Начинал «Квартет И», как все молодые театральные труппы, скромно, бедно, трудно. Пятерым вчерашним студентам, запустившим свой первый спектакль в Москве осенью 1993 года, было немногим за 20, у них не было денег, спонсоров, опыта работы в театрах. Первый и тогда единственный спектакль, их дипломная работа под названием «Это только штампы», был сочетанием эстрадных номеров и студенческого капустника. «Абсолютные олухи, ни хрена не соображающие», — характеризует тогдашнего себя и товарищей по «Квартету И» Ростислав Хаит. И добавляет: если бы тогда знали, как тяжело придется дальше, ни за что не ввязались бы в этот проект. «Но у нас был безумный энтузиазм молодости, и мы больше ничего не умели делать».
На самом деле «Квартет И» — это пятеро, а не четверо. Пять учредителей и совладельцев театра: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов и художественный руководитель театра Сергей Петрейков. Ростислав и Леонид, которых в спектаклях, кино и в жизни все зовут Славой и Лешей, познакомились в 1978 году при поступлении в 1 класс одесской школы, с остальными они встретились спустя 10 лет, когда учились на одном курсе эстрадного факультета ГИТИСа.
«Квартет И»: как задушевные разговоры помогли заработать миллионы
История смешного театра, ставшего серьезным бизнесом
Валерий Игуменов | 07 сентября 2011 12:25
До начала спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» остается пятнадцать, десять, пять минут, в подвешенной к стене колонке слышен гул зрительного зала, но Слава Хаит и Леша Барац и не думают прерывать беседу, которую мы ведем в одном из административных помещений ДК им. Зуева.
«Полные залы мы стали собирать в сезоне 2002/2003. Года до 2005-го старались играть в пятницу, в субботу. А потом нам стало все равно, в какой день играть: можно, тьфу-тьфу, не думать, придет зритель или не придет», — Хаит перед началом спектакля не демонстрирует никакого волнения, никакого знаменитого сосредоточения артиста перед зеркалом в гримерке.
Просто когда спектакль начнется, они встанут и пойдут на сцену. «Квартет И» — редкий пример коммерчески успешного театра России. За последние 7 лет продажи билетов на его спектакли увеличились почти десятикратно, выручка измеряется сотнями миллионов рублей. «Квартет И» сумел стать почти полностью самодостаточной бизнес-структурой: его учредители сами пишут пьесы и сценарии фильмов, сами играют в них, сами выступают продюсерами и даже инвесторами своих проектов. Как им это удалось и что ждет их в будущем?
Олухи
Начинал «Квартет И», как все молодые театральные труппы, скромно, бедно, трудно. Пятерым вчерашним студентам, запустившим свой первый спектакль в Москве осенью 1993 года, было немногим за 20, у них не было денег, спонсоров, опыта работы в театрах. Первый и тогда единственный спектакль, их дипломная работа под названием «Это только штампы», был сочетанием эстрадных номеров и студенческого капустника. «Абсолютные олухи, ни хрена не соображающие», — характеризует тогдашнего себя и товарищей по «Квартету И» Ростислав Хаит. И добавляет: если бы тогда знали, как тяжело придется дальше, ни за что не ввязались бы в этот проект. «Но у нас был безумный энтузиазм молодости, и мы больше ничего не умели делать».
На самом деле «Квартет И» — это пятеро, а не четверо. Пять учредителей и совладельцев театра: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов и художественный руководитель театра Сергей Петрейков. Ростислав и Леонид, которых в спектаклях, кино и в жизни все зовут Славой и Лешей, познакомились в 1978 году при поступлении в 1 класс одесской школы, с остальными они встретились спустя 10 лет, когда учились на одном курсе эстрадного факультета ГИТИСа.
При каких обстоятельствах было решено организовать театр, никто из них не помнит, но уже тогда будущие учредители договорились о главных принципах. Первый: это будет смешной театр (долгое время он назывался «Комическим театром Квартет И», начальное слово исчезло из официального названия сравнительно недавно). Второй: хозяевами театра будут они сами.
Вопрос с площадкой для выступлений удалось решить, договорившись с учебным театром ГИТИСа, который на условиях аренды предоставил «Квартету И» свою сцену для выступлений. «Коммерческим предприятием наш театр тогда, может быть, и не был, но он никогда не был бесплатным — за все платили мы», — вспоминает Петрейков. А платить вскоре стало нечем: скромная цена на билеты не покрывала расходов на содержание театральной труппы. Пришлось искать деньги там, где в то время их было много.
За полчаса выступлений с забавными миниатюрами в ночном клубе Rozentol платили $150 на всех, в «Карусели» — $200. «В «Карусели» была такая арт-директор Таня Чернова, мы ей показали наше выступление, она все полчаса сидела с каменным лицом, потом с тем же каменным лицом проговорила: «Это очень смешно», — вспоминает Хаит. С просьбами о спонсорской помощи Хаит и Демидов целый месяц ходили по банкам: в большинстве случаев их сразу вышвыривала охрана, но однажды в этот момент мимо проходила глава филиала Московского индустриального банка Валентина Алексеева. Она пожертвовала на нужды молодых актеров миллион тогдашних рублей, что позволило напечатать афиши. Но в решающей степени театр тогда был спасен благодаря большой квартире Сергея Петрейкова на Большой Никитской, которую он сдавал иностранцам, живя в квартире жены на окраине Москвы. «Бешеные по тем временам деньги он вложил в театр, около $7000, мы ему потом все вернули, конечно, но тогда же никто не знал, вернутся ли они вообще, а он рискнул», — рассказывает Хаит.
