Человек – существо зависимое. Не менее (а может – и более) всех других животных. Зависимостей всяких масса – от своего тела, языка, способа мышления, культуры, мнений, эмоций. Все вместе они определяют наше поведение. Этакую смесь хотений-желаний-ограничений. Это нужно, без этого будет хаос. Поэтому все и прививается-воспитывается.
А воспитание – это обусловливание. Ради вписывания ребенка в общество. Которое состоит из таких же обусловленных.
И никуда от этого не денешься. Только и можно, что подмечать за собой – кем и чем обусловлен. И как поведение в данный момент от этого зависит. Даже и не менять – наблюдать. Не принимая всерьез. Играя в это. А всерьез воспринимать только то, что это – игра. Хотя тоже всерьез лучше не надо – а вдруг это обусловлено зависимостью от развлечений?
Буквально пару недель назад четко осознал, что психую, ленюсь, злюсь, завидую, осуждаю, нахожусь в депрессии и т.д. вовсе не я. Я только выбираю - играть мне в эти состояния или нет.
> Тогда вся жизнь становится большим представлением. В котором ты – в своем театре – пишешь пьесы, ставишь и играешь их. Соблюдая при этом законы жанра, которые до тебя были созданы природой и редактированы человеком.
Только при этом не стоит забывать, что таких "режиссеров" в реальном мире пруд пруди, а ты сам, возможно, где-то у них в массовке числишься.
Но стремиться стать "главным режиссером" – это цель не для слабых.
"Великий Леонардо всю жизнь во многих отношениях был ребенком. Он играл, даже будучи взрослым, и из-за этого казался иногда своим современникам зловещим и непонятным."
Извиняюсь за длинную цитату (вроде этого здесь не было, хотя, не исключаю, что просто проморгал - "тогда обратно извиняюсь"). Не точно в тему, но в общем смежный вопрос:
> СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
> Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., мн. философы исходили из признания некой неизменной “человеческой природы”, конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении к-рого и усматривался С. ж., основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования С. ж. фактически обосновывали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов.
> В ряде совр. социальных теорий С. ж. по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия, или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее к.-л. объективной направленности.
> Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж.
> Согласно марксистской т. зр., существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его.
> Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и С. ж. человека и об-ва, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии или все более совпадать по мере движения об-ва к разумному и гуманному состоянию.
> Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем ее единением с об-вом, его целями и смыслом его существования и развития.
> Эта устремленность в будущее придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Т. обр., подлинный С. ж., “тайна бытия” человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе к-рого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.
Выдержка из Философского словаря.
PS. Это не в пику тому, что есть в заметке, это - комментарий.
Не нравится мне идея дрессировки. Ну по ряду причин. Вот на похожую тему есть труд Шопенгауэра "Свобода воли и нравственность". Он, понятно, тоже не идеален, но высказывает другую причину.
Есть труд неупоминаемого "По ту сторону добра и зла". Там вообще не так совсем как у Шопенгауэра.
Скорее тут Витгенштейн подходит, ИМХО. Ну что мир это совокупность фактов. Дрессировка людей в целом вполне реализуема, бесспорно. Или бес порно? Не важно. Но иногда она приводит к весьма забавным результатам. См. "Революция".
"И никуда от этого не денешься. Только и можно, что подмечать за собой – кем и чем обусловлен. И как поведение в данный момент от этого зависит."
Это не совсем так. Подмечать за собой способны не все.
> > А может в кои-то веки попробовать не играть, а быть естественным?
>
> Т.е., для примера, вести себя одинаково как с малолетним сыном, так и с друзьями-собутыльниками?
А разве не более естественно вести себя с разными людьми по-разному?
"Сталкеры", практикуя контролируемую глупость, верят, что в вопросах личности вся человеческая раса делится на три категории: секретари, пердуны и мечтатели.
- Наша беда в том, что мы принимаем себя слишком серьезно. - сказал
он. - в какую бы категорию не попадал наш образ самих себя, вопрос
заключается только в нашей собственной важности. Если у нас нет
собственной важности, значит, нет и вопроса, к какой категории мы
относимся.
- Я всегда был пердуном, - продолжал он, и его тело затряслось от
смеха. - так же, как и ты. Но теперь я тот пердун, который не принимает
себя серьезно, в то время как ты по-прежнему делаешь это.
> Горе на сцене отличается от горя в жизни.
> Испытывая горе на жизни, человек испытывает только горе.
> Испытывая горе на сцене, актер испытывает радость от верно переживаемого горя.
Очень сильное впечатление в свое время на меня эта сентенция произвела. А потом еще картинку в Бхагават Гите увидел занятную. На которой колесница нарисована и Разум управляет Чувствами.
> А разве не более естественно вести себя с разными людьми по-разному?
Я это и имел в виду. Необходимо корректировать свое поведение по обстоятельствам. В зависимости от того, какую роль ты сейчас исполняешь: роль любящего отца или собутыльника или какую-либо еще. Но внутренний стержень необходимо сохранять при этом. А то так можно превратиться в бесхребетного субъекта, подстраивающегося под всех подряд.
