1) Станьте исполнительным продюсером или директором, в общем, человеком, непосредственно организующим съемочный процесс. Нежелательно устраиваться работать на коммерческие проекты, предназначенные для крупных телеканалов, или некоммерческие, но спонсируемые олигархами, — здесь расход средств контролируется достаточно строго. Начинайте с малого: дебюты, детское и документальное кино, артхаус, финансируемые Минкультом, — то, что нужно (министерство не проводит аудита проекта, продюсер просто должен сдать в Госфильмофонд киноматериал, формально отвечающий крайне простым техническим требованиям).
2) Умелое завышение сметы и благоприятное стечение обстоятельств позволят вам увести налево до 70 процентов от бюджета фильма (на игровую картину Минкультом выделяется до 27–28 млн рублей, на документальную – до 14–15, но обычно гораздо меньше – 1–5 млн). Не беритесь за камерные драмы, действие которых происходит в четырех стенах. Залог вашего благополучия — костюмно-патриотические (что мешает выдать полиэстер за шелк?) сказки с массовкой (мертвые души), декорациями (строительство — вообще прибыльный бизнес) и, если повезет, экспедициями вглубь России или даже на Крайний Север. Не пренебрегайте крупной техникой — одна смена работы операторского крана, например, стоит приблизительно 30 тысяч рублей, а кто узнает, сколько их было на самом деле? Поднаторев в профессии, можете смело идти в одну из семи студий-мейджоров (а скоро их станет десять!), получающих поддержку от государства (см. пункт 9), или организовывать съемки для телевидения — опытному руководителю, умеющему эффективно наладить производственный процесс, обычно прощают мелкое воровство.
Кинопроизводство, в отличие от кинопроката, считается в России убыточным. Однако дело это вполне процветает — в 2011 году, например, у нас было снято порядка полусотни игровых картин (включая короткий метр). Как и на что живут люди, снявшие все эти фильмы? На условиях анонимности ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ поговорил с режиссерами, продюсерами, инсайдерами российского кино и составил инструкцию для новичков, желающих преуспеть в кинобизнесе и не боящихся административной, а также уголовной ответственности.
1) Станьте исполнительным продюсером или директором, в общем, человеком, непосредственно организующим съемочный процесс. Нежелательно устраиваться работать на коммерческие проекты, предназначенные для крупных телеканалов, или некоммерческие, но спонсируемые олигархами, — здесь расход средств контролируется достаточно строго. Начинайте с малого: дебюты, детское и документальное кино, артхаус, финансируемые Минкультом, — то, что нужно (министерство не проводит аудита проекта, продюсер просто должен сдать в Госфильмофонд киноматериал, формально отвечающий крайне простым техническим требованиям).
2) Умелое завышение сметы и благоприятное стечение обстоятельств позволят вам увести налево до 70 процентов от бюджета фильма (на игровую картину Минкультом выделяется до 27–28 млн рублей, на документальную – до 14–15, но обычно гораздо меньше – 1–5 млн). Не беритесь за камерные драмы, действие которых происходит в четырех стенах. Залог вашего благополучия — костюмно-патриотические (что мешает выдать полиэстер за шелк?) сказки с массовкой (мертвые души), декорациями (строительство — вообще прибыльный бизнес) и, если повезет, экспедициями вглубь России или даже на Крайний Север. Не пренебрегайте крупной техникой — одна смена работы операторского крана, например, стоит приблизительно 30 тысяч рублей, а кто узнает, сколько их было на самом деле? Поднаторев в профессии, можете смело идти в одну из семи студий-мейджоров (а скоро их станет десять!), получающих поддержку от государства (см. пункт 9), или организовывать съемки для телевидения — опытному руководителю, умеющему эффективно наладить производственный процесс, обычно прощают мелкое воровство.
3) Обзаведитесь связями в экспертном совете Минкульта, распределяющем госдотации на некоммерческое игровое кино, и начинайте продюсировать собственные фильмы. Будьте готовы отдать в качестве отката от 20 до 50 процентов полученной от министерства суммы. Внимательно изучите кинокартину «Перемотка» или хотя бы «Самый лучший фильм 3-ДЭ»: так вы сможете с минимальными затратами снимать то, что, в принципе, можно назвать фильмом. Не парьтесь со звуком и спецэффектами — все равно ваше кино никто никогда не увидит.
4) Овладевайте искусством построения «пирамиды»: дыры в бюджете первого фильма латайте за счет средств, выделенных на следующий проект, — и так далее, пока не случится катастрофа. Не волнуйтесь за имидж: благодарный режиссер возьмет всю вину на себя.
5) Осваивайте смежные профессии сценариста и композитора. В крайнем случае, пусть этому обучится ваш супруг или супруга, мама, свекор, тетя. Как продюсер, вы можете честно выписывать себе или близким нестыдные, до миллиона долларов, гонорары за сценарий или музыку.
6) Учитесь работать со сценаристами и режиссерами. Составьте типовой контракт, в котором будут прописаны как минимум 200-процентные штрафы за все, включая оглашение самого факта заключения контракта (подробнее о том, как следует вести себя с режиссером и сценаристом, см. тут и тут). Вовремя избавившись от сценариста (обычно это делается после принятия третьего драфта), вы можете привлечь к «работе над сценарием» третьих лиц (см. пункт 6) и оставить 80 процентов гонорара в семье. Старайтесь иметь дело только с дебютантами — они готовы подписать что угодно, лишь бы их впустили в дивный (как они думают) мир кино.
7) Войдите в состав Единой комиссии Департамента господдержки кинематографии Минкульта (она проводит тендеры на выполнение госзаказов в сфере кино), хотя бы в качестве приглашенного члена. Или станьте экспертом в Экспертном совете по игровому кино (он определяет, кому дать субсидии). Так вы, например, сможете получать небольшие, порядка 1—2 млн рублей, дотации на печать прокатных копий, трейлеров и рекламных плакатов своего потенциального блокбастера, выдавая его за некоммерческое, социально значимое кино. Это удалось Ренату Давлетьярову с «Любовью-морковью-3» — удастся и вам! Помогайте родственникам и сообщникам других членов комиссии выигрывать тендеры — и они помогут вам…
8) Уже устали от мелкого распила и готовы играть по-крупному? Организуйте солидную кинокомпанию, снимите несколько народных фильмов без мата, сцен секса и пропаганды наркомании (любое упоминание этой проблемы может быть сочтено пропагандой), лучше всего — мелодраму о платонической любви власти к интеллигенции или комедию из жизни былинных богатырей. Познакомьтесь с Владиславом Сурковым и вступите в клуб российских мейджоров. Получите от Фонда кино 250 млн рублей. Это официальный размер суммы, которую фонд ежегодно выделяет каждой из студий-мейджоров, впрочем, вскоре такая схема финансирования изменится и деньги фонда будут распределяться неравномерно. Более того, похоже, что это происходит уже сейчас — если верить взломанной переписке гендиректора «Главкино» Ильи Бачурина, на «Август. Восьмого» фондом было выделено аж 420 млн рублей.
9) Часть полученной от ФК суммы сразу же пустите в кинопроизводство, часть (например, половину) положите на год на депозит. Или переложите незаметную пару миллионов из правого кармана в левый, выплатив долг своей же дочерней компании. Снимите кино, используя ранее накопленный опыт (см. пункты 1—8) и пресекая любые попытки воровства уже со стороны подчиненных(см. пункты 1—8). Учтите, что по условиям получения дотаций 5% прибыли от проката фильма — если таковая вдруг будет — придется отдать Фонду кино. Возможно, вскоре эта доля увеличится до 10%.
10) Вы не изобретательны и не амбициозны? Тогда станьте директором кинотеатра и попросту утаивайте от прокатчика часть прибыли, отключив кассу от ЕАИС (так можно увести 15—35 процентов от сборов). Впрочем, даже ее установка не обязывает вас показывать государству все сборы фильма в своем кинотеатре — умелые хакеры есть в каждом городе. И, разумеется, следите за персоналом, ворующим ваши доходы от продажи поп-корна.
