Основной работавшей на проекте студией была Digital Domain, приступившая к работе над лентой сразу после завершения титанических трудов по состариванию Брэда Питта для «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Более того, если бы не было той разработки, «Дисней» вряд ли отважился на «Наследие», потому что ключевым персонажем новой истории был Клу 2.0 – программа, созданная «по образу и подобию пользователя Кевина Флинна» почти 30 лет назад. А программы, как известно, физически не стареют, только морально. Поэтому Клу должен был выглядеть так, как его прототип – актер Джефф Бриджес — выглядел почти 30 лет назад. Задачка не из легких! Проблема усложнялась тем, что все зрители прекрасно знают, как выглядел 30 лет назад Джефф Бриджес – он вовсю играл в кино, и был популярным актером в те времена. Поэтому команде vfx-художников предстояло убедить зрителя в существовании более молодой версии Джеффа Бриджеса. С другой стороны, наличие огромного количества съемочного материала тех времен одновременно облегчало работу, ведь у художников студии было море опорного материала для создания цифрового портрета молодого Бриджеса.
Визуальные эффекты «Трона: Наследие»
Автор: Н. Маркалова
В 1982 году аниматор, сценарист и режиссер Стивен Лисбергер и студия Walt Disney Pictures выпустили весьма необычный и сложный с технической стороны фильм - историю о гениальном программисте Кевине Флинне, попавшем в компьютерный мир, которому предстояло сражаться не на жизнь, а на смерть с компьютерными программами.
Лента не блистала сценарием, но была интересна прежде всего с точки зрения визуальных эффектов: компьютерный мир создавали тогда вручную, разрисовывая огромные целлулоидные кадры Kodaklith, ротоскопируя и раскрашивая детали костюмов персонажей. А несуществовавший тогда в природе тачскрин был создан с помощью проектора, закрепленного с обратной стороны прозрачного стола.
И вот, 28 лет спустя, на наши экраны вышло продолжение той истории. Что же сумели сотворить уже с помощью новых VFX технологий современные художники по компьютерной графике? История создания эффектов для фильма «Трон: Наследие».
Омолодить Джеффа Бриджесса
Основной работавшей на проекте студией была Digital Domain, приступившая к работе над лентой сразу после завершения титанических трудов по состариванию Брэда Питта для «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Более того, если бы не было той разработки, «Дисней» вряд ли отважился на «Наследие», потому что ключевым персонажем новой истории был Клу 2.0 – программа, созданная «по образу и подобию пользователя Кевина Флинна» почти 30 лет назад. А программы, как известно, физически не стареют, только морально. Поэтому Клу должен был выглядеть так, как его прототип – актер Джефф Бриджес - выглядел почти 30 лет назад. Задачка не из легких! Проблема усложнялась тем, что все зрители прекрасно знают, как выглядел 30 лет назад Джефф Бриджес – он вовсю играл в кино, и был популярным актером в те времена. Поэтому команде vfx-художников предстояло убедить зрителя в существовании более молодой версии Джеффа Бриджеса. С другой стороны, наличие огромного количества съемочного материала тех времен одновременно облегчало работу, ведь у художников студии было море опорного материала для создания цифрового портрета молодого Бриджеса.
Процесс работы над заменой лицаИтак, Digital Domain приступила к разработке и созданию 162 планов с цифровой головой Клу, которые заняли в общей сложности 13 минут экранного времени. Прежде всего, они усадили Джеффа в устройство под названием "Mova contour rig". Это сфера из осветительных приборов, дающих яркий и ровный свет, что позволяет отсканировать лицо в очень высоком разрешении. После чего были созданы скульптурные портреты Джеффа. Начал эту работу Рик Бейкер, известный специалист по пластическому гриму, а закончил – Дэн Плэтт, еще один отличный скульптор и моделлер. Только на эту работу у них ушло два с лишним года: портрет постоянно дорабатывали и изменяли.