Я понял так, что в цитате, которую ты привел, речь идет не об азарте или заинтересованности при наблюдении за окружающим миром (его игрой), но аккурат об отсутствии оных; то бишь речь о наблюдении с сугубо "энтомологическим интересом" (с)
Любители браузерных онлайн игр твоей иронии не поймут. В реальности нельзя же магию прокачать. А что бы заработать 1000 монет нужно тривиально пахать на работе месяц, а не 50 монстров забороть, помучив с часок мышку.)
Хорошо. А то я думал что это я такой урод моральный, который не понимает зачем охранять тупых и злобных жЫвотных вместо того, чтобы взять их и изничтожить. Оказывается - древний инстинкт, да.
МОДЕРАТОРУ: Прошу прощения - накосячил. Перенесите пожалуйста, если Вам не трудно, мой последний пост в этой теме в тему "Некультурная антропология". Прошу не карать слишком уж жестоко.
Главный, привет тебе от Бенвенуто Челлини: http://i049.radikal.ru/1007/43/7a5d1f966d19.jpg Замков на ограде висит несколько штук плюс большое объявление о штрафе в 160Евро для особо влюбленных.
По факту визита имею доложить: обстановка во Флоренции накалена до предела!!!
> А может в кои-то веки попробовать не играть, а быть естественным?
Лучше не надо. Человек от природы трус, жмот, лентяй и эгоист, если не играть ежедневно роль Человека(именно так, с большой буквы), то можно очень скоро превратиться в скотину. Зато всё будет естественно, в полном соответствии с природными инстинктами.
Мне, кажется, что посыл статьи о том, что, чтобы в этой жизни добиться успеха, надо стать выше помех, встречающихся на твоём пути, как то: плохое настроение, злой начальник, врождённая тупость :)(это я про себя, если что). Воспринимать эти помехи, как нечто, что помогает тебе преуспеть среди таких как ты, точно так же бьющихся об эти преграды. То есть, как и в любой игре, смысл в том, чтоны быть лучше, чем другие и выиграть :). Т.е. преуспеть, жить, понимая, что факторы, не повлияют на конечную цель, а лишь на пути её достижения.
Я вот ещё, когда книгу "Сёгун" читал, думал: во у мужика экшен в жизни: тут тебе и новая земля, и новые обычаи, любовь, столько всего. А потом осознал, что парень, как я, который ждёт не дождётся, когда кончися рабочий день, а дома постоянно всё лень, мол "устал", в положении ГГ рассказа не протянул бы и одного дня. Со следующего дня начал работать, как ураган, а часы оставляю дома :). Усталость ушла на второй план. На горизонте замаячила Цель :)
Вот про это, мне кажется эта статья, а не про то, как управлять массами или постоянно притворяться перед другими.
> [шепотом] пока пустуют. Но, надеюсь, еще увидим праздничные фонари, украшенные нарядно одетой российской интеллигенцией.
Только без фанатизму!
[хватает дедовскую саблю, размахивает, запевает] Хлопцы, чьи вы будете? Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем, раненый идет?
> А что бы заработать 1000 монет нужно тривиально пахать на работе месяц, а не 50 монстров забороть, помучив с часок мышку.)
А можно не пахать, а барыжить герычем. Правда потом ещё более смекалистые игроки могут взять и с помощью достаточно простого читерского приёма забанить. Насовсем.
Игра игре рознь. Один юный человек поиграл - вот, женщину стеклом ранило. Обиделся на нее и таксиста, из травматики пострелять решил. 23 года юному человеку, на BMW Х5 катается.
> А можно не пахать, а барыжить герычем. Правда потом ещё более смекалистые игроки могут взять и с помощью достаточно простого читерского приёма забанить. Насовсем.
Скорее барыжить герычем - это читерство. За что следует справедливое наказание со стороны игроков, у которых прокачены соответствующие способности.)
> Т. обр., подлинный С. ж., “тайна бытия” человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе к-рого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.
> Это в Афганистане и Колумбии расскажи местным "читерам")
Это прям "заповедники" читеров. Хотя, если во втором случае передовик демократического движения на планете просто не справляется с угрозой, то в первом случае, складывается такое впечатление, оберегает трудолюбивых земледельцев. Что-то я не слышал ни разу заявлений о том, что колумбийские крестьяне останутся без средств существования, если посжигать плантации, а про афганских было. Странно, но не удивительно.
>> Админ [терпеливый]!!!
> Стесняюсь спросить - сколько было забанено при потопе?
Ну, это была ошибка при тестировании нового патча!!!
В основном, мне кажется, массовый бан люди сами себе устраивают.
В частности, Фидель Кастро, начиная с 1 июня, предрекает практически неизбежную войну США с Ираном:
"Тема, на которую я затратил большую часть своих усилий - неминуемая
опасность войны, которая станет последней в предыстории рода человеческого,
которой я посвятил девять "Размышлений" начиная с 1 июня, - представляет
собой проблему, становящуюся все серьезнее день ото дня.
Как это логично, 99,9% населения хранит надежду, что элементарный здравый
смысл восторжествует.
К сожалению, судя по всем ощущаемым мною элементам действительности, я уже
не вижу ни малейшей возможности, что будет именно так."