Быть продюсером-геем не менее почётно чем геем-журналистом. А там можно и за флешки деньги драть, чтобы фильмы не воровали. И за Wi-Fi тоже, покилобитно.
> Быть продюсером-геем не менее почётно чем геем-журналистом. А там можно и за флешки деньги драть, чтобы фильмы не воровали. И за Wi-Fi тоже, покилобитно.
вот сразу видно главное в статье не увидел.
в смету следует писать покилобайтно, а по факту будут конечно же биты!!!
У нас каждый день на улице один сплошной нескончаемый артхаус.
Надо наверное сделать так. Выставлю пару камер на недельку в окно и буду записывать всё подряд.
Потом сделаю три нарезки методом Монте-карло часов на пять каждая (ну типа три части).
С музыкОй тоже всё просто - у меня вон трёхлетний племянник на детском синтезаторе какждый день что-то наигрывает. Пишем и накладываем.
Прочитал и прослезился - технологии попила у творческих людей сплошь как у нетворческих и быдла! Только масштаб конечно поражает, где там Овальный, 70% бюджета ни на одном реальном проекте в промышленности не уведут
Все как есть написано) Еще один замечательный пункт расходов это графика. Никто ни хрена не знает сколько она стоит. На студиях как правило специалистов по графике нет. Заключаются контракты с привлечением сторонних специалистов.
Еще один замечательный пункт - реставрация старого кино. Ежегодно из бюджета выделяются огромные деньги. Старая пленка сканируется, потом мальчик сидит и за копейки ее типа чистит. Куда деваются остальные деньги - по видимому вопрос к руководству... Причем дело порой доходит до такого маразма как реставрация звука в немом (!!!) кино. Там на пленке записана пианинная партия, которую любой композитор перепишет и переиграет за 2 дня, но нет, надо пленку сканиовать и чистить звук...
> Там на пленке записана пианинная партия, которую любой композитор перепишет и переиграет за 2 дня, но нет, надо пленку сканиовать и чистить звук...
Про чистку и перезапись звука. В последние годы обнаружил, что в советских мультфильмах 50-х годов, которые периодически показывают по телевидению, оригинальная симфоническая звуковая дорожка заменена на синтезаторную. Вот там как раз надо было чистить - а кто-то переписал. Получилось, на мой взгляд, очень плохо - потому что слышно, что это синтезатор.
Хочу машину купить, надо денег [достать]... Кручусь, ищу где бабла [срубить]... Ну, или киношку снять, [распилить] немного лямов... Про [заработать] как-то уже и говорить неловко - что я, доярка, что ли, зарабатывать.
А тут [как заработать] в кино! Сейчас начну читать и конспектировать! Соскучилась по настоящей работе!
Интересно. Я конечно читал, что деньги на Российское кино пилят на стадии съемок, но про масштабы воровства как-то не задумывался. При таких раскладах кому захочется снимать что-то стоящее? По-быстрому состряпал недофильм, забрал процентов 70 бюджета и след. снимай. Зачем заморачиваться?
В общем, очень познавательно ;-)
> У нас каждый день на улице один сплошной нескончаемый артхаус.
>
> Надо наверное сделать так. Выставлю пару камер на недельку в окно и буду записывать всё подряд.
> Потом сделаю три нарезки методом Монте-карло часов на пять каждая (ну типа три части).
>
> С музыкОй тоже всё просто - у меня вон трёхлетний племянник на детском синтезаторе какждый день что-то наигрывает. Пишем и накладываем.
>
> И "бегом в Минкульт" за финансированием.
> Получилось, на мой взгляд, очень плохо - потому что слышно, что это синтезатор.
Нет, камрад, там не синтезатор. Там неимоверное гавнище, я даже не знаю что может издавать такие звуки. Но по смете видимо проходит симфонический оркестр.