— Бытует мнение, что современная молодежь не знает своей истории.
— История, особенно России, — государствообразущий элемент. Возьмите наших историков: Карамзин, Соловьев, Щербатов. Все они были государственникиами. Так уж повелось, что у нас история всегда была историей нашего государства, поэтому оно для нас значит гораздо больше, чем государство для француза, например. И как только оно слабело, у нас начинался хаос: смута 1612 года, гражданская война в ХХ веке, когда сразу 14 государств влезли на нашу территорию и били, резали всех подряд, да и мы сами друг на друга с пулеметами пошли. Так что особое отношение к истории и государству у россиян на генном уровне. И это прекрасно понимают люди, которые пытаются нас развалить. Збигнев Бжезинский всю жизнь потратил на то, чтобы уничтожить Россию. Потрясающий специалист, консультант всех президентов, которые присутствовали при развале СССР. Он понимает, что прежде всего надо уничтожить нашу историю, а начинать надо хотя бы с фальсификации, чтобы отрезать новое поколение от истории. Потому что, если молодые люди знают историю, они будут гражданами и будут понимать свою страну. На неподготовленную аудиторию вылили поток броской навязчивой и агрессивной западной субкультуры. Подверглась изменениям школа, и в первую очередь история. Я вспоминаю, как из учебников, которые начали издаваться при поддержке Сороса, стали исчезать наши герои, наша история как таковая. Помню, как я пришел в ужас, когда в учебнике нашего известного, ныне здравствующего академика исчезла вся русско-турецкая война 1877–78 годов — освобождение Балкан, Шипкинский перевал, оборона Плевны, генерал Скобелев. В Болгарии улицы названы в честь этих событий, а в России ее просто выкинули из учебника и так быстро, что не успели даже карту убрать. Карта войны есть, а материала нет. А советский период! Представьте учебник истории, в котором нет Гагарина.
Что такое история? Как к ней относиться? Почему возникло такое количество желающих ее фальсифицировать и что с этим делать? Поможет ли нам объявленный в России Год истории изменить отношение к своей стране? На эти вопросы мы попросили ответить заслуженного учителя Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), кандидата педагогических наук, учителя истории и обществознания средней школы №33 города Якутска Владислава ГОЛОВАНОВА.
— Владислав Алексеевич, в современной школе учитель-мужчина — редкость. Все ищут работу поденежнее да попрестижнее. Что же вас держит в школе?
— А я считаю ее престижной и очень успешной, да и заработать сегодня учитель может прилично, причем вполне легально. Я пришел в школу в 1979 году из геологии, работал в разведке месторождений полезных ископаемых, зарабатывал приличные деньги. Потом решил для себя получить гуманитарное образование и поступил в Якутский университет. Пришел на педагогическую практику и остался. Мои бывшие коллеги, когда я им сказал, что буду работать в школе, посчитали меня по меньшей мере ненормальным. Да и в школе удивлялись. Но это та работа, в которой я в полной мере могу себя реализовать, она свободна для творчества, ты можешь не только выразить свои мысли, но и получить ответную реакцию. Когда я вижу своих выпускников, а многие из них успешные, известные люди, я понимаю, что делаю все правильно.
Да, это работа, которую клянешь, ругаешь, но без которой свою жизнь не представляешь. Она требует все твое время.
— А чему вы, преподаватель истории, их сегодня учите?
— Я понимаю, что их ждет, столетие наступает достаточно сложное. Конечно, каждое поколение испытывало определенные трудности. В XIX веке — нашествие Наполеона, про ХХ вообще не говорим, а ведь все произошло практически на глазах одного поколения. Нам повезло. Был Советский Союз — победитель, который дал возможность выучиться, вырастить детей. Нашим детям сложнее. Они во многом не виновны в том, какие они сейчас. Просто родились в то время, когда чтение стало не таким престижным, как раньше. Мы не смогли защитить их от того, что показывают в кинотеатрах и по телевидению, от того, что до недавнего времени продавали в киосках. Поэтому надо сделать все, чтобы они почувствовали: это их страна. Чтобы они не были к ней равнодушны. Чтобы знали свою историю.
Мой предмет очень благодарный, потому что реально видишь, как те же пятиклашки, которые таскают в школу айпады и как зомбированные смотрят в телефоны, вдруг через некоторое время начинают слушать, пусть косноязычно, но говорить об «Иллиаде» Гомера, изумляться поступкам Ахилла. Они начинают просыпаться. Я считаю, что наша главная задача — воспитать в них гражданина, если говорить высокопарным стилем, а гражданство всегда связано с патриотизмом.
— Бытует мнение, что современная молодежь не знает своей истории.
— Все взаимосвязано, потому что, если мы говорим о самой большой геополитической катастрофе ХХ века, как назвал Владимир Владимирович Путин развал Советского Союза, то удар пришелся по всей структуре, по всем основным институтам: армии, экономике и школе, хотя она долго держалась за счет своего консерватизма, скрепляла общество. Мы все знаем: первого сентября, что бы ни случалось, дети идут в школу. А в школьном образовании есть такой оплот, как история.
