Дремлет притихший северный город
Низкое небо над головой
Что тебе снится, крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Большинство городов мало чем примечательны, и интересны в основном их жителям. Наш город — редчайшее исключение. Знакомые часто ставят в тупик вопросом «что посмотреть в Питере за день?». Сложно дать ответ, учитывая, что можно в течение года посещать поразительные достопримечательности и ни разу не повториться.
Но есть у города самые главные символы. Кораблик на шпиле Адмиралтейства, мелодия «Город над вольной Невой», разведённые мосты. А наиболее известным, бесспорно, является он – крейсер Аврора.
В детстве были две колыбельные – про Аврору и про Артек. На Авроре меня принимали в пионеры. К Авроре приезжают практически все иностранцы, в страхе глядя на этот крейсер. Есть ли в России хоть один человек, который не узнал бы корабельный нос с неправильным углом, взрезающий волны?
В последние годы Аврора чаще фигурировала в новостях довольно своеобразного характера — то на ней устроят вечеринку и голышом прыгают в Неву, то поднимут пиратский флаг. В 2010 году крейсер вывели из состава флота, убрав оттуда воинский экипаж. А где-то пару лет назад начали ходить разговоры о том, что Аврора уйдёт.
Как символ революции, Аврора вызывает противоположные эмоции – уважение либо ненависть. К сожалению, у нас есть древняя традиция – вытирать ноги об исторические события, которые не нравится нам сейчас. Как только власть меняется, памятники предыдущей мы убираем, переименовываем, переделываем и сносим.
И вот начались разговоры о том, что Аврору под предлогом ремонта увезут с вечной стоянки. Финансирование будет заморожено, растянуто на годы, а там уже и забудут про неё.
К слову сказать, каждый раз, когда в последние годы объект нашего внимания становился героем новостей, сразу почему-то начинались разговоры в стиле "Аврора уже не та", или даже что настоящая Аврора давно сгнила, а её остов лежит на безымянной мели Финского залива. Мощнейшие стальные балки, удерживающие Аврору у причальной стенки, в моем понимании были нужны, чтобы она попросту не упала на бок и не утонула. Часто доводилось слышать, что она вообще стоит на бетонном основании.
И вот на ремонт Авроры выданы деньги.
Неделю назад около Авроры нарисовался огромный плавучий кран, и стало понятно – процесс пошёл.
В воскресенье, 21 сентября, ещё до рассвета я подошёл к крейсеру. Были сумерки, но некоторые детали выдавали готовность к знаковому событию. На изгибе набережной стояло несколько автобусов телевизионщиков. Прямо у Нахимовского училища — несколько экипажей ДПС, отгонявших редкие автомобили. Аврора была на своем месте, но отсутствовал трап, а мощные стальные балки, которыми она всегда крепилась к набережной, были срезаны и уходили в воду. Вместо цепей крейсер был закреплён канатами. Со стороны реки к нему подошли три буксира. Все были готовы. Над трубами Авроры вился дымок, что само по себе немыслимо.
Светало. Началось построение экпипажа.
На Авроре пробили склянки, подняли флаг.
На берегу началось веселое оживление. Каких-то людей возили с Авроры на берег, других – обратно. Был приятно удивлен тем, что каски на моряках – специальные, с надписью «Аврора 2014» и логотипом данного события, это очень круто и здорово!
У каждого второго человека на борту был фотоаппарат.
Взбодрились телевизионщики, фотографы и, прости господи, блоггеры. Судя по разговорам, все ждали губернатора.
Интересно, не из этого ли орудия был произведён знаменитый выстрел?
На противоположной стороне Невы не было ни фотографов, ни журналистов. Лишь полиция да одинокий мойщик рекламных щитов, а зря. Аврора с этого ракурса не менее прекрасна.
В десять утра развели мосты. Это ещё одна визитная карточка Петербурга, которая так радует туристов и бесит жителей города. Благовещенский, который в Ленинграде был всем известен как мост лейтенанта Шмидта, вблизи выглядит гораздо лучше – у него прекрасное кованое ограждение.
Дворцовый мост находится в выигрышном положении – вокруг него и Эрмитаж, и стрелка с Ростральными колоннами, и Петропавловка. Сам мост, с моей точки зрения, не очень красивый, но в разведённом положении – самый известный.
На набережные высыпало невероятное количество народа, я такого не видел никогда. Около Медного Всадника, на стрелке, на пляжах Петропавловки – везде стояли люди, выбирая места. Ещё больше я поразился, увидев людей на крыше Адмиралтейства, и через Неву – на крыше Кунсткамеры. На фото они тоже есть, только убежали за шпиль, придется поверить на слово.
На город спустилась дымка, поэтому я сделал пару кадров в разные стороны, просто чтобы объектив разогреть, плёнку размять, духовности прибавить. За духовность в данной заметке отвечает Троицкий собор.
А в это милое здание ворвались революционно настроенные матросы.
Ну и раз уж речь зашла про символы города – вот вам наш кораблик, на шпиле Адмиралтейства. Если приглядеться, видно – на пляже Петропавловской крепости яблоку упасть негде.
И вот знаменитые трубы сдвинулись, Аврора пошла. Её развернули в створе Невы и Большой Невки, и величайший в Галактике крейсер неспешно начал путь вниз по течению. Фотография сильно замылена, потому что сделана очень издалека, практически через весь город.
В момент, когда Аврора проходила мимо Зимнего, подумал, что было бы круто ещё раз бахнуть из пушки.
Вслед за ней шла целая флотилия катеров, лодок, речных трамвайчиков — вообще всего, что может по Неве ходить и, судя по печальному техническому состоянию некоторых плавсредств, плавать.
Что может быть более ленинградским, чем Аврора под Дворцовым мостом?
Даже сильно вдалеке было слышно, как на набережных люди приветствуют крейсер.
А экипаж на борту крейсера приветствовал жителей города. В моем понимании моряки — вообще вершина выправки, красоты формы, порядка. Официальные гости фотографируют людей на берегу. А в это время неофициальные гости – четверо подростков, ночью проникших на борт, делают селфи и выкладывают их вконтакте. Через несколько часов их сдадут в полицию Кронштадта, но это отличная плата за такое приключение.
Около Медного всадника Аврору приветствовал оркестр. В воздухе повисло несколько вертолетов. Ми-8 Балтийских авиалиний прошел на невероятно низкой высоте, остальные машины держались довольно высоко.
И вот последний на пути в Финский залив мост. До него Аврора дошла в сопровождении маломерных судов, дальше пошла гордо одна.
Сразу после прохода под мостом лейтенанта Шмидта, который теперь называется «Благовещенский», все корабли приветствовали крейсер протяжными гудками.
Вечером я ещё раз заехал на место, где Аврора провела много лет. Гранитный обелиск теперь выглядит одиноким.
На воде остались следы стоянки крейсера.
Подошёл немолодой китаец с совершенно обалдевшим лицом. Он тыкал пальцем в надпись на обелиске, потом на воду, и жестами энергично интересовался «Где, блин, Аврора?»
Спасибо. Фото - отличные!
Надо было все-таки нынче в Питер ехать, мечта детства - увидеть "Аврору". Помню, сколько ребенком ни пытался нарисовать ее "корабельный нос с неправильным углом, взрезающий волны", всегда получался или "Наутилус" или, блин, "Титаник", страшно бесило!!!
Когда рабочего-с-колхозницей вернули взад, я очень сильно удивился. В этот раз, в событии с "Авророй", подобной уверенности в её неминуемом сливе уже нет.
про кита в конце позабавило. У китайцев тема революционного туризма в Россию, по местам подвигов наших славных дедов, очень популярна. Один мне с гордостью показывал селфи на фоне балкона, с которого Ленин в свое время произнес историческую речь. Какую именно речь, нам простым гражданам уже не известно, надо у китов консультироваться.
Станет памятником исторического значения и визитной карточкой города. Власти не совсем дурные, в свете последних событий, не стоит давать поводов 5 колонне в очередной раз насрать людям в головы.
> И вот последний на пути в Финский залив мост. До него Аврора дошла в сопровождении маломерных судов, дальше пошла гордо одна.
Я таки не понял: "Аврора" на ходу?!
> корабельный нос с неправильным углом, взрезающий волны
Пользуясь случаем, хочу спросить у причастных (гугл не помог). А с чем вообще связан тот факт, что в XIX - начале XX века корабли имели неправильно скошенный форштевень? Подобное имело место в античности, но там всё понятно - нос заканчивался тараном. А тут - совершенно не ясно. Особенности размещения торпедных аппаратов? Удобство при сборке, учитывая металлургические технологии того времени? Теряюсь в догадках, прошу помочь.
> А я верю что мы ещё увидим Аврору и в Севастополе и в Европе. Знай наших !
Чтобы это был новейший суперкрейсер класса "Рейдер", убийца авианосных групп, с мощным ракетно-пушечным вооружением и крутой системой ПВО. Чтобы дал сигнал на штурм Капитолия!
Замечательный репортаж, отличные фотки. Спасибо от души. Был на крейсере дважды, до первого ремонта и после. Впечатлений куча. Ждём с нетерпением "Аврору" после ремонта. Ну и репортажей из Кронштадта о ходе собственно ремонта.
Отличный репортаж про наш знаменитый корабль! "Аврора" - настоящий реликт эпохи брони и пара. Живой участник исторических событий, таких как Цусимское сражение, Великая октябрьская социалистическая революция и героическая оборона Ленинграда.
Спасибо за фотоотчет. Как-то грустно стало, хоть и не ленинградец - все детство покоилось на нескольких китах, один из которых - "Аврора". Великий символ, будем надеяться - вернется на место.
Кому: Ajaj, #24 Все верно, и носы броненосцев заканчивались таранами. Поскольку артиллерия на заре их развития не поражала воображение характеристиками, то было решено попробовать вот такое. Насколько я знаю, особого успеха тараны не имели, вот что по крайней мере пишет вики насчет самого успешного тарана: "В сражении при Лиссе, в ходе австро-итальянской войны (1866), флагманский броненосец австрийского адмирала Тегетхофа «Фердинанд Макс» протаранил итальянский броненосец «Ре д‘Италия». С развитием артиллерии в связи с увеличением расстояния между конфликтующими кораблями от таранов отказались.
Один знакомый, зело интересующийся историей, утверждает, что знаменитый залп был произведен вовсе не Авророй, а какой-то Дианой, крейсером того же класса. Где можно прочесть об этом, не подскажете? Спасибо.
Если бы я за ремонт отвечал - точно похерил (пропил, украл, разбазарил, проебал и т.п.) бы, значит и остальные поведут себя точно так же! ;)
(на всякий случай - формулирую мотив "всепропальцев", а не свою точку зрения :))
Когда узнала. что "Аврора" уходит, чуть в обморок не хлопнулась. Опять же, по сети понеслась волна паники. Как же так, думала, Железного Феликса вернули, а "Аврору" всё?
Спасибо за репортаж, от сердца отлегло. И фото отличные.
> С развитием артиллерии в связи с увеличением расстояния между конфликтующими кораблями от таранов отказались.
Дык, "Аврора" - это 1906 год постройки ЕМНИП. В те годы дальность стрельбы была уже ого-го. А наклон форштевня остался. Причём внедряли его постепенно, а ушёл он как-то резко, сразу после Первой Мировой. Ну и ещё такой факт - ниже ватерлинии нос броненосцев плоский (в вертикальной, понятно, плоскости) и тонкий. Если бы он был предназначен для таранного удара - почему не вфигачить туда сам таран? Ведь атакующий корабль гарантированно получит пробоину при таране, и как следствие, потеряет и в скорости и в маневренности.
"Аврора" - самый романтичный символ революционных перемен, ИМХО.
Отличный репортаж, прекрасные фотографии! Спасибо! И погода не подкачала. Респект автору!
> Пользуясь случаем, хочу спросить у причастных (гугл не помог). А с чем вообще связан тот факт, что в XIX - начале XX века корабли имели неправильно скошенный форштевень?
Возможная причина в том - что корабли тогда строились по схеме "карапасной палубы". Это когда броневая (карапасная) палуба шла почти вровень с ватерлинией, а ее скошенные вниз края уходили вниз по бортам, ниже ватерлинии. Палубы выше карапасной (батарейная палуба, жилая и верхняя) были почти не защищены броней. Считалось, что такая схема бронирования повышает живучесть корабля. Снаряды тогда применялись по большей части бронебойные, с незначительным кол-вом ВВ. Они должны были прошивать верхние палубы насквозь, не поражая расположенные в нижних отсеках и защищенные карапасной палубой кочегарку, машины и погреба. В дальнейшем такая схема себя не оправдала. Введение в боекомплект снарядов с большим фугасным воздействием свело на нет все преимущества. Яркий пример - Цусима. Японские снаряды разворотили все верхние палубы русских кораблей вызвав сильные пожары и большие потери в людях. В уходе от карапасной схемы также сыграло свою роль широкое распространение торпед, которые могли поражать корабль ниже карапасной палубы.
> И вот последний на пути в Финский залив мост. До него Аврора дошла в сопровождении маломерных судов, дальше пошла гордо одна.
>
> Я таки не понял: "Аврора" на ходу?!
До момента, пока она не отчалила от стенки, я был уверен что она вообще на бетонной подушке стоит. Более того, все знакомые до единого были уверены в том же. Откуда этот слух пошел - непонятно.
