"Потрал-Credo.Ru": - Вы прямо стояли на клиросе и богохульствовали?
Александр Невзоров: Не осталось ни одного песнопения, которое не было бы так или иначе нами метаморфизировано. Поскольку мы басы — нас плохо слышно, а хоры тогда состояли из абсолютных безбожников. Рядом со мной стоял Валька Лесовский — он был организатором похоронных торжеств в крематории.
И мы с ним вместе бегали еще в синагогу быстренько петь по бумажке, потому что хорошие голоса нужны были везде.
"Потрал-Credo.Ru": Вы прямо стояли на клиросе и богохульствовали?
Александр Невзоров: Не осталось ни одного песнопения, которое не было бы так или иначе нами метаморфизировано. Поскольку мы басы — нас плохо слышно, а хоры тогда состояли из абсолютных безбожников. Рядом со мной стоял Валька Лесовский — он был организатором похоронных торжеств в крематории.
И мы с ним вместе бегали еще в синагогу быстренько петь по бумажке, потому что хорошие голоса нужны были везде.
- Это в 80-х годах?
- Да, это было очень весело все. Рядом стоял еще один бас, по-моему, из оперной студии консерватории. И практически ни одного песнопения не было не переделано.
- Ваш талант да в мирных бы целях…
- Знаете, оказалось, что это вообще традиция. Традиция того певческого контингента, который всегда набирался из черт знает кого. Там же никто не спрашивал, верующий ты или неверующий. Проверяли сольфеджио, проверяли элементарную спетость и умение вести свою партию — только это. Ведь помимо всяких больших служб были так называемые "ранние", где были квартетики в наше время и где уже не подпоешь — где надо четко своего баса гнуть и не сбиваться на альта, и не создавать какофонию.
На Пасху весь хор потешался над тем, что означает "ХВ": "харьковский велосипедный" или "Хай вышел"?
Надо понимать, что басы — это отдельная категория, самая матерая. Когда, например, в Никольском соборе в мужском туалете писали церковно-славянской вязью просьбу не курить и не мочиться в раковину, то в ответ басы писали: "Только покойник не сс…т в рукомойник" тоже славянской вязью. Я догадываюсь, кто это делал, но это не суть важно.
Деньги платили очень большие. И ставка у меня по тем временам была максимальная — у меня была сила в голосе.
- Какая, кстати, не помните?
- Десять рублей.
- За каждую службу?
- Конечно. А за "жмуров" получалось по 25-40, в зависимости от количества "жмуров".
- А в месяц сколько?
- Очень много. Но на отпеваниях тоже изголялись: "Со святыми упокой Рабиновича с женой".
- Давайте все-таки в наше печальное время вернемся. По-Вашему, нынешняя властная "вертикаль" взаимодействует с патриархией только ради "теневой экономики"?
- В том числе, вероятно, и так. Притом что здесь мы можем говорить только теоретически.
- Соответственно, любые потуги деклерикализировать власть исходят из какой-то альтернативы путинской "вертикали"?
- Я не вижу пока сознательного желания деклерикализировать власть. То, что меня выпустили на пространство — не нужно здесь видеть какой-то глобальный замысел. Это я всем говорю, что я всегда, когда меня спрашивают, не еврей ли я, отвечаю, что я не еврей и очень об этом жалею.
Мне всегда не хватало всяких грантов, мировой закулисы, всякой помощи тайных сионистских организаций. Но я, правда, делаю некоторые шаги сейчас в этом направлении.
- Очень интересно.
- Я сейчас в универсаме обязательно покупаю только еврейский творог, в надежде, что я буду за этим замечен все-таки мировой закулисой.
Все же надо немножко понимать структуру медийного пространства — то, чего, братцы, не обижайтесь, не понимаете вы — я-то старый эфирный волк, который прожил в этих эфирных и медийных джунглях всю жизнь. Был и добровольцем, и наемником, и честным солдатом. И я вам могу сказать, что любое, самое подконтрольное медийное пространство на 5-7 % остается неподконтрольным.
Потому что есть такое понятие как "информационный товар". И всегда, когда тема перестает быть "информационным товаром", выставляется контртовар просто ради спасения рейтинга. И здесь идут на любые хитрости, на любой обман курирующих структур, но это происходит. Чаще всего это происходит еще и по причине того, что меня могут вызвать в Кремль и пожурить, не более того. А я всегда говорю, что попы первые начали.
Мне говорили о том, что надо бы быть на поворотах чуть помягче, ну я сказал, что попы первые начали, потому что большие свиньи. И дело не в подготовке ГКЧП. Им в свое время много помогали. Помогали их приходам, давали им эфир, давали им возможности. Никто не понимал, что они так быстро обнаглеют и отрастят такие зубища!