Концепт-дизайны
Еще одним важным аспектом фильма был концепт-дизайн. Для «Трона» концепты рисовали настоящие знаменитости дизайнерского искусства: Сид Мид и Мебиус. А философия нового фильма заключалась в том, что вся система простояла в углу «Аркады Флинна» все 28 лет. Сервер не был подключен к Интернету или другим серверам, поэтому система варилась в собственном соку, отрезанная от любой информации извне. И в связи с этим было крайне важно показать преемственность в дизайне: по фильму дизайнером всей компьютерной среды был Флинн, и «почерк» одного дизайнера должен был читаться очень отчетливо. Главными концепт-дизайнерами новой ленты стали Невилль Пейдж, в чьем послужном списке есть такие ленты, как «Особое мнение», «Звездный путь», «Хранители» и «Аватар», а также новичок в кинодизайне Дэниэл Саймон, успевший прославиться на ниве дизайна концепт-каров. На долю Саймона выпало дизайнить средства передвижения: светоциклы и светолеты. Все должно было выглядеть так, будто естественным образом эволюционировало из дизайнов Мида и Жиро.
Концепт-дизайн для фильмаТакже было необходимо создать весь мир вокруг главного города, причем, он должен выглядеть одновременно «диким» и созданным машиной. Поэтому с одной стороны, незаселенный мир «Трона» был представлен некими каменистыми пустошами, а с другой – все элементы скальной породы располагались под углами 30, 60 и 90 градусов относительно друг друга.
Съемка
Съемка усложнялась тем, что это был стерео-проект с кучей эффектов. А еще - тем, что весь мир «Трона» - блестящий, он отражает все вокруг, и все это в 3D. Но отражения невозможно снять «живьем» при съемке на фоне хромакея, их придется генерировать в CG, предположительно, вместе с отражающей их поверхностью. Поэтому актеров в большинстве случаев снимали без масок и шлемов, а прозрачные и отражающие все вокруг маски потом создавались с помощью CG.
На съемочной площадкеЗабавно, что во многих фильмах реальность пытаются создать с помощью компьютерной графики, а в этом фильме компьютерный мир создавали с помощью настоящих декораций. Было построено несколько действительно больших декораций: зал игровых автоматов «Аркада Флинна», дом Флинна внутри «Трона» и клуб «Конец строки», в котором происходят события в третьем акте ленты. Самой большой декорацией был дом Кевина.
Захват мимики. Вид с нашлемных камерЕще одной сложностью было то, что захват мимики Джеффа Бриджеса на этот раз проходил прямо на съемочной площадке. Сделано это было с тем, чтобы Джефф мог отыграть все сцены Клу в живой интеракции с коллегами по сцене. Его движения были захвачены десятью (!) камерами: две стереокамеры (то есть, по две в каждом риге), две дополнительные камеры на площадке и четыре мини-камеры на шлеме. Кроме того, эти же сцены были сыграны с дублером-мимом, который «предоставил» свое тело Клу. Дело в том, что человек, когда стареет, начинает двигаться иначе, и это обойти никак нельзя. Поэтому тело Клу было отыграно другим, более молодым актером, и голову молодого оцифрованного Джеффа Бриджесса позже «клеили» к нему. Здесь самыми важными элементами стали глаза. Если глаза Бенджамина Баттона в основном прятали под очки – они не были совсем живыми - в «Троне» мы четко видим глаза Клу, и они ничем не отличаются от глаз живого человека.
Костюмы
Еще одной «фишкой» фильма были костюмы персонажей: они имели светящиеся элементы. Костюмы создала компания Quantum Creation FX, привлекшая к этому нелегкому делу 150 человек, которые отливали латексные детали круглосуточно, чтобы удовлетворить нужды съемочной группы. В итоге было отлито 96 комплектов. Это было сделано с применением 3D печати по сканам тел актеров, чтобы костюмы идеально сидели на каждом персонаже: они были тонкими и облегающими, что добавило своих сложностей: внутрь костюмов нужно было поместить электроразводку и аккумуляторы для питания светодиодных ламп. Сами лампы были созданы в компании Oryon Technologies, которая создала гибкие люминесцентные элементы освещения точно по нужным контурам. Лампы были вставлены в костюмы с помощью обычных липучек, что облегчало их замену в случае выхода из строя.
Кадр из фильмаПитание для ламп осуществили с помощью нано-литиевых аккумуляторов и инверторов, место для которых еще предстояло найти! Как уже упоминалось выше, костюмы были тонкими и плотно облегали тела, поэтому спрятать в них аккумуляторы было практически невозможно. Но дизайнеры нашли место – это область крепления диска на спине.
Превизы и CGI
Поскольку практически вся работа над фильмом велась в одной студии, они выделили группу специалистов, которые разрабатывали все сцены до начала съемок. А превизы тут же отправлялись в работу, так режиссер точно знал, что и как ему надо снимать, а творческая группа знала, какие модели и с каких ракурсов предстоит запечатлеть. Работа над превизами заняла три месяца.