История, особенно России, — государствообразущий элемент. Возьмите наших историков: Карамзин, Соловьев, Щербатов. Все они были государственникиами. Так уж повелось, что у нас история всегда была историей нашего государства, поэтому оно для нас значит гораздо больше, чем государство для француза, например. И как только оно слабело, у нас начинался хаос: смута 1612 года, гражданская война в ХХ веке, когда сразу 14 государств влезли на нашу территорию и били, резали всех подряд, да и мы сами друг на друга с пулеметами пошли. Так что особое отношение к истории и государству у россиян на генном уровне. И это прекрасно понимают люди, которые пытаются нас развалить. Збигнев Бжезинский всю жизнь потратил на то, чтобы уничтожить Россию. Потрясающий специалист, консультант всех президентов, которые присутствовали при развале СССР. Он понимает, что прежде всего надо уничтожить нашу историю, а начинать надо хотя бы с фальсификации, чтобы отрезать новое поколение от истории. Потому что, если молодые люди знают историю, они будут гражданами и будут понимать свою страну. На неподготовленную аудиторию вылили поток броской навязчивой и агрессивной западной субкультуры. Подверглась изменениям школа, и в первую очередь история. Я вспоминаю, как из учебников, которые начали издаваться при поддержке Сороса, стали исчезать наши герои, наша история как таковая. Помню, как я пришел в ужас, когда в учебнике нашего известного, ныне здравствующего академика исчезла вся русско-турецкая война 1877–78 годов — освобождение Балкан, Шипкинский перевал, оборона Плевны, генерал Скобелев. В Болгарии улицы названы в честь этих событий, а в России ее просто выкинули из учебника и так быстро, что не успели даже карту убрать. Карта войны есть, а материала нет. А советский период! Представьте учебник истории, в котором нет Гагарина.
— Особенно не повезло Великой Отечественной войне.
— А это скрепляющий фактор для нашей страны, вообще для всех. Из нового поколения буквально выбили эти знания различными фильмами и новыми учебниками. Герои исчезли, все личности. А постоянно развязный тон по отношению к нашим жертвам, снисходительность... Как будто к нам пришла не самая грандиозная армия человечества, в которой были все европейские народы. Это была не армия немцев, и даже не наполеоновская, где было 12 языков. Здесь были все: норвежцы, датчане, словаки, хорваты, итальянцы и т. д. И мы выстояли.
Сегодня идет попытка сделать нас виноватыми, а если мы виноваты, то должны платить компенсацию, потому что вошли в Европу как агрессоры. Так что и здесь Запад преследует экономический интерес.
— А когда на это обратило внимание наше государство?
— Я думаю, что это связано прежде всего с президентством Путина. Именно он обратил внимание на историю и ее преподавание. И в 2006 году в Новоогарево состоялась встреча Президента России В. Путина с историками. Я принимал в ней участие. Вот тогда впервые и заговорили о фальсификации. Я получил возможность выступить и под горячую руку вообще назвал фальсификаторов браконьерами. Болевые точки нашей истории — ХХ век, и именно по нему в первую очередь был нанесен удар. Хотя досталось и Александру Невскому, и Дмитрию Донскому.
Я лично слышал в Институте всеобщей истории, как человек, который на телевидении ведет передачи по истории, с трибуны издевался над Дмитрием Донским. «Как же они дошли до Куликова поля да еще принесли оружие? Это нереально». Вы наших солдат не знаете. Они с Суворовым через Альпы перешли и перетащили на руках все пушки. А в 44‑м в распутицу наши солдаты на Южном фронте так же тащили все вооружение по грязи. Это тяжелее, чем латы. Попробуйте, послужите Отечеству.
Тогда на встрече с Путиным прозвучало предложение ввести уголовную ответственность за фальсификацию Великой Отечественной войны. Такой опыт есть в странах Западной Европы за попытки подвергнуть хоть маленькому сомнению Холокост. Так там шесть миллионов человек погибло, а у нас 28. И при этом у нас любой щелкопер может писать все, что взбредет в голову.
После той встречи был создан Совет при Президенте РФ и начали пересматривать учебники истории. С 2007 года я занимаюсь апробацией учебников истории ХХ века. Сейчас уже есть учебники по XIX веку, и я этому радуюсь. Они очень доброжелательные, хотя и есть шероховатости. Они рассказывают о нашей истории, культуре, о людях. Думаю, что постепенно нам удастся повернуть сознание детей. Здесь многое зависит от родителей и от учителя. Есть очень интересная фраза, связанная с Германией. В XIX веке она была клочкообразным государством (графства, курфюрства, вольные города), и все, кто управлял Австрией, Австро-Венгрией, если надо было воевать в Европе, выбирали Германию и сражались на ее территории. В результате Германия, хоть и не воевала сама, потеряла 60% населения. Потом появился Бисмарк, который железом и кровью создал мощную армию, мощный государственный аппарат и стал это лоскутное одеяло превращать в государство. Когда Австрия попыталась со своей огромной армией воспрепятствовать, они ее разбили. Попробовала Франция, немцы вошли в Париж и объявили себя империей. Так вот, когда Бисмарка спросили, как смогли это сделать, он ответил: это не я, это учитель истории выиграл.
— А у нас есть такие примеры?
— Да, у нас тоже есть политики, которые возвращают историю. Например, в первые годы после революции было запрещено преподавание истории, были закрыты факультеты истории в университетах. Была лишь история пролетариата. Но в начале 30‑х годов Сталин своим указом ввел преподавание отечественной истории. Именно это поколение, начавшее изучать свою историю, и попало на фронт. Они защищали не только советскую Родину, но и государство с богатейшей историей. Потому были учреждены ордена Кутузова, Александра Невского. И когда дивизия защищала Бородинское поле, солдаты знали, что тут воевали наши предки, и это давало им силы. Вот и получается, что, если отсечь человека от собственной истории, он никто. И учитель истории должен это понимать.
— 2012 год объявлен в России Годом истории.
— Это попытка обратить внимание на государствообразующий фактор истории. Как-то всех подтянуть. А почему именно нынешний год? Мы отмечаем 1150‑летие государственности России, 770 лет со дня Ледового побоища, 400 с окончания Смутного времени, 200‑летие Отечественной войны 1812 года, 70 лет Сталинградской битвы. Это только навскидку, ведь у нас каждый год имеет свою памятную дату. И это все становление нашей государственности, моменты истории, когда страна висела на волоске.
— В самом начале нашей беседы вы говорили, что XXI век будет очень тяжелым испытанием.
— Это видно по экономическим катаклизмам. И пережить его можно только сплотившись. Вот эту сплоченность у нас и пытаются любыми способами ликвидировать. По всем расчетам и существующим сценариям гибели России наша страна уже должна перестать существовать. Почему это не произошло? Здесь много факторов. Один из них в том, что в глубине нашего народа сохранилась потребность к единству. Еще один феномен — Путин. Сейчас говорят, что мы исчерпали лимит на революции. Я‑то считал, что мы исчерпали лимит на великие личности. И вдруг появляется человек, который начинает говорить о национальном интересе и шаг за шагом выправляет положение. Идеальных личностей нет, разве что Иисус Христос. Я помню, во время встречи в Новоогарево одна дама из Высшей школы экономики заявила: «Зачем нам учить всех детей всем предметам? Давайте создадим элитные школы». Он отреагировал мгновенно: «Да я сам на рабочей окраине вырос. Все должны получать равные возможности». Так вот ЕГЭ, который так ругают, дает этот шанс. Чтобы его сдать, нужно быть как минимум начитанным. Вспомните, раньше в московский вуз поступить было очень сложно, а сейчас любой ребенок из любой деревни, если он нормально учится, имеет реальный шанс поступить в любой вуз. Поэтому я своим ученикам говорю: если бы нам давали такую возможность сдать тест и поступить куда хочешь, хоть в МГУ, хоть в МГИМО, мы бы зарылись в учебники и из школы не уходили. А то, что нынешние дети больше ленятся, еще не показатель. Они все равно хотят быть образованными, а в начале 90‑х этого не было. Я помню, как мне некоторые ученики тогда говорили: чего мучиться, пойду на рынок и больше заработаю. И вдруг все по вернулось иначе. Так что я оптимист.
— Вы состоите в какой-нибудь политической партии?
— Да, я был в КПРФ. Мне показалось, что она хранит традиции единства, патриотизм, а это слово тогда считалось ругательным, попиралось все, что мне было дорого. И я вступил в КПРФ. А потом у меня появилось впечатление (это мое личное мнение, все, с кем я общался, кого знаю в региональном отделении, приличные люди), что партийное руководство в Москве просто приватизировало бренды, которые тем же ветеранам были дороги. Получать зарплаты от власти, которую критикуют, льготы, на мой взгляд, неприемлемо. Мне не захотелось иметь к этому отношения. Больше я ни к какой партии не отношусь. Моя партия — мое Отечество, народ. Я считаю, что нужно поддерживать любую партию, которая хочет, чтобы люди жили лучше.
— Но нам все это обещают.
— В том-то и дело, что обещают, а надо, чтобы реально делали. Многие забывают о том, как мы жили в 90‑е. А тут пошел определенный позитив и такой, что обеспокоил наших западных партнеров. Это вопиюще, когда США назначают посла в Москву, который является автором всех оранжевых революций по всему миру. При этом он во всеуслышание говорит, что Путин не заботится о Западе.
— Вы хотите сказать…
— Что во всех прошедших митингах в Москве я вижу очень сильную внешнюю руку. Уж очень все запланировано, разыграно. А люди какие! Что, мы Немцова не знаем? Они уже были у власти, мы помним, что это такое. Я больше этого не хочу.
>Я лично слышал в Институте всеобщей истории, как человек, который на телевидении ведет передачи по истории, с трибуны издевался над Дмитрием Донским. «Как же они дошли до Куликова поля да еще принесли оружие? Это нереально»
Про Македонского, который ходил куда дальше Донского, ебанько на трибуне тоже видимо никогда не слышало?
Россия 20 лет назад проиграла войну. А у побежденного первым делом отнимают возможность вести собственную пропаганду. И включают вражескую пропаганду на полную катушку. Ну там с рассказами, что жили вы неправильно. Основная проблема здесь. То что до сих пор работает вражеская (для России) пропаганда, и нету возможности включить свою. А не в рассказах о фальсификациях.
Дело даже не в том, что в современных учебниках истории есть враньё или умолчания (типа упомянутой Шипки). Дело в самом построении курса истории. Советский учебник содержал гораздо больше текста. Текст содержал анализ социально-экономических процессов (чего в новых учебниках практически нет) и при этом оставалось место для основных исторических фактов. В современных учебниках сплошь и рядом чёткое понимание иерархии фактов - какие основные, какие не очень, а каким в школьном учебнике вообще не место, часто отсутствует. В результате с одной стороны в мозгах застревает много всякой шелухи, а с другой - действительно важные вещи не улавливаются, а понимания причин и следствий часто вообще нет.
>Чтобы его сдать, нужно быть как минимум начитанным. Вспомните, раньше в московский вуз поступить было очень сложно, а сейчас любой ребенок из любой деревни, если он нормально учится, имеет реальный шанс поступить в любой вуз.
Вот и приходят дубы на первый курс, потому что каждый имеет шанс.
Вот вот В.А. Голованов прям мои мысли выразил, по поводу истории в школах
Если бы мне сейчас, уже в сознательном возрасте, предложили выбирать на кого выучиться, выбрал бы преподавание истории. Интерес был всегда к разным книжкам историческим, да и просто в школе казалась очень легким предметом, благо преподаватели были хорошие.
Думал что там история, она ж одна, один раз прочитал, все знаешь) Оказалось совсем не так, особенно сейчас во взрослом возрасте, когда сталкиваешься с людьми и разговор заходит об истории, даже о каких то событиях общеизвестных, которые не вызывают сомнений, изумляешься как у людей некоторых в голове насрано, думаешь "кто тебя учил, какие ты книжки читал?" Особенно близкие люди поражают фразами, "а зачем историю знать, в жизни не пригодится". Все время отвечаю фразой "У народа, который не помнит прошлого, нет будущего" (с) как то так вроде. И не устаю разъяснять как, что было, на самом деле, и как к этому следует относиться, жалко не всех удается убедить, аргументации не хватает.
Спасибо Тупичку, лично ДЮ и контингенту, что помогаете заполнять пробелы.
Немного сумбурно, прошу прошения, пишу редко, в основном читаю, тут просто тема близкая, не мог не высказаться.
Интересное интервью. Только вызвал сомнение один момент:
"Например, в первые годы после революции было запрещено преподавание истории, были закрыты факультеты истории в университетах. Была лишь история пролетариата. Но в начале 30‑х годов Сталин своим указом ввел преподавание отечественной истории."
Что-то не удалось найти подтверждения этой версии? Чтобы большевики, многие (Ленин, например) - сами очень сильные историки, закрывали кафедры истории? Не меняли их, а закрывали?.. Что это за указ такой? Хотелось бы почитать.
Вот, например, характерное высказывание Сталина:
"Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его «Иваном, не помнящим своего родства». Историю мы выбрасывать не можем…"
То есть - указ-то он такой издать мог, но вот чтобы его предшественники/соратники подобных вещей не понимали...
> И вдруг появляется человек, который начинает говорить о национальном интересе и шаг за шагом выправляет положение
Не, не взлетит. Корень всех проблем- отношение к СССР.
Ну не может существующая власть (хоть Путин, хоть Медведев) открыто признать достижения "первого государства рабочих и крестьян". Не могут физически они признать, что темпы роста промышленности,науки, образования в СССР были такими, которые и не снились никаким рыночным экономикам с невидимыми руками.
Ведь иначе-то возникнут закономерные вопросы: а нахрена было все рушить? А может, мы куда-то не туда идем? А может, Сталин был прав? А может, стоит заводы-то отнять у эффективных собственников?
Поэтому, если и необходимо припомнить какое-нибудь достижение той эпохи (победа в ВОВ, первый спутник, первый человек в космосе), то ОБЯЗАТЕЛЬНО надо упомянуть, что все это делалось вопреки, с огромными человеческими жертвами, с неэффективным использованием ресурсов и вообще: все кто это сделал были репрессированы.
Иначе- может нехорошо получится. Не демократично. Не рыночно.
Камрады, есть вопрос, Путин на выступлении в госдуме спорил с депутатом о скоте, что были мясные электрички и мяса в СССР не было, скот был, а мяса не было.
Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
Может вопрос и глупый, но спрашиваю от незнания вопроса.
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
При перестройке, например, система распределения была полным говном. Производилось всего дофига, денег у народа полно, а как-то так получалось, что в одном городе продукты гниют, а в соседнем на полках пусто. И так не только с мясом, со всем остальным тоже. Вот и гонял народ отовариваться туда-сюда.
> Был Советский Союз — победитель, который дал возможность выучиться, вырастить детей.
И просто злость берёт, когда 50-летний человек (и даже старше) заявляет, что было "всё паршиво и хреново". А на вопрос: "Вот ты нормально родилась, выучилась, выросла, дали работу, живёшь, родила детей, есть имущество. Так что же тогда было хреновым??" приводят в доказательство какие-то идиотские передачи про "несчастных" актёров/пейсателей, которых "гнобила система". Уже слюней плеваться не осталось, японский бог (
> У меня в школе история была самым любимым предметом, хоть и вела её женщина.
У меня в школе тоже вели женщины в разные года (начиная, вроде бы, с 1995 по 2000). Прекрасные учителя были, до сих пор вспоминаю. Без всякого либерального бреда.
> Николай Рыжков: "Инициативам Горбачева предшествовала огромная работа"
> Вы хотите сказать, что дефицит был спровоцирован?
> – Конечно! Вот как образовался, допустим, дефицит табака. Звонит мне Горбачев и спрашивает, ты можешь зайти? Я к нему поднимаюсь, смотрю – у него уже сидит Ельцин. Михаил Сергеевич мне говорит: «Вот Борис Николаевич пришел, и он возмущен, что чуть ли не табачные бунты в России идут. Как же так, почему нет ни сигарет, ни табака?» Я говорю: «Михаил Сергеевич, почему вы меня об этом спрашиваете? Вы спросите его. Ведь все табачные фабрики подчиняются республикам. Такое же положение было и в РФ. [Так вот, Борис Николаевич, у вас 26 табачных фабрик. Вы сразу остановили в один присест на капитальный ремонт 24 фабрики. Зачем?] Я понимаю, ремонтировать надо, но остановите сегодня две фабрики, завтра – пять, зачем сразу все? А потом приходите к президенту и говорите, что мы виноваты…»
За давностию лет, конечно, многое приелось и стало привычным фоном (которому можно внутренне противодействовать но от которого невозможно избавиться), однако такие вот заметки дают возможность еще раз осознать, насколько мощным, тотальным и одновременно продуманным до мелочей был психологический удар, нанесенный в перестроечные времена. Били подло и безжалостно по русской/советской истории, по морально-психологической матрице народа, по самой русской сущности. И продолжают бить до сих пор. У каждой войны есть свои негласные правила, которые соблюдаются противоборствующими сторонами. Но психологический холокост, в особо циничной форме устроенный против советских людей в перестройку, за гранью всех правил и моральных пределов.
И отрадно осознавать, что реализовать свой план до конца затейникам упомянутой подлости не удалось: не смотря на все их старания, остались люди, которые смогли сохранить адекватность, нашли силы противодействовать потокам антисоветским пропагандистского дерьма, сберечь самое доброе в душе и не забыть все то по-настоящему светлое, что было в советской жизни. И число таких адекватных, патриотически настроенных людей в последнее время возрастает, что, опять же, не может не радовать.
> Камрады, есть вопрос, Путин на выступлении в госдуме спорил с депутатом о скоте, что были мясные электрички и мяса в СССР не было, скот был, а мяса не было.
Он повторил известную либероидную присказку. Чего еще ожидать от либероида, каковым он являлся и является.
Что касается самого мяса, то в советское время, конечно, выбора было меньше, в плане обилия сортов колбасы. Но зато само качество продукта было гораздо выше, особенно это к вареной колбасе относится, сейчас от нее одно название осталось. До сих пор мечтательно вспоминаю запах той, советской "докторской", из натуральных мясопродуктов.
В нашей семье вареная колбаса в холодильнике была обыденным явлением, имелась всегда. Причем покупалась не по блату, а в ближайшем продмаге.
В Москву народ ездил по той причине, что выбор там был больше. Но это вовсе не означает, что в рационе советских граждан, живших за пределами радиуса московских электричек, эта самая колбаса отсутствовала.
> При перестройке, например, система распределения была полным говном. Производилось всего дофига, денег у народа полно, а как-то так получалось, что в одном городе продукты гниют, а в соседнем на полках пусто. И так не только с мясом, со всем остальным тоже. Вот и гонял народ отовариваться туда-сюда.
Каково твоё мнение, была ли это специальная акция создания якобы дефицита продуктов питания/других товаров?
> в плане обилия сортов колбасы. Но зато само качество продукта было гораздо выше
Вот действительно, вопрос всем. Зачем сто миллионов сортов колбасы из одного и того же химического говна заместо пары сортов действительно качественного продукта? Что за идиотская тяга к бесконечному разнообразию различных сортов дерьма под лозунгом "главное - выбор", А?
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
Скот был, мясо было, живя в сибири, в 7 лет, лично покупал свежу говядину и бутеры с ветчиной в гастрономе когда бабушка просила, мне тоды 7 было, страшные дяди из кгб от прилавка пистолетом не гоняли
Путин ловко использует штампы советской интеллигенции и журнала "Огонек", когда ему это нужно.
Кстати, был штамп "колбасные электрички". про мясные- нет, я лично не слышал. Даже загадка была: "Что такое- длинное, зеленое, колбасой пахнет? Ответ- электричка "Москва (подставить любой обл. центр)- Подольск (подставить любой другой райцентр)"".
Мясо было. В магазинах да,было редко и мало- не справлялись с потреблением. Потому что распределение шло по вертикали- от областных центров в районные, из районных в конечные населенные пункты.
Естественно, в конечные населенные пункты попадало то, что не смогли сожрать в областных и районных центрах, т.е немного. Вот и ездили в райцентры и обл.центры за колбасой.
Но еще существовал рынок, он же базар. Там можно было купить мясо всегда. Правда, цены поболее, чем в магазине, но и мясо посвежее.
Так что, это из серии, что Прохоров в детстве голодал сильно.
> > То есть - указ-то он такой издать мог, но вот чтобы его предшественники/соратники подобных вещей не понимали...
Наоборот - они отлично понимали, потому историю ломали через колено куда бодрей, чем даже нынешние демократизаторы. У них сердца жгла идея всемирной пролетарской революции, ради которой многие в конце 30-х пошли на казнь. А в реализацию этой идеи национальная история России вписывалась плохо.
> Что за идиотская тяга к бесконечному разнообразию различных сортов дерьма под лозунгом "главное - выбор", А?
Хороший вопрос, причем отнюдь не только про колбасу. Пытаюсь задавать его знакомым - ответ один: "Ты нищеброд, не вписалась в рынок, надолучшеработать, тибенепонять, крутон - это тебе не гренка".
> > Но еще существовал рынок, он же базар. Там можно было купить мясо всегда. Правда, цены поболее, чем в магазине, но и мясо посвежее.
Плюс надо было рано вставать - к восьми утра все приличное уже раскупали. Но мясо было свежее, хотя и в ограниченных количествах. Зато никакого перезамороженного, никакой химии.
> Такой опыт есть в странах Западной Европы за попытки подвергнуть хоть маленькому сомнению Холокост
>
> Кстати, почему? Это же сугубо еврейская трагедия, а не европейцев. Им то чё?
Если говорить о Германии и Австрии - то это там чувство вины такое.
Вот недавно немецкий писатель и нобелевский лауреат Гюнтер Грасс спровоцировал волну возмущения по всему миру, опубликовав стихотворение с критикой антииранской политики Израиля. Он призвал мировое сообщество проконтролировать ядерную программу не только Ирана, но и еврейского государства. После этого власти Израиля объявили его персоной нон грата, предложили лишить писателя нобелевской премии и посоветовали Грассу ехать в Иран, где, дескать, его примут с почетом. http://www.lenta.ru/articles/2012/04/09/grass/
Естественно припомнили, что он в 17 лет в конце войны немного успел в Waffen-SS послужить.
> При перестройке, например, система распределения была полным говном. Производилось всего дофига, денег у народа полно, а как-то так получалось, что в одном городе продукты гниют, а в соседнем на полках пусто. И так не только с мясом, со всем остальным тоже. Вот и гонял народ отовариваться туда-сюда.
Проблемы с распределением были задолго до перестройки. Сколько себя помню, всегда что-нибудь было в дефиците. То мяса много, а за молочным очереди, то молока и масла завались, а колбаса и мука пропали. В каждом регионе проблемы были разные.
> Камрады, есть вопрос, Путин на выступлении в госдуме спорил с депутатом о скоте, что были мясные электрички и мяса в СССР не было, скот был, а мяса не было.
>
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
> Может вопрос и глупый, но спрашиваю от незнания вопроса.
Погугли Кара-Мурзу "Манипуляция сознанием". Там в конце есть данные Госкомстата. По моему где-то к середине восмидесятых мы вышли на самодостаточный уровень (и по мясу в том числе). И по всем данным выходит, что мяса и молока у нас ели в среднем больше чем в Штатах и Европе.
Джина, сочувствую. Лично в моей ситуации печально то, что о подобном заявляют люди, годящиеся мне в отцы и матери. Соответственно, мои попытки сказать (я родился в 1983-м), что передачи по телеку льют гнусную ложь о прошлом, встречают какие-то уродские ухмылки с намёком "ты типа молодой, ни фига не понимаешь". А я не хочу понимать огульное обсирание прошлого, лично мне это противно. Я понимаю, что не всё было гладко, но я знаю, какие были достигнуты результаты в те 70 лет.
> Каково твоё мнение, была ли это специальная акция создания якобы дефицита продуктов питания/других товаров?
Бардак с распределением скорее всего результат распиздяйства на местах.
А дефицит вобще подогревался таки умышленно. Недавно читал интервью старика, который при СССР имел отношение к гос. планированию. Фамилию и должность забыл, как дурак. Так он природу дефицита на пальцах объяснил. Это результат избытка денег на руках у населения. В СССР зарплаты и пенсии росли быстрее, чем производство товаров. При застое этот дисбаланс держали в пределах 10 млрд рублей в год. К концу перестройки эта цифра достигла 100 млрд рублей в год. Это привело к образованию дикого дефицита, хотя производство всех товаров стабильно росло до начала 90х. Этот человек утверждал, что неоднократно лично уведомлял Горбачёва о плачевных последствиях такой политики, но реакции не следовало никакой, государство продолжало печатать деньги.
> однако такие вот заметки дают возможность еще раз осознать, насколько мощным, тотальным и одновременно продуманным до мелочей был психологический удар, нанесенный в перестроечные времена.
А это возможно только в том случае, если было заранее организовано, следовательно причиной гибели СССР был не дефект экономической системы, а сознательное действие группы людей.
> У меня вот в ближайшем лабазе достаточное разнообразие качественных мясопродуктов по вполне приемлемым ценам.
