Третьего дня выдался случай совместить приятное с полезным – то есть, работу с отпуском – и посетить с оказией столицу мирового зла, Московию. Cам я с младых ногтей был вскормлен её кровавыми пайками – отец мой по долгу службы угрожал ядерной дубиной всему цивилизованному миру, за что беспощадная тирания снабдила его квартирой и продуктовым довольствием из чёрной икры и нажористой тушонки «Великая китайская стена». Тоталитарное детство было так ужасно, что чёрную икру после развала СССР я ел ровно два раза. В начале девяностых мы переехали в Харьков, подальше от надвигавшейся бури. Хоть Харьков и город, где я родился, но на Москву у меня импринтинг – против рефлексов не попрёшь. Волею судеб, с момента нашей последней встречи прошло больше 10 лет. И за эти 10 лет Родина внезапно стала для меня этим самым – «За бугром», а к Украине любви так и не случилось. Так что вот вам мой недоэмигрантский взгляд на столичные чудеса.
По призванию я – игровых дел мастер, с чем и была связана первая, деловая, часть поездки. В рамках оной было запланировано посещение конференции, посвящённой социальным играм. Вечером вторника, в составе оперативной группы, я прибыл на Курский вокзал и никем неузнанный скрылся в метро.
Первое, чем встретила Москва – группой молодых кавказских юношей, которые вели себя крайне вызывающе. От юношей держался на расстоянии, думая про себя, что в Харькове бы за такие номера без затей бы пробили в рыло. Выбравшись из подземелий, в состоянии аффекта от воссоединения с Родиной попытался занести бабла на восстановление храма Усекновения Головы Иоанна Предтечи, но щель в ящичке была сделана таким образом, что рубли туда не пролезали решительно никак. То ли ТНБ не хочет моих денег, то ли щель предназначена только для доллярумов. Разбив лагерь в отеле и доев остатки дорожного сала, предался тревожному сну, ибо день предстоял насыщенный.
Проходила конференция в специально оборудованном для таких дел центре, расположенном в здании фабрики Красный Октябрь. Неподалёку находилась та самая Болотная, а в лабиринтах самой фабрики был замечен офис телеканала «Дождь». С известной певицей ртом Земфирой Рамазановой свидеться не довелось – возможно, уже освоила лыжное дело. Зато был обнаружен секретный кондитерский магазин. Конфетами класса «Батончик» родители бездушно ставили на мне опыты по Павлову: каждый день за хорошее поведение в детсадике мне полагалась такая конфета. А за плохое, соответственно, не полагалась. Что, само собой, привело к ужасающей психологической травме. Немедленно закупил полкило известной продукции на пробу и впопыхах заснял скульптурную композицию «Монстро» автора Церетели. Конфеты оказались лишь чуть-чуть хуже прежнего, а вот солнце больше за шесть дней моего пребывания в Москве так и не появилось. Посему, камрады, не серчайте – фотоснимки про поездку будут так себе: мало того, что камера старая и руки кривые, так ещё и свет был строго сумрачный.
По завершении конференции, спровадив коллег на поезд и уничтожив следы своего пребывания в отеле, я переметнулся на явочную квартиру в ближнем Подмосковье. Родственников, знакомых и друзей в России у меня всё ещё больше, чем в Украине – а ведь уже 20 лет прошло. Это не говоря о проверенных камрадах из контрреволюционного движения, встреча с которыми и была намечена на следующий день, 23 февраля. Для секретности эта операция получила название «Четверьх». Как и всякие уважающие себя контрреволюционеры, для встречи мы выбрали контрреволюционный митинг товарища Кургиняна. На подходе к митингу была заснята Тёмная Башня и кровавые псы режима возле фургонов с надписью «ХЛЕБ».
Перед залазом в толпу митингующих был пропикан на рамке металлодетектора. Это одно из отличий, которые бросаются в глаза — повсеместные рамки в общественных местах. Сердце кольнуло — учитывая, какими событиями вызвано их появление. Сложив все свои ножи в спецкоробочку, пробрался к митингующим. Организовано всё было на твёрдую пятёрку – стояли стройно, кричали слаженно, умело раздавали агитацию При мне сотрудники в штатском вывели за пределы митинга двух неадекватных граждан – во избежание провокаций. Говорили с трибуны, в общем-то, строго по делу, злые и правильные слова – аудитория была невелика, но, как показывает опыт команданте Че – лучше небольшой отряд беззаветно верных делу львов, чем стадо болотных баранов.
