех этих солдат со слезами на глазах, кроме спорадических делегаций немцев? Не хочется воевать с мёртвыми, но зачем всё ЭТО на нашей земле? Тела убитых террористов и то родственникам не выдают, дом Чикатило сожгли его же земляки, а этим за что у нас такая честь?


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 22:33 # 57


Кому: Стропорез, #56

> ...а тем временем под Курском массово хоронят останки немцев под свежим лозунгом примирения и всепрощения. К чему это?

Если без патетики - это к тому, чтобы похоронить мёртвых. Немецкие мемориальные кладбища есть много где, не только под Курском. Про лозунги не в курсе, но вот то, что немцы платят местным жителям, чтобы кладбища поддерживали в надлежащем состоянии - точно.

Я на таких бывал - расскажу и покажу как там всё устроено.

Ну и


ALEX_61
отправлено 17.10.09 22:50 # 58


Благодарю, познавательно.


ljstocks
отправлено 17.10.09 22:58 # 59


Кому: Onepamop, #53

> Что удивляет-то?

Противоречие - массовая человеческая трусость и массовый героизм - нет ли противоричия или как ?


chand0s
отправлено 17.10.09 22:58 # 60


Очень интересно, спасибо!


Стропорез
отправлено 17.10.09 23:00 # 61


Кому: Onepamop, #57

> Если без патетики - это к тому, чтобы похоронить мёртвых.

У немцев земля кончилась? Так им Восточную Германию присоединили - территории прибавилось. Вот и пусть везут к себе без патетики, закапывают и ухаживают. На чужих военных кладбищах и я был - на английском, французском и турецком под Севастополем. Но то был противник другой. По отношению к ним не чувствуешь ненависти. Англичанами и французами у нас не пугали детей. Но немцы... я был на вскрытии колодцев у с/х "Красный" под Симферополем, и оттуда вынимали останки моих земляков, и останки те были густо перемешаны с гнилой колючей проволокой (людей связывали пучком колючкой и сбрасывали в колодцы), я этого до сих пор забыть не могу и простить. Не понимаю.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:01 # 62


Кому: ljstocks, #59

> Противоречие - массовая человеческая трусость и массовый героизм - нет ли противоричия или как ?

Я не хочу в третий раз одно и то же талдычить.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:06 # 63


Кому: Стропорез, #61

> Если без патетики - это к тому, чтобы похоронить мёртвых.
>
> У немцев земля кончилась? Так им Восточную Германию присоединили - территории прибавилось. Вот и пусть везут к себе без патетики, закапывают и ухаживают.

Ладно, иначе зайдём. Вот я выкопал немца. Ну я его правда выкопал, было дело. Мне куда его деть надо? Можно обратно закопать, можно обобрать сначала, а можно сложить в мешок пластиковый, внутрь бутылку с запиской и на кладбище такое передать.

Немцы эти ,честно говоря, не особо кому и нужны сегодня. Просто когда лично ты выступаешь последней инстанцией - многое видится иначе.


ljstocks
отправлено 17.10.09 23:07 # 64


Кому: Onepamop, #62

> Я не хочу в третий раз одно и то же талдычить.

Да я не про талдычиньня - это же ведь состояние той эпохи,
как именно так получалось, что было вот такое ?


Иванов
отправлено 17.10.09 23:09 # 65


Здорово! Спасибо!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:09 # 66


Кому: ljstocks, #64

> Да я не про талдычиньня - это же ведь состояние той эпохи,
> как именно так получалось, что было вот такое ?

Ну то же самое сегодня если представить - опять найдутся те, кто побежит и те, кто останется. И те и другие - массово.


ElvenSkotina
отправлено 17.10.09 23:11 # 67


> немецкие десантники в Химках

Ветеран по ссылке, рассказывает как воевал там, где я через пол века буду обнимать девчонок, просто без дела гулять :(


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:14 # 68


Кому: ElvenSkotina, #67

> Ветеран по ссылке, рассказывает как воевал там, где я через пол века буду обнимать девчонок, просто без дела гулять :(

Это ж правда отлично, что ты можешь с девками гулять, а не десант немецкий истреблять.


