Дмитрий Юрьевич, а можно в описание к видео на Youtube добавлять и ссылку на конкретную новость с обсуждением на сайте?
То есть бывает смотришь с ютуба, хочешь почитать комментарии на oper.ru, а прямой ссылки нет. Не проблема найти ролик если он свежий и только вышел, но если ролик старый, то поисковик на сайте выдает сразу много результатов, начинаешь их читать, разбираться, вникать, работа стоит, начальник недоволен... :)
Нет, конечно. Я про этот и последующие ролики.
Например, комментарии Клима Александровича к историческим роликам про битвы не менее интересные чем сами видео, особенно когда он делится источниками. Игорь Леонардович отвечает на вопросы тут, а не на ютубе. Да и Дим Юрич много раз говорил, что обсуждение бывает едва ли не интереснее самой новости.
Возможно ли найти самому соответствующую новость с видео на сайте воспользовавшись поиском? Разумеется.
Я же предложил просто ускорить этот процесс.
В 1916 восстание и нежелание умирать за Империю, в 1941 - массовый героизм и подвиги "панфиловцев". Это к тому, что какую такую "мину" заложил В.И. Ленин под СССР при его создании, что за неполные 25 лет так кардинально поменялось мировоззрение народов?
"Ассалям алейкум, невесёлая минутка, разлюбезные наши Гульнара Галимзяновна, Фиргюза Мирзоевна и Гюрза Бахрамовна.
Сидим мы сейчас на песочке возле самого зелёного ящика, куда посадил нас революционный режиссер Мотыль, и ни о чём беспокойства не испытываем.
Давно здесь сидим. Солнышко здесь такое, что аж динамит в ящике сам собой шипит, как кот Васька на змею, коих здесь предостаточно. Тому остаёмся свидетели, сидельцы за несчастье нетрудового туркестанского народа.
На 26:17 Дмитрий Овсянников говорит, что первым секретарём Казахстана был Юлдаш Ахунбабаев. На самом деле он был первым секретарем Узбекистана! Внимание, вопрос: Так кто же был этническим уйгуром- первый секретарь Казахстана (Мурзагалиев? Пестковский и Акулов явно не уйгуры) или первый секретарь Узбекистана Ю. Ахунбабаев?
Дмитрий Юрьевич, не желаете пригласить Александра Дугина? Философ, профессор, слушал его лекции по постмодерну и иногда видел по телеку, с виду очень умный и интересный мужик и крайне толково рассказывает.
Он конечно в Москве работает, но может и к вам заедет однажды.
Во время описываемых событий город в Чуйской долине назывался Пишпек.
В 90-м году киргизские националистические выступления происходили в г.Фрунзе - столице Киргизской ССР. В Бишкек столица переименована на волне национализма в феврале 1991г.
В результате ползучего национализма за прошедшие 25 лет республика практически очистилась от русских и других т.н. русскоязычных. Однако, праздника жизни у киргизов при этом почему-то не случилось. Из 4 миллионов киргизов на постоянных заработках в России до миллиона человек. Треть ВВП Киргизии - денежные переводы семьям.
Деникин в своих мемуарах утверждал, что " Дикую дивизию " создали для того, чтобы " убрать беспокойный элемент с Кавказа ".
Армия, во время I мировой вобрала в себя много людей. Появилась нехватка рабочих рук в тылу. Эту проблему пытались решить, в том числе путём завоза китайских рабочих- кули. У нас в г. Энгельсе Саратоаской области один из районов города с тех пор называется " Тиньзинь "- там разместили завезённых китайцев.
Китайцы потом активно себя показали в гражданской войне, в основном на стороне красных. В начале 90-х был я в археологической экспедиции в селе Советском ( бывшее Мариенталь ). Местный краевед. водил нас к местному лобазу дореволюционной постройки. Показывал на задней кирпичной стене этого здания выщерблины. Это следы от пуль. Это восставшие немцы- колонисты расстреливали продотрядовцев- китайцев.
Дмитрию спасибо! Очень интересно и доступно рассказывает!
Дмитрию Юрьевичу спасибо отдельно! Подобные ролики заполняют пробелы в познаниях! (Не думал, что мои пробелы столь значительные).
По возможности стараюсь поддержать "копейкой".
> Поведай весь сказ боярин, как разгон сапёрными лопатками студентов силами МВД из РСФСР выглядит в твоих глазах?
Живу в Алматы, слушал рассказы участников.
Для себя понял что это не было стихийным событием, были организаторы, есть факт раздачи спиртных напитков и накручивание националистических чувств студентов провокаторами.
По вузам была разнарядка отпустить студентов.
По всем совокупным данным выходит что вероятнее всего за всем стоял Назарбаев, который осуществил провокацию, посчитав что его незаслуженно обделили, назначив на место, на которое он претендовал Колбина.
Выступления были отнюдь не мирного порядка, привет майдан.
У меня в школе был преподаватель по истории - казах, который рассказывал что ехал в автобусе во время этих событий, когда туда забежал другой казах с криками что надо бить всех русских!
Так вот он рассказывал что он тут же заехал кулаком в лицо этому провокатору.
Оснований сомневаться в его словах у меня нет.
Еще раз, была попытка устроить межнациональный конфликт, студенты точно не вели себя мирно.
Надо или не надо было их жестко подавлять это вопрос дискуссионый.
Некоторые склонны винить именно во всем самих студентов (типа нацики, наркоманы и прочее), а по мне виновата парт номенклатура, которая просто использовала их как пушечное мясо, для своих интриг. А теперь лепит из них же героев революции...
А национальный горой киргизов бай Шабдан, за усмирение соплеменников получил звание полковника в Российской империи. И на волне национализма его подняли со дна истории и даже поставили памятник в пгт Быстровка, которую переименовали в Кемин и несколько лет назад присвоили статус города. Правда население пгт уменьшилось почти на половину, но зато теперь город.Моя бывшая родина.
> А национальный горой киргизов бай Шабдан, за усмирение соплеменников получил звание полковника в Российской империи. И на волне национализма его подняли со дна истории и даже поставили памятник в пгт Быстровка, которую переименовали в Кемин и несколько лет назад присвоили статус города. Правда население пгт уменьшилось почти на половину, но зато теперь город.Моя бывшая родина.
Кому: kvi, #39 Вы путаете, насколько я могу судить. На фото - памятник Курманджан Датке - предводительнице алайских киргизов второй половины XIX в. В Википедии есть статья про нее и фотографии (снятые, между прочим, будущим президентом Финляндии и маршалом Густавом Маннергеймом).
Памятник стоит в конце бывшего бульвара Дзержинского. Когда-то (в 60-х годах ХХ века) там стоял памятник Ленину, потом его заменили на Дзержинского. После провозглашения независимости Дзержинского заменили на что-то символическое и малопонятное (я еще это застал, в последний раз был в Киргизии в 2003 г.), а теперь вот - на Курманджан.
А памятник Панфилову стоял, и, если верить Google Earth, стоит по сей день совсем в другом месте, на улице его имени (если не переименовали), у ограды парка тоже его имени (если не переименовали). Между прочим, это был первый в СССР памятник герою Великой Отечественной войны, его поставили уже весной 1942 г.
И еще, для Мопсовода - памятник Шабдану есть и в Бишкеке, где-то за Филармонией.
> И еще, для Мопсовода - памятник Шабдану есть и в Бишкеке, где-то за Филармонией.
>
Да поналепили где только можно. Если-бы Новороссийка не была в ущелье-мешке, то и там влепили-бы.
Удивительно как Ананьево - поселок на берегу Иссык-куля, названый по фамилии одного из 28 панфиловцев родом из тех мест, не переименовали. Рыбачье так в Балыкчи переименовали.
Очень интересно. Есть только небольшие неточности Автор не совсем точно владеет информацией т.е путает республики, фамилии и пр. Моё мнение данное событие попытка местных элит разыграть сепаратную карту в 1916г. Россия воюет, центр далеко, революционное влияние чувствуется. Беднота недовольна, а именно её отправляют, не желает отрываться от Родины..... А не попробовать ли сделать.. Майдан? упс. Это прообраз современных майданов. А в друг получиться? если что, элиты не причём. Почему русских резали а местных администраторов-богатеев нет?
Ну, название "Ананьево" язык не ломает ни русским, ни киргизам.
Вот Пржевальск переименовали. При всем уважении к Пржевальскому произносить польскую фамилию с непривычным для нашего языка нагромождением согласных "прж" тяжеловато и русскому человеку, подозреваю, что киргизу еще сложнее. Также и Фрунзе - я не филолог, но, слышал, что в киргизском языке вообще нет звука "ф"...
Плюс, разумется, надо еще и "национальное самосознание" укреплять (благозвучный эвфемизм для понятия "национализм"). Поэтому всякого мало-мальски заметного деятеля позапрошлого века тут же возводят в ранг "батыра". И если "Ормон-батыр" знаменит хотя бы тем, что ликвидировал национального героя казахов Кенесары Касымова (который для киргизов был примерно как Батый для русских), то "Шабдан-батыр", насколько я помню, особыми военными подвигами как раз не знаменит. Просто он оказался первым киргизом, получившим русский военный чин (и немаленький). Кстати, Вы неверно назвали его "баем", он был манапом. Разница, примерно, как между безродным кулаком из крестьян и родовитым помещиком, возводившим свой род чуть ли не к Рюрику: бай - просто богач, манап - родоплеменной вождь.
Что это Кенесары как Батый? Он пришел объединяться с крыгызами против русских. Его предали. Полковников его поубивали (да еше каким-то зверскими способами как всегда.. головы - эмиру). А (уж очень видный мужчина был)самого все соблазняли женами, чтобы потомство получить, он не соглашася, тогда убили, а голову - Белому Царю в подарок - тогда еще многовекторностью отличались. Казахи до сих пор ту голову ищут, говорят гже-то в Эрмитаже она. Какой там Батый.. А Ормон-хана свои же потом и убили. Ну как свои - другой род.
Кому: dodo, #46 Когда Кенесары под натиском русских откочевал с северо-запада Казахстана на юго-восток, он начал там создавать себе новое ханство. И действовал, как истый чингизид - завоевывал. Если это можно назвать "объединял", то да, объединял. Вот только с несогласными поступал тоже по старинке - драл кожу, жарил в масле и выдумывал для них прочие аргументы такого же рода. В конце концов Ормон сотоварищи его поймали в засаду и сделали с ним то же, что Кенесары делал с киргизами (то ли кожу содрали, то ли в казане изжарили).
А то, что Ормона убили представители другого рода - так на то и родоплеменной строй. "Своими" их назвать сложно, они были Ормону такие же "свои", как русские князья друг другу перед монгольским нашествием (Клим Жуков об этом "свойстве" много рассуждает в своих беседах...).
Есть любопытная книга Н.А.Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы", написанная в конце 19 века, ее переиздали в 2001-м в Бишкеке. Аристов был чиновником Туркестанского генерал-губернаторства, при этом человеком просвещенным и интересовавшимся историей. Вот он и написал солидный том, в котором описал историю киргизов с древних времен до своего времени. Про старину он, конечно, пишет на уровне знаний того времени, так что в чем-то его данные устарели, но вот об истории Киргизии в 19 веке - часто со слов очевидцев, а то и по личным впечатлениям. Приводит он в книге, между прочим, автобиографию Шабдана, которую тот составил по просьбе самого Аристова. Довольно подробно излагает он и историю Кенесары.
Очень бойко говорил молодой человек. Справедливости ради скажем, фактуру по сборнику Пясковского изучил. А вот с географией - двойка: в Боомском ущельи никто не погибал: через него весь Бишкек в Иссык-Куль ездит и до Китая от этого ущелья верст 300. Перевал Бедель вот как называется то место, где гибли бегущие семьи, в спину которым стреляли русские пушки.
То есть в целом, хоть и излагает молодой человек замшелый "сталинский миф о восстании" (то есть без учета открытых в последние пару лет документов и сознательно замолченных старых версий событий), но без шовинистического душка. Душок этот только в конце ведущий запускает, когда говорит о "мести за резню"... Ведь дело в том, что резню-то невинных киргизов начали именно русские - старожилы да казачье, которым страсть как хотелось, чтобы киргизы учинили это "восстание", дабы земли иссык-кульские и от киргизов и от переселенцев-самовольцев освободить.
Провокационный характер семиреченской бойни был вскрыт еще в 1916 году (показания Бройдо), этот же подход доминировал и в 20-30-е (тот же Рыскулов)... И только при Сталине ввели ту "версию восстания дезертиров", которую изложил молодой человек.
Ах, да и второе. Зачем-то он соврал про 5000 убитых русских. Даже в самые царские времена (то есть в 1916-м) больше 4000 убитых и плененных никто не называл. А в конце концов сошлись на 2000 убитых и 1300 плененных. Ну да ладно... рассказал мальчик мифы... Спасибо хоть на костях не станцевал...
Кому: Георг, #44 Чтобы начать понимать произошедшее в 1916-м к Семиречье надо разбираться в социальной структуре населения этой части Туркестана. Вопрос "почему не резали местных администраторов-богатеев?" - может задать человек абсолютно несведущий в том, что собой представляли киргизские кочевые племена в смысле социального устройства. Этот вопрос для киргиза звучит примерно так же дико как для русского крестьянина вопрос "Почему в русских семьях повзрослевшие дети не вырезали своих бабушек и дедушек?". Своих манапов киргизы любили и защищали, а главное - слушались. Поднять руку на своего манапа для киргизов было немыслимым преступлением. А для защиты от посягательств со стороны враждебных родов была охрана. Поэтому русским в 1916-м и не удалось захватить и казнить большую часть манапов (им очень хотелось это сделать), хотя имена их были известны. Даже советская власть не стала уничтожать манапов: их просто изолировали от родовой массы, отправив в 1929-м году "на перевоспитание" в степи Херсонской области.
Другое дело избранные представители "местного самоуправления" - так называемые волостные управители и пятидесятники. Этих могли и побить, тем более что именно им было поручено составление списков подлежащих набору. Поэтому данная публика (волостные) и обратились к семиреченским властям с просьбой направить на кочевья войска. Кто упомянет об этих просьбах? Ангажированным политиками историкам дано указание раскручивать теорию "восстания" вот они и топчутся на этом месте. А сотни документов, эту теорию опровергающих, тихо лежат в архивах... и хранят правду.