- Эти зубища имплантировал какой-то хирург господина Путина?
- Нет. Эти зубы у веры достаточно быстро вырастают сами. Под "верой" я подразумеваю всю религиозную формацию. Что такое вера? Вера — это поступок этого норвежского мальчика, это поступок тех мальчиков, которые сидели за штурвалами боингов, врезавшихся в башни-близнецы.
Потому что когда мне православные говорят, что они поехали лечиться или были в реанимации, то мне всегда непонятно, а где их встреча со Христом? Это такой сладостный и долгожданный момент — зачем же его оттягивать?
- Но с помощью самоубийства его ведь тоже не удастся достичь.
- А здесь нет никакого самоубийства, просто здесь нет никакой медицины и все.
- Но тогда вера — это поступок новомучеников, это поступок Митрополита Петра (Полянского), которому в ГПУ предлагали разные компромиссы, но он пошел в ссылку и на верную смерть…
- Знаете, мы ничего не знаем про Петра (Полянского), потому что подлинные чекистские архивы на эту тему закрыты — их никто не видел. А те апокрифы современные, которые православные складывают сами о себе, — цену мы им тоже знаем. А когда мы еще знаем подробности жизни тех архиереев, которые прошли за последние пятьдесят лет, то мы вправе не верить уже ни в каких Петров, и в реальность их трагедий тоже.
И не забывайте, что когда нам кажется, что верующий человек совершает что-то чудовищное и алогичное, на самом деле, — это сладкий момент подписания одного из самых выгодных контрактов, который осуществляется ценой определенного рода неприятностей, но вознаграждение невероятно.
Мы, язычники, всегда предлагали: "Вот тебе статуя императора, вот пучок травы — сожги, а дальше иди и делай, чего хочешь".
- Иной современный архиерей, наверное, и согласился бы…
- Потому что несмотря на все омерзение, которое внушала секта христиан, среди римлян не было убежденных врагов христианства — еще не понимали, с чем имеют дело. Еще не понимали, какую беду человечества выпускают в свет. Прошу прощения, если я обижаю чьи-то чувства.
- Современные же архиереи, которых мы наблюдаем, бросают какие угодно веточки, ладанки, перед каким угодно путиным. В чем же проблема тогда? Значит, уже вера не является альтернативой язычеству?
- Я только про то, что все мученики, как мы знаем — я могу говорить про историю Рима — были добровольными мучениками. Если вообще это все правда, потому что у нас мало источников типа Марцеллина и Тацита — мы, в основном, пользуемся христианскими источниками.
И мне, например, совершенно понятно, что у Нерона не было никакой необходимости жечь Рим, а у христиан такая необходимость была, потому что они всегда жили эсхатологией. Тогда действительно была подлинная вера, вероятно, и она была верой, когда конец света хотелось приблизить, потому что для верных, для избранных это был сладчайший момент. И уже никакой грязный вольноотпущенник не посмеет их ткнуть рожей в стенку — они становятся царями. Вот тут я хорошо понимаю гнев Рима в отношении христиан.
- Но римские историки Тацит и Светоний считают, что у Нерона были веские причины поджечь Рим.
- Тацит — ни в коем случае. Светоний не является римским историком, он является беллетристом, "пикулем". Всерьез воспринимать Светония довольно сложно, потому что даже если мы посмотрим на причины оплевывания Гая Калигулы и на причины такого маниакального очернения его памяти, хотя вроде бы Сапожок ничем особенно не провинился, то мы легко можем понять причины, когда он потребовал воздвижения своей статуи в храме Соломоновом, и кто финансировал всю кампанию против него.
А Тацит отзывался о христианах с омерзением. О Нероне он отзывался все-таки достаточно нейтрально, то есть вопрос остается спорным. Как всегда: ищи, кому выгодно. Следовательно, когда мы говорим о мучениках, мы говорим о добровольцах, практически о самоубийцах, которые, в надежде на очень большой бонус, совершают то или иное действие. То же самое сделали эти ребята в боингах, направив их на башни-близнецы.
- То есть такие проявления веры Вы понимаете и готовы их принять?
- Я не готов их принять, потому что они слишком дорого обходятся. И тут я совершенно убежден, что если мы имеем дело с истинной верой, то она должна быть полностью изолирована от общества. И главное, что, поймите, это мое мнение. Я не претендую на роль последней или даже предпоследней инстанции. Я считаю, что каждый вправе развлекаться и заниматься чем угодно: хоть обожествлением героев еврейских сказок, хоть выпиливанием лобзиком.
