Про устройство религиозного феномена

06.08.12 13:27 | Goblin | 411 комментариев »

Разное

Цитата:
Классический пример,- испытуемого помещают в группу и предлагают сравнить длину линий на предложенных картинках. Два отрезка явно отличаются друг от друга, но все вокруг хором и уверенно заявляют, что линии одинаковой длины. В подавляющем большинстве случаев человек соглашается с мнением большинства, даже если это прямо противоречит реальности. Что интересно, если создать конкурирующее мнение, например,- все говорят что отрезки равны, а двое заявляют, что нет, не равны, причем выдвигает еще более нелепое мнение, — про очевидно более длинный отрезок заявляют, что он явно короче,- в такой ситуации человек способен к самостоятельному суждению. То есть когда озвучены конкурирующие концепции, и обе эти концепции ошибочны, человек может встать и сказать,- «да вы что, издеваетесь все? Ну посмотрите, очевидно же, вот эта длиннее, а вот эта короче». Да и то далеко не все на такое способны. А в отсутствии альтернатив искажение в пользу общего мнение практически необоримо.
Про устройство религиозного феномена

Пора, пора начать Солженицынские чтения.

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 всего: 411, Goblin: 1

Цитата
отправлено 06.08.12 13:28 # 1


«В некоторых популяциях бабуинов есть добрый обычай. Когда два самца примерно равного иерархического положения затевают какое-то совместное дело, то всегда есть риск, что они передерутся между собой по дороге. И на этот случай в некоторых сообществах выработан особый «ритуал приглашения к сотрудничеству». Они подходят и хватают друг друга за яйца. И немного сжимают, но так, чтобы не было больно, потому что если поддаться искушению и серьезно дернуть, то надо помнить, что он твои тестикулы тоже держит в кулаке».

* * *

Хочу сразу оговорить,- тут не будет рассматриваться содержательная составляющая религиозных учений. Также не должно интересовать, какая религия самая правильная, и кто какой вклад внес в радости и горести человечества. Также в данном контексте нам не любопытно, взовьется ли зеленое знамя Пророка и приговорят ли Pussy Riot к публичному сожжению.
Текст посвящен исключительно причинам, механизмам и внутреннему устройству религиозного феномена.

I Человек

Теория разума
Theory of mind, она же модель психического состояния человека, она же теория разума (последний термин самый некорректный, но он же и самый звучный),- способность человека опознавать как свои собственные псхические процессы, так и психические процессы окружающих людей. Ранние прото-социальные реакции выявляются у детей в очень раннем возрасте, в 6-9 месяцев, первичная theory of mind как представление о том, что у людей есть психика, она определенным образом устроена, и из этих представлений можно понимать поведение окружающих и делать предположения на будущее, -формируется между 3 и 4 годами.

Практическое применение теории разума происходит через процедуру ментализации, то есть осознание человеком как внешней объективной действительности, так и внутреннего субъективного состояния, через призму психических процессов.

1944г, исследования Хайдера-Симмеля. Короткий анимированный ролик с движущимися абстрактными геометрическими фигурами. Любой человек в перемещениях геометрических фигур обнаруживает сюжет, наделяет объекты человеческими чертами и расценивает их взаимодействия как социальные.

Показать видео

Сейчас используется множество подобных анимаций, требующих разной степени сложности ментализацию, широко применяется как в диагностической практике, так и теоретических изысканиях.

То есть люди по природе своей,- интуитивные антропоцентристы. Детям показывают изображение скалы и парящих над ней птиц и просят описать, что видит. На вопрос «Почему у скалы острая верхушка?» предлагается два ответа «Потому что так сложились частицы камня» и «Потому что скала не хочет, чтобы на нее садились птицы», - с наибольшей вероятностью ребенок выберет второй ответ.
В другом исследовании детям младшего школьного возраста демонстрировали ролик, где кошка ловит и съедает мышь. Дети утвердительно отвечали на вопросы – «скучает ли теперь мышка по дому?», «беспокоится ли о своем младшем брате, чтобы его тоже не съела кошка» и т.д., при этом ребенок осознает, что мышь съедена и тела ее больше не существует.

Эта склонность к гиперкогнитивности, т.е. тенденция абсолютизировать психику и мышление, - общая человеческая черта и выявляется примерно в равной степени у всех детей и подростков, как в религиозных, так и светских семьях.

И наоборот, - нарушения функции ментализации снижает способность человека испытывать субъективно окрашенные религиозные переживания. Среди подросток-аутистов, живущих в религиозной среде и формально являющихся верующими, обнаружено выраженное снижение способности к ментализации Бога, и оно напрямую связано со степенью эмоционально-когнитивного дефекта и неспособностью строить ментальные модели себя и окружающих. Бога как абстрактную концепцию - понимали, а как живое разумное действующее сверхъестественное существо – нет. То есть аутисты- прирожденные атеисты, обычная же, здоровая психика, предрасположена к восприятию мистических, религиозных и иных «сверхъестественных» концепций, и это напрямую вытекает из нашей способности к ментализации.

Причастность

Belongingness, или же потребность в принадлежности - базовая человеческая черта. У людей существует изначальная нужда быть частью социальных образований, мы не умеем быть сами по себе, у одиночества как правило, негативные коннтоации, это снижает качество жизни, снижает самооценку и субъективную удовлетворенность. Люди изначально предрасположены быть в коллективе, доверять мнению группы, доверять мнению эмоционально значимых людей и мнению авторитетных лидеров; причем все это в личном рейтинге достоверности стоит выше, чем собственное мнение или даже объективно наблюдаемой картине, и на этот счет существует масса исследований.
Классический пример,- испытуемого помещают в группу и предлагают сравнить длину линий на предложенных картинках. Два отрезка явно отличаются друг от друга, но все вокруг хором и уверенно заявляют, что линии одинаковой длины. В подавляющем большинстве случаев человек соглашается с мнением большинства, даже если это прямо противоречит реальности. Что интересно, если создать конкурирующее мнение, например,- все говорят что отрезки равны, а двое заявляют, что нет, не равны, причем выдвигает еще более нелепое мнение, - про очевидно более длинный отрезок заявляют, что он явно короче,- в такой ситуации человек способен к самостоятельному суждению. То есть когда озвучены конкурирующие концепции, и обе эти концепции ошибочны, человек может встать и сказать,- «да вы что, издеваетесь все? Ну посмотрите, очевидно же, вот эта длиннее, а вот эта короче». Да и то далеко не все на такое способны. А в отсутствии альтернатив искажение в пользу общего мнение практически необоримо.

И это нормально, это не конформизм. Вернее, это конформизм, но он нормален. Точно так же дети принимают авторитетное мнение без критики и сомнений. Если перед ребенком 1,5 лет положить игрушку в одну коробку, а мама скажет, что игрушка в другой, то ребенок поверит маме, а не своим глазам. И это очень важное умение, оно позволяет сильно экономить время на обучении и передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Подросток-шимпанзе очень долго наблюдает, как мама колет орехи, и пытается воспроизвести, если бы мы не умели верить на слово, то и обучались бы со скоростью шимпанзе.

В 2011 в Дании проводили очень изящный по дизайну экспермент. 2 группы молодых людей, - одну набрали среди прихожан евангелистов-пятидесятников, другая группа состояла из студентов атеистических взглядов из Университета Орхуса. Верующим давали прослушать короткие отрывки из публичной молитвы, неверующим – риторическое выступление не религиозной тематики. На деле это был содержательно один и тот же текст, начитанный разными актерами, но в одном случае он был оформлен как христианская проповедь, в другом случае как вдохновляющая речь общегуманистической тематики. Всем участникам сказали, что эти «проповедники» рассказаны 3мя разными группами ораторов,- а) светский неверущий лектор, б)простой христианский проповедник и в)знаменитый и харизматичный христианский проповедник, чьи молитвы, по мнению паствы, обладают чудесным исцеляющим действием. У всех обследованных, и верующие и неверующие, услышанное впечатлило и вызвало эмоциональный отклик. В субъективном рейтинге оценки «харизматичности оратора», «доверия к сказанному» и «общего эмоционального впечатления от услышанного» даже неверующие люди ставили христианского проповедника чуть выше светского оратора, а харизматичного проповедника чуть выше обычного священника (что, скорее всего, является следствием традиционного, в целом уважительного, отношения к религии даже среди нерелигиозного населения). Однако же эта разница была малозначима, и в целом все содержательно похожие обращения оценивались примерно одинаково, в не зависимости от предполагаемой личности оратора, на 3-4 балла по условной 10-бальной шкале. На верующих же людей, что предсказуемо, «христианская проповедь» оказало несоизмеримо больший эффект, нежели «светская риторика» (при полной, напомню, содержательной идентичности). Речь «обычного проповедника» оценивалась значительно выше «светского оратора», а речь «харизматичного, обладающего исцеляющей силой, проповедника» значительно выше «рядового христианского проповедника». В случае «харизматичного проповедника» верующие сообщали, что испытали «необычайный духовный подъем», «укрепились в вере своей», «ощутили непосредственное присутствие Господа», и общая оценка «проповеди» была в районе 8-9 баллов по 10-бальной шкале.
Что интересно, на томограмме у всех обследованных, и верующих, и атеистов, активировались примерно схожие отделы мозга, и эта картина характерна для любой эмоционально насыщенной, образной, обращенной непосредственно к слушателю риторики на субъективно значимые темы. В этом плане нет разницы для общей «духоподъемной» риторики, упакована она или нет в религиозную терминологию. Но в чем была существенная и значительная разница,- у высоко-религиозных слушателей по мере нарастания «харизматичности» и «авторитетности» проповедника отключалась и деактивировалась лобно-височная сеть высшего контроля, критики и администрирования. Соответственно, реакцию человека на высший авторитет можно описать как «дефицит функции высшего администрирования» или executive dysfunction

Разумеется, это состояние не специфично для религиозного восприятия. Такое же отключение критичного мышление происходит, когда дети слушают взрослых. Такое же снижение критики происходит у взрослых, которые слушают своих лидеров. Это очень похоже на трансовое состояние измененного сознания, полученное путем гипнотических либо медитативных техник. Это похоже на реакцию влюбленного человека, когда ему демонстрируют изображение любимого.