«Мы» — это совладельцы основанного в 1995 году акционерного общества «Театр Квартет И», в котором всем пяти основателям принадлежит по 20%. Несмотря на то что Хаит, Барац и Петрейков являются авторами пьес и сценариев, а также продюсерами фильмов «Квартета И», их доли равны долям «чистых» актеров Ларина и Демидова, и дивиденды по итогам финансового года распределяются также поровну. Впрочем, о первых дивидендах совладельцы задумались лишь через 10 лет после основания акционерного общества, а вплоть до конца 1990-х годов «Квартет И» балансировал на грани финансового краха.
В этом смысле «Квартет И» ничем не отличался от десятков других небольших трупп и эстрадных коллективов, перебивавшихся случайными заработками и редкими спонсорскими пожертвованиями и существовавших на грани рентабельности. Тем не менее они упорно продолжали работать в театре и даже ставить новые спектакли. В 1995 году появилась «Ля Комедия, или Мы будем развлекать вас всеми средствами, которые хороши!», смесь из пьесы Мольера «Лекарь поневоле» и отдельных эстрадных номеров, в 1998 году — «Актерские игры», импровизации на сцене, идею которых Леша Барац привез из поездки в США.
У театра появлялось все больше постоянных зрителей и поклонников, однако в том же 1998 году учебный театр ГИТИСа закрылся на реконструкцию. Петрейков нашел новую площадку — Дом культуры им. Зуева на Лесной улице. Даже друзья «квартетовцев» посчитали тогда этот выбор странным. Казалось, логичнее было арендовать сцену в каком-то более или менее известном театральном месте, а не в памятнике архитектуры в стиле конструктивизма, расположенном рядом с троллейбусным парком.
Переезд по времени почти совпал с «черным августом» 1998 года. Все источники заработков театра в одночасье иссякли, и «Квартет И» оказался на грани банкротства. Для того чтобы удержаться на плаву, не хватало смешной по нынешним временам суммы $5000. Единственным, кто согласился одолжить деньги, был поклонник театра и глава Бинбанка Микаил Шишханов. «Он дал, совершенно не имея в виду, что я их верну, и когда я через семь месяцев принес долг, он так удивился, что половину денег тут же отдал мне обратно, сказав: «Ты первый человек, который за эти месяцы принес мне деньги», — смеется Хаит. Для банкира, может быть, это небольшие деньги, но важная деталь для имиджа театра, основатели которого даже тогда изо всех сил старались выглядеть людьми, с которыми можно иметь бизнес-отношения.
ДК им. Зуева, находящийся на балансе столичной компании «Мос Отис», вмещал почти втрое больше зрителей, чем театр ГИТИСа, на продаже билетов театр зарабатывал все больше, а с запуском в 1999 году спектакля «Ля Комедия — 2» его доходы от спектаклей впервые превысили расходы. «По-прежнему еле сводили концы с концами, но чуть поувереннее себя чувствовали», — вспоминает Хаит. Настоящий, оглушительный и очень денежный успех пришел двумя годами позже, с запуском в марте 2001 года нового спектакля по пьесе Хаита, Бараца и Петрейкова. Эта премьера стала разделительной чертой между двумя совершенно разными этапами в истории «Квартета И»: до и после «Дня радио».
День, который длится 10 лет
«Мне уже очень давно хочется закрыть «День радио», — признается Барац. Ставший визитной карточкой «Квартета И», его первым большим коммерческим успехом, спектакль за 10 лет до крайности надоел авторам (они же — занятые в нем актеры). Но «День радио» до сих пор собирает полные залы, и закрыть его Барацу-актеру не позволит Барац — совладелец театра: «У нас же коммерческое предприятие, убери этот кирпич, и театр как-то покосится, вот сейчас вымучаем новую пьесу, тогда может быть».
История создания «Дня радио» — длинная и причудливая цепочка событий, людей и счастливых совпадений. Как вспоминает лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, с которым основатели «Квартета И» познакомились еще в середине 1990-х, все начиналось с идеи эстрадного представления. «Ребята предложили сделать концерт пародийных песен, скорее даже стилизаций, к которым они бы делали конферанс», — вспоминает Кортнев. Но очень быстро было решено, что исполнять свои музыкальные номера «Несчастный случай» будет на радиостанции, а сопровождать их будет не простой конферанс, а множество ситуаций, разговоров и происшествий.
С внутренней кухней радиостанции члены «Квартета И» были знакомы не понаслышке. В 1999 году их пригласил на «Наше радио» его руководитель Михаил Козырев, искавший для своего эфира «противоядие Коле Фоменко с «Русского радио», царствовавшему в FM-диапазоне во всем, что касалось юмора». Придумывать остроты нужно было очень быстро, «на потоке» и в жестком режиме, и таланты «Квартета И» пришлись как нельзя кстати. «С самой первой встречи, когда Хаит и Барац приехали на «Наше радио», мне стало понятно, что у нас матрица одна и чувство юмора очень схожее», — говорит Козырев. «Квартет И» сотрудничал с «Нашим радио» почти 5 лет, перебивая музыку и новости своими «Недостоверными новостями» и «Мексиканскими негодяями». Именно тогда «Квартет» впервые получил возможность рекламы на широкую аудиторию: платили на «Нашем радио» копейки, но давали бартером рекламное время, и можно было продвигать спектакли.