Есть такие места, согласен. Осталось выяснить, в чём отличие между собой всех этих множественных "сортов" колбасы, кроме названия.
> У людей вкусы разные. Тебя это удивляет? И почему обязательно дерьма? И почему разнообразие именно бесконечное?
Нет, меня не удивляет, что вкусы у людей разные. Мне просто интересно, нафига весь этот выбор между одинаковой по вкусу колбасой с разными названиями. И при этом, читая состав продукта, всегда натыкаешься на такие фразы как "индентичный натуральному".
> Репетиторство. Чем ниже уровень среднего образования, тем легче заработать хорошему учителю.
Интервью о проблемах преподавания истории в школе, подготовка же балбесов к ЕГЭ к работе в школе отношения не имеет. Репетитор это ИП.
Ну и репетиторство отнимает у учителя время, что неизбежно сказывается на качестве преподавания.
Ясно что если у человека есть желание заработать и мозги, то он с голоду не умрет - будет заниматься репетиторством, искать всякие хитрые варианты с совмещением и.т.п. Но это не отменяет того факта, что в большинстве регионов России деньги в школе легально заработать невозможно.
> Вот и приходят дубы на первый курс, потому что каждый имеет шанс.
Камрад, получается, что этих "дубов" учить не надо? Все, кто учится, проходят "дубовую" фазу. У одних раньше, у других позже. На всех лицеев не хватит, чтобы не "дубов" учить, да и не все могут/хотят.
Мои земляки, после 90 года рождения, среди героев Омска легко называют, извините, Колчака. Карбышева многие просто не знают. И ладно школа, но ведь у всех же есть родители, бабушки и дедушки. Жуть.
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
> Может вопрос и глупый, но спрашиваю от незнания вопроса.
Камрад, спроси родителей. Дедушек-бабушек. Если нет - взрослым от 50 и старше, которым веришь. Они тебе лучше расскажут, чем Шмель, Сантей, Ignis Sanat и прочие знатоки, которые тут отвечали. Не знаю, сколько лет этим товарищам, но вижу, что ситуацию они не знают.
И еще. Важно место и время. 1970 г - одно, 1980 - совсем другое, про перестройку молчу.
Москва-одно, обл.центр-другое, райцентр-совсем третье. Одно дело-Россия, другое-нац.республики.
> Я помню, во время встречи в Новоогарево одна дама из Высшей школы экономики заявила: «Зачем нам учить всех детей всем предметам? Давайте создадим элитные школы».
Вот за это хочется голову оторвать всякому, кто ляпнет. Дама ничтоже сумняшеся предлагает обворовать людей на единственное, что делает их людьми - на здоровое, развитое мышление.
> 1000 разных мясокомбинатов делают варёную колбасу. Вот тебе и 1000 сортов колбасы.
Да, и у каждого из заводов свой особенный, неповторимый рецепт приготовления!!! Ну не смог я отличить, отовариваясь в местных магазинах, уж извините!!!
> К концу перестройки эта цифра достигла 100 млрд рублей в год. Это привело к образованию дикого дефицита, хотя производство всех товаров стабильно росло до начала 90х.
Проводилась переаттестация работников. Под этой маркой предприятия подняли зарплату работникам. Появились, не обеспеченные товаром, горячие деньги.
> Нет, меня не удивляет, что вкусы у людей разные. Мне просто интересно, нафига весь этот выбор между одинаковой по вкусу колбасой с разными названиями.
> Камрады, есть вопрос, Путин на выступлении в госдуме спорил с депутатом о скоте, что были мясные электрички и мяса в СССР не было, скот был, а мяса не было.
>
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
> Может вопрос и глупый, но спрашиваю от незнания вопроса.
Мясо было. Проблема, некоторая, была в распределении - мяса по плану заготавливали, то есть столько, что бы всем хватило, но не более.
http://sha-julin.livejournal.com/24594.html
> Мясо было. В магазинах да,было редко и мало- не справлялись с потреблением. Потому что распределение шло по вертикали- от областных центров в районные, из районных в конечные населенные пункты.
Да и распределение было очень эффективно построено. Часть из колхозов уходила в область, часть в район, остальное оставалось в колхозе. У меня тетя родная председателем в совхозе 20 лет... Много интересного рассказала. Да в провинции никто особо едой не парился! До сих пор помню отец просил неиспользованные талоны в сельпо вернуть. А еда в столовой была от души... Может думаю я в сказке жил? Иной раз кажется как будто приснилось.
> Вот действительно, вопрос всем. Зачем сто миллионов сортов колбасы из одного и того же химического говна заместо пары сортов действительно качественного продукта? Что за идиотская тяга к бесконечному разнообразию различных сортов дерьма под лозунгом "главное - выбор", А?
как человек работающий на производстве колбасы скажу - большая часть колбасы делается одним и тем же способом - из свиной шкуры. все вкусы - высококонцентрированные добавки коих сыпят по 50 грамм на тонну. ну еще добавляют всякое по мелочи типа манки. вот это и есть современная колбаса.
вообще читайте этикетку - что первое стоит в списке ингредиентов - того в колбасе больше всего - до 80-90 процентов
До сих пор в памяти отложилось мое возмущение когда в школе в середине 90-х по Истории нам ввели изучение по учебнику сорроса...и открыв тему "Вторая мировая война " я обнаружил вместо ожидаемых описаний событий, чтоб вы думали? -военные действия доблестных пиндосовских сил в Африке !!/блять! плююсь каждый раз как вспоминаю/.Слава Богу Учитель был мужик здравомыслящий и эту тему всё же изучали но нашим родным учебникам...
> Вот действительно, вопрос всем. Зачем сто миллионов сортов колбасы из одного и того же химического говна заместо пары сортов действительно качественного продукта?
Десять или сто сортов качественной колбасы лучше, чем два. Вопрос в другом - жить в великой стране с двумя сортами колбасы, или в стране третьего мира со ста? К сожалению, вопрос стоял именно так. К сожалению, граждане выбрали второй вариант. Кургинян прав, говоря о чечевичной похлебке.
> У меня вот в ближайшем лабазе достаточное разнообразие качественных мясопродуктов по вполне приемлемым ценам.
>
> Есть такие места, согласен. Осталось выяснить, в чём отличие между собой всех этих множественных "сортов" колбасы, кроме названия.
Вкус разный. Представляешь, бывает такое.
> Мне просто интересно, нафига весь этот выбор между одинаковой по вкусу колбасой с разными названиями.
У тебя вкусовые рецепторы случаем не атрофированы? Вот для меня разные сорта у разных производителей имеют разный вкус.
> И при этом, читая состав продукта, всегда натыкаешься на такие фразы как "индентичный натуральному".
Камрад, извини, не улавливаю взаимосвязь между эстетикой (украшением жилпдощади чем-либо) и между пятью, например, различными названиями пищевого продута с одинаковым составом, но разной ценой. Наверно, я неправильные магазины посещаю.
> Как это понимать?Действительно ли ситуация с мясом была не однозначная?
К сожалению, из-за особенностей климата и длительного стойлового содержания, в СССР были не очень развиты чисто мясные породы скота. Т.е. не то чтобы их совсем не было - были, но мало и лишь в отдельных регионах. Если говорить о коровах, то развивались преимущественно молочные и мясо-молочные породы, а если о свиноводстве - то мясо-сальные.
По-моему как раз об этом Путин и говорил...
> есять или сто сортов качественной колбасы лучше, чем два. Вопрос в другом - жить в великой стране с двумя сортами колбасы
Да нах мне 10, мне хватало 2.20 повседневка, 2.90 на стол, всего 2, ты мне страну верни а не 10 сортов, не объясняя что лучше, к дъяволу колбасу, я готов ту, собачью радость кушать, лишь бы страна была, та
> даже имея доход, покупая колбасу около 1000 руб за кг, качества не ощущается. Так что действительно,выбора нет по сути.
Это действительно так, за это колбасу не покупаю. Беру в деревне мяса побольше и замораживаю.
> зато я открыл для себя белорусскую тушенку)
А я закрыл. Качество ниже, чем у чувашской и марийской.
Вообще, стараюсь дома копить старые учебники, советские еще. Благо родители учителя, хоть на пенсии, но работают. В школах такие учебники уже редко можно найти. А у меня дочь растет.
> У тебя вкусовые рецепторы случаем не атрофированы? Вот для меня разные сорта у разных производителей имеют разный вкус.
Камрад, видимо, я столкнулся с гурманом в твоём лице. Я не гурман. Полагаю, спор не имеет смысла. Я хотел сказать, что зачем сейчас миллионы сортов/вкусов, созданные химикатами, когда были простые натуральные продукты, выполняющие свою прямую функцию - насытить с удовольствием.
>> 1000 разных мясокомбинатов делают варёную колбасу. Вот тебе и 1000 сортов колбасы. Капитализом!
>
> Еще мясокомбинат может производить разные сорта вареной колбасы - с жирком, без жирка!
> Десять или сто сортов качественной колбасы лучше, чем два. Вопрос в другом - жить в великой стране с двумя сортами колбасы, или в стране третьего мира со ста?
> что в рационе советских граждан, живших за пределами радиуса московских электричек, эта самая колбаса отсутствовала.
Отсутстсвовала!!! Мои тотолитарные родители почему-то покупали мяса, хотя я очень хотел колбасы - она мне казалась вкуснее!!! Да и буброды из неё правильные делать можно было, из мяса низя!!!
А моя мама почему-то мяса покупала. И чего только из него не делала: и тефтели, и ёжики, и гуляш, и котлеты, и в суп! А колбасой меня не кормила!!!
> К сожалению, из-за особенностей климата и длительного стойлового содержания, в СССР были не очень развиты чисто мясные породы скота.
Особенности климата не особенно влияют на выбор породы коров для разведения. Влияют цели этого разведения. В СССР по понятным причинам молоко было более востребовано, чем говядина.
Условия, кстати, не изменились вовсе, так что разведение коров на мясо — занятие довольно убыточное.
Да, для утоления. Такое вот отношение к пище. Она просто источник необходимой энергии для организма. Конечно, с помоек не жру, как некоторые асоциальные граждане. ) По поводу прекращения спора - согласен. Просто разные мнения.