Ритуальный мозг

Проторитуалы придуманы еще до человека. Ритуал как сложный паттерн поведения, имеющий конкретные контекст-зависимые цели, не передающийся биологически, но только путем персонального научения от поколения к поколению,- не является каким-то уникальным и неповторимым человеческим феноменом.

Ближайшие аналоги обнаруживаются как минимум у всех человекообразных, а при широкой трактовке,- вообще у многих узконосых обезьян. Зоопсихологи даже используют громкое слово «культура» в отношении высших приматов. Например, в западной и восточной культурах шипанзе принято по разному разбивать твердые орехи. Шимпанзе запада в своей технике используют одну руку, шимпанзе востока обе, причем восточная «двуручная» техника примерно в 4 раза эффективней западной «одноручной». Оба эти способа были изобретены примерно 100-150 тысяч лет назад, и они не заложены биологически, во многих популяциях вообще не умеют раскалывать орехи. То есть это чисто социальное умение, и передается только через обучения молодых особей.
В некоторых популяциях бабуинов есть добрый обычай. Когда два самца примерно равного иерархического положения затевают какое-то совместное дело (как правило это нападение на высокорангового самца, либо же совместная добыча пропитания и т.п.), то всегда есть риск, что они передерутся между собой по дороге. Когда их положение в иерархии стада явно различается, и обеим очевидно, кто тут главный, то проблем не возникает. А вот когда они равные конкуренты,- конфликт очень вероятен. И на этот случай в некоторых сообществах выработан особый «ритуал приглашения к сотрудничеству». Они подходят и хватают друг друга за яйца. И немного сжимают, но так, чтобы не было больно, потому что если поддаться искушению и серьезно дернуть, то надо помнить, что он твои тестикулы тоже держит в кулаке. Этот обычай снимает потенциальную враждебность и делает самцов на какое то время способными к взаимовыгодным совместным действиям. Так рождается крепкая мужская дружба. Причем, что интересно, этот поведенческий паттерн тоже не заложен от рождения, он не во всех популяциях бабуинов наблюдается. И приматы учатся и шлифуют его всю жизнь, там достаточно сложные предварительные заходы и синхронные действия, просто так нельзя подойти и за яйца ухватить, схлопочешь немедленно, это примерно как нам подойти и полезть обниматься к незнакомому амбалу в баре. И соответственно, более молодые особи имеют худший навык и с большим трудом устанавливают просоциальные взаимодействия, взрослым же и опытным самцам это дается гораздо легче, от чего они имеют значительные бонусы.
Или, например, груминг (чистка шерсти). Те же шимпанзе проводят за грумингом гораздо больше времени, чем это объективно необходимо для поиска паразитов, это поведение оторвалось от своего исходного предназначения и служит уже способом тактильного контакта, социальных взаимодействий, проявлением симпатии и т.п. Одно время даже существовала концепция, что язык у облысевшего человека развился как вынужденная замена грумингу, шерсти, которую можно перебирать, не стало, и пришлось для личных взаимодействий использовать вокализации.
И эти примеры можно приводить очень долго. Так или иначе, какие-то формы наученного ритуального поведения существуют у многих обезьян, как следствие их социальности. И разумеется, у человека, как самого ультрасоциального из приматов, это развито в наибольшей степени.

Во многих архаичных сообществах существуют ритуалы, являющиеся логичным продолжением и развитием описанных выше. У племен яномао (а это исключительно агрессивные и постоянно воюющие между собой сообщества) есть стандартный ритуал примерения. Когда племя желает прекратить войну, оно приглашает врагов на «фестиваль». Хозяева встречают гостей лежа в гамаках и безоружные, пришедшие же окружают их и начинают оскорблять, насмехаться, потрясать оружием и делать угрожающие выпады. Потом они меняются местами. Если никто не сорвется, не психанет и не начнется резня, то все ок, можно садиться в круг, мириться, обмениваться подарками, заключать брачные и военные договора и прочая прочая. Думаю, даже в современной культуры вы сможете найти немало удаленных аналогов древнего бабуиньего «яйцепожатия».

В историческом масштабе,- очень недавно и очень в небольших количестве стали появляться люди, которым становится тесно в рамках навязанных социумом моделей поведения и когнитивных схем, в целом же, ритуализованное мышление очень долго несло (да и сейчас несет) массу бонусов и адпативных возможностей. Ритуалы облегчают взаимодействие между группами, ритуалы стабилизируют отношения внутри группы, снижают стрессовую нагрузку на члена коллектива, дают чувство защищенности, делают социальную жизнь стабильной и предсказуемой, повышают адаптивность как отдельного индивида, так и успешность всей группы.
То есть это чрезвычайно мощный и эффективный антистрессовый и защитный механизм.
Был и остается, как в физиологических, так и в патологических своих проявлениях. На персональном и на групповом уровне, будь то защитные ритуалы при обсессивно-компульсивном расстройстве или же наблюдаемый нами уход в фундаментализм консервативных и слабых обществ, переживающих социально-экономический кризис либо же столкнувшихся с сильной и враждебной цивизизацией (в плане социальных ценностей враждебной, я имею в виду)

Исцеляющий мозг, чудотворный мозг

И в какой-то момент все описанные выше тенденции сходятся вместе и формируют фундаментальную и уникальную для человека способность к переживанию особого психического опыта. Назовем это «душой». Или, если считать термин «духовность» излишне засоренным и размытым, назовем это «спиритуальностью».
Spirituality не сразу появляется у человека, она с нами не от рождения биологического вида (и об этом чуть ниже), но в какой-то момент феномен возникает и становится всеобщей и базовой для человека особенностью, и в настоящее время в той или иной форме наблюдается во всех без исключения человеческих сообществах.
Появляется способность к переживанию духовно-мистического опыта, - появляются и шаманы, то есть специальный люди, чья задача заключается в обслуживании спиритуальной функции коллектива. В той или иной форме шаманизм присутствует практически во всех архаичных культурах (как бы это ни называлось,- деревенские колдуны, священники или как угодно, это не суть важно).
Помимо исполнения разных ритуально-обрядовых действий шаманы, как правило, несут еще и функции лекаря. И это важно. Шаманские обряды исцеления очень похожи во всех традиционных культурах, бесконечно далеких друг от друга, от Заполярья до влажных джунглей, от островков в океане до иссушенных пустынь. Употребление каких-либо психоактивных веществ (если в тех местах, где проживает сообщество, растет хоть что-то, из чего можно получить наркотическое или токсическое одурманивание, то люди обязательно это «что-то» найдут, придумают как, и непременно используют вот в такие моменты). Плюс ритмические звуки, напевный речитатив, пляс либо другие телодвижения и прочая прочая. Так или иначе, человек вводится в измененное состояние сознания, в гипнотический транс.
В этом состоянии, под воздействием внешнего внушения, происходят значительные подвижки в психических процессах, причем на уровне нейробиологии. Происходит выброс эндогенных опиатов и каннабиноидов, бета-эндорфинов в первую очередь, а также серотонина и меланокортина. И этот нейромедиаторный релиз очень значительно улучшает субъективное состояние и облегчает течение болезни. Понятно, что этот способ замечательно помогает от любой психосоматической патологии. Но не только. Через центральных «сверху-вниз» воздействий на периферическую нервную и иммунную систему эти процессы облегчают течение даже чисто соматических, и, казалось бы, не подверженных «внушению» заболеваний.
Хронический болевой синдром, головные боли, травматический болевой синдром, воспалительные и аутоиммунные процессы, заживление ран и остановка кровотечения, кожные болезни и желудочно-кишечные расстройства, родовспоможения и облегчение при обострении хронических заболеваний. Очень долгий список.

Даже в настоящее время дальние потомки этих танцев с бубнами прекрасно поживают,- гомеопатия, иглорефлексотерапия, психокодирования, БАДы и прочая плацебо-медицина, цигун и йога, разные медитации и лечебные гимнастики,- нет им числа. Конечно, можно поохать на эту тему, но давайте посмотрим с другой стороны.
В мире, где давно и прочно существует естественно-научный подход, доказательная медицина и фундаментальные химико-биологические науки, в нашем XXI веке, по сути, плейстоценовая медицина, вполне успешно конкурирует с современными методами лечения, со всей их доказательной и научной базой. Даже сейчас широкие массы населения считают шаманские исцеляющие обряды (в их современных проявлениях) эффективными и полезными, причем не безосновательно считают.
А представьте, какой это был бонус для охотников верхнего палеолита. В целом, все эти ритуальные, обрядовые, шаманские и спиритуальные практики очень значительно повышали адаптивность социума и выживаемость отдельного человека.
Но. Есть нюанс. Для того, чтобы реализовать подобное мышление и подобное поведение, нужен специальный инструмент. Чтобы внушение подействовало, нужен внушаемый разум. Чтобы получить опыт сверхъестественного, нужен мозг, способный к подобному экспириенсу. Нет, просто обладать большим и сложным мозгом не достаточно. Нужно кое-что еще.

