Восстановление иконопочитания это не 9-й век, а 8-й,
Седьмой вселенский собор 787 года в Никее закончился примирением сторонников
иконопочитания с иконоборцами, современный иконописный канон как раз является
результатом компромисса, с одной стороны, иконы разрешаются, с другой,
не допускается реалистического изображения, как уступка иконоборцам
Егор Яковлевич, поразительно выдержанный человек. Меня хватило на сорок минут этого "булкохруста". Как историк он полный ноль, как искусствовед по видимому так же. Одержим "белой идеей" и собственным хобби.
Похрустел гость да, но в целом познавательно. Спасибо Егору, хотя момент был - лицо мне показалось у Егора малость изменилось ))) Есть ещё где над собой работать - успехов.
> Восстановление иконопочитания это не 9-й век, а 8-й,
> Седьмой вселенский собор 787 года в Никее закончился примирением сторонников
> иконопочитания с иконоборцами, современный иконописный канон как раз является
> результатом компромисса, с одной стороны, иконы разрешаются, с другой,
> не допускается реалистического изображения, как уступка иконоборцам
неужели вся эта галимотья заслуживает внимания? не уж-то это интересно ? картинки для неграмотных людей, которым правящий класс нагадил в голову.
> неужели вся эта галимотья заслуживает внимания? не уж-то это интересно ? картинки для неграмотных людей, которым правящий класс нагадил в голову.
Так нельзя. С этой точки зрения живопись Возрождения - такие же комиксы, а любой древний храм - молельный дом древних мракобесов. Но, одновременно это - культурное наследие человечества. Этапы, предшествующие современности. И с этой точки зрения оно важно как для понимания прошлого, так и для настоящего. Даже если оставить за бортом тех верующих, для которых это всё важно как предметы культа. Другое дело - стоит ли это сейчас воспринимать чем-то большим, чем культурный феномен прошлого и предметы искусства.
> Не стоит забывать момент обогащения (от слова БОГ, очевидно) - на них гость особенно возбуждался: "взял за рубль, а продал за 20".
Не, ну тут надо опять же разделять. Да, есть барыги. Люди крайне неприятные, в стиле старинного такого торгашества. Вот такая грань. Но, как правило, как раз из за того, что принцип "не обманешь - не продашь", очень распространён в этой среде, они так же очень относительно предмета своего интереса знающие. Такая вот диалектика.
Хотел что-то умное брякнуть тут во гневе, ан гляди- уже старшие комрады все расписали по полочкам, добавить-то и нечего. Жаль только, что Главный отмахнется очередным "плюрализмом мнений".
> Но, одновременно это - культурное наследие человечества.
Это наследие под копирку конвеерным методом малевали (именно таким словом процесс называли) возами, а потом, когда краски блёкли, им печки топили или дырки в коровнике заколачивали. В этом отношении иконопись мало чем отличается от коллекционирования пивных этикеток.
Меня, камрады, "порадовали" ужасные разрушения, нанесённые кремлю проклятыми большевиками. А то, что 80%, утрированно, древних фресок уничтожено в дореволюционные времена- об этом как-то не принято говорить.
> Это наследие под копирку конвеерным методом малевали
Наверняка. Как и римские доспехи времён Республики. И гость чего-то такое даже говорит про 18-19 века. И вот да, как-то попал на тематическую выставку в Пушкинский, в Москве. Выставляли из запасников экспонаты по древнему Египту. Так задумался и ощущение - как на свалку попал. Обрывки, обломки, выцветшие и потерявшие блеск предметы, статуэтки с утерянными частями. В общем - хлам, да и только. Какой только херни в музеи не натащат.
Мда... Ну и про коровники - испанцы основную часть металла Мезоамерики на слитки пустили - чего добру-то пропадать. И в далёком 16 веке, вероятно, были не так уж не правы.
> Это наследие под копирку конвеерным методом малевали (именно таким словом процесс называли) возами, а потом, когда краски блёкли, им печки топили или дырки в коровнике заколачивали. В этом отношении иконопись мало чем отличается от коллекционирования пивных этикеток.
Возможно, пивные этикетки будут бесценны для археологов будущего. ;) По ним тоже можно понять какие-то аспекты нашего времени.
