Три года назад Алексей Березин опубликовал в своем ЖЖ гениальный рассказ.
Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.
— Коллеги, — говорит Морковьева, — перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?
А тут неожиданно подоспела экранизация, да еще и на английском языке. На мой взгляд, иностранные авторы отлично справились с передачей накала идиотии в оригинальном рассказе. Все-таки, проблема нахождения общего языка между инженерами и менеджерами — интернациональна!
Рекомендую ознакомиться, а я пока пойду немного постучу головой об стену офиса.
Вот прям ща такая же херня с клиентом. Благо, что почасовая оплата и как там говорил Володя Шарапов про тупость: "за нее дороже всего приходится платить"
Один я считаю бОльшим долбоёбом в сценке как там его, "эксперта"? Делать сложное выражение лица и смотреть с охуением от своего тяжеленного багажа знаний и чувством превосходства на заказчиков и твердить как попугай, что это невозможно? Знакомый типаж!
Да, заказчики тупые, но они платят и имеют право быть тупыми. А "эксперту" очевидно платят за то, чтобы он удовлетворял хотелки заказчиков, а не за то, что он повторяет десять раз подряд, что это невозможно и почему именно это невозможно.
Ведь решение простое. Заказчики хреново объясняют, чего они хотят. Но ведь хотят же это получить и что-то в башке своей представляют! Надо просто спросить, чего они хотят, они объяснят и по ходу рассказа вскроются несостыковки (они даже плохо представляют, что такое перпендикулярность, значит не она им нужна, а что-то другое). Например, предложи красный стержень воткнуть в маркер с синим колпачком - вот и будет тебе "красная линия нарисованная синими чернилами" ). Просит 7 параллельных линий - она же сама нарисовала треугольник, значит ей нужен треугольник, а не 7 параллельных линий. Меняй с ней ТЗ с "параллельных линий" на треугольник. Кстати неплохо сказать, что это уже другое решение, и оно будет дороже ) Раз уж заказчик имеет быть право идиотом, то мы имеем право зарядить больше денег за свои услуги.
Что? ТЗ менять нельзя? А кто его писал и почему написал именно так? Ведите его сюда!
Как всю одновременно просто и одновременно сложно.
Из сегодняшнего. -
Нам надо сделать работу- У нас-же весы сломаны. - А причём здесь весы?-
А на чём взвешивать? - Ну вы уж как-нибудь...Вы-же инженер.
И Леночки у нас есть, получают зарплату раза в четыре больше Инженера.
У меня два года назад такая ситуация была: сделал проект электропроводки в жилом 8-ми квартирном доме, заказчик названивал целый день, вызвал на совещание. Освободился только к 8ч вечера, захожу в крутой офис: там семь молодых менеджеров (галстуки, айфоны, ноутбуки, стопки со сметами). Первые вопросы по проекту: "почему в проекте розетки белого цвета?", "почему кабель-канал желтого цвета, если розетки белые?", "почему кабель с изоляцией?". За 20 минут я уже на крик перешел.
> А "эксперту" очевидно платят за то, чтобы он удовлетворял хотелки заказчиков, а не за то, что он повторяет десять раз подряд, что это невозможно и почему именно это невозможно.
А за что в такой ситуации должны платить project manager'у?
> Ведь решение простое. Заказчики хреново объясняют, чего они хотят. Но ведь хотят же это получить и что-то в башке своей представляют! Надо просто спросить, чего они хотят, они объяснят и по ходу рассказа вскроются несостыковки (они даже плохо представляют, что такое перпендикулярность, значит не она им нужна, а что-то другое). Например, предложи красный стержень воткнуть в маркер с синим колпачком - вот и будет тебе "красная линия нарисованная синими чернилами" ).
Вот таким образом и получаются типовые многоэтажки, в которых на двухкомнатную квартиру "полтора" прямых угла, причем их там нет отнюдь не потому что "джамшуты" криво положили кирпич, а "равшаны" сикось-накось уложили плиты, а потому что "тупому заказчику" в свое время не сказали, что двухкомнатная квартира, в которой "полтора" прямых угла - это "невозможно", у него как раз подробно выспросили "что же он на самом деле хочет" и сделали на основе этого "гениальное дизайнерское решение".
