В середине весны 2008 возникла надобность метнуться по служебным делам до городу Сеула и по окрестностям (а окрестности, собственно, и есть вся остальная Корея). Поэтому, закинув в саквояж смену белья и, по примеру Дмитрия Юрьевича, сала с чесноком, прибыл в Шереметьево-2 (тогда этот терминал еще так назывался). Тогда у Корейских авиалиний был аттракцион неслыханной щедрости, и билет в оба конца стоил на 500 долларов США меньше, чем у Аэрофлота. Так что культурное погружение обещало начаться еще в Москве.
В Шереметьево ничего интересного не произошло и я, стоя в очереди на регистрацию, с любопытством разглядывал будущих попутчиков, гадая, что же их влечет в Корею. Будущих попутчиков было не так чтоб много (как потом оказалось, по два человека на ряд). 50/50 европейцев и азиатов. Загрузившись в самолет и, не дожидаясь взлета, соотечественники, не обманув ожиданий, принялись скандалить, требуя пересадить их из экономического класса в бизнес, а еще лучше сразу в первый класс. Начинали с просьб и смущенных ухмылок, потом перешли к попыткам подкупа, а завершили откровенными угрозами жаловаться в ООН, Гаагу, Путину и Ким Ир Сену лично и так по кругу несколько раз.
Самолет и экипаж был корейским, но, видно, по бартеру Кореан Эйр выменял пару бортпроводников у Аэрофлота, нарядив их в свою корейскую униформу. Так вот, в целом соотечественники пытались совершить маневр смены класса через русских бортпроводников (мне, кстати, гораздо привычнее и естественнее звать их стюардессами, но на предыдущей работе у меня была коллега из Трансаэро, которая не уставала меня поправлять, мол, неграмотно и некорректно звать бортпроводников стюардессами). Аэрофлотовские бортпроводницы технично сливали просителей, объясняя, что они тут сами гости и ничего не решают. Когда пара самых активных и одаренных рокеровщиков попыталась подкупить корейских бортпроводников, те решительно, но исключительно вежливо пригрозили вообще ссадить с рейса, если они не угомонятся. На этом получасовой гам и нытье, вроде, закончились, хотя гневные и презрительные взгляды бросались на бортпроводников всю дорогу.
Самолет откровенно порадовал расстоянием между рядами кресел — было комфортнее, чем в бизнесе ТУ-154. Вообще терпеть ненавижу отечественные летающие агрегаты потому, что мне с моим ростом в них банально не разогнуться, не повернуться. В спинки кресел вмонтированы как минимум 14" дисплеи, загружено десятка два каких-то игр, два десятка последних блокбастеров и тонны музыки — от классики до французского шансона. Во время руления по громкой связи давали инструкции, как выламывать эвакуационные двери при аварии и надувать спасательные шлюпки, если рухнем в воду, по экранам демонстрировали учебный фильм на ту же тематику. Никаких жестикулирующих пантомиму людей в проходе замечено не было. Сразу после взлета раздали индивидуальные наушники с одноразовыми амбушюрами, налили вина и выдали по пакету соленых орехов на закусь. Бортпроводницы сама вежливость и предупредительность (ночью даже заботливо подкладывали под головы пассажиров подушки и укрывали пледами, причем настолько деликатно, что спящие не замечали). Кормили вдоволь на выбор из корейского или европейского меню, так что даже не пришлось доставать сало с чесноком. Без вопросов принесли добавки, которую я попросил из жадности и еле-еле доел, опять же от жадности. Добавки еды и напитков бортпроводницы приносили с таким выражением радости на лице, как будто их только что замуж позвали или наследство получили. С тоскливыми и в лучшем случае нейтральными лицами стюардесс отечественных авиалиний вообще никакого сравнения. Кстати, по слухам, то ли в 2007, то ли как раз в 2008 Кореан Эйр была признана лучшей авиакомпанией по какой-то там классификации.
Поел чего-то корейского (я из названий блюд только пульгоги и пимпибап выучил, и то не смогу сейчас объяснить, что есть что), посмотрел фильм "Старикам тут не место" и предусмотрительно уснул, так как прилетал в понедельник утром и по плану держал дорогу прямиком в офис работать. В полете если и трясло, то не сильно, проснулся бодрым и свежим, что и продемонстрировал окружающим, умяв двойной завтрак: корейское чего-то там и европейский, который был в два раза больше, чем то, что у нас на внутренних рейсах дают на обед. Начал смотреть какое-то еще кино, но его постоянно прерывали учебными фильмами на предмет безопасности при аварии на посадке, о том, как заполнять миграционные карточки, грозящие страшными карами тем, кто попытается провезти хоть что-то съестное, нарушив санитарный контроль и политику защиты с/х Кореи. Также показали фильм о том, что в аэропорту стоят какие-то дистанционные термометры, а потому если у тебя высокая температура, то лучше застрелиться самому. Особо не вслушивался, но так понял, что это эхо пандемий птичьего гриппа (тогда о свином еще не догадывались).
Высадившись на территорию Ю. Кореи, показал документы скучающему, но вежливому пограничнику, получил штамп в паспорт. Во время поиска багажа пытался вычислить дистанционные термометры, но не преуспел. В зале получения багажа выдернул свой саквояж с конвейера и тут же его выронил наземь. На боку чемодана сидела совершенно чудовищного вида гусеница. Может, и эндемик для Кореи, но я таких даже по Энимал Плэнет не видел! Пока гусеница смотрела на меня, изловчился и сбил насекомое на пол, не забыв растереть его ботинком, хотя и опасался, что может разъесть подошву. До сих пор интересно, что же из таких вырастает. Потом долго замывал с мылом весь чемодан. Я понимаю — это несерьезно и все такое, но ... ну его на фиг. Что удивило, так это температура, стремящаяся к нулю, которой меня встретил родной саквояж. Его пластиковые стенки аж внутрь втянулись (этакий опыт на герметичность). Очевидно, экономные корейцы багажный отсек в полете не топят.
Задумался, не взять ли напрокат телефон, так как мой отечественный не работал в корейском стандарте связи, но решил, что если очень нужно будет, то мне выдадут казенный, а потому решительно зашагал в сторону выхода, где уже радостно размахивал руками встречающий.
Общие наблюдения и впечатления
Аэропорт Инчон поразил своим масштабом. Площадь в квадратных километрах не знаю, но субъективно — как все московские вместе взятые. Уже после прохождения всех формальностей, после получения багажа шли до машины, стоящей в подземном гараже, минут 30 где-то. Везде чистенько, аккуратно и просторно. Что характерно, за рукава с предложением довезти до города никто не хватает. Инчон располагается на искусственном острове, и до самого города надо добираться по мостам, перешейкам. Дорога широкая и ровная. При выезде заплатить за парковку можно прямо в будку человеку, не выходя из машины. Бегать и искать автомат, чтобы закинуть денег, как в московских аэропортах, не нужно.
Центр Сеула — типичный киношный мегаполис: толпы серьезных куда-то спешащих дядек в черных костюмах, деловитых женщин в офисной одежде, стеклянные небоскребы. Но при этом везде стоят палатки, фургоны и просто столики, продающие всякую снедь, зачастую горячую и готовящуюся, пока ищешь необходимые деньги в кошельке. Продавцы в подобных местах общепита — чисто узбеки с московского рынка, что по лицам, что по одежде. Сразу оговорюсь — в таких местах не ел, так как не был уверен, что возможные последствия покроет страховка. Вдоль улиц располагаются специальные карманы с лавочками и мега-урнами, куда заходят от общего потока желающие перекурить. Курящих на ходу практически не видел. На асфальт не плюют — или бегут к мега-урнам в "курилках", или же к водостокам на проезжей части. Когда я возжелал сделать фото "я и небоскреб: вид снизу", то сопровождающий, недолго думая, уселся прямо на дорогу, чтобы взять нужный ракурс. Его брюки, что поразило, как были черными, так и такими же и остались. Страшно подумать, что с ними было бы, если бы он так на Кутузовском проспекте уселся. К вечеру дороги все же немного пачкаются и заполняются офисными жителями, которые перед тем как идти домой всем отделом заходят пропустить кружечку, потом еще кружечку и еще стаканчик.
Стереотип о русских как самых пьющих подвергся критическому испытанию под воздействием толп, бродящих между кабаками, менеджеров, клерков и прочих. Многие, уверенно пошатываясь, в обнимку шагали прямо по проезжей части. За ними смиренно плелись машины, но никаких матов, бибиканий и иных звуковых сигналов не производили. В течение всего дня изрядную часть дорожного трафика как по проезжей части, так и по пешеходным тротуарам создают мотороллеры курьеров, которые лавируют среди пешеходов на около космических скоростях и при этом демонстрируют выучку цирковых артистов. За неделю не видел ни одного наезда на пешеходов, по хладнокровию и невозмутимости которых догадался, что собственно наезды если и имеют место, то чрезвычайно редко.
В любом, даже самом маленьком магазинчике можно ускоренным методом зарядить батареи к телефону и карманному телевизору (по которому что-то можно смотреть даже в метро). Стоит, очевидно, это недорого, так как народ активно данной услугой пользуется. По-английски практически никто ни в ресторанах, ни в магазинах не говорит. Только смущенно улыбаются и что-то лопочут. Так что для коммуникации, не владея корейским языком, лучше выбирать типов в костюмах. Если повезет, то это окажется сотрудник какой-нибудь крупной корпорации, который худо-бедно, но языком Шекспира владеет. Как мне объясняли корейцы — в школе они, конечно, английский учат, но письменно. Разговорная речь не отрабатывается вообще и в принципе. Поэтому вероятность объясниться с помощью ручки с бумагой несколько выше, чем устно.
До внутреннего аэропорта Гимпо можно добраться на метро, что чрезвычайно удобно. Сам аэропорт произвел неизгладимое впечатление разбитым внутри зимним садом площадью так где-то с 300 кв. метров. Вот многие любят рассуждать, что у нас пространства в России большие, можно строиться как хочешь, но в тесной Корее то ли открыли выход в другое измерение, то ли овладели искусством особой строительной магии. То в ресторанах столики стоят так, что могут легко разойтись два человека (что редко встречается даже в самых пафосных московских ресторанах), то вот в аэропорту сад разобьют, тротуары широкие, дорожная часть на основных улицах имеет особую полосу для общественного транспорта. На улицах, даже в самом центре, на каждом углу попадаются мини-садики на одно-два дерева, пару кустов и клумбу с цветами. Все заботливо ухожено, подстрижено и рассажено в соответствии с хитрой задумкой.
Люди много, и на вид довольно искренне улыбаются, при этом настолько вежливы, что не покидает ощущение, будто они замыслили нечто недоброе. В транспорте, магазинах, ресторанах... Что совсем добило — всяческие охранники бизнес-центров и аэропортов: кланяются, здороваются и улыбаются, азиатская ментальность, однако. В магазинах сдачу всегда дают в руки, положив монетки на банкноты, которые двумя руками протягивают покупателю. Естественно, процесс передачи сдачи сопровождается очередным поклоном. Во время прохода контроля безопасности аэропорта Гимпо охранник заскочил за спину и ловко помог мне снять пиджак, который аккуратно сложил и положил в специальный тазик. После просвечивания рентгеном другой охранник, с поклоном и улыбкой, помог мне надеть. Был шокирован и так как был наслышан о ловкости азиатских карманников, тут же проверил содержимое карманов, но здесь моя паранойя подвела — все было на месте.
Был просто поражен тем, как реализована забота о гражданах с нарушениями зрения. В лифтах кнопки не просто имеют точки азбуки для слепых, но еще и по прибытию на этаж лифт бодро курлыкал номер этажа, причем зачастую на паре языков. Не знаю, как в регионах, но последнее время в Москве вовсю устанавливают при переходах улиц и в "ключевых" местах пешеходного движения с десяток желтых плиток, с выдавленными канавками и точками, для ориентации слепых. Благое начинание. В Сеуле все крупные улицы и подземные переходы оснащены подобными плитками. То есть можно пройти из пункта А (квартал 1) в пункт Б (квартал 2) с наземно-подземными переходами, ориентируясь исключительно на подобные дорожки, которые нигде не прерываются и вообще имеют исключительно разветвленную структуру. Что совсем добило, даже турникеты в метро и эскалаторы издают звуковые сигналы для людей с ослабленным зрением.
Европеоидов на улицах мало и видно, что аборигены к ним еще не до конца привыкли, так как пожилые люди останавливались и заворожено смотрели вслед, молодые девушки смущенно хихикали и подбегали фотографироваться, а детишки сбивались в стайки и бежали следом, что-то ритмично крича. Не удивлюсь, если то были какие-то дразнилки. Иногда чувствуешь себя голливудской звездой масштаба Бреда Питта, а местами обезьяной из цирка. Причем, чем дальше от центра, тем реакции проявляются ярче. Забавно.
Питание и проживание
В Сеуле заселился в Ibis Hotel — их сеть по всему миру, даже в Москве уже есть. Бизнес на-европейцев-ориентированный отель, весьма уютный и аккуратный. Говорящий по-английски персонал, в меню присутствует европейская кухня (в том числе и на завтраке). В наличии бесплатный и высокоскоростной интернет.
С дороги рванул в ванную комнату и обнаружил там пресловутый японский унитаз с пультом управления. При ближайшем рассмотрении оказалось, что: а) все это управляемое устройство есть ни что иное, как просто надстройка к традиционному девайсу и при желании можно такое же и у себя дома установить; б) надстройка оказалась корейского производства (как потом выяснил, таким девайсом снабжено до 80% корейских домашних унитазов). Так как инструкции не прилагалось, а пиктограммы визуально распознать не удалось, то пришлось использовать метод научного тыка. Худо-бедно, но после серии экспериментов удалось вычислить и запомнить нужную последовательность кнопок, настроить нужную температуру как подогрева сидения, так и подаваемой с неожиданной стороны воды. К концу недели так привык, что всерьез задумался над установкой подобного устройства дома. Кстати, в других местах видел пульты с количеством кнопок раза в два превышающим мой гостиничный вариант. Что там еще запрограммировать можно — ума не приложу?!
Познакомившись с прогрессом, пошел распаковывать чемодан и тут наметанным глазом ухватил стальной трос, уходящий от подоконника куда-то под стол. Сначала подумал, что это приковали стул, чтобы его белый дикий человек из России с собой не уволок как сувенир, но потом извлек из-под стола некую коробку, в которой, помимо троса, оказались еще какие-то карабины, катушки и что-то еще. После минутного созерцания коробок я соотнес этаж своего номера — 9-й — и, пораженный внезапной догадкой, полез в шкаф, где и обнаружил пару жаропрочных плащей, респираторы и огнетушитель. Если кто еще не догадался, то при пожаре коробку полагается метнуть в окно и, пристегнувшись к катушке, десантироваться на нижний уровень. Или же завернувшись в плащик и натянув респиратор, прорываться с огнетушителем наперевес более традиционным путем. Вспомнил пожар в гостинице "Россия", когда люди сигали в окна без всяких, восхитился заботой о безопасности постояльцев. У нас и огнетушитель не в каждом номере найдешь. В остальном типичный сетевой отель. Дешево и сердито, безо всякой экзотики.
Питаться в Сеуле можно на любой вкус: тут тебе и Макдональдс (непонимающий по-английски персонал и меню, мало пересекающееся с московским собратом), Бургер Кинг и японские рестораны. Богато представлена европейская кухня, меня как "дорогого гостя" повели в жутко модное место — немецкий ресторан. Это, я вам доложу, страшный сон доктора Геббельса — при всей аутентичности интерьера, платья официантов и, конечно же, кухни — кругом азиаты. Ресторан огромный, не Хофбройхауз, но официанты бегают с рациями и гарнитурами для ускорения обслуживания, из-за чего начинают напоминать этаких корейских Джеймсов Бондов.