Мы все внушаемы. Мы все гипнабельны, поголовно. Все не внушаемые померли давным-давно, и даже легенд не оставили, потому что не умели придумывать легенды. Когда мы сейчас внутри себя выделяем внушаемых людей и не очень, тех, на кого гипноз действует, и тех, на кого не действует, тут надо понимать, что фактически это разделение на «просто внушаемых» и «ультра-внушаемых». Повторюсь еще раз,- невнушаемых сапиенсов не существует, причем уже давно.

И тут начинается самое интересное.

II Бог

Рождение Бога

Мы не первый разумный вид на планете. Те, кто был до нас, и те, кто был рядом с нами, тоже были разумны. Австралопитеки, скорее всего, были еще сообразительными обезьянами, а примерно с хабилиса, - различие уже становится качественным. Эректусы уже были однозначно разумны. Положим, с нашей современной точки зрения это были не очень умные существа, но все-таки, между очень-очень тупым человеком и очень-очень умным животным огромная разница. Homo erectus был очень удачным видом, они заселили всю тропическую и субтропическую зону Африки и Евразии. Неандертальцы забрались в европейскую лесотундру и оседлали пищевую пирамиду. С высоты нашего нынешнего положения можно высокомерно усмехаться этим достижениям, но вообще-то это очень круто для изначально нишевого экваториального вида. Homo sapiens уже родился в семье победителей, прошедших сквозь ад великих гляциалов и заселивших всю доступную им сушу.
Анатомически современный человек появляется примерно 100 тысяч лет назад (а Homo sapiens idaltu, древнейший подвид современного человека, это вообще 160-190 тысяч лет). И большую часть времени он ничем от ближайших родственников не выделялся. Ну, мозг удачней. Ну пальчики ловчее. Сколы поменьше и каменный наконечник потехнологичнее. Ну хорошая годная модель гоминид, ок.

Но просто анатомически нынешнего мозга недостаточно для обеспечения высших психических процессов. У современного человека очень в широких пределах различаются размеры мога, без всяких функциональных последствий, в нижних границах как у поздних эректусов, в верхних границах как у неандертальца. Абсолютный размер мозга значим, когда мы сравниваем себя и шимпанзе, но не значим, когда мы сравниваем себя друг с другом, даже когда мы сравниваем себя с ближайшими вымершими родственниками. На этом уровне размер уже не имеет значения, мозг различается функционально.

Для обеспечения самой возможности ритуального, спиритуального и мистического опыта требуется качественно иной уровень рабочей памяти и возможностей к контролю и администрированию со стороны лобной коры. Потому что, чтобы входить в состояние измененного сознания, и уж тем более,- жить в состоянии измененного сознания,- на это нужны мощности working memory и executive control, намного превышающие повседневные технические нужды палеолетического человека.
То есть, чтобы просто больше лучше обкалывать каменные орудия, - это все реализуется анатомическими решениями. Но для обслуживания теории разума, ментализации, символического и ритуального мышления, гипнабельности и веры в сверхестественное, способности к высшему контролю, эмоциональный и социальный интеллект, умение приравнивать социальный контекст внутри головы к объективной реальности снаружи,- то есть создавать виртуальную субъективную модель реальности, и постоянно корригировать и подстраивать под объективный контекст, причем так, чтобы это способствовало, а не препятствовало, адаптивным стратегиям человека,- вот это требует от отделов коры качественно иных мощностей и полномочий, и это уже решения не анатомические, это происходит на уровне функциональной реорганизации структур головного мозга.

Рабочая память это верхнее-боковая префронтальная кора (Dorsolateral prefrontal cortex dlPFC), узел высшего контроля и администрирования это передняя опоясывающая извилина (Anterior cingulate cortex, ACC). Когда придет пора (если придет пора) рассказывать о механизмах этики, морали и нравственности у человека, этим отделам будет посвящено много слов. Судя по всему, именно функциональной реорганизацией этих отделов (преимущественно справа), и был поставлен последний росчерк, последняя точка, в биологической эволюции человека. И тогда же началась эволюция социальная.

Произошло это примерно 50 тысяч лет назад, гораздо позже появления анатомически современного человека. События эти известны как «революция верхнего палеолита». Появление фигуративного искусства и наскальной живописи, музыки и игр, обрядов погребения и шаманских ритуалов, естественного языка и мифо-поэтических концепций, торговли, татуировок и нефункциональных украшений на предметах домашнего обихода. То есть появилось то, что мы называем Behavioral modernity, «поведенческая современность». А вернее говоря, появилась современная нам психика. Разумеется, все происходило не за один день, постепенно все началось около 70 тысяч лет назад, в какой-то момент изменения прошли качественный барьер, после чего оптимизация и отладка какое-то время продолжалась и окончательно, в районе 35 тысяч лет назад, психическая механика окончательно приобрела современную, известную нам форму.

Иными словами, у нас появилась душа.
И тут не очень принципиально, сколько именно десятков тысяч лет прошло, важно, что это произошло значительно позже возникновения наших нынешних тел. Можно долго спекулировать на тему того, по каким внешним причинам это случилось,- сначала вулкан Тоба метким выстрелом убил человечество, потом пошел мустьерский дождьи воскресил человечество,- неважно почему это случилось, но это случилось. То есть священники правду говорят. Господь действительно создал человека. Вдохнул в глиняную фигурку неугасимое пламя религиозно-мистического опыта. Другое дело, что речь не идет о каком-то высшем разумном существе. Бог это мы.

Или, снижая градус пафоса, можно сказать иначе. Последняя функциональная реорганизация структур головного мозга человека, случившаяся в период верхнего палеолита, затрагивающая преимущественно отделы префронтальной и передней опоясывающей коры, обеспечила возможность существования механизмов психической деятельности человека, успешно функционирующих и по сей день. В первую очередь, это касается значительно возросшего объема рабочей памяти, позволяющей оперировать сложными символическими моделями, а так же функциями контроля и администрирования, позволяющим успешно подавлять пре-потентные реакции.

Функциональная анатомия Бога

Поскольку не существует какой-либо специальной и особенной «верующей психики», то разумеется, головной мозг человека, переживающего разные формы религиозного опыта, ничем принципиально не будет отличаться от мозга человека, переживающий аналогичные ситуации не-религиозной природы.
Мозг погруженного в молитву человека не отличается от мозга медитирующего человека. Страх перед гневом Господним обрабатывается в том же переднем боковом орбитофронтальном кортексе, что и страх перед обычным наказанием. Мозг, испытывающий прилив веры и любви к Богу на томографе не отличить от мозга человека, которому демонстрируют изображения его родителей, детей и близких. Верующий, которому сообщают, что «бога нет, это медицинский факт» испытывает те же негативные эмоции, как при любом утверждении, противоречащим личным убеждениям и воззрениям (напр.- «Путин всенародно избранный президент»). Механизмы доверия к словам проповеди такие же, как механизмы доверия к словам любого авторитетного лидера. Ну и так далее.

В следствии того, что предельный размер текста в жж ограничен, и я опять за него вылез, мне пришлось выкинуть весь нейробиологический хардкор. Но хочу между тем, упомянуть отдел мозга, называемый височно-теменной переход ( Temporoparietal junction ). Как следует из названия, это участок, где соединяются височная доля и теменная. Расположена в конце Сильвиевой борозды.



Этот отдел коры регулярно звучит в исследованиях, посвященных theory of mind, процессам ментализации, субъективным верованиям и убеждениям, механизмам доверия, тестам на понимание ложных убеждений .
С активностью этой зоны связан феномен «внетелесного переживания». В рамках патологических нарушений повреждение этой зоны может провоцировать различные деперсонализационные расстройства. Прямая электростимуляция отдела вызывает специфическое состояние, которое людьми соответствующих воззрений трактуется как «душа покинула тело», как «отделенное сознание» либо же «астральная проекция», зависшая над физическим телом и осознаваемая вне него. Внешнее воздействие противоположного характера, а именно электромагнитное подавление зоны TPJ, снижает распознавание психическое состояние окружающих и влияет на способность принимать моральные суждение и решения.

Эксперимент с использованием транскраниальной магнитной стимуляции,- человек помещался в темную звукоизолированную комнату и осуществлялось воздействие на различные отделы в правом полушарии. Часть обследуемых была в группе контроля, им так же подсоединяли аппаратуру, но никакого воздействия не производилось. Поскольку такое состояние сенсорной депривации легко провоцирует людей на самовнушение, то даже в группе плацебо-контроля значительная часть (около трети от обследованных) заявляли о необычных и «странных» ощущениях. Но, между тем, доля «самовнушения» была достоверно и значительно ниже доли обследованных, переживавших специфический опыт под действием транскраниальной магнитной стимуляции. Более 60% от обследованных описывали явное и четкое ощущение, что «рядом кто-то есть». Люди материалистических и рациональных воззрений описывали это как чувство, что «за спиной стоит человек и внимательно смотрит». Люди, склонные к мистико-идеалистическим суждениям, описывали присутствие в комнате «духов», «призраков» либо даже «Бога».