Радийная жизнь подарила множество сюжетов для будущего спектакля, утверждает Козырев. «На каждой станции обязательно есть ведущий новостей нетрадиционной сексуальной ориентации, прима, которая превосходно ведет эфиры, но в гробу видала любые приходы на работу, инженер, который одним мановением руки может все починить, одна беда — бухает», — смеется продюсер. В спектакле Козырев сыграл самого себя в роли программного директора «Как бы радио». Сцены спектакля, когда музыкальная группа застревает в лифте или электричество отключается в самый ответственный момент, взяты из реальной жизни.
Что же зацепило зрителя в «Дне радио»? Подкупающая достоверность характеров и ситуаций и настоящий, живой язык, на котором говорят персонажи спектакля и которым гордятся авторы «Квартета И»? Непрерывный и смешной драйв безумного дня из жизни работников «Как бы радио», пытающихся выпутаться из одной передряги и тут же попадающих в другую? Так или иначе, но буквально с премьеры спектакль стал невероятно популярным.
При этом, по словам Сергея Петрейкова, рост посещаемости не сопровождался сколько-нибудь заметной рекламной кампанией — для этого у театра не было средств. «Наше главное продвижение — сарафанное радио, когда спектакль выходит и оказывается, что он хороший, люди начинают друг другу рассказывать и начинает идти вот эта волна», — говорит Петрейков. «Сарафанное радио» до сих пор остается главным способом продвижения спектаклей «Квартета И», хотя сейчас они могут позволить себе оклеить афишами половину Москвы. Но зачем, если однажды сработавший ход работает до сих пор?
Михаил Козырев считает, что история развития «Квартета И» гораздо больше напоминает путь успешных рок-групп, чем театральных коллективов: годы упорного труда и бедности, огромное количество концертов, накопление пусть не очень многочисленных, но преданных поклонников. «Потом случается правильная песня, хит, вызывающий космического масштаба взрыв накопившейся материи, и к базовому ядру поклонников неожиданно присоединяется огромное количество людей», — говорит он.
Разговоры об успехе и деньгах
Из успеха «Дня радио» «Квартет И» извлек немало уроков. Артисты тут же написали и поставили его продолжение, «День выборов», который также стал пользоваться огромным успехом. Последующие хиты театра — «Быстрее, чем кролики» и «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» — понравились той же аудитории, которая полюбила «Дни». Хаит и Барац утверждают, что «попасть в целевую аудиторию» они никогда не старались, но костяк ее оказался похож на них самих: средний класс, взрослые люди, пытающиеся заработать на жизнь собственным трудом, избегая при этом тоски и депрессии. Эти люди оказались очень верными и благодарными зрителями.
Несмотря на успех и рост благосостояния, «Квартет И» не отказался от излюбленного приема — разговора со спонсором. В 2001 году у театра не было свободных денег для постановки «Дня радио», и запускали спектакль на деньги преданной поклонницы «Квартета» — тогдашнего гендиректора компании Mr Doors Изабеллы Виноградовой. «Она дала свои $23 000, и мы ей даже не возвращали ничего, она сказала: просто возьмите деньги, я вас люблю», — признается Хаит. И сейчас, имея возможность безболезненно тратить на постановки собственные деньги, «Квартет И» продолжает использовать деньги друзей-поклонников. В обмен спонсор получает рекламу на афишах или в программках спектакля; возвращать деньги в этих случаях не приходится. «Если бы мы тратили свои деньги — мы это могли уже себе в какой-то момент позволить, — спектакль бы окупился, условно говоря, не за год, а за три-четыре», — объясняет Петрейков.
Несколько лет назад сформировался пул спонсоров из числа любителей театра, поддерживающих все начинания «Квартета». Большую часть денег на постановку «Дня выборов», например, дали Сергей и Екатерина Шуняевы, совладельцы фирмы Rover Computers, а генеральным спонсором постановки «Быстрее, чем кролики» стал совладелец финансовой корпорации «Открытие» Вадим Беляев. «Это чистое спонсорство, не деловые отношения, дружеские, мы со Славой и Лешей общаемся, дружим, на дни рождения ходим», — говорит Сергей Шуняев, фирма которого потратила на спектакли «Театра И» в общей сложности около $200 000. В списке друзей и Mr Doors, и Бинбанк. «Они ротируются немного в зависимости от того, у кого сейчас дела лучше, а у кого чуть хуже — кто-то выступит генеральным спонсором, кто-то просто даст сколько-то, кто-то одолжит», — рассказывает Петрейков.
Переломный момент в финансовом положении театра произошел на рубеже 2003–2004 годов, а уже с 2005-го партнеры решили забирать часть прибыли в виде дивидендов. «Я не хочу говорить сколько, есть же люди, которые служат в других театрах и получают зарплату 15 000 рублей, — говорит Хаит и добавляет: — Ну скажем, взять в конце сезона $50 000 каждому не стало проблемой».
Ростислав скромничает. В 2008 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль ООО «Квартет» достигала 19 млн рублей. Продажи билетов на один спектакль приносят театру в среднем около 1,5 млн рублей, в месяц театр играет 10–12 спектаклей, то есть только на спектаклях в ДК им. Зуева театр зарабатывает около $6–6,5 млн в год. Кризиса «Квартет И» вообще не заметил: больше того, его популярность и доходы в этот период даже выросли. В марте 2008 года вышел фильм «День радио», а через два месяца — спектакль «Разговоры мужчин…». «Мы думали, что он будет таким междусобойчиком, а оказалось, что это новый хит, билеты на который можно продавать по любым вообще ценам, и они продавались на три месяца вперед», — говорит Хаит.
Так что неудивительно, что в производство двух последних кинофильмов владельцы «Квартета И» вложили около $2 млн собственных средств.
Дни кино
«Желание делать фильмы у нас зрело давно, а в конце 2005 года пришел дядечка и сказал: «Хочу сделать кино по «Дню выборов», — рассказывает Хаит. «Дядечкой» и инвестором первого фильма «Квартета И» был питерский бизнесмен Николай Ульянов, бывший глава «Тяжпромэкспорта» и нынешний президент компании «Универсальная электронная карта». Ульянов считал эту тему наиболее актуальной и привлекательной для зрителя. (Сами «квартетовцы» хотели экранизировать спектакль «Быстрее, чем кролики», который считают «наиболее кинематографичным».) Ульянов не только вложил деньги, но и стал продюсером фильма, нанял режиссера Олега Фомина.
Фильм «Квартету» не понравился — слишком похож на телеспектакль, а не на кино, но решающие слово было не за ними. Денег на «Дне выборов» Ульянов не заработал. При бюджете $3 млн фильм собрал чуть больше $6 млн, что за вычетом доли кинотеатров и прокатчика принесло инвестору около $2 млн. Но Ульянов все же решился инвестировать в следующий проект — «День радио», режиссером которого стал старый знакомый участников «Квартета И» Дмитрий Дьяченко. «День радио» прошел лучше — удалось окупить затраты и с учетом продаж DVD и прав на показ фильма по ТВ заработать прибыль в размере $1 млн.
Но повторить коммерческий успех одноименных спектаклей не получилось, и после выхода второго фильма Ульянов к производству кино охладел. Хаит, Барац и Петрейков, в свою очередь, были уверены в том, что коммерчески успешный фильм сделать можно. «Мы к этому моменту уже понимали, что лучше всего получается то, за что мы отвечаем полностью — и творчески, и финансово», — объясняет Хаит.
Но для подстраховки они все же обратились за финансовой помощью к своему давнему другу — Вадиму Беляеву, главному спонсору спектакля «Быстрее, чем кролики». И предложили участвовать в экранизации «Разговоров мужчин...».
Беляева с «Квартетом И» познакомил Алексей Кортнев. «Он меня взял на спектакль «День выборов», мне очень понравилось, а дальше мы стали общаться, играть вместе в теннис и просто дружить», — рассказывает Беляев. От дружбы и спонсорства он перешел к совместному бизнесу вопреки теории, что с друзьями заводить коммерческие отношения нельзя. «Да, это очень редкая ситуация, я ее обычно опасаюсь, но вот в данном случае она реализовалась идеально», — отвечает Беляев.
Совладелец «Открытия» присматривался к кино еще до знакомства с «Квартетом И», и сценарий «Мужчин» был пятым или шестым, который Беляев «глубоко изучил как потенциальный инвестор». Организованная Беляевым под этот проект кинокомпания Organic Films вложила в его производство около $1,2 млн, совладельцы «Квартета И» — еще примерно $800 000. Снизить бюджет по сравнению с предыдущими фильмами помогло большое количество натурных съемок, когда едущих в машине героев окружают бесплатные декорации — природные пейзажи. Бесплатной осветительной установкой было солнце, улыбаясь, рассказывает режиссер фильма Дмитрий Дьяченко. Вышедший на экраны в 2010 году фильм «О чем говорят мужчины» имел огромный успех, собрав только в России около $12 млн. После всех выплат его инвесторам досталась чистая прибыль в размере чуть меньше $5 млн — это очень хороший результат даже по меркам финансиста Беляева. Поэтому он почти не раздумывая согласился участвовать в продолжении — фильме «О чем еще говорят мужчины», в производство которого Беляев и «Квартет И» вложат примерно $1 млн.
Что помогло «Квартету» на этот раз? Фильм «О чем говорят мужчины», как и последние спектакли труппы, балансирует на грани комичного и грустного. «По сравнению с двумя предыдущими фильмами здесь смыслы актуальнее, тоньше, меньше открыто смешного, но больше откровенного», — уверен кинопродюсер Сергей Сельянов. Он убежден: зритель ценит смысл, несмотря на распространенное мнение, что ему «лишь бы поржать или полюбоваться аттракционами». В продолжении, «О чем еще говорят мужчины», грустного может быть еще больше, обещают Хаит и Барац. Прославившись на комедиях, «Квартет» сознательно идет на этот риск. «Нам интересно», — объясняет Хаит. Хотя провалиться страшновато, признает режиссер Дьяченко: «Они вот сейчас сидят и меня ждут, чтобы мы еще раз подстригли тоскливое и выявили смешное».
Новый фильм «Квартета И» — во всех отношениях рискованный проект. Во-первых, он поставлен не по успешному спектаклю, а по самостоятельному сценарию. Во-вторых, «Квартет» решил откусить от самого большого пирога» российского кинопроката — «О чем еще говорят мужчины» выйдет под Новый год, 29 декабря. В новогодний период на российские экраны выходит 17 фильмов, предупреждает режиссер и продюсер Александр Роднянский. Длинные новогодние праздники — традиционно самый кассовый период для российских кинотеатров, и прокатчики стараются поставить в прокат самые многообещающие фильмы. Например, уже известно, что примерно в это время выйдет продолжение «Елок» Тимура Бекмамбетова. Кстати, в тот же день, 29 декабря, выходит и первый мультфильм по сценарию «Квартета И» — «Иван-царевич и серый волк».
У «Квартета И» хорошие шансы, считает Роднянский. «Первая картина была очень удачной, «сарафан» [отзывы зрителей о фильме. — Forbes] у нее был прекрасный, и, кстати, в отличие от «Елок» она выиграла не благодаря рекламной кампании, а благодаря качеству и попаданию в аудиторию», — рассуждает Роднянский.
Если все сложится удачно, на очереди долгожданная экранизация «Кроликов», инвестировать в которую готов и «Квартет И», и Вадим Беляев. Правда, спрогнозировать успех в киноиндустрии почти невозможно, говорит Сельянов, это очень рискованный бизнес, именно поэтому вложение авторами собственных денег в производство фильмов — ситуация хоть и не уникальная, но довольно редкая. «В других случаях я бы советовал больше думать, но в случае с «Квартетом И», мне кажется, не о чем думать — трясти надо!» — говорит он.
«Еще лет 15»
О будущем Хаит рассуждает уверенно: «Безусловно, мы хотим заработать денег, жажда наживы присутствует, но при этом, смею надеяться, что нам еще и есть что сказать». Совладельцы «Квартета И» точно знают, чем будут заниматься на протяжении как минимум следующих 10–15 лет. Основные творческие силы и деньги будут вкладываться в спектакли и в кино, остальное — как сложится. «Может быть, ресторан под своим именем откроем», — фантазирует Барац.
А диверсификация у «Квартета И» не всегда проходит удачно. «У нас вот никогда до конца хорошо в телевизоре не получалось, даже когда нам давали карт-бланш, делайте что хотите. Но не получается, да и не надо», — признается Хаит. Последнее по времени телевизионное шоу импровизаций под названием «Ни бе ни ме нехило» «Квартет И» сделал по просьбе Александра Цекало, выступившего сопродюсером нескольких его фильмов. «Мы всегда сразу говорим, что нам за него не стыдно, как будто нас кто-то спрашивает: вам не стыдно? Вот кино мы гордимся, а за шоу «Ни бе ни ме нехило» нам не стыдно — напишите, что артисты повторили это 12 раз», — говоря это, Леша Барац совершенно спокоен.
Сама модель «Квартета И» столь же удачна, сколько и рискованна. Все успешные проекты «Квартета И» написаны, поставлены и сыграны одними и теми же людьми. «Нет никакой схемы, нет чего-то, что останется после нас. Я или Слава заболел, и все, театр перестал приносить деньги», — признает Барац. Есть ли выход? Сейчас «Квартет И» обдумывает возможность создания второго состава актеров для спектакля «День радио», но неизвестно, пойдут ли зрители на кого-то еще, кроме Хаита, Бараца, Ларина и Демидова. Например, продажа франшизы на «День радио» в Литву и Польшу их очень разочаровала. «От нашего спектакля там практически ничего не осталось», — замечает Барац.
Теоретически облегчить жизнь «Квартету И» могло бы существование в рамках какой-нибудь большой продюсерской компании. «Если это крупный продюсерский проект, не единственный у компании, то всегда можно перестраховаться и никогда не вылетишь в трубу, а когда ты ставишь все на одну карту, пролететь можно очень сильно», — признает продюсер Михаил Козырев. С другой стороны, хорошо, что «Квартет И» развивался самостоятельно, без участия сторонних продюсеров, делающих из театра то, что они считают правильным, это и сделало «квартетовцев» столь успешными, добавляет он.
Но «Квартету И» заманчивых предложений не поступало. Возможно, потому, что артисты слишком дорожат своей свободой. «Мы в этом смысле закрыты, от нас такие импульсы исходят, что мы будем писать только себе, и с нами сложно», — объясняет Барац. «У нас нет такого, что все ради денег — вот нам сейчас прет, мы модные, давайте зарабатывать. Не имея хотя бы 10 свободных вечеров в месяц, в общем, и жить-то незачем», — убежден Хаит.
> Помню, как первый раз смотрели спектакль "День радио" под водку.
А я вот трезвый пошел, с мыслями "опять подписался на какое-то говно за компанию".
В итоге ржать начал еще на вступительных титрах, а закончил уже после титров финальных.
Пару раз уже выгонять из зала хотели, и это был второй случай в жизни, когда от смеха болел пресс.
самой сильной у них вещью считаю "быстрее чем кролики" -- но она есть только на торренте, снятая на камеру. ну и в книжке, конечно-:)
живьём видел "день радио" и "день выборов". последний очень затянут и зануден. поэтому фильмы не могу себя заставить посмотреть. хотя начальство цитирует -- приходиться соответсвовать-:)
еще прикольно смотреть, как в антракте вся публика, приехавшая на концерт на простых машинах и не простых ягуарах стоит в соседний ларёк за выпивкой и закусками.
но на гастролях билеты намного дешевле-:)
а кто недавно был: как они момент ливия-боливия сейчас играют?
"О чем говорят мужчины" и "День выборов" - отличные фильмы. Жду "О чем еще говорят мужчины" с нетерпением. На спектакль "День радио" 2 раза ходила, Кортнев поразил стремительной сменой образов и репертуаром по ходу сюжета. В фильме-то много исполнителей показано, а в спектакле - один "Несчастный случай" в различных амплуа выступает.
"День выборов" очень понравился; хохотал, как помешанный. "День радио" тоже насмешил, но уже не до колик. А "О чём говорят мужчины" оказался невероятной нудятиной: четверо небедных мужиков полтора жалуются на какие-то подростковые проблемы - что делать с любовницами или давать ли Жанне Фриске. В связи с этим к "Квартету И" отношусь неоднозначно.
Помню, приезжали они два года назад к нам в Челябинск с "Разговорами...". Билеты, конечно, дорогие, но оно того стоило. Зал был забит под завязку и хохот не смолкал все два с половиной часа.
А мне очень нравится монолог Камиля про зелёные тапочки. Тут ехали в Финляндию на день рождения - пишу смс от границы: "Как от рецепции проехать к коттеджу? Какие машины стоят перед домом?" Приходит ответ: "Голубые домики!" Смеялись до упаду на таможне - сразу вспомнили про зеленые тапочки.
> А "О чём говорят мужчины" оказался невероятной нудятиной: четверо небедных мужиков полтора жалуются на какие-то подростковые проблемы - что делать с любовницами или давать ли Жанне Фриске. В связи с этим к "Квартету И" отношусь неоднозначно.
Сколько тебе лет и состоишь ли в браке? Если не состоишь - срочно в загс, тогда поймешь.
А как они поглумились над современным "искусством"! Золотые слова "куча мусора" стали в моей семье нарицательными. День радио мы вообще растаскали на цитаты!
Современное искусство - очень тонкая вещь. Я был в Нью-Йорке, музей Гугенхайма. Пятый этаж, современное искусство. Захожу. Смотрю: висит картина. Желтый параллелепипед. Подпись:"Жёлтый параллелепипед". Я думаю:"Ну вообще-то сто лет назад Малевич что-то в этом роде уже нарисовал - тема закрыта". Ладно. Иду дальше. Два треугольника: красный и синий. Подпись: "Два треугольника. Красный и синий." А я то думал:"Что это?" А это оказывается два треугольника! Иду дальше. Смотрю: куча мусора. Обнесена верёвочкой. Подпись...
- Куча мусора!
- Вот! Камиль стал уже разбираться в современном искусстве!
> А "О чём говорят мужчины" оказался невероятной нудятиной: четверо небедных мужиков полтора жалуются на какие-то подростковые проблемы - что делать с любовницами или давать ли Жанне Фриске. В связи с этим к "Квартету И" отношусь неоднозначно.
Весьма странное восприятие. ИМХО проблемы то у героев фильма вполне типичные. Потому и смешно, что актуально. Особенно с немцами :)
p.s. на день радио ходил несколько раз, когда он только появился. просто аццкий отжиг.
"Я женат.. Мне нельзя в Бельдяжки! :(" Собственно, все, где их видел, это "О чем говорят мужчины". И на первом канале они засветились в каком-то очень недолговечном шоу у Цекало. Не знал, что у них целый театр..
У ребят и к фильмам саундтреки отличные. Хотя конечно не их заслуга, но вместе все очень хорошо играет. "Снежинка" Кортнева и "Выборы" Шнура - хиты на еще очень долгий период.
> я вот не состою. Но понял все. Ржал как умалишенный. Из фильмов считаю его лучшим.
Лично я в браке состою (и очень этим доволен). Понял все. Ржал очень. Фильм очень понравился.
Но! Лично мне никогда не доводилось услышать, чтобы мужчины-друзья обсуждали подобные темы в таких компаниях. Может, я не в тех компаниях бываю? У нас как-то жен не принято обсуждать ни с кем. Если только тещ :)
А фильм мне показался неким (очень смешным) ответом на женский "Sex in the city".
Но в "квартете" все конечно может быть не так, как у меня :)
> Но! Лично мне никогда не доводилось услышать, чтобы мужчины-друзья обсуждали подобные темы в таких компаниях. Может, я не в тех компаниях бываю? У нас как-то жен не принято обсуждать ни с кем. Если только тещ :)
С другом его жену обсуждали регулярно - и пока она была настоящей и когда стала бывшей. Предупреждая вопрос: это не явилось причиной развода!!! 60
Квартет И - молодцы, жаль что никак не удаётся попасть на их спектакли вживую, Цена билета совсем не смущает - удовольствие на все деньги. Смотрек как фильмы, так и записи со спектаклей(на двд есть). "День выборов"(спектакль) - идёт долго, поэтому для фильма сократили. "О чём говорят мужчины" - уже более филосовский, но в то же время интересный).
"День Радио" - мне больше спектакль нравится. Уже засмотрено до такого состояния, что невольно отмечаешь разницу в диалогах в фильме и спектакле))))
Сначало смотрел "День радио", ржали весь фильм. Столько тонкого юмора, не тупого как в "Очень смешное кино". А именно тонкого, фразы реально растащили на цитаты. Вообще считаю смешное кино хорошим, это когда ты его смотришь второй, третий и еще кучу раз, зная сюжет, все равно оно тебе нравиться, оно играет новыми гранями. Ты находишь новый смысл в шутках, замечаешь новые, которых раньше не замечал. Это кстати все было в старых наших комедиях, того же Гайдая, можно смотреть много раз. Короче на данный момент, посмотрел наверно более 15 раз. Так как работаю в дизайне, много шуток насчет рекламодателей и спонсоров очень близки. "День выборов" посмотрел меньше, фильм смешной, но уступает "День радио". "О чем говорят мужчины" это все таки уже не типичная комедия, это уже проблемы среднего возраста, больше психологический и поэтому, как комедию ее не воспринимаю. Есть что-то близкое, что-то в силу обеспеченности героев непонятно. Также много связано с мегаполисом, нам в Сибири многие проблемы просто не понять.
Рад за ребят, что они сейчас зарабатывают, что они заслужили это. На фоне тупого юмора, они сохранили хороший тонкий юмор. Спасибо им за это!
Сначала на Озоне, по совету друзей, приобрел ДВД. Засмотрел до дыр, среди знакомых стали ходить крылатые выражения, очерчивающие некий круг приобщившихся...
Повел потом подругу показать ей "живой" концерт. Денег отдал - мама дарахая!.. Вместо горячо мною любимого Кортнева с НС был Дмитрий Певцов с гр. Бобры, а вместо Полицеймако - роль диджея Макса исполнял Марьянов. Концерт не понравился совершенно - слишком привык к интонациям и актерам ДВД-версии. Вроде все то же самое, да не то.
За творчеством Квартета слежу внимательно. Еще будучи школьником ходил на их концерты на сцене ГИТИСа.
> Спектакль «День радио» вызвал у меня недоумение. Зал был переполнен публикой молодой, симпатичной, настроенной на радость и на потребление чего-то передового и модного. Публика была во многом, что называется, «моя». Во время представления (спектаклем я увиденное не стал бы называть) звучало много смеха, смех почти не стихал, люди были счастливы и благодарны. Я же недоумевал. Я увидел что-то очень небрежно сделанное в смысле сценической культуры.
>И сейчас, имея возможность безболезненно тратить на постановки собственные деньги, «Квартет И» продолжает использовать деньги друзей-поклонников.
> «Мы к этому моменту уже понимали, что лучше всего получается то, за что мы >отвечаем полностью — и творчески, и финансово», — объясняет Хаит.
>Но для подстраховки они все же обратились за финансовой помощью к своему давнему другу — Вадиму Беляеву,
... контуры концепции движения к успеху б.м. вырисовываются.
> Во время представления (спектаклем я увиденное не стал бы называть) звучало много смеха, смех почти не стихал, люди были счастливы и благодарны. Я же недоумевал.
Очевидно, мозгов понять, что если люди счастливы и благодарны, то это хорошо - не хватает категорически.
> Гришковец на проводе:
>
> > Во время представления (спектаклем я увиденное не стал бы называть) звучало много смеха, смех почти не стихал, люди были счастливы и благодарны. Я же недоумевал.
Гришковец то как завидуюет, прям так и видна длинная слюна. На его концерты столько не ходит народу, почему? Ответ в общем то прост, надо быть ближе к народу и люди к тебе потянутся.
Сначала Гришковец понравился по первому монологу, вот только армия, вернее флот, у него однобокий, без дедовщины и других прелестей первых дней пребывания. Что-то автор скрывает походу, видать был так сказать не в "передовых", поэтому и не хочет вспоминать.
А вот когда я прослушал его автобиографию, причем решил слушать до конца, вот тут то "философ" и открылся во всей красе. Сам он жил тогда в Кемерово, ну и я примерно в то время, чуть попозже. Столько почти открытой брезгливости к быдлу, к простому человеку, да даже к профессоу, который его учил. Прочтя его автобиографию, теперь никогда не слушаю, не смотрю и не читаю его псевдофилосовской херни. Как то так.
Квартету желаю долгой карьеры. Тут как раз они очень и очень близки к народу.
Лет мне под тридцать, и я женат. Проблемы, подобные рассуждениям героев, испытывал последний раз года три назад, ещё не в браке. Но мне тогда было раза в полтора меньше, чем этим взрослым дяденькам, и все вопросы для себя я решил сам. Если ты чувствуешь, что вместо жены стоило бы замутить с Жанной Фриске, может, и жениться не стоило?
А вот я был лично на "Дне радио" и остался вообще не в восторге. Всё действие меня не покидало ощущение, что актеров постоянный переигрыш одних и тех же шуток изрядно достал, играли на автомате, как выше замечено завистником "небрежно". Именно небрежно, это правильное слово. Я стотыщпятьсот раз смотрел их постановку в записи, там где Полицеймако еще играет, вот это атом, вот это заряд. А то, что сейчас они выдают, включая экранизацию - унылое гэ. Кто не верит, ищите спектаклю 2003го года розлива, зацените сами.
Квартет И - практически современные Чехов или Зощенко, потому и такие популярные, как считаете, камрады?
[старчески бубнит - а не унылое говно, как у грешкафца]
В мастерской какое-то время смотрели по кругу оба "Дня" и не напрягало - только ржали. И так - месяц. Думал после этого смотреть их не смогу. Ни фига - по сю пору с женой и детьми смотрим и смеемся. "Мужчины" - они, конечно, о другом. Их с детьми не посмотришь хотя бы из-за фразы "мой папа - мудак", чтобы потом где-нибудь не выдали. Для себя сравниваю "Дни" с комедиями Гайдая.
> С другом его жену обсуждали регулярно - и пока она была настоящей и когда стала бывшей. Предупреждая вопрос: это не явилось причиной развода!!! 60
Если серьёзно, то, по моему опыту, обсуждение своей жены – это верный признак того, что в семье большие проблемы. Так что причиной, может, и не было, но тревожным звоночком – да.
> Если серьёзно, то, по моему опыту, обсуждение своей жены – это верный признак того, что в семье большие проблемы.
с [лучшим] другом, я добавлю. И не пропесочивали, а скорее обсуждали как в семье в целом. Ибо мне реально не похуй, а друг и не утаивает и совета спросит, если стоит как витязь на распутье.
Если еще конкретнее - ситуация была такова, что это все звоночком не являлось абсолютно точно.
> Если серьёзно, то, по моему опыту, обсуждение своей жены – это верный признак того, что в семье большие проблемы.
Извините, что встреваю, но фраза как раз в тему. Ну про обсуждение жен в фильме и недостойности оного. Лично у меня сложилось впечатление по фильму, что у Камиля (а это в основном он распространялся о жене) как раз таки действительно проблемы в семье. И он как тот витязь на распутье, упомянутый камрадом [ВЧКистом]. Так что в данной ситуации не вижу ничего зазорного. С кем же еще поделиться наболевшим, как не с друзьями да в дорожном разговоре? Не к психоаналитику же идти
Квартет И - мо-лод-цы! В фильме "О чём говорят мужчины" Божену Рынскую как следует обстебали. Она, как известно часто выпивает и очень любит беляши.
А в фильме есть диалог:
- А мне иногда с похмелья хочется какую-нибудь гадость съесть. Вот этот чебурек, или сосиску в тесте, или этот - беляш, такой жирный, промасленный весь... Вот прям хочется! Не знаю, почему так?
- Может, потому что ты - мудак?
- Да? Я как-то не подумал...
>В фильме "О чём говорят мужчины" Божену Рынскую как следует обстебали. Она, как известно часто выпивает и очень любит беляши.
Нахрен кому она сдалась, эта неизвестная. Я вот лично - тоже чувствую тягу к такой гадости с похмелья.
Братья они, по разуму и мироощущению.
> Помню, как первый раз смотрели спектакль "День радио" под водку.
Я до сих пор уверен, что живой спектакль День радио с Козыревым и Кортневым - заруливает все остальное в минуса.
На втором месте телеспектакль - День Радио.
А фильм про День Радио - самый слабый, День выборов - больше отжег.
Извините.
> А я после просмотра "О чём говорят мужчины" научился картопляники лепить, вот!
А я после просмотра "День выборов" узнал, что та фигня, которой я сковороду цепляю, называется "чапельник". :)
Вообще коллектив - талантище. "Мужчин" смотрел раза четыре, каждый раз что-то новое находил. Жена посмотрела его без меня, сказало что понравилось, но спросила: "Неужели вы в компаниях такие же разговоры ведете"?
Рекомендую телеспектакль День Радио - так же отлично как сам спектакль и куда лучше фильма. Да и для коллекции неплохо, у них в телеспектакле другой состав артистов занят, не тот, что в фильме. Понятно, кроме Нонны.
> Вместо горячо мною любимого Кортнева с НС был Дмитрий Певцов с гр. Бобры, а вместо Полицеймако - роль диджея Макса исполнял Марьянов. Концерт не понравился совершенно - слишком привык к интонациям и актерам ДВД-версии. Вроде все то же самое, да не то.
Камрад - оба состава хороши на самом деле. Чисто дело привычки. Видел живьем и тот и другой.
А Бобры в целом молодцы.
> Я стотыщпятьсот раз смотрел их постановку в записи, там где Полицеймако еще играет, вот это атом, вот это заряд. А то, что сейчас они выдают, включая экранизацию - унылое гэ. Кто не верит, ищите спектаклю 2003го года розлива, зацените сами.
Естественно есть усталость и заигранность. Это нормально. Раньше и трава была зеленее. Но человек, который впервые видит этот спектакль в живую все равно останется в восторге. А у тебя мало того, что впечатления от свежего релиза тогда еще, так еще и память говорит, что в первый-то раз все круче.
Такой тебе пример приведу. Вот подросток первый раз порнуху увидел - впечталение на всю жисть. А там и качество видео фиговое и сам "фильм" барахло, а потом смотрит этот подросток уже продукт совсем другого качества, но он никак того первого ощущения не застлит.
Сам также с Украины, поэтому про коллектив для меня новость.
Фильм "о чем говорят мужчины" разошелся в семье на цитаты. Единственный наш фильм после развала великого и могучего, просмотренный мною несколько раз.
"День радио" - не осилил, "День выборов" даже не стал смотреть, когда сказали, что продолжение. Аццки смешно не означает интересно. Вот комеди клаб аццки смешно, только не тянет новые выпуски смотреть.
Гришковца тоже не осилил, ни одного выступления. Видимо, книжек перечитал слишком много в свое время. Не услышал откровения.
Квартет И - отличные! Году в 2005 впервые увидел спектакль "День радио" в записи, с тех пор пересматриваю постоянно. На мой взгляд гораздо бодрее фильма. А фот с "Днем выбором", по-моему, обратная картина.
> Пример с немцами омерзителен. Бабушка, просящая "немцы, заберите меня с собой" - ещё более. Возможно, дело в воспитании, дед на войне был.
А я вот, в детстве, именно так, как описано в фильме про немцев, себе вопросы и ставил, бывало. И дед тоже на войне был.Хотя с бабушкой да, перебор, наверное.
> "День выборов" даже не стал смотреть, когда сказали, что продолжение.
Если ты про фильмы, то я все же рекомендую пересилить себя.
Ибо они сначала снимали День выборов и не знали - удастся ли потом снять День радио и все ударные музыкальные номера дали именно в Дне выборов.
Мне лично выбора нравятся больше радио из фильмов. Спектакли прямо наоборот.
Во время просмотра записи спектакля "День радио" болели скулы и живот, под конец подключились и глаза, которые начали слезиться. Несколько раз, в силу многочисленных истерик, приходилось останавливать запись. По просмотру еще в течение двух дней находился в состоянии сильнейшей эйфории. Побочных эффектов нет!
> А "О чём говорят мужчины" оказался невероятной нудятиной: четверо небедных мужиков полтора жалуются на какие-то подростковые проблемы - что делать с любовницами или давать ли Жанне Фриске. В связи с этим к "Квартету И" отношусь неоднозначно.
> Надо бы порыться в интернетах на предмет записи спектаклей.
Покупал пару лет назад диск (видимо, пираты?), где и фильмы, и спектакли, и "Дни...", в разное всякое ("Мужчин..." тогда еще не было). У "Дня радио" больше понравился спектакль (Кортнев кроет всех приглашенных звезд, "как бык овцу"), у "Дня выборов" -- фильм (спектакль показался затянутым). "Мужчины..." -- неплохо раз посмотреть, но особого впечатления не произвели, хотя женат, и уже давно.