Внимание!!! Автор статьи не несет ответственности за возможные разводы, сорванные проекты, заваленные семинары, а также за разбитые в припадках ярости клавиатуры, мышки, мониторы и прочие личные вещи читателей.
Пару недель назад, придя домой и по привычке запустив Steam в корыстной надежде урвать чего подешевле (а ну как предложение дня – три по цене одной?!), обнаружил свежее пополнение в рядах инди-игр по верным признакам – копеечный размер, графика «палка-палка-огуречек», где-то я это уже видел… Super Meat Boy от тех же создателей заценить не довелось (ещё со времён восьмибитных консолей питаю стойкое отвращение к прыжкам по платформам над кольями), хотя слышал немало положительных отзывов. Однако в данном случае потенциальному клиенту обещали ни много ни мало rogue-RPG с чудовищной реиграбельностью, и чуть ли не убийцу Diablo III. Диаблу я, как и всякий вменяемый игрок, жду, аж подпрыгивая на табуретке от нетерпения, поэтому, недолго думая, провёл нехитрую товарно-денежную операцию (предварительно пробежавшись по комментариям, дабы не нарваться на совсем тухлый продукт).
Ничто не предвещало беды. Начальный мультик поведал завязку сюжета: главный герой по имени Исаак жил со своей мамой. Всё было хорошо, пока у мамаши не поехала крыша и она в религиозном угаре не решила убить сынишку. Спасаясь, Исаак сиганул в подвал, и тут началось!.. Вот такой сюжет – дурной ровно настолько, чтобы не принимать его всерьёз и не отвлекаться от игры.
Первое впечатление: «[censored], куда я попал?». Какие-то невнятные враги, прямо как из детских страшилок, непрерывно рыдающий Исаак, пытающийся слезами залить монстров до смерти. И внезапная гибель чуть ли не в третьей комнате. Процесс, кстати, без дураков хардкорный: никаких чекпоинтов, никаких сейвов, а тем более, квиксейвов, прости господи. Начал игру – будь добр, пройди до финального босса, а иначе – жалостливая запись в дневнике Исаака о том, кто и как его убил сегодня и что он успел сделать полезного в игре до этого момента. Когда приходит понимание, что убили окончательно и придется стартовать с самого начала, начинают закрадываться подозрения. Примерно такие же чувства возникают, когда убивают уже где-нибудь на третьем уровне, после того как ты прошел двух боссов, нормально так (как кажется на тот момент) прокачался и тебе не предлагают продолжение с начала уровня, а выбрасывают на стартовый экран игры.
А потом начинается чистый фан, мясо, фейерверк и пляски. Игра заглатывает настолько, что вообще непонятно, как в первую ночь знакомства с TBoI выкроить пару часов на сон, когда не дошел три комнаты до финального босса, и теперь предстоит нелёгкий путь с самого начала. The Binding of Isaac – действительно rogue-RPG. Причем такая, из которой выкинули все лишнее и оставили самое главное, самое нужное, самое прекрасное, что есть в жанре – шмот, кач и мясо. Если играл в настольную карточную игру «Манчкин», примерно можешь себе представить. С каждым разом будешь проходить всё дальше и дальше, поначалу сильно радуясь за себя, такого ловкого и умелого, прогрессирующего не по дням, а по часам, и даже по минутам, пока не придет понимание, что чем больше играешь… тем больше игра тебе помогает, раскладывая нужные предметы в нужных местах. Там, где раньше был деревянный меч, теперь меч-кладенец, где была копеечка, теперь пятак, где раньше самокат, теперь рэндж ровер, ну и так далее. Самый мощный шмот и самые адовые навороты изначально закрыты и открываются только по мере прохождения: одни рандомно, другие – за определенные заслуги. И арсенал вещей оооочень велик. Здесь нет префиксов и суффиксов, позволяющих генерировать миллионы предметов. Все вещи изначально нарисованы и описаны создателями (без расширяющих сознание препаратов тут явно не обошлось). Да и как сгенеришь мамины труселя, дающие бонус к дальности плевка, или третий глаз на лоб, позволяющий лупить тройным залпом, или кусок мяса, летающий вокруг героя и отбивающий часть метательных снарядов (кстати, угадай, кого можно сложить из четырёх таких кусков, и кто будет рвать врагов вместо тебя весь остаток игры)?. Тем не менее, вещей этих – за полторы сотни. Открыть все – задача многих и многих часов. Кстати, каждая новая уникальная вещь засчитывается Steam в качестве ачивки.