> Ведь решение простое. Заказчики хреново объясняют, чего они хотят. Но ведь хотят же это получить и что-то в башке своей представляют! Надо просто спросить, чего они хотят, они объяснят и по ходу рассказа вскроются несостыковки (они даже плохо представляют, что такое перпендикулярность, значит не она им нужна, а что-то другое). Например, предложи красный стержень воткнуть в маркер с синим колпачком - вот и будет тебе "красная линия нарисованная синими чернилами" ). Просит 7 параллельных линий - она же сама нарисовала треугольник, значит ей нужен треугольник, а не 7 параллельных линий. Меняй с ней ТЗ с "параллельных линий" на треугольник. Кстати неплохо сказать, что это уже другое решение, и оно будет дороже ) Раз уж заказчик имеет быть право идиотом, то мы имеем право зарядить больше денег за свои услуги.
> Что? ТЗ менять нельзя? А кто его писал и почему написал именно так? Ведите его сюда!
> Как всю одновременно просто и одновременно сложно.
Вот именно поэтому, зачастую эксперт (а не "эксперт") помимо своей задачи решает еще кучу побочных, к которым он не имеет никакого отношения, тратя свое время, нервы и зачастую деньги.
Ну а про заменту ТЗ я вообще молчу. Так сразу взяли и изменили ТЗ, ага.
> Один я считаю бОльшим долбоёбом в сценке как там его, "эксперта"?
наезд на эксперта отличный, но это вроде как скетч, где то между строк зашифровано слово "лопата" )
Хотя да, я тоже по ходу действа начал прикидывать, что скорее всего под словами "перпендикулярный" и "прозрачныЙ" имеется в виду что то отличное от перпендикулярности и прозрачности. Первый аналог, пришедший в голову - "процессор" вместо "системного блока".
Возможно это от того что Вы наверняка совмещаете всех представленных в себе единолично.
И имеете доступ к заказчику.
Инженер общается с начальством, надо-ли объяснять разницу между начальством и заказчиком ?
Патовость ситуации собственно именно в этом и состоит.
И главное: а где Вы тут видите собственно заказчика ?
> Зато понимать насколько Ты, Инженер умнее всех этих окружающих дятлов - вот это бесценно! )
Почему? Лично мне- всё равно, вот "дятлы" переживают. Только причём здесь я, может тебе за Леночку обидно? На прошлой неделе она трудилась не покладая рук. Ей было поручено набрать текст в полстраницы и распечатать. Когда сто экземпляров были отпечатаны обнаружили ошибки. Леночка героически их исправила и распечатала сто новых экземпляров. После этого выяснилось, что текст отформатирован не правильно. Пришлось Инженеру, не мне, исправлять, ведь Леночка так устала.
> в которых на двухкомнатную квартиру "полтора" прямых угла
Надеюсь граждан не заставляют в принудительном порядке покупать такие кривые квартиры? Если нет, то деньги у такого дурака скоро кончатся, и вселенская справедливость восторжествует.
Ну если по-тупому повторять "это невозможно", "это невозможно", то разумеется никто ничего менять не будет ) . Потому что знают, что оно всегда "невозможно", но потом как-то всё-таки получается.
> Один я считаю бОльшим долбоёбом в сценке как там его, "эксперта"?
Да. Эксперт - это рабочие руки, которую будут задачу выполнять, а менеджер и директор должны ему помогать не продавливать, чтобы он взял на себя заведомо невыполнимые обязательства. Функция формулировки ТЗ, в т.ч. исправление очевидных косяков лежит на менеджере! Т.е. эксперт должен объяснить менеджеру в чем проблема, а менеджер должен быть в состоянии погрузиться и понять, что говорит эксперт. Далее менеджер должен человеческим языком обсудить и решить проблему с заказчиком, потому что именно менеджер подписывается и берет на себя риски по проекту в целом, а для этого надо понимать что происходит и чем это грозит. У директора тоже есть функция - распределять ресурсы организации между проектами. В рассказе это происходит, когда директор фиксирует итоги переговоров и обещает выделить командировочные. Т.о. директор работает нормально, а менеджер откровенно слабоват - нахлебник, если его выкинуть, то будет только лучше, т.к. его функции все равно взяли на себя эксперт и директор.
И вообще - если инженер общается сам с заказчиком, а не с таким-же как он сам инженером от заказчика, нафига ему все остальные участники сценки?
Он тогда сам себе и жнец и шнец и на дуде игрец.
Он забирает себе клиентскую базу и открывает свою фирму где уже он директор. И он не позволяет общаться инженерам и заказчикам)
> > А "эксперту" очевидно платят за то, чтобы он удовлетворял хотелки заказчиков, а не за то, что он повторяет десять раз подряд, что это невозможно и почему именно это невозможно. > > А за что в такой ситуации должны платить project manager'у?
