Пару недель назад в городе Петербурге произошло эпохальное событие – крейсер Аврора ушёл с вечной стоянки. Еще год назад лично мне это казалось совершенно невозможным, ибо я готов был спорить, что она стоит на бетонном постаменте, и вообще – настоящий корпус Авроры давно разрезан и притоплен в Финском заливе.
Прошел год, и я, затаив дыхание, делал фотографии крейсера, проходящего под разведённым Дворцовым мостом.
А позавчера смог прикоснуться к Авроре, стоящей в доке.
В Кронштадте Аврора появляется не впервые. Еще в 1904 году она впервые пришла на остров, где ее дооборудовали специалисты Обуховского завода. После революции снова оказалась в Кронштадте, где, как я понимаю, простояла много лет. С неё снимали орудия, из неё делали учебный корабль.
Войну крейсер провёл в Ораниенбауме, причем на нём почти не оставили вооружения – десять орудий были демонтированы с Авроры и использовались при обороне Ленинграда.
После Победы крейсер был отдан в Нахимовское училище как учебное судно. С него были демонтированы котлы, винт, множество других механизмов, что позволило существенно уменьшить вес корабля.
В начале 80-х годов корабль обследовали, и выяснилось, что он находится в не самом хорошем состоянии – то бишь, нужен капитальный ремонт. Именно тогда обсуждался вопрос установки крейсера на бетонную подушку, что видимо и породило многочисленные слухи о том, что Аврора – давно бетонная и не держится на воде.
Из всех вариантов ремонта остановились на восстановлении крейсера во внешнем виде, в котором тот пребывал во время Октябрьской революции. В 1984 году Аврора ушла на ремонт и вернулась в привычном нам виде.
Сохранен оригинальный литой бронзовый форштевень!
Не знаю, как правильно называется этот изгиб на подводной части носа, но он просто замечательный!
Аврора дошла за четыре часа из Питера до Кронштадского морского завода и встала на деревянные киль-блоки в доке Велещинского.
В доке Аврора стоит не одна, а с очень серьезным соседом – ледоколом Красин.
Работы начались практически сразу — освидетельствование, дробеструйка, окраска.
Это дорогого стоит – прикоснуться к форштевню такого корабля.
Вокруг носовой и кормовой частей возведены леса, по которым можно подняться до уровня ватерлинии.
Интересно, что Красин заведен в док носом вперед, а Аврора – носом к батопорту.
Все знали, что с Авроры снят винт, но оставлена рама пера руля. Насколько я понимаю, после откачивания воды из дока всех удивило то, что само рулевое перо отлично сохранилось. Это особенно удивительно потому, что оно – деревянное, из тика. Это дерево прекрасно сопротивляется гниению. Посмотрите – металлическая обшивка пера расслаивается, а дерево находится в достойной форме. Предполагаю, что перо будет снято и перенесено в какой-нибудь музей.
Мы старались ходить крайне аккуратно, не мешая рабочим завода.
Вообще, это поразительно – идти по доку, где свободно помещается два корабля и остается ещё столько же свободного места. Сам док – безусловно, произведение искусства.
Вокруг всё огромное. Если посмотреть вверх, можно представить себя героем фильма Спилберга про марсиан на боевых треножниках. Только тут четыре ноги.
Посмотрите, какие потрясающие стены у дока!
Док Велещинского прекрасен, но рядом расположенные – ничуть не хуже. Вот в этом, например, стоит совершенно замечательная подводная лодка, которую я не уверен что можно выкладывать. Зато стену дока – можно.
На каждом шагу тут находятся удивительные исторические предметы.
Но несмотря на потрясающую территорию завода, речь всё же про корабли. Красин оказался незаслуженно забыт в этой заметке, что надо срочно исправить. Итак – вот он, ледокол.
В отличие от Авроры, на Красине стоит родной винт, и вообще – сохранено машинное отделение.
Глядя на днище Красина, понимаешь, насколько непросто идти сквозь лёд. Вот эти волнистые деформации – следствие борьбы металла и льда. Еще больше поражают заклепки – видно, что они все стёрты по ходу движения корабля.
Потрясающе – два прекрасных корабля рядом.
А если повернуться и посмотреть в другую сторону, можно насладиться гаванью.
Огромное спасибо Кронштадскому судоремонтрому заводу за возможность прикоснуться к истории!
Уходя, заметил свежую надпись неподалёку от носовой части — "В добрый путь, Аврора!"
Full HD фотокарточки — в моем ЖЖ.
Будет нелишним вообще там зафрендиться.
>Не знаю, как правильно называется этот изгиб на подводной части носа, но он просто замечательный!
Называется - бульб.
Кто не в курсе - сварка относительно новое изобретение. Крейсер "Киров", к примеру (тоже блокадник - его орудия били по фашистам с Невы), - целиком клёпаный.
Если не ошибаюсь, писали в 1984, что печаль не в том, что обшивку меняли, а в том, что внутренние помещения порушили-забетонировали (хотя бы частично). А "Аврора" - последний русский военный корабль той поры.
Впрочем, в Англии (с придыханием) недавно эпохальный "Катти Сарк" (чайный клипер - кто в курсе, тот понимает) просто тупо сгорел у причала.
P.S. Камрад, спасибо за репортаж, фотки чумовые.
Маленькое пожелание - иногда в кадре нужен человек (особенно рядом с внушительными конструкциями - руль, винт) - масштаб оценить.
> Кто не в курсе - сварка относительно новое изобретение. Крейсер "Киров", к примеру (тоже блокадник - его орудия били по фашистам с Невы), - целиком клёпаный.
Будучи как-то в госпитале, прочитал толстую книжку (название, увы, не помню) про то, как во время ВОВ наши моряки осуществляли грузоперевозки на лендлизовских транспортах типа "Либерти". Так вот тот экземпляр, о котором шла в книге речь, лопнул пополам во время шторма. Автор очень сильно ругался на американских сварщиков, сетовал на то, что надо было не варить корпус, а клепать, как нормальные люди.
А вот у Патона бы такое не проскочило бы!!!
> Будучи как-то в госпитале, прочитал толстую книжку (название, увы, не помню) про то, как во время ВОВ наши моряки осуществляли грузоперевозки на лендлизовских транспортах типа "Либерти". Так вот тот экземпляр, о котором шла в книге речь, лопнул пополам во время шторма. Автор очень сильно ругался на американских сварщиков, сетовал на то, что надо было не варить корпус, а клепать, как нормальные люди.
> А вот у Патона бы такое не проскочило бы!!!
Либерти собирать надо было с бешеной скоростью
на заклепках так не получится
издержки неизбежны
Вот, кстати, цитата из статьи про суда этого проекта (да простят меня присутствующие):
Постройка судов «Либерти» набирала темпы и захватывала новые верфи. И вдруг на этом фоне в марте 1943 года пришло первое тревожное сообщение: в Северной Атлантике во время шторма разломился на две части и затонул «Томас Хукер». Через пять дней у Исландии такая же участь постигла «Дж. Л.М. Карри». В ноябре— декабре 1943 года два «Либерти» переломились в Тихом океане.
Не избежал такой беды и «Либерти», находившийся в составе советского флота — пароход «Валерий Чкалов». К аварийному судну подошел советский танкер и взял его на буксир. К вечеру шторм усилился, и надломленный корпус не выдержал — переломился на две части. Носовая часть осталась у танкера, кормовая оказалась в свободном дрейфе. Обе половины судна сохранили плавучесть и были отбуксированы в американский порт. Можно себе только представить, что пережил экипаж в эти несколько ужасных суток. К счастью, никто не пострадал. Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же наименованием «Валерий Чкалов».
Забегая вперед, нужно заметить, что не повезло и этому пароходу. Во время шторма в Охотском море 5 марта 1951 года его корпус тоже переломился. Подобное случилось с судами «Брянск», «Херсон». Тяжелые разрывы палуб и корпуса получили и другие наши «Либерти».
Переломы корпуса стали типичной тяжелой аварией судов типа «Либерти».
> Всегда думал (пардон не интересовался раньше) что корпус Авроры полностью листовой, закрепленный заклепками, а тут смотрю ниже ватерлинии сварные швы.
Великолепный фоторепортаж, очень интересно и содержательный. Как многие тоже думал, что днище у Авроры давно спилено а сам она стоит на поддоне или постаменте, был приятно удивлен что это не так.
Думаю, сварка от того, что это новодел.
Давненько уже меняли нижнюю часть (ниже ватерлинии), помню, даже фото старой нижней части, где-то заброшенной, видел в юности.
> Всегда думал (пардон не интересовался раньше) что корпус Авроры полностью листовой, закрепленный заклепками, а тут смотрю ниже ватерлинии сварные швы.
> Да, вот тоже хочу спросить, как посмотреть на Аврору можно? А то приятель приезжает в Питер, хотел посмотреть и тут такой облом-с...
На территорию завода попасть довольно сложно, там пропускная система.
На лодке не подойти, а с территории Финского залива док не виден.
При этом на Кронштадте есть небольшой аэродром, с которого постоянно летают небольшие самолетики и вертолетики, которые нагло кружат прямо над Авророй. Сам хотел полетать, но по времени не успел.
По словам местных жителей, сам не проверял, полет стоит одну-две тысячи рублей.
>
> Кому: dead_Mazay, #13 >
> > иногда в кадре нужен человек (особенно рядом с внушительными конструкциями - руль, винт) - масштаб оценить.
>
> И обязательно рост человека указать!!!
Пользователь ЖЖ с ником Перископ тоже был на заводе, это произошло в понедельник и в его кадрах есть рабочие.
А я был в субботу, там почти никого не было, зато повезло с погодой и освещением.
В идеале конечно надо идти в разгар трудового дня, это сделало бы фотографии намного более живыми, но спасибо заводу что позволили в тот день, когда им было удобно.
> Так вот тот экземпляр, о котором шла в книге речь, лопнул пополам во время шторма. Автор очень сильно ругался на американских сварщиков, сетовал на то, что надо было не варить корпус, а клепать, как нормальные люди.
лопнул не от того что сварной или клепаный, а от не правильной загрузки судна. Даже в наши дни бывает суда "лопаются" пополам, это при наличии современных грузовых программах где проверяется состояние судна на излом и тд. Если в вкратце - перегрузили первый трюм и судно клюнуло носом, исправляем положение загрузив скажем 3 трюм в корме - корма села, нос приподнялся, судно вышло на грузовую марку, больше грузить не имеем права. Вот только 2 трюм пустой.. В итоге при шторме когда волна проходит по центру судна оно и ломается как карандаш...
Красавица. Красин - работяга, крепко сбитый суровый парень. А Аврора - красавица. Все-таки нет техники красивее военных кораблей. Ну если только Ту-160))
Да, сохранена. Когда корабль работал как музей, на нем проводились экскурсии в помещения ниже ватерлинии. Правда об этом многие не знали. Нужно было спуститься на батарейную палубу и идти в сторону кормы до упора. Там стоял столик за которым сидела женщина-смотрительница. Когда набиралось человек 15 подходил экскурсовод и вел группу вниз. Сначала спускались с батарейной палубы на броневую, а потом через люк в броневой в машинное и кочегарку. Одна из трех машин сохранена. Несколько котлов тоже. На мой взгляд, самая интересная часть экскурсии.
> Красавица. Красин - работяга, крепко сбитый суровый парень. А Аврора - красавица. Все-таки нет техники красивее военных кораблей. Ну если только Ту-160))
Не помню, какую книгу читал, то ли "Цусима" то ли "Порт-Артур", так там один из капитанов, начинавщий службу на парусных судах, называл военные корабли "утюгами". Все очень субъективно.
Отличные фото, утянул в свой альбом, спасибо!)
Ледокол Красин - брат-близнец ледокола Адмирал Макаров, мой отец несколько лет работал на нем 2 ПКМ, штурманом.
Макаров в 2006-м году проходил косметический ремонт в том же доке.
Модераторы пропустят несколько фото?
> Ледокол Красин - брат-близнец ледокола Адмирал Макаров, мой отец несколько лет работал на нем 2 ПКМ, штурманом.
Это другой "Красин". Тот, который корабль-музей - построен в 1916 г. Систершипы "Ермак", "Адмирал Макаров", "Красин" в 1974, 1975, 1976 гг. соответственно.
> лопнул не от того что сварной или клепаный, а от не правильной загрузки судна
В инцидентах с судами проекта "Либерти" перелом происходил именно из-за того, что марка стали не подходила к применению сварного шва в конструкции там, где раньше должна была идти клёпка. Это уж потом разобрались, стали подклёпывать, усиливать и с маркой стали разобрались. А до этого десятки транспортов этого проекта разломилсь в открытом море - не из-за неправильной загрузки же, иначе бы пол-Морфлота в Гулаге куковало!!!
> Не помню, какую книгу читал, то ли "Цусима" то ли "Порт-Артур", так там один из капитанов, начинавщий службу на парусных судах, называл военные корабли "утюгами". Все очень субъективно.
Похоже, не капитан, а мой земеля Сергеев-Ценский, не?
Ну и я сравнивал военные корабли с техникой вообще, а не друг с другом. А так, согласен, парусники, особенно XIX века, красивее броненосцев. Современные корабли тоже красивее выглядят (благодаря изящному силуэту, особенно сторожевые корабли, если, конечно, слово "изящно" применимо к описанию военной техники). На мой, понятно, субъективный взгляд)))
> При этом на Кронштадте есть небольшой аэродром, с которого постоянно летают небольшие самолетики и вертолетики, которые нагло кружат прямо над Авророй. Сам хотел полетать, но по времени не успел.
В википедии свежая фотка этого дока с Авророй и Красиным появилась. Как раз с такого самолетика или вертолетика:
> Не помню, какую книгу читал, то ли "Цусима" то ли "Порт-Артур", так там один из капитанов, начинавщий службу на парусных судах, называл военные корабли "утюгами". Все очень субъективно.
В "Морских рассказах" Станюковича К.М. Это общее место. Видимо среди "старых моряков" такое мнение было очень широко распространено.
Отличнейший репортаж, как и предидущий. Спасибо автору. В свое время сам пытался попасть на завод, меня как подозрительного иностранца сразу послали, что, в принципе, правильно.
> Спасибо! Очень интересно.
>
> А не завалялось ли у кого ссылки на разбор теории, что "настоящий корпус Авроры давно разрезан и притоплен в Финском заливе"?
С ноября 1980 по май 1981 на корабле работала комиссия, назначенная приказом Главкома ВМФ С.Г.Горшкова за № 0232 от 29 октября 1980 г. Комиссия установила, что «в силу естественного коррозионного износа, а также многочисленных боевых повреждений существенно снижены непотопляемость и прочность крейсера» и поэтому он нуждается в проведении восстановительного ремонта капитального характера. Не располагая достаточно полными данными о состоянии корпусных конструкций, комиссия предложила три варианта дальнейшего сохранения корпуса:
1. Создание по всей длине корабля внешней железобетонной оболочки толщиной порядка 100-120 мм, дублирующей наружную обшивку корпуса по днищу и бортам на высоту до 1 м выше ватерлинии. (А внутри – подкрепить железобетонными балками набора! О-о-о…)
2. Установка под корпусом корабля полностью погруженного в воду железобетонного понтона докового типа, поддерживающего корабль на плаву.
3. Размещение корабля на стационарном подводном постаменте, представляющем собой замкнутое оградительное сооружение, заполненное песком и бетоном.
(Теперь понятно, откуда ноги у крикунов растут?)
После этого стали опять думать и исследовать… И в 1984 г. Совет Министров СССР принял постановление о выполнении восстановительных работ на крейсере в целях сохранения его как памятника Великой Октябрьской социалистической революции (ну, ещё при Советской власти дело было!) Решили делать «Аврору» на 1917 г.
Вот картинки:
Теперь по поводу подлинного корпуса – за тридцать пять лет бетонная обшивка начала отслаиваться, и стальной корпус и внутри и снаружи был поражен сплошной язвенной коррозией на глубину до 7 мм (при построечной толщине листов обшивки 12,7).
Именно поэтому подводную часть и заменили на нормальную стальную (если нам не соврали - применивши сталь 10ХСНД) – при этом сохранив фигурные литые бронзовые штевни и раму пера руля. Теперь толщина обшивки подводной части составляет 30-35 мм (это много!).
А от каких-либо постаментов (как плавучих, так и стационарных) решили отказаться.
Главное чтобы байковое орудие в порядок привели. А пока ремонтируют, у господ олигархов есть время подумать над своим поведением.
"Дрожи буржуй, настал последний бой,
Против тебе весь бедный класс поднялси,"
> Главное чтобы байковое орудие в порядок привели
>
> Проблема в том, что, к сожалению, к 6' орудиям системы Кане давно уже нет ни зарядов, ни снарядов.
Можно от "Мсты" поставить. Калибр тот же )
Дульный тормоз только спилить, никто и не поймёт.
Про "бетонированную" Аврору лично я такое слышал: там применяли бетон не в обычном понимании, из бетономешалки - а типа пластобетон - состав на подобии мастики или шпатлевки - промазали корпус изнутри для усиления, до ватерлинии.
Товарищи краснофлотцы возможно меня поправят - но ихний "бетон" что-то из ихних жаргонизмов, сухопутным не всегда понятных - типа гюйсы и прочие брамсы через клюз. )))
> Не помню, какую книгу читал, то ли "Цусима" то ли "Порт-Артур", так там один из капитанов, начинавщий службу на парусных судах, называл военные корабли "утюгами". Все очень субъективно.
Кстати и позже к механикам во флоте относились как к офицерам второго сорта.
Мичман Морозов большими шагами, на носках, оставляя черные пятна на
линолеуме, пошел к своей каюте. Механические каюты, кроме каюты старшего
инженер-механика, расположенной у кают-компании по "Господской улице",
помещались на "Горячем поле" - в жарком поперечном коридоре, соединявшем
правую и левую церковные палубы. Когда-то, в эпоху парусно-парового флота,
механики составляли особый корпус офицеров и чины имели не флотские, и хотя
несколько лет назад они были переименованы из поручиков и полковников в
лейтенантов и капитанов первого ранга, - но красный кантик на рукавах
сюртука и теперь презрительно подчеркивал разницу между настоящим флотским
офицером и механиком. Форма флотского офицера выдержана в императорских
цветах: только черное и только золотое. Тонкий красный кантик понимающему
человеку говорил многое: и то, что в инженерное училище принимали бог весть
кого, мещан и разночинцев; и то, что механик в конце концов нечто среднее
между паровозным машинистом и шофером; и то, что механик никогда в жизни не
будет командовать никаким кораблем... И, может быть, поэтому унтер-офицер
Белоконь, подчинившись офицерскому авторитету и пропустив мичмана Морозова
на чистый линолеум, тем не менее сумел вложить предельную презрительность в
короткую фразу:
- Гордеев! Подотри за им!
> состав на подобии мастики или шпатлевки - промазали корпус изнутри для усиления, до ватерлинии.
Дважды был в Авроре в помещениях ниже ватерлинии. Нет там никакой мастики и шпатлевки, и уж тем более бетона. Обшивка как обшивка. Металл. Гребной вал даже сохранен оригинальный. Идет от машины к корме практически по самому дну.
> В инцидентах с судами проекта "Либерти" перелом происходил именно из-за того, что марка стали не подходила к применению сварного шва в конструкции там, где раньше должна была идти клёпка. Это уж потом разобрались, стали подклёпывать, усиливать и с маркой стали разобрались. А до этого десятки транспортов этого проекта разломилсь в открытом море - не из-за неправильной загрузки же, иначе бы пол-Морфлота в Гулаге куковало!!!
На счет Гулага согласен, только одно дело признать грузового помощника виновным, при этом понести миллионный ущерб, другое дело отвести вину за катастрофу сославшись на несовершенность конструкции парохода и не понести убытков. Вики пишет что трещины в сварном наборе проекта Либерти развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Если при этом погрузить пароход как я описал выше, пароход обречен. Сам работал на контейнеровозе где на одном из судов нашей серии пошла трещина по корпусу перед надстройкой. После этого в срочном порядке получили новые циркуляры по погрузке (предел допустимого изгибающего момента уменьшили чуть ли не на 20%).
Вики, вики... Там же в той же статье и написали, что помимо замены "неправильного" сорта стали, конструкцию вынуждены были таки усиливать корпуса проекта дополнительными элементами с применением заклёпок.
Полагаю, проблема всё же состояла в том, что вот на корпусах, которые вовсю клепали безо всякого жужжания, и которым Арктика не особо мешала жить, стали применять революционный тогда метод сварки, не адаптировав при этом ни материалы корпуса, ни собственно его конструкцию к новым особенностям прочностных параметров корпуса. И оно вот таким образом и вылезло, что десятки довольно внушительных судов поломались пополам. Всех неправильная загрузка поломала что ли?
Я ж не говорю, что виновата в этой дряни только сварка как технологическое решение. Тут налицо распиздяйство штатовских производителей - в погоне за победой над нацизмом, или же за 300-процентной прибылью. Ну, той самой.
Личное некомпетентное мнение, сварщик-то я вообще никакой.
> Там же в той же статье и написали, что помимо замены "неправильного" сорта стали, конструкцию корпуса вынуждены были таки усиливать дополнительными элементами с применением заклёпок.
Я как Фирдыщенко - ох чего бы я только понасказать мог бы об этом!!! Ну вот есть в Англии поверье, что как только Биг-Бэн развалится, так и Англии конец. Аврора это наш Биг-Бэн я настаиваю!