Около месяца назад чуть ли не все отечественные СМИ рассказали об ушедшем участнике штурма Рейхстага
Николае Михайловиче Беляеве — последнем участнике этого штурма, жившем в Санкт-Петербурге. Тогда неравнодушные подсчитали, что с нами ещё оставалось около 10 ветеранов, которые брали Рейхстаг. Увы, время безжалостно; и сегодня родные и близкие отмечают девять дней ещё одному участнику этого штурма: 30 декабря на 99 году жизни умер Герой Советского Союза Иван Никифорович Лысенко.
Жизнь у Ивана Никифоровича была непростой. Родился незадолго до Октябрьской революции в деревне Кузнецы ныне Брянской области, в шесть лет остался без отца. Отучившись в начальной школе, пошёл работать в колхоз. В 1933 году по знаменитому «Указу семь-восемь» (Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.1932 «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности») был осуждён к 10 годам лишения свободы, отбывал наказание в Соловецком отделении Белбалтлага.
В 1936 году с подачи Вышинского власть обратила внимание на чрезмерное применение этого закона: строго наказывались даже те, кто совершил малозначительные преступления «из нужды, по несознательности и при наличии других смягчающих обстоятельств». Было пересмотрено более 115 тысяч дел, причём применение закона в 91 тысяче случаев было признано необоснованным. Многие преступления были переквалифицированы, а почти 37,5 тысяч осужденных были освобождены из мест лишения свободы. Вернулся домой и Иван Лысенко.
Жизнь продолжалась: Иван женился на местной девушке Татьяне, в 1941 году у него родилась дочь — 10 августа, уже после начала войны. Сразу его не призвали: числился он после отсидки негодным к строевой службе. Но после освобождения из оккупации былое ограничение уже не играло роли, и Иван был призван. Правда, в штрафную роту (достоверной информации о том, почему именно в штрафное подразделение, нет; возможно, по совокупности: как-никак, бывший зек, да ещё из-под оккупации, причём в партизанах не воевал). В боях был ранен, а после излечения зачислен в разведвзвод 674-го стрелкового полка, с которым и дошёл до самого Берлина.
Воевал Иван Никифорович смело и отчаянно.
В бою 15.02.45 в районе гор. Ястров западнее деревни Гурзен тов. Лысенко в составе отделения вёл разведку по уточнению места расположения противника. Столкнувшись с группой немцев, наши разведчики завязали бой, на поддержку действий своих солдат из леса вышел немецкий автотранспортер. Тов. Лысенко с группой бойцов подбежал к 45-мм пушке, расчет которой был выведен из строя, открыв огонь из орудия, 6-м снарядом подбил автотранспортер. Через несколько минут там же был подбит 2-й автотранспортер, при этом было убито 6 немцев.
(Из представления к медали «За отвагу».)
А 30 апреля 1945 года Иван Лысенко с товарищами ворвался в Рейхстаг, прокладывая себе дорогу автоматом и гранатами, одим из первых пробился на второй этаж и укрепил на фронтоне самодельное красное знамя. А поскольку в самом начале боя за Рейхстаг он ещё ухитрился взять в плен и отконвоировать к своим в целости и сохранности двух немецких генералов, командир полка подполковник Плеходанов 6 мая подписал на старшего сержанта Лысенко представление к Герою.
Представление довольно быстро прошло все армейские инстанции и 16 мая 1945 года, после подписания командующим 3-й УА, ушло в Москву. Там вопрос, надо полагать, рассматривали внимательно и тщательно: судьба-то у Ивана Никифоровича была извилистая. Как бы то ни было, Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза был подписан через год, 15 мая 1946 года.
... Под ливнем свинца вплавь тов. Лысенко одним из первых достиг западного берега канала, прикрываясь гранатным огнем, стремительным броском ворвался в немецкую траншею. Немецкий офицер — командир зенитного орудия, действующего на прямой наводке, дважды почти в упор стрелял в тов. Лысенко из пистолета, но не дано было умереть герою. Подмоченный автомат тов. Лысенко отказал, в какое-то мгновение он прикладом разбил голову немецкому офицеру и его денщику. В стане врага поднялась паника. Момент был использован. Через канал переправились ещё несколько наших групп...
(Из представления к Герою.)
А всего не самый длинный, но очень яркий боевой путь ветерана, помимо звания Героя и ордена Ленина, отмечен орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
После демобилизации Иван Никифорович практически безвыездно жил и работал на своей малой родине. Был колхозным бригадиром и председателем сельсовета, киномехаником и школьным завхозом. Вырастил двух сыновей и трёх дочерей, правда, один из сыновей трагически погиб в 23 года, а второй в 60 лет сгорел от рака. В 1987 году ветеран похоронил и жену Татьяну. Выйдя на пенсию, жил Иван Никифорович в посёлке Красная Гора Брянской области, на улице своего имени.
Иван Никифорович Лысенко (9.10.1917—30.12.2015). Фото из журнала «Брянская тема», №07, 2011 г.
Похоронили Ивана Никифоровича Лысенко 31 декабря с воинскими почестями в родной деревне Кузнецы.