Народ собрался самый разный – и стар, и млад.
Также были замечены Яшка из Неуловимых и перуанские ниндзи, да и вообще – интернациональный состав был представлен богато.
Среди митингующих было подозрительно много никонистов. Что, я считаю, знак. Никон – оружие пролетариата! Долой гегемон Сanon! Ура!!!
Опознав в толпе камрадов, обменялся с ними условными знаками «Ку» (два раза). От души задубев на холодном ветре за левое дело, мы без промедления выдвинулись в кабак, для укрепления сил в борьбе с загнившим империализмом. Выдвинулись на отличном пролетарском болиде марки «мерседес» и питались в кабаке тоже не то, чтобы скромно. Хотя и место располагало – пол устлан лепестками роз, плов сервируют прямо при тебе, а в сортире добрым голосом читают сказки. Словом, сплошное декаденство и разложение, мне не понравилось!!!
Завершилась операция «Четверьх» триумфальным посещением спецпоказа фильма «Призрачный гонщик-2» в правильном переводе. Главный – точно такой, как нам рассказывали на спецкурсах шавкопигмеев в Гоблинюгенде: ростом с шестиэтажный дом, изо рта вырывается пламя, слово скажет – будто гром гремит, а если глянет на кого подольше – тот и валится замертво! Зажмурившись от ужаса, подбежал и взял автограф – в ч0рный секретный блокнот джигита, ясное дело.
Перевод – отвал башки, владение голосом у Главного – отличное. Шутка про ценителей Николаса Кейджа до – и момент с огнемётом во время фильма – ураган, ржал в голос. Смотрел кино вообще не отвлекаясь на русский текст, что со мной бывает крайне редко – сам я английский знаю неплохо, ещё в раннем детстве вымогал у изумлённых московских интуристов забугорную жвачку. В процессе посещения спецпоказа камрадом Борисычем были сделаны адские фотки меня с камрадессами и приглашёнными девушками. С двух Cannon 5D mark II, по-македонски!
Совершенно обессилевший, но страшно довольный передал контрабандное сало лидеру рязанской ячейки и отбыл в расположение временной базы. Операция «Четверьх» прошла успешно, камрадам – моё почтение. Было круто!
Очнувшись в пятницу и вспомнив, каким из фальшивых паспортов надо пользоваться в этот день, я отправился изучать Москву и достопримечательности. Поскольку по месту высадки десантного транспорта находилась Поклонная гора, решил посетить музей Великой Отечественной Войны. Обратно сдав на входе личное оружие и нацепив браслет, позволяющий вести фотосъемку, отправился в рейд. Здание музея в отличном состоянии, мониторы с тачскринами хоть и работают через один – содержат множество интересной информации – ну и товарищ Сталин на месте, что радует.
Надо сказать, что зал с Книгами Памяти производит впечатления ударом мешка по башке. И хотя бы здесь братские народы не грызут друг другу глотки, а мирно отдыхают рядом – после величайшего подвига за всю историю человечества.
Неменьшее впечатление производит и Зал Героев. Фотографировать Зал Героев физически не смог. Зато вёл фотохронику некоторых экспонатов. Вот, например, блокнот журналистки ИТАР-ТАСС с заметками, сделанными во время Нюрнгберского процесса.
А вот – посвящённые Победе рисунки советских детей, переживших Войну.
А вот – коллекция фантиков от конфет, шоколадные обёртки и самодельные ёлочные игрушки того времени.
А вот – две куклы, весёлые – Гитлер и Муссолини, которые использовались в сатирических спектаклях полевого кукольного театра.
А вот – кукла и плюшевый медвежёнок из концлагеря Майданек. Они тоже весёлые. Если отвлечься от чёрного, липкого ужаса – можно услышать тихий детский смех.
Эмоции в себе давил нещадно – да я, как бы, и не гимназистка вовсе – но на панораме Блокады пробрало до позвоночника.
Передать словами ощущение от присутствия рядом с такими экспонатами тяжело. Как будто История – это исполинское живое существо – и сейчас оно на тебя смотрит. Посещением остался доволен, в крутых раздумьях выдвинулся бродить по Москве.
Главное впечатление, оставшееся от Москвы – это чувство свободы. Широкие улицы, громадные дома, просторные станции метро – и личное пространство у людей минимум в два раза больше, чем в том же Харькове. За счёт этого, даже двигаясь в многотысячном людском потоке, я себя чувствовал вполне комфортно. За всё время отпуска так ни разу и не попал ни в московскую пробку, ни в московскую подземку в час пик – совпали праздники и выходные. Хотя вряд ли они сильно бы повлияли на это чувство свободы. Вошедшие в легенду тупорылые злобные зажравшиеся москвичи на проверку оказались расслабленными, но в то же время целеустремлёнными людьми, удивительно отзывчивыми и — интеллигентными, что ли? — в хорошем смысле этого слова. Причём общался я с человеками совершенно разными и незнакомыми. Хотите увидеть тупорылых и злых – приезжайте в Харьков. Узнаете, почему я ношу с собой столько ножей, например.
Второй момент – Москва, конечно же, богатый город. Потоки баблоса буквально можно ощутить кожей. И это классное ощущение – когда в городе есть деньги, возможности их заработать и тысяча способов с толком их потратить. Ещё у столицы – удобный интерфейс. Конечно, очень трогательно выглядят вручную налепленные стрелочки «Вы здесь» на схемах метро. Неправильно сделаны навигационные щиты в историческом центре – красиво, но абсолютно неинформативно. Но я всегда попадал туда, куда мне надо в нужный срок — без бумажной карты и гуглфона. Все эти электронные кассы на вокзалах, информационные терминалы в книжных магазинах, бесплатные телефонные будки, вай фай в автобусах и метро – отлично и удобно. Единственное большое нарекание – табличек с названиями станций из электрички не видно вообще ни хрена, хоть сидя, хоть стоя. Это досадное упущение. В целом, Москва – прекрасна. Не пролюбите свой город, дорогие москвичи.
Вдоволь набродившись, завернул в Макдональдс. От коллег из дизайнерского батальона дошли слухи, что двойной чизбургер заказать абсолютно невозможно. Ужасные слухи подтвердились – ни на «дабл», ни на «двойной» девушка никак не среагировала. Пришлось давиться обычным одинарным чизбургером, а потом уже и в цирк было пора. Поэтому стремглав метнулся в Кремль!
В очередной раз сдав ножи – теперь уже вместе с рюкзаком и фотокамерой – отправился в Кремлёвский дворец на просмотр представления Zarkana канадского Cirque du Soleil. В детстве я посещал ужасающие по цинизму Новогодние ёлки в Кремлёвском дворце. Испуганных детей под воронеными дулами автоматов свозили отовсюду в бетонную мышеловку, где заставляли водить хороводы и петь осанны коммунистическому режиму. Некоторых детей, которые плохо пели, исполнял на месте лично Дед Мороз – понятное дело, переодетый палач из КГБ. Эти светлые воспоминания я на всю жизнь пронёс в своём сердце. Да и о посещении представления Цирка Солнца мечтал добрых десять лет. Поэтому ощущение праздника крепко взяло ещё на подступах – и уже не отпускало. Фотографировать на представлении всё равно было нельзя («Вспышка – акробату крышка!»), поэтому о потере камеры не жалел. Жалел о том, что не взял билеты в красный сектор – смотреть на это действо, конечно, надо вблизи. С моего Mezzanine C было видно, впрочем, достаточно неплохо для того, чтобы, во-первых, понять, что если это и Гару – то явно не в голосе, а во-вторых – до трёх раз охренеть от происходящего. Чисто идейно Zarkana — не самое сильное представление Цирка Солнца, но зрелище – на все деньги. Прикупив на выходе фирменный клоунский нос, отправился строчить рапорт в тайное логово. Пятница удалась.
Суббота и воскресенье прошли во встречах и в ходьбе. Невзирая на снегопад пять дней подряд – было достаточно тепло, поэтому ходил много и бессистемно – просто наслаждаясь самим процессом. Фотографировал всякое.
В ГУМе посетил Исторический туалет. Даже 100 рублей за вход не смогли сдержать адского интереса к козырному сортиру – не только, впрочем, эстетического. После справления нужды сортир немедленно заснял – на память потомкам.
Под руководством аборигенов запечатлел Сити. Честно говоря, ожидал, что небоскрёбов в Московиях за 10 лет накопится поболе, но и эти – вполне ничего так смотрятся, на мой провинциальный вкус.
Всего, за время пребывания в Москве, я встретил камрадов и старых товарищей из Краснодара, Рязани, Воронежа, Ярославля, Сургута, самой Москвы – и это даже не половина географии знакомств. Просто те люди, с которыми удалось свидеться в этот раз. И это невероятное везение – встретить их всех, для меня теперь – забугорных.