Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.
Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
А вот опубликовать для обсуждения заведомо "драконовскую" версию закона, а потом, как бы под давлением населения, принять "более мягкий", но все равно ненужный людям вариант, это в какой способ укладывается?
а если человек прочитал этот текст и почувствовал себя быдлом, гавном или никчемной букашкой, он от этого лучше жить станет? жизнь начнет налаживаться?
Вот если гражданам из некого интернет сообщества с достаточно вольным составам вбросить информацию, что те, кто зарабатывает меньше 300 - неудачники, то к вечеру уже можно узнать кто где берет откаты, получает премии, хранит деньги и драгоценности и вообще как жить правильно и быть успешным.
> а если человек прочитал этот текст и почувствовал себя быдлом, гавном или никчемной букашкой, он от этого лучше жить станет? жизнь начнет налаживаться?
5 - или я новости совсем не смотрю, или не вижу того, что надо. За дураков нас держат, это да, но вроде не за детей.
9 - Про вину тоже не придумал. Образование и культуру нам рушат - факт, но это 8й пункт. А вот виноваты-то мы в чем?
>.... В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.
>10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
>Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики.
За Сталина. За то что нас 70 лет боялись. Это из очевидного и постоянного.
За скинхедов, за Чернобыль, за менталитет применительно к разным случаям, ну и так далее.
> За дураков нас держат, это да, но вроде не за детей.
Ты 5 пункт полностью прочитай:
> используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста [с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах].
> Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений
Считаю что церковь, в нынешнем ее виде, по крайней мере (в России), играют ту же роль.
У нас голод/холод - зато яблочный спас на дворе - празднуем, православные!!!
> 5 - или я новости совсем не смотрю, или не вижу того, что надо. За дураков нас держат, это да, но вроде не за детей.
Ну вот например, когда Путин или Медведев какое-нибудь заявление делают, говорят они частенько делая довольно большие паузы между словами, так обычно разговаривают с заторможенными детьми, чтобы лучше доходило.
> 9 - Про вину тоже не придумал. Образование и культуру нам рушат - факт, но это 8й пункт. А вот виноваты-то мы в чем?
Ну как-же, все вокруг алкаши и ворье, образование у нас говно, нормальных специалистов не осталось, сплошной алес капут, сдается мне это как раз из этой оперы.
> 5 - или я новости совсем не смотрю, или не вижу того, что надо. За дураков нас держат, это да, но вроде не за детей.
> 9 - Про вину тоже не придумал. Образование и культуру нам рушат - факт, но это 8й пункт. А вот виноваты-то мы в чем?
9 тут как раз понятно, причем речь не только о национальном уровне (плохой менталитет, исторические грехи) , но и об индивидуальном. Внедрение мысли о том, что во всех проблемах человека виноват исключительно он сам лично - т.е. запрет на мышление в совершенно определенную сторону.
Этого у нас как раз навалом
5 действительно нуждается в разьяснениях и иллюстративных примерах ИМХО.
Это комплексное, больше 6, ну и плюс 1 и 9. Надо думать, проталкивать, поддерживать.
Про "хорьков" проще, сделал вброс, покрутил, на очереди следующий. Эффект есть, разнообразие есть, наполнение эфира тоже есть... профит!
[с ностальгией вспоминает времена, когда самой пиздабольской передачей был Сельский час]
А нонче пришел с работы, нажал кнопку, а там тебе Малахов во всей красе смакует как в российской глубинке родила очередная 10-летняя школьница, а в студии орут наперебой [высказывают авторитетные мнения] малолетние долбоёбы [граждане свободной страны] и эксперты в спорах со школьниками.
> Аронсон Э., Пратканис Э. Р.
> Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
>
> Эта книга must-reed. Те, кто еще не читал, почитайте.
> Считаю что церковь, в нынешнем ее виде, по крайней мере (в России), играют ту же роль.
> У нас голод/холод - зато яблочный спас на дворе - празднуем, православные!!!
Яблочный спас в августе, самое теплое/сытое время года. Ты о чем?
А вот Великий Пост в феврале-марте - это да. Есть нечего, ну так и нельзя как раз! :)
Самое интересное, что по ссылке, над статьей картинка, которая как-бы иллюстрирует образ манипуляции, при этом сама-же и манипулирует, тем, что указывает на того, кто манипулирует и кто "во всем виноват"...
> Вот если гражданам из некого интернет сообщества с достаточно вольным составам вбросить информацию, что те, кто зарабатывает меньше 300 - неудачники, то к вечеру уже можно узнать кто где берет откаты, получает премии, хранит деньги и драгоценности и вообще как жить правильно и быть успешным.
С 9 пунктом не согласен.
Выходит, что если я гажу в подъездах, пью водку на детской площадке во дворе, гоняю пьяным на авто и даю взятки гаишникам, то виновата экономическая система, а не я.
Власть нужно и критиковать и гонять ссаными тряпками , если необходимо,, но и самому от ответа за окружающий бардак уходить не правильно.
> открытая группа фанатов Тинькова вконтакте штоль?
Не важно, сообщество в ЖЖ, в контакте или др. Люди одинаковые в массе своей. У меня так подругу жены обнесли. Она где то выложила фото денег на фоне квартиры и т.д. Ну и навестили её через недельку.
> Аронсон Э., Пратканис Э. Р.
> > Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
> >
> > Эта книга must-reed. Те, кто еще не читал, почитайте.
>
> Где дают?
> Этот способ российское руководство знает и любит.
Этот способ российское руководство позаимствовало у российских привокзальных цыганок.
Те же способы, те же приёмы, эфект "обалдевания" тот же, отрезвление интересное симптоматичное - Да как же это я! Я же взрослый человек, как можно было повестись на такую херь?!
Хомский - голова. Учась в университете, рассматривал его лингвистические работы. Наиболее простые и четкие модели он строит, описывая строение языка. То есть, видно, что не бездарь, прилипший к гуманитарным наукам, а настоящий умный гуманитарий.
Рекомендую:
Эдвард Бернейс
"Пропаганда"
"Ни одна книга по PR не имеет такого значения как книга Бернейса «Пропаганда». В ней не только со всей откровенностью рассказано о методах пропаганды и в политике и бизнесе. В ней приведено большое количество практических примеров и теоретических обоснований. Почему война в Южной Осетии или поставка газа через Украину так освещались в мировой прессе? Читайте Бернейса. Именно он и есть создатель современной пропагандистской машины Белого Дома. И он ничего не утаивает."(С)
Реально одна из лучших книг по современной пропаганде. Читал запоем.
Что характерно, множество исследований на которые он опирается проведены ещё в 30-40-х годах.
> Яблочный спас в августе, самое теплое/сытое время года. Ты о чем?
Для особо продвинутых православных, без обид -
в моем комментарии, как "яблочный спас", так и "голод/холод" - это пример, хочешь подставляй "Преподобномученика и исповедника Стефана Нового" и "Манежная площадь".
Они в один день были. Нельзя черни бунтовать в святые дни.
> 10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
>
> В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
> Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.
Что конкретно он имеет ввиду? Какие-то секретные знания?
Достаточно давно читал статью: "Психология на службе мафии". В контексте- русской. Очень интересно изложена статья, доходчиво. Можно даже провести параллели с вышеозвученной темой. Даже, хотя бы потому, что ноги растут от тезисов, пропагандируемых неким Дейлом Карнеги, дай Бог ему памяти. А именно, что было важным в статье:
- Не счтитай себя умнее и сильнее кого-то. Сначала проверь, что он из себя представляет. И определи правила поведения.
-Не нужно навязывать свою волю. Нужно сделать так, чтобы приняли твое решение (логическим рассуждением, подсказкой).
-Не нужно упрекать. Услышав упрек, человек пытается защищаться, оправдаться (это его унижает), и если упрекнувший выше его положением, то он наживет себе врага.
-Никогда не оправдывайся. Все дела и проблемы реши так, чтобы потом не оправдываться. Не решил- признай поражение.
-В беседе сначала слушай собеседника, не перебивая. Затем, сделав вывод , говори сам.
-Перед беседой все продумай и запиши.
-Информацию отрабатывай полностью. Как можно полнее уясни ее, затем каждому дай свою, но не целиком одному человеку. Каждый должен знать только свое.
-Никогда ни к кому не приставай и не досаждай. Сделай так, чтобы в тебе была заинтеересованность.
-Никогда не суетись. Это всех только раздражает и злит.
-Никогда не показывай, что удивлен. Это говорит о твоей некомпетентности, неосведомленности.
-Никогда, ни при каких обстоятельствах не кричи, не повышай голоса, не говори громко. Разговаривай спокойно, особенно в экстремальных ситуациях. Такая позиция останавливает и сбивает с толку любого человека. Этим ты берешь инициативу.
-Никогда не повторяй дважды одно и то же. Это дисциплинирует собеседника.
-Люди страдают от стереотипов и лени. Надо ломать стереотипы. Не делай как все, сделай по своему.
-Дело и дружба- несовместимые вещи.
-Не рассказывай о своих проблемах. Они никому не интересны. Говори о проблемах собеседника или общих.
-Никому и никогда не рассказывай каким способом, действием добился результата и информации.
Может, кому то эти тезисы покажутся скучными. Но ведь верно изложено!
По мимо отвлечения внимания и пр., СМИ очень любят использовать страх, от того любую трагедию неделями размазывают по всем каналам, в качестве основной. Страх и жадность, вот что обычно используют криминальные манипуляторы.
Понимаю так. Насчет детей, дети желают доступного языка, лучше с безобидными ругательствами, и вот мы слышим "мочить в сортире" и с восторгом друг другу передаем: как он его! Мужик! А по поводу своей вины - нет у тебя яхты? Сам виноват, плохо работаешь. У того-другого есть, значит, твоя вина, просохатил возможность, данную тебе демократией. Поправьте, если не согласны.
Только к примеру - у тебя нет доступа на Тупичок, а из всех СМИ - Первый канал™. Я согласен с тем, что если человек верит абсолютно всему показанному по ТВ - это клиника. Я к тому, что постепенно уничтожаются способы привить детям способности мыслить критически - и все больше взрослых, соответственно, тоже не умеют, хотя в остальном - очень неглупые люди. Не надо путать развитие и наивность.