Берестяные грамоты, между прочим, - тоже в массе какие-то записки с бытовым содержанием. Их писали, читали и выбрасывали в грязь за окном. А теперь это просто клад для лингвистов и историков.
> Лучше понимаешь предков - лучше поймёшь себя и своё будущее.
"...Многие особенности икон, которые дразнят пресыщенный взгляд современности: преувеличенность некоторых пропорций, цодчеркнутость линий, обилие золота и самоцветов, басма и венчики, подвески, парчевые, бархатные и шитые жемчугом и камнями пелены — все это, в свойственных иконе условиях, живет вовсе не как пикантная экзотичность, а как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы, то есть как единство стиля и содержания, или иначе — как подлинная художественность. (...) Золото — условный атрибут мира горнего, нечто надуманное иаллегорическое * в музее — есть живой символ, есть изобразительность в храме с теплящимися лампадами и множеством зажженных свечей. Точно так же, примитивизм
иконы, ее порой яркий, почти невыносимо яркий колорит, ее насыщенность, ее подчеркнутость есть тончайший расчет на эффекты церковного освещения. (...) В храме, говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому,эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь. (...) Вспомним о пластике и ритме движений священнослужащих, например при каждении, об игре и переливах складок драгоценных тканей, о благовониях, об особых огненных провеиваниях атмосферы, ионизированной тысячами горящих огней, вспомним далее, что синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию,— поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики — музыкальною драмой. Тут все подчинено единой цели..."
П. А. Флоренский
Но разве кто-то из потомков понимает десятую часть этого?
> Но разве кто-то из потомков понимает десятую часть этого?
Духовное - оно внутре. А вот эта напыщенность и дороговизна, она внешняя и вычурная. Да красиво и богато, но разве это духовность. И, кстати, как топ противоречит всему этому стремление к аскезе и воздержанию.
А про конвейер икон - ну не может нести духовный посыл вещь, сделанная поточным методом на станке, а не руками и любовью.
> Ну, вряд ли миллионы пластиковых уточек помогут науке.
Плавно перескочили с одной метафоры на другую? ;) Мы там выше о пивных этикетках начинали, а теперь поменяли на что-то более удобное?
---------
Но не переживай. Даже пластиковая уточка содержит информации гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
> Берестяные грамоты, между прочим, - тоже в массе какие-то записки с бытовым содержанием.
Не надо археологическую ценность с культурным наследием путать. Вон на стоянках древних людей самую большую ценность представляют выгребные ямы. А для археологов будущего неоценимым источником информации о бытовой жизни наших современников могут стать архивы инстаграмма, хотя сейчас это та ещё помойка.
Иконы в этом отношении как продукция Голливуда. Её много, она красочная, иногда встречаются шедевры, но в массе своей культурное значение сильно преувеличено. Да и археологическая ценность будет весьма косвенной. Для изучения моды, верований и языка аборигенов сгодится, а в остальном это скорее ловушка для учёного.
Тут выше древний Египет вспомнили. Как раз показательный пример, когда канон победил здравый смысл. Из Египта обывателю известны в основном пирамиды, а ведь это коротенький промежуток в пару веков. Остальные три тыщи лет так называемой цивилизации - это списки сушёных фараонов на местных заборах с поясняющими однотипными картинками. Для специалистов интересно, а человечеству почти никакого профита.
что касается выгребных ям:
сейчас в Иерусалиме активно раскапывается т. наз. город Давида, то есть то место, где был дворец царя Давида, и недавно была защищена диссертация по изучению содержимого туалета, который там находился! В частности, обнаружены следы глистов.
Что и говорить, Егор Яковлев раскатывает гостя по фактам истории. Просто по фактам, датам и документально записанным и подтверждённым (важно) данным. Так каждый раз, когда кто то начинает лезть не в свою епархию, в присутствии профессионала. Уже не в первый раз можно сказать, что избиение младенцев наблюдать интересно, но не особо (чувство жалости накатывает, проклятое). Единственный раз, когда сошлись историки на сайте, это тема про нефтяные вышки и революцию. И то, заочно было касание. И вроде Дмитрий Юрьевич уже пояснил, почему формат прений лицом к лицу невозможен. Но каждый раз тянет увидеть... Да неужели Яковлев и Жуков могут начать друг другу морды бить, если не сойдутся во мнениях....
> Флоренский столь витиеватым поэтичным языком описывает то, что делала своими руками куча людей попроще.
Если заменить слово "куча" на "кучка", то мы вполне придём к консенсусу.
Поясню.
Лично у меня вызывает сомнение предположение, что основная масса т.н. "православных", aka "крестьяне" прошаривала "ленты голубоватого фимиама" и "пластику кажденствующего".
Ну а то, что [кучка] эстетов от православия, типа Флоренского, способна наполнить смыслом всякую хрень, как искусствоведы наполняют (кто во что горазд) смыслом всякую хрень, вплоть до "Черного квадрата" -- тут уж никаких сомнений.
Сразу вспомнилось "В людях" Горького, про иконописную мастерскую в Нижнем. 12,13 глава и далее. Такие вещи читать - душа отдыхает, просто от слога! Болдырев про нижегородскую ярмарку упоминает. Начиналась она там, где сейчас Макарьевский женский монастырь. Честно говоря, не знал, что на Волге один из центров иконописи в России.
> Лично у меня вызывает сомнение предположение, что основная масса т.н. "православных", aka "крестьяне" прошаривала "ленты голубоватого фимиама" и "пластику кажденствующего".
Необязательно прошаривать в технике монтажа и "атракционах" Эйзенштейна, чтобы получать воздействие от просмотра "Броненосца Потемкина".
> Необязательно прошаривать в технике монтажа и "атракционах" Эйзенштейна, чтобы получать воздействие от просмотра "Броненосца Потемкина".
>
А тут в соседнем треде режиссёр распинается, что люди после просмотра фильма плачут не от мастерства творцов, а от события, как такового. Как бы оно, событие, не было обосрано художественно. "Голубоватыми лентами" и "пластикой кажденствующего" к примеру.
Егор Николаевич, а нет ли в планах так же разобрать политическую составляющую как это было сделано с ПМВ, но уже с Второй Мировой ? Так сказать в дополнении к "Войне на уничтожение", заранее спасибо.
P.S. Надеюсь в вашем научном споре с Климом Александровичем и другими специалистами победит истина, так же и в будущей дуэли с Борисом Витальевичем и ваш с ним, научный конфликтЮ разрешится нормальным сотрудничеством двух специалистов историков.
> А тут в соседнем треде режиссёр распинается, что люди после просмотра фильма плачут не от мастерства творцов, а от события, как такового.
Следует ли из этого, что фильмами Эйзенштейна люди 20-30-х годов восхищались исключительно из-за осознания величия революции, например в далеких Соединенных штатах в глухих рабочих городках? И второй вопрос, как, руководствуясь формальной логикой, из того, что говорит Иван Диденко применительно к конкретному фильму, вытекает некая универсальная истина о восприятии зрителем искусства?
> Егор Николаевич, а нет ли в планах так же разобрать политическую составляющую как это было сделано с ПМВ, но уже с Второй Мировой ? Так сказать в дополнении к "Войне на уничтожение", заранее спасибо.
>
Я думаю, мы потихонечку до этого дойдем. Но в 2018 году будет разбирать политическую составляющую Гражданской, да и вообще работы очень много)
Я ответил на вопросы? Если ответил, будь добр, ответь теперь ты, для какой части т.н. "православных" и в какой период были значимы изыски Флоренского и на чём основаны выводы об их значимости. Спасибо.
Гм, прочитал. Понятно, что найти коммуниста-иконоведа - задача практически нереальная, всё-таки специфика профессии. Но кое-что почерпнуть можно.
Немного офф: слышал такую точку зрения, что был всплеск моды на иконы за границей после революции, с подачи эмигрантов из всяких белых движений и армий. Есть в этом доля смысла или народ фантазирует?
Видите ли православных возмущает когда у мужика дома на полу стоят иконы и рядом бегает собака, а то, что на ( для них ) святынях барыги делают бабло, это в порядке вещей. Хотя меня это, наверно, и не удивляет уже.
А вы решили открыть тему чисто по иконе? Или икона в контексте исторических процессов?
Просто для меня несколько необычно видеть данную тему в местном формате.
Так и тянет спросить, скакой целью? Подобная постановка вопроса несколько дескридитирована, конечно, но спрашиваю безо всякой негативной и задней мысль.