В другом эксперименте набрали участниц среди монахинь ордена кармелиток (католический орден с достаточно жестким уставом). Выбрали полсотни женщин, которые в своем монастырском коллективе считались крайне религиозными (заметка на полях,- ну вы представляете, что это были за барышни, если даже среди абсолютно безумных теток они считались too much, то есть это такой, воплощенный бескомпромиссный хардкор). Все они заявляли, что неоднократно переживали «особый духовный опыт», связанный с «непосредственным переживанием Божественного присутствия». Женщины были помещены в томограф, где начитывали с экрана глоссолалический текст. Глоссолалия это бессмысленная речь, состоящая из неологизмов и случайных звукоподражаний, которая при этом имеет признаки связного предложения- грамматически и синтаксически оформлена, имеет привычный для носителя языка фонетический набор и структуру слога. В рамках психопатологии бывает при шизофрении, как литературный прием,- можно вспомнить обэриутскую заумь, Бармаглота, опыты Петрушевской и Сорокина, глокую куздру и прочее жепь ебрило. Глоссолалии были по ритму и структуре оформлены как библейские псалмы и общий поток бессвязных словоподражаний перемежался религиозными терминами с ветхозаветными коннотациями (подобное тому, что практикуется в некоторых ультра-реформаторских протестантских общинах). И, соответственно, монахини все это великолепие читали и впечатлялись, под мерный гул магнитно-резонансного томографа.
Честно говоря, меня в этой статье в первую очередь зачаровал дизайн эксперимента, какое-то благородное безумие, на пике достигающее уровня монти-пайтоновских скетчей. Как они их собрали по монастырям, как они их в томограф запихали, как вообще этих повернутых монашек удалось уболтать во всем этом мероприятии участвовать,- это выше моего разумения. Ну а результаты, - ну что результаты? Ну получили гипнотический транс. Кто бы сомневался. Чтобы добыть мозг в трансовом состоянии не обязательно было так вычурно троллить бедных кармелиток. Можно было хватать любого посетителя сети магазинов «Путь к себе» и через полчаса нилакантха-дхарани получили бы ровно ту же картину.

Медицинская генетика и патофизиология Бога

В исследовании почти 2000 близнецовых пар обнаружено, что наследуемость значима для степени религиозности человека. В персональную вариабельность интенсивности религиозно-мистического опыта 18%й вклад вносят генетические факторы. Разумеется, речь не идет о передаче «веры отцов» или что там «впитано с молоком матери». Те базовые психические механизмы, о которых говорилось выше, и которые лежат в основе человеческой способности к духовно-мистическому опыту,- их интенсивность, уровень развития и степень связанности,- во всем этом значимы врожденные факторы, и как следствие, наследственность влияет на уровень религиозности.

Переживания религиозно-мистического характера бывают при различных психопатологических состояниях. Например, для лакунарной лобно-височной эпилепсии характерны особые «религиозные ауры», предшествующие судорожному приступу. Особенно ярко это проявляется, если эпилептический очаг задевает височно-теменную зону, о которой говорилось выше. Для таких больных характерны характерологические изменения в сторону избыточной экстатической истовой религиозности. В наркотическом опьянении психоактивными веществами эмпатогенно-галлюциногенного ряда (МДМА, ЛСД и тому подобное) примерно в трети случаев люди переживают специфическое состояние, которое, при наличии верований в сверхъестественное, человек описывает как яркое религиозное чувство (а при отсутствии таких верований,- как «магию экстази»).

Таким образом, поскольку религия целиком и полностью является результатом психической деятельности человека, совершенно естественным представляется, что все факторы, значимые для функционирования головного мозга, - врожденные и приобретенные, нормальные и патологические,- оказывают влияние и на способность человека переживать религиозно-мистический и/или духовно-спиритуальный опыт.


Последнее доказательство бытия

Подводя итог. Религиозно-мистические и/или духовно-спиритуальные переживания во всех своих проявлениях, хотя и не являются неизбежными и обязательными для человека, но напрямую следуют из базовых фундаментальных особенностей человеческой психики, из нашей способности к психической репрезентации и ментализации, из потребности в социальном поведении и идентичности, из веры в авторитет группы и мнение лидера, из ритуалов защитных и целе-ориентированных, из желание видеть вокруг человеческую общность и жить в понятном предсказуемом мире.

Ничто из этого, ни вместе, ни по отдельности, еще не является религией. Но мистические и околомистические концепции, от примитивных мифо-поэтических представлений до современных мировых религий, предлагают когнитивно-поведенческий комплекс для удовлетворения всего списка запросов.

То есть, при желании, можно собрать свою жизнь вручную из набора ингредиентов, а можно взять готовым блоком, причем уже проверенным на миллионах людей и тысячах лет истории. Это личный выбор,- самому салат нарезать или взять стандартный обед. Приобретайте Хэппи-мил и получайте в височно-теменную извилину неугасимый терновый куст в подарок. А еще он говорящий. Нажмите на верхнюю префронтальную кору и получите ценный совет на каждый день. Предложение не ограничено.

Таким образом, независимо от того, какое сейчас тысячелетие на дворе и какие именно религиозные конфессии сейчас популярны среди населения,- общая психическая механика неизменна уже 35 или более тысяч лет, она всегда была, есть и будет, у воинствующих атеистов и религиозных фанатиков, у интересующихся духовной жизнью и безразличных к этим вопросам. Даже если нам трудно принять какую-либо из текущих мировых религий по причине очевидной нелепости их базовой концепции, это никак не умаляет и не отменяет тех фундаментальных процессов, которые ведут к духовно-мистическому опыту и вере человека в высшие силы, как бы он эти «высшие силы» не называл,- богом, государством, обществом, законом, этносом или коллективом.
И в этом смысле, - даже если в мире не останется ни одного верующего, вещи, из которых мы делаем себе бога, все равно никуда не денутся из наших голов

Примечание. так как жж отказался принимать пост потому что "Client error: Запись слишком большая", пришлось выкинуть нейробиологические подробности, разбор сканов, лирические отступления и список дополнительных материалов.


Тумбус
отправлено 06.08.12 13:29 # 2


Кому: Цитата, #1

> «В некоторых популяциях бабуинов есть добрый обычай. Когда два самца примерно равного иерархического положения затевают какое-то совместное дело, то всегда есть риск, что они передерутся между собой по дороге. И на этот случай в некоторых сообществах выработан особый «ритуал приглашения к сотрудничеству». Они подходят и хватают друг друга за яйца. И немного сжимают, но так, чтобы не было больно, потому что если поддаться искушению и серьезно дернуть, то надо помнить, что он твои тестикулы тоже держит в кулаке».

Да это же Акционерное соглашение в первозданном виде! Класс. Буду применять разъяснение в практической деятельности.


Nadd
отправлено 06.08.12 13:50 # 3


Кому: Цитата, #1

> «В некоторых популяциях бабуинов есть добрый обычай. Когда два самца примерно равного иерархического положения затевают какое-то совместное дело, то всегда есть риск, что они передерутся между собой по дороге. И на этот случай в некоторых сообществах выработан особый «ритуал приглашения к сотрудничеству». Они подходят и хватают друг друга за яйца. И немного сжимают, но так, чтобы не было больно, потому что если поддаться искушению и серьезно дернуть, то надо помнить, что он твои тестикулы тоже держит в кулаке».

У Пратчетта в произведениях мелькает: "Cuius testiculos habes, habeas cardia et cerebellum", правда в качестве шутки это переводится как: «Если вы завладели их вниманием, значит, завладели их сердцами и умами».


Щербина307
отправлено 06.08.12 13:56 # 4


Кому: Цитата, #1

> Приобретайте Хэппи-мил и получайте в височно-теменную извилину неугасимый терновый куст в подарок. А еще он говорящий. Нажмите на верхнюю префронтальную кору и получите ценный совет на каждый день. Предложение не ограничено.

Шикарная квинтэссенция.


Павлов И.И.
отправлено 06.08.12 14:02 # 5


Кому: Тумбус, #2

[достаёт из сундука ГОиЧС свинцовые трусы, протирает, кладёт обратно]


shu
отправлено 06.08.12 14:02 # 6


Кому: Тумбус, #2

> Да это же Акционерное соглашение в первозданном виде! Класс. Буду применять разъяснение в практической деятельности.

Гораздо нагляднее один раз показать, чем 10 раз разъяснить!


Digger
отправлено 06.08.12 14:36 # 7


Человек хочет быть обманут. Религия предоставляет ему эту возможность с наименьшими логическими потерями, ибо по обоим-двум теоремам Гёделя системы замкнуты (что устраивает верующего) а значит - ложны (что устраивает атеистов).

Теоремы Гёделя неприменимы к бесконечным множествам. Так что мы тут можем просто поржать. Но.

У нас Есть Великий Кант. "Критика чистого разума" глава "Антиномии чистого разума".

Кант, не смотря на свою фамилию, был не дурак. Он быстро понял, что из любой посылки можно сделать два противоположных вывода. Это похоже на теоремы Гёделя, но ими они не являются.

В итоге Кант отнёс эти вопросы к классу "а хуй его знает" и "да ебись оно конём". И, забив на трансцендентное занялся трансцендентальным.

Текущая философия не сильно продвинулась с кантовских постулатов. Ну разве что Витгенштейн и, для фанатов трансцендентного - Керкьегор. Мне более приятен первый хоть и был пидором. Его логика перевернула мир. И вот он так до сих и пор и стоит враскоряку.


Digger
отправлено 06.08.12 14:41 # 8


Ещё был интересный опыт с абизянами.

Клетка.

В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница.

Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Те же действия с вашей стороны. ОТКЛЮЧИТЕ ВОДУ.

Третья обезьяна, выжив из ума от голода пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации,когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Почему?

ПОТОМУ, ЧТО ТАК ТУТ ЗАВЕДЕНО.


Тумбус
отправлено 06.08.12 14:42 # 9


Кому: shu, #6

> Гораздо нагляднее один раз показать, чем 10 раз разъяснить!

Мерзкий извращенец.