Project manager (дословный перевод: управляющий проектом) управляет проектом, т.е., людьми, которые проект делают. Продуктом, т.е., его характеристиками, ограничениями, сценариями использования и т.д. и т.п., управляет product manager (дословный перевод: управляющий продуктом). Это совсем разные должности с разными ответственностью, кругом общения и т.д. Грубо говоря, у product manager в подчинённых списки, чертежи и переписка с заказчиком (бумажки), у project manager в подчинении люди. Первый управляет абстрактными сущностями и договаривается с заказчиком, второй — управляет людьми и договаривается с начальством.
> Один я считаю бОльшим долбоёбом в сценке как там его, "эксперта"
Эксперт не долбоёб, он просто первый раз на таком совещании.
Я в аналогичной ситуации в первы раз вел себя так же, а потом понял что зачастую такие заказчики сами не знают что хотят, и надо их направить так что бы все получилось у эксперта.
> Видать, не встречался ты с алогичными начальниками.
Да я со всякими встречался. И подход у меня такой - если человек неадекватен, я с ним не работаю. Если это начальник, то ухожу.
Кстати если подчинённый думает, что начальник дурак, то в абсолютном большинстве случаев это означает, что подчинённый чего-то (или даже очень многого) не понимает.
Я по юности очень серчал на своих начальников и считал что часто они делают вообще не то что надо и занимаются ерундой вместо того чтобы дело делать. Когда же у самого появились подчинённые, я стал понимать что к чему и почему тогда они действововали именно так.
> Он забирает себе клиентскую базу и открывает свою фирму где уже он директор. И он не позволяет общаться инженерам и заказчикам)
Ага, живёт так годик на стыренной клиентской базе, а потом новая фирма плавно загибается , потому что новых клиентов никто не ищет.
Бывают и исключения, но нечасто.
> Надеюсь граждан не заставляют в принудительном порядке покупать такие кривые квартиры?
Некоторым гражданам такие квартиры дают в качестве служебных.
> Ну если по-тупому повторять "это невозможно", "это невозможно", то разумеется никто ничего менять не будет ) . Потому что знают, что оно всегда "невозможно", но потом как-то всё-таки получается.
Хотелось бы мне знать, как исправить ТЗ на, например, ракетный комплекс, которое было написано лет 10-15 назад. Когда элементарные и очевидные вещи упираются в "этого нет в техзадании", "чтобы это реализовать нужно проводить НИОКР". А реально всех дел на полчаса. Но "этого нет в ТЗ, поэтому мы это делать не имеем права и не будем".
Во избежание лишних вопросов, говорю о том, с чем сталкиваюсь каждый день.
> Зато обяснить начальству - какое оно на самом деле тупое - путь к успеху ! )
Хорошо когда это происходит внутри организации, Инженер хоть промолчать может. Не раз наблюдал похожие сцены когда все происходит на публике - начальник несет полный бред а после говорит : "а с техническими вопросами пожалуйста к Инженеру". И вот это пц.
> > А где зеленые линии???
>
> Там же говорили, что дальтоники - не целевая аудитория.
(рефлекторно) Дальтоник — это краснослепой (протаноп). Их много. Зелёный не различают дейтеранопы. Их много меньше. И совсем мало синеслепых (тританопы). Когда Юстова ставила широко известный в узких кругах эксперимент по вычислению «цветового базиса», ей тританопов по всем военкоматам искали, едва нашли трёх или четырёх на всю Ленинградскую область.
> Эксперт не долбоёб, он просто первый раз на таком совещании.
Да у нас полстраны так работает - куда-нибудь звонишь или приходишь, там тупят потихоньку, а потом заявляют, что первый день на этой работе )
В этом есть и свои плюсы - если сам соображаешь и нравится то, чем занимаешься, совершенствуешься, то через какое-то время выгодно отличаешься от конкурентов.
Эксперт по рисованию красных линий тут выполняет ровно свою работу эксперта - говорит о том, в чём разбирается. Остальное - пустословие и дилетантство.
Хотел бы я посмотреть на результаты подобных совещаний, воплощённые в атомной энергетике. Там ведь законы физики не важны и экспертов слушать вредно. Менеджер всему голова!
> Хотел бы я посмотреть на результаты подобных совещаний, воплощённые в атомной энергетике. Там ведь законы физики не важны и экспертов слушать вредно. Менеджер всему голова!
Есть шанс увидеть. Энергоатом Украины вроде подписывает с Westinghouse контракт на поставки ТВЭЛов.
Вопли специалистов о том что "ну не лезет же" менеджеров не волнуют.
Вся песня между заказчиком и исполнителем основывается на жадности.
Если исполнитель выполняет всё, что хочет заказчик, заказчик часто под шумок хочет дополнительной работы. Тогда начинается: а сделайте мне так! Нет, не понравилось, сделайте так!