Особую сложность в работе в 3D вызвал трекинг. В «Бенджамине Баттоне» не было 3D, поэтому команда могла выйти из положения, просто замазывая нестыковки и маскируя их. Здесь этот фокус не проходил – все ошибки и нестыковки, даже на один пиксель, сразу становилось видно.
Вверху: оригинальный плейт. Внизу: законченный кадрКак вы догадываетесь, большая часть фильма была создана с помощью компьютерной графики. Это касается даже нашего мира: «Аркада Флинна» была построена на съемочной площадке, но все окружающее ее пространство – воссоздано на компьютере. С помощью компьютерной анимации были созданы все блестящие и отражающие окружающий мир предметы, включая полупрозрачные маски персонажей, а также люминесцентным деталям костюмов и предметов интерьера было добавлено мерцание. Это было отличной отсылкой к первому фильму. Правда, тогда мерцание возникало из-за того, что люди его рисовали вручную, естественно, они не могли совершенно идентично в каждом кадре наложить краску. Здесь пришлось это имитировать искусственно.
Derezzed: де-резолюция
Интересно решена в этой ленте гибель программ: они распадаются на кубики-пиксели и потом исчезают. Каждый такой кубик здесь – это отдельный 3D-объект! И он тоже отражает все окружающее его пространство. Для создания кубиков использовали шейдер льда. Кроме того, в самом начале процесса распада внутри кубиков вспыхивает свет, постепенно исчезая позже. Эффект получился очень красивым: объект как бы отдает свой свет-энергию в пространство и постепенно остывает. Чуть иначе распадаются светоциклы – из них еще вытекает горячая жидкость, во время игры создающая барьеры позади машины. Симуляции делали в Houdini, а композитинг - в Nuke.
Да, естественно, гонки на светоциклах – полностью цифровые, за исключением крупных планов актеров, которые снимали в студии на специальных приспособлениях, имитирующих движение мотоцикла. Поверх лиц потом накладывали полупрозрачные шлемы.
Вверху: оригинальный плейт. В центре: в процессе анимации. Внизу: законченный кадрА вот солнечный парусник, на котором наши герои летят к порталу в конце фильма, был сделан в студии Prime Focus. Начиная с концептов, которых изначально у команды Digital Domain не было. Весь интерьер корабля и его внешний вид были созданы вокруг отснятых на фоне хромакея актеров. Команда Prime Focus создала также все пейзажи, которые минует парусник во время своего путешествия.
Забавно, что программисты Digital Domain написали специальный инструмент - Terragen - для генерации пейзажа, поскольку его потребовалось довольно много. Но использовать его так и не смогли: он создавал слишком реалистичный пейзаж, а команде потребовался компьютерный.
Вверху: оригинальный плейт. Внизу: законченный кадрЕще 208 планов было сделано студией Mr. X, которой пришлось полностью изменить свой пайплайн для достижения полной совместимости с остальными вендорами проекта: они перешли с RenderMan на V-Ray всего за несколько месяцев. Их работа заключалась в создании нескольких интерьеров тронной комнаты, пейзажей, показанных во время полета "Выпрямителя" – транспорта, на котором в самом конце ленты летит Клу и сцены его отделения от горы и другие сцены с армией Клу.
Создание фильма заняло три с половиной года. Всего было создано 1565 планов с эффектами, из них 882 сделали Digital Domain и 120 - Prime Focus. В создании фильма также принимали участие Ollin Studio, Electronic Arts и Prana Studios.
Почитал и удивился. Зачем столько стараний для такого отвратительного кино? В фильме, кроме гидрокостюмов с лампочками и лазерных бубликов нет ни единой собственной идеи! А после фразы "это был геноцид" меня и вовсе стошнило =) Все персонажи наглым образом спёрты из разных фильмов...
Или у них принципиально: или сюжет, или эффекты? =)
В звездных войнах есть звездолеты, в стар треке тоже есть звездолеты. Кто у кого спер даже не знаю. А персонажи в ЗВ сперты наглым образом вообще отовсюду откуда можно. В ЗВ вообще все сперто, чего уж там. После фразы "I've got a bad feeling about this", звучащей в каждой серии фильма начиная с самой первой (эпизод 4), многие непонятно почему сильно радуются. Как думаешь зачем все это?
Кстати, Жорж Лукас до сих пор богатый и успешный. :)
Ужасный сюжет, фразы персонажей неестественные, может тому виной сценарий, а может дубляж и перевод. Не знаю. Но картинка просто обалденная. Оливия Уайлд - прекрасна.
Ну так и не они инициируют создание фильма, и не в их сторону камень: "Создание фильма заняло три с половиной года" - это большой срок, за который вполне можно было ходябы над текстами посидеть))
Я просто чего негодую, тенденция в последнее время "больше краски, меньше смысла" удручает.
> Ты такое кино ради раскрытия характеров талантами голливудского кинематографического училища смотришь штоль ?
Ты тоже владеешь техникой отключения мозга при просмотре фильмов? Я так не умею. Мне в фильмах важно все - и картинка, и история, и режессура, и игра актеров.
Но не надо путать теплое с мягким. Поделись, зачем в "таком" фильме сюжет и персонажи, если они все равно не важны и могут быть сделаны говенно? Ведь главное - спец-эффекты.
вот как раз с просмотра. Спецэффекты - да, на все деньги, понравились больше чем в аватаре, только вот темно все очень. А вот сюжет, сюжет мягко говоря не привлек, настолько не привлек. что я в конце уснул, и проспал финальную битву.
Фильм в целом неплохой, атракцион. Но оригинал - лучше и веселее
> Затем же, зачем "сюжет" и "персонажи" в фильмах "Трансформеры" и "Трансформеры: Месть Фолена".
Я высказал свое впечатление от просмотра. Людям, которые любят грамотную режессуру, интересные сценарии и проработанных персонажей, но при этом не любят спец-эффекты ради спец-эффектов (другой вариант, рассматривают эффекты лишь как инструмент подачи сюжета), кино рекомендовать не могу.
> Людям, которые любят грамотную режессуру, интересные сценарии и проработанных персонажей
Вот я такое люблю. Но на Трон пошел - не только потому, что мне нравится оригинал, но и потому, что мне захотелось на атракцион. Атракцион я получил, пусть и не совсем такой, какой ожидал, но в принципе нормальный
> кино рекомендовать не могу.
Кино вообще процентов на 60 делают для пятнадцатилетних. Голливуд
> Умею, да. В "Спайдермене" игры как в "Острове" с Ленчиком - не жду.
В "Спайдерменах" с повествованием и игрой актеров проблем нет. И при чем тут какое-то "ожидание" актерской игры? Эти фильмы с совершенно разным настроением, разных жанров. Но это совершенно не означает, что фильм про супер-героев имеет право быть скучным и идиотичным. См. The Dark Knight.
> Ну вот ты в "Пипце" много актерской игры увидал ? А кино, тем не менее, отличное.
Я не рассматриваю актерскую игру вне фильма. Это один из инструментов повествования. В одних фильмах ее достаточно, в других нет. В "Пипце" с этим так же все нормально.
В случаем с Троном главные виновники - режиссер и сценарист. Актеры там отличные, но играть им там некого и нечего.
> Людям, которые любят грамотную режессуру, интересные сценарии и проработанных персонажей, но при этом не любят спец-эффекты ради спец-эффектов (другой вариант, рассматривают эффекты лишь как инструмент подачи сюжета), кино рекомендовать не могу.
Это ты про любителей арт-хауса и "кина не для всех" ?
Ящитаю. :)
Со временем, цифровые актёры заменят живых, перевидут в цифру разных Харясанов Фордов, Вилесов, наших Брюссов, разных Дженеферов там Джоли и завертится.
Но в идеале конечно забацать такого актёра с нуля и раскрутить, отлично считаю получится. Вон Шрек с ослом как жгли, даром что нарисованые и эти животины из Ледникового Периода. Зарплату им платить не надо, понтов как какой нить Эдди Мерфи, не кидают, не стареют, а сильно зажравшихся фудожников всегда можно и послать заменив на новых, их то никто не видит и не знает.
Кино еще пока развивается, есть куда рости, а там глядишь и какие-нибудь кибер мозги придумают, тут то у 3Д актёров харизЪма и заиграет. :)
> Кому: Пожарный, #21 >
> > Ты такое кино ради раскрытия характеров талантами голливудского кинематографического училища смотришь штоль ?
>
> Ты тоже владеешь техникой отключения мозга при просмотре фильмов? Я так не умею. Мне в
фильмах важно все - и картинка, и история, и режессура, и игра актеров.
данный фильм - большой красивый видеоклип
ты ж не отрицаешь права на существование музыки без глубокомысленного вокала? :)
Отличные эффекты. А 3Д лишь подчёркивает их. Отличный фильм. Сюжет прост, но вот у Гомера тож без затей всё было - предательство, настоящая любовь, отцы и дети, стоические позы перед принятием решений и что на бога надейся, а импровизацию не забывай.
Камон, всё в Троне как надо! Или вы детям-подросткам про ротацию элит и ресурсный кризис будете втирать, одновременно зачитывая Маяковского и крутя диафильм про ёжика в тумане? Смотрел в оригинале на английском, всё там на месте - и лёгкие шутки про дзэн и свободную информацию, и задвиги библейского характера.
> В 1982 году аниматор, сценарист и режиссер Стивен Лисбергер и студия Walt Disney Pictures выпустили весьма необычный и сложный с технической стороны фильм - историю о гениальном программисте Кевине Флинне
Это ж какой у чувака прорыв в мозге произошёл, если даже год спустя сам Гейтс говорил, что никому не нужно более 640 kB (килобайт) памяти. А тут цельный мир весом в не один (хе-хе) мегабайт.
Зря ты так - фильм-то отличный. Я вот на него шел смотреть картинку, на сюжет было в принципе наплевать, как и для Аватара он вторичен. Впрочем, типичный такой сюжетец, без изысков, но и без откровенного идиотизма, всё на месте - любовь, предательство, семья, в общем, любоваться картинкой не мешал. Считаю, люди, работа которых описана в статье, старались не зря, сделали очень красиво.
Думаю, не стоит оценивать кино только по сюжету.
Смотреть, конечно, лучше в аймаксе, иначе фильм много теряет.
> Ты тоже владеешь техникой отключения мозга при просмотре фильмов? Я так не умею. Мне в фильмах важно все - и картинка, и история, и режессура, и игра актеров.
Одно другому не мешает, только для разных фильмов нужно разные критерии оценки включать.
Таких вопросов вообще не возникает, если знаешь, что от кина ждать. Уже по трейлеру можно уяснить для себя, как создатели фильма его позиционируют и уже по трейлеру зачастую понятно, говно фильм или можно хотя бы заинтересоваться. Тогда никаких разочарований. Трон со всей очевидностью представлялся как сплошной спецэффект и создатели не обманули.
Глупо ждать сплошных шедевров, а потом после очередного просмотра недовольно корчить рожи, дескать, по сюжету не дотянул, а тут графика слабовата. Гораздо приятнее выделить сильную сторону фильма и ей наслаждаться, при условии, конечно, её наличия. Вдвойне приятно, когда кино превосходит ожидания, типа идёшь на экшн, а там, бах, сюжет захватывающий и актёры играют на 5+. У Трона очень сильна графика - прямо пиршество для глаз, не лучше ли насладится этими красотами, положив хер на банальный сюжет, чем пропустить всё мимо?
Не следует забывать, что "Трон: Наследие" - это продолжение фильма 1982 года, в котором новых идей было очень много. А продолжение всего лишь развило их и адаптировало к восприятию современного зрителя.
Те кто говорит что сюжет прост - убейтесь ап стену :-), про аватар говорили тоже сюжет прост, если с таким подходом подходить к фильму то можно про 99,9% говорить фуу сюжет предсказуем я еще на 15 минуте понял чем закончится.
P/S Спецэфекты 10/10, сюжет 15/10, игра актеров 9/10 - фильм в целом отличный
первый фильм был неплох, игра "Трон 2.0" на мой взгляд просто атомная(правда у нас она тогда "вышла" в пиратском кривом виде, нельзя было менять управление и уровень сложности) тем не менее поиграл с удовольствием. посмотрим, что в этот раз наснимали. в кино правда не пойду, дождусь двд.
Да да, я уже посмотрел из принципа фильм оригинал. Для 82-го года фильм действительно был нов и необычен.
> А продолжение всего лишь развило их и адаптировало к восприятию современного зрителя.
Если данная экранизация - это адаптация, то мне страшно, ибо по логике через некоторое время достаточно будет показать стробоскоп с криками макаки для современного зрителя. =)
Идею же по сути данное убожество не только не развило, а вообще исключило. Вместо того, чтобы додумать взяли костюмы и свечение (кстати в нормальной версии рисунком хотя-бы пытались имитировать плату) и... понеслась. Главный герой Нео-падаван, который попал в матрицу-соседнюю галактику, чтобы бороться с программами-агентами-штурмовиками.. и тп, образ дарта вейдера, джедаи, световые сабли, звездалеты...морфеус в начале со своей волшебной монеткой, меровинген в клубе, программы читают Толстого и Достоевского (это же надо было додуматься приплести), играют в го, обязательный геноцид и самопожертвование. Честное слово, если бы подобные образы были бы в фильме 82-го года, я б молчал в тряпочку))) Кусочек экскримента, завернутый в красивую бумажечку у меня лично восторга не вызывает)))
> Стоит. Очень красиво. Однако если ждешь бездны смысла и богоподобной игры актёров, лучше не ходи
Беда этого фильма в том, что он претенциозен. Tron Legacy стремиться казаться значительным, чем-то особенным с точки зрения смысла, но таковым не является. Он затрагивает кучу интересных и просто классических вопросов. При этом, все попытки как-либо раскрыть их терпят крах. И дело тут совершенно не в "богоподобной игре актеров".
Сам фильм очень красив. Если хочется посмотреть на что-нибудь красивое - смело иди. Если хочешь увидеть хорошее во всех отношениях кино - можешь разочароваться.
Камрады, вы чего? Какие претензии к смыслу фильма, в котором люди с помощью какого-то там лазера и софта попадают внутрь компьютера? Разве уже только это не бред? И вы ещё пытаетесь усмотреть там какой-то глубинный смысл?
>Забавно, что программисты Digital Domain написали специальный инструмент - Terragen - для генерации пейзажа, поскольку его потребовалось довольно много. Но использовать его так и не смогли: он создавал слишком реалистичный пейзаж, а команде потребовался компьютерный.
> вот как раз с просмотра. Спецэффекты - да, на все деньги, понравились больше чем в аватаре, только вот темно все очень. А вот сюжет, сюжет мягко говоря не привлек, настолько не привлек. что я в конце уснул, и проспал финальную битву.
>
> Фильм в целом неплохой, атракцион. Но оригинал - лучше и веселее
Может, молод я ещё, но заснул как раз на оригинале, который смотрел за пару лет до нового Трона. Фильмы действительно оставляют ощущение равноценности, как в смысле визуальной, стилистической ценности, так и в плане сценария. Но при этом новый Трон смотриться сейчас бодрее, хотя может это из-за 3D очков и пустого желудка перед просмотром двухчасового фильма ;-]. Оригинал, вроде, на два с половиной часа был.
кино, которое не цепляет (ну, эмоционально), вряд ли можно назвать хорошим. неплохой - это только "не плохой". спецэффекты - да. когда что-то хорошо сделано - оно хорошо. но кто-нибудь может сказать "блин, какой охрененный яркий фантик!", м? может конечно случиться так, что визуальная сторона вопроса может быть сверхудовлетворительна (как, например, махач соснами во вторых трансформерах), но ощущение внутренней пустоты фильма она не восполнит.
трон не глядел пока - я больше про обще положение дел.
> Вот тоже старался проникнуться, а не цепляет. Как-то ни о чём. Эффекты, красивые. Идеи нет :(.
Как-то у нас с сюжетной частью в последнее время не очень.
У Бекмамбетова вот неплохо очень получается, взять тот же Вонтед, но в остальном... тухло!
Хотя оно понятно, все же мастера! Снять надо не хуже чем у Торковского. Вот и получается... что получается.
А по-моему сейчас все сюжеты заточены под публику. Что в народе сейчас модно? Компьютерные игры, мечты о суперспособностях как в играх, об этом и снимают. Актерская игра не должна отвлекать от погружения в 3D-мир. Собственно поэтому в подобных фильмах диалоги минимальны и сюжет кажется примитивным.
> Собственно поэтому в подобных фильмах диалоги минимальны и сюжет кажется примитивным.
Проблема ТРОНа в том, что там диалогов как раз много + псевдофилософская бредятина. Либо надо было углублять и развивать сюжетную линию, либо вообще её упразднить. Если бы весь фильм всё взрывалось, каталось, стреляло и летало, то ТРОН был бы отличным фильмом в своём жанре.