Пенсионер
отправлено 06.08.12 14:47 # 10


Чем ближе к религии - тем ближе к природе.


WSerg
отправлено 06.08.12 14:47 # 11


Кому: Digger, #7

> Теоремы Гёделя неприменимы к бесконечным множествам.

Разве? В классической интерпретации 2я теорема оперирует множеством натуральных чисел


Digger
отправлено 06.08.12 14:48 # 12


Кому: Пенсионер, #10

> Чем ближе к религии - тем ближе к природе.

Фрейзера читал?


Щербина307
отправлено 06.08.12 14:48 # 13


Кому: Digger, #8

Чистая религия, никто не помнит зачем и почему она появилась но верят.


Digger
отправлено 06.08.12 14:50 # 14


Кому: WSerg, #11

> Разве? В классической интерпретации 2я теорема оперирует множеством натуральных чисел

iБля! К полным множествам конечно!!!


Digger
отправлено 06.08.12 14:51 # 15


Кому: Щербина307, #13

> Чистая религия, никто не помнит зачем и почему она появилась но верят.

Фрезер. "Золотая ветвь". Докинз "The God Delusion".


Антинейтрино
отправлено 06.08.12 14:57 # 16


> В подавляющем большинстве случаев человек соглашается с мнением большинства, даже если это прямо противоречит реальности.

Город Зеро. Гражданина Варакина не били, физически не пытали, а крышу ему умело снесли.


Timus
отправлено 06.08.12 15:14 # 17


Кому: Digger, #8

> Ещё был интересный опыт с абизянами.

А где можно про этот опыт почитать?


Abrikosov
отправлено 06.08.12 15:15 # 18


Кому: Digger, #7

> Кант, не смотря на свою фамилию, был не дурак

ААААааааааааааа!!!!!!!11111111111


Щербина307
отправлено 06.08.12 15:15 # 19


Кому: Digger, #15

Спасибо, прочитаю.


ElvenSkotina
отправлено 06.08.12 15:20 # 20


Кому: Digger, #8

> Ещё был интересный опыт с абизянами.

Внатуре такой опыт ставили? Похоже на придуманную историю.


Пенсионер
отправлено 06.08.12 15:21 # 21


Кому: Digger, #12

> Фрейзера читал?

Нет, насколько я помню.


Пенсионер
отправлено 06.08.12 15:22 # 22


Кому: ElvenSkotina, #20

> Внатуре такой опыт ставили? Похоже на придуманную историю.

Я где-то и не такое читал. Был опыт, как в обезьяньей стае установили товарно-денежные отношения.


Lomas
отправлено 06.08.12 15:26 # 23


Кому: Digger, #14

> iБля! К полным множествам конечно!!!

Вот всегда так. Только что нибудь напишешь сам, из своей собственной головы, да еще упоминая теоремы Гёделя, а не скопируешь из википедии и нате...Найдется умник который найдет ошибку. Без обид камрады.


Скиталец
отправлено 06.08.12 15:53 # 24


То есть аутисты- прирожденные атеисты, обычная же, здоровая психика, предрасположена к восприятию мистических, религиозных и иных «сверхъестественных» концепций, и это напрямую вытекает из нашей способности к ментализации

хыхы. добро пожаловать в реальный мир, атеисты!!


солдат_Удачи
отправлено 06.08.12 15:55 # 25


Кому: Digger, #7

> что из любой посылки можно сделать два противоположных вывода

Я тут с начальных классов (сильно не бейте). Из любой ли? В любой системе с конечной аксиоматикой можно сформулировать "предложение" которое нельзя доказать, ровно как и опровергнуть - это в мозг влазит. А что из ЛЮБОЙ посылки два противоположних вывода.. Пойду квасу выпью - охладюсь.


pchela5
отправлено 06.08.12 16:01 # 26


Если автор такой умный, пусть предъявит деньги!!!


Digger
отправлено 06.08.12 16:03 # 27


Кому: Lomas, #23

> уешь из википедии и нате...Найдется умник который найдет ошибку.

Да ты то чего. Это мой косяк!

Кому: солдат_Удачи, #25

> Из любой ли? В любой системе с конечной аксиоматикой можно сформулировать "предложение" которое нельзя доказать, ровно как и опровергнуть - это в мозг влазит.

Либо лошадь, либо белая. Белых лошадей не бывает.


Digger
отправлено 06.08.12 16:04 # 28


Кому: pchela5, #26

> Если автор такой умный, пусть предъявит деньги!!!

Я в этом случае всегда говорю, что у Шопенгауэра была болонка.


Digger
отправлено 06.08.12 16:06 # 29


Кому: Скиталец, #24

> хыхы. добро пожаловать в реальный мир, атеисты!!

То есть атеисты они не в реальном мире?


Лжец
отправлено 06.08.12 16:11 # 30


Кому: Цитата, #1

> Классический пример,- испытуемого помещают в группу и предлагают сравнить длину линий на предложенных картинках.

Есть очень не плохой советский документальный фильм, в котором рассматриваются похожие ситуации и внушаемость людей, 1971 года выпуска, называется "Я и другие":

http://www.youtube.com/watch?v=MoeQ3I7BRpY


seraphimx
отправлено 06.08.12 16:45 # 31


Кому: Лжец, #30

> Есть очень не плохой советский документальный фильм, в котором рассматриваются похожие ситуации и внушаемость людей, 1971 года выпуска, называется "Я и другие":

А ещё есть короткое 6-минутное видео про воспитание школьников в СССР, которое этот опыт с линиями опровергает в каком-то смысле

http://www.youtube.com/watch?v=wvYUFfp17Gk


dead_Mazay
отправлено 06.08.12 16:51 # 32


> Пора, пора начать Солженицынские чтения.

Зиновьевские будут?


Digger
отправлено 06.08.12 16:58 # 33


Люди, вы "Риторику" Волкова читали?


Dremuchiy
отправлено 06.08.12 16:58 # 34


Кому: ElvenSkotina, #20

это из Маркова "Эволюция человека" походу


shono
отправлено 06.08.12 16:58 # 35


Ожидаем всплеска перестрелок в России после разрешения свободной продажи короткостволов, чаще всего, конечно в кафешках и забегаловках.


саня61
отправлено 06.08.12 17:05 # 36


http://oper.ru/visitors/rules.php

После строки "Кому" надо оставлять пустую строку, иначе неудобно читать.



Щербина307
отправлено 06.08.12 17:07 # 37


Кому: Digger, #33

[записал для чтения]


SYLAR
отправлено 06.08.12 17:09 # 38


Кому: Digger, #29

> То есть атеисты они не в реальном мире?

А как назвать людей, которые отрицают существование Бога?

Вот есть люди, им до лампочки, а вот эти отрицают конкретно Бога. Своего рода секта. И воспринимаются подобные люди, как сатанисты. Потому что цели по своей сути одинаковые, борьба с Богом. Переводя в плоскость тупичка - те, которым здесь не нравится и вместо того, чтобы уйти в другое место, они будут капать на мозг тут. А проблемы в религии, потому что и сторонники и противники рассматривают Бога как мужика на облаке, в том числе. Ну и церковь ведёт себя отталкивающе, особенно для психически нестабильных личностей, которые вставая каждый день посвящают свою жизнь описанию часов патриарха.

Моя концепция, что Библия была написана умными людьми не в сторону "теории заговора". Если человеку дядя Вася скажет, что убивать плохо, то человек дядю Васю пошлёт далеко и на долго. А если человек прочитает книжку, с большим количеством историй, с потсупками, к чему они приводят, то до него лучше это дойдёт, он сам это осознает, лично и не будет у него никаких авторитетов или тех, кто претендует на эту роль. Грубо говоря своего рода воспитание книгой, естественно не отменяет того, что некоторым сносит от этого крышу.


Щербина307
отправлено 06.08.12 17:14 # 39


Кому: SYLAR, #38

> по своей сути одинаковые, борьба с Богом.

Атеситы не борятся с богом, он им не нужен.

> А если человек прочитает книжку, с большим количеством историй, с потсупками, к чему они приводят, то до него лучше это дойдёт, он сам это осознает, лично и не будет у него никаких авторитетов или тех, кто претендует на эту роль. Грубо говоря своего рода воспитание книгой

В уголовном кодексеи административном всё написано, что будет и за какие деяния.


Щербина307
отправлено 06.08.12 17:23 # 40


Кому: Щербина307, #39

> Атеситы

Атеисты, конечно.


SYLAR
отправлено 06.08.12 17:32 # 41


Кому: Щербина307, #39

> Атеситы не борятся с богом, он им не нужен.

Не побрезгуешь википедие, как источником?

> Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов»[1], «безбожие»[2]; от ἀ — «без» + θεός — «бог»[2][3][4]) в >широком смысле — отрицание веры в существование богов[5]; в более узком — убеждение в том, что богов не >существует[6]. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов[7][8][9][10].

Так что судю по определению, он им нужен. Ибо отрицать было бы нечего. Грубо говоря, они в некотором роде тоже верующие. Они очень связаны с той же библией и религиями. Будучи православным, я же не становлюсь атеистом по отношению к другим верам. Мне они до лампочки, интересны с исторической и культурной точки зрения.

> В уголовном кодексеи административном всё написано, что будет и за какие деяния.

УК РФ не читают в школах, он не является самой продаваемой книгой в мире. И есть подозрения, утверждать не могу, но в домах, даже не у верующих, библий гораздо больше, нежели УК РФ. УК РФ тоже можно вывернуть в любую сторону, вроде книга формальная и всё ясно написано, но в суде у кого как получится. Вот отсюда у людей "авось пронесёт".


Abrikosov
отправлено 06.08.12 17:34 # 42


Кому: SYLAR, #38

> То есть атеисты они не в реальном мире?
>
> А как назвать людей, которые отрицают существование Бога?

Эти люди называются атеисты.
Но вопрос был о реальности мира, в котором они проживают.

Их мир в чём-то менее реален, чем мир живущих в плену фантазий верующих?

> Вот есть люди, им до лампочки, а вот эти отрицают конкретно Бога.

Летающего Макаронного Монстра они тоже отрицают, несчастные.
А между тем он прилетит и всем пиздец!

> Своего рода секта.

А ты веруешь в Летающего Макаронного Монстра? Или ты сектант???

> И воспринимаются подобные люди, как сатанисты.

С козырей.
А люди, не верующие в Летающего Макаронного Монстра - воспринимаются как педофилы!!!
Истинно говорю вам, всепокайтеся и уверуйте!

> Потому что цели по своей сути одинаковые, борьба с Богом.

Как можно бороться с тем, чего по твоему мнению НЕТ?

> Переводя в плоскость тупичка - те, которым здесь не нравится и вместо того, чтобы уйти в другое место, они будут капать на мозг тут.

Здесь - это где?
На планете Земля?

> А проблемы в религии, потому что и сторонники и противники рассматривают Бога как мужика на облаке

Ну почему ж как мужика?
Он в законе.

> Ну и церковь ведёт себя отталкивающе, особенно для психически нестабильных личностей, которые вставая каждый день посвящают свою жизнь описанию часов патриарха.

Да насрать сто раз на его часы.
А вот что он гадит на головы предкам своим "ВОВ - это наказание за грехи", вот это действительно хуёво.

> Моя концепция, что Библия была написана умными людьми не в сторону "теории заговора".

Библия придумана и написана гениальными людьми, с определённой целью.
Цель эта - управление массами.

Но мир изменился, и что рулило 2000 лет назад в отношении неграмотных пастухов, сейчас работает плохо или не работает вообще.

> Если человеку дядя Вася скажет, что убивать плохо, то человек дядю Васю пошлёт далеко и на долго.

И закричит: "Да, я хочу убивать! ах-ха-хаха-ха!!!"
После чего заведёт Пилу и будет гоняться за Василием.

> А если человек прочитает книжку, с большим количеством историй, с потсупками, к чему они приводят, то до него лучше это дойдёт, он сам это осознает, лично

Ну почитает он про Христа и увидит, что вот жил хороший человек, творил добро налево-направо, и потому бомжевал всю свою короткую жизнь, а под конец его убили довольно мучительной смертью.
И жил-был бандюк, который перед смертью сказал пару покаянных фраз и за это в рай отправился.

И поймёт человек, что ну его нафиг праведную жизнь, лучше воровать, убивать и ебать гусей, а потом раскаяться и бац! - ты в раю.

Вот поэтому в средние века и запрещали самостоятельно библию читать.

Во-первых не поймут, во-вторых переврут, в-третьих сделают абсолютно идиотские выводы в силу засранности своих мозгов дерьмом всяким.


Adolf
отправлено 06.08.12 17:40 # 43


У нас как-то друзьями по другому становятся. Я у своих друзей яйца в руках ни разу не держал... Или не друзья они теперь мне?


Abrikosov
отправлено 06.08.12 17:40 # 44


Кому: SYLAR, #41

> Так что судю по определению, он им нужен. Ибо отрицать было бы нечего.

Ну как это нечего?

Отрицать можно ещё наличие красоты и сисек у Ксюши Собчак, наличие здравого рассудка у Б.Стругацкого, наличие любви к России у Б.Акунина, наличие ненависти к матрасам у В.Шендеровича и наличие совести у этих и других либерастов.

Как видим, полюшко для отрицания непаханное!!!


SYLAR
отправлено 06.08.12 17:42 # 45


Кому: Abrikosov, #42

> Как можно бороться с тем, чего по твоему мнению НЕТ?

Это по мнению атеистов, не по моему. Вот видишь, я спокоен и расслаблен, а у тебя возникают психологические/психические (не специалист) и резкие бурления, ты заводишься с пол оборота, твои чувства, как верующего человека(атеиста), я задел. Мне кажется это очевидно не только мне.


> Да насрать сто раз на его часы.
> А вот что он гадит на головы предкам своим "ВОВ - это наказание за грехи", вот это действительно хуёво.

А мне не нужен посредник между мной и Богом. Это ты его слушаешь, это он лично тебе на голову. Я могу дать ему оценку в кругу знакомых, как человеку и не привязывать это ни к чему.

> Цель эта - управление массами.

Госдеп замешан, не иначе. Вот откуда ноги у Макаронового монстра растут.

Всего доброго.


ev1l
отправлено 06.08.12 17:44 # 46


Кому: SYLAR, #41

> В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов

странно как-то. вроди бы и сам процитировал, но вот это предложение обошёл стороной.

атеист это не тот, кто верет в то что бога нет. у атеиста вера в бога отсутствует.


ev1l
отправлено 06.08.12 17:46 # 47


Кому: SYLAR, #45

> Всего доброго.

экий ты резкий. забежал, сиранул и сразу - всего доброго.


Тумбус
отправлено 06.08.12 17:47 # 48


Кому: SYLAR, #38

> Вот есть люди, им до лампочки, а вот эти отрицают конкретно Бога. Своего рода секта. И воспринимаются подобные люди, как сатанисты.

Извини, камрад, но ты глупость сказал. Сатанизм не имеет ничего общего с отрицанием бога, это совершенно иная система взглядов. Спорная, необычная - но с антихристианством ничего общего не имеет.


Тумбус
отправлено 06.08.12 17:49 # 49


Кому: SYLAR, #38

> Моя концепция, что Библия была написана умными людьми

Есть мнение, что при всей своей ценности Библия - это сборник преданий кочевых племен Ближнего Востока.


Щербина307
отправлено 06.08.12 17:54 # 50


Кому: SYLAR, #41

> Так что судю по определению, он им нужен.

Поделись своей цепочкой логической, как ты пришёл к такому заключению?

> Ибо отрицать было бы нечего.

С богом никто не борется, он просто не нужен.

> Грубо говоря, они в некотором роде тоже верующие.

Чуш несусветная.

> УК РФ не читают в школах

А вот стоило бы заместо мракобесия.

> УК РФ тоже можно вывернуть в любую сторону

А с помощью цитат из библии можно доказать необходимость глотать при миньете.©


jimmilee
отправлено 06.08.12 17:56 # 51


Кому: SYLAR, #38

> И воспринимаются подобные люди, как сатанисты


Abrikosov
отправлено 06.08.12 17:56 # 52


Кому: SYLAR, #45

> Это по мнению атеистов, не по моему.

Я о мнении атеистов и писал.
Они считают, что бога нет.
Но ты им приписываешь борьбу с богом.

Как они могут бороться с тем, чего по их мнению нет?

> Вот видишь, я спокоен и расслаблен

Сфинктер тоже расслаблен? Охотно верю!!!

> а у тебя возникают психологические/психические (не специалист) и резкие бурления

Ты где бурления увидел? В буковках?

Тебя разве не научили,что ложь это грех, за неё ты попадёшь в ад, к Сатане и Саддаму Хусейну под крыло? :)

> твои чувства, как верующего человека(атеиста), я задел.

Да окстись, не задел ты никаких чувств. Кроме чувства юмора, но это даже хорошо. :)

> Мне кажется

Срочно перекрестись, должно помочь!

> А мне не нужен посредник между мной и Богом.

а ты с богом напрямую тёрки тёр?
Что, он тебе передал что-то?

> Это ты его слушаешь, это он лично тебе на голову.

А тебе насрать, что про твоих предков гадости говорят?
Или они окормляли паству в Псковской Православной миссии?

> Я могу дать ему оценку в кругу знакомых, как человеку и не привязывать это ни к чему.

Он глава организации. Соответственно, каков поп таков и приход.

> > Цель эта - управление массами.
>
> Госдеп замешан, не иначе.

Т.е. религия не играла никогда никакой объединяющей и направляющей роли? А государственной её делали главы государств не потому что это им было выгодно, а потому что они были белые, пушистые, искренне веровали и каялись в грехах?

> Вот откуда ноги у Макаронового монстра растут.

Ты так и не выразил своего отношения к нему. И потому есть подозрения, что ты в него не веришь, т.е. борешься с ним, т.е. он тебе нужен, а ты - сектант.

> Всего доброго.

Э, не вздумай сбегать.
Я с тобой ещё не закончил.
Веселье только началось, а ты уже в кусты. Нехорошо.


jimmilee
отправлено 06.08.12 17:57 # 53


Кому: SYLAR, #38

> Вот есть люди, им до лампочки, а вот эти отрицают конкретно Бога. Своего рода секта. И воспринимаются подобные люди, как сатанисты.

[Антон Шандор Ла Вей перевернулся в гробу]

А ты в курсе чем отличаются приставки а- и анти-?


jimmilee
отправлено 06.08.12 17:59 # 54


Кому: Abrikosov, #52

> Тебя разве не научили,что ложь это грех, за неё ты попадёшь в ад, к Сатане и Саддаму Хусейну под крыло? :)

Ты все врешь, Сатана отрекся от Саддама Хусейна, и тот теперь строит фабрику химического оружия на небесах!


Собакевич
отправлено 06.08.12 18:00 # 55


Кому: SYLAR, #38

> Вот есть люди, им до лампочки, а вот эти отрицают конкретно Бога. Своего рода секта. И воспринимаются подобные люди, как сатанисты. Потому что цели по своей сути одинаковые, борьба с Богом.