Mart.1984
отправлено 17.10.09 23:15 # 69


Супер заметка! Ребят, я вот только одного не пойму, если сейчас случись что, мы бы выстояли? Стали бы за нас воевать миллионы гастарбайтеров??


Стропорез
отправлено 17.10.09 23:16 # 70


Кому: Onepamop, #63

> Немцы эти ,честно говоря, не особо кому и нужны сегодня. Просто когда лично ты выступаешь последней инстанцией - многое видится иначе.

Да, это я понимаю, что вы это делаете потому, что выкинуть на помойку останки немца - это не по-людски и противно природе нормального человека. Я ведь не поисковиков не понимаю, государство Российское. Уже бы договорились с немцами по причине "заберите ваше, у нас народ не поймёт"...


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:19 # 71


Кому: Стропорез, #70

> Я ведь не поисковиков не понимаю, государство Российское. Уже бы договорились с немцами по причине "заберите ваше, у нас народ не поймёт"...

Хе-хе :). Ну государство с поисковиками всё меньше стремится пересекаться.

А забрать или нет - немцы, может, и сами рады бы забрать, но это ж не упаковки с товаром. Это целая огромная система поиска-учёта-транспортировки. В общем, караул. Сделали как проще. Дали денег и инструкции, проконтролировали и получили результат.

Кстати, кладбище советских военнопленных посещал в Гамбурге - в образцовом состоянии застал.


Mart.1984
отправлено 17.10.09 23:21 # 72


Кому: Стропорез, #70

> Да, это я понимаю, что вы это делаете потому, что выкинуть на помойку останки немца - это не по-людски и противно природе нормального человека. Я ведь не поисковиков не понимаю, государство Российское. Уже бы договорились с немцами по причине "заберите ваше, у нас народ не поймёт"...

Ну, меня бы, если бы в Орле было немецкое кладбище, это бы не покоробило. Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".


Goblin
отправлено 17.10.09 23:23 # 73


Кому: Mart.1984, #72

> Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".

Отчизна требует героев - пизда рожает дураков.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:23 # 74


Кому: Mart.1984, #72

> Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".

Немцы сильно хлеще умели. Европа ж.


Аблакат
отправлено 17.10.09 23:27 # 75


Кому: Mart.1984, #72

> Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".

1984 - это год рождения?


ПымПырым
отправлено 17.10.09 23:31 # 76


Спасибо, интересно.


ElvenSkotina
отправлено 17.10.09 23:33 # 77


Кому: Onepamop, #68

> Это ж правда отлично

Ему было 17 лет, а он не обнимал девиц или бухал, а истреблял фашистский десант. Тем более в то время было трудно с напиться когда тебе 17 лет или залезть в трусы сверстнице (ну я так думаю), получается что много парней ничего не сделали нигде и даже ни разу в трусы к подруге не залезли и не попробовали водки. Это очень печально.


Анжеросудженский GP
отправлено 17.10.09 23:34 # 78


Отличная заметка. Мощно бьёт в голову. Жаль на телефоне фотки нормально оценить не выходит(


eternalko
отправлено 17.10.09 23:34 # 79


Кому: Mart.1984, #72

> не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".

Любопытно просто. Это немце легионы детей на СССР сбрасывали? Или как?
Расскажи, интересно же!


Анжеросудженский GP
отправлено 17.10.09 23:39 # 80


Кому: Mart.1984, #72

> Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями- россиянами"

Ты это к чему, камрад?


Stavrwolf
отправлено 17.10.09 23:41 # 81


Спасибо. Очень инересно.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.10.09 23:42 # 82


Кому: ElvenSkotina, #77

> Ему было 17 лет, а он не обнимал девиц или бухал, а истреблял фашистский десант.

Да таких много было. Если с людьми поговорить - истории всплывают умопомрачительные. Попозже напишу про молодого парня, пилота Ил-2. Записные книжки его остались. Там страшно.


Человекъ
отправлено 17.10.09 23:47 # 83


Кому: Mart.1984, #72

> Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами"

Советую прочитать книгу "За что сражались советские люди" (авторское название "Русский должен умереть") А. Р. Дюкова.


Skutz
отправлено 17.10.09 23:56 # 84


Кому: Mart.1984, #72

> Ну, меня бы, если бы в Орле было немецкое кладбище, это бы не покоробило. Всё-таки немцы не отрезали нашим головы и не присылали родственникам пальцы детей в конверте, как это делали те, кого мы сейчас считаем "дорогими братьями-россиянами".

А ты сам откуда?


Аблакат
отправлено 18.10.09 00:02 # 85


Кому: Человекъ, #83

> Советую прочитать книгу "За что сражались советские люди" (авторское название "Русский должен умереть") А. Р. Дюкова.

Вот и выросло поколение, не смотревшее "Обыкновенный фашизм".


ljstocks
отправлено 18.10.09 00:03 # 86


Кому: Onepamop, #66

> Ну то же самое сегодня если представить - опять найдутся те, кто побежит и те, кто останется. И те и другие - массово.

"кто останется." - кто остался сейчас - ты ? Речь про про проёб СССР - как ты догадался.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.10.09 00:10 # 87


Кому: ljstocks, #86

> "кто останется." - кто остался сейчас - ты ? Речь про про проёб СССР - как ты догадался.

Считаю, имеет смысл плотно поработать над письменной речью.


beck
отправлено 18.10.09 00:13 # 88


А моих оба деда в это время ехали в теплушках за 5 тыщь км в обратном направлении чтобы дать пизды врагам нашего отечества под Москвой. Один ротный пулемётчик, второй комроты (старлей). Вернулись оба инвалидами после 2-х лет войны. Не вернись хоть один - не писал бы я сейчас в комментах (родители мои появились на свет после войны).


ljstocks
отправлено 18.10.09 00:13 # 89


Кому: Onepamop, #87

> Считаю, имеет смысл плотно поработать над письменной речью.

Ок


Денис В.
малолетний
отправлено 18.10.09 00:16 # 90


Представляю, как подрабинеков корёжит от таких статей...


TruthDisciple
отправлено 18.10.09 00:22 # 91


Кому: Человекъ, #83

> Советую прочитать книгу "За что сражались советские люди" (авторское название "Русский должен умереть") А. Р. Дюкова.

довольно унылая книжка, надо сказать


beck
отправлено 18.10.09 00:24 # 92


Кому: Стропорез, #56

Ну как бы мёртвые сраму не имут.


ljstocks
отправлено 18.10.09 00:25 # 93


Кому: TruthDisciple, #91

> довольно унылая книжка, надо сказать

А вот так вот НАС не любили - прикинь!

Я сам 4 месаца её читал не из-за медленности мозга, но от шока,
что же ЦЫВИЛЛЫ творили.


beck
отправлено 18.10.09 00:25 # 94


Кому: TruthDisciple, #91

Не унылая, а очень ТЯЖКАЯ книга.


beck
отправлено 18.10.09 00:28 # 95


Кому: TruthDisciple, #91

В той книге нет смешных и прикольных поворотов сюжета и других авторских находок. Это да.


beck
отправлено 18.10.09 00:30 # 96


Я с товарищем ljstocks согласен полностью, сам читал 2 недели, и не потому что читаю по-слогам


eisspiegel
отправлено 18.10.09 00:33 # 97


Кому: Mart.1984, #72

Земляк?


VKlab
отправлено 18.10.09 00:35 # 98


Кому: Денис В., #90

> Представляю, как подрабинеков корёжит от таких статей...

Они их не читают, я думаю.


Кому: Лепило, #47

> Надо будет летом метнуться в Кировскую область на могилку.

Земляк?


Goblin
отправлено 18.10.09 00:36 # 99


> Я хорошо помню июльскую речь Сталина: “Братья и сестры…” Вождь очень волновался, говорил с сильным акцентом, часто пил воду, и тогда было прекрасно слышно, как мелко стучат его зубы, ударяясь о край стакана.

Странно, что автору не было слышно, как он трижды обосрался от страха.


Paul_EM
отправлено 18.10.09 00:36 # 100


Кому: Аблакат, #85

> Вот и выросло поколение, не смотревшее "Обыкновенный фашизм".

Читал комменты детишек к выложенному во внутренней сетке фильму "Иди и смотри". От некоторых ел уху...



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 233



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк