Некоторые прыгали через окна, но я, как и значительная часть пассажиров, выходить не стали. Мы вылезли через дверь, только когда дым стал большой. Внизу, у выхода из вагона, стоял крепкий мужчина. Он подхватил меня на руки.
Сергей Александрович оказался в тоннеле, по щиколотку в жидкой грязи. Девушка по имени Юлия (ее фамилию он узнать не успел) протянула ему руку, и ветеран пошел за нею по рельсам. Шли, держась друг за друга, километра полтора, в темноте, пока не добрались до площадки. Там уже работали спасатели. Какая-то женщина поила всех водой. На лифте поднимали наверх пострадавших. Впрочем, Сергей Александрович предпочитает называть их по-военному – ранеными.
Среди пострадавших при катастрофе поезда оказался 90-летний ветеран Великой Отечественной войны Сергей Стычинский.
Он ехал на Троекуровское кладбище навестить могилу супруги. Генерал-полковник Стычинский, участник Курской битвы и Корсунь-Шевченсковской операции, был дважды ранен на фронте, а в тоннеле получил только ушибы.
– Я был в том вагоне, в котором пострадали все, – рассказал Сергей Александрович «Вечерней Москве». – Было между 8.30 и 8.40 утра. Поезд вдруг стал резко тормозить. Наш вагон столкнулся с передним, произошла вспышка. Удар, мы все попадали на пол. Погас свет. Все ждут указаний, а их нет.
В темноте засветились огоньки – это пассажиры помоложе включили фонарики в мобильных телефонах. Стало чуть менее страшно. И тут повалил дым. Тогда мужчины стали выбивать окна и двери вагона.
– Некоторые прыгали через окна, но я, как и значительная часть пассажиров, выходить не стали. Мы вылезли через дверь, только когда дым стал большой. Внизу, у выхода из вагона, стоял крепкий мужчина. Он подхватил меня на руки.
Сергей Александрович оказался в тоннеле, по щиколотку в жидкой грязи. Девушка по имени Юлия (ее фамилию он узнать не успел) протянула ему руку, и ветеран пошел за нею по рельсам. Шли, держась друг за друга, километра полтора, в темноте, пока не добрались до площадки. Там уже работали спасатели. Какая-то женщина поила всех водой. На лифте поднимали наверх пострадавших. Впрочем, Сергей Александрович предпочитает называть их по-военному – ранеными.
– Раненых несли на руках, на плечах, на носилках, – рассказывает Сергей Стычинский. – Кровавые раны, разбитые лица, разбитые руки... Когда их вывезли, стали поднимать остальных. Собралось так много народа, что поступило предложение: пропустить вперед стариков и больных.
И 90-летний герой войны… правильно, причислять себя к ним не захотел. Ну какой же он старик, тем более больной?
– Я встал в сторону, чтобы потом стыдно не было. Я не мог не пропустить сначала всех женщин и даже молодых девушек. Поднялся в числе последних.
Возле Кутузовского проспекта была развернута медицинская служба. В «Скорую помощь» загружали носилки с пострадавшими. Сергею Александровичу предложили поехать в больницу на Можайское шоссе. У него сильно болела правая нога и голова, дрожали руки. Но от госпитализации ветеран отказался. Поехал домой, даже сам попытался приготовить обед. Потом, конечно, пришлось вызвать врача.
– Руки у меня дрожали не от страха, а от большого физического напряжения и от того, что я наглотался дыма, – уточняет генерал-полковник Стычинский. – Можно ли это сравнить с тем, что я пережил на фронте? Как вам сказать? Было страшнее… Но я не испугался! Я был хладнокровен. Я на войне всегда шел впереди. В наступлении – в первой цепи, в первой боевой линии. В обороне – в первой траншее. Я был одним из первых самоходчиков Красной Армии, закончил войну командиром батареи самоходных установок.
Сергея Александровича приятно удивило поведение пассажиров, их готовность к взаимовыручке и самоорганизации. Он говорит об этом в выражениях, которые были в ходу во времена его молодости, а сегодня звучат немного старомодно. Однако это, наверное, и есть высшее признание – что новое поколение оказалась достойным его современников, что о них можно сказать теми же словами.
- Я хочу сказать им спасибо, вернее, пусть они все скажут большое спасибо друг другу. Мне очень понравились все, кто ехал в этом поезде. Мужественные, хладнокровные, никто не паниковал. Все проявили себя на самом высоком уровне, морально-нравственном и политическом. Для меня это было новое, неожиданное впечатление.