[прячется в окоп]

Инквизиторы на велосипедах за мной уже выехали?


litios
отправлено 06.08.12 18:07 # 56


Кому: SYLAR, #41

> Так что судю по определению, он им нужен. Ибо отрицать было бы нечего. Грубо говоря, они в некотором роде тоже верующие. Они очень связаны с той же библией и религиями. Будучи православным, я же не становлюсь атеистом по отношению к другим верам. Мне они до лампочки, интересны с исторической и культурной точки зрения.

Я не знаю сколько тебе лет, но, может ещё не поздно ознакомиться с наукой о правильном мышлении.


Щербина307
отправлено 06.08.12 18:07 # 57




Abrikosov
отправлено 06.08.12 18:08 # 58


Кому: jimmilee, #54

> Ты все врешь, Сатана отрекся от Саддама Хусейна, и тот теперь строит фабрику химического оружия на небесах!

Надо срочно бомбить рай!!!


jimmilee
отправлено 06.08.12 18:15 # 59


Кому: Щербина307, #57

> http://i061.radikal.ru/0906/64/b7f7e0f53fac.jpg

Да это ж я!!


Fox_Loki
отправлено 06.08.12 18:20 # 60


Кому: SYLAR, #41

> Грубо говоря, они в некотором роде тоже верующие.

Правильно!!! А не собирать марки это хобби.


ev1l
отправлено 06.08.12 18:25 # 61


Кому: Fox_Loki, #60

> Правильно!!! А не собирать марки это хобби.

фактически ты, выкручиваешь ему руки. или даже яйца. как там было у картмана? ))


Евгений Макаров
отправлено 06.08.12 18:27 # 62


Кому: SYLAR, #38

Камрад, библия была написана во времена когда подавляющая часть населения была неграмотной и собственно даже слово ХУЙ на заборе изображало в шерсти и с яйцами. Библию читали "попы" и рассказывали народу про то, как хорошо что им плохо сейчас-значит когда сдохнут будет им хорошо.
Атеисты же (в нашем случае коммунисты) учили человека что такое хорошо и что не очень куда как продуктивнее и давали шансы на то , что человеку будет "рай" при жизни (т.е. пока он жив ещё), а не когда его зароют в землю.


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:30 # 63


Кому: Abrikosov, #44

> Как видим, полюшко для отрицания непаханное!!!

Именно про это я и толкую. Могли сходить с ума по чему угодно, но решили остановится на Боге. Странно как-то для людей, которые обвиняют в фанатизме других. "Я не верю в Бога", "Меня не интересует эта тематика" - это ж не звучит. Вот "Я атеист" это звучит, видимо гордо. Некоторые особо упоротые представители начинают даже доказывать несуществование Бога, теоремы какие-то выписывают. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось.


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:30 # 64


Кому: ev1l, #47

> экий ты резкий. забежал, сиранул и сразу - всего доброго.

У тебя тоже психологические проблемы и острая реакция на чужие слова? Бедненький. Всего доброго я написал человеку, у которого эмоции через край бьют. Если у тебя тоже есть "твоё мнение и неправильные" то поговорить тоже не удастся, как раз в силу твоих испражнений в сторону людей. Удачи при общении с людьми в реале в таком ключе.


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:30 # 65


Кому: Тумбус, #48

> Извини, камрад, но ты глупость сказал. Сатанизм не имеет ничего общего с отрицанием бога, это совершенно иная система взглядов. Спорная, необычная - но с антихристианством ничего общего не имеет.

Не правильно выразился. Сатанистами они воспринимаются священниками. Для меня просто чудаковатые люди. Ну атеист ты и атеист, каждый сходит с ума по своему. Мне не интересна эта тема. Просто среди людей, которых я знаю, есть те, кого не интересует данная тема, не верят, просто так, не задумывались или верят, но это личное. И есть пара "атеистов", вот это особая клиника, вывернутся на изнанку, но пока ты не согласишься, что ты не прав или пока не пошлёшь - не отстанут. Задвигают почище священников, слушать интересно первые 2 минуты, потом устаёшь.


Паче Мачо
отправлено 06.08.12 18:30 # 66


Вот, ить. Набросились на SYLARа как те обезьяны, которых холодной водой поливали.


Энергетик
отправлено 06.08.12 18:30 # 67


Ох уж эти духовно-спиритуальные переживания и потребности людские.

Смысла жизни нет, бога нет - всё самому приходится себе придумывать!!!


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:31 # 68


Кому: Тумбус, #49

> Есть мнение, что при всей своей ценности Библия - это сборник преданий кочевых племен Ближнего Востока.

Вполне может быть. Я только Кочергина слушал на данную тематику, источники искать самому - лень. Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно. Некоторые вещи действительно, как писали выше, должны разъяснять те, кто в теме. Кстати, Кочергин очень удивил своей набожностью, если судить по странице. Стоило бы поменьше писать таких вещей и в таких красках, хоть и его дело. Многие люди воспринимают болезнено, выше - иллюстрация. Интересно, как бы его тут закидали какашками, если бы его процитировали, а потом найти старые статьи и на удачу поискать нынешних комментаторов. Теперь и мне становится страшно, если разрешат короткоствол и подобные личности смогут купить справки)

Как говорил христианин Джонатан Свифт - "В спорах, как на войне, слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум, чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле."

Ещё было какое-то изречение, на память что-то вроде "Человека выбравшего правильный путь видно издалека, по толпе неудачников, которые его пытаются остановить".



SYLAR
отправлено 06.08.12 18:31 # 69


Кому: Fox_Loki, #60

> Правильно!!! А не собирать марки это хобби.

Я не верю в то, что марки можно собирать и таки собрать. Я афилателист.


jimmilee
отправлено 06.08.12 18:32 # 70


Кому: Паче Мачо, #66

> Вот, ить. Набросились на SYLARа как те обезьяны, которых холодной водой поливали.

Это все потому, что нести херню "ЗДЕСЬ ТАК НЕ ПРИНЯТО"


Энергетик
отправлено 06.08.12 18:36 # 71


Кому: SYLAR, #69

"верю/не верю" здесь ключевое. Без обид.


ev1l
отправлено 06.08.12 18:40 # 72


Кому: SYLAR, #64

> Бедненький.

и после таких пассажей ты удивляешь реакции людей?

> Удачи при общении с людьми в реале в таком ключе.

а ты в реале тоже вот так общаешься с людьми? незнакомых называешь бедненькими, интересуешься их псих. состояниям, делаешь замечания про острые реакции, про эмоции, которые бьют через край?


Пан Головатый
отправлено 06.08.12 18:42 # 73


Кому: SYLAR, #63

> Некоторые особо упоротые представители начинают даже доказывать несуществование Бога

Действительно упоротые. Несуществование чего-то в доказательствах не нуждается.


Пан Головатый
отправлено 06.08.12 18:44 # 74


Кому: SYLAR, #68

> Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно.

Ты охуенен.


Abrikosov
отправлено 06.08.12 18:44 # 75


Кому: jimmilee, #59

> http://i061.radikal.ru/0906/64/b7f7e0f53fac.jpg
>
> Да это ж я!!

А зачем ты мужика за плечо обнял, признавайся?!!!


ev1l
отправлено 06.08.12 18:44 # 76


Кому: SYLAR, #69

> Я не верю в то, что марки можно собирать и таки собрать. Я афилателист.

как уже тебе писали: ты путаешь а и анти. они похоже и многие их путают, но смысл разный.

твоё я не верю - это антифилателист.

а вот который не собирает марки - афилателист.

заранее извини за излишне резкую реакцию на твой пост. эмоции меня переполняют. вот такое вот псих. состояние!!!


litios
отправлено 06.08.12 18:45 # 77


Кому: Паче Мачо, #66

> > Вот, ить. Набросились на SYLARа как те обезьяны, которых холодной водой поливали.

Поверь - это заговор.


litios
отправлено 06.08.12 18:46 # 78


Кому: SYLAR, #69

Отлично! Жги! :)


Пан Головатый
отправлено 06.08.12 18:46 # 79


Кому: litios, #77

Секта ОК!!!


ни-кола
отправлено 06.08.12 18:46 # 80


Кому: Digger, #7

> Человек хочет быть обманут. Религия предоставляет ему эту возможность с наименьшими логическими потерями, ибо по обоим-двум теоремам Гёделя системы замкнуты (что устраивает верующего) а значит - ложны (что устраивает атеистов).

Откуда следует, что человек хочет быть обманут? Что есть "наименьшие логические потери"?

> Ну разве что Витгенштейн и, для фанатов трансцендентного - Керкьегор. Мне более приятен первый хоть и был пидором. Его логика перевернула мир.

В чём заключался этот переворот?


Пан Головатый
отправлено 06.08.12 18:47 # 81


Кому: SYLAR, #68

> Ещё было какое-то изречение, на память что-то вроде "Человека выбравшего правильный путь видно издалека, по толпе неудачников, которые его пытаются остановить".

Прямо как про Чикатила.


Abrikosov
отправлено 06.08.12 18:52 # 82


Кому: SYLAR, #63

> Именно про это я и толкую.

Ты писал не об этом. Ты писал "он им нужен, ибо отрицать было бы нечего."

Тебе показали,что отрицать не нечего, а много чего.

Теперь ты крутишь.

> Могли сходить с ума по чему угодно, но решили остановится на Боге.

С ума по богу сходят только религиозные фанатики.

