Морской бой по-советски

25.02.13 21:06 | Redakteur | 106 комментариев » »

Победа!

Сегодняшний день не причислен к списку «дней воинской славы России». Но хочется напомнить, что ровно 25 лет назад моряки Черноморского флота совершили выдающийся подвиг, оставшийся в то время практически незамеченным: в 1988 году граждан СССР должны были волновать проблемы перестройки и ускорения. Да и с политикой гласности были свои тонкости: как и всякая политика, она имела свои особенности. На радость бывшим, как казалось, «вероятным противникам» СМИ соревновались, кто громче и эффективнее обгадит прошлое своей страны. Тут не до героев.

25 февраля 1988 года в 10:45 морскую границу СССР в Чёрном море нарушили крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» ВМФ США. Нарушение границы пресекли советские сторожевики «Беззаветный» и «СКР-6»: когда американцы демонстративно отказались выполнять требование о перемене курса, наши корабли, избегая применения оружия, бесстрашно таранили американцев навалом. Не обращая внимания на то, что «Беззаветный» имел втрое меньшее водоизмещение, чем «Йорктаун», а «СКР-6» — вшестеро меньшее, чем «Кэрон». Включив по громкой трансляции для самоуспокоения и поддержки духа «Born in the USA», американцы ретировались из территориальных вод СССР. Говорят, в результате одному только «Йорктауну» был причинён ущерб на три миллиона долларов.


«СКР-6» наваливается на корму «Кэрон». Снимок с борта «Беззаветного».

Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.
Стальные яйца советского флота

Беззаветный удар по печени ВМС США

Слава советским морякам-героям!


Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 106, Goblin: 1

Цитата
отправлено 25.02.13 22:17 # 1


Настоятельно советую прочитать материал Scrolllock'а по ссылке: http://scrolllock.livejournal.com/159915.html
там много фотографий и видео.

[Стальные яйца советского флота]

Случай, речь о котором пойдет ниже, представляет собой достаточно редкий, хотя и последний по сути пример минувшей эпохи советско-американского противостояния на морях и океанах, длившегося не один год и не одно десятилетие. Собственно говоря, это был достаточно уникальный в своем роде пример использования современных боевых кораблей без применения оружия, т.е. путем навала на корабль противной стороны.

Согласно определению морского толкового словаря, навал - это соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале обычно минимальные. Навал широко использовался еще в древние времена. Тогда вслед за навалом на корабль противника на его палубу высаживалась абордажная партия и исход сражения решался в ближнем бою.

Речь пойдет о вытеснении советскими боевыми кораблями американских кораблей из района, считавшегося территориальными водами СССР. Это происходило на Черном море в районе между Ялтой и Форосом. Предыстория этого случая такова. Дело в том, что у советских и американских специалистов имелись совершенно различные подходы к тому, откуда именно следует вести отсчет 12-мильной зоны территориальных вод. Американцы же придерживались ( и придерживаются до сих пор) той точки зрения, что отсчет следует вести от каждой точки береговой линии. Советские же специалисты исходили из того, что отсчет следует вести от т.н. базисной линии. Сложности возникали с заливами и т.п. Так, когда вглубь побережья вдается залив, внутри которого имелся своеобразный "язык" нейтральных вод, иностранные корабли имели возможность беспрепятственно вести радиотехническую разведку. Советский подход к отсчету границы территориальных вод исключал подобную возможность. В таких случаях советские специалисты вели отсчет территориальных вод от линии, соединяющей входные мысы таких заливов. Таким образом, по советской версии, "язык" нейтральных вод в заливах не образовывался. Американцев это не устраивало и они это наглядно демонстрировали это не один раз, как на Черном море, так и на Дальнем Востоке, практически ежегодно посылая свои боевые корабли в подобные зоны для ведения радиотехнической разведки. Американские корабли при этом никак не реагировали на сигналы советских морских пограничников и проходили в районы, считавшиеся советской стороной собственными территориальными водами. Делали они это всегда демонстративно, заходя в советские территориальные воды без всякой навигационной надобности, мотивируя свои действия наличием права "свободного прохода".

Естественно, что столь разительное отличие в понимании ситуации каждый раз ставило корабли обеих стран в состояние повышенной боевой готовности. Всякий раз проходившие вдоль побережья заокеанские "гости" сопровождались кораблями советского ВМФ, авиацией и радиолокационными станциями пограничников и береговой обороны. Дело в том, что фактически подобный проход допускался по маршрутам, обычно используемым для международного судоходства. Это делалось в соответствии с существоавшим Сводом правил и законов СССР, а также международными договорами СССР.

К подобным районам относился и район у побережья Крыма с координатами 440 СШ и 330 ВД. Особенно янки зачастили в этот район в 80-е годы, причем, совершенно игнорируя при этом тот факт, что в черноморских водах то-гдашнего СССР просто не существовало ни одного маршрута, по которому бы существовало указанное право свободного прохода.
12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР.


Карикатура в газете "ПРАВДА".

Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").

Валентин Селиванов. Операции кораблей ЧФ, о которой ниже пойдет речь, предшествовали события в стране и их последствия, связанные с нарушением госграницы и пролетом с Балтийского моря через все западное пространство Союза (28.05.1987 г.) немецкого воздушного авантюриста Руста, посадившего свой спортивный самолетик типа "Сэсна" прямо на Красной площади в Москве. После уничтожения на Дальнем Востоке разведывательного корейского "Боинга", замаскированного под гражданский самолет, действовал приказ министра обороны: гражданские самолеты не сбивать! А зря, не надо было жалеть - ведь последствия этой выходки Руста крайне негативно отразились на всем военном ведомстве.

О готовящемся в феврале 1988 года новом вояже американских кораблей крейсера УРО "Йорктаун" (тип "Тикондерога") и эсминца УРО "Кэрон" (тип "Спрюенс") в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Учитывая, как я уже выше пояснял, обстановку в ВС после "выходки" Руста, мы, естественно, не могли допустить, чтобы новая провокация американцев с нарушением наших морских границ, если они снова вздумают повторить свой прошлый демарш, прошла бы для них безнаказанно. Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли "Беззаветный" (пр. 1135) и "СКР-6" (пр. 35), назначен командир этой корабельной группы - начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович. С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах. Корабли в операции были распределены так: СКР "Беззаветный", как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру "Йорктаун", а "СКР-6" (небольшой по водоизмещению и размерениям) - эсминцу "Кэрон". Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем "навал" на американские корабли. Командиры свои задачи поняли, и я был уверен, что они свои задачи выполнят. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин.

Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Я дал указание командиру группы после встречи с американцами приветствовать их прибытие в наше Черное море (именно не забыть в приветствии слово наше) и передать, что мы будем плавать с ними вместе. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, "забегут" в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам. Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются, как и в прошлый раз, в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, опять не станут, а пойдут сквозь терводы. Больше мест для такого "демонстрационного" нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с "навалом" на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое "навал"? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а "вежливость" - уж как получится.

Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им "компанию" в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Когда я получил эти первые доклады, передал Михееву: "Сообщите американцам: плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято, - а ну как с ними что-нибудь случится". Михеев все это передал.


Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Но там румынских кораблей не было (командование румынского флота уже тогда игнорировало все наши указания и предложения). Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.



12 февраля я находился на КП флота (командующий флотом адмирал М.Н. Хронопуло куда-то улетел по делам). Примерно в 10 часов получил доклад Михеева: "Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль" (около 26 км.). Ладно, думаю, - до тервод еще час хода, пусть идут. Приказываю Михееву: "Продолжать слежение". Через полчаса следующий доклад: "Корабли идут теми же курсом и скоростью. До тервод 7 миль". Снова думаю, что они дальше будут делать: войдут в терводы или отвернут в последний момент, "попугав" нас? Помню, я сам в Средиземном море "укрывал" корабли эскадры от ветра и штормовой волны в полукабельтове от границы тервод (ширина 6 миль) греческого острова Крит (его горы ослабляли силу ветра). И не считал, что мы что-то нарушаем. И американцы могли бы также подойти к терводам и потом отвернуть, ничего не нарушив. Следующий поступает доклад: "До границы тервод 2 мили". Передаю Михееву: "Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо". Михеев докладывает: "Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью". Снова даю приказание Михееву: "Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски". Михеев снова докладывает: "Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние". Тогда приказываю Михееву: "Занять позиции для вытеснения". Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать: "До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли". Далее доклад: "Американские корабли вошли в терводы". Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли.