Но если есть верующие люди, то мне жалко их, потому что ведь Русская Православная Церковь вторглась в наше, отвоеванное еще со времен Вольтера пространство. Потому что сложился огромный пласт человеческой культуры — Фейербахи, Сеченовы, Докинзы, Вольтеры — мы оттеснили их. И когда Церковь в чисто коммерческих целях… Если вы думаете, что уроки "Основ православной культуры" вводятся в школах для того, чтобы кого-то спасти — да нифига! Им просто нужно вырастить пару поколений покупателей свечек. И на самом деле за всем этим слова "иди, покупай свечки" и ничего больше.
Когда они вторгаются во все сферы жизни, тогда они подставляют веру этих несчастных людей, и ничего больше. Потому что те интеллектуалы, которые будут сопротивляться, они же будут производить гораздо более жесткую ревизию христианского мировоззрения и христианской веры, безжалостно совершенно.
- Есть такой интеллектуал как Кураев...
- Да, мы с ним даже беседовали когда-то.
- Как Вы оцениваете его эксперименты? Они способны спасти репутацию официального православия?
- Мы с ним беседовали очень давно. Он очень глубокий обрядовер, который совершенно бессилен, когда ты ему говоришь: "Ребята, все эти ваши необыкновенные тонкости — это правила вашей ролевой игры. У каких-нибудь грибных эльфов, которые собираются в ЦПКО, тоже необходимо точно знать количество пластиночек на внутренней стороне поганки и не ошибиться, сказав, что их 68, а не 69 — там это считается невероятной безграмотностью. Но это правила вашей ролевой игры, которые меня совершенно не интересуют. Я вас оцениваю как общественное явление. И как общественное явление вы омерзительны".
Почему Кураев, собственно говоря, многократно уклонялся от встречи со мной? Когда я был на "Пятом канале" в эфире, я просил сделать мне очную ставку с попом и всегда заказывал Кураева. И Кураев всегда избегал этих встреч. Потому что он умный, в отличие от них, и видит, что с моей тактикой ему невозможно конкурировать — я не собираюсь говорить о высоком, я не собираюсь рассуждать про Бога — мне это совершенно неинтересно.
Но как внутренняя, каббалистическая, но вместе с тем наиболее интеллектуальная составляющая РПЦ он, конечно, занятен. То, что я видел — это действительно запутавшийся в собственной премудрости и достижениях — подсчетах количества демонов на кончике иглы — человек. Но как только ему говоришь, что "б..ть, нет иголки и нет демонов", то ему становится плохо.
- Вот это слово он любит по-церковнославянски.
- На самом деле, он абсолютно прав. Потому что это блуд, слово "бл…дословие" употребляется в Четьях-Минеях Митрополита Макария чуть ли не на каждой странице. И это нормативные слова церковнославянской лексики. Здесь, надо сказать, Кураев прав. Я не знаю, насколько он прав во всем остальном, но здесь он прав.
- Нашли точку соприкосновения, слава Богу! Здесь, в Петербурге, есть еще более утонченный православный интеллектуал — епископ Григорий (Лурье). Вы слышали что-нибудь о нем?
- Катакомбщики?
- Да, нового формата.
- Типа ИПЦ?
- Да. И он, будучи епископом, антиклерикал.
- А они антиклерикалы только потому, что грубо нарушается закон о свободе конкуренции. Потому что на этом рынке религиозных услуг есть масса организаций, которые тоже мечтали бы оказывать религиозные услуги. Я вообще не понимаю, куда смотрит Антимонопольный комитет.
Я же не против того, чтобы кто-то во что-то верил, более того - меня это абсолютно не касается. И я готов потерпеть ради удобства и душевного комфорта других людей - неважно, чем они увлечены: собиранием марок или верой в мертвецов с вертикальным взлетом.
Я готов потерпеть. Вы отбираете у меня музей, потому что он вам нужен для вашего молитвенного дома? Хорошо, хрен с вами, если он вам так нужен, то берите! Тот же самый Казанский собор — я уже никогда не смогу отвести туда ребенка, потому что я не пойду в молитвенное собрание — я не знаю, сколько раз надо бить в бубен, как приседать и нужно ли трясти козьими копытцами в этот момент — я вправе всего этого не знать.
Если им это так надо, если для них это так важно, пожалуйста, пусть берут — я обойдусь — это не предмет крайней необходимости для меня. Я готов терпеть издевательства и ущемления своих чувств. То есть я готов был бы уважать верующих в той степени, в которой они уважают мое неверие, но они его не уважают.
- В обратную сторону Вы не готовы пойти до того предела, до которого они идут, критикуя Ваши атеистические убеждения? Вы более культурный человек?
- Ко мне всякие бирочки, в том числе и "культурный", вешать не надо — я бываю всяким — как неоднократно честно говорю.
- Если будет хорошая цена, Вы пойдете громить?