Пока приходит ответ типа: разбавить формат. Но это чисто чисто моё надуманное (выдуманное) мнение.
Мне, на самом деле, были интересны темы связанные с иконами: и разбор изображений икон, и всякие разделения течений в изображении икон, и разные исторические моменты, где иконы участвуют.
Но, всё-таки хотелось бы большей подготовленности автора. Не зря же он своим делом занимается, уж можно потрудиться запоминать даты И прочие знаковые атрибуты, связанные с иконотворчеством.
Есть такой художник Олег Торопыгин. Значим он тем, что за предыдущие годы прямо-таки даром выдал на просторы интернета академическую программу художественной школы. Вот так вот "нате вам, господа хорошие, всё от карандашного кубика до портрета маслом в самых что ни на есть подробностях".
И рассказывает он всё довольно увлекательно. По крайней мере, у сменя ни разу не возникала мысль переключить канал, а слушать больше и больше его видео.
К чему я это. К тому, что человек также занимается и иконописью: и сам, естественно, рисует, и обучает. К сожалению, сама я его ролики по иконописи не смотрела, но после вашего видео выше мне думается, что, возможно, даже зря. Так вот, я подозреваю, что такой человек мог бы быть довольно информативен. То есть, будь человек просто ремесленником, а то иконописец да + ещё преподаватель художественного искусства.
Правда, боюсь, как местная атмосфера может принять православного человека, и как он сам примет местную атмосферу. И подойдёт ли ему вообще не творческий, а документальный формат. С другой стороны такой человек может рассказать об этом явлении изнутри, что очень И очень немаловажно.
Слушайте, ну очень же интересная тема. Для меня удивительно такое уничижительное отношение большинства к ней.
Надо понимать:
Рублёв - никто;
множество искусствоведов - ничего не понимают в художественной ценности;
70% (или сколько там?) соотечественников и родственников - дурачки...
Так, что ли? Странное неуважение. Ребят, это культурное наследие, как минимум.
Ну да, Колчак, конечно, был совершенно лишним в разговоре. Но это так, личные его тараканы...
В общем, спасибо огромное за материал. Буду глубже разбираться в теме дальше. Если кто подскажет литературу достойную по предмету, буду благодарен.
> Правда, боюсь, как местная атмосфера может принять православного человека
Тут нет проблемы. Если православный человек знает куда идёт, готовится, и не выдаёт агитацию под видом истории, его выслушают с удовольствием. Тут просто контингент в среднем более подкован, чем на шоу "Пусть говорят". А в религиозном плане вполне люди терпимые. Например, есть такой популярный спикер Клим Жуков... ;)
Личностный опыт. Спорил на темы вокруг православия с 57 людьми, за 2017 год. Все они называли себя верующими. Из них только один знал, хотя бы начало символа веры. Но и он не знал, что это такое. Тупо на слух запомнил.
> для какой части т.н. "православных" и в какой период были значимы изыски Флоренского и на чём основаны выводы об их значимости.
Вопрос твой не имеет смысла по отношению к возникшей дискусиии, и конкретно тому, что я написал в комментарии. И вот почему. Иван Диденко говорит о конкретном фильме и двух контекстах, внутри которых существует фильм "Движение вверх": первый - это победа олимпийцев, второй - восприятие зрителей события этой победы. И он прав в своих выводах.
Флоренский же говорит о вещах общих и универсальных, как общей и универсальной является техника монтажа аттракционов Эйзенштейна. И потому не имеет смысла значимы или нет "изыски Флоренского" для православных, как не имеет смысла значимость учебника Эйзенштейна по монтажу для простого зрителя, пришедшего в кинозал. Значимость появляется только там, где появляется желание понять как и что устроено. И вот с вопроса о понимании и началась дискуссия. Если обычный верующий христианин не интересуется устройством храма и места в нем иконы, как не интересуется зритель устройством кино, это не значит, что кино или особым образом организованное пространство религиозной службы перестает воздействовать на сознание человека.
> Если обычный верующий христианин не интересуется устройством храма и места в нем иконы, как не интересуется зритель устройством кино, это не значит, что кино или особым образом организованное пространство религиозной службы перестает воздействовать на сознание человека.
