Сотрудник ЦРУ летчик Фрэнсис Гари Пауэрс, пилотировавший сбитый над Уралом 1 мая 1960 года американский самолет-шпион U-2, посмертно награжден Серебряной Звездой — третьей по значимости военной наградой США.
"Пауэрс награжден Серебряной Звездой за героизм, проявленный во время нахождения в советском плену. Несмотря на издевательства и пытки, которым летчика подвергли карательные бригады, он не выдал ни толики секретной информации", — говорится в заявлении пресс-службы ВВС США . Награда была вручена внуку и внучке Пауэрса начальником штаба американских ВВС генералом Нортоном Шварцем на торжественной церемонии в Пентагоне.
Поступивший на службу в ЦРУ 1956 году Пауэрс выполнял разведывательные полеты над территорией СССР на самолете-шпионе Lockheed U-2. Он служил на американо-турецкой авиабазе и совершал регулярные полеты вдоль границ СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном.
Сотрудник ЦРУ летчик Фрэнсис Гари Пауэрс, пилотировавший сбитый над Уралом 1 мая 1960 года американский самолет-шпион U-2, посмертно награжден Серебряной Звездой - третьей по значимости военной наградой США.
"Пауэрс награжден Серебряной Звездой за героизм, проявленный во время нахождения в советском плену. Несмотря на издевательства и пытки, которым летчика подвергли карательные бригады, он не выдал ни толики секретной информации", - говорится в заявлении пресс-службы ВВС США . Награда была вручена внуку и внучке Пауэрса начальником штаба американских ВВС генералом Нортоном Шварцем на торжественной церемонии в Пентагоне.
Поступивший на службу в ЦРУ 1956 году Пауэрс выполнял разведывательные полеты над территорией СССР на самолете-шпионе Lockheed U-2. Он служил на американо-турецкой авиабазе и совершал регулярные полеты вдоль границ СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном.
1 мая 1960 года Пауэрс должен был совершить полет по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и приземлиться на авиабазе в Норвегии. Дата была выбрана не случайно, отмечали тогда эксперты: в Первомай все руководство страны находилось на параде, многие военные начальники имели выходной, так что процесс принятия решения об уничтожении самолета мог затянуться.
Рано утром по московскому времени U-2 Пауэрса пересек государственную границу СССР вблизи таджикского Кировабада на высоте 20 километров. Спустя три часа он был ракетами из ЗРК С-75 вблизи Свердловска. В советской прессе сообщалось, что самолет был сбит первой же ракетой. На самом деле, по цели было выпущено несколько снарядов. В воздух были подняты два истребителя МиГ-19, один из которых по ошибке был сбит, пилот погиб. Также приказ уничтожить U-2 поступил Су-9: пилот в отсутствие боекомплекта должен был пойти на таран - тот летчик не справился с заданием.
U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, неконтактный подрыв боевой части произошел позади самолета, что сохранило жизнь американскому пилоту. Он катапультировался и был при приземлении задержан жителями поселка Косулино Свердловской области.
"Парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь"
"Приземлился парашютист не очень удачно - упал на спину. Мы кинулись к нему. Мысль была одна - помочь, - приводила воспоминания очевидцев Клара Скопина на страницах "Советской России" . - Мы помогли снять перчатки, каску, шлем. Когда освободили его от всего лишнего, смотрим - перед нами симпатичный, здоровый такой парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь. Стали гасить парашют и видим - на нем нерусские буквы".
"Парашютист держался уверенно и спокойно. Чувствовалось по всему, что выучка у него добрая. Он так и не произнес ни единого слова, только жестом показал: пить! Мы остановились у первого же дома, и хозяйка вынесла стакан воды… А тут уже подоспели капитан и старший лейтенант из части. Спрашивают летчика по-немецки. Он мотает головой, не понимает… Летчик все делал вид, что не понимает ни слова по-русски, но когда директор совхоза Михаил Наумович Берман сказал ему: "3десь не курят", - он тут же отодвинул от себя пепельницу", - рассказывал очевидец тех событий.
Когда информация об уничтожении американского самолета облетела мир, США заявили, что был сбит научный самолет, выполнявший метеорологические исследования. В ответ советское руководство представило обломки специальной аппаратуры и показания пилота.
"Пауэрс представлял собой среднего американца-работягу. Это был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный, который привык к штурвалу, высоте, скорости… Он был человек честный по натуре, но сдержанный в высказываниях. Наши органы относились к нему очень корректно. У него была отдельная комната во внутренней тюрьме на Лубянке. С мягкой мебелью. Кормили из генеральской столовой", - вспоминал Георгий Михайлов, генерал-полковник в отставке.
По его словам, никакого физического воздействия на Пауэрса, вопреки заявлениям американской стороны, не оказывалось: "Просто его спрашивали - он отвечал. Достаточно откровенно… Что нам было от Пауэрса? Мы понимали, что дело в ЦРУ и той аппаратуре, которой оно напичкивало его. А о ней-то он знал мало… И на процессе он вел себя очень корректно: признал свою вину, выразил сожаление, что принял участие в такой миссии".
Шпиона сделали героем только через 40 лет
Суд над шпионом проходил в Колонном зале Дома союзов при огромном стечении народа. Выступили колхозники, которые нашли Пауэрса на поле, эксперты всех видов аппаратуры, специалисты. Генеральный прокурор учел все смягчающие обстоятельства: рабочее происхождение, второстепенную роль в инциденте (главный виновник - ЦРУ) и потребовал назначить 15 лет лишения свободы. В итоге Пауэрсу дали только 10 лет: три года тюрьмы и семь лет лагерей.
Отсидел шпион всего полтора года - 10 февраля 1962 года в Берлине на "шпионском" мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.
По возвращении в США Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по ликвидации секретной аппаратуры и отснятой пленки, а также в том, что он не совершил самоубийство - при обыске вскоре после задержания при Паурсе нашли иглу с ядом.
Как бы то ни было, Пауэрс продолжил работать летчиком, правда, данных о сотрудничестве со спецслужбами не сохранилось. Он был испытателем в компании Lockheed, из которой был вынужден уволиться, по слухам, из-за негативной оценки работы ЦРУ, которую Пауэрс представил в своей книге о событиях 1 мая 1960 года.
Затем Пауэрс стал радиокомментатором, а после - пилотом вертолета. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при крушении вертолета во время освещения природных пожаров в Санта-Барбаре.
В 2000 году, в сороковую годовщину миссии Пауэрса, его семье были вручены посмертно присужденные пилоту награды - Медаль Военнопленного, Крест за выдающиеся летные заслуги и Медаль национальной обороны.
А мне ПВОшники, служившие в те года, рассказывали байку, будто его колхозники поймали, 2 мужика, нашли оружие, пачки советских денег, после чего поняв, что это шпион, вломили ему, скрутили и вызвали милицию.
Амеры, конечно, молодцы, блять. Обложили нас при помощи своего НАТО со всех сторон, понатыкав базы. А сами сидят себе на отдельном материке, грубо говоря, не зная провокаций и войны у границ. Сволочи.
>Несмотря на издевательства и пытки, которым летчика подвергли карательные бригады
Карательные бригады!! Аааа!!!
Видимо, эти бригады занимались в тот день своим обычным делом - карали простых колхозников, а тут вдруг иностранный лётчик подвернулся. Обрадовавшись такому разнообразию, карательные бригады начали его карать с удвоенным усердием.
> По возвращении в США Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по ликвидации секретной аппаратуры и отснятой пленки, а также в том, что он не совершил самоубийство
Вызывают Пауэрса в их политотдел:
"Почему, зараза, с У-2 ты не сгорел?"
А он не теряется и им говорит, что
В следующем полете обязательно сгорит.
> 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при крушении вертолета во время освещения природных пожаров в Санта-Барбаре.
Кстати, когда-то мне попадалась книга, в которой выдвигалась идея, согласно которой Пауэрсу крушение организовала его бывшая контора. Вот только ни автора ни названия не вспомню.
Читал, что в самолете была взрывчатка установлена, которая должна была сработать при попытке катапультироваться. А Пауэрс то ли знал об этом, то ли ему от взрыва ракеты кресло заклинило, и он катапультироваться не стал и прыгнул так.