Предметы и шмот можно условно поделить на три группы, каждая из которых делится еще на пару групп помельче. К расходным материалам относятся монеты, бомбы и ключи. За монеты мы покупаем разные ништяки, бомбами взрываем препятствия и врагов, ключами открываем сундуки и запертые двери. Чуть позже в игре появляются более интересные способы потратить монеты, но лучше в данном случае обойтись без спойлеров.
Вещи в игре делятся на два типа – активные, которые можно использовать как супер-оружие против боссов (т.к. лупить всё время из них не вариант – для каждого нового использования надо зачистить определенное количество комнат) и, соответственно, пассивные. Пассивки прекрасны тем, что суммируются до бесконечности и по сути представляют собой кач персонажа, только не экспой и статами, а шмотками. Также прекрасно то, что каждая такая вещь хоть как-то да отражается на облике Исаака, и ближе к концу игры, наблюдая под своим управлением красноглазое, зубастое, мохнорыло-рогатое нечто в очках и с бантиком, даже играть особо не хочется, а хочется чтобы оно просто ходило/летало туда-сюда по экрану, иногда давая залпы из всех накопленных к тому времени орудий. В общем, услада глаз «тупого манчкина».
Третья группа предметов бывает двух типов – карты и пилюли. Карт всего около двух десятков. Каждая вызывает вполне конкретный и поначалу неожиданный эффект. Можно со временем их все запомнить, а можно сразу посмотреть известно где [незаметно тычет пальцем в сторону интернета]. Эффект пилюль генерируется каждую новую игру по-разному, но если игрок уже использовал пилюлю такой расцветки, то и в следующий раз в этой игре эффект будет такой же. Т.е. если я на первом уровне использовал сине-белую пилюлю и получил свой любимый эффект «взрывная диарея», то подобрав такую же пилюлю на четвертом уровне, я уже заранее знаю, что мне несказанно повезло.
Многие уже догадались, что геймплей прост, как три копейки – заходим в комнату, закрываются двери, зачищаем комнату от монстров, открываются двери, собираем ништяки, идем в следующую комнату. Комнаты можно проходить в любом порядке, с оглядкой на структуру уровня и наличие дверей. Каждый раз уровни генерируются по-новому. На каждом уровне (за исключением нескольких последних) есть комната-сокровищница – без врагов, но с гарантированным призом разной степени полезности, комната-магазин, секретная комната, которая открывается только взрывом стены в нужном месте (вычисляется по определённому нехитрому алгоритму) и комната с боссом, которая знаменует окончание уровня. Также встречается еще три вида комнат, которые лучше обнаружить самому в процессе игры.
По поводу важнейшей RPG-составляющей стоит сказать, что NPC один на всю игру, при этом он не произнесёт ни слова, и его при желании можно подвзорвать, дабы разжиться лутом. That’s what I call fucking good RPG!!!
На первых уровнях игра подкидывает небольшие головоломки в виде раздумий, как грамотнее всего распорядиться небогатым арсеналом бомб и ключей, чтобы вскрыть как можно больше сундуков и дверей. Стоит помнить, что возврата на старые уровни нет, и пропустив большую часть сокровищ в начале, можно смело сливать воду и начинать по новой – ближе к финишу хилого Исаака порвут в лоскуты. Поэтому имеет смысл вначале открыть все комнаты, убить босса, а лишь затем смотреть, что и где взрывать, что и чем открывать.
После всего вышеизложенного про графику говорить даже как-то слегка неудобно, настолько она здесь не имеет значения. От игры не отвлекает, нарисовано всё аккуратно и с вниманием к мелочам. Заставки между уровнями о том, как нелегко жилось Исааку, и как его все угнетали – так те вообще шедевральны. С некоторым удивлением обнаружил, что на машине образца начала 2008 года которая достойно тянет Bulletstorm с высокими настройками графики, все это хозяйство на последних уровнях, когда главный герой носится по экрану как ненормальный и лупит во все стороны как пулемет, а орды монстров отвечают тем же, начинает явно тормозить. И это с учётом смешного разрешения!
Музыка отличная – в меру драйва, в меру трагизма. Мне, например, сразу вспомнилась старая игрушка Comix Zone – очень похоже. Желание выключить не возникает ни разу, а возникает желание сделать погромче, чтоб, значит, джибсы от монстров веселее летели по углам.