Разница между московско-корейскими и сеуло-корейскими ресторанами, как и следовало ожидать, огромна. Если оценивать корейскую кухню в двух словах, то это будет "много" и "остро". Едят худосочные азиаты как солдат-срочник в свой первый отпуск дома. В начале трапезы официантки ловко уставляют стол маленькими плошками со всякими маринованными и перемешанными с перцем овощами, чтобы гости не скучали, ну и для разжигания аппетита. Потом приносят огромные тарелки и котелки с основным блюдом, потом еще и еще. В конце обязательно ломтик фрукта и чай (днем) или много соджу (вечером). Соджу — это рисовый слабоалкогольный (примерно 12%) напиток. Едоку полагается столовый набор в виде обычной столовой ложки и пары металлических палочек. Металлические палочки, кстати, повод особой гордости корейцев перед остальными азиатами – мол, древесину экономят и вообще, все ни как у китайцев и японцев. Есть ими немного неудобнее, чем обычными деревянными, так как они плоские в сечении, и ухватить их сложнее.
Большая часть блюд, кои довелось видеть, выглядела как котелок, в котором отдельными кучками лежало мясо, рис, овощи. Все это полагалось тщательно залить острыми соусами, перемешать и есть, можно даже просто ложкой черпать. Какой-то особый столовый этикет, в отличие от японцев, корейцы вроде не блюдут. Язвенникам и людям, не могущим есть кайенский перец и при этом улыбаться, рекомендую осторожно относиться к еде красного цвета. По причине того, что количество перца в таких блюдах может просто контузить неподготовленного человека. Корейцы с гордостью заявляют, что благодаря острой пище у них почти нет толстяков, они все бодрые и энергичные, но при этом скромно умалчивают, что по количеству людей, имеющих рак желудка, Корея впереди планеты всей. Ни одна трапеза не проходит без кимчи. Обычно — это ферментированная пополам с красным перцем капуста, но насколько я слышал, кимчи делают и из огурцов и всего прочего. В нормальной семье есть всегда два холодильника: один обычный и второй специально под кимчи. Даже когда в космос летел первый корейский космонавт, ему в паек давали кимчи. Когда корейцы фотографируются, то фотограф командует: "кимчи" — типа всем стоять и улыбаться. Вообще, кимчи — это не просто блюдо.
Как уже упоминал, есть еще множество уличных лотков, торгующих чем-то, вроде, съедобным, но к ним интереса не проявлял. В качестве сувениров домой закупил каких-то непотребно дорогих традиционных сладостей. Уже в Москве вскрыл коробку и обнаружил визуальное сходство оных сладостей с ирисками. Попытался разжевать и понял, что сходство с ирисками не только визуальное, но и в плане клейкости и стойкости состава на разрыв корейские ириски дают фору советскому "Золотому ключику" в сто очков. Если кто не помнит, что "Золотой ключик" иногда использовали вместо клея (засохнувший трудно было и стамеской отодрать). За семейным столом водрузилась тишина. Все сосредоточенно пытались разлепить челюсти и при этом оставить зубы на своих местах. Минут через 30-40 корейская ириска растворилась в слюне и стало возможно продолжить так внезапно прерванные беседы. Мое почтение — ведь коробка утверждала, что сделано по старинной технологии и с использованием исключительно натурального сырья. Однозначно, дантистам стоит всерьез задуматься о том, чтобы завязать более тесные деловые отношения с корейскими кондитерами.
Транспорт
Автомобилисты ездят, насколько я мог судить, по правилам. Пробки есть, но не мертвые, потому как ездят с уважением, поворотники включать не забывают, на перекрестках на красный свет не лезут. Поток плотный, места для парковок мало, и почти все виденные машины независимо от стоимости, будь-то дешевый Дэу или дорогой Лексус, имеют на дверках уродливые параллелепипеды из синей резины, чтобы и себе краску на дверях не сбивать и другим машины не царапать. Много такси, хоть таксисты и без белых перчаток, как, по слухам, в соседней Японии, но каждый с навигатором и дорогу показать не просят, плюс оплата строго по счетчику. По дорогам и пешеходным тротуарам с бешеной скоростью рассекают курьеры на мотороллерах. Что удивило, так это к рулю мотороллеров приделанные огромные рукавицы на манер боксерских перчаток. Парни из офиса курьерами никогда не подрабатывали, но предположили, что это чтобы не мерзли руки (потому что так ездят круглый год), ну и как дополнительная защита, ведь, повторюсь, носятся как в последний раз.
Про автобусы много сказать не могу, только то, что для них повсеместно выделены специальные полосы, на которые почему-то никто не лезет, несмотря на пробки.
Метро также не оставило равнодушным. Но обо всем по порядку. Для входа нужно прокомпостировать билет, стоимость которого зависит от расстояния поездки. На входах есть специальные схемы-таблицы, по которым легко можно рассчитать стоимость поездки и загрузить требуемую сумму в автомат. Для лентяев и иностранцев есть будки с кассирами, которым можно на карте показать, куда нужно попасть и получить требуемый билет. Обсчитать ни разу не попытались. Логика написания корейских слов латиницей оказалась за гранью моего понимания — разница в написании и звучании колоссальная, так что место назначения лучше показывать. На всех виденных станциях платформы находятся по сторонам от путей, а не между ними, как обычно в Москве. Причем на каждую платформу ведет отдельный турникет. Естественно, в первый раз я прошел не на ту платформу. Пока бегал, искал возможность перебраться на нужную мне сторону и не платить за проход еще раз, привлек внимание контролера. Который, выяснив при помощи языка жестов мою проблему, взяв меня за руку, бесплатно вывел на нужную сторону, убедился, что я благополучно сел в поезд и, кажется, еще в след рукой помахал.
Билет нужно бережно хранить в кармашке — он еще понадобится. Субъективно вагоны больше московских. Сидения антивандальной системы — обтянуты натуральной нержавеющей сталью, но при этом какой-то хитрой анатомической формы — сидеть вполне комфортно. Лавки поделены на "для всех" и "для пенсионеров", последние — это четыре трехместных лавки по углам вагона. На что обратил внимание: если места для пенсионеров заняты одними пенсионерами, но есть свободные места "для всех", то другие пенсионеры или стойко стоят или бредут по вагонам — на “места для всех” не покушаются. Верно и обратное, если “места для всех” заняты, то пенсионерские места не-пенсионеры не занимают. Над верхним поручнем в вагоне располагаются полки для ручной клади, чтобы не бить портфелем под коленку соседа в час пик. На эти же полки складывают центнеры газет, которые клерки читают по пути в офисы. По вагонам постоянно ходят уборщики, которые собирают эту макулатуру, иначе бы она быстро заполонила все пространство. Молодежь же в массе строчит смс или что-то смотрит на портативных телевизорах, растопырив антенны.
Все платформы, где побывал, отгорожены от путей стенкой с дверьми. Но если в Питере это по слухам сделано кое-где, как защита от затоплений, то в Сеуле, видно, от потенциальных суицидников или просто неудачников. По сторонам от двери на платформе нарисованы следы, на которые следует становиться тем, кто собирается загружаться в поезд. Что уже на тот момент стало совсем неудивительно, все стоят и выходящим их поезда не мешают. При кажущейся массе народа никто локтями не бьет, на ноги не наступает, и народ движется шустро, но не задевая других. На выходе нужно скормить билет турникету, и если в стоимость поездки вы уложились, то вас выпустят, а если нет, то турникет потребует доплаты через контролера или как-то еще, особо не вникал. Все надписи в метро продублированы как минимум по-английски, а то еще и по-японски.
И совсем уж гениальный, на мой взгляд, момент, который стоит взять на вооружение отечественным метро. Как выглядит типичное объяснение дороги на метро в Москве? "Станция такая-то, первый вагон из центра, потом после стеклянных дверей направо, по переходу прямо и налево на улицу такую-то". А вот так корейцы объясняют дорогу: "станция такая-то, 4-й выход". Да-да, все выходы из метро пронумерованы и эти номера указаны на всех указателях и более того, на эти же номера ссылаются и путеводители. Юзабилити выходит на новый уровень благодаря такому нехитрому трюку.
Эпилог
Пять дней пролетели моментом, к тому же был жутко загружен по работе, так что посещение местных достопримечательностей организовать не удалось. Общие впечатления о стране остались положительными. Думаю, совершать туда отдельную туристическую поездку не стоит, но транзитом или за компанию с какой-нибудь другой страной региона – вполне. Описанные выше наблюдения – это мои личные наблюдения и на правду в последней инстанции не претендуют.
Примечание редактора: ранее автор был известен под ником Conroe