> "Я не верю в Бога", "Меня не интересует эта тематика" - это ж не звучит. Вот "Я атеист" это звучит, видимо гордо.

Это синонимы.
Атеист - просто короче.

> Некоторые особо упоротые представители начинают даже доказывать несуществование Бога

Отсутствие не доказывают. Доказывают наличие.
Наличие бога не доказано.


Щербина307
отправлено 06.08.12 18:52 # 83


Кому: SYLAR, #63

> Некоторые особо упоротые представители начинают даже доказывать несуществование Бога, теоремы какие-то выписывают.

Доказывается только наличие.

Кому: Паче Мачо, #66

Ты нас раскрыл!

Кому: SYLAR, #68

> Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно.

И ты ещё называеш себя верующим? Жесть.

Кому: SYLAR, #69

> Я не верю в то, что марки можно собирать и таки собрать. Я афилателист.

А лысина это вид причёски?


Abrikosov
отправлено 06.08.12 18:56 # 84


Кому: SYLAR, #64

> Всего доброго я написал человеку, у которого эмоции через край бьют.

ты не ответил на вопрос: "Где ты увидел эмоции?"
А он достаточно важен. В том числе - для тебя самого.

> Если у тебя тоже есть "твоё мнение и неправильные" то поговорить тоже не удастся, как раз в силу твоих испражнений в сторону людей.

Мнение лишь тогда чего-то стоит, когда ты его способен обосновать.

А не сбегать с воплями, что тебя обосрали.


Скиталец
отправлено 06.08.12 18:57 # 85


Кому: Щербина307, #39

> Атеситы не борятся с богом, он им не нужен.

всё верно - атеисты борются со своим аутизмом!!


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:57 # 86


Кому: Паче Мачо, #66

> Вот, ить. Набросились на SYLARа как те обезьяны, которых холодной водой поливали.

Зря-зря-зря. Ты недооцениваешь мою мощь, беру огонь на себя. )
Вспомнился фильм Эквилибриум. ) Там вроде таблетки пили, чтобы чувства все заглушить. Кусками видел.

Кому: Энергетик, #67

> Смысла жизни нет, бога нет - всё самому приходится себе придумывать!!!

Скоро ещё распишут в подробностях, что такое любовь, отчего и как. И армия логиков с данной темы станут властелинами и будут порицать тех, кто поддаётся тому, что внутри. Я так посмотрел, тут все без девушек, жён, не курят и не пьют, книгами по матану и диффурам обложились. Вассерманы, а не люди. Главное даже не пытаться завести тему, покусают моментом.


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:57 # 87


Кому: Энергетик, #71

> "верю/не верю" здесь ключевое. Без обид.

Какие обиды. Люди увидели себя со стороны и обижаются, меня данная тематика не переключает в режим атаки, сам понимаешь какой. Поговорили, посмеялись, разошлись. Кто-то почувствовавл себя не очень, бывает, но это его проблемы. "Я не американский доллар, чтобы всем нравиться".)


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:57 # 88


Кому: ev1l, #76

> а вот который не собирает марки - афилателист.

Который не собирает марки ему по-барабану, кто он, он не будет разводить срачи на тему несобирания марок.

> заранее извини за излишне резкую реакцию на твой пост. эмоции меня переполняют. вот такое вот псих. состояние!!!

Как тебя задело-то. Не в первый раз говорят подобные вещи? Вопрос тоже риторический, пояснение выше.

Кому: Пан Головатый, #81

> Прямо как про Чикатила.

Прям как про Пусек, которые Райот. Узницы совести или кто они там, я запутался.


Тумбус
отправлено 06.08.12 18:57 # 89


Кому: jimmilee, #53

> [Антон Шандор Ла Вей перевернулся в гробу]
> А ты в курсе чем отличаются приставки а- и анти-?

[Пристально смотрит]
А ты, камрад, в теме.

Кому: jimmilee, #54

> Ты все врешь, Сатана отрекся от Саддама Хусейна, и тот теперь строит фабрику химического оружия на небесах!

В принципе, дожди это доказывают, ибо суть есть они - отходы небесного химического производства.
[Одевает шапочку из фольги]

Кому: SYLAR, #68

> Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно.

"Я не смог" - это не означает, что "Это невозможно". Это означает только то, что ты не смог.

> Некоторые вещи действительно, как писали выше, должны разъяснять те, кто в теме.

Авторы?

> Ещё было какое-то изречение, на память что-то вроде "Человека выбравшего правильный путь видно издалека, по толпе неудачников, которые его пытаются остановить".

Очень похоже на высказывание Ла Вея ("автор" сатанизма, между прочим). Но по сути это высказывание - ни о чем, всего лишь красивая фраза.


SYLAR
отправлено 06.08.12 18:58 # 90


Кому: ev1l, #72

> и после таких пассажей ты удивляешь реакции людей?

А ты до этого, со своей стороны ничего не замечаешь, в районе слова "сиранул", к примеру? Это риторический вопрос. (Намекаю, ответ не нужен)

> а ты в реале тоже вот так общаешься с людьми? незнакомых называешь бедненькими, интересуешься их псих. состояниям, делаешь замечания про острые реакции, про эмоции, которые бьют через край?

Нет, в реале, если какое-то тело в мой адрес ведёт себя как баба, сквернословит, выражается последними словами, в силу того, что мужское начало забыто и забито кем-то дома и свою точку зрения отстоять не в состоянии словами, то приходится объяснять, часто словами доходит, бывало не доходило. А тут как я понимаю, интернет, могут и послать, так что поиграй на публику хоть здесь, если тебе легче станет и в мужика превратишься.


kufzuk
отправлено 06.08.12 18:58 # 91


Кому: SYLAR, #45

> А мне не нужен посредник между мной и Богом.

Камрад, а богу посредник между тобой и им нужен?


litios
отправлено 06.08.12 18:59 # 92


Кому: SYLAR, #68

> Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно.

Возможно, это будет более доступно:
http://www.pseudology.org/Psyhology/LogikaVinogradov1954.pdf


Тумбус
отправлено 06.08.12 19:03 # 93


Кому: SYLAR, #86

> Я так посмотрел, тут все без девушек, жён, не курят и не пьют, книгами по матану и диффурам обложились.

[Посмотрел на себя со стороны. Ушел осознавать, но ниасилил - вернулся с попкорном]


SYLAR
отправлено 06.08.12 19:03 # 94


Кому: Щербина307, #83

> И ты ещё называеш себя верующим? Жесть.

Где? И что делать людям, которые не умеют читать? Поймал, не? )

> А лысина это вид причёски?
Это цвет волос!!! [внезапно]
Я вот пидорские ресурсы почитал перед тем, как завести данную тему. И теперь пойду туда же, прощайте.



KroliKoff
отправлено 06.08.12 19:04 # 95


Кому: Цитата, #1

> Как они их собрали по монастырям, как они их в томограф запихали, как вообще этих повернутых монашек удалось уболтать во всем этом мероприятии участвовать,- это выше моего разумения.

И моего тоже.

Кому: Adolf, #43

> У нас как-то друзьями по другому становятся.

В статье они конкуренты со временным совместным договором.


Abrikosov
отправлено 06.08.12 19:05 # 96


Кому: SYLAR, #65

> Сатанистами они воспринимаются священниками.

А священники многими воспринимаются как педофилы, ибо есть масса прецедентов.

Как быть?

> Мне не интересна эта тема.

Ты на протяжении доброго десятка постов демонстрируешь, насколько эта тема тебе неинтересна.



Кому: SYLAR, #68

> Саму Библию пытался прочитать несколько раз, но по-моему это невозможно.

Охуенно!!!

> "Человека выбравшего правильный путь видно издалека, по толпе неудачников, которые его пытаются остановить"

Был такой человек, по фамилии внезапный Гитлер.
Выбрал он правильный путь, но тут собралась толпа неудачников, пришла в Берлин и навешала всем люлей. И что бы ты думал - подох он, как собака, так свой правильный путь и не пройдя.


ev1l
отправлено 06.08.12 19:05 # 97


Кому: SYLAR, #94

> Я вот пидорские ресурсы почитал перед тем, как завести данную тему. И теперь пойду туда же, прощайте.

ну хоть не на взлёте сбили. дали чутка полетать ))


Щербина307
отправлено 06.08.12 19:07 # 98


Кому: Скиталец, #85

> всё верно - атеисты борются со своим аутизмом!!

Больные люди, что с них взять?!

Кому: SYLAR, #94

> > прощайте.

Ай!


KroliKoff
отправлено 06.08.12 19:10 # 99


Кому: СЫЛАР, #94

>> И ты ещё называеш себя верующим? Жесть.
>
> Где? И что делать людям, которые не умеют читать? Поймал, не? )

Тут:

Кому: СЫЛАР, #41

> Будучи [православным], я же не становлюсь атеистом по отношению к другим верам.

Что же делать людям, неумеющим писать?


Abrikosov
отправлено 06.08.12 19:11 # 100


Кому: SYLAR, #88

> Который не собирает марки ему по-барабану, кто он, он не будет разводить срачи на тему несобирания марок.

Ну, как. Если ему некий особо рьяный филателист напишет, что раз он не собирает марки, то он собирает отсутствие марок, потому наверное он антимарочный сектант, а то и марконенавистник, который тайно по ночам эти марки злобно уничтожает в сортире - то филателист услышит о себе и своих увлечениях много интересного.

> Прям как про Пусек, которые Райот. Узницы совести или кто они там, я запутался.

Ебанутые дуры-хулиганки, которых ебанутые православные ругают настолько по-тупому, что сделали "героинями борьбы с режимом".



cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 всего: 411



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк