В Щелковском районе Подмосковья, близ села Душоново, уже в двенадцатый раз проводился военно-патриотический фестиваль «Душоновские маневры — 2010». По моим наблюдениям, в мероприятии приняли участие около трёхсот-пятисот человек из самых разных военно-исторических клубов.
На поле были представлены целые пласты исторических эпох: от раннего Средневековья до середины ХХ века. В одном строю стояли викинги с топорами и солдаты Красной Армии с «трёхлинейками». Лютая польская кавалерия, разбитные русские гусары, видные корниловцы, аккуратнейшие мушкетёры, суровые стрельцы и, конечно же, банда батьки Ангела, в рядах которой я и орудовал. Эти оказались наиболее подготовленными: шальвары, бескозырки, вышиванки, папахи, утиные картузы, «смерть председателю» и глечики с холодным пивом. В двух словах — трудовое селянство во всей красе!
Перед тем как перейти к публичному действу, все собравшиеся были приглашены на торжественное открытие фестиваля. Реконструкторы неровно построились на дороге посреди села, приезжие зеваки расселись по обочинам, местные зрители солидно кучковались у заборов. У памятника погибшим за Родину (установленного силами жителей и администрации на месте бывшего сельсовета, где сельчане собирались перед отправкой на фронт) провели недлинный митинг. Получили благословение местного батюшки, прослушали гимн России и направились на поле боя.
Кроме реконструкторов, фестиваль собрал под свои знамёна и уважаемых зрителей. Зрители на такого рода фестивалях нередко рассматриваются реконструкторами как неизбежное зло. Понятно, что про всех подряд речь вести не могу, но в этот раз почувствовал себя средь запущенного зоопарка. Причём не всегда было ясно кто с какой стороны решётки находится.
Конечно же, аномальная жара и разнообразной крепости спиртные напитки позволили многим собравшимся уже к полудню отдохнуть гораздо мощнее, чем было запланировано изначально. Часть культурно отдохнувших зрителей недопустимо ослабела, совсем немногие эдаким анахоретом реконструировали русских народных свиней, но были и настоящие богатыри, стремящиеся к подвигам и славе! Несколько забегая вперёд, докладываю: самые интересные сражения развернулись между фотографами и почтеннейшей публикой. Исход таковых, увы, был понятен заранее и без восьминога Пауля. Но буду последователен.
Прежде всего желаю упомянуть славные подвиги собратьев-фотографов. Многие, наверное, слышали, что успех или неуспех снимка может здорово зависеть не от объекта съёмки, а от фона, на каковом фигурирует этот самый объект. Нет фона — нет картинки. Одна из самых сложнорешаемых задач при фотографировании реконструкции — это выбор именно более-менее нейтрального фона. Чтоб без электрических проводов, пластиковых бутылок, новеньких корейских автомобилей и нарядно одетых детишек с чупачупсами в руках. Пока нужный ракурс подберёшь — семь потов может сойти. Но это когда «как для себя» снимаешь. Судя же по огромному количеству военно-исторических фотошедевров, размещённых в интернете, большинство нажимающих на кнопицу про такие нюансы и не задумывается. Да и правильно делают, нечего себе голову забивать. Это без сарказма, если что. Просто не всем оно нужно.
В Душоново всё было как обычно, за исключением совершенно необычной активизации самодеятельных фотографов. Вообще говоря, когда граждан с фотокамерами собирается в одном месте несколько, промеж них начинает действовать всякого рода этика. Например, не принято без острой необходимости толкаться, хватать руками чужую фототехнику или же болтаться в кадре, наполняя своей личностью так называемый «задник». Такого рода правила нигде не прописаны, потому возникает некоторое недопонимание. Всё же перечисленное скопом может обернуться (и регулярно оборачивается) любопытными событиями.
Сначала, конечно, зарвавшегося в фотоугаре предупреждают устно. Мол, товарищ Брессон, не затруднит ли вас изящно уйти вон? Брессон такую вежливую просьбу умело расценивает как личное оскорбление и, не сходя с места, парирует вполоборота типовой фразой «А чО такого?» И, как водится, гордо продолжает фотоохоту. Повторная просьба часто уже коллективна, свора как бы начинает гонять передовика фотопроизводства, а съёмка неуклонно переходит в эндшпиль.
Не раз наблюдал, как наиболее активные «репортёры» отхватывали звонкого пня от разозлённых коллег. Особенно смешно, когда перебранка становится групповой и переходит в неумелую драку. Часть собравшихся нелепо подпрыгивает, взмахивает руками, ругается и даже плюётся. Другая, более профессиональная часть, наблюдает поле брани в видоискатели. И цинично фиксирует. Про первоначальный объект съёмки помнят только наиболее тёртые светописцы. Со стальной выдержкой. С этими лучше даже взглядом не пересекаться. Забудешь зачем пришёл.
Но там дело молодое, то дева какая юная накосячит, а то и вьюноша-призывник с задатками. А тут на поле массово вышла «старая гвардия». Как положено — в седине, панамках, ременных сандалиях и с любимыми внуками. В тоталитарном СССР ругать и пинать граждан старших возрастов и детишек не обучали, потому сначала терпел, а потом веселился. Особенно радовали регулярные вопросы «Ой, а вы тут тоже снимаете, да?» с длительным замиранием перед камерой и серией новых вопросов про «и как вам этот объектив?». Дзен растренировал до невиданных высот.
Не подкачали и зрители. В момент, когда ряд фотографов-кустарей допетрил, что фигуры реконструкторов таки теряются на пёстром фоне зрительской массы, многие помчали на новые позиции. И удачно разместились между публикой и реконструкторами. В планы уважаемых зрителей, естественно, никак не входил детальный просмотр филейных частей мастеров репортажного дела. Посыпались задорные замечания и полезные рекомендации, удивлённые фотографы вступали в занимательную дискуссию.
Но силы были явно неравными. Зрители собрались с превосходящими силами и обратились непосредственно к замаскировавшимся посреди поля пулемётчикам с громогласной командой «По фотографам — огонь!» С этого момента всё бросил, снимать ничего не мог. Залёг и выл от нахлынувшего восторга. Фестиваль удался. И поснимал и посмеялся!
Не позабыл внести свою лепту в военно-исторический праздник и я: от невероятного напора духовности, прямо в бою, лопнули видавшие виды фотоштаны made in USA, не раз позволявшие запросто принимать удивительные позы в процессе съёмки. Штаны списал на происки врагов и личную молодецкую удаль. Как шепнул по секрету один знакомый французский кирасир — a la guerre comme a la guerre.
> А чем так ловко снимал/обрабатывал, что цвета настолько яркие и сочные?
Nikon D700, ширик 17-35 и механический телевик-фикс 180. Полярик, конечно. Вообще говоря, под таким солнцем большинство картинок получились с тенями там, где не надо. И только малую часть удалось снять в редкие моменты, когда на солнце набегала микротуча.
> В мехах/металлических доспехах на такой жаре! В полушерстяных штанах на работе вешаюсь, а тут такое!
многие фигеют, как можно на жаре в: рубахе+стегаче(поддоспешнике)+кольчуге+еще че-нить железное сверху(типа пластинчатого доспеха)+иногда плащ шерстяной(а другие нет смысла шить) для антуражу.
что самое интересное, многим без стегача и железзя гораздо жарче приходится, чем мне, допустим, во всем вышеперечисленном. тут суть в том, что нужно, чтобы рубаха и стегач были по размеру, то бишь довольно плотно облегали пузо и остальной торс(не "туго обтягивали", прошу заметить!), тогда получается, что потеешь, как верно сказал камрад Amorph, но не чувствуешь жары, бо термобаланс организма устанавливается такой, что снаружи организм нагреваться не может(либо очень слабо), а между стегачом и телом нет особо воздуха, который, как мы все помним из школьного курса физики, отличный теплоизолятор, соответственно, тепло тупо отдается в простеганную вату. кстати, именно поэтому большинство реконструкторов не одевают стегачи на короткое время несколько раз в день, а, допустим, с утра на открытие феста одел - и до обеда, когда последнее появление в доспехах планируется, ходишь... а потом на солныщко внутренней стороной наружу повесил и до завтра забыл... бо встречались мне фесты, когда поддоспешник выжимать приходилось...
прошу прощения за сумбурный стиль, что-то сегодня у меня литературный дар не проявляется)))
Камрад Оператор, а чем же так знаменательна была банда атамана Ангела, что ее включили в фестиваль реконструкторов?
В моей памяти она отложилась только в связи с восстанием(или бунтом?) под Киевом в 1919 году, когда объединенные силы разных банд, отрядов и "полков" шли на штурм Киева, который обороняли красноармейские отряды и рабочие дружины.
Всплыло в это памяти, в детстве читал книгу "Бриллианты генерала Ломновского" о борьбе киевского ЧК с петлюровским и белогвардейским подпольем. Там рассказы разных авторов. Один из рассказов так и называется - "Приказ атаману Ангелу".
Так что прошу Вас просветить, что же это за такой атаман Ангел, что удостоился чести попасть в ряды "реконстрируемых моделей". Батька Махно, по моему мнению, был намного более колоритной и харизматической личностью.
Фотки, спору нет, хороши до невозможности. Но и текст такой, что хочется не только встать и снять шляпу, а и бегать кругами и восклицать: «ай да Onepamop, ай да... ай да молодец!» А вместе, фото и текст, дают эффект кумуллятивно-синергетический и от восторга буквально перехватывает дыхание. Здорово, просто здорово, чес.слово!
Вот такую шапку сделать хотел. Сделал эскизы и бумажный макет в натуральную величину, а потом ко мне как-то пришло понимание что нет желания этим плотно заниматься.
Очень хороший фотоотчет - когда смотришь, то даже немного грустно становится от мысли, что сам и близко к этому снять не смогу:)
А как хороша четвертая сверху серия портретов (подполковник пехоты, марковец и революционный матрос) - слегка снять налет цивилизованности на лицах, и в музей.
Фотографии отличные. Спасибо. Даже и не знал, что такое проводится. Теперь знаю.
И, конечно, корниловцы, викинги, стрельцы, польская кавалерия, гусары и еще не пойми кто, да все в одном месте, получающие благословение батюшки и слушающие гимн России. Адская смесь. Не для слабонервных.
Матрос отличный получился и, похоже, уже выпимши или мне показалось?
> Камрады, посоветуйте какую зеркалку взять? До этого зеркалок небыло и опыта нет, что скажете о Canon EOS 500D ?
Как раз на той неделе племяннику на свадьбу такую подарили. У меня камера есть, но когда выбирали и в руках её подержал — ужасно захотелось и себе такую прикупить. Экран здоровенный — 3 дюйма. Видео умеет снимать вплоть до HD 1080р (20 кадров с секунду). Для начинающего подойдёт вполне. Есть полезные режимы, всяческие штучки, например система очистки матрицы, визировать можно по экрану, есть прикольная штука распознавания лиц для наводки на резкость. Короче говоря мне очень понравилась. Другое дело если есть средствА можно присмотреться и к последней версии для начинающих — 550. Правда она на 10 тыщ дороже. А если чуть подождать, скоро и 600 модель выйдет — у неё обещают поворотный дисплей. Но я бы для в качестве первой камеры взял бы именно эту, 500-ю. Если фотодело увлечёт, то всё равно, потом, придётся что нибудь сурьёзное, полу или профессиональное брать.
> Без зеркала заднего вида нещитова! Авария какая случится, или несчастье —
Никонияне хуже ксендзов, прости хосподи. То всяческие беды пророчат, то мор, то язву. То зеркалами богомерзкими. Так и норовят охмурить и сбить с пути истинного, каноников правоверных!!!
в качестве ликвидации безграмотности чайников - ты не мог бы где-нибудь вместе с фотографиями выложить EXIF информацию?
а так же вопрос - ты снимал всё в ручном режиме или на предустановках? или вообще на автомате? :)
> Вообще говоря, под таким солнцем большинство картинок получились с тенями там, где не надо.
> И только малую часть удалось снять в редкие моменты, когда на солнце набегала микротуча.
Слушай, я не знаю что там как положено с тенями где не надо...
но с этих твоих фоток прямо СВЕТ ЛЬЁТСЯ!