- Нет, громить не буду, в любом случае. И более того, что меня больше всего раздражает, что когда этих сволочей будут сбрасывать с колоколен, мне же их придется прятать — вот самое противное во всем этом.
- Как скоро начнется это сбрасывание, с Вашей точки зрения?
- Сбрасывания не будет как такового.
- А что будет?
- Будет просто введение тех нормативов, когда в какую-то минуту, учитывая незаконность, непрозрачность, огромность финансовых оборотов, просто будет введен налог на прибыль и налог на недвижимое имущество — все. Этих двух маленьких документиков хватит для того, чтобы РПЦ лопнула, забрызгав собой все вокруг.
Тогда начнутся несчастья — начнется расползание по сектам. Тогда вот эти все "диомиды в прогрессии"…
- Альтернативное православие?
- Да. Развалятся на десятки тысяч различных сект. И конец будет достаточно благополучным, потому что та компания, которая претендует на роль в общественной жизни и в идеологии, начнет, наконец, заниматься Христом. И пусть они Им занимаются.
- Большинство же в этой компании не умеют "заниматься Христом"...
- Вот это меня совершенно не интересует. Они могут заниматься хоть Кришной, хоть Вишну, хоть Христом, хоть Макаронным монстром, хоть Чебурашкой. И, более того, я постараюсь сделать все, чтобы к их убеждениям относиться нейтрально-дружелюбно.
Но то страшное, что делает РПЦ — она как татары, которые идут на штурм и ставят перед собой женщин и детей — она двигает впереди убеждения людей. И мы вынуждены, в первую очередь, херачить по этим убеждениям, потому что невозможно говорить о Церкви, не затрагивая, в первую очередь, ее догматическую и каноническую стороны. Она предельно хрупка и предельно уязвима. Она только для тех, кто согласился играть в эту ролевую игру, и эти правила священны только для нее, для нас они ничего не значат.
И эти жулики прикрываются верой, чтобы в веру попали бы первые разрывные пули. А сейчас эти интеллектуалы — я уж не беру всяких докинзов и всех остальных — они же имеют гораздо больше коммуникативные возможности, благодаря тому же вашему любимому Интернету, благодаря тому, что все-таки это пространство отвоевано. И у нас очень крепкие позиции — еще стоят нерасчехленными много гаубиц, установок залпового огня и т.д.
И удар-то придется не по бородатым придуркам. Бородатый придурок быстренько сбреет бороду и на скопленные в церковном служении миллионы откроет сеть ресторанчиков и стрип-клубов. А вот та слепая и простодушная вера, которая помогает жить старушкам и помогает пережить смерть сына-наркомана, например, она примет на себя удар.
- Как приняла его одна певица, которая в нашумевшей программе "НТВшники" оскорбилась Вашими богохульствами и покинула студию.
- Она хорошая девушка. Я не понял, чего она на меня обиделась — я ничего ей не сказал! Я даже не знал про то, что она ушла. Но в искренность ее этюда я не поверил. Я видел несколько верующих людей в своей жизни — это было совершенно другое. В любом случае, религиозная вера — это то, что, по определению, не может оказаться в шоу на телевидении.
- Вера — да, а клерикализация — может? Там был такой о. Сергий Кондаков, который был Вашим эмоциональным союзником.
- Я не видел. Эта запись склеена из тысячи кусочков. И записывалось все, как я понимаю, в разное время. Я никакого там Кондакова не видел. Они с этой записью очень долго тряслись, но я не видел.
Я просто знаю, что есть какой-то раскольник, который не принимает правил игры и всерьез думает, что у Церкви могут быть какие-то легальные и чистые способы существования.
- Я не думаю, что он их не понимает — он 15 лет жил по этим правилам. Они ему просто уже поперек горла встали — "не вынесла душа поэта…".
- Не знаю, я, к сожалению, не могу ни одного попа оценивать, потому что не понимаю, что ими движет. За исключением тех иерархов, с которыми я общался при подготовке путча. Но там были не только кадровые чекисты, там была как раз чистая наша агентура, которой мне поручено было объяснять, как надо себя вести, а как не надо себя вести.
И поначалу я очень смущался, что пожилые, седые, бородатые люди должны были выслушивать от меня нотации, только потому, что я знаю о том, кто они такие. Но потом я, в общем, вошел во вкус. Но ожиданий-то они не оправдали. Им действительно подконтрольно ничтожное количество людей. То есть очень большое количество людей готово их слушаться в вопросах, как петь песенки, есть или не есть винегрет, совать ли палец в срамную щель Великим постом или не совать. Но насчет того, чтобы пойти и рвануть на себе тельник на баррикадах — ни-ни!
- Они-то Ваши инструкции выполнили 19 августа 1991 года?