Подводя итог, хочется задать вопрос: сколько ты готов уплатить за не один десяток часов шикарного геймплея с регулярными выбросами адреналина? Когда на последней мигающей половинке жизни добиваешь босса, помня, что одно неверное движение – и вновь увидишь стартовый экран? Тысячу рублей? Пятьсот? Ладно, делая скидку на инди-проект – триста? Так вот, на Стиме игру отдают за 99 рубликов. Три доллара – и ты честный, законный обладатель прекрасного образца современного игрового искусства. Слышишь топот ног? Это более расторопные читатели уже рванули за своей порцией наркотика.
> а ведь тупые консольные игроки привыкли к такому давным-давно, и когда появилась возможность сэйвиться, это было воспринято как откровение
Те игры которые были совсем без сэйвов были относительно короткие или имели систему паролей на каждый уровень. А то что было подольше уже сохранялось в энергонезависимой памяти картриджа. Это я про 16-битки говорю - Мега Драйв и Супер Нинтендо.
Чувак, по-моему, собрал и классифицировал вообще все воспоминания, связанные с этой приставкой. Снято адски, но бывшим детям из бедных семей, для которых ПК в середине 90-х был пределом мечтаний, и которые весь этот дурдом проходили вживую, будет очень забавно посмотреть.
> Те игры которые были совсем без сэйвов были относительно короткие или имели систему паролей на каждый уровень. А то что было подольше уже сохранялось в энергонезависимой памяти картриджа. Это я про 16-битки говорю - Мега Драйв и Супер Нинтендо.
Пытался контру хардкорп пройти всеми путями хоть раз? Короткие, мой осёл!
Кстати - вопрос знающим:
"Binding of issac" - корректно переводить дословно как "связывание иссака"
Или в соответствии с устоявшимся в Русском языке названием знаменитого библейского сюжета - "жертвоприношение иссака"
Автор, не из 3 кусков мяса, а из 4. Кусок дается за каждого всадника апокалипсиса. И единственная возможность убить всех, найти Книгу откровений Иоанна Богослова.
Насчет сейвов - то,что было хорошо во времена школы, с кучей свободного времени, далеко не хорошо когда времени на игры часов 5 в неделю, ибо мама больше денег почему то не дает. Так что тоже пас, уж лучше с сейвами.
Очень напомнило игрушку где робот также ходит по комнатам и каких-то насекомых валит. Точно также в комнату зашел, двери закрылись, пока не перебьешь всех не откроются. Не могу сказать что прям дико залипал, но затягивает) Но вот бесплатно только несколько первых уровней, а потом плати... Я пожлобствовал.
[с содроганием вспоминает китайский картридж Shining Force без батарейки внутри] Приставку не выключал на ночь. Так и не прошел. Паролей там, понятно, не было.
Причем после того, как дошли и убили боса, картридж с игрой (или просто плата без коробочки) не разбивалась о стену, а бережно укладывалась в коробочку, что бы быть еще раз пройденной, а бос еще раз забитым!
> Причем после того, как дошли и убили боса, картридж с игрой (или просто плата без коробочки) не разбивалась о стену, а бережно укладывалась в коробочку, что бы быть еще раз пройденной, а бос еще раз забитым!
Чтобы поменяца на другой картридж. У нас на раёне целая сеть была обмена, и база данных у кого какие игры есть.
> Те игры которые были совсем без сэйвов были относительно короткие или имели систему паролей на каждый уровень.
напомнило исповедь одного игрока в ELITE на спектруме, пытавшегося ее пройти с неработающими сейвами, играли они с товарищем неделю, нон стоп, сменяя друг друга вахтенным способом, один спит второй играет, и через неделю у них сгорел блок питания XD
Если я правильно припоминаю (а скорее всего правильно, немного тогда было игр с батарейками) то да, Shining Force тоже напарывался, просто косячный картридж, батареку что ставь что не ставь не работало сохранение :) Но мы прошли. 2 суток убито подряд было но пройдено.. такая радость была что там уж.. А потом нашли норм картридж с сохранялками и прошли не спеша..
А по игре - любетелям хардкора самое оно. Если они есть еще, любители хардкоров..
> "Binding of issac" - корректно переводить дословно как "связывание иссака"
> Или в соответствии с устоявшимся в Русском языке названием знаменитого библейского сюжета - "жертвоприношение иссака"
Естественно, жертвоприношение.
Это же не просто набор слов из словаря, а культурный референс.