СПРАВКА «ВМ»
Сергей Стычинский родился 8 декабря 1924 года в Киеве. Окончил 13-ю Киевскую артиллерийскую спецшколу и 2-е Киевское артиллерийское училище в 1942 году. Воевал в самоходных артиллерийских частях в должности командира самоходной установки СУ-152 и командира батареи СУ-152, ИСУ-152 на Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, в Корсунь-Шевченковской операции, в боевых действиях по освобождению Украины, Польши, Чехословакии, в Берлинской и Пражской наступательных операциях. Два раза ранен: под Харьковом (в августе 1943 года) и в районе Винницы (в конце января 1944 года). Участник Парада Победы 24 июня 1945 года.
В Вооруженных Силах СССР прослужил около 50 лет (1941—1991 гг.). Генерал-полковник с октября 1979 года. В июне 1991 году вышел в отставку. После увольнения занимался общественной работой в ветеранских организациях Министерства обороны и г. Москвы. В настоящее время — Председатель Совета клуба кавалеров ордена Александра Невского при Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил.
Никогда не сомневался в том, что наши современники проявят себя в опасной ситуации именно так - по чести и по совести. Скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
[– Я встал в сторону, чтобы потом стыдно не было. Я не мог не пропустить сначала всех женщин и даже молодых девушек. Поднялся в числе последних.] Человечище!!! Щас таких уж нет...поколение дебилов растет
> Человечище!!! Щас таких уж нет...поколение дебилов растет
С точки зрения того, что есть те молодые и не очень люди, которые сидят, пока женщины, в том числе и пожилые стоят - да. Есть и такие, достаточно много. Если человек не заболел конечно, всякое бывает.
Если человек мужественен и отважен, то это навсегда! Глубокое уважение ветерану и крепкого здоровья! А про реакцию людей удивило, хотя это и должно быть нормой. Видать сказываются годы просмотров голивудских блокбастеров и прочего, где при аварии начинается жуткая паника и люди мгновенно превращаются в дикое зверьё.
Не согласен. Как-то так получилось что в моем отделении(спасателей-пожарных) не было дебилов. Все выполняли свой долг достойно. Были вопросы к поведению в "нерабочее время", но когда ЧС - все было как надо.
> Человечище!!! Щас таких уж нет...поколение дебилов растет
ты статью внимательно читал? ветеран говорит, что своими глазами видел пример, как современники не повели себя барщевский-стайл, а помогали друг-другу.
Витязь он всегда остается витязем, независимо от возраста. Здоровья и долгих лет жизни ветерану. И очень радует, что люди помогали друг другу, а не лезли по головам. Очень сложно в такой ситуации просто не растеряться и не запаниковать.
Вот в ком никогда не сомневался, так это в ветеранах. Товарищ генерал-полковник - спасибо! Очень порадовало, что наше поколение не ударило "в грязь лицом" перед таким человеком. Прямо очень. По погибшим скорбим. Пострадавшим - выздоровления.
Судя по фотографиям и по рассказам, люди выходили через подходную выработку строящегося метрополитена. Видны откаточные пути и венттруба. А когда в вагонетках возят водонасыщенную породу, небольшая грязь всегда будет, как ты не убирайся.
Здоровья ветерану. Позитив на фоне дерьма. Сегодня рано утром опять в сторону Славянска с Краматорского аэродрома снарядами еб-шили. Укроармейцы по-тихому обносят магазинчики, ларьки. С экспедиторов снимают "символическую" плату - двушку пива за проезд.
Вот история этого училища на его же сайте - его эвакуировали, камрад:
1941 22 февраля. Училище награждено орденом Красного Знамени. Присвоено наименование Киевское Краснознаменное артиллерийское училище им.С.М.Кирова (ККАУ)
Июль. По приказу ВГК училище эвакуировано в г. Красноярск для продолжения подготовки офицеров для фронта
Здоровья ветерану. Помниться мой дедушка, тяжело раненный при форсировании Днепра в ногу, тоже удивлялся и даже злился когда ему предлагали какие-то поблажки как инвалиду. "Я что, инвалид??!!" Дед с войны на костылях ехал в тамбуре, стоя - не было сидячих мест. И до конца жизни не считал, что это было неправильно - многие вообще без ног без рук ехали. Про таких людей всегда приятно читать, хочется быть похожими на них и достойными их, не разочаровывать в любой жизненной ситуации.
Написано со знанием дела. Из-за взрывов(при строительстве нового тоннеля), кстати, в некоторых помещениях на Парке Победы уже вся плитка на полу потрескалась.