Про немецкие бомбоубежища

12.06.19 17:10 | Goblin | 28 комментариев »

Разное

В далёком тоталитарном детстве (это примерно 42 года назад) я обучался в советской школе, расположенной на территории советского военного городка в Восточной Германии. Городок уютно располагался между двумя немецкими населёнными пунктами — Вюнсдорф и Цоссен, но назывался Вюнсдорф. Городком его можно назвать чисто условно, ибо из одного конца в другой ходили рейсовые автобусы и в лучшие годы обитало там, говорят, до 75 тысяч советских граждан — как военных, так и гражданских.

До и во время войны в Вюнсдорфе обитало командование Вермахта. А при советской власти там располагался штаб группы советских войск в Германии. Место сугубо историческое, школа наша по слухам располагалась ажно в штабе танковых войск Гитлера. А в лесу за забором нашего городка валялся ржавый сейф. Советские дети вытаращив глаза рассказывали друг другу, что именно в нём лежал план Барбаросса. Немецкий мега-сейф — это было круто. Но больше всего новоприбывших удивляли немецкие же бомбоубежища.

В нашем понимании бомбоубежище — это специально оборудованный подземный бункер. Ну или хотя бы приличный подвал. В конце концов — станция метро. То есть нечто зарытое в