> > напомнило исповедь одного игрока в ELITE на спектруме, пытавшегося ее пройти с неработающими сейвами, играли они с товарищем неделю, нон стоп, сменяя друг друга вахтенным способом, один спит второй играет, и через неделю у них сгорел блок питания XD
Я помню: у меня магнитофон сломался и пока не починил его, я комп неделю не выключал :))
Игра - отличная. Поиграл в пиратку, выдавил скупую слезу, залез в стим и накупил. Цепляет так, что многим кол оф дюти не снилось. Ну и фактор случайности даёт о себе знать. Шедевр.
Оффтоп.
Не знаю пропустят ли ссылку, всё ж реклама, хотя без корыстных целей :)
Сейчас в прямом, так сказать, эфире будут казать финал Чемпионата России по игре Shogun 2: Total War, в дисциплине Аватар 2x2 игрока.
Идёт оно с комментариями, смотреть прикольно :)
Фанатам серии будет однозначно интересно, любителям стратегических игр, по какому-то недоразумению не знающим о серии Total War так же рекомендую к просмотру, т.к. Shogun 2, пожалуй, лучшая стратегия уходящего года :)
PS1 в девяностых была роскошью - как ни как приставка нового тогдашнего поколения, рвал ее только писюк с вудой на борту. Массовость она получила как раз в самом конце девяностых-начале двухтысячных, когда ее начали более-менее возить и продавать похабным образом "русефецированные" диски на рынках.
В магазина Steam новая ценовая политика для стран СНГ -- цены сделали намного ниже мировых, да плюс еще и регулярные скидки и распродажи. Фактически заставляют покупать игры за недорого!!!
После написания статьи разрабы выпустили апдейт на Хеллоувин - новый чар, новые враги, новые боссы, новый шмот, новый левел, новое всё. Плюс через пару дней накатили фикс - убрали пару явно читерских комбо и разные мелкие баги. Стало еще круче.
> Камрад Видий, ты бы не мог дать свое определение понятию "rogue-RPG"?
Вид РПГ, в котором ролевая механика сильно упрощена. В роглайках упор делается в первую очередь не на "отыгрыш роли", а на боёвку и эквип/кач персонажа. Уровни и карты обычно генерируются каждую игру по-разному, что резко повышает реиграбельность.
> Автор, не из 3 кусков мяса, а из 4. Кусок дается за каждого всадника апокалипсиса. И единственная возможность убить всех, найти Книгу откровений Иоанна Богослова.
На момент написания статьи собирал Митбоя максимум из трех кусков. Из четырех собирается Супер Митбой. В сабж не играл, потому разницу вижу слабо.
Про книгу не знал. Т.е. до нахождения книги шанса встретить всех четырех всадников нет?
Есть финт с кошкой и бомбами - при благоприятном стечении обстоятельств, можно набить кусков мяса уже на первом всаднике.
> 2 раза уже у Мамы сердце вырезал и всё никак к Дияволу не попаду.
> А проходить всю игру с лопатой лень. Вот и спрашиваю есть ли другие способы.
Не сталкивался с такой проблемой. У меня даже два люка открывалось, если не ошибаюсь - один в комнате с сердцем, второй в дьявольском магазине. Хочешь - в один прыгаешь, не хочешь - в другой.
Возможно, в Шеол пускают только после десяти прохождений. У меня к моменту выхода апдейта прохождений было с лихвой.
> Да там все прохождение занимает около часа. Статистика в стиме говорит, что я прошел игру полностью 10 раз за 50 часов, но я во время игры часто ставлю на паузу и отвлекаюсь на другие дела.
К моменту выхода апдейта у меня было наиграно не более 30 часов и открыты все ачивки кроме четырех - безуронное прохождение пещер, глубин и вомба, а также 100% игры.
Лично я готов заплатить за фичу - вернуться на старый Стим.
Мне дешевле не надо, я не хочу в локализации играть. Плюс этим введением отрубили игрушки которые у нас теперь только диском купить. Мне вот диски нахер не надо, еще и локализованные.
В свойствах игры в стиме ставишь предпочитаемый язык "английский" и все игры (ну из тех что я пробовал, все) качаются на английском. Точно работает на последней колде, dead island, hard reset, rage
>Плюс этим введением отрубили игрушки которые у нас теперь только диском купить. Мне вот диски нахер не надо, еще и локализованные.
Если есть надежный товарищ за рубежом, то можно попросить его купить игру для тебя в подарок. Как вариант. Например на Украине есть некоторые игры, которых нет в русском стиме.