Если исполнитель выполняет только договоренности, не раз бывает так: тут тяп-ляп в пределах суммы, а сделать качественно - давайте мне денег вот столько, чтобы хватило на всю оставшуюся жизнь.
> В сферических продуктах в вакууме. Жизнь богаче.
Если ТЗ будут двигать все, кому не лень, то проект сдохнет. На проекте должен быть только один человек, который решает, что входит в скоуп, а что мимо за отдельные деньги на другом проекте другими людьми. Экспертов может быть много, каждый разбирается только в одной теме, на проекте работает недолго, а ПМ тащит проект от начала до победного конца и должен любой момент понимать, что происходит и где затык. Просто не надо путать бродягу-фрилансера, который сам и менеджер и исполнитель с крупными проектами, на которых может быть несколько сотен участников. И все они должны ТЗ двигать?!
Как, как, как ЭТО ЗНАКОМО!!! Результат самоуверенности, ограниченности, некомпетентности и простой глупости отдельных членов коллектива. Ролик надо прокручивать перед руководящим составом любого предприятия с количеством руководителей больше одного.
7 красных перпендикулярных линий - в семимерном пространстве запросто. Красные линии синими чернилами - можно достичь эффектом доплера - быстро отодвигая рисунок от наблюдателя. С котом пока не придумал
> Это ещё вопрос - кто кому что должен ) и кто на кого работает )
Кто на кого работает вполне очевидно, но, если менеджер будет брать на себя все риски не слушая мнения эксперта, то количество грабель, костылей и прочей нечисти на проекте превысит все допустимые нормы. В лучшем случае это приведет к диким переработкам, а обычно - к превышению бюджета и срыву дедлайнов, что во многих случая равнозначно смерти компании-исполнителя. В т.ч. поэтому часто гикаются мелкие фирмочки, которые на всё готовы ради подписания контракта. Я был на таком проекте со стороны заказчика - гнетущее чувство, когда начинаешь понимаешь, что обещали всё и задёшево, а в реале могут ничего и задорого, но продолжают улыбаться и обещать, что всё будет в срок. Полтора года жизни коту под хвост...
> 7 красных перпендикулярных линий - в семимерном пространстве запросто. Красные линии синими чернилами - можно достичь эффектом доплера - быстро отодвигая рисунок от наблюдателя. С котом пока не придумал
> 7 красных перпендикулярных линий - в семимерном пространстве запросто. Красные линии синими чернилами - можно достичь эффектом доплера - быстро отодвигая рисунок от наблюдателя.
Вот! Ведь могут люди, когда захотят! Вопрос желания!
А в ролике сразу видно, что эксперт даже ни секунды не подумал, просто нет и всё!! И даже внимание его обратили, мол что ж ты так, в отказ идёшь??!!
> 7 красных перпендикулярных линий - в семимерном пространстве запросто. Красные линии синими чернилами - можно достичь эффектом доплера - быстро отодвигая рисунок от наблюдателя. С котом пока не придумал
В квантовых суперпозициях ненаблюдаемые линии будут сразу во всех местах, потому одна из линий будет котом. А шарик надувать пошлём кого-нибудь!!
> Просит 7 параллельных линий - она же сама нарисовала треугольник, значит ей нужен треугольник, а не 7 параллельных линий. Меняй с ней ТЗ с "параллельных линий" на треугольник. Кстати неплохо сказать, что это уже другое решение, и оно будет дороже )
А потом ты всё им так сделаешь, а кто-то по возьмет сообразительнее скажет, что это не параллельные линии получились, вас надули. И будешь объяснять почему в ФТ одно а в ТЗ другое, и что это не ты развел заказчика на то что тот не хотел.
> Я был на таком проекте со стороны заказчика - гнетущее чувство, когда начинаешь понимаешь, что обещали всё и задёшево, а в реале могут ничего и задорого, но продолжают улыбаться и обещать, что всё будет в срок. Полтора года жизни коту под хвост...
> 7 красных перпендикулярных линий - в семимерном пространстве запросто. Красные линии синими чернилами - можно достичь эффектом доплера - быстро отодвигая рисунок от наблюдателя. С котом пока не придумал
>
> В квантовых суперпозициях ненаблюдаемые линии будут сразу во всех местах, потому одна из линий будет котом. А шарик надувать пошлём кого-нибудь!!
>
задолбали молодые амбициозные менеджеры, умеющие работать в команде
Четыре года изучают, как майки с семечками продовать, потом приходят на производство и толькоумеют, что зае**вать своими идеямипод лозунгом "делай, что продается, а не продавай что делаешь"
а новые редакции ГОСТов читаешь, то есть мнение, что они уже и эксперты
Это ладно, у меня пытались выяснить, почему в трансформатору подходят 3 провода, а отходят 4.
А на фразу "это заземление" отвечали что, цитирую: "искусственную землю делать нельзя".
И это был разговор с инженером, а не менеджером.
Хорошо еще про ГМО землю не спросили.
> Ведь решение простое. Заказчики хреново объясняют, чего они хотят. Но ведь хотят же это получить и что-то в башке своей представляют!
Обычная ситуация! Начальник требует какую-то х..., ты придумываешь, что он "хочет", воплощаешь, и начальник говорит: "Ну я же говорил!"
Для здоровья только правда ситуация вредная- гипертония обеспечена.
> Да и с прозрачными красными линиями надо что-то делать :)
Да вот как раз с ними-то все гораздо проще.
Как хорошо, что мне, как ведущему дизайнеру приходится работать напрямую в основном с корп.закачиками, менеджеров которых я за 3 года в этой фирме хоть чему-то научил...
ДимЮрич! Там тов.Березин намекает в жж что ролику весьма подошла бы Ваша озвучка! ;)
Эх, камрады, а бывает и такое - друг рассказывал: планы работ, где черным по белому сказано "Отделу специалиста А. произвести для заказчика Б. N единиц продукции в месяц". Апелляция к менеджеру проекта, что наш ассортимент включает минимум 10 наименований продукции и неплохо бы конкретизировать, натыкалось на железное "ТЗ будет 30 числа, а ты должен все сдать 29-го".
Вообще ты прав, технические специалисты не умеют именно договариваться, но вообще это не их задача договариваться (все конечно хотят иметь в штате "человека оркестр" корорый и разработает и сделает и на рынок сам продвинет и финансирование найдет, но это не от большого ума). А вот тот чувачек который рядом с экспертом сидит, он то и должен быть связующим звеном между технарями и "гуманитариями" заказчиками, так вот он то в данном случае и мудак, а никак не эксперт.
> был на таком проекте со стороны заказчика - гнетущее чувство, когда начинаешь понимаешь, что обещали всё и задёшево, а в реале могут ничего и задорого, но продолжают улыбаться и обещать, что всё будет в срок. Полтора года жизни коту под хвост...
Меня всегда удивлял подход, когда выбирают тех, кто сделает дешевле всех. Ведь очевидно, что три варианта развития событий:
1. Подрядчик рассчитывает потом забрать свое на последующей реализации (расширить допниками или на сопровождении)
2. Подрядчик неверно оценивает масштаб проблемы и сделает плохо
3. Подрядчику станет в какой-то момент проще вернуть деньги и слинять.
Вопрос: какой из вариантов больше нравится Заказчику? :)
> Т.е. эксперт должен объяснить менеджеру в чем проблема
> менеджер должен... директора тоже есть функция
Все хорошо в идеальном представлении. А по факту все они - тупые и ленивые существа, не желающие выполнять свои функции. Вообще не понятно как они попали на собрание. Видимо у руководителя болезнь бесцельных собраний: нужно опросить как можно больше сотрудников, вне зависимости от уровня компетентности.
> Один я считаю бОльшим долбоёбом в сценке как там его, "эксперта"?
Эксперт находится в состоянии охреневания от сложившейся ситуации, что выдает в нем неопытность в переговорах. Ибо заказчик всегда дурак, нужно выстраивать с ним диалог. Здесь же вместо заказчика говорят уже посредники.
С другой стороны видно, что еще до того, как спросить мнение эксперта все уже решено. А собравшиеся не могут преодолеть барьер напыщенности, согласиться, что не совсем точно поняли задачу. Создается впечатление, что эксперта нагло используют. И позвали на собрание лишь для того, чтобы взвалить выполнение задачи.
> Например, предложи красный стержень воткнуть в маркер с синим колпачком
Вот именно, нужно менее жестко подходить к вопросу. Понятно, что задачка взята для примера, но там даже не сказано, что линии - это прямые. - Рисуй кривыми! Параллельны? А что вы подразумеваете под параллельностью? Пересечение под углом 90 градусов? - Сделаем. Прозрачные линии? А, значит вы говорите о еле заметном пунктире! Шарик в виде котика? - Нет, извини, мы уже решили, что это будут просто красные шары.
Рассказ прекрасен.
Из трех вариантов экранизации нерусские актеры справились лучше всех! Чувствуется, что они прекрасно знают атмосферу таких совещаний!!!