Далее я получал доклады только по маневрированию СКР "Беззаветного". Маневрирование "СКР-6" контролировал и получал доклады от его командира Михеев. Помню, это было почти ровно в 11.00 час., Михеев докладывает: "Сблизился с крейсером до 40 метров"... и далее доклад через каждые 10 метров. Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы "швартуется" сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом "фланге" против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль "лево на борт" - и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, - и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей.


Михеев докладывает: "10 метров". И сразу же: "Прошу "добро" действовать!". Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, - вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз: "Действовать по плану операции!". И далее наступила тишина. Обстановка на КП флота напряженная: я непосредственно на связи с Михеевым, ОД флота с трубкой аппарата ЗАС в руках параллельно все действия, распоряжения, доклады передает на ЦКП ВМФ, оттуда все это передается на ЦКП Вооруженных Сил. Весь расчет КП в работе.


Слежу по секундомеру - засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три...Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак "Беззаветного" вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера "Йорктаун" (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных "поцелуев"? А что происходит во второй паре этой морской "корриды" между "СКР-6" и эсминцем "Кэрон"? Сомнения, неизвестность...Подумалось, что при подобного рода "швартовках" на ходу возможно взаимное присасывание ("прилипание") кораблей друг к другу. А ну, как американцы ринутся на "абордаж"? Мы такую возможность предусмотрели, - на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше... Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах: "Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул". Спрашиваю: "Что делают американцы?". Отвечает: "Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля". "Ракеты горят?" - спрашиваю. "Вроде нет, огня и дыма не видно". После этого Михеев докладывает за "СКР-6": "Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью". Даю команду Михееву: "Выполнить повторный навал". Наши корабли начали маневрирование для его выполнения.

Как все в действительности происходило в районе "навала", рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин.

К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), - при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР "Беззаветный" и "СКР-6" в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля.

С получением приказания "Занять позиции для вытеснения" на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах. Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР "Беззаветный" Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, - хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера.


С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" - эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.


На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, - после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.


Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".


Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", - то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит".

Николай Михеев. Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, - американские корабли отвернули.

В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.

Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам - вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, - это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно". Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район".

Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, - вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, - вид внушительный. Это видимо подействовало, - американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Валентин Селиванов. Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.

На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия.

Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал: "Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!". Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня "забрал" корреспондент военного отдела газеты "Правда" капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья "Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США" с кратким описанием наших "подвигов".


Весовые категории участников

USS Caron (DD-970)

Параметры
Длина: 171 м
Ширина: 17,6 м
Водоизмещение: 9300 тонн
Осадка: 8,8 м
Экипаж: 295
Скорость: 32 узлов

Вооружение
Орудия: 2 MK.45
Торпедные аппараты: 6 324mm Mk 32
Ракетные установки: 2 MK41
Противо-корабельные комплексы: Гарпун
Крылатые ракеты: 2 MK-143 для Томагавк
Зенитные установки: 2 MK-29 для Морской Воробей ; 2 Вулкан MK.15
Противолодочные комплексы: 1 АСРОК-ВЛА
Вертолеты: 2

Радиолокационное оборудование
Сонар: SQS-53B Sonar SQR-19 Tactical Towed Array Sonar
Локатор/Радар: SPS-40E,SPS-55
Системы управления огнем: SPG-60

СКР-6

Параметры
Длина, 82,4 м
Ширина, 9,1 м
Водоизмещение полное, 1140 т
Водоизмещение нормальное, 960 т
Осадка, 3 м
Скорость полного хода с ГТУ, 32 узлов
Скорость полного хода с дизелями, узлов 20
Скорость хода экономическая, узлов 14
Мощность ГТУ, 2 x 18000 л.с.
Мощность дизельной установки, 2 x 6000 л.с.
Дальность плавания, миль 2000
Экипаж, чел. 96

Вооружение
2x2 76-мм артустановки АК-726
2x5 400-мм торпедных аппарата
2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000 (120 РГБ-60).


При подготовке использованы материалы следующих ресурсов:

http://www.zavtra.ru
http://www.sevastopol.ws
Военно-морская коллекция
Энциклопедия военных кораблей
Официальный сайт ВМС США
Информация от nemo_q


Алекс Шульц
отправлено 25.02.13 22:30 # 2


Помню, читал об этом случае в каком-то военно-морском сборнике конца 90-х. И с тех пор больше ни разу о не не слышал до сегодняшнего дня.


Leonidze
отправлено 25.02.13 22:30 # 3


слава героям!


Добрый_Сибиряк
отправлено 25.02.13 22:32 # 4


Смотрел про это видео. Железные яйца были у наших капитанов. Армия СССР всегда вызывала у меня безмерное уважение.


Добрый_Сибиряк
отправлено 25.02.13 22:33 # 5


http://www.youtube.com/watch?v=D54jY73GedM - Таран советскими кораблями американских в 1988г (съемка американцев)


Эдгар
отправлено 25.02.13 22:34 # 6


Слава Советскому ВМФ!


DoctorGrey
отправлено 25.02.13 22:34 # 7


Ух... Уже 25 лет.
Слава советским героям!


Цитата
отправлено 25.02.13 22:35 # 8


http://scrolllock.livejournal.com/159710.html

[Беззаветный удар по печени ВМС США]

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в истории советского военно-морского флота произошел необычный случай, связанный с физическим противоборством двух боевых кораблей СССР и США у берегов Крыма.
Ко всеобщему удовлетворению инцидент завершился мирным исходом, хотя военного конфликта казалось не избежать.
Известно, Чёрное море, в северной части которого базируется и действует Черноморский флот Советского Союза не имеет ничего общего с Мексиканским заливом, где хозяйничают американские корабли.

Однако в 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. Проверка бдительности и готовности Черноморского флота оказать своевременное противодействие завершилась без конфликтов.

В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом – уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном – как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.

Необходимо отметить, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в середине восьмидесятых годов, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным выполнением ряда требований. Не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.

Эту конвенцию Советский Союз не ратифицировал, о чём американские моряки, несомненно, знали. Американский демарш у наших берегов двумя современными боевыми кораблями носил явно выраженный разведывательный характер. Американцы прокладывали курс по нашим территориальным водам сознательно, не имея цели сократить себе путь.

Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.

Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения. Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: «Вы нарушаете государственную границу СССР». Эти же предупреждения дублировались флажным семафором. В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.



Во время учения на американском корабле

Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.

Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.

Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.

История современного флота ничего подобного не знала. На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.

Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта. Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта. По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.

«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.

Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.


Противостояние достигло кульминации. «Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами. На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.

Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали. Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.

Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.

После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов. Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.


«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов. Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.

После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.

Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.

Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.

Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.

На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.

«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.

Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.

Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.


Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.

Валерий Борисович Иванов, «Тайны Севастополя».



USS Yorktown (CG 48)

Параметры

Длина: 172 м
Ширина: 16 м
Водоизмещение: 9600 тонн
Запас хода: 6000 миль
Скорость: 32 узлов

Вооружение
Орудия: 2 MK.45
Торпедные аппараты: 2
Ракетные установки: 2 MK41
Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15 ; 2 Стандарт
Противолодочные комплексы: 2 АСРОК-ВЛА
Вертолеты: 1
Системы управления огнем: Иджис

Серия "Тикондерога" - 27 кораблей

БПК "Беззаветный"

Параметры

Длина: 123,1 м
Ширина: 14,2 м
Водоизмещение: 3200 тонн
Запас хода: 4600 миль
Экипаж: 180
Скорость: 32 узлов

Вооружение

Орудия: 2 АК-726
Торпедные аппараты: 8 533 мм
Зенитные установки: 2 Оса/Oca-M
Противолодочные комплексы: 2 РБУ-6000 ; 2 Метель/Раструб-Б
Мины: 20
Вертолеты: 1

Проект "1135 Буревестник" - 18 кораблей



Использованы материалы сайтов:
Новостной Севастопольский портал
Энциклопедия военных кораблей
Официальный сайт ВМС США


Добрый_Сибиряк
отправлено 25.02.13 22:35 # 9


http://www.youtube.com/watch?v=_dl_WNdiShs - А тут сюжет про это на канале "Россия"


Дадли Смит
отправлено 25.02.13 22:42 # 10


THIS IS RUSSIA!


Баир Иринчеев
отправлено 25.02.13 22:44 # 11


спасибо всем нашим морякам, которые честно выполнили свой долг.