> А мне ПВОшники, служившие в те года, рассказывали байку, будто его колхозники поймали, 2 мужика, нашли оружие, пачки советских денег, после чего поняв, что это шпион, вломили ему, скрутили и вызвали милицию.
>Although interrogated and harassed by Soviet Secret Police teams, he refused all attempts to give sensitive information or be exploited for propaganda purposes.
Т.е. "Несмотря на допросы и давление со стороны советской секретной полиции он отверг все попытки предоставить важную информацию или быть использованным в пропагандистких целях."
> Т.е. "Несмотря на допросы и давление со стороны советской секретной полиции он отверг все попытки предоставить важную информацию или быть использованным в пропагандистких целях.
А я читал, что наоборот выложил все что знал даже без давления. Минестерство Правды сразу видно по работе.
Интересно, какую жутко секретную информацию мог выдать пилот самолета- шпиона? Свою национальнось, свое задание или свой курс? Или может он координаты родной Американщины врагу мог выдать?
Карательные бригады...
не одна, не две?
Так и подумалось сразу - стойко держался перед бригадой свирепых колхозниц, всем пообещал!
Но никому! Никому не дал.
Точно надо немедленно снять кино "1 день в мае" будет называться.
Карательные бригады,карательные колхозники,карательная генеральская столовая и т.п. ....
Почти сценарий написал.
> Зато выгодно обменяли никчемного идиота на Рудольфа Абеля.
Потому что Абель провалил дело? А еще был советский летчик Сафронов, летевший на перехват Пауэрса, и был сбит Советской же ракетой. Тоже идиотом оказался?
Как-то видел по каналу History документальный фильм про него.
Вроде производства ВВС.
После фразы "Пауэрса поместили в одну из самых страшных тюрем Сибири - владимирскую" смотреть уже не смог.
Вот почему человека наградили не за отвагу на пожаре, а за довольно сомнительные боевые заслуги?
Призрак СССР до сих пор не даёт кому-то покоя?
> Он был на службе, выполнял свои профессиональные обязанности.
И что это меняет? Кстати, U-2 мог нести ядерные боеприпасы, представь если бы в рамках профессиональных обязанностей он бы сбросил их на какой-нибудь город.
> Для пушечного мяса, набирают как раз из этой среды.
Пилот самолета-разведчика - пушечное мясо? Ты вообще представляешь себе что такое пилот боевого самолета? Сколько затрачивается на его обучение? Он ведь не пацан был, только вчера слезший с трактора и сразу севший за штурвал самолета, это был высококвалифицированный пилот, которому доверили весьма дорогостоящий самолет.
> Интересно, какую жутко секретную информацию мог выдать пилот самолета- шпиона? Свою национальнось, свое задание или свой курс? Или может он координаты родной Американщины врагу мог выдать?
Ну например - данные офицера-куратора от ЦРУ, имена командиров авиабазы, запасные аэродромы, ТТХ самолета, основные курсы полетов, особенности обслуживания самолета, да мало ли какую информацию можно вытащить.
Он проходил тренировки, инструктаж, полечал задание. Где? С кем? От кого?
Опять же состав эскадрильи У-2. Имена начальства, пилотов, их личные данные. ТТХ самолетов и аппаратуры....Ну и так далее. За год немрасскажешь.
> А мне ПВОшники, служившие в те года, рассказывали байку, будто его колхозники поймали, 2 мужика, нашли оружие, пачки советских денег, после чего поняв, что это шпион, вломили ему, скрутили и вызвали милицию.
Мне батя, служивший в ПВО несколькими годами позже, рассказывал примерно то же. Лётчика нашли мужики-колхозники, а он им доллары предлагать стал. Они ему вломили как шпиону и сдали участковому в связанном виде.
> издевательства и пытки, которым летчика подвергли карательные бригады
>
> Чего-чего?
Ты не в курсе? Карательные бригады (КБ) это тайное подразделение КГБ, состоит из трёх (три гады), из двух (две гады) и одного (одна гада) человек. Вооружение - карающий орган. Обычно, после пыток (продуктами из генеральской столовой вместо гамбургеров), приходили с карающим органом на перевес и ну карать в три смены! Были распущенны при наступлении демократии, как пережиток кровавого прошлого. По некоторым данным КБ воссозданы кровавымпутинскимрежимом и применяются против либеральной оппозиции. Те не жалуются, видимо получают удовольствие.
> А мне ПВОшники, служившие в те года, рассказывали байку, будто его колхозники поймали, 2 мужика, нашли оружие, пачки советских денег, после чего поняв, что это шпион, вломили ему, скрутили и вызвали милицию.
Я все же думаю, что сначала вломили, а потом уже нашли оружие и пачки денег!!!
"Although interrogated and harassed by Soviet Secret Police teams, he refused all attempts to give sensitive information or be exploited for propaganda purposes."
Паренёк точно был неглуп,прознал про взрывчатку в катапульте,на допросе напирал на своё рабочее происхождение,как бы подневольную службу ЦРУ, что видно из протокола допроса http://lib.rus.ec/b/208762/read Теперь ещё и орден получил, правда, посмертно.Наверное, за обострение советско-американской дружбы, срыв встречи Хрущёва и Эйзенхауера.
> Точно надо немедленно снять кино "1 день в мае" будет называться.
> Карательные бригады,карательные колхозники,карательная генеральская столовая и т.п. ....
Главное раскрыть тему массовых изнасилований американских шпионов!!!
Насколько я помню... Лётчик извинился перед советским союзом за свою деятельность! Советский Суд разрешыл пирсутстаывать родителям лётчика на суде! Ему дали 10 лет вроде... Хотя могли и растрельть! А когда ево меняли на Советсково шпиона то какойто ответственный в США сказал что безпантова рядавова пилота на первокласнова шпиона менять!
И что? Самалётов много и пилотов тоже... Может для тебя это секрет но ПВО всегда пыталась их сбить! Так что в даном контексте он рядовой Ненужный каторый по назначению и замыслу никакой глобальной информацией не облодает!
> Он был на службе, выполнял свои профессиональные обязанности.
Эх! Вот умеют же люди одной фразой поставить массы на взвод, и вроде бы - ничего ведь *такого* не сказал, все так! Завидую! [бешено топчет брошеную на пол ушанку]
> а также в том, что он не совершил самоубийство - при обыске вскоре после задержания при Паурсе нашли иглу с ядом.
Говорят, он ее вообще сам отдал, чтоб никто из наших при обыске случайно не поранился. А участвовавший в допросах генерал-полковник Михайлов о нем впоследствии довольно хорошо отзывался,
http://lib.rus.ec/b/278084/read#t7
> Насколько я помню... Лётчик извинился перед [с]оветским [с]оюзом за свою деятельность! Советский [С]уд разреш[ы]л [пирсутстаывать] родителям лётчика на суде! Ему дали 10 лет вроде... Хотя могли и ра[с]трельть! А когда [ево] меняли на [С]оветск[ово] шпиона[] то [какойто] ответственный в США сказал[] что [безпантова][рядавова] пилота на [первокласнова] шпиона менять!
Спасибо модераторам за то, что сохранили орфографию и пунктуацию автора :)
"Мы дали ему цианид, а он предпочел колбасу!" - негодовали в Белом Доме почти 40 лет.
Но сегодня колбасы стали иной раз гораздо опаснее цианида - и в Белом Доме наконец успокоились.
Кстати, вчера, 19 июня 1951 года в тюрьме Синг-Синг был приведен в исполнение смертный приговор федерального окружного суда Нью-Йорка, вынесенный Джулиусу и Этель Розенбергам за шпионаж в пользу Советского Союза. Почему бы России их не наградить? Кто-кто, а они точно для нас герои!
Мне вот батя, который тогда в авиации служил, рассказывал, что нашим самолетам его просто не достать было по высоте. Пилоты наши его видят, но не сбить. Для Су-9 20 тыс. - потолок. По этому он и без оружия был, для облегчения максимального. У МИГов потолок еще ниже. Какой уж там таран может быть на предельной высоте.