- Хрен их знает! Они же все равно все продолжали гулять сами по себе, как гулял сам по себе оторвавшийся с чекистского поводка один из митрополитов. Правда, его прогулки прекратили известным образом.
- Он-то один гулял, а остальные?
- Я просто знаю про одного — того, который начал гулять сам по себе. Его прогулочки быстренько прекратили — рассердил он очень сильно.
- Не чувствуете ли Вы сегодня приближения революционных событий в России? Не ощущаете ли, что нарастает какая-то "волна народного гнева". И что эта "волна народного гнева" может по касательной зацепить церковную структуру, наподобие того, что было в начале XX века?
- Не знаю. Вы видите на мне платок? Я же не цыганка и не умею гадать. И политикой не занимаюсь вообще. Я политикой занимаюсь только тогда, когда мне за это платят — мне сейчас никто за это не платит, поэтому я ей совершенно не занимаюсь. У меня достаточно давно уже совсем другие интересы.
- Лошади?
- Что касается лошадей, то на эту тему уже сказано все, что можно. И я полагаю, что все точки над i расставлены.
- А что же тогда Ваш основной интерес?
- Знаете, я боюсь, что мой основной интерес абсолютно неформатен жанру интервью.
- Вы невольно стали символом антиклерикализма. Если бы к Вам поступил какой-то заказ на борьбу с клерикалами, что бы Вы стали делать?
- У меня есть ощущение, что клерикальную блокаду мы уже прорвали. Они могут визжать как угодно и делать все, что угодно, но блокада уже прорвана. Даже эти "НТВшники", несмотря на то, что там от меня осталось два процента, и самое прелестное и сильное они все-таки не решились показать, все эти "Пятые каналы" — это же все равно, что во времена Брежнева выйти и сказать, что "б…ть, КПСС — м…ки". Это примерно равноценно. Это не забывается, эту брешь не зарастить.
То есть они будут вынуждены играть по тем правилам, которые предлагаем мы. Вы предлагаете нам свои идеалы? Давайте-ка мы их попробуем на вкус и на цвет, пожжем кислотами сарказма, сделаем из них карикатуру, пожонглируем и посмотрим, а чего это вы нам предлагаете. Они же не хотели играть по этим правилам. Они думали, что они принесут нам свои идеалы, и мы все встанем во фрунт. А вот…
Антиклерикальный прорыв уже произошел. Но, что касается организованной кампании, я думаю, что тут найдутся другие любители, кроме меня. Меня ребята из "Здравомыслия" приглашали войти к ним в фонд — я отказался. Хотя мне очень понравились ребята, но я же понимал, что, когда это все начнется, по мне станут херачить. А когда по мне начнут херачить, то будут задевать их, их фонд. А они чудесные ребята, но не обстрелянные — они будут нервничать — зачем? А у меня сверхмощный иммунитет к этому за 25 лет сложился. К тому же, то, как херачат, меня разочаровывает, потому что начинают мусолить 35-летней давности тертые факты о психушке и т.д. Я готов сейчас устроить аукцион, поскольку у меня в биографии есть много действительно чудовищных, с точки зрения общественного мнения, фактов, о которых еще до сих пор неизвестно, поскольку нет, вероятно, профессионалов-журналистов приличного уровня, они еще не раскопаны. Поэтому я думаю устроить для православных и других изданий аукцион, где я предложу эти факты на продажу.
- Это превратит Вас в знамя антиклерикальной кампании. Вам тогда уже придется это возглавить, и свой бренд этому делу придать.
- Нет, я еще посмотрю вокруг…
- А если подойдет заказ?
- Заказ — это совершенно другое, это святое и вопрос цены. Но что касается добровольческой позиции, то я еще полежу в окопе, дождусь все-таки, когда подойдет Красная армия, которая обещает подойти.
- Обещает, да?
- Время говорит, что она придет.
Я не говорю о физическом противостоянии, я говорю исключительно об идеологическом противостоянии. Сейчас уже противостоящие подтягиваются потихонечку…
> Мне всегда не хватало всяких грантов, мировой закулисы, всякой помощи тайных сионистских организаций. Но я, правда, делаю некоторые шаги сейчас в этом направлении.
> Под "верой" я подразумеваю всю религиозную формацию. Что такое вера? Вера — это поступок этого норвежского мальчика, это поступок тех мальчиков, которые сидели за штурвалами боингов, врезавшихся в башни-близнецы.
Редкое умение связно, доходчиво и непротиворечиво излагать. Талантливый журналист талантлив во всем!
Перед началом выборной гонки 2012-х желательно почаще помелькать и повыгоднее продаться. Сойдет любой бред.
Никто не знает, не собирается ли персонаж повторно попиариться с помощью покушения?
Эко же всем РПЦ осопиздела! И постулаты у нее, вроде, правильные, а начинка - оторви и выбрось.
Раньше с удовольствием заходил в некоторые храмы - посмотреть на роспись, а теперь ноги не несут. Хотя, вроде искусство и вера - вещи совсем разные.
> Потому что когда мне православные говорят, что они поехали лечиться или были в реанимации, то мне всегда непонятно, а где их встреча со Христом? Это такой сладостный и долгожданный момент — зачем же его оттягивать?
>
Помнится, у нас в диспансере священник свою матушку химиотерапией до последнего мучал, не хотел в Царствие Небесное отпускать.
О профессионализме интервьюера - интервью изначально о его отношении к религии, а не о его личных интересах.
А так, молодец, хороший журналист, профессионал. Я бы даже сказал, что один уровень с Дорнеко, только Глебыча сильней забыли. Впрочем, таки да, учитывая очередную избирательную компанию - ему надо засветиться, чтобы продать свой талант подороже. Он этого и не скрывает.
А что вещают? Я без подъеба - живу далеко не в Европе, поэтому не знаю. А "всем" - это я, конечно огульно сказал, но среди моих родственнников-знакомых - процентов 60, ранее ходивших в храмы, сейчас перестали. Не стали яростными противниками, конечно, но и особенно больше не слушают.
> Эко же всем РПЦ осопиздела! И постулаты у нее, вроде, правильные, а начинка - оторви и выбрось.
> Раньше с удовольствием заходил в некоторые храмы - посмотреть на роспись, а теперь ноги не несут. Хотя, вроде искусство и вера - вещи совсем разные.
Не переживай, скоро будешь в мечети ходить, если тебя туда возьмут.
Спасибо за ссылку! Немного шоковое состояние сейчас. Перевариваю абзац, интереснейший ракурс рассмотрения событий:
>Вот вы задумывались когда-нибудь, почему так странно повело себя наше духовенство во время татаро-монгольского нашествия... Александр Невский для того, чтобы спокойно ездить в Орду и целовать сапоги хану, убивал европейских рыцарей. Почему? По одной причине: европейские рыцари, которые несли католическую, просвещенную культуру были конкурентами попам.
> Перевариваю абзац, интереснейший ракурс рассмотрения событий
Пидорский ракурс.
Всё равно что сказать, что в ходе Великой Отечественной наши убивали европейских солдат только потому, что нацисты были конкурентами советского партийного начальства.
> > Не переживай, скоро будешь в мечети ходить, если тебя туда возьмут.
>
>
Вот заебали на самом деле. Не будет заносить нашему пастырю - будешь заносить соседнему. Мне вот в хуй не уперлись ни православные, ни мусульмане, ни кришнаиты, ни толкинисты. Всем фанатам ложного сознания дорога-то одна - на свалку истории. В нашем обществе сейчас Рпц самая мерзкая религиозная организация, - по ней и бьют. Если вместо нее будут муслимы, то огонь можно будет перевести на них. Сейчас они в Рф не опасны.
Кому: Abrikosov, #37
> > Пидорский ракурс.
> Всё равно что сказать, что в ходе Великой Отечественной наши убивали европейских солдат только потому, что нацисты были конкурентами советского партийного начальства.
> Это такой сладостный и долгожданный момент — зачем же его оттягивать?
> >
> Помнится, у нас в диспансере священник свою матушку химиотерапией до последнего мучал, не хотел в Царствие Небесное отпускать.
Абсолютное непонимание принципов веры.
Нежелание лечиться = ускорение своей смерти = самоубийство = тягчайший грех христианства.
Человек задающий такие вопросы - в вере не разбирается совсем. Он идиот и провокатор. Троллит, конечно, знатно, но все больше рассчитывает на несведущих.
Ну и ты камрад со своим - не отпускать - тоже молодец.
1 - в тебе былинные времена на Святой Руси не было не только хдтв, но и атеистов. совсем.
2 - веротерпимость Орды признают историки всех школ и направлений
3 - дранг нах остен осуществлялся под единственным лозунгом "свет истинной веры схизматикам"
4 - широкие массы населения абсолютно искренне сражались за "веру християнскую"
> В нашем обществе сейчас Рпц самая мерзкая религиозная организация, - по ней и бьют.
Меняем вектор? Теперь во всем будет виноват не только Сталин, но и РПЦ?
Других проблем стране нет?
Во гражданин Навзоров сам заявляет:
> Им действительно подконтрольно ничтожное количество людей. То есть очень большое количество людей готово их слушаться в вопросах, как петь песенки, есть или не есть винегрет, совать ли палец в срамную щель Великим постом или не совать.
> Перевариваю абзац, интереснейший ракурс рассмотрения событий
В момент переваривания не забудь вспомнить, что кроме религии европейские рыцари несли в Россию. Можешь смело проводить аналогии с ВОВ. Это термины одного порядка. Тоже есть блаженные, что думают, если бы фашисты победили - ездили бы мы на мерсах и пили немецкое пиво. Невзоров это прекрасно понимает, потому пример берет из столь далекой истории, что не всякий слушатель будет вдумываться.
Православность Русской ПРАВОСЛАВНОЙ Церкви и коммунизм Коммунистической партии Советского Союза - это ярлычки? А может быть основополагающие принципы жизни этих организаций?
> Всё равно что сказать, что в ходе Великой Отечественной наши убивали европейских солдат только потому, что нацисты были конкурентами советского партийного начальства.
Да, они освобождали русский народ от рабства большевиков. Не меньше.
> Меняем вектор? Теперь во всем будет виноват не только Сталин, но и РПЦ?
> Других проблем стране нет?
>
В отличие от проблемы десталинизации клерикализация общества и потеря очень многими людьми светскости сознания в пользу замшелых баек 17 века - реальная проблема. Других проблем навалом, но в области религиозной политики активное вмешательство РПЦ в общественную жизнь страны - самая серьёзная.
> В нашем обществе сейчас Рпц самая мерзкая религиозная организация, - по ней и бьют.
>
> Точно, призывают заповеди соблюдать и других не осуждать, вот жеж твари какие конченные.
А еще ездить на майбахе с охраной ФСО и обильно срать на наше прошлое.
> > Точно, призывают заповеди соблюдать и других не осуждать, вот жеж твари какие конченные.
>
Это единственное чем они занимаются? Ну там продвижение креационизма, активное вмешательство в госдуарственную политику, лизание жопы властям и крупным бизнесменам, отжимание себе музеев и земли, торговля околлорелигиозной мишурой - это все не про них? Они по Христу живут, да. Ежели бы православные у нас действовали в духе латиноамериканской "теологии освобождения", то к ним бы претензий не было никаких, но их церковь ведет себя как паразит.
А ты про "чудо благодатного огня", который Якунин на самолете каждый год возит на деньги РЖД ты не слышал?
> веротерпимость Орды признают историки всех школ и направлений
Дык и я не отрицаю. Это ты к чему?
> охота тебе под чушью подписываться
Считаю точку зрения Невзорова на вопрос противостояния Новгородского княжества со шведами и ливонцами неправильным, ибо там не только в вере дело было. Шведам тем же самым в первую очередь земля была нужна. И ливонцы грабили Новгородские земли в первую очередь ради наживы, а не ради обращения в веру истинную. Критику камрада Abrikosova считаю обоснованной.
Может я школьник?Или эльф?Я не вижу прямой связи.ВОВ-война-попытка уничтожения цивилизованными европейцами варваров-русских.Европа и СССР-всё.А в том случае у Руси с двух сторон был враг-и Невский выбрал зло меньшее,как он решил.
Тут такое дело - умный и честный человек руководствуется принципами морали. Принципы коммунистической морали в СССР подозрительно точно напоминали христианские заповеди. Потому что умному честному человеку не надо бояться гнева КПСС или Бога, чтобы вести себя как человек. Но есть ряд граждан, предпочитающих вести примитивный образ жизни. Таких могла удержать от полного нравственного падения только внешняя угроза. При СССР - товарищеский суд, КПСС и общественное мнение. До СССР таким сдерживающим фактором была церковь, щас пытаются ее роль в этом плане вернуть, ибо государство неспособно сдерживать такие слои населения.
> Почему Кураев, собственно говоря, многократно уклонялся от встречи со мной? Когда я был на "Пятом канале" в эфире, я просил сделать мне очную ставку с попом и всегда заказывал Кураева. И Кураев всегда избегал этих встреч. Потому что он умный, в отличие от них, и видит, что с моей тактикой ему невозможно конкурировать — я не собираюсь говорить о высоком, я не собираюсь рассуждать про Бога — мне это совершенно неинтересно.
А если Глебыч не собирается говорить о том, что интересно Кураеву, нахуя Кураеву соглашаться на разговор с Глебычем, что бы говорить о том, что не интересно ему? Глебыч он пуп земли, что ли, что бы с ним сразу соглашаться на беседу?
Ультралиберально-сектантский "Портал-Кредо" берет интервью у самовлюбленного сектанта Невзорова - все в восхищении: "Глебыч молодец! Ура! Так их!". Это тоже самое, что спрашивать Медведва о Путине. Интересна была бы действительно прямая без купюр дискуссия представителя РПЦ (да того же Кураева) с Невзоровым. Тогда было бы понятно кто чего стоит.
Тоже прошел по ссылке - мизантроп в своем репертуаре. Тут из противоядия появилось кое-что новенькое - http://ab-pokoj.livejournal.com/104495.html >Примерно 95% клиентов уверены в чём-нибудь чудовищном и безнадёжном. Обычно - в том, что т.н. массы чудовищно и безнадёжно зомбированы. «Зомбированной массой, знаете ли, легче управлять» – изрекают эти реалисты, мудро глядя друг сквозь дружку.
>К этой чеканной формулировке можно добавить лишь одно. Легче, чем управлять зомбированной массой -- только управлять массой, состоящей из людей, уверенных в зомбированности друг друга. Каких-то лет 50 назад такой, с позволения сказать, «реализм» назывался деморализованностью. Тогда он считался результатом долгой и успешной работы идеологического противника. Сегодня на постсоветском пространстве миллионы людей почему-то принимают его за своё личное достижение.
> Невзоров пиздобол хороший. Меняет убеждения как перчатки. 10 лет назад прославлял православие, а щас хаит.
Вообще-то он неоднократно заявляет, что со временем изменил многие убеждения. Что это вообще свойственно интеллекту - развиваться. Я вот тоже в начале 90-х был убежденным демократом и либералом. А сейчас понимаю, что был молод, глуп и горяч. Я после этого тоже приспособленец?
"Кто в молодости не был либералом - у того нет сердца. Кто в зрелые годы не стал консерватором - у того нет ума!" У.Черчиль, Если не ошибаюсь.
> Других проблем навалом, но в области религиозной политики активное вмешательство РПЦ в общественную жизнь страны - самая серьёзная.
Как Вы относитесь к проблеме шаманизма крайних жителей севера?
А если серьезно, то про деятельность РПЦ по противодействию наркотизации - в курсе? А ведь это тоже активное вмешательство в общественную жизнь.
На самом деле ясно зачем все это. Общество может консолидироваться, представлять и отстаивать свои интересы только на базе общих убеждений, ценностей, принципов и идеалов. Если в обществе нет ничего подобного, то оно перестает быть обществом и превращается в атомизированную жижу, которая не может ничему противостоять. Где нет общих героев, а есть лишь отдельные ничтожества. Отсутствие принципов и морали дает каждому право быть скотом, а некоторым скотам резать других скотов, потому как скотину не жалко. В перестройку так вот вдарили по идеалам советского общества(не без помощи РПЦ кстати) - итог известен. Сейчас, так же, бьют по православию. И будут бить по всему, пока не останется ничего. На западе так же католическую церковь глушат, раскручивая скандалы с педофелией. Ради справедливости, конечно, надо признать что наши попы сами порядком провоцируют все это - но люди там очень разные. Лично я атеист, но ценности православных мне ближе, чем вся эта пост модернистская либеральная гниль. Проблема ещё в том, что люди часто сами не понимают, во что верят и демонстрируют свои убеждения так сказать "для галочки"(и речь не только про религию), на деле им не следуя. Ну а некоторые, в том числе некоторые попы, на этом вульгарно делают бабки, нанося тому же православию куда больший вред, чем самые ярые антиклерикалы.
> А еще ездить на майбахе с охраной ФСО и обильно срать на наше прошлое.
Это автоматически отменяет исповеди?
Чайковский ваще пидор и это делает его музыку пидорской в обоих смыслах этого слова?
Служители РПЦ за свои грехи ответят сами и с них и спросится куда жестче. Зачем смотреть на пидоров (в плохом, а иногда и в хорошем смысле слова), лучше за собой смотреть.
> щас пытаются ее роль в этом плане вернуть, ибо государство неспособно сдерживать такие слои населения.
сам-то себе веришь? Или бентли в церквях, минеты за алтарем и прочее - нравственность?
А как нравственность до Революции отражалась на том, что курсанты например ходили в бордель по расписанию? Просто как один пример. Вообще смешно читать про некую нравственность дореволюционную - минимум ее было.
> Им действительно подконтрольно ничтожное количество людей. То есть очень большое количество людей готово их слушаться в вопросах, как петь песенки, есть или не есть винегрет, совать ли палец в срамную щель Великим постом или не совать. Но насчет того, чтобы пойти и рвануть на себе тельник на баррикадах — ни-ни!
>
Подлинная вера, за которую пойдут умирать, она у единиц. Все остальное и остальные давно просто играются в игрушки.
> А если Глебыч не собирается говорить о том, что интересно Кураеву, нахуя Кураеву соглашаться на разговор с Глебычем, что бы говорить о том, что не интересно ему? Глебыч он пуп земли, что ли, что бы с ним сразу соглашаться на беседу?
бога как-то не видно, а вот пообсуждать насущный пиздец в стране и роль в нем церкви - стоило бы. Глупые попы все сводят к богу и обсираются прилюдно. Умные, типа Кураева, не идут на встречи.