Но, имхо, очень не хватило подробностей про порядок поступления-убытия на Валаам. Как можно было попасть на Валаам, надо ли было писать заявления, что могли сделать родственники, сколько людей потом вернулись, как велась переписка с родственниками и т.д.
На мой взгляд, главная часть мифа - что забирали насильно. Даже если докажешь кому-то, что там были приличные условия, всё равно будет ответ "какая разница, если это по сути тюрьма".
Интересно, тот служитель церкви, который утверждает, что совесть атеиста позволяет топить инвалидов на баржах, и обвиняет в этом Сталина, его высказывания по какой нибудь статье караются? Статья за оскорбление чуств верующих тут не подойдет.
1. Попадали по заявлениям через собесы, которые распределяли инвалидов по интернатам.
2. Родственники могли забрать инвалида на попечительство при его согласии
3. Те инвалиды, которые получали в интернате профессию (сапожника, например), официальный разряд и трудоустройство, больше не могли оставаться в интернате и убывали к месту работы. Вообще текучка была большая.
4. Переписка велась через обычную почту.
5. Допускались отлучки на континент.
Валаамский интернат в принципе ничем особенным не выделялся из сотен подобных интернатов по всей стране, за исключением одного обстоятельства - относительной изоляции из-за островного положения.
Первый раз услышал о "концлагере для инвалидов" на Валааме во времена "гласности и перестройки".
Потом прочитал об этом короткий абзац в одной из книжек Резуна-Суворова.
Общий смысл был - собрали всех безруких безногих и, дабы они видом своим премерзким не поганили "просторы замечательной и прекрасной Страны Советов", свезли их в ГУЛАГ-овский Валаам и там сгноили.
Это вызвало некое удивление, ибо мой двоюродный дед - запорожский казак по фамилии Рак вернулся с фронта без ног. Злобное государство не только его не отловило, но и всячески помогало как ветерану инвалиду по месту жительства, и даже подарило ему небольшую машину-инвалидку, на которой он катал меня, тогда ещё мелкого пацана, по родному Запорожью, когда меня привозили к нему погостить на лето.
у дебилов даже вранье не страстается: "внезапно, в одну ночь зачистили" и "к осени 1953 их уже не было, а тех кто в тачках около 52 года вывезли"... Так за одну ночь или к осени 53? или около 52 года?
Логика не просто хромает..
> Это вызвало некое удивление, ибо мой двоюродный дед - запорожский казак по фамилии Рак вернулся с фронта без ног.
Любой человек, у которого детство пришлось на 70-е начало 80-х, согласится, что безруких-безногих инвалидов-ветеранов войны встречалось предостаточно. В 60-е 50-е годы их сам собой было еще больше. Поэтому взрослый человек, уверяющий на голубом глазу, что инвалидов войны не было - просто лжец
Который священник - это Максим Каскун, похоже, давно его рожа на Ютубе мелькает. Патентованный мракобес. Вот он рассказывает про то, что динозавры (!) были на Ноевом ковчеге (!!). https://www.youtube.com/watch?v=NGqyB_OoWME
> Любой человек, у которого детство пришлось на 70-е начало 80-х, согласится, что безруких-безногих инвалидов-ветеранов войны встречалось предостаточно.
Мне один идиот (как он уверяет 1955 г. рождения) в тырнете на фото ветеранов-инвалидов ответил следующее:
>"На фото люди лишившиеся ног после 1953 года, за сокрытие инвалида при Сталине полагалось 10 лет лагерей как врагам народа. Вы найдите фото калек 1947- 1953 годов!"
Когда я попросил назвать людей на предъявленных фото (ну если он знает, когда они получили увечья, значит знает и кто они) идиот уверенно... замолчал. И молчит до сих пор.
Это я к тому, что невменяемые видят мир иначе, и помнят они альтернативную реальность.
> Мне один идиот (как он уверяет 1955 г. рождения) в тырнете на фото ветеранов-инвалидов ответил следующее:
>
> >"На фото люди лишившиеся ног после 1953 года, за сокрытие инвалида при Сталине полагалось 10 лет лагерей как врагам народа. Вы найдите фото калек 1947- 1953 годов!"
Ну, если люди верят в плоскую землю и всемирный потоп в 19 веке (я даже знаю человека, который верит в обе эти вещи одновременно), то неудивительно. После этого поклонники Фоменко кажутся чуть ли не апологетами здравого смысла)
По воспоминаниям моей мамы 1943 года рождения, в посёлке где она родилась (50 км на юг от Ленинграда) в 51 или 52 году был организован дом детей-инвалидов. Все дети там были из детдома, без родителей. Все с тяжелыми увечьями. Из дома инвалидов их каждое утро привозили в поселковую школу где они учились вместе с здоровыми детьми - были распределены по обычным классам. У мамы в классе был мальчик без обеих ног и руки. Он никогда не позволял помогать ему добраться до класса. Всегда добирался сам, опираясь на единственную руку. Была девочка без обеих рук, которая умела отлично писать перьевой ручкой, держа её во рту. Ещё был мальчик с усохшей рукой. Со всеми этими ребятами одноклассники крепко дружили. По окончанию семилетки инвалиды получали направления на дальнейшую учебу или работу. В частности, парень с усохшей рукой в дальнейшем окончил Сиверское ПТУ и стал хорошим зоотехником. Мама переписывалась с ним несколько десятилетий.
Этот дом инвалидов просуществовал в поселке до начала 70-х годов. Никакой неприязни к инвалидам в то время не было и в помине. Никто не пытался их изолировать. Государство, да и просто окружающие люди как могли старались помочь им вписаться в социум.
Очень, тронул ролик… Удивительно в жизни все переплетено. В 86г. спорила до хрипоты с бывшим одноклассником, а тогда уже курсантом, после прочтения Нагибинского «Терпения» в «Новом Мире» о том, кто-же виноват?! В том, что главный герой оказался в доме инвалидов, как всегда два непримиримых мнения его: «Зачем он ей нужен, инвалид!», её: «Почему он ее бросил и не вернулся к ней, трус!» Позже посмотрела фильм с Баталовым и Демидовой, хорошее кино, но передает настроение повести только отчасти … В комментариях люди пишут, что все мы были свидетелями в 70-х и 80-х – инвалиды ВОВ жили с нами рядом, были нашими соседями и это правда. Сложно представить, что, то огромное количество участников войны, кто уцелел, позволили бы своих боевых товарищей запереть в резервации. Это просто невозможно было бы в России! А полезных выводов можно сделать много, например 55 рублей тратилось в месяц на питание одного инвалида, а зарплата санитарки 30 рублей. Но ведь на 30 надо было не только питаться… Покупалась одежда, выплачивалась пенсия пусть 25% на руки, а не всем сельским жителям в то время вообще платили пенсию, что называется есть с чем сравнить... Спасибо авторам Виталию Рыстову и Баиру Иринчееву хороший ролик! Виталий конечно вызывает уважение настоящее, «а на масло издаю журнал», впрочем таких людей на сайте Дмитрия Юрьевича много, спасибо им!