В конце сентября удалось нам с Владимиром Сергеевичем посетить тактическое учение 137-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии. Площадка приземления Житово в Рязанской области готовилась принять свыше 800 десантников-парашютистов и 6 «объектов» — три боевых машины десанта БМД-2 и три самоходных артиллерийских установки 2С9 «НОНА-С». Остальная техника полка, в соответствии с условиями учений, ожидала команды уже на земле. Высадку обеспечивали самолёты военно транспортной авиации — Ил-76МД.
Сам по себе приказ на применение десанта — решение, требующее оперирования постоянно меняющимися массивами разнородных данных. Помимо этого, на командира давит целый ряд условий, часть из которых необходимо выполнить безусловно, а часть — крайне желательно. Иначе операция будет провалена, люди погибнут или попадут в плен, а боевая техника окажется безвозвратно утраченной. Этап подготовки к десантированию нам не показали (что, в общем, правильно), видимо, по причине отсутствия динамичности. И чтобы не путались под ногами у командования. Но в основе успеха всякой воздушно-десантной операции — тщательное, скрупулёзное планирование и беспощадная подготовка к.
В условиях реальной войны чрезвычайно важно обеспечить безопасный «коридор» для пролёта самолётов с десантом к точке выброски. Перед десантированием штурмовая авиация и фронтовые бомбардировщики (в нашем случае — пара Су-24) наносят удар, подавляющий возможное противодействие десантникам с земли. Категорически необходимо уничтожить таким ударом «местные» средства ПВО противника. При возможности — желательно провести целый комплекс мероприятий по радио-электронной борьбе и попытаться вывести из строя связь в квадрате десантирования.
Потеря управления в подразделениях противника на фоне высадки парашютного десанта, бомбово-штурмовых ударов и барражирования армейских вертолётов (над заданным районом были замечены Ми-24 разных модификаций) может привести обороняющихся к панике, а атакующих десантников — к оглушительному успеху.
Но если что-то пойдёт не так, например, разведка предоставит некорректные или несвежие данные о силах противника в районе применения десанта, военно-транспортная авиация ошибётся с зоной высадки, внезапно испортится погода у метеорологов, не сработают штатно десантные системы, машины и личный состав разметает приземным ветром по окрестностям назначенного квадрата сбора, противник забьёт всякую связь помехами… да мало ли что может помешать десантникам выполнить свою задачу? В общем говоря — успех парашютистов зависит не только от их собственных действий, но и от работы обеспечивающих частей и подразделений. Что, понятно, ни в коей мере не умаляет смелости и находчивости воинов-десантников.
Учения, хвала ТНБ, не война, но свои особенности имеют и они. Первым над площадкой приземления появляется разведчик погоды. Погода в тот день выдалась, что называется, «приближенная к боевой»: низкая облачность, ветер. По просторам площадки уже бродили «оранжевые жилеты» — бойцы роты РДО (рота десантного обеспечения).
Они, конечно, не очень кинематографичны, «с неба в бой» не идут, да и задачи имеют очень приземлённые: оказать любую необходимую помощь парашютистам при возникновении любых нештатных ситуаций, а если таковых не возникло — собрать купола и десантные системы (на данных учениях применялись ПБС-950 и ПБС-925 «Шельф-2») после приземления техники.
Рядом с трибуной для гостей стоял армейский «Камаз», исполняющий обязанности мобильного командного пункта. Над машиной развевался белый флаг с литерой Р — руководство учениями. У КП были замечены начальник штаба ВДВ, генерал-лейтенант Николай Иванович Игнатов, командир 106-й гвардейской дивизии гвардии полковник Владимир Анатольевич Кочетков, начальник штаба дивизии гвардии полковник Наумец Алексей Васильевич. Позже случайно заметил и Героя России — Андрея Леонидовича Красова.
И вот военно-транспортная авиация в заданном квадрате. Высота — примерно 600 метров, это нижняя граница кромки облаков. Первые парашютисты-разведчики начинают десантирование в два потока. Их задача — обеспечить приземление основных сил, при необходимости — вступить в бой немедленно, стараясь оттянуть на себя огонь противника и связать боем его подразделения.
Пока на земле орудует разведка — вторая волна самолётов десантирует основные силы парашютно-десантного полка и выбрасывает технику. В прошлый раз десантировались самые разные боевые машины, сегодня же — только БМД-2 и 2С9 НОНА-С.
Сразу после приземления десантники собирают в сумки свои купола (на войне, конечно, этого не делают), волокут на горбу сложенные парашюты в «пункт приёма», быстро собираются в группы под руководством своих командиров, а экипажи боевых машин бегом ищут свою технику, на которую заблаговременно устанавливаются радиомаячки.
Затем все вместе занимают назначенный заранее или скорректированный прямо на месте исходный рубеж. Всё перечисленное жизненно необходимо сделать быстро и чётко. Иначе пришедший в себя противник подтянет резервы, организует оборону и десант захлебнётся в собственной крови. Но внезапность, напор, чёткая координация действий и синхронные удары по заранее назначенным целям делают ВДВ грозной силой. Именно её и продемонстрировали «голубые береты» в Рязанской области.
И ещё несколько кадров, которым хотелось бы уделить особое внимание. На них зафиксированы моменты т.н. «схождения». Первые три снимка — схождение трёх парашютистов. Все трое действовали умело, потому один из трёх отошёл от двух других сразу, а двое оставшихся сделали всё, чтобы не погасить друг другу купола и приземлиться без травм.
Другие двое десантников попали в куда более сложную ситуацию — верхний влетел в купол нижнего, съехал по пока ещё пружинящему и наполненному куполу товарища вниз, частично погасив тот и создав условия для гашения своего собственного купола. Схождение случилось на небольшой высоте, но десантники действовали очень быстро.
На фото видно, как верхний из них применяет запасной парашют. Отбросив от себя сложенный купол, десантник существенно смягчил падение, хотя «запаска» и не наполнилась воздухом как положено. Оба получили травмы и были вывезены с поля на санитарной машине, но остались живы. Попробую передать фигурантам эти кадры, думаю, они могут гордиться своей выучкой.
на фото непонятная фигня - у верхнего в руках кромка купола - зачем он стропы выбирал, непонятно - видимо хотел проскочить вниз и открыть ЗП, решение неверное.
> на фото непонятная фигня - у верхнего в руках кромка купола - зачем он стропы выбирал, непонятно - видимо хотел проскочить вниз и открыть ЗП, решение неверное.
Странно, что вообще схождение произошло. ВДВ с 1985 г. приказом командующего г.а. Сухорукова запрещено массовое десантирование в рампу - только на войне. Десы прыгают в боковые двери - разнести должно хорошенько, ан один другому в купол заехал. А что решение неверное, как раз понятно. Сейчас прыгают мало, службы срок год, откуда опыту браться.
> схождение жесткое, хорошо все живы.
Жить можно - только один купол "погас". Вот с двумя "погасшими", да на одной запаске - вот то жёсткое.
В этой же, Тульской ВДД, в феврале 1984 г. двое парней падали так, что запаску ни один не успел открыть - 600 м высоты было. Упали так, что потом их долго искали. Нашли едва живыми - мало-мало не замёрзли. Упасть умудрились в занесённый снегом овраг, по касательной. Лежали под снегом на дне оврага. Один с со сломанной ногой, другой с отбитой задницей.
Камрад! Трудно что-нибудь новое придумывать, что бы сообщать реакцию на твои репортажи.
Дык, ты сам и виноват!!!
Славная работа, очень хорошая! Очередной раз :)
ЗЫ А про "десант Иван Иваныча" - не рассказывали? В смысле изобретательности в ВДВ.
Когда выбросили мешки с песком на парашютах, по активизировавшимся огневым точкам отработала
штурмовая авиация, а потом уже и десантура пошла. На подавленное духовское ПВО.
> ВДВ с 1985 г. приказом командующего г.а. Сухорукова запрещено массовое десантирование в рампу - только на войне.
Если ничего не поменялось с 94-го то с Илов разрешено десантирование только в два потока, при этом запрещено оба потока в рампу. Т.е. или один в рампу, один в двери или оба в двери. На десантирование в рампу обязателен приказ Командующего ВДВ на учения.
> Десы прыгают в боковые двери - разнести должно хорошенько, ан один другому в купол заехал.
Интервал отделения 0,7 секунды, отсюда и плотность высадки. У нас как-то "комод" первым вышел а дольше всех провисел - в поток попал.
> В этой же, Тульской ВДД, в феврале 1984 г.
В училище на ВДП этот случай как хрестоматийный приводили. Заставляли наизусть заучивать. Еще про спортсмена который "медузой" за створ двери Ан-2 зацепился и об столб разбился постоянно напоминали.
> ...Успех парашютистов зависит не только от их собственных действий, но и от работы обеспечивающих частей и подразделений. Что, понятно, ни в коей мере не умаляет смелости и находчивости воинов-десантников.
Заметки с каждым разом всё круче. Особенно - фотографии.
Вижу, солдатушки наши не подведут, когда дойдёт до дела. :) Ежели что - буду помогать изо всех сил. Варежки вязать, скажем. Или авиазавод восстанавливать.
> на фото непонятная фигня - у верхнего в руках кромка купола - зачем он стропы выбирал, непонятно - видимо хотел проскочить вниз и открыть ЗП, решение неверное.
Насколько могу судить - кромка чужого (нижнего) купола. Т.е. он стропы не выбирал, а просто зацепился чем-то или рукой схватил.
Служил в гвардейском казачекубанском ордена красной звезды парашютно десантном 137 полку (вроде так полное название) с 02.2002 по 10.2003..
По поводу схождения.
Видно, что произошло зацепление кромки купола за что то. Ни на запаске, ни на подсумке нет ничего такого, за что так жестко купол мог зацепится. Что держало кромку купола, да так что десантника на бок положило?
Применялось ли скольжение для ухода от схождения?
Подавались ли команды: уходи в лево\право?
Ответы на эти вопросы помогут определить, что дать десантнику, находившемуся сверху: медаль\срок.
Более 1300 солдат десантировались на полигоне Hohenfels в Германии в две волны в среду, в основном из амерской 173 Airborne, но были и поляки
Всего во время высадки было травмировано 35 солдат. 10 в тяжелом состоянии перевезли на вертах в госпиталя. 8 - наземным транспортом. Жертвы - из первой волны десанта ( 650 чел.)
Журналюги видели как минимум 8 парашутов, что застряли на деревьях
На вчера - 5 еще в реанимации, 20 в больнице г.Regensburg. В остовном - травмы позвоночника и таза. По новым данным ранено 47 десантников из 998, что прыгали. На вертах были доставлены 9 бойцов, наземным траспортом - 36
> Надеюсь, возьмут в десант. Прыгал на Д-6 с 1000 м. четыре раза.
Не надейся, действуй. Узнай когда будет "покупатель" из десантуры. Договорись с офицером распределяющим призывников на команды. Не забудь предоставить книжку с записями и печатями о прыжках.
Между прыжками на гражданке и в армии мало что общего. Если попадешь в связисты, особенно это прочувствуешь. Помимо личного оружия и рюкзака десантника, заметь не пустого, на тебе еще может будет мегарадиостанция внушительных размеров. Ну и конечно парашют. Вид: беременная каракатица. Если сел на землю, без посторонней помощи подняться сложно.
> Журналюги видели как минимум 8 парашутов, что застряли на деревьях
Я приземлялся на дерево, зацепился так, что в самой нижней точке торможения коснулся земли. Повезло, что мимо веток прошёл. Думаю, более мягкого приземления не бывает, правда пришлось пол дерева срубить, что бы парашют снять. Прыжок гражданский.
Спасибо - хороший репортаж. Вопрос не по окладу - если десантирующееся подразделение встретит хотя бы один вулкан-фаланкс на колесах со скорострелкой в 2500 встр. в мин. - что останется от этого подразделения? А у НАТО этих самострелок - тысячи! Может, тактику пересматривать пора?
> Вопрос не по окладу - если десантирующееся подразделение встретит хотя бы один вулкан-фаланкс на колесах со скорострелкой в 2500 встр. в мин. - что останется от этого подразделения?
А он там точно окажется? Ладно, пусть все предпринимаемые меры по обеспечению безопасности выброски десанта не сработали и встретил их такой ЗАК. И что? Сколько целей успеет обстрелять? В каком режиме и надолго ли хватит его БК?
>А у НАТО этих самострелок - тысячи!
А они успеют телепортироваться?
>Может, тактику пересматривать пора?
Может еще кому посоветуешь, вон тем же американцам, англичанам, французам и прочим странам?
во первых, вулкан, без фаланкса, ибо последний как чистокровный моряк очень не любит пыль, а посему на земле крайне ненадежен, в серии, и тем более на вооружении, его нет ни в одной стране мира (эксперименты Израиля не счет). только вулканы "М-163"
во вторых, М-163, из стран НАТО сейчас состоит на вооружении только у Португалии, хотя в крайнем милитари балансе, про эту машину вообще нет ни слова :)
Спасибо.
Очень нравятся ролики в HD, видимость миллион на миллион. За тем, как из транспортного самолета в два потока выпрыгивает десант, наблюдал открыв рот.
> Я приземлялся на дерево, зацепился так, что в самой нижней точке торможения коснулся земли.
из своих 22-х прыгов в армии - один раз сел на дерево (лесополоса вдоль трассы Симферополь-Феодоссия), а второй раз вошёл между телефонными проводами около этой лесополосы и и это на следующий прыжковой день после первого случая!
всё потому, что площадка приземления небольшая + умеренный ветер - сделали своё неблагодарное дело, может ещё и очередь не выход тоже имело место.
некоторые бойцы садились прямо на трассу перед сигналящими автомобилями (! как будто они могли что-то сделать во время приземления) или улетали за трассу на виноградники.
оба купола (Д-5 серии 2) пришлось сдавать на склад ВДС, в первом случае после снятия с акации обнаружилась отверствие по шву сантиметров в 25, а во втором случае были перебиты полностью 6 строп (основной удар от проводов пришёлся на них) и ещё три значительно повреждены - как будто пожглись от трения.