> а ведь тупые консольные игроки привыкли к такому давным-давно, и когда появилась возможность сэйвиться, это было воспринято как откровение
Вот-вот... А как известно большинство консольщиков - живут в америкосии, отсюда неудовлетворенные нормальными ПК играми амбиции, которые после поступления в сшаную армейку имеют своё отражение на странах третьего мира. Отсюда всё зло в мире... Консоли - корень мирового зла! ]:E...
Из-за проблем с договорённостью 1С и зарубежного издателя(Бетезка вроде?), ни скайрим, ни новые фаллауты в Стиме купить нельзя.
А про Денди, "Робокопа" с повторяющимся босом я до сих пор помню. Это был первый катридж который отец взял в аренду после покупки приставки (купить катридж денег уже не хватило). Как же я тогда ругался ... Я этого боса раз 20 подряд убивал в надежде что может он таки пройдётся.
И вообще, именно благодаря непереведённым играм я выучил базовый английский за пару месяцев самостоятельного обучения.
Поди и английский то из за такой дискриминации выучил?) Кстати без шуток, один знакомый начал всерьез учить английский из-за головоломки в каком то из майт энд мейджиков.
> Поиском в магазине не ищется, тем не менее я играюсь в стимовскую версию.
она у тебя ритейловая. с нимивсякие замороки типа региональной защиты ограницения по языкам и так далее не у всех но все таки. в цифровых магазах именно такие и продают причем во всех в которых я покупал. они на англицкий переключаются?
> Кстати без шуток, один знакомый начал всерьез учить английский из-за головоломки в каком то из майт энд мейджиков.
я всерьез заморачиваться начал как ко мне "салун на перекрестке времен Кэллахана" попался.
> Поди и английский то из за такой дискриминации выучил?) Кстати без шуток, один знакомый начал всерьез учить английский из-за головоломки в каком то из майт энд мейджиков.
Пока играл на 8-16 битах, вполне обходился без знания языка. Пацаны во дворе рассказали, что означает "ортионс", "лифе" и "континуе", а остальное было не понятнее китайских иероглифов. Даже первые пройденные "РПГ" на Сеге - Beyond Oasis и Light Crusader (кстати, шикарные игры) не требовали знания английского. Phantasy Star была по-хардкорнее, но и там методом тыка можно было справляться.
А вот Final Fantasy 7 на первой соньке пришлось проходить со словарем, медленно, но верно - уж очень интересно было, о чем герои говорят.
Так начал учить английский.
> в целом не умеет, само собой, но несколько смешных моментов есть :)
Я тоже начинал смотреть скептически, но пару дней пересматривал потом. У меня то Денди была (в виде китайского клона Zhiliton) но игр было мало и поменять было мало у кого :( Там еще Dendy Chronicles три части рядом лежат - про мега игру Супер Марио. Рекомендую.
Шикарная игра. Я правда прошёл её уже на эмуляторе, на одном дыхании, мало что понимал но это особо не мешало. Помню году в 2002-м попался мне в лотке компакт со сборкой из примерно 500 (!!!) ромов игр для Мега Драйв и еще досовскими эмулями. Ох помню я эти игры сортировал, что-то откладывал на потом, что-то играл сразу, распечатывал списки на свежекупленном принтере..., и главное глаза разбегались - не мог никак решить на что кидаться.
> а по-моему этот фильм неумелый рип-офф с выпусков Angry Videogame Nerd на gametrailers.com
Это скорее наш ответ зажравшимся АВГН-щикам, там даже титры английские приделаны. Там в каментах кстати один американец чувака жалел, сказал что ему сорри, приглашал в США )))
Как купил картридж, который с батарейкой шел, играл в игру не отрываясь месяц. Проходил каждый день, ложился спать, просыпался, проходил, ложился спать, повторить много раз. Благо были летние каникулы. Облазил каждый закоулок, нашел забавный глюк - возможность пройти игру не спасая Ифрита. Надеялся, что в заключительном ролике его не покажут, типа альтернативная концовка ) Игра, кстати, подглючивала в местах, где по сюжету должен был Ифрит появляться, но пройти себя дала. Ифрит, зараза, в конце появился таки.
Кто помнит, то в игре, для того чтобы пройти дальше по сюжету надо спасти Ифрита, который своими огненными ударами разрушит преграждающую проход ледяную глыбу. В игре же есть секретный данж на 100 этажей, находится в лесу слева от замка. Проходить его полагается ближе к концу игры, когда ты уже прокачан, с оружием годным потому как там орды врагов с босс в конце не слабый. Но, где наша не пропадала. В самом начале игры прибежал в этот лес, бегал несколько часов по кругу в нем, рубил монстров - качался. Если не подводит память, докачался до 70+ уровня и полез внутрь со своей начальной ковырялкой, прошел. Целью был огненный меч, выпадающий с босса, которым я глыбу льда и разбил. Ощущение было, будто хакнул сервера Пентагона ;)
> а ведь тупые консольные игроки привыкли к такому давным-давно
Тупые консольные игроки! Ха! Вот где хардкор http://en.wikipedia.org/wiki/Treasure_Island_Dizzy Никаких сейвов, никаких полосок здоровья, одна жизнь, и ту потерять можно просто неправильно переставив инвентарь!
Для тех кому кажеться не очень играть без сейвов, одно прохождение занимает 40 - 60 минут, скорее всего с первого раза не получиться, попробовать пройти пару раз можно и за час, много времени не потеряете, а сохраняться в такой игре нет необходимости, в этом вся прелесть.
> бугого
>
> а ведь тупые консольные игроки привыкли к такому давным-давно, и когда появилась возможность сэйвиться, это было воспринято как откровение
Помню проходил я с отчимом на ПС1 Дьяблу первую, из-за неисправности приставки сейвиться было нельзя, игра зависала и приходилось начинать всё сначала. Такого драйва ни одна игрушка в дальнейшем не доставила, как и такого облома, когда после 12 уровня подземелья, в 1-2 часах от Дьяблы, угораздило засейвить результат и игра зависла.
> Диззи был коротким и несложным, но я его еще и с читами играл!
Dizzi на Спектруме! 9 частей! Я с книжкой проходил!
Ни один не прошел - последнее задание "собери 100 монеток на проезд/вишенок на торт/еще чего то там" выполнить не смог.
Еще был Cеймур, там я не смог собрать 30 статуэток Оскаров.
С товарищем проходили что Beyond Oasis, что Light Crusader без сейвов - не знали про батарейку. В принципе такое понятие как "сейв" нам тогда было незнакомо, потому переживали не особо. Когда чуток позже узнали из журналов про батарейки - удивлению не было предела. То, что картридж полностью запоминал игровой процесс вплоть до количества жизней, обвеса и боеприпасов - казалось чудом.
> Поди и английский то из за такой дискриминации выучил?) Кстати без шуток, один знакомый начал всерьез учить английский из-за головоломки в каком то из майт энд мейджиков.
>
Была на спеке такая Heavy on the Magic. Вот с неё - то я лично и начал учить буржуинский :)
На вкус, как говорится, и цвет <s>все фломастеры разные</s>. По мне так - тошнотворное зрелище. Все эти слезищи-соплищи-говнищи-кровищи, даже с закосом под иронию - вообще не торкают. Игрывал я в игрушки, где внутренности по стенам разлетались - как-то это там было менее неаппетитно. В этом жанре я лучше в Hero's Arms поиграю на бесплатных флэшовых сайтах. Вроде и жанр тот же, но насколько иные эмоции вызывает - не передать.
эхх, вспомнить чтоль детство золотое и скачать? Где вот только время взять играть непонятно, в ведьмаке втором уж полгода дальше первой главы пройти не могу, всё некогда!
Отличная рецензия. После прочтения незамедлительно приобрёл игру. И что характерно, не пожалел.
К вопросу о времени на прохождение от себя могу сказать следующее. Статистика стима говорит, что эпилог я осилил примерно за 6 часов, проведённых в игре. Поначалу умирал часто и даже не мог добраться до последнего уровня, но в результате и мобов изучил, и плюшки стали падать более крутые.
После эпилога появилось чувство некоторого разочарования, потому что игра оказалась короче, чем я рассчитывал. И я уже подумал, что дальше будет только повторное перепрохождене с вариациями с целью открыть все достижения, как оказалось, что игра-то ещё не пройдена.
После эпилога дошёл до сердца и вырезал его за один заход, но заняло это без малого 2 часа времени. Значительно дольше, чем я рассчитывал. Не смотря на то, что это был, не забег по прямой, а планомерное вычищение всего, что есть на карте.
В итоге 8 часов уже проведённых в игре – не жалко. И будет проведено ещё не мало, потому что, как тут в каментах пишут, оказывается после утробы можно спуститься ещё глубже. (Womb, кстати, здорово нарисовали. Очень напомнило ад из первой диаблы.)