Waaa
отправлено 25.02.13 23:12 # 12


Сюжет для фильма.


DoctorGrey
отправлено 25.02.13 23:35 # 13


Поговаривают, кстати, "Москва" при поддержке некой АПЛ пугнула группировку от сирийских берегов. Врут поди? Кто из камрадов владеет информацией? Поделитесь?
Источник тут: https://vk.com/id99729147?z=video99729147_164794067%2F5a577235d51e73bf71


hulagu
отправлено 25.02.13 23:37 # 14


Мое почтение морякам!


Ptich
отправлено 25.02.13 23:48 # 15


Где-то читал ещё байку что во время навала боцман "Беззаветного", свесившись с борта, чуть было не оторвал ПУ ПКР Гарпун (что вполне было бы кошерно). Но, к сожалению, не срослось. Есть у кого какая инфа на этот счёт?


Goblin
отправлено 25.02.13 23:49 # 16


Кому: Ptich, #15

> Где-то читал ещё байку что во время навала боцман "Беззаветного", свесившись с борта, чуть было не оторвал ПУ ПКР Гарпун (что вполне было бы кошерно). Но, к сожалению, не срослось. Есть у кого какая инфа на этот счёт?

в новости есть ролик

в ролике показано


ALEX_61
отправлено 25.02.13 23:53 # 17


У России два союзника: Армия и Флот.
Камдрад Редактор, благодарю за интересный материал.


Crusad3r
отправлено 25.02.13 23:57 # 18


Кому: Goblin, #16

А вот, ДимЮрич, есть годная статья на тему - как не нужно Родину любить (взгляд на трактовку истории и кинематограф):

http://stalingrad-info.ru/narod-dopustivshiy-poruganie-svoey-rodinyi-vyiglyadit-kak-chelovek-na-zone...

> Народ, допустивший поругание своей Родины, выглядит как человек на зоне, оставивший без ответа оскорбление своей матери (во что обходится обществу исторический мазохизм)


Gerasim
отправлено 25.02.13 23:58 # 19


Молодцы моряки!

Да, и вправду 25 лет уже прошло.


Зеленый День
отправлено 25.02.13 23:59 # 20


Жалею, что при сей баталии не был хотя бы мичманом!


Redakteur
отправлено 26.02.13 00:06 # 21


Кому: ALEX_61, #17

> У России два союзника: Армия и Флот.

С тех пор ещё авиация появилась.

Так что теперь три.


Crusad3r
отправлено 26.02.13 00:10 # 22


Кому: Redakteur, #21

> Так что теперь три.

РВСН?


norkorn
отправлено 26.02.13 00:13 # 23


Отличный "Морской бой по-советски"!


Maeglion
отправлено 26.02.13 00:26 # 24


Американцы на видео как-то не по-военному реагируют - невнятные вопли, непечатные выражения. Оператор будто не с военного корабля инцидент снимает, а покатушки на серфе в отпуске. Камера дергается, самый ответственный момент видно фигово. Как это вот потом начальству показывать, как доклад делать? "Извините, я перепугался, потому в самый ответственный момент камера совсем-совсем трясется"? Так называемый фильм Паттерсона-Гимлина со снежным человеком и то адекватнее снят.


One_man
отправлено 26.02.13 00:26 # 25


Журналисты, как обычно, прекрасны. "Тонна взрывчатки в Гарпуне и ещё больше в торпеде". "пр.1135 вооружен примерно как Тикондерога". "Американцы могут работать в условиях применения ядерного оружия, а у наших даже ФВУ нет" (с) Даже про такое событие рассказать правильно не могут, пидарасы.


Пан Головатый
отправлено 26.02.13 00:29 # 26


Кому: Maeglion, #24

> Извините, я перепугался, потому в самый ответственный момент камера совсем-совсем трясется

Удар был сильный.


MFSP
отправлено 26.02.13 00:31 # 27


Кому: Crusad3r, #22

Это козырь :)


Kortes63
отправлено 26.02.13 00:31 # 28


Минуты Славы РОДИНЫ. Как приятно, до слез радости, видеть такое. Честь и слава Вам моряки!


Средний
отправлено 26.02.13 00:31 # 29


У старшины, что во время навала пытался ракету с американца заарканить, яйца вообще титановые!


Январь
отправлено 26.02.13 00:38 # 30


Это просто праздник какой-то!


ai_m
отправлено 26.02.13 00:45 # 31


Кому: DoctorGrey, #13

Как Москва спасла Сирию.

http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=446&Itemid=1


Козябр
отправлено 26.02.13 00:48 # 32


Гм. Брюс Уиллис, Арнольд Шварцнейгер и Сильвестр Сталлоне не попали в кадр по чистой случайности.


Kirpa
отправлено 26.02.13 00:51 # 33


Ролик, начало 21-й минуты.

> Боевой дух у нас был на высоте, потому что, мы отбились от русских. И сами видели, как их корабль потерял якорь от удара об нашу корму.

Домашних чуть смехом не разбудил.


ку!
отправлено 26.02.13 01:11 # 34


Кстати в статье говорится про заливы которые американцы считали нейтральными водами, но ведь между Ялтой и Форосом нет заливов, значит американцы вторглись в терводы которые даже по их нормам считались советскими терводами.


Maeglion
отправлено 26.02.13 01:15 # 35


Кому: Kirpa, #33

> Домашних чуть смехом не разбудил.

Ну, формально-то они не врут - и правда якорь потерял, и правда ушли. Про раскуроченный крейсер почему-то промолчали :)


Козябр
отправлено 26.02.13 01:29 # 36


http://anna-news.info/node/9934 - 150 ваххабитов подорвались на собственной взрывчатке.

http://www.youtube.com/watch?v=lWPTqpFv9w0 испытания самопального гранатомёта в ССА.

Но вообще у них там судя по последним новостям ухудшается ситуация..


antoly83
отправлено 26.02.13 01:29 # 37


эту историю я читал давно, мне брат со срочки привозил книгу, служил на северном флоте. Автор Александр Покровский образно очень описал, с юмором))
http://www.proza.ru/2005/07/20-105


DoctorGrey
отправлено 26.02.13 01:36 # 38


Кому: ai_m, #31

Спасибо камрад, изучу уже завтра.


Kirpa
отправлено 26.02.13 01:41 # 39


Кому: Maeglion, #35

> Ну, формально-то они не врут - и правда якорь потерял, и правда ушли. Про раскуроченный крейсер почему-то промолчали :)

Ага, про разницу в водоизмещении - тоже.


Бабудай
отправлено 26.02.13 01:45 # 40


Кому: Kirpa, #33

> Боевой дух у нас был на высоте, потому что, мы отбились от русских. И сами видели, как их корабль потерял якорь от удара об нашу корму.

Хорошая мина при плохой игре


Цзен ГУргуров
отправлено 26.02.13 02:09 # 41


Я тоже делал сюжет в своем фильме об этом событии.

http://www.youtube.com/watch?v=99AUtluAwws
с 13:24 по 19:33

Правда опросил побольше участников. Так на мостике "Беззваетного" стоял и.о. командира соединения Михеев, отдавший команды "навала" как Богдашину, так и командиру СКР-6 Петрову. Там, конечно, не все так гладко поначалу шло, тем не менее, команду "навал" выполнили оба корабля. В общем - в итоге все действовали геройски. Восхищаюсь мужиками.


Баянист
отправлено 26.02.13 03:27 # 42


Кому: One_man, #25

> "Тонна взрывчатки в Гарпуне и ещё больше в торпеде".

Сказали, "в боеголовках". В пусковом устройств Гарпунов вроде бы 4 шт., так что близко к правде. В торпедных аппаратах тоже более одной торпеды. Какие именно торепды мне лень сейчас проверять, но то, что там суммарно более тонны ВВ - несомненно.


Vasus
отправлено 26.02.13 03:43 # 43


Богдашен молодца, как и весь экипаж.
Страшно придумать если бы на борту Нашего коробля были бы "Москиты".


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 04:44 # 44


Помню эту историю, поскольку сам из Крыма. До "перестройки" Меченого у пиндосов и в мыслях не было попробовать проверить СССР на крепость, таким образом, а тут нате. Ну и получили наши заклятые заокеанские друзья достойный ответ на провокацию со всей пролетарской ненавистью. Кстати, а где был тогда anaconda с его поучениями делиться добром?


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 05:01 # 45


Кстати насчёт противодействия радиотехнической разведке. Моему дяде как то надоело сопровождать западногерманский "Фальстер" на Балтике, уворачиваться от его правого борта, ну он направил на его антенны по визиру радиолокационный прицел и дал импульс. В результате "Фальстер" по громкой сообщил "Я пошоль домой" и свалил восвояси. По-видимому дядька попалил им аппаратуру.


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 05:16 # 46


В видео № 1 такое впечатление, что наши пиндосам качественный подсрачник дали.


morbid_s
отправлено 26.02.13 05:51 # 47


И читал, и смотрел уже ранее про это, спасибо, напомнили.
Восхищаюсь нашими моряками, так мастерски указать американцам направление на выход!!
Слава советскому военно-морскому флоту!!


viva4ever
отправлено 26.02.13 06:30 # 48


Кому: Хоттабыч, #44

> Помню эту историю, поскольку сам из Крыма. До "перестройки" Меченого у пиндосов и в мыслях не было попробовать проверить СССР на крепость, таким образом, а тут нате.

Да ладно, и корабли и авиация постоянно на нашу территорию "случайно" выползали.


Nem OFF
отправлено 26.02.13 06:35 # 49


Молодцы!

Кому: Цзен ГУргуров, #41

> Я тоже делал сюжет в своем фильме об этом событии.

Да, камрад, ты на днях давал ссылку - спасибо, утащил себе в архив.
Я вот про это вообще ничего не знал.


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 09:02 # 50


Кому: viva4ever, #48

Насчёт авиации, так это на постоянной основе. Насчёт надводного флота знаю только об эпизоде на Камчатке.


Melkiy
отправлено 26.02.13 09:05 # 51


Кому: Хоттабыч, #45

> ну он направил на его антенны по визиру [радиолокационный прицел] и дал импульс. В результате "Фальстер" по громкой сообщил "Я пошоль домой" и свалил восвояси. По-видимому дядька попалил им аппаратуру.

Скорее "Фальстер" решил что после прицеливания откроют огонь и решил не искушать судьбу.
На военной кафедре несколько подобных случаев разбирали.


Buzy Backson
отправлено 26.02.13 09:05 # 52


Горжусь нашими моряками.


sirvic
отправлено 26.02.13 09:05 # 53


Отличная история! К стыду своему, ничего об этом случае не знал.
Огромное спасибо камраду Redakteur.


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 09:09 # 54


А комментарии автора ролика с гнильцой:"Члены экипажа корабля, который 25 лет назад чуть не устроил войну". О как, надо было просто утереться.


Хромой Шайтан
отправлено 26.02.13 09:11 # 55


Слышал эту историю от старого морского волка каплея Баумяна. Но думал, что это из разряда баек. А тут эвона как.


AISI316
отправлено 26.02.13 09:47 # 56


Спокойствие и уверенность, с которым на видео наши моряки стоят на открытом крыле мостика в момент навала, просто поражает.


lema
отправлено 26.02.13 11:13 # 57


Мне одному кажется, что у хозяина голоса за кадром острая нехватка черенка в жопе?


dacznik
отправлено 26.02.13 11:17 # 58


За душу тронуло!Классу и величию великой державы Слава!!!


Sergey N.
отправлено 26.02.13 11:29 # 59


Просто гордость!
Спасибо!
Слава советским морякам-героям!


Maeglion
отправлено 26.02.13 11:37 # 60


Кому: AISI316, #56

> Спокойствие и уверенность, с которым на видео наши моряки стоят на открытом крыле мостика в момент навала, просто поражает.

Я когда-то давно, когда был глупый, смотрел американский фильм "Перл-Харбор", и меня поразило вот что. Происходит нападение, японцы утюжат крейсера и эсминцы, а командир корабля непосредственно в процессе бомбежки отдает команду во весь голос: "по местам стоять!" Какое по местам стоять, думал я, надо ж сохранить личный состав, все такое. А потом понял - при любых обстоятельствах, при любых событиях моряк - да и любой военный - должен находиться там где ему положено. Только тогда он военный, только тогда он выполняет свою боевую задачу. По факту, моряк имеет право сойти с места, только если под ним палуба разломится - иначе он не моряк, а балласт.


ВалераМ
отправлено 26.02.13 11:58 # 61


Кому: Хоттабыч, #44

> До "перестройки" Меченого у пиндосов и в мыслях не было попробовать проверить СССР на крепость, таким образом, а тут нате.

Только по нескольку раз в месяц нарушали воздушные границы и устраивали воздушные бои.
С чего вы вообще взяли что в 88г американцы знали что произойдет со страной в 90? Что было не так с обороноспособностью в 88м?


fiber
отправлено 26.02.13 12:55 # 62


Кому: AISI316, #56

> Спокойствие и уверенность, с которым на видео наши моряки стоят на открытом крыле мостика в момент навала, просто поражает.

Мужики круты, слов нет. Одно неясно - а чего все кто на СКР снаружи без жилетов-то? Или в то время еще не положено было? Пиндосы кстати об этом чего-то там говорят - на видео слышно.
Командир же знал на что идет, мог бы приказать одеться - а ну как за борт кто кувырнется? Или это так - чтобы намерений заранее не обозначить?


safpal
отправлено 26.02.13 12:59 # 63


Петр Любимов рукопожатый журналист. И логика у него такая же. Оказывается, в инциденте виноваты не те, кто направил корабли для прохода через чужие терводы, а те - кто решил защитить свои терводы и не допустить этого прохода. Класс. С такой логикой действительно получается, что ВМВ начал Советский Союз. Причем начал давным-давно. Когда приступил к созданию своей армии.


Redakteur
отправлено 26.02.13 13:09 # 64


Кому: fiber, #62

> а чего все кто на СКР снаружи без жилетов-то?

Сняли. Военно-морской форс + психическая атака.


Собакевич
отправлено 26.02.13 13:20 # 65


Про этот эпизод узнал совсем недавно. Моряки - герои!


One_man
отправлено 26.02.13 13:26 # 66


Кому: Баянист, #42

> Сказали, "в боеголовках". В пусковом устройств Гарпунов вроде бы 4 шт., так что близко к правде.

Только ПУ Мк.141 там две, крест накрест стоят на корме, 8 ракет. Йорктаун из первой серии, там УВПУ нет.

>В торпедных аппаратах тоже более одной торпеды. Какие именно торепды мне лень сейчас проверять, но то, что там суммарно более тонны ВВ - несомненно.

Да скорее всего, что-нибудь типа СЭТ-65. 4 трубы - 4х200(205 от модификации) кг.

Я и говорю - все как обычно.

Кому: Maeglion, #60

> Я когда-то давно, когда был глупый, смотрел американский фильм "Перл-Харбор", и меня поразило вот что

Не надо Перл-Харбор, надо Тора ! Тора! Тора !

> иначе он не моряк, а балласт.

В последнее время почему стало модно употреблять слово "балласт" в уничижтельном смысле. Посмотри правильное значение слова в словаре, будь ласка.


Maeglion
отправлено 26.02.13 14:06 # 67


Кому: One_man, #66

> Не надо Перл-Харбор, надо Тора ! Тора! Тора !

Обязательно посмотрю.

> В последнее время почему стало модно употреблять слово "балласт" в уничижтельном смысле. Посмотри правильное значение слова в словаре, будь ласка.

Хорошо, не балласт, можно употребить другое слово, но ты же понял что я имею в виду? Моряк, отсутствующий на посту - его на корабле как будто бы нету вовсе.


viva4ever
отправлено 26.02.13 14:29 # 68


Кому: One_man, #66

> Не надо Перл-Харбор, надо Тора ! Тора! Тора !

Подписываюсь.


Баянист
отправлено 26.02.13 15:28 # 69


Кому: One_man, #66

> Да скорее всего, что-нибудь типа СЭТ-65. 4 трубы - 4х200(205 от модификации) кг.

Не думаю, чтобы они в том деле СЭТ-65 зарядили. Они же противолодочные. Там наверняка были 53-65К. 300 кг ВВ на тушку.


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 16:38 # 70


Кому: AISI316, #56

> Спокойствие и уверенность, с которым на видео наши моряки

Мужчинам 19-20 лет.


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 16:41 # 71


Кому: lema, #57

Нет, вполне заслуживает.