Дак ответ твой в таком виде также не имеет смысла. Любое "особым образом организованное пространство", в той или иной мере, будет оказывать воздействие на человека. Также понятно, что для воздействия по Флоренскому, надо "понять, как и что устроено", подразумевая под этим принятие вместо отсутствия понимания понимание по Флоренскому. Или не по Флоренскому, если вдруг вместо него изучать другого интерпретатора. А какое воздействие "голубоватые каждящие" оказывают на неподготовленного посетителя -- это ещё надо разбираться.
И вопрос-то как раз в том, насколько распространено понимание по Флоренскому среди т.н. "православных", даже если это понимание является мейнстримом в РПЦ.
> Всегда эмоциональные выкрики, сходящиеся к тому, что для настоящего православного, не обязательно знать символ веры.
А получалось потом им объяснить, что это обязательно?
Или хотя бы показать, где об этом сказано
(я для себя, вдруг тоже придётся вести такие беседы, а я уже буду подготовленным)
У меня не получилось. На указание, что это канон, что в символе веры идёт перечень во что же именно верят православные. Одна даже заявила, что это все в диком средневековье необходимо было, а сейчас достаточно в церковь ходить да знать кому свечки ставить. Учитывая, что дама преподает в школе орксэ у меня волосы во время беседы шевелились .
Егор Николаевич, подскажите, пожалуйста, численность немецких военнопленных вступивших в ряды Красной армии. Ваш собеседник озвучил цифру в 40 000 человек и видя вашу реакцию на это заявление я понял что это цифра сильно завышена, но не понял на сколько.
Также, если вас не затруднит, напишите, пожалуйста, какая численность сил интервентов участвовала на стороне белых и сколько всего иностранных добровольцев встало под красные знамёна.
Да знаний то к сожалению особых не надо. Вот бы камрад Дигер основные секты православных для чайников написал, я бы с удовольствием пользовался этим материалом. Как я уже писал, большинство т.н. верующих с которыми я сталкивался не знают символ веры. Не знают чем православие от других отличается. Кстати для многих христианство=православие. Знаю с десяток человек, которые были удивлены тем, что католики тоже христиане. Что бы избежать ссор в семье вынужден периодически посещать церкви и находясь внутри удивляюсь. Яркий пример часовня Ксении в Питере. Добрые люди подскажут как обходить по или против часовой стрелки, чтобы сработало желание. И ну где-то 8 из 10 посетителей поставив свечку идут в тройной православный обход с прижиманием к стене часовни. Лично мне это язычеством кажется махровым.
Да мне главное детям своим как-то правильно разъяснить, а для этого надо хорошо в теме быть.
А то в одном углу иконы, на подоконнике лягушки с монетами, а под ковриком входной двери ножницы обнаружил вчера.
Хотя детей мы крестили. Да и меня родители в детстве.
> Яркий пример часовня Ксении в Питере. Добрые люди подскажут как обходить по или против часовой стрелки, чтобы сработало желание. И ну где-то 8 из 10 посетителей поставив свечку идут в тройной православный обход с прижиманием к стене часовни. Лично мне это язычеством кажется махровым.
Камрад, ты тут прям в точку. Я тебе цитату на эту тему приведу из статьи, где православный автор как раз об этом же и говорит.
>Помню, будучи человеком новоначальным, я с горячностью неофита уговаривал одну свою неверующую родственницу:
>― А ты сходи к Блаженной Ксении. Посмотри, сколько там людей исцеляется.
>― Но ведь не все же, ― ответила она.
>Время нынче технологичное. Во всем важны верные алгоритмы: что, за чем, в каком порядке, на какую кнопку нажать.
>Технологична магия. А Церковь нетехнологична. То есть мы пытаемся впаривать Ее нашим согражданам как самый верный и как раз самый технологичный инструмент для решения наших проблем, а оно не работает.
>Вот здоровье.
>Мы пропагандируем православные чудеса исцелений. Но излечившихся от антибиотиков, от новых сердечнососудистых таблеток, от технологий лечения рака, от новых методик проведения операций ― в разы или даже на порядок больше, чем мы можем зафиксировать в наших летописях исцелений. Кто пойдет к Ксении Блаженной за понижением давления, если можно просто проглотить таблетку? Это с одной стороны. А с другой ― сколько не утешенных, так и не обретших исцеления от православных мощей и чудотворных икон!
>Оно не работает!