На связи снова студия
D63. Сегодня расскажем о советском лёгком танке Т-70, незаслуженно оставшемся в тени славы Т-34, КВ и ИС-ов. После войны в Советском Союзе про него не писали восторженных статей. Он плохо подходил для пропаганды превосходства советской промышленности. При сравнении миллиметров брони и калибра орудия с танками противника Т-70 выглядит очень скромно. Воевавшие на нем ветераны-танкисты почти не оставили ярких мемуаров. Пик его производства и применения пришелся на тяжелую первую половину войны, и немногие из экипажей Т-70 дожили до Победы.
Однако этот маленький танчик на базе автомобильных узлов и агрегатов как нельзя лучше соответствовал производственным требованиям "массового лёгкого танка военного времени". В 1942-1943 годах заводами ГАЗ, №37(г. Свердловск) и №38(г. Киров) было построено более 8000 этих машин. Большим тиражом был изготовлен только Т-34. Немцы называли советские лёгкие танки “неистребимой саранчой”. Позже база Т-70 стала основой для самой массовой советской самоходной установки времен войны — СУ-76.
Разумеется, Т-70 не мог “дуэльно” противостоять немецким танкам и самоходкам, но при тактически грамотном применении был достаточно серьёзным оружием. В наградных документах описан случай, когда экипаж Т-70 под командованием младшего лейтенанта Григория Ивановича Пегова 26 марта 1944 года года остановил колонну немецких танков Пантера, выдвигавшихся для контратаки. Замаскированный Т-70 с 200 метров расстрелял в борта два танка Пантера, прежде чем его смогли обнаружить. Немцы решили, что впереди организована серьёзная противотанковая оборона, остальная часть колонны отступила.
Постройку модели раннего Т-70 производства завода №38, воевавшего в составе Калининского фронта летом 1943 года, вёл мастер Роман Ярлыков. За основу взят набор от фирмы МиниАрт. Он в настоящее время безальтернативен. К сожалению, исходный набор разработки 2006 года морально устарел и по современным стандартам стендового моделизма страдает большим количеством "косяков" в плане исторической достоверности многих деталей. В первую очередь никуда не годится форма башни. Также неверна форма люка механика водителя, а катки даны слишком тонкими и к тому же по типу конструкции не подходят к выбранному прототипу. Радикально решить эти проблемы Роману сильно помогли наборы деталей из полиэфирной смолы от фирмы "Комплект ЗИП". Один набор содержит верные по геометрии детали башни и люка механика-водителя. Второй — замечательно отлитые ажурные спицованные катки, характерные для выбранного прототипа, танка завода №38. Увенчали это великолепие рабочие металлические траки.
Таким образом, от исходного набора остался только корпус, на котором была сделана масса доработок:
1. Изменён крой соединения бронеплит, т.к. у исходных деталей слишком большой зазор между ними.
2. Заменены головки болтов на более соответствующие реальным, из полиэфирной смолы.
3. Заменены все ручки и петли на металлические.
4. Доработаны поддерживающие катки в соответствии с прототипом (сделаны отверстия облегчения, установлены болты по оси ребер).
5. Добавлены недостающие сварные швы на верхней лобовой детали и корме.
6. Добавлена имитация сварного шва на люк механика-водителя.
7. Установлен кронштейн-уголок для установки лампы зимнего прогрева двигателей.
8. Заклёпки крепления торсионов заменены на более масштабные полиэфирные.
9. На броневой крышке люка вместо заклёпок установлены по 3 болта.
10. Сделан выхлоп из рассверленных латунных трубок.
11. Сделаны закругления на крыльях, а также крепления крыльев к корпусу.
12. Доработан механизм натяжения гусениц (сымитирована гайка, контргайка и ось натяжителя).
13. Из остатков платы фототравления изготовлен упор для ключа натяжителя (миниарт дает его монолитным);
14. Из литника изготовлен габаритный фонарь.
15. Из иглы сделаны бонки для крепления зимней заслонки.
16. Из остатков фототравленых деталей изготовлены задние крепления крыльев (добавлены метизы).
17. Буксировочные крюки переделаны под ранние.
18. Доработан боковой воздухозаборник (добавлены 2 поперечные распорки, сварные швы, планки направляющих, нижние петли крышки воздухозаборника, две ручки, метизы. Сама сетка от фильтра, обрамление сетки — фототравление)
19. Изменен выход трубы выхлопа;
20. Установлены метизы на броневую крышку трансмиссии в соответствии с прототипом.
20. Сымитирована асбестовая обмотка на трубах с помощью пластыря.
21. Проработаны крепления башенного люка.
22. Сделан экран направляющей на верхней лобовой детали.
22. Добавлены два лючка на крыше моторного отделения.
23. Добавлены две заглушки в месте выхода труб глушителя (т.к. выхлоп шел из под короба воздухозаборника).
24. Добавлены уголки крепления ящиков ЗИП к полкам.
После окончания постройки наступил черёд окраски.
Сперва был нанесен слой грунтовки, затем все линии стыков и углубления задуты из аэрографа чёрной краской.
Дальше был базовый защитный цвет разных оттенков для придания дополнительного визуального объёма.
Затем Роман нанёс кистью очень жидко разведённую масляную краску зеленых и коричневых тонов. После высыхания той же краской изобразил выцветание и потёртости.
Далее модель покрыта глянцевым лаком. Все углубления, края сварных швов, стыков пролиты тёмной жидкой краской, выделены болты и заклепки.
На башню в соответствии с фотографией прототипа было нанесено тактическое обозначение — белый треугольник с номером 268. После нанесения “финальных штрихов” в виде сколов, потёков и загрязнений наш Т-70 приобрёл натуралистичный и законченный вид.
Стройка длилась примерно два месяца. Сейчас модель находится в частной коллекции. Это не самая новая работа Романа, но, скажем без ложной скромности, одна из наиболее точных моделей Т-70 в 35-м масштабе среди всех, что были опубликованы в сети.
Другие работы Романа можно посмотреть в его
блоге.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Купить работы студии D63