Насчет сроков ремонта версии разняться. Вроде как представитель Кронштадского завода говорил о 45 днях - к ноябрю крейсер должен вернуться на свое место....
> Насчет сроков ремонта версии разняться. Вроде как представитель Кронштадского завода говорил о 45 днях - к ноябрю крейсер должен вернуться на свое место....
Да, про 45 дней была речь, но гораздо чаще пишут про 2016 год.
Честно говоря, это более реально. За полтора месяца - что они там сделать успеют, и стоило ли ради мелочей её уводить?
> Один знакомый, зело интересующийся историей, утверждает, что знаменитый залп был произведен вовсе не Авророй, а какой-то Дианой, крейсером того же класса. Где можно прочесть об этом, не подскажете?
Будучи прошлым летом с дитём на "Авроре", узнал много нового. И про участие крейсера в ВОВ, и про использование его орудий в бероговой обороне города, и, главное, что знаменитый выстрел не был сигналом начала восстания :) это был сигнал того, что мосты города сведены и контролируются матросами. Эксурсовод был - моё почтение...
> Возможная причина в том - что корабли тогда строились по схеме "карапасной палубы"
Если в носу (а не только по бортам) такая палуба тоже имела скошенный вниз край, то вполне возможно. Однако, ахтерштевень-то имеет обычную форму! То есть на носу палуба скашивается вниз, а на корме - нет (или попросту не доходит до кормовой оконечности)? Да и карапасной-то палубы в середине XIX века вроде как не было ещё, а скошенный форштевень - был. В общем, тёмный лес. Примечательно, что тётеньки в Военно-морском музее СПб также ответа на этот вопрос не дают.
Ну, в восьмидесятых, когда был капремонт, вроде как подводную часть корпуса отрезали. А вот что взамест припилили - как-то затерялось в веках. Плюс опять-таки непонятно - ежели крейсер на бетонной плите стоял бы, то на кой его балками к набережной приварили и канатами к воде привязали?
> Будучи прошлым летом с дитём на "Авроре", узнал много нового. И про участие крейсера в ВОВ, и про использование его орудий в бероговой обороне города, и, главное, что знаменитый выстрел не был сигналом начала восстания :) это был сигнал того, что мосты города сведены и контролируются матросами. Эксурсовод был - моё почтение...
Если ехать в Псков по Киевскому шоссе, перед деревней Дони справа можно увидеть памятник, указывающий позицию, на которой были установлены пушки "Авроры" летом 1941
> Да, про 45 дней была речь, но гораздо чаще пишут про 2016 год.
Регламент по днищу 100% сделают за указанное время, как с остальным - Х.З.
Смотрел прямую трансляцию по 100ТВ - эфир сопровождался адским хрустом французских булок под рассказы о бесчинствах революционных матросов во время октябрьского путча.
Как объяснял в телеке кто-то из военноморских - Аврора не на ходу, но на плаву. А дум из трубы - это выхлоп дизельгенератора, запущенного после отключения крейсера от наземных систем жизнеобеспечения.
> Смотрел прямую трансляцию по 100ТВ - эфир сопровождался адским хрустом французских булок под рассказы о бесчинствах революционных матросов во время октябрьского путча.
Это ж 100ТВ.
Они как-то, помнится, даже в хоккейной трансляции чего-то приплести умудрились, хотя казалось бы.
Форма форштевня обусловлена рядом причин. Основная - в те времена портовые и прочие сборы собирали в соответствии с наибольшей длиной судна. Позже перешли на регистровый тоннаж (мера объёма). Ну и некоторое уменьшение вибрации и волнового сопротивления на встречной волне. Сейчас, кстати опять входит в моду ( см. X-bow)
Ну, про портовый сбор - наверное, для военного корабля это не очень актуально. Скорее всего, это следствие наклонных вовнутрь бортов - получаются наиболее простые "выкройки" бортов. Может быть.
Я, конечно, в этом лох, но предположил бы, что в первую очередь по мореходным качествам делали так. Кстати, новейший американский эсминец имеет еще более могучий отрицательный скос. И ладно, его-то можно списать на-де стелс-технологии, но вот яхта одного из наших миллиардеров Мельниченко едва ли строилась с учетом вражеских радаров.
Кому: Маркиз, #77 Торговые и военные проектируют и строят параллельно. (По одним учебникам/лекалам) Ну и скажем бункероваться в дальних походах надо, лоцманская проводка и проч. Да и традиция, куда-ж от неё на флоте деваться. Хотя и технологичность раскройки, возможно, имеет место быть
Забавно: внимательный товарищ, разглядывая полные версии фотографий (на сайте выложенные уменьшенные до Full HD), вдруг начал присматриваться, потом сделал масштаб 100% и развеселился.
Оказывается, на некоторых фотографиях из первой трубы торчат головы тех самых молодых людей, которые ночью на Аврору прокрались, и делали там несанкционированные селфи!
> Дык, "Аврора" - это 1906 год постройки ЕМНИП. В те годы дальность стрельбы была уже ого-го. А наклон форштевня остался.
Нет. Аврора заложена в 1896 и спущена в 1900. В то время ещё таранные форштевни вовсю лепили. По итогам ПМВ стало ясно, что толку от них абсолютно никакого, и такие носы делать перестали сразу и совсем. Вообще, военно-морская конструкторская мысль крайне консервативна. Рекомендую почитать про появление паровых машин и железных корпусов на гражданском и военном флоте в сравнении.
В новостях по ЦТ рассказали, что с той самой шестидюймовки мемориальную табличку о том самом холостом залпе сняли, дескать современные историки считают, что залпа не было,от слова совсем
Так что и центральное ТиВи булками хрустнуло, правда не особо яростно, но все таки!
> Основная - в те времена портовые и прочие сборы собирали в соответствии с наибольшей длиной судна.
Если глянуть на силуэт многих броненосцев (например, "Князь Суворов") - получается, что выступающий вперёд форштевень даже удлиняет корпус. А вот если глянуть на силуэт многих грузовых или пассажирских судов того времени, для которых портовые сборы весьма актуальны (например, "Карпатия", засветившаяся в истории с "Титаником") - наоборот, форштевень имеет нормальный наклон.
> Ну и некоторое уменьшение вибрации и волнового сопротивления на встречной волне.
Типа, волны не бьют в нависающие над водой морду? Не совсем тебя понял - неужели это ощутимо снизит вибрацию для корабля, у которого внутре адски дрожащая и свистящая паровая машина?
> Ну и ещё такой факт - ниже ватерлинии нос броненосцев плоский (в вертикальной, понятно, плоскости) и тонкий. Если бы он был предназначен для таранного удара - почему не вфигачить туда сам таран? Ведь атакующий корабль гарантированно получит пробоину при таране, и как следствие, потеряет и в скорости и в маневренности.
> знаменитый выстрел не был сигналом начала восстания :) это был сигнал того, что мосты города сведены и контролируются матросами
А сигнал о завершении сведения мостов и установлении над ними полного контроля матросами не являлся ли сигналом к началу штурма Зимнего, как к началу основной фазы восстания?
Кому: Ajaj, #88 Извини, не совсем тебя понял. У Карпатии вполне себе вертикальный форштевень. А Князь Суворов имеет классический таран.
Вибрация получается от удара о воду. Может и котлы с фундаментов сорвать. Для уменьшения ударов днищем есть графики изменения курсов и скорости. При короткой и высокой волне можно нос заплющить аж до трюма 60. Я же упомянул новомодный x-box, глянь картинки. Считают, что такая форма снижает волновое сопротивление и вибрацию, поэтому совоеменые суда геологоразведки и суда с динамическим позиционированием стали строить с такими носами.
Кому: Ajaj, #89 X-bow, конечно, опечатался. Предвосхищая вопрос о минусах - заливает сильно, приходится делать высокий бак, как следствие швартовое и якорное оборудование находится внутри, это не очень удобно, строители изгаляются, всякие откидные площадки врезают, да и опасно работать при швартовых. Короче - компромисы. Ну и мода60
Не далее как вчера, вниз по течению Тибра была отбуксирована древняя квинквирема "Утренняя заря", прежде стоявшая возле одной из римских пристаней в качестве памяти о "Революции красных туник", некогда потрясшей старинный Рим. Именно из катапульты установленной на носу "Утренней зари" тогдашние мятежники произвели выстрел по Капитолийскому храму, где заседал сенат. Предполагается, что квинквирема будет полностью восстановлена в нынешнее консульство Цезаря Августа.
Почему таран - плоский? По идее, для тарана должна быть какая-нибудь чугуниевая дура впереди, а не плоский лист металла.
> У Карпатии вполне себе вертикальный форштевень.
Ну тогда я твой довод не понял относительно того, что такой наклон нужен для портовых сборов. Гражданские-то суда того времени именно с вертикальным или нормально наклонённым форштевнем.
> Вибрация получается от удара о воду. Может и котлы с фундаментов сорвать.
Здесь понял, спасибо!
> Я же упомянул новомодный x-box, глянь картинки.
Извини, но гуглить по X-box'у бесполезно - кажет приставку. Дай ссыль, пожалуйста.