One_man
отправлено 26.02.13 16:44 # 72


Кому: Баянист, #69

> Не думаю, чтобы они в том деле СЭТ-65 зарядили. Они же противолодочные.

Правильно, противолодочные.

> Там наверняка были 53-65К. 300 кг ВВ на тушку.

Теоретически - да. Но все равно сказанное не "играет".


Хоттабыч
отправлено 26.02.13 17:02 # 73


Кому: ВалераМ, #61

> С чего вы вообще взяли что в 88г американцы знали что произойдет со страной в 90? Что было не так с обороноспособностью в 88м?

На "вы" - выхухоль. И причём тут 90-е годы? Если что, Горбачёв был избран Генсеком 11 марта 1985 года. По-видимому в школе не проходили?

1. Посадка Матиаса Руста на "Сессне" 28 мая 1987 года на Красной площади. Министра обороны Соколова сняли ни за что.
2. Подписание договора между СССР и США о ликвидации ракет малой и средней дальности, в том числе и не подпадающих под договор ОТРК "Ока"
Всё в порядке было с обороноспособностью. Да.

> Только по нескольку раз в месяц нарушали воздушные границы и устраивали воздушные бои.

Ссылочку, пожалуйста на источник о ежемесячных воздушных боях, ну и для полного счастья просвети, как часто надводные корабли США класса от эсминца и выше нарушали госграницу СССР до 1985 года.


Nansen
отправлено 26.02.13 17:47 # 74


Слава героям!
Очень радует, что хоть кто-то рассказывает о величии и гордости нашей страны.


ВалераМ
отправлено 26.02.13 19:25 # 75


Кому: Хоттабыч, #73

> Ссылочку, пожалуйста на источник о ежемесячных воздушных боях,

Пожалуйста. http://www.airforce.ru/awm/hotsky/hotsky.htm это еще Сталин жив был.

>И причём тут 90-е годы?

Тогда обороноспособность изменилась очевидным для американцев образом.
Вы так и не расказали толком про обороноспособность в 88м. Нарушений воздушных границ и до этого были тысячи, 99% безнаказаных(по техническим причинам, понятно). Рустом получилось вот так нехорошо, но это еще не тенденция.
В случае чего, не забывайте что весь инциндент был выработан под руководством Горбачева и получил его положительную оценку. Он конечно мудак, но ненужно плодить сущности.

>как часто надводные корабли США класса от эсминца и выше нарушали госграницу СССР до 1985 года.

Согласно сюжета - часто. Когда стали слишком часто - придумали их протаранить.


молодой пенсионер
отправлено 26.02.13 20:38 # 76


Да фильм мог бы получится отличный, но снимут опять что-то а-ля 9 рота


весельчак у
отправлено 26.02.13 23:08 # 77


Спасибо за героизм, последние Советские Моряки!


One_man
отправлено 27.02.13 00:23 # 78


Кому: ВалераМ, #75

> Согласно сюжета - часто. Когда стали слишком часто - придумали их протаранить.

Что значит "часто" ? Йорктаун и Кэрон заходили до описанного в репортаже случая 13-го марта 1986 года. Причем, как это принято у них "по-своему трактовали границу террвод". Сопровождались кораблями ВМФ СССР со всеми подобающими событию действиями.

> Пожалуйста. http://www.airforce.ru/awm/hotsky/hotsky.htm это еще Сталин жив был.

Это до становления системы ПВО страны. Т.е. мимо кассы.

> В случае чего, не забывайте что весь инциндент был выработан под руководством Горбачева и получил >его положительную оценку.

Данная операция - идея и исполнение главкома ВМФ, Чернавина. Естественно, действовать без санкции руководства страны - он бы не стал.


XVA609
отправлено 27.02.13 00:26 # 79


Слава!


Хоттабыч
отправлено 27.02.13 03:37 # 80


Кому: ВалераМ, #75

> В случае чего, не забывайте что весь [инциндент] был выработан под руководством Горбачева и получил его положительную оценку.

Скорее всего [инцидент], ну понятно, русский язык прогуливаем. А так да, Горбачёв договорился с американцами о нарушении госграницы "Йорктауном", либо попросту "подло" заманил, и сам же спланировал меры противодействия. СССР - империя зла и виновна в провокации. Слышали уже от Любимова. США вовсе не причём, по сюжету.


> Нарушений воздушных границ и до этого были тысячи, 99% безнаказаных(по техническим причинам, понятно).

По твоей же ссылке от журналистов из Киева и Ашхабада:"He все нарушения советской границы могли быть пресечены - [некоторые] прошли безнаказанно. Известно, что за три года, с 1953 г. по 1956 г., гражданскими и военными самолетами (только США) было совершено 113 деяний подобного рода."
Где ежемесячные воздушные бои и 99% безнаказанных нарушений? Где статистика после 1958 года? Не считается.

> Когда стали слишком часто - придумали их [протаранить]

Вообще то по сюжету - навал. "Да какая разница!" (с) Н. Сванидзе. И "слишком часто" это как? Раз в месяц, раз в год? Названия кораблей назови, а то гугль молчит, как рыба об лёд.


> Он конечно мудак, но ненужно плодить сущности.

Горбачёв сам достаточно наплодил сущностей. Я к родителям через госграницу езжу.

> Рустом получилось вот так нехорошо,

Херасе "нехорошо"! "И с партизанами как то неудобно получилось."
Это 9 сентября 2001 года с WTC неудобно как то вышло. А с Рустом получился грандиозный скандал и многие должностные лица, в частности министр обороны СССР лишились должностей.


Yuri E.
отправлено 27.02.13 09:00 # 81


Кому: Хоттабыч, #80

> В случае чего, не забывайте что весь [инциндент] был выработан под руководством Горбачева и получил его положительную оценку.
> А так да, Горбачёв договорился с американцами о нарушении госграницы "Йорктауном", либо попросту "подло" заманил, и сам же спланировал меры противодействия.
> А с Рустом получился грандиозный скандал и многие должностные лица, в частности министр обороны СССР лишились должностей.

Слушал тут давеча Николая Старикова. У него версия, что Руст случился не просто так, а при прямом участии самого Михал Сергеича для того чтобы основательно почистить военное руководство недовольное ходом перестройки. "Военные мешали разваливать Советский Союз. И он вместе с западом осуществил эту провокацию по итогам которой и снял этих военных как не справившихся их со своими обязанностями. Что произошло? Некий самолёт с молодым человеком с неуравновешенной психикой перелетел из Финляндии в Советский Союз получив чёткую карту ПВО с указаниями где лететь, собственно окно ему дали на границе. И потом он сел на Красной площади. И задайте себе вопрос, а откуда взялись эти многочисленные съёмочные группы на Красной площади? С нескольких точек снимали посадку этого самолёта! Значит они знали!? Кто им об этом сказал? Это первый вопрос. А второй: если мы посмотим дальность полёта этого маленького самолёта то мы поймём что он не мог долететь до Москвы. Так вот он сел на одном из шоссе под Тверью и его дополнительно заправляли керосином. Об этом уже говорят открыто. Была чёткая операция. А в итоге он снял целый перечень наших генералов которые противились одностороннему разоружению."
http://rusnovosti.ru/programms/prog/243190/ -- выпуск от 16.02.2013 (с отметки 34:00)

Если развивать эту версию, то после успешного вояжа американцев в Чёрное море должны были последовать аналогичные чистки в ВМФ. Но не срослось. Моряки не подкачали. Сам я во всё это не шибко верю, но версия красивая.


Майкл_С
отправлено 27.02.13 11:08 # 82


Кому: Цзен ГУргуров, #41

Привет! Помнишь статью в "Правде" об этом деле? Там и фотография командира "Беззаветного" тоже помещена - только он с усами был, если память не изменяет.


UNV
отправлено 27.02.13 11:50 # 83


Кому: ALEX_61, #17

> У России два союзника: Армия и Флот.

У России четыре союзника: Армия, Флот, Авиация и РВСН!


Цзен ГУргуров
отправлено 27.02.13 12:50 # 84


Кому: Майкл_С, #82

Как ни странно - не помню. Тогда как-то замялось в памяти. Тут еще эта резня в Сумгаите. Хотя помню, как в Крыму в тот год описывали события. От Феодосии (!?) до Севастополя все видели этот проход и столкновение....


Майкл_С
отправлено 27.02.13 13:30 # 85


Кому: Цзен ГУргуров, #84

А что было бы , если бы?..
Читал где-то, что такие столкновения у американцев квалифицируются как "инцендент в море". И у нас тоже как-то так. Вроде даже если бы дошло до применения оружия, ситуация в военный конфликт бы не перешла. Как с самолетами над Сахалином. (Серьезные последствия повлекли бы за собой подобные действия в отношения авианосца).


valder
отправлено 27.02.13 14:02 # 86


Кому: Цитата, #1

> пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, - вид внушительный.

Насколько мне известно, Ми-26 - военно-транспортный вертолет, один из самых больших в мире, но не боевой. Возможно речь идет о Ми-24 «Крокодил»?


Цзен ГУргуров
отправлено 27.02.13 18:05 # 87


Кому: Майкл_С, #85

Для американцев ответ наших моряков был "чрезмерным" и тем - неожиданным. Они не предполагали эскалацию даже до такого уровня. А уж тем более - до открытия огня. Тем более огонь в таких случаях открывается не на поражение, а предупредительный. Возможно, амеры ожидали именно его.
Но "все случилось как случилось".


Atollos
отправлено 27.02.13 22:06 # 88


Молодцы, конечно, дали прикурить американским друзьям!


Хоттабыч
отправлено 28.02.13 05:48 # 89


Кому: Yuri E., #81

А в 1989 году Горбачёв таки заявил об одностороннем сокращении вооружённых сил и понеслась.


Хоттабыч
отправлено 28.02.13 06:07 # 90


Практическая дальность полёта "Сессны 172" 1272 км. Так что с дальностью тут нормально.
"В одном случае (на аэродроме Тапа, Эстония) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.
Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны[3]." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B0%D1%81_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%82
Вопрос в том, что после инцидента с KAL 007 Горбачёв заявил, что СССР не будет сбивать гражданские самолёты. Поэтому брать на себя ответственность и сбивать Руста никто не стал. Кстати и в обсуждаемом сюжете тоже говорится о том, что командир "Беззаветного" два дня в Москве ждал ренения своей судьбы. Накажут ли его за выполнение прямого приказа командования или нет. История показывает, что выполнение прямого приказа вышестоящего руководства может привести к наказанию. Как пример - дело Ульмана.
Вот и ответ на вопрос, что было не так в обороне страны в 1988 году. Не тот был Верховный главнокомандующий - М.С. Горбачёв. Рыба гниёт с головы. Чистят правда всегда с хвоста.
И таки да, версия о том, что Русту помогали имеет право быть. Заместители могли стать после чистки начальниками, полковники - генерал-майорами. Свято место пусто не бывает. Начальника выпиздили, а тут ты - на коне и во всём белом.


Butcherx
отправлено 28.02.13 07:06 # 91


Героям слава, остальным пример.


Цзен ГУргуров
отправлено 28.02.13 12:48 # 92


Кому: Хоттабыч, #90

> Заместители могли стать после чистки начальниками, полковники - генерал-майорами. Свято место пусто не бывает. Начальника выпиздили, а тут ты - на коне и во всём белом.

И здесь заговор "вторых серкретарей!!


Цзен ГУргуров
отправлено 28.02.13 12:53 # 93


Отрывок интервью Михеева об этих событиях (техническая расшифровка)

Михеев
- Нет, я был тогда начальником штаба бригады кораблей.
- Вопрос.
- ну мне была поставлена задача командующим флотом вот выйти в море со своим штабов. Штаб размещался на Беззаветном, там был не только один беззаветный, там были и другие корабли, Черноморского флота, Пограничные корабли, были вспомогательные суда Черноморского флота, вот все силы которые находились в море, они переходили под мое подчинение. Задача представлена была одна, значит помешать, не допустить, не позволить как бы нарушить наши территориальные воды. Вот эта задача решалась.
- Вопрос.
- Ну мы два, они шли как бы в кильватер друг другу, крейсер и Йорк Таун без заветный шел слева на траверзе у Йорк Тауна. Это когда они уже начали подходить к территориальным водам. Когда они шли по открытому морю, то мы как бы скормы их сопровождали. СКР6, он шел тоже на траверзе у эсминца. Я им поставил задачу, командирам, что бы они были готовы выполнить то приказание, ради которого мы там и находились. Поэтому командиры заняли те позиции, которые в самом благоприятном. При самом не благоприятном стечении обстоятельство позволяли с минимальным уроне у нас выйти из создавшейся критической ситуации. И все и после того, как я получил от начальника флота адмирала Селиванова Валентина Егоровича приказание выполнить, ну я дал команду и корабли приступили к реализации задач. Как капитаны, какие?
- Вопрос.
- Наших кораблей? Значит, ну так как у нас вроде передача посвященная 23ему, дню защитника отечества, я вам скажу, что во времена советского союза, мы можем по разному относиться к той идеологии которая была, кому-то нравится кому-то не нравится. Но благодаря той идеологии воспитания, особенно то, что касалось вот нас моряков было такое, что когда отдавались приказания, то эти приказания не обсуждались. И чего бы это не стоило, то кто получал приказание, не важно или это человек получает или это какой-то военный объект получает какое-то приказание. Это приказание выполнялось беспрекословно, точно и в срок.
- Вопрос.
- ну дело в том, что при подобных инцидентах, это не только касается военных кораблей, но и гражданских судов любое столкновение не важно какое и по какой причине оно произошло в море, оно неминуемо влечет за собой гибель люде , пожары, взрывы и все остальное, поэтому, значит вот если говорить о наших кораблях, то я вам скажу, что вот от матроса до командира корабля все прекрасно понимали, что вот такое столкновение тем более с объектом который в три раза превышает тебя по водоизмещению, это в лучшем случае пожар, в худшем случае это взрыв и гибель. Но на корабле вот как на одном, так и на другом практически, ну я не знаю такого человека, который бы струсил, да, любопытные были, но это человеческий характер, потому что каждый человек это как бы загадка, поэтому кто-то большего, больше любознательности проявлял, кто-то меньше, ну и в нарушение боевой дисциплины там попытались подсмотреть, увидеть, побольше узнать, но это только чисто из вот такого любопытства, а с точки зрения выполнения приказа это тут никаких сомнений не было. И люди понимали, что идут на как бы, если вот пойдет сценарий по худшему варианту, это гибель, то никто даже не дрогнул.
- Вопрос.
- Ну, значит у нас по правому борту носовой части это после первого удара, в принципе, особых повреждений не было, просто было снято высокое напряжение с радиоэлектронных средств, ну буквально через каких-то 15 минут эта подача электропитания была восстановлена и как бы с этим больше не было хлопот и забот. А после второго, ну это все в динамике происходило первое там, второе, по времени там и там сложно сейчас говорить, но это все шло в динамике, вот после второго столкновения, когда мы залезли ему в районе вертолетной палубы и стали все что него там было сносить, ломать, крушить, у нас вот оторвался якорь, он лапой зацепился, если б он не оторвался то мы бы так на лапе якоря эту пусковую установку так себе бы и приобрели. Но якорь цепь не выдержала и оторвался и улетел на другую сторону, на другой борт крейсера. У нас же, вот было, был разорван борт, ну он был разорван в таком месте, что никаких технических повреждений эта пробоина кораблю не принесла. Это находилось в районе матросского кубрика. Просто второй ярус матросских коек в кубрике вот среди, вдоль всего борта там наверно метра полтора она длинной была, а максимальная ширина этой пробоины была где-то сантиметров 20.
- Вопрос.
- А американец, ну они, очень много у них там судя по всему было проблем и они мне подтвердили, когда я с ними в 94-том году встречался. Они мне подтвердили, что, да, у них были очень серьезные проблемы. Проблемы были и связанные и с пожаром, который возник внутри корпуса корабля. Мы еще удивлялись, аварийные партии у них в основном были укомплектованы неграми, а руководили этими неграми белые. И вот белые стоят на верхней палубе, командуют, а негры с аварийно спасательными средствами бегали там нос нам лезли внутрь корпуса корабля, потому что там у них, в районе погреба возник пожар. А пусковая установка, которая в это время была разломана пополам собственно говоря, и где в любой момент мог произойти пожар они на нее не обращали, ну наверное часа полтора- два точно не обращали внимания. А потом поставили одного матросика в районе артиллерийской установки. Он спрятался за эту артиллерийскую установку со шлангом. Вот так и стоял все время пока мы после этого с ними осуществляли совместное плаванье, пока не пришли нам корабли, которые командующий прислал, на замену нам прислали другие корабли, подошли, и мы, как говорится, вахту сдали, а те приняли и мы ушли в базу.
- Вопрос.
- нет, они ушли в восточную часть моря и Саня Ковшарь, это мой товарищ был по службе там он возглавлял ту вторую группу, которая пришла на замену моей группе, значит он докладывал там в течении суток докладывает, что непрерывно вторые сутки на крейсере идут газосварочные работы. Это говорит о том, ну все думаю, вот какое аварийное повреждение нанесли, что они двое суток варят и заварить не могут, а он дальше приписывает в телеграмме, это говорит о том, что на корабле у американцев очень много ацетилена.
- Вопрос.
- А у нас была проблема, потому что газосварочные агрегаты те, которые вот работают на кислороде и ацетилене это же каждый баллон по отдельности загружался на корабль и, естественно, почему такой вопрос, потому что всегда в море при длительном плаванье первый дефицит наступает это вот с кислородом и с ацетиленом, когда нужно что-то варить, а варить приходится практически часто. Ну техника есть техника, где-то что-то ломается, потом во время шторма что-то ломается.
- Вопрос.
- Ну там как получилось, вот то что мы этими делами занимались на море это было приказание командующего флотом. Командующий флотом адмирал Хронопуло Михаил Николаевич он в свое время, когда два года до этого был подобный инцидент, он тогда доложил министру обороны, по-моему, Соколов тогда был еще министром. Он ему доложил и тот, ну почему вы допустили, он говорит ну а как. А что делать? Он говорит ну как, министр обороны говорит что делать, ну вплоть до силового воздействия. Но вы обязаны не допустить. И все. Ну, министр обороны старый ушел, пришел новый ничего не знал об этом, естественно, командующий флотом тоже доложил, что такой инцидент произошел, после того как он произошел, ну и все как бы оказались в недоумении, что такое. И вот возникла ситуация, когда было приказание был назначен насколько я помню маршал советского союза Куликов для разбирательства по всем эти делам. И он уже как говорят что ехал на аэродром что бы лететь и был готов самолет к вылету, ну потом кто-то Горбачеву пере доложил, что вот так и так, вроде как и тут уже все раскрутилось в обратную сторону. А в начале так и было, родственник в то время в генеральном штабе он говорит так, все, в лучшем случае снимут, в худшем случае в тюрьму посадят. Вот и все.
- Вопрос.
- Ну, поощрили, да, мы с Богдашиным получили часы. Были награждены часами но я скажу что вот с точки зрения воспитания вот молодежи, да. У меня старший сын вырос с эти часы были амфибис с глубиной погружения почему-то 200 метров. Значит старший сын с ними вырос и гордился очень, носил их, потом разница между младшим сыном и старшим 11 лет, по наследству передал младшему, тот тоже носил и до сих пор они хранятся.


Цзен ГУргуров
отправлено 28.02.13 12:55 # 94


Отрывок интервью Богдашина о тех событиях (техническая запись)

И тогда была поставлена задача военно-морскому флоту для того, чтобы найти способы недопущения ухождения в территориальные воды в дальнейшем, и тогда была, возникла вот такая значит корсарская идея, произвести выталкивание методом навала.
- вопрос
- … отрабатывал задачу, доложили, в общем-то в генеральный штаб, и все было одобрено. О том, чтобы подойти вплотную, произвести легкий навал, и тогда американцы отойдут. То есть произвести кирево действие. Выполнять действие оружием, стрелять по носу, по корме, это было не правильно, потому что уже к тому времени существовала конвенция, которую подписали все страны о том что военные корабли имею право проходить, право мирного прохода через территориальные воды всех государств, но она не была ратифицирована. Согласно закона номер один государственной границы у нас разрешается там на дальний восток и на Балтике ходить территориальные воды, и тогда было входить в территориальные воды для того, чтобы сократить как-то, на Черном море таких участков не было. поэтому и приняли решение для того, чтобы закон номер один Советского Союза выполнять и не нарушать его, оставить в прежнем варианте, конвенцию не ратифицировали, то есть мы признавали ее, но частично. Приняли решение не допустить, вот такие сделать действия методом выталкивания, методом навала. Вот, прошло два года, это было в 86, в 88 году эти два корабля зашли в территориальные воды.
- вопрос
- Я пришел только что с боевой службы, корабль пришел, и корабль был на отдыхе. То есть экипаж на отдыхе был. У нас был планово-предупредительный осмотр, ремонт материальной части, вот, мы в воскресенье проводили мероприятия с ветеранами, поздравляли там личный состав, который отличился на боевой службе. Вот, все было спокойно, пока в 12 часов, 15 минут вызвал на связь командир дивизии, контр адмирал Гришанов Владимир Васильевич и говорит готовься по всей видимости завтра ты пойдешь на слежение за американцами. Задача для меня это была не новая, я уже не однократно следил и за французами, и за американцами, то есть это не проблема, не представляло, вот. Мы знали что заходят Йорктаун и Керон, опять теже корабли, что есть определенная подготовка, командир дивизии у меня пришел в 17 часов пока я собирал экипаж, проводили пробные запуски двигателя, проинструктировал по всем вопросам, там должен был идти другой корабль, но по техническим, по технической готовности он не смог это сделать. И на другой день рано утром, в понедельник мы пошли в район Босфора. Вот задача поставлена, вот обеспечивающие силы известны, их связь установлена, вот и мы другой через сутки в Босфоре, значит, 11-го числа их взяли.
- вопрос
- Да, конечно.
- вопрос
- Да, но у нас же у всех причерноморских государств действует уведомительный характер, то есть иностранные корабли и суда, которые проходят, дают заявку на проход пролива Турции, Турция оповещает все страны. Вот, о тои что такого-то числа такие-то корабли будут проходить, будут походить. И мы все знали это дело, что они войдут именно эти корабли, вот, и как-то готовились к ним. Это было после Руста, в 87 году Руст сел на площадь, поэтому к армии было особое какое-то негативное отношение. Все как-то вот нас тогда не любили, критиковали. Поэтому…
- вопрос
- Да, поэтому, поэтому в общем-то задача была очень сложная, мы все прекрасно понимали, что провокация будет, но чтобы один к одному только противоположными курсами на 180 градусов, они повторили это заново. Ну, многие сомневались, очень многие сомневались, что это будет так. Хотя мы, когда они вошли в Черное море, мы установили с ними связь, и были они постоянно на связи. Мы им сказали, что мы будем сопровождать вас, если вы какие-то вопросы имеете к нам, мы вам будем помогать, осуществлять доведение определенных позиций, что делает военно-морской флот наш Советского Союза в Средиземном, ой, в Черном море. Поэтому они были на связи и им все было понятно. Вот.
- вопрос
- Нет, а из Болгарии у нас дежурный корабль стоял, СР-6 этот, он этот самое, к нам пришел тоже самое, старый корабль, СР-6 там, он довольно-таки уже 50 проекта. Вот уже лет 25 было тогда, и он с нами вот шел. Ну, отставал, тормозил, но тем не менее.
- вопрос
- Ну, задачи у них каждый год. Это во-первых они приходят со своими разведывательными действиями, для того чтобы осуществлять ведение разведки в прибрежных зонах государства. Они наблюдают систему изменения структуры управления, структуры связи, появление каких-то новых позывных или новых объектов, они определяют взаимодействие авиации, военно-морского флота, сухопутных, береговых войск. По всей видимости они отслеживают какие-то вопросы, связанные с кабелем. Ведь у нас тогда из Севастополя шли и в Варну кабеля везде, и в Одессу. Там же Варшавский договор был, существовал в общем-то, и по всей видимости снятие информации контейнерного типа. Вот, и каждый раз показывает, что они в общем-то американцы, им все можно, они, чтобы мы видели, что они ходят, чтобы знали рядом о том, что корабли встречаются, они же в прибрежной зоне ходили, показать, рассказать, проводили учения, по всей видимости отрабатывали какие-то приемы с дальней авиацией, может с палубной авиацией тактический радиус палубной авиации у них достаточно большой. Если в районе Крита у них хватало, вполне хватало для чтобы долететь до Кипра и вернутся обратно. Вот, а палубная авиация несет у американцев 40% ядерного оружия, мы так считаем. Вот, поэтому и достаточно много задач. Ну конечно первое это показать, продемонстрировать свой флаг, вот, и вскрыть или изменения существующие в системе обороны, вот, и защиты побережья, и базы флота в особенности это Севастополь их привлекал внимание, Севастополь, Балаклава как база подводных лодок и Феодосия естественно как полигон. Вот, дальше они не ходили, в этом районе, вот и затем они уходили обратно.
- вопрос
- Да, они в прошлом году дошли до Феодосии, развернулись и вошли в территориальные воды курсом 90 градусов, а сейчас они зашли курсом 270 градусов, то есть в сторону Новороссийска. Вот, за час до входа, за час до входа в тер воды, я уже, они легли на курс 270, я доложил начальнику штаба флота, адмиралу Селиванову о том, что через час они войдут в территориальные воды, у нас было час времени. Они были на связи, мы с ними вели переговоры, они говорят, мы ничего не нарушаем, то есть у нас все нормально в этом вопросе и буквально при заходе через минуту мы произвели навал. Как только они вошли в территориальные воды, мы произвели навал.
- вопрос
- Ну, здесь трудно сказать как, что вам произвести навал. Мне сказали мы вам разрешаем произвести вытеснение. Мы подошли на дистанцию 10 метров, американцы стояли на палубе, то есть руками машут спокойно и так далее, водоизмещение у них было 9700, у нас 3100, то есть что они могли подумать, что мы пойдем против этого крейсера? Тем более этот крейсер это последняя их разработка, современная серия, которая у них шла, мощная довольно-таки, там иллюминаторов нет, прочность, живучесть у них очень хорошая, вместо антенн фазированные решетки стоят на мачтах и на рубке, вот. Поэтому мощный корабль по сравнению с нашим он конечно выглядел наиболее так вот грозно. Но начальник штаба дал разрешение на навал и мы пошли. Первый раз ударили в район центральной части, вот, ну мы приспустили якорь для того чтобы они увидели что у нас решительные меры, мы примем к ним решительные действия, но они не отреагировали. Но когда мы вот ударили в якорь им, якорь, якорь цепь оборвалась, вот якорь цепь оборвалась, якорь перелетел через их палубу, упал в море настолько сильный удар был, и началось все у них…
- вопрос
- Да, да, да, да. Настолько мощный был удар – он зацепился, потом его сорвало, и он подняло вверх, якорь цепь у нас там заиграла хорошо, как веревка, как кнут в воздухе и якорь улетел и затем после небольшого такого соприкосновения уменьшили ход и быстро начали скользить по его борту, но на левом борту, на левом борту в корме у него стоят 4 пусковые, 8 пусковых установок Гарпун, и Гарпуны, которые смотрят влево, в нашу сторону смотрели, они как раз были на срезе их палубы. А у нас торпедные аппараты у СКРа находятся на, по бортам средней части, вот, в средней, и они находятся прямо тоже на уровне борта, то есть не в глубине, а прямо на уровне борта. И если бы эти гарпуны, мы шли дальше, зацепили бы эти торпедные аппараты, они просто бы развернули их и возможно была поломка торпед наших, но может быть их поломали ракеты. И ничего не оставалось делать, как нам снова увеличить ход, завалить руль направо, дать самый полный ход и вот это был второй мощнейший удар, который позволил нам конечно с честью выйти из создавшегося положения, поломав у них 4 пусковые установки с ракетами вместе, разрушена была вертолетная площадка, значит, пожар в торпедном отсеке был, тушили пожары, в общем-то повреждения серьезные и борта, и надстройки.
- вопрос
- Да, наши, у нас, к сожалению, мы потеряли якорь, и тогда командующий Александр Николаевич Хронопуло, когда меня вызвал, он первое сказал, что я аварийщик, я потерял якорь, мне придется за него платить. Потому что от того что произошло все были в шоке. Просто в шоке. Думали, что так все это поиграем и разойдемся, оказывается это все серьезно, серьезнейший инцидент, вот. И мы практически кроме якоря у нас с правой стороны в районе скулы, это в районе боцманской кладовой была трещина, трещина в корпусе, но она не трещина, а мы пропороли ее просто, пропороли, но там у нас ледовый пояс внизу, поэтому это достаточно нормально, и была полностью снесена или разбита гидроакустическая, обтекатель гидроакустической станции Бульба, она титановая сама. Так вот титан он, просто как вот тряпка была разорвана вся. И мы плавали и следили за подводными лодками еще 3 месяца, не знаю что там есть, а потом начали что-то анализ воды брать, там дисцилированная вода должна быть в этом, а там соленая вода. Но пришли водолазы, это было перед первым мая, опустились, сказали, о надо срочно в док. И корабль, впервые я знал что первого и второго мая он стоял в доке, мы 30 апреля поставили его, второго, а 3 мая мы уже вышли оттуда. Завод работал в праздники, был настолько вот великий энтузиазм. Все-таки флот по сравнению с авиацией, или с ПВО тогда с Рустом не осрамили, и вот они прямо вылизали все это дело.
- вопрос
- Да. И вот заводчане они конечно с гордостью, и Севастополь с гордостью встречал и здесь когда меня привезли в Москву, здесь в Астафьево у нас аэродром полк построили, сказали чтобы рассказать, как это все было и так далее. То есть достаточно мощный эпизод именно в нужно время вот произошел, и хочу сказать наверное хорошо закончился. Но надо еще отметить что у меня то половины экипажа не было, у меня не было офицеров части, командир боевой части 5 был в отпуске, он уже улетел, я просто не мог за пол дня собрать, кого мог собрать и у меня пошли офицеры в часть, у меня командир группы старший лейтенант сидел за командира боевой части 5, настолько был отработан экипаж. Командира носовой аварийной партии тоже не было, он в отпуске был и вместо него был старший матрос, вот старший матрос, когда задраивали, сказали, что мы идем на столкновение, они задраили носовую часть так, что потом мы автогеном вырезали дверь. То есть нечеловеческие усилия, просто когда начали кувалдой открывать эту дверь, все штифты этой двери повылетали, а он руками это затащил. То есть настолько вот высокий подъем. И конечно отработанность экипажа. У меня тогда, у тому времени уже 4 где-то боевые службы было, 4 боевые по полгода, от 8 месяцев до 4 месяцев. Поэтому отработан экипаж был конечно на удивление и в общем то и рулевые, которые, и вахтин офицеры, которые управляли этим процессом, они просто подошли вот благодаря своим вот навыкам, и благодаря своим вот знаниям. Если бы это был не отработанный экипаж, то там могли быть разные последствия.
- вопрос
- Да, через год меня наградили за освоение новой техники в академии.
- вопрос
- Да.
- вопрос
- Да Орден Красной Звезды, но за освоение новой техники, не знаю. Поэтому я думаю что в 88 году, СКР это была новая техника, то есть мы нашли новые возможности у этого замечательного корабля. Это замечательный корабль, и я еще раз говорю что он настолько вот управляемый, настолько он мобильный, настолько он, значит, скоростной, настолько у него хорошая мореходность, вот, плюс экипаж именно в сбалансированном виде преподнесен туда, плюс и первые автоматические системы управления АСУ, которые там стояли, позволяли производить работы совместно с другими кораблями с помощью радиоэлектронных средств, передача информации, прием информации


Собакевич
отправлено 28.02.13 13:14 # 95


Кому: Цзен ГУргуров, #93

> Отрывок интервью Михеева об этих событиях (техническая расшифровка)

Спасибо, камрад, интересно.


Хоттабыч
отправлено 28.02.13 13:24 # 96


Кому: Цзен ГУргуров, #94

> и тогда командующий Александр Николаевич Хронопуло, когда меня вызвал, он первое сказал, что я аварийщик, я потерял якорь, мне придется за него платить.

Пиздец. Как ветеранов ещё к суду не привлекали, за то что в немцев стреляли с 1941 по 1945.


Хоттабыч
отправлено 28.02.13 13:28 # 97


Кому: Цзен ГУргуров, #94

Спасибо, камрад. Успехов тебе и удачи!


Exgumator
отправлено 28.02.13 13:33 # 98


Ура!


13ug
отправлено 28.02.13 14:56 # 99


очень интересно такие вот заметки читать

спасибо камраду Redakteur!

ну а ВМФ - он ВМФ и есть!


Цзен ГУргуров
отправлено 28.02.13 15:21 # 100


Кому: Собакевич, #95
Кому: Хоттабыч, #97

Как говорится: "Всегда рад!"



cтраницы: 1 | 2 всего: 106



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк