Максим Кантор на линии

25.10.12 19:13 | Goblin | 147 комментариев »

Политика

Цитата:
Перед встречей с миллиардером волнуешься: особенное существо! Художник отныне каждый, а миллиардер – не каждый.
Я пришел в бар раньше назначенного, заказал вина. Бармен наглый.
- Может быть, сначала назвать вам цену?
- Да, пожалуйста.
- Сорок фунтов осилите?
- За бутылку?
- За порцию.
- Дешевле есть?
- Вот – всего шестнадцать.
- За стакан вина?
- За семьдесят пять граммов. Плюс обслуживание. С вас тридцать фунтов.
- Обслуживание стоит четырнадцать фунтов?
- Вы в отеле «Четыре сезона», сэр.
Максим Кантор. Клопы.

Four Seasons — это времена года, на всякий случай.

Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 147, Goblin: 1

Цитата
отправлено 25.10.12 19:13 # 1


КЛОПЫ

Бойс и Ворхол высказались: «отныне каждый – художник». О, смелые умы!
Они не сказали: «каждый – миллиардер», хотя это еще приятнее слышать.
Авангардисты, которые лизали зад богачам, понимали разницу между финансами и манифестами. Поровну можно разделить только такую дрянь как искусство – самовыражайся! вандализм даст людям искомое ощущение равенства. А капитал не трожь, это не для всех.

Перед встречей с миллиардером волнуешься: особенное существо! Художник отныне каждый, а миллиардер – не каждый.
Я пришел в бар раньше назначенного, заказал вина. Бармен наглый.
- Может быть, сначала назвать вам цену?
- Да, пожалуйста.
- Сорок фунтов осилите?
- За бутылку?
- За порцию.
- Дешевле есть?
- Вот – всего шестнадцать.
- За стакан вина?
- За семьдесят пять граммов. Плюс обслуживание. С вас тридцать фунтов.
- Обслуживание стоит четырнадцать фунтов?
- Вы в отеле «Четыре сезона», сэр.
Я расплатился. Он цедил из бутылки медленно, чтоб не накапать лишнего. Таких порций в бутылке десять. Вино столовое, бутылка стоит пятерку. Доход с одной бутылки – 295 фунтов. Примерно, как бизнес в России. Скажем, на заводе по производству нержавеющей стали в городе Верхний Уфолей (это под Челябинском) средняя зарплата - триста долларов, а месячная выработка продукта стоит дороже, чем вся жизнь всех рабочих цеха.
Я подсчитал доход бара, пока ждал. Пришел за полчаса до встречи и купил вино – по двум причинам. Во-первых, не хотел, чтобы меня отравили – мало ли, какая у кащея фантазия; а потом, чтобы избежать общего стола, когда кащей платит. Получилось бы, что я пью за его счет.
Моя мама, когда приходила к неприятным людям, даже стакана воды не выпивала – чтобы не одалживаться. Я решил, что находиться в баре без стакана – глупо, лучше прийти заранее, купить вино. Дороговато вышло, мама бы расстроилась.
Чек положил на стол и бокалом придавил – у меня отдельная порция.
Это правильно, чтобы бандиты и лохи питались отдельно. На заводе в Верхнем Уфалее работяги сидят в общей столовой за пластиковыми столами, едят из жестяных мисок. Лица чумазые, руки тощие, одежда грязная. Проходишь столовую, оказываешься в обеденной зале директора. А там - стерлядь, бадейки с черной икрой, марочный коньяк. Помню, мой спутник, бизнесмен из Испании, сказал после этого визита, что уедет из России, – нельзя бизнес строить на рабском труде, это аморально. Он уехал, но бизнеса не построил, прогорел. Кто-то что-то ему не отдал, банк арестовал имущество. Тут либо надо стерлядь кушать - либо шпроты, и те отнимут.
А в Лондоне было так. Мне передали, что одному кащею интересно встретиться со мной – а не интересно ли мне? Это особенный Кащей, он Россией рулил до того как ударился в бега, и сейчас влияние имеет. Откуда он про меня знает? Ах, вас заметили, ему рассказали верные люди. Кащей окружен журналистами, поставляющими новости; кащей думает о будущем России.
Цепочка выстроилась быстро: связным был верткий парень, из тех, что нужны для бронирования столиков. Жизнь в Лондоне суетливая, чуть толстосум остановит бег (деловые люди спешат, у них красные лица и глаза к носу), как мелкая рыбешка подсовывает буржую программку на вечер: а домашний концерт, например? А встреча в баре с интересным человеком? Аукцион посетим? График у толстосумов плотный: вечером, переваривая пищу, буржуи жалуются: какая интенсивная жизнь в этом Лондоне – абсолютно ничего не успеваем! И прилипалы подсюсюкивают: ах, какой город! Что ни день, то культурный ивент!
Прилипалы заказывают билеты, вызванивают проституток, бегают за покупками, себе – скромный процент. Хозяину – место в ложе, себе - в амфитеатре; пьют не Дом Периньон, попроще – но тоже с пузырьками. Прилипалы собирают им коллекции, греют постель, составляют компанию в ресторанной жизни. Подскакивают у локтя богача, вперед забегают: нет, в этом ресторане не та атмосфера… Мы лучше в «Марьиванну» пойдем, адекватное место. А в клуб Аспинель не желаете? Ах, в Лондоне такой драйв!
Вы скажите, лакеи были всегда. Нет, сегодня челядь особенная – сплошь правозащитники. И все ругают КГБ и Сталина, теперь у прислуги повадка такая, вышколили.
- Вот, Семен Семеныч, попробуйте, свежайшая…А Сталин был тиран!
- Вот, Роман Аркадьевич, полюбуйтесь, и просят недорого…А чекисты как охамели…
- Вот, Николай Николаевич, смотрится шикарно, это последняя… Но может вернуться 37-ой год!
При каждом солидном олигархе свой правозащитник, непременный компонент обслуги, как личный телохранитель, личный врач, личный адвокат. У Лебедева – «Новая газета», у Усманова – «Коммерсант», у Ходорковского – несколько грамотных правозащитников, у Березовского – два-три недурных правозащитника, у Прохорова имеется парочка дельных. Хороший правозащитник ценится выше повара, хотя и ниже футболиста. Иногда олигархи производят трансфер – скажем, Прохоров своего правозащитника отдает другому буржую, а себе берет новый кадр из команды Абрамовича. У правозащитников дел хватает.

2.
Пусть бы они лучше права бомжей защищали, воскликнет иной. Однако это несерьезное заявление. Трудно оборонять то, чего нет; как защитить мираж? Разумно защищать то, что можно потрогать. Подчиняясь этой простой логике, правозащитники пошли в обслугу к олигархам. Некогда он обличал Советскую власть, а теперь отстаивает права барыг на собственность. И в этом нет противоречия.
А что еще можно было бы защитить? Защищать коттеджный поселок, который сносят обладатели другого коттеджного поселка – это понятно. Защищать права нефтяного барона, которого посадили за неуплату налогов – это понятно. Защищать спекулянта акциями, обвиненного в занижении цены на акции, – это все понятная разумная работа. Но защищать права черни невозможно, прикладывать усилия не к чему.
Например, у людей есть право на пенсию, и пенсия у них есть, хотя и маленькая. Что в данном случае защищать? Право соблюдено, у тебя ровно столько, сколько тебе полагается. И правозащитники к тебе, лентяю, не ходят – негде правозащитнику развернуться.
Демократические права – это акции свободы, равенства и братства. Когда правозащитники идут на митинг, они заявляют: мы за ваучеры гражданского общества. А вот в дальнейшем эти ваучеры надо реализовать: правовые акции надо конвертировать в права реальные. Акция – это бумажка; но существует реальное право по факту обладания имуществом – вот это уже право реализованное. Одно дело иметь акцию рудника, иное дело иметь доход с рудника.
Собственность – это не кража, как полагал Прудон; нечто сходное, но происходит все по закону. Одни акции потеряли стоимость – а другие взлетели в цене. Собственность – это зафиксированное обеспечение правовой акций.
Акция на права – ничего не стоит без собственности; собственность, которой обладает тиран – не имеет правового прикрытия; но вот демократическая зафиксированная прибыль – это реальная вещь. И грамотный экономист это путать не должен. Иметь одни лишь абстрактные права - значит зависеть от волатильности социального рынка: сколько выпишут тебе из бюджета пенсии – столько и получишь; а иметь конкретные реализованные права – это означает, что ты сам данный бюджет и распределяешь.
И народ, и хозяева народа обладают вещами, которые называется одним словом «права», но это разные вещи. Когда ораторы говорят с толпой о правах, то имеют в виду права деривативные, условные. Население, по наивности, полагает, что речь идет о конкретных вещах – ведь произносят же слова «хлеб», «мир», «пенсия». Однако, когда Ленин говорит «Мир-народам», это не означает, что не будет войны. И когда современный либерал обещает «свободный рынок», это не значит, что мужик с семечками может встать на углу Моховой. Чернь может решить, что обсуждают ее конкретные дела; но это нонсенс. Этак и обладатель акции Лукойл потребует себе цистерну нефти. Здесь разница принципиальная.
Имеешь ваучер – размести его грамотно; не потратил его на приобретение бейсбольной биты, – сиди теперь, жди пенсии. И сетовать на то, что абстракция не обернулась реальностью – нечего. Акции прав надо копить, умножать их стоимость чиновными постами, связями, круговой порукой – затем обращать в реальные права. Чем больше акций прав – тем больше собственности: прямо пропорциональная зависимость.
Никто не мешал сегодняшнему обладателю маленькой пенсии организовать бизнес: заняться рекетом, опекать ларьки, ставить кредиторам утюг на живот, потом вложиться в компьютеры, потом банкротить заводы, потом продавать цеха под казино, спекулировать жилплощадью, понравиться правительству, получить свою долю ресурсов страны. Сейчас бы уже имел яхту и учредил литературную премию. И прав бы имел – сундук от пола не оторвать.
Вот это права солидные, не ерунда; эту комбинацию прав реальных и абстрактных – правозащитник может защитить.
От кого защищать? От тоталитаризма, от казарменного строя, от завистливой черни, которая хочет «все взять да поделить». От ужасной российской истории и культуры. От общинного косного сознания. От ленивого шариковского начала, Булгаковым разоблаченного.
3.
Детям я бы запретил с кащеем встречаться, но самому было любопытно. Я разных деятелей видел, вот, с директором завода из Верхнего Уфалея общался, например. Решил, что хочу увидеть кащея вблизи.
Он вошел стремительной походкой - суетливый человек, похожий на Березовского и на старую обезьяну. За ним шел израильский охранник в расстегнутом пиджаке, с пистолетом за поясом. И швейцар не возразил, пустили в зал с пистолетом. А может быть, тут у всех оружие. Охранника оставили подле столика, он зыркал по сторонам.
Я сперва обиделся, а потом вспомнил советские времена, разбогатевших дантистов и дизайнеров – они свои свеженькие «жигули» всегда подгоняли прямо под окна тех, к кому пришли в гости. И поминутно вскакивали и бросались к окну – чуть шорох на улице. Вот и данный кащей напоминает разбогатевших директоров ателье - он и на охранника поглядывал тревожно, как на новые «жигули»: не угнали? сигнализация работает?
Все кащеи ведут себя одинаково – прежде чем начать разговор, кладут на стол мобильный телефон. Связь с миром (охраной, таможней, партнером по спекуляциям) поддерживается постоянно; проверил: сигнал есть; теперь можно спросить о положении дел в Отечестве.
- Что с Россией? Новости? Хотя я в курсе. Да, будет революция.
- Уверены?
- Неизбежно. Але? Миша? Что там? – это уже не про Россию.
Школьное воспитание утверждает, что во время разговора неприлично отвлекаться. Однако кащеи убедили общество, что бизнес выше воспитания: партнер звонит! растаможка! депозиты! Бизнес не стоит на месте: лицо делового человека багровеет, складка меж бровей – он занят серьезным!
Отрываясь от разговора с собеседником, кащеи не спасают рыбаков в Баренцевом море и не руководят действиями партизан – они просто безостановочно воруют: регулируют информацию из офф-шоров, дают взятки таможне, не могут остановиться. Как раз рыбаков в Баренцевом море спасают не торопясь, а прекратить добывание денег путем спекуляций – невозможно. Да, спекуляция нынче неподсудна – это краеугольный камень общественного здания; мы боремся с коррупцией, не отменяя спекуляции, такое у нашего общества сложное направление развития. И тем не менее, упорно говорящий по мобильному телефону спекулянт выглядит непристойно: вообразите человека, который безостановочно шарит по карманам соседей. Не может он остановиться, привык.
- Он зарвался. Я предсказывал. Его нужно остановить, – это было сказано о действующем президенте.
- Всю систему менять – или одного управляющего?
- Я его назначил, я его и сниму.
Человек, похожий на Березовского, спросил себе меду – на столик поставили три баночки.
Он брал баночки цепкой волосатой рукой, подносил ко рту. Обхватывал губами банку и высасывал мед одним резким движением. Это сопровождалось звуком, подобным тому, какой издает вакуумный унитаз в самолете, когда втягивает экскременты. Хлюп, хлюп, хлюп – и три банки опустели, все высосал. Иной эмоциональный человек мог бы сказать, что таким же образом высасывали деловые люди жизнь из России. Преувеличение, конечно, что-то там еще теплится, бабы рожают.
Как раз в это время шел публичный процесс Абрамович-Березовский, на котором стало публично известно, что состояния оба сколотили неправедным способом: под присягой они рассказали, что передавали друг другу миллионные взятки, но миллионов этих они не заработали; рассказали, что собственность они получали бесплатно, залоговые аукционы были фальшивые, а те деньги которые они вносили, вносили за них криминальные авторитеты. А уж как криминальные авторитеты свои деньги добыли, об этом надо спросить потерпевших. И вот, согласно протоколу лондонского суда, деньги бандита Антона Могилы внесены на залоговом аукционе за находившейся во всенародной собственности нефтяной гигант – и стало быть у народа выкупили ресурсы земли за деньги, отнятые бандитом у этого же народа. Ну , представьте себе, что на деньги банды «Черная Кошка» приватизировали «Днепрогэс». Впрочем и денег, награбленных рекетиром, народ все равно не увидел – деньги эти остались цифрами на бумаге. Такая была придумана концепция приватизации: берешь страну и высасываешь. Хлюп – и пусто.
- Вы не хотите вернуться? - спросил я.
- А зачем?
- Покаяться перед людьми.
- Чепуха. Я уже раскаялся, написал покаянное письмо в газеты. Читали?
- Нет. В чем раскаялись?
- Совершил ошибку, приведя Путина к власти. Теперь буду ошибку исправлять. Когда выиграю деньги у Абрамовича, часть средств пущу на свержение строя, а часть отдам на благотворительность.
- Вы не выиграете.
- Чепуха. Это стопроцентно подсчитано.
- Вряд ли, - сказал я и здесь оказался прав – Если британское правосудие примет вашу сторону, это будет означать, что королевский суд стал «смотрящим» в малине.
- Не понял.
- Тогда все гангстеры и наркобороны будут выяснять отношения в королевском суде – чтобы в Лондоне разрулили: кто скрысятничал. Возникли разногласия в мафии – пусть британский суд решит, какой дон какому дону должен.
- Вздор. Речь идет о давлении Кремля. О власти, которая зарвалась. – Он не обижался. А впрочем, что ему лишний упрек.
- Создам партию – христианско –демократическую. Я слышал, вы верующий? Присоединяйтесь к нам.
- Религиозную партию? Христианскую?
- Да, я поверил в Бога. Да, я крестился. В православие. Раскаялся в грехах. – Он говорил отрывисто, и двигал лицом, совсем как его охранник – и смотрел в разные стороны.
- Так раздайте свои деньги.
- Зачем это?
- Согласно притче об игольном ушке.
- Что еще за притча? – цепким взглядом на меня, потом в сторону, потом опять на меня.
- Христос говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство Божье.
- Чепуха. Считаю, что это искаженные слова, неверно понятые. Таких темных мест в Библии много. Богатство - не порок, а ответственность. Понимаете? Богатому – тяжелее всех. И помогать надо прежде всего богатым, чтобы богатые помогли потом бедным.
- Может, сразу бедным помочь?
- Нереально. Потому что не умеют ничего. Потому что дурная история. Править народом должен аристократ духа! Аристократ духа должен воспитать, понимаете? Подлинный аристократ и интеллигент.
- Это кто же, например?
- Знаю одного. Есть такой человек. – Кащей назвал имя модного телеведущего.
- Что, прямо из телевизора – в президенты? – мне стало интересно, получено ли согласие телеведущего; думаю, получено.
- А что такого? Опыт общения с аудиторией есть. Он – аристократ духа. – И глазами зырк-зырк по сторонам. И охранник тоже зыркает, глаза вспыхивают, как фары у «жигулей» под окном.
- При чем тут религия? Христианство зачем?
- Религия поможет лидеру наладить связь с народом. Духовность русским нужна.
- У русских все в порядке с духовностью.
- Вопрос в том, какая духовность. Я – математик, просчитываю варианты. Здесь ошибки не будет. Россия возродится. Есть план.
- Вернуть в Россию все, что из нее увезли?
- Демагогия. Я свои деньги заработал.
- Значит, есть другой план?
- Если сказал – есть план, значит план есть. Религиозная партия нового типа плюс аристократ духа, подлинный интеллигент во главе державы. Плюс отказ от имперских амбиций. Думаете, зачем мне нужны деньги от этого суда? на возрождение России.
- Что значит – возрождение?
- Законность, прежде всего. И демократия. Пять миллиардов, которые я получу в суде, спасут Россию.
- Верно, – сказал я. Вот Кису Воробьянинова, отца русской демократии, спасала более скромная сумма – но сегодня речь шла об Отечестве.
Лондонский суд должен был решить, кто именно из фигурантов процесса увел из бюджета деньги первым. Тот, кто взял первым, по логике процесса, и обладал законным правом получить украденное. Кащей считал, что право принадлежит ему, и планы имел обширные. Награбленное рекетиром Могилой пошло на приватизацию – то есть, на утверждение либеральной демократии, так почему бы капиталы Абрамовича не пустить на законность?
В Москве именно в это время ширилась кампания с требованием честного независимого суда – правда, результатами лондонского независимого суда москвичи совсем не интересовались.
- Я математик. Просчитываю варианты. Россия возродится – мы сделаем революцию. Можете что-нибудь предложить? Идеи есть?
- Какую именно революцию?
- Уж не большевистскую, - кащей хохотнул. – Довольно Россия хлебнула горя.
Хотя с большевиком сходство имелось. В издевательских памфлетах так изображают именно большевиков: глаза горят, руки по столу шарят: маньяки бредят революцией. А если спросить, как же у психов дело получилось, то в ответ руками разводят: вот поди ж ты! Не доглядели! Точно так же – кто бы мог подумать, что рядовые фарцовщики, спекулянты и воры станут вершить судьбы державы? А ведь вершат. И этот вот кащей – ну да, похож на сумасшедшего, но он не сумасшедший.
- Христианская партия и либеральный рынок. Революция, которую возглавит крупный бизнес, - и глазами по сторонам зыркает. – Надо спешить.
Не в большей степени он псих, чем те, кто сказал, что Россия – это Европа; а ведь так сказали многие. И не в большей степени он псих, чем тот, кто сказал: «Берите, сколько сможете!» – а ведь это сказал глава государства. И не в большей степени он псих, чем тот, кто писал «Хочешь жить как в Европе – голосуй за правых!»; чем те, кто стрелял из танков в Парламент ради утверждения демократии; чем те, раздал недра большой страны кучке верных авантюристов. Была большая страна, ее за два года раздали сотне человек – вот точно таким же, как мой собеседник. Психи раздали? Нет, вменяемые люди, согласно намеченному ими плану. И все те богачи, с которыми я когда-нибудь разговаривал, они все меня поражали тем, что мир для них ясен. Захотел - и взял. Был быстрее всех, ловчее всех – значит мое. Возможно, все они - умалишенные. Но скорее всего, это особая порода энергичных существ, они не вполне обычные люди, не такие, как мы с вами. Есть теория, что элита общества формируется из особей уникальных. Иной подумает, что кащей - это обыкновенный вор, но кащей – представитель иной организации мироздания.

4.
Они называют себя «алхимиками». Один буржуй сказал мне так: «мы открыли способ добычи денег, как алхимики открыли добычу золота из простых материалов. Мы научились делать богатство. Не критикуй того, что не можешь понять. Вот ты можешь заработать сто миллионов? Не можешь. А я могу».
Им смешны теории «прибавочной стоимости», «отчужденного труда». Они выдумали такое, что Марксу не приснилось бы.
Буржуй мне так сказал: «Какой я угнетатель? Я даю рабочие места людям. В наше трудное время. Когда другие голодают. А сколько я плачу – есть предмет трудового соглашения сторон. Я предельно честен, иначе у меня не будет хорошего бизнеса. Не хочешь работать, не работай».
Буржуй не сказал, почему именно он командует другими, но это ясно: потому что он самый прыткий.
Имеется иной взгляд на этот вопрос; моя соседка по подъезду Нина Григорьевна сказала: «Я свой ваучер выкинула – мы торговцами сроду не были. Я всю жизнь работала переплетчиком». Старушка морщится, когда ей советуют проявить инициативу. Она ходит на работу, готовит обед, нянчит внуков – ей кажется, что она делает достаточно. Вдруг велели приспособить жизнь под законы спекуляций – но она не хочет учиться. Она считает, что исполняет долг перед обществом честно.
«Я живу и работаю, и когда мне перестают платить, я спрашиваю – что я сделала неправильно? Или когда продукты дорожают. Или когда вода дорожает и свет. Долг у государства растет? Но я ничего не брала в долг. И мои дети не брали. Куда же этот долг ушел?»
Старушка полагает, что ей достаточно честно работать, и когда дорожает хлеб, старушка в растерянности. Не может постичь, что идет процесс большой реакции – кипит варево в колбах алхимиков, выкачивающих золото из мира. Ее переплетная лавочка растерта в порошок, брошена в реторту вместе с тысячами других; алхимики ее не пощадят.
Парадоксально, но факт: общего интереса в обществе нет, а общая повинность есть. Теперь старушка отвечает не перед обществом, а перед лидерами этого общества. А они не люди.
Алхимия пускает в переработку все живое, чтобы получить мертвый метал и символические бумажки. Кащей обращал людей в камни, Мидас превращал в золото все, к чему прикоснется. Алхимики крошат в колбы мир, кипятят – и выходит продукт, который они называют «богатство» и «цивилизация».
Историю переписали как понятнее – если в прошлом случались нападения на собственность, то вандалов они осудили. Их вкусы изменили мир. Они построили дворцы в стиле туркменского партийного санатория с добавлением античного декора – во всех странах архитекторы лепят эту гадость. Искусство сформировали себе под стать – остроумное, с люрексом. Романы для них пишут недлинные, чтоб прочесть в джакузи. Алхимики встречаются на вернисажах, брифингах, саммитах, дефиле и в ресторанах – и смеются. Они похожи на людей. Сразу не скажешь, чего не хватает для сходства с человеком. Не хватает – стыда.

5.
- Думаете, я всегда был богатым? Жил на зарплату ученого! А как жить на зарплату ученого? – он историю накоплений стал объяснять, - Антрекот за тридцать семь копеек – помните, были такие?
- Мы микояновские котлеты ели, по пять копеек штука. Вкусные.
- Антрекоты жена покупала, чтобы я мог заниматься наукой! Денег при советской власти не было! Когда я покупал люстру, пришлось кредит брать в кассе взаимопомощи!
- Неужели нужен кредит, чтобы купить светильник?
- Как? Как я мог купить хрустальную люстру за пятьсот рублей без кредита?
- А зачем так дорого? Мои родители за восемь рублей плафон купили – сорок лет висел.
- Ну, знаете, мне требовалась люстра. Надо себя уважать.
Так вот он какой был при развитом социализме, пролаза с жигулями и люстрой, он быт обустраивал. Так кащеи и начинали.
Над нами, на 3-ьем Михалковском проезде, дом 8, жил один такой прыткий инженер – он вечно обустраивал быт в своей квартирке: то люстру хрустальную притащит, то паркет из красного дерева положит, то антикварное кресло купит. А под нашим окном – мы на первом этаже жили – красовались его жигули. Папа называл этого человека «гнездун». Помню, мы гуляли возле дома, а гнездун выкликал свою эрдельтерьериху: «Эрли! Эрли!»
- Вы назвали собаку – Стерлядь? – спросил папа без всякой иронии. Папа решил, что гнездун и здесь хочет как покрасивее.
Вот эти гнездуны и стали потом кащеями – но они всегда были особенными.
Диалог Скотта-Фицжеральда и Хемингуэя известен:
- Богатые не похожи на нас с вами, - сказал Фицджеральд.
- Верно, у них денег больше.
Оба неправы. Не в том дело, что богатые не похожи на нас, проблема в другом – в том, что богатые на нас похожи. Гнездуны и кащеи с виду почти как люди. Они тоже смеются, тоже плачут, часто и подолгу едят, если их ранить, из них течет кровь, если холодно – они мерзнут. Они даже свое гнездо вьют из каких-то соображений, близких к человеческим. Иногда их принимают за людей, но это не люди.
После цитаты из Шейлока, читатель, думающий что корень бед в евреях, решит, что и я про то же: мол, началось с дантистов, вьющих гнездо, а потом пошли банкиры. Это действительно, удобная форма рассуждения. Однажды писатель Булгаков уже описал, как злобный Швондер рушит русский мир, подговаривает Шарикова на разбой, – а вот благородные русские жильцы дома на Обуховом (они описаны сочувственно: буржуй Саблин, сахарозаводчик Полозов) страдают от еврейского самоуправства. Соблазнительно сказать, что швондеры нынче не в красных комиссарах, а в финансистах – вот так за сто лет поменялось.
Евреи - первые в разорении капиталистического мира, и первые в его построении; это непонятно, но думать так приятно. Однако крепостное право в России придумали не евреи. Здесь давно так.
«Все поделить?» - возмущается благостный профессор Преображенский. Профессору, обличителю разрухи, и в голову не приходит, что буржуй Саблин и сахарозаводчик Полозов свои капиталы нажили не вполне нравственным путем. Почему Саблин стал богат, а «певуны в котельной» бедны - это остается за кадром. А между тем, именно это и интересно. Условия труда на заводах Саблина и Полозова были таковы, что мужики ополоумели - Швондер здесь не при чем. Никакого мягкого эволюционного процесса, разрушенного злобной теорией Маркса не было – была мировая война. И эту мировую войну затеяли не швондеры и шариковы, а саблины и полозовы.
Гражданская резня возникла не вдруг, а потому что человеческая жизнь обесценилась, жизнь уценили как рубль.
В процессе обесценивания человеческой жизни (а такое случается регулярно в истории) важно установить, что имеет приобретает ценность, когда жизнь человека ценность теряет. И здесь надо сказать, что ни комиссары, ни дантисты - не выиграли. Красные комиссары были расстреляны, а суетливый средний класс был разорен – хотя создатели демократии клялись, что демократии нужен средний класс и красные комиссары. И те и другие были накрошены в котел большой алхимии, у которой нет нации.
Кащей – не еврей и не русский. Из предприимчивого мещанина вылупился кащей – но для того, чтобы стать кащеем, он должен был убить в себе все человеческое, и мещанство в том числе. Окаменевший мир потерял национальные особенности, вместо культуры возник усредненный продукт – абстрактная цивилизация. Появились страты и формы деятельности, именующие себя прежними названиями: интеллигенция, искусство, и т.п., это функции нового мира. Авангард не принадлежит культуре страны, это форма салонного протеста, отменяющего революцию; интеллигенция – давно не адвокатура народа, но обслуга олигарха.
Даже в сказках объясняют, что Кащей - не человек, хотя человеческое ему не чуждо. Ему мало золота, он хочет женщин, поклонения и признания. Но люди для него – материал.
Когда я расспрашивал о данном лондонском кащее российских либеральных журналистов и правозащитников, ругать его не хотели, а хвалить боялись. Они все были в долгу у Кащея. Большинству из опрошенных он платил деньги – как же теперь его ругать. Они на его виллах шампанское пили, гуляли по клеточкам его шахматной доски. Время от времени кащей жертвует одной из своих шахматных фигурок. А фигуркам он сам представляется значительной фигурой.
- Трагическая фигура! – сказала про кащея одна правозащитница.
А кащей сказал про эту правозащитницу так:
- Я ей квартиру купил. Надо было.
- Скажите, он людей убивал? – спросил я у этой правозащитницы
- Нет, он не убивал. Вот, может быть, Бадри…- это я от нескольких слышал. Почему-то теперь правозащитники списывают мокруху на Бадри, партнера преобразователя страны. Так следователи норовят все нераскрытые убийства повесить на покойного вора – ему-то уже все равно. Отчего-то соображение о том, что партнер трагической фигуры вероятно был замешан в убийствах – не делало трагическую фигуру менее притягательной.
- Да не убивал он, не убивал, -ну что вы пристали!
Говоря с кащеями, не принято упоминать про первые мошенничества и убийства, совершенные в пубертатном возрасте. Ну да, Абрамович признался, что он мухлевал, капиталы нажил незаконно. И что теперь – в нос ему этим вечно тыкать? Ну да, у Березовского с Аэрофлотом не все чисто, ну да, кто-то с кем-то в банях Солнцевского района сиживал…Ну да, мэра Нефтьюганска застрели… И что теперь, слезы по нему лить до сих пор? Вот, скажем, Усманов когда-то сидел, но не будем же мы ворошить прошлое. А Ходорковский обманул вкладчиков банка Менатеп, еще в девяносто восьмом. Но ведь не этим же они интересны! Вы же не будете поминать, допустим, космонавту, что он когда-то писал в штанишки? Ну, писался герой, когда маленький был – но давно в космос летает.
Русские буржуи так и говорят: «наша работа имеет специфику». А еще говорят так: «я работал с пенсионными фондами» или так: «мой муж много работал – он выдумал схему» - какую, не уточняют, имеется в виду та, которая позволяет брать деньги пенсионеров. «Было разное, но я не переступал черту!», - сказал мне однажды румяный воротила, торговец холодильниками. Он рассказал мне, как они закрыли завод и выгнали людей, но вот убивать – не убивали. Заводы банкротили, людей по миру пускали, разоряли семьи, саму страну выжали как лимон – но «черты не переступали». И директор в Верхнем Уфалее «черты не переступал» – он рабочих не убивал буквально. Впрочем, на пространстве, освоенном им вплоть до этой последней черты, он растоптал немало судеб и обрек людей на нищету. Однако самой черты не переступал. И потом – это ведь честно: возможности к разбою были у всех, он свои реализовал. Он освоил те самые акции прав, которые у него имелись. А работяги - как вкалывали в цеху, так другого и не придумали. Поделом!
И этот кащей, напротив меня, устроитель российской судьбы, ловкач, математик, комбинатор, похожий на цепкую обезьянку – он тоже говорил, что не убивал.
- Ну, а как вы думаете? Мог ли я желать стране блага и убивать?
- Но вы же страну разорили?
- Перестаньте! Страна - концлагерь. Нашли что жалеть!
6.
Заговорили о мрачных годах советской власти. У буржуев всегда так: когда их спрашиваешь, почему воруют, они вспоминают, что Сталин был тиран. У кащея выходило, что тирания Сталина есть достаточное основание для воровства. И, кстати, тот торговец холодильниками, о котором я вспомнал, он тоже был борцом со сталинизмом. Каждым проданным холодильником он наносил удар по тоталитарной системе. По логике буржуев, спекуляция – есть форма борьбы с тоталитаризмом. Шли в банк как на баррикады.
- Был момент, когда я заработал первые сто миллионов, поддался эйфории. А эйфория - нехорошее чувство. Я покаялся в алчности. – сказал кащей. – Все что заработаю на этом суде – отдам на борьбу.
Надо сказать, кащеи любят называть приобретения словом «заработали». Все, что они получили путем спекуляций, махинации с офф-шорами, все что присвоено путем фальшивых аукционов, все соглашения с грабителями, все это называется - «заработали». Как мило сказала жена одного румяного банкира: «мы заработали много денег» - и улыбнулась; так и моя соседка Нина Григорьевна могла бы сказать. И кащей, сидящий напротив меня, считал, что все заработал – анализом ситуации.
- Все это более чем серьезно, на строго научном расчете. Я наукой занимался, классифицировал! Вся наука - это классификация!
Он несколько раз произнес слово «классификация», и я вспомнил, что в русском обществе, где был третьего дня, все говорили слово «классифицировать» - я еще удивился, что они его выговаривают. Богатые эмигранты давали «вайлд парти» - там играл нанятый музыкант, он все время кланялся – и еще присутствовал беглый Газпромовец по имени Николай. Газпромовец хвалился, что разводит в своем пруду в Холланд-парке осетрину, а пришедший с ним вместе правозащитник жадно ел и пил. Разговор был оживленный, только что в Лондоне отшумели концерты Димы Быкова, всем понравились разоблачительные куплеты: талант у мужика, Путина пропесочил! И вот помню: один импозантный мужчина (кажется, спекулянт недвижимостью) уговаривал свою даму не пить больше розового шампанского, а дама обижалась и кричала: «Только не классифицируй меня!» А еще один спекулянт черной икрой (достойный джентльмен, он еще графику диссидентов собирает) говорил о проблемах истории: «надо все детально классифицировать». Вот откуда это словцо, оказывается. Это их просветил человек, похожий на Березовского, он их научил умному слову. Он здесь за образованного канает.
- Строгий анализ и классификация. – Кащей посмотрел влево, взгляд его метался. – у России сейчас есть реальный шанс.
- На что? – спросил я.
- На то, чтобы войти в цивилизацию. Стать культурной страной. Реально духовной. – И он неожиданно сказал: - Я говорю в терминах иудо-христианской религии. – сказал именно так, этими вот словами «иудо-христианская религия».
- Такой религии нет.
- Как это? я сам читал.
- Есть термин «иудео-христианская культура». А религия либо иудейская, либо христианская.
- В целом – неважно. Вы меня поняли. Следует делать дело. Согласны?
- Предстать перед судом?
- Продажный русский суд! – он посмотрел на часы, а потом опять вбок: у стойки сидела проститутка, подавала ему знаки.
Пока разговаривали о спасении отечества, он все время на эту барышню поглядывал – здесь свидание было назначено. И правильно – у деловых людей всякая минута на счету. Проститутка встала с табурета пошла к нашему столику – лет двадцати, в теле. Он осмотрел ее с позитивным чувством.
- Благодарю вас за беседу, - я встал, показал ему чек.
- Ну зачем же, ведь это я приглашал.
- Нет, все уже заплачено.
У выхода меня догнал тот самый парень, что организовывал встречу – он, оказывается, неподалеку караулил. Посетовал, что дружбы, видимо, не сложилось. А я-то недоумевал, что у кащея за интерес. А просто человеческий интерес – дружить хотелось.
- Думаешь, он суд выиграет?
- Хочешь, чтобы Лондонский суд ворованное распределял? Не выиграет.
- Он обещал, если пять миллиардов отсудит, то мне миллион даст. Точно не выиграет?
- Точно, - сказал я жестоко.
- Обидно, - парень расстроился. – Он тебе не понравился? – у прилипал есть трогательная черта, они хотят, чтобы все ладили.
- Нет.
- Обидно.
Кащеи хотят людского тепла, у меня есть несколько знакомых буржуев – те тоже хотят по-человечески дружить. Ну, просто дружить, как это у нормальных людей бывает – ведь дружат же люди! Они еще помнят как это делается - что-то в кино видели, что-то из юности осталось: сели, налили, чокнулись, поболтали чуток о работе – ты картину написал, я алюминиевый комбинат приватизировал.
Буржуи любят повторять: у меня дефицит общения. Это значит, что общаясь меж собой, кащеи испытывают недостачу живой крови – им надо свежатинки, им надо кому-то объяснить, почему быть кащеем хорошо. Богачи взяли все что могли: золото, власть, дворцы, яхты. Не хватает какой-то дряни, признательности, что ли. Понимания людского не хватает. Вот бы их еще всенародно числили за избавителей от тоталитарного гнета! Надобно, чтобы люди признали, что богатство досталось кащеям по праву! Что буржуи набили сундуки не потому что самые жадные, а потому что самые смелые. Им мало, что они всех обманули – теперь пусть признают, что обман – это очень прогрессивная деятельность. За свои бабки богачи еще хотят быть и честными.
Кащеям понадобилось дружить с интеллигентами – они завели себе очкариков, чтобы те писклявыми голосками рассказывали про прогрессивное искусство и про борьбу с тоталитаризмом – о, мы ненавидим тоталитаризм вместе с кащеями! Кащеи любят слушать про Кафку и про дискурс, про Малевича и абстракции; им нравится коллекционировать картины, они стали главными в современном искусстве, от их вкуса зависит все, они любят выносить приговоры по литературным премиям. Вкусы людей подчинены кащеевым, ведь кащеи - почти как люди.
Вместе с интеллигентами кащеи ходят протестовать против коррупции: произвол чиновников им мешает. Взяток гады-чиновники требуют! Кащей оскорблен – он хочет справедливости вместе с очкариками!
Кащей свое – заработал! В поте лица банкротил завод, гнал людей на улицу, гробил производство, налаживал спекуляцию, выстраивал систему предприятий с ограниченной ответственностью – это реальное дело! Это бизнес! Кащей объясняют интеллигенту, что у них с интеллигентом один общий враг – государство! Общий враг - это вертикаль власти! Очкарик должен понять, что кащей свои миллиарды честно надыбал, потому что кащей талантливый, а теперь чиновники ему ставят препоны. И очкарик согласен, что это произвол, и ему, очкарику, власти тоже не дают самовыражаться. Очкарик чувствует единение с кащеем – вместе они идут бороться за абстрактные права, за акции демократии. Молодец, очкарик – говорит кащей, - Мы с тобой теперь одна семья, правда, я поумнее и понаходчивее. И очкарик признает за кащеем право распоряжаться миром.
И все, к чему богачи не прикоснутся, обращается в золото и умирает.
Так они убили искусство ХХ века, и искусство ХХ1 века родилось уже мертвым. Так они убили города: Лондон протух от их ворованного богатства, и Москва превратилась в склеп. Так они убили своих женщин, сделали из них вампиров. Так они убили язык и люди стали говорить на их мерзостном жаргоне. Так они убили своих друзей-интеллигентов, и те стали рыбками-прилипалами. Так они убили ту страну, в которой родились – без пощады и без жалости.
И кащей ухмыляется.
До его сердца никогда не доберутся. Он успеет всех сожрать.
Смотрите на его самодовольную румяную харю. Кащей уверен, что за ним и такими как он - правда жизни и прогресс. Они вылупились из героев Зощенко, из Клопа, которого описал Маяковский.
Теперь клопы жрут людей.
Люди, как же вы позволили с собой такое сделать. Люди, как это случилось?


klevinger
отправлено 25.10.12 19:23 # 2


Кому: Цитата, #1

> Скажем, на заводе по производству нержавеющей стали в городе Верхний Уфолей (это под Челябинском)


При всём уважении к Кантору, комбинат в Уфалее никелевый.


Electrocute
отправлено 25.10.12 19:43 # 3


>И все, к чему богачи не прикоснутся, обращается в золото и умирает.
Так они убили искусство ХХ века,

Какое интересное умозаключение.

> Так они убили города: Лондон протух от их ворованного богатства, и Москва превратилась в склеп.

Он убили Лондон! Сволочи!

>Так они убили своих женщин, сделали из них вампиров.

А сколько написавшему лет?


AndrF
отправлено 25.10.12 19:46 # 4


Неплохо


Берси Рагнарсон
отправлено 25.10.12 19:50 # 5


Кому: Цитата, #1

> Он вошел стремительной походкой - суетливый человек, похожий на Березовского и на старую обезьяну.

Пррелестно, пррелестно!


klevinger
отправлено 25.10.12 19:59 # 6


Кому: Electrocute, #3

> А сколько написавшему лет?

Скоро будет 55.


Sha-Yulin
отправлено 25.10.12 20:02 # 7


Всё верно.

> Иногда их принимают за людей, но это не люди.


Денис [до-пролива-ближе]
отправлено 25.10.12 20:08 # 8


Кому: Electrocute, #3

> > Так они убили своих женщин, сделали из них вампиров.
>
> А сколько написавшему лет?

А сколько лет тебе? Твоей жене и твоим детям? И не забудь про детей своих детей написать -- иначе пустое.


Nospheratu
отправлено 25.10.12 20:09 # 9


Исключительный силы текст, читал раскрыв рот -- как умеет доходчиво человек мысль излагать.


easykey
отправлено 25.10.12 20:11 # 10


а мы все рады, что он покрестился и покаялся...
но все-таки ждем когда начнется дележка капиталов.


Обух
отправлено 25.10.12 20:13 # 11


Кому: Цитата, #1

> Как раз в это время шел публичный процесс Абрамович-Березовский, на котором стало публично известно, что состояния оба сколотили неправедным способом: под присягой они рассказали, что передавали друг другу миллионные взятки, но миллионов этих они не заработали; рассказали, что собственность они получали бесплатно, залоговые аукционы были фальшивые, а те деньги которые они вносили, вносили за них криминальные авторитеты.

Вот эти показания в английском суде не являются основанием для возбуждения уголовных дел у нас?


Энторнет
отправлено 25.10.12 20:13 # 12


Недурное эссе.
Хорошее описание нашего капитализма на эмоциональном уровне.
Я тоже считал, что капитализм - это что-то такое мертвящее, убивающее в людях все человеческое. И даже иррациональное в этой своей погоне за дензнаками любой ценой.

А автору удалось это трудно формализуемое - описать в доступных терминах. Без описания механизма залоговых аукционов и пересказа разоблачений.

Нет, и механизмы прихватизации знать надо, и уметь объяснить, почему спекуляция - это узаконенный паразитизм.
Но вот такое описание экономических нюансов на эмоциональном уровне - почти высший пилотаж. Автор - молодец. У меня нет аккаунта в фейсбуке. Кто автор?


krez
отправлено 25.10.12 20:15 # 13


Прям чекист супротив капиталистической мрази.


Цзен ГУргуров
отправлено 25.10.12 20:28 # 14


Сильно написано.


Electrocute
отправлено 25.10.12 20:35 # 15


Кому: Денис [до-пролива-ближе], #8

За вампиров не стерпел?


Sha-Yulin
отправлено 25.10.12 20:35 # 16


Кому: Энторнет, #12

> И даже иррациональное в этой своей погоне за дензнаками любой ценой.

Писал об этом немного с другой стороны http://sha-julin.livejournal.com/22650.html


KSV_Berkut
отправлено 25.10.12 20:35 # 17


Слог у автора просто огонь. По содержанию челюсть падает.


klevinger
отправлено 25.10.12 20:35 # 18


Кому: krez, #13

> Прям чекист супротив капиталистической мрази.

Так на тупичке его эссей на этот счёт уже был, и недавно.

А вот насчёт реальности этого его разговора с Березовским - серьёзные сомнения.


agromontazhe
отправлено 25.10.12 20:35 # 19


А кто автор(по ссылке требуют регистрацию)?


Goblin
отправлено 25.10.12 20:36 # 20


Кому: agromontazhe, #19

> А кто автор?

Максим Кантор.


jimmilee
отправлено 25.10.12 20:39 # 21


Мощный текст!
Проняло.


Дюк
отправлено 25.10.12 20:47 # 22


Кому: Цитата, #1

> - Знаю одного. Есть такой человек. – Кащей назвал имя модного телеведущего.
> - Что, прямо из телевизора – в президенты? – мне стало интересно, получено ли согласие телеведущего; думаю, получено.
> - А что такого? Опыт общения с аудиторией есть. Он – аристократ духа.

Неужели, Доренка???


klevinger
отправлено 25.10.12 21:02 # 23


Кому: Дюк, #22

> Неужели, Доренка???

Я подумал на Позднера.


CtrlC
отправлено 25.10.12 21:03 # 24


Браво. Отлично, просто отлично


Хитрый Волк
отправлено 25.10.12 21:03 # 25


Кому: Дюк, #22

> Неужели, Доренка???

Может Парфенов?


bqbr0
отправлено 25.10.12 21:10 # 26


> - Вот – всего шестнадцать.
> - За стакан вина?
> - За семьдесят пять граммов. Плюс обслуживание. С вас тридцать фунтов.

30 фунтов — это примерно полторы тысячи рублей денег за глоток вина? Отлично, просто отлично.


dmitrov
отправлено 25.10.12 21:11 # 27


Кому: Обух, #11

> Вот эти показания в английском суде не являются основанием для возбуждения уголовных дел у нас?

Эдак ты и до пересмотра итогов приватизации договоришься.
Не надо раскачивать.


agromontazhe
отправлено 25.10.12 21:11 # 28


Кому: Дюк, #22

> > Неужели, Доренка???

Вот я тоже заинтригован!


Procion
отправлено 25.10.12 21:11 # 29


Ух,хорошо!


AISI316
отправлено 25.10.12 21:11 # 30


Кому: klevinger, #2

> При всём уважении к Кантору, комбинат в Уфалее никелевый.

Существенная часть добываемого в мире никеля идет на производство нержавейки. Кантору, как не специалисту в металлургии, такая оговорка простительна.


Procion
отправлено 25.10.12 21:20 # 31


Кому: Хитрый Волк, #25

> Неужели, Доренка???
>
> Может Парфенов?

Думаю klevinger прав, Познер по аристократичней будет.


affigi
отправлено 25.10.12 21:21 # 32


Пелевин style. Понравилось, хорошо.

А кто автор?


affigi
отправлено 25.10.12 21:22 # 33


Кому: affigi, #32

> А кто автор?

Кантор? Не слышал. Надо запомнить.


klevinger
отправлено 25.10.12 21:25 # 34


Кому: Хитрый Волк, #25

> Может Парфенов?

Б.Березовский хочет видеть президентом России Леонида Парфенова

http://top.rbc.ru/politics/03/02/2012/636120.shtml


klevinger
отправлено 25.10.12 21:33 # 35


Кому: AISI316, #30

> Кантору, как не специалисту в металлургии, такая оговорка простительна.

Был неправ. Это разводка автора, как и многое другое в тексте.

Даже опечатка в топониме сознательная


TriS
отправлено 25.10.12 21:33 # 36


Талантливо написано.


Денис [до-пролива-ближе]
отправлено 25.10.12 21:35 # 37


Кому: Electrocute, #15

> > Кому: Денис [до-пролива-ближе], #8
>
> За вампиров не стерпел?

1. Ты из Одессы или уголовник?

2. Как я понимаю, в школе по литературе у тебя тройка.
Или все читаешь, но регулярно в дурку увозят со срывами прямо с уроков? Особенно на поэзии.


Хитрый Волк
отправлено 25.10.12 21:49 # 38


Кому: klevinger, #34

Эк, я догадливый. )


Koljan
отправлено 25.10.12 21:49 # 39


Кому: klevinger, #34

> Б.Березовский хочет видеть президентом России Леонида Парфенова

Мода на артистичных возвращается!!!


Собакевич
отправлено 25.10.12 21:50 # 40


Кому: affigi, #33

> Кантор? Не слышал. Надо запомнить.

Почаще на Тупи40к заходи ;) Это не первая его заметка, размещенная здесь.


Delrog
отправлено 25.10.12 22:01 # 41


Нежить. А предки оказвается с такими уже не раз встречались. В сказке ложь...


Роман_ИС
отправлено 25.10.12 22:10 # 42


>Кащей свое – заработал! В поте лица банкротил завод, гнал людей на улицу, гробил производство, налаживал спекуляцию, выстраивал систему предприятий с ограниченной ответственностью – это реальное дело! Это бизнес! Кащей объясняют интеллигенту, что у них с интеллигентом один общий враг – государство! Общий враг - это вертикаль власти! Очкарик должен понять, что кащей свои миллиарды честно надыбал, потому что кащей талантливый, а теперь чиновники ему ставят препоны. И очкарик согласен, что это произвол, и ему, очкарику, власти тоже не дают самовыражаться. Очкарик чувствует единение с кащеем – вместе они идут бороться за абстрактные права, за акции демократии. Молодец, очкарик – говорит кащей, - Мы с тобой теперь одна семья, правда, я поумнее и понаходчивее. И очкарик признает за кащеем право распоряжаться миром.
>И все, к чему богачи не прикоснутся, обращается в золото и умирает.
Так они убили искусство ХХ века, и искусство ХХ1 века родилось уже мертвым. Так они убили города: Лондон протух от их ворованного богатства, и Москва превратилась в склеп. Так они убили своих женщин, сделали из них вампиров. Так они убили язык и люди стали говорить на их мерзостном жаргоне. Так они убили своих друзей-интеллигентов, и те стали рыбками-прилипалами. Так они убили ту страну, в которой родились – без пощады и без жалости.
И кащей ухмыляется.
>До его сердца никогда не доберутся. Он успеет всех сожрать.
Смотрите на его самодовольную румяную харю. Кащей уверен, что за ним и такими как он - правда жизни и прогресс. Они вылупились из героев Зощенко, из Клопа, которого описал Маяковский.
>Теперь клопы жрут людей.
>Люди, как же вы позволили с собой такое сделать. Люди, как это случилось?

[рукоплещет стоя]

Блин, ну до чего талантливо написано, браво!


browny
отправлено 25.10.12 22:11 # 43


Кому: krez, #13

> Прям чекист супротив капиталистической мрази.

Только чекистов да марксистов автор явно не любит.


sherl
отправлено 25.10.12 22:12 # 44


Кому: Денис [до-пролива-ближе], #8

> А сколько лет тебе? Твоей жене и твоим детям?

Nin v4.0 надо спрашивать про мужа, не про жену.


sherl
отправлено 25.10.12 22:17 # 45


Кому: browny, #43

> Только чекистов да марксистов автор явно не любит.

Достаточно, что он разбирается, зачем нужны и откуда пошли есть белоленточники.


Баянист
отправлено 25.10.12 22:48 # 46


Ужинал в том ресторанте где-то с год назад. За 30-40-и-выше фунтов можно было взять бутыль вина (которое в магазине стоит десятку), за стаканы не помню, не интересовался. Стандартная наценка "за сервис" была около 15 процентов, а не около 100, как описывает Кантор.


klevinger
отправлено 25.10.12 22:51 # 47


Кому: Баянист, #46

Так разводит.


browny
отправлено 25.10.12 22:53 # 48


Кому: sherl, #45

> Достаточно, что он разбирается, зачем нужны и откуда пошли есть белоленточники.

Кому достаточно и насколько?
Создать эмоциональный образ у него получается. Про искусство интересно пишет, поскольку сам художник и даже немного писатель. В оценке общественных явлений наблюдается признаки либерализма и антисоветского мышления.


CompCon
отправлено 25.10.12 22:55 # 49


Кому: bqbr0, #26

> 30 фунтов — это примерно полторы тысячи рублей денег за глоток вина? Отлично, просто отлично.

30 фунтов, или 45, - вполне приемлемая инвестиция в такой литературный материал. Кстати, эта суммва - всего лишь половина стоимости шашлычка в Сокольниках, которым, как заявляли некотрые камрады, оные камрады периодически балуются. Так что не меряй все на деньги.


Sha-Yulin
отправлено 25.10.12 22:57 # 50


Кому: Баянист, #46

> Стандартная наценка "за сервис" была около 15 процентов, а не около 100, как описывает Кантор.

Есть такой литературный приём - гипербола. Кантор просто более рельефно выпячивает все элементы, которые должны подчеркнуть основную идею.

Вино в ресторане в 3-4 раза дороже, чем в магазине, сейчас воспринимается, как норма, хотя нормой быть не должно.


Asya
отправлено 25.10.12 23:02 # 51


Кому: Денис [до-пролива-ближе], #8

> А сколько лет тебе? Твоей жене и твоим детям?

Это Нина, женщина-бумеранг.


Beefeater
отправлено 25.10.12 23:05 # 52


Кому: browny, #43

> Только чекистов да марксистов автор явно не любит.

Справедливости ради, сами марксисты тоже большевиков не любили. Особенно ортодоксальные, вроде меньшевиков и эсеров.


Asya
отправлено 25.10.12 23:14 # 53


Кому: Цитата, #1

> Вы скажите, лакеи были всегда. Нет, сегодня челядь особенная – сплошь правозащитники. И все ругают КГБ и Сталина, теперь у прислуги повадка такая, вышколили.

Блестяще.


Баянист
отправлено 25.10.12 23:15 # 54


Кому: Sha-Yulin, #50

> Есть такой литературный приём - гипербола. Кантор просто более рельефно выпячивает все элементы, которые должны подчеркнуть основную идею.

Упомянутый готель и бар-ресторан на фоне быта упомянутых металлургов и так выглядит вполне рельефно. Непонятно, зачем, мягко говоря, утрироать.


klevinger
отправлено 25.10.12 23:20 # 55


Кому: Asya, #51

А за что ее того?


klevinger
отправлено 25.10.12 23:20 # 56


Кому: Баянист, #54

> Непонятно, зачем,

стиль такой - на Зиновьеве воспитан.


sherl
отправлено 25.10.12 23:24 # 57


Кому: browny, #48

> Кому достаточно и насколько?

Достаточно для того, чтобы быть патриотом своей Родины.

Поясню - быть патриотом Родины можно и не разделяя большевистских взглядов.

Безотносительно моего негативного к этому не-разделению отношения.


Asya
отправлено 25.10.12 23:28 # 58


Кому: klevinger, #55

> А за что ее того?

Долго объяснять, посмотри историю пользователей Nin, Babetta и LOLa.


M. H. L.
отправлено 25.10.12 23:44 # 59


Кому: Electrocute, #3

>Так они убили своих женщин, сделали из них вампиров.
>
> А сколько написавшему лет?

Ты "Учебник рисования" почитай. Вопросы сразу отпадут.


Дюк
отправлено 26.10.12 00:00 # 60


Кому: agromontazhe, #28

> Кому: Дюк, #22
>
> > > Неужели, Доренка???
>
> Вот я тоже заинтригован!

Хотя, казалось бы, причем тут кащей?


tek
отправлено 26.10.12 00:02 # 61


отличный текст!


M. H. L.
отправлено 26.10.12 00:06 # 62


Какая замечательная ненависть! Ледяная, прозрачная, не застит глаза, а помогает бить - точно, вовремя и во всю силу. Завидую Максиму Карловичу - белой завистью. И восхищаюсь текстами.


Stavrwolf
отправлено 26.10.12 00:16 # 63


Интересно вот было "письмо Сталину" Прилепина, били его, громили из либеральной тусовке будь-здоров! А с Кантором как? Просто предпочтут замолчать? Потому что если Прилепина и можно было упрекнуть в антисемитизме, и на основе этого охаять все письмо, то у Кантора, мне кажется, все настолько четко что возразить, собственно и нечего.


Zx7R
отправлено 26.10.12 00:30 # 64


Кому: Nospheratu, #9

> Исключительный силы текст, читал раскрыв рот -- как умеет доходчиво человек мысль излагать.
>

Тоже как на духу прочитал. Интересное изложение.


Скиталец
отправлено 26.10.12 03:10 # 65


это ведь художественное произведение, да?


Денис [до-пролива-ближе]
отправлено 26.10.12 03:48 # 66


Кому: sherl, #44

Кому: Asya, #51

Понял. Спасибо.
Не ожидал.


klevinger
отправлено 26.10.12 03:58 # 67


Кому: Скиталец, #65

не, оперативное донесение.


Джина
отправлено 26.10.12 04:43 # 68


Кому: Stavrwolf, #63

> все настолько четко что возразить, собственно и нечего.

Как это нечего??? Бездарность, готовая удавиться за бутылку хорошего вина и довольствоваться жалким плафоном за 8 рублей, просто не умеет работать и завидует успешному человеку!!!


Araks
отправлено 26.10.12 04:54 # 69


Кому: Stavrwolf, #63

> все настолько четко что возразить, собственно и нечего.

а зачем возражать по существу, когда вокруг шизофреники-единомышленники и можно просто быть свободным. Отмахиваться? перед кем, перед народом?
Недавно слушал передачу с тем Быковым, ему задают вопрос, мол говаривают белоленточные далеки от народа. Ответ был честный, идиот не мялся и сходу проорал, что он и должен быть в отрыве от народа, далеко впереди, так как он - лучшая его часть.


Araks
отправлено 26.10.12 04:54 # 70


Кому: Скиталец, #65

> это ведь художественное произведение, да?

хлюп, хлюп послышался послерди ночи из кухни?


shu
отправлено 26.10.12 04:54 # 71


Когда дело касается денег и речь заходит о богатеях, люди, до этого писавшие здравые вещи, сразу становятся иррациональными.
Максим Кантор писал:

> Во-первых, когда вы смотрите картину большого мастера – допустим, Брейгеля или Рембрандта, Петрова-Водкина или Веласкеса – надо исходить из допущения, что мастер был не глупее вас. А вполне возможно, умнее.

Если кто-то лучше тебя рисует и написал ряд картин, которые признаны гениальными, то этот этот человек умнее тебя, скорее всего. Ну а если человек отчего-то имеет навык зарабатывать больше среднего или совсем большие деньги, делая бизнес (что включает в себя хотя бы навыки управления большим коллективом и принятием полностью на себя ответственности за результат. Попробовал бы он сам поуправлять предприятием с количеством работников больше трёх человек, состоящих кстати, на бОльшую часть обычных соседок типа Нины Григорьевны, которой всё до лампочки и интересно только, чтобы зарплата платилась в срок. Все, кто этого никогда не делал, думают отчего-то, что это легко. И что деньги на предпринимателей сами падают с неба, а они только и делают, что зажимают и обирают честных работяг. Ведь "зарабатывает" честно только тот, кому этот самый бизнесмен платит зарплату), то этот человек кащей, а это значит, что автор, как и любой средний человек, лучше во всех отношениях этого кащея. Ну, а если денег имеет больше среднего - то это не в качествах человека или опыте дело, просто это не человек вовсе, в так, кащеюшка. Эх, человеческая натура.
Я ни в коем случае не за БАБа или одобряю произошедший процесс "накопления первоначального капитала", благодаря которому выросли олигархи. Я против кредо автора. Типа мы тут пролетарии и все в белом, а эти все, кто честно не работает за зарплату - все сплошь ворьё, спекулянты и эксплуататоры! Нелюди!
С таким подходом далеко не продвинуться.
Люди, которые в эпоху социализма покоряли космос, продвигали вперёд науку, исследовали Антарктику, били немцев в войне и рвали жопу, чтобы выполнить план государства - многие из этих людей были близки по характеру людям, которые сейчас пошли в бизнес. Люди с такими качествами - и есть двигатель развития общества, страны, нации.
Конечно, можно найти кучу примеров трусливых спекулянтов, которые только и думают о том, как бы побольше урвать, как бы кого нагреть, глядя на которых, с уверенностью можно сказать, что в прошлой жизни он точно не был космонавтом. Но есть и масса других примеров. И в глубине души я думаю почти каждый признает, что в написанном выше есть изрядная доля истины.


spetrov
отправлено 26.10.12 05:57 # 72


Кому: klevinger, #34

> Б.Березовский хочет видеть президентом России Леонида Парфенова.

Кому: Procion, #31

> ...Познер по аристократичней будет.

Вспомнилось из раннеакунинского:

"И ведь не объяснишь, не растолкуешь, что если Ипполит Вяземский и подонок, то исключительно из соображений чести. Он — невольник чести. Или подонок чести — это одно и то же."


KroliKoff
отправлено 26.10.12 06:38 # 73


Кому: shu, #71

> Если кто-то лучше тебя рисует и написал ряд картин, которые признаны гениальными, то этот этот человек умнее тебя, скорее всего. Ну а если человек отчего-то имеет навык зарабатывать больше среднего или совсем большие деньги, делая бизнес (что включает в себя хотя бы навыки управления большим коллективом и принятием полностью на себя ответственности за результат. Попробовал бы он сам поуправлять предприятием с количеством работников больше трёх человек,

Зачем вырывать из контекста и приписывать автору свои домыслы? В старой заметки - из которой цитата - ни слова не было про превосходство художников над пролетариями и чиновниками.

> Конечно, можно найти кучу примеров трусливых спекулянтов,

Автор разве назвал спекулянтов трусами?
Скорее, наоборот:



Кому: Цитата, #1

> Понимания людского не хватает. Вот бы их еще всенародно числили за избавителей от тоталитарного гнета! Надобно, чтобы люди признали, что богатство досталось кащеям по праву! Что буржуи набили сундуки не потому что самые жадные, а потому что самые [смелые]. Им мало, что они всех обманули – теперь пусть признают, что обман – это очень прогрессивная деятельность. За свои бабки богачи еще хотят быть и честными.

Ты один из прикормленных интеллигентов, что защищаешь обманщиков?


Собакевич
отправлено 26.10.12 07:13 # 74


Кому: Beefeater, #52

> Справедливости ради, сами марксисты тоже большевиков не любили. Особенно ортодоксальные, вроде меньшевиков и эсеров.

Эсеры не были марксистами.


DMA
отправлено 26.10.12 08:58 # 75


Текст великолепен, на одном дыхании. По ходу рассуждений кащея вскипал несколько раз.


Asya
отправлено 26.10.12 08:58 # 76


Кому: shu, #71

> Ну а если человек отчего-то имеет навык зарабатывать больше среднего или совсем большие деньги, делая бизнес (что включает в себя хотя бы навыки управления большим коллективом и принятием полностью на себя ответственности за результат.

Разговор не о честных бизнесменах.
Разговор о ворах. Растащивших коллективное богатство целой страны. Специально банкротивших госпредприятия, лишивших тысячи людей средств к существованию, крышевавших любые преступления, приносившие доход. По всей стране. Расскажи что-нибудь ещё о честном бизнесе.


DMA
отправлено 26.10.12 09:00 # 77


В комментах на фейсбуке пади стоит жуткий вой либералов?


Octopus Vulgaris
отправлено 26.10.12 09:34 # 78


Кому: shu, #71

> Ну а если человек отчего-то имеет навык зарабатывать больше среднего или совсем большие деньги, делая бизнес (что включает в себя хотя бы навыки управления большим коллективом и принятием полностью на себя ответственности за результат. Попробовал бы он сам поуправлять предприятием с количеством работников больше трёх человек, состоящих кстати, на бОльшую часть обычных соседок типа Нины Григорьевны, которой всё до лампочки и интересно только, чтобы зарплата платилась в срок. Все, кто этого никогда не делал, думают отчего-то, что это легко. И что деньги на предпринимателей сами падают с неба, а они только и делают, что зажимают и обирают честных работяг.

Ты разницы между предпринимателем и жуликом не видишь? Сам-то чем управляешь?


Sha-Yulin
отправлено 26.10.12 09:47 # 79


Кому: shu, #71

> Когда дело касается денег и речь заходит о богатеях, люди, до этого писавшие здравые вещи, сразу становятся иррациональными.

В чём именно иррациональными? В том, что видя разницу в получаемых деньгах в миллион раз между двумя людьми, занимающимися своей деятельностью в течении равного времени - сомневаются, что такую разницу можно назвать "заработали"?

В СССР были прекрасные руководители предприятий и ведомств, которые не были миллионерами. Это ужасно?

> Попробовал бы он сам поуправлять предприятием с количеством работников больше трёх человек, состоящих кстати, на бОльшую часть обычных соседок типа Нины Григорьевны, которой всё до лампочки и интересно только, чтобы зарплата платилась в срок.



> И что деньги на предпринимателей сами падают с неба, а они только и делают, что зажимают и обирают честных работяг.

Разве это не правда? Ну, что заживают и обирают.

> Я против кредо автора. Типа мы тут пролетарии и все в белом, а эти все, кто честно не работает за зарплату - все сплошь ворьё, спекулянты и эксплуататоры! Нелюди!

А там кредо другое - что нельзя считать миллионы "заработанными". Никакой труд столько не стоит. Это деньги, перераспределённые от других людей по той или иной схеме.
С точки зрения капитализма спекуляция является нормой.


> С таким подходом далеко не продвинуться.
> Люди, которые в эпоху социализма покоряли космос, продвигали вперёд науку, исследовали Антарктику, били немцев в войне и рвали жопу, чтобы выполнить план государства - многие из этих людей были близки по характеру людям, которые сейчас пошли в бизнес. Люди с такими качествами - и есть двигатель развития общества, страны, нации.

А вот это уже - шизофрения.
Люди, которые в эпоху социализма покоряли космос, продвигали науку, исследовали Арктику, били немцев - делали это в эпоху социализма, без бизнесменов и миллионеров.
А сейчас тот, кто в нормальном мире исследовал бы космос - торгует сникерсами.


affigi
отправлено 26.10.12 09:59 # 80


Кому: Собакевич, #40

И чо, каждый раз вот так отжигает?!!


Энторнет
отправлено 26.10.12 10:03 # 81


Несколько раз был свидетелем того, как эффективные собственники в процессе присваивания прибавочной стоимости с одобрением вспоминали порядки по поддержанию трудовой дисциплины в сталинские времена.
Сначала удивляло, потом понял.
Это не для того, чтобы весь свой потенциал направить на служение обществу, а просто в порядке мечты - вот бы мне такие полномочия, уж я бы нагреб себе ништяков, на меня бы все за пайку работали!
Потому что про защиту интересов работников в сталинские времена эффективные собственники забывали упомянуть всегда.

Кому: shu, #71

> Люди, которые в эпоху социализма покоряли космос, продвигали вперёд науку, исследовали Антарктику, били немцев в войне и рвали жопу, чтобы выполнить план государства - многие из этих людей были близки по характеру людям, которые сейчас пошли в бизнес. Люди с такими качествами - и есть двигатель развития общества, страны, нации.

Вот это да. Прирожденные бизнесмены - строители Днепрогэса и Магнитки. А сталинские наркомы - просто эффективные собственники. То, что и те и другие с большим удовольствием давили эффективных собственников, работали для людей, а не на свой кошелек - осталось за кадром.

Черное - это белое, правда - это ложь. Продолжай дальше, пожалуйста.


Punk_UnDeaD
отправлено 26.10.12 10:13 # 82


Кому: shu, #71

> Если кто-то лучше тебя ворует и украл ряд объектов, которые признаны стратегическими, то этот этот человек умнее тебя, скорее всего.


Мимо проходил
отправлено 26.10.12 10:14 # 83


Кому: DMA, #75

> Текст великолепен, на одном дыхании. По ходу рассуждений кащея вскипал несколько раз.

Позвольте согласиться, те же впечатления! В таланте отказать нельзя. И гротескный стиль очень понравился.


Мимо проходил
отправлено 26.10.12 10:28 # 84


Кому: shu, #71

> Когда дело касается денег и речь заходит о богатеях, люди, до этого писавшие здравые вещи, сразу становятся иррациональными.

В этой статье вор назван вором. Скажи, много ли иррационального ты тут замечаешь?
Изложено прекрасно. Одно всасывание меда кащеем-математиком чего стоит!


pleh77
отправлено 26.10.12 10:48 # 86


А Кантор толковый дядька! Первый раз его прочитал - надо будет и с другими публикациями ознакомиться.


Andru
отправлено 26.10.12 10:56 # 87


www.roshero.ru

> В одной из поездок мне рассказали о слепом альпинисте, которому хватило мужества покорить Памир, Эверест и другие вершины. Тогда мне стало безумно жаль, что о таких людях говорят слишком мало. Захотелось, чтобы о них узнала вся страна или даже весь мир!

> Тогда я собрал команду, которая загорелась идеей и стала искать информацию. Сначала послы ЖЖ в регионах, а затем и другие блогеры поддержали начинание, и вскоре проект «Герои России» получил своё воплощение.

> Это неправда, что эпоха великих свершений и подвигов осталась в прошлом. Что в сегодняшней жизни нет места самоотверженным поступкам и доблести. Настоящие герои, с которых можно брать пример, живут здесь, в современной России. И пусть прозвучит громко, но нет в мире лучшей страны, и людей, таких как у нас, тоже нет.

Таких - не сожрут.


Bigkola
отправлено 26.10.12 10:56 # 88


Защитники чести и достоинства бизнесменов почему-то зачастую игнорируют тот факт, что в нашей стране, начиная с определенного уровня, развивать бизнес полностью честно становится просто невозможно. Будучи кристально честным, либо не будешь развиваться, либо рано или поздно упрешься в потолок. Думаю, что в разных сферах деятельности высота потолков разная, но этот потолок, за которым честность становится невозможна и разрушительна - есть везде. Если бизнесмен утверждает, что он работает честно, либо он нагло врёт, умалчивая о своих грешках, либо по уровню дохода перед тобой какой-то совсем мелкий ларёчник (в своей отрасли). Поэтому среди людей достигших действительно больших высот, тип человека описанный автором столь легко узнаваем.


khant
отправлено 26.10.12 11:28 # 89


Кому: Bigkola, #88

> Защитники чести и достоинства бизнесменов почему-то зачастую игнорируют тот факт, что в нашей стране, начиная с определенного уровня, развивать бизнес полностью честно становится просто невозможно.

меня терзают смутные сомнения, что и не в нашей стране такая же фигня


browny
отправлено 26.10.12 11:56 # 90


Кому: sherl, #57

> Достаточно для того, чтобы быть патриотом своей Родины.
> Поясню - быть патриотом Родины можно и не разделяя большевистских взглядов.

Про патриотизм я ничего не писал, но тоже поясню: это никоим образом не изменит его взглядов, проявляющихся в текстах. Даже если ты предпочитаешь этого не замечать.


KroliKoff
отправлено 26.10.12 11:56 # 91


Кому: Bigkola, #88

> что в нашей стране

Капитализм везде одинаков. Даже гению не угнаться за подлецами.
Честный гений придумает как снизить себестоимость на 10%, а подлец договорится с конкурентами, поднимет цены в три раза и получит 300%.


Sha-Yulin
отправлено 26.10.12 12:15 # 92


Кому: KroliKoff, #91

> Капитализм везде одинаков. Даже гению не угнаться за подлецами.

Эта дилемма решается просто - особая подлость объявляется гениальностью, как и особо мощные разводки лохов и спекуляции объявлены бизнесом - и всё морально и нормально. Он же никого не убил и ни к кому в квартиру не вломился.


Jerri Mk2
отправлено 26.10.12 12:22 # 93


Кому: Джина, #68

> Как это нечего??? Бездарность, готовая удавиться за бутылку хорошего вина и довольствоваться жалким плафоном за 8 рублей, просто не умеет работать и завидует успешному человеку!!!

При всем уважении Камрадесса, не работать, а зарабатывать.


telly.vit
отправлено 26.10.12 12:28 # 94


Кому: shu, #71

Понимаешь, что автор пишет не про хозяина, например, аторемонтной мастерской, который вполне может быть, и очень часто является, честным человеком, а о несколько иных персонах?

> Ну а если человек отчего-то имеет навык зарабатывать больше среднего или совсем большие деньги, делая бизнес (что включает в себя хотя бы навыки управления большим коллективом и принятием полностью на себя ответственности за результат.

Знакома фраза: "Мы пахали - я и трактор"?

Ну и кстати, если кажется, что возможность потерять "личные" деньги - это ответственность за результат, подумай, может быть, перспектива потерять работу и не иметь возможности кормить семью - это тоже некая форма ответственности за результат. Нет?

> Люди, которые в эпоху социализма покоряли космос, продвигали вперёд науку, исследовали Антарктику, били немцев в войне и рвали жопу, чтобы выполнить план государства - многие из этих людей были близки по характеру людям, которые сейчас пошли в бизнес.

Нет. Которые сейчас пошли в бизнес, те бы уехали из страны социализма. Ибо надо понимать разницу между работой на себя и, как это у них называется, "на дядю".


Bigkola
отправлено 26.10.12 12:36 # 95


Кому: browny, #90
Кому: KroliKoff, #91

Согласен вполне. Я не удачно сформулировал мысль. Слова "в нашей стране" были употреблены не для противопоставления, они там не ключевые, и лучше было обойтись вообще без них.


PaleMan
отправлено 26.10.12 12:55 # 96


А он хорош!

Но до Проханова еще далеко.


Foontik
отправлено 26.10.12 13:02 # 97


Хорошо Кантор излагает. Четко, лаконично, все по полочкам. Поэма, белый стих!

Кому: shu, #71

> Типа мы тут пролетарии и все в белом, а эти все, кто честно не работает за зарплату - все сплошь ворьё, спекулянты и эксплуататоры! Нелюди!

Лучше Кантора трудно сказать:"Они похожи на людей. Сразу не скажешь, чего не хватает для сходства с человеком. Не хватает – стыда.".
Эксплуататор и вор - суть одно и то же. Эксплуататор присваивает произведенное чужим трудом - т.е. берет чужое. Брать чужое - стыдно.
Спекуляция - суть обман. Купил задешево, обманув производителя. Продал задорого, обманув покупателя. Обманывать - стыдно.
С чем не согласен? Что воровать и обманывать - не стыдно, а почетно и уважаемо?

> С таким подходом далеко не продвинуться.

Куда?


amuck
отправлено 26.10.12 14:29 # 98


Кому: shu, #71

Автор пишет о воре, который ограбил страну и погубил многих. Пишет о том, что окружает этого вора. И какое отношение этот вор и его окружающее вызывает у людей.


GestMaXXX
отправлено 26.10.12 14:30 # 99


Кому: klevinger, #2

> > Скажем, на заводе по производству нержавеющей стали в городе Верхний Уфолей (это под Челябинском)
>
> При всём уважении к Кантору, комбинат в Уфалее никелевый.

и в добавок, как ты правильно заметил, он Уф[а]лей



ФАРА
камрадесса
отправлено 26.10.12 15:19 # 100


Написано отлично.


CKC
отправлено 26.10.12 15:22 # 101


Кому: Дюк, #22

> Неужели, Доренка???

Кому: Хитрый Волк, #25

> Может Парфенов?

Думаю Охлобыстин.

Текст отличный.



cтраницы: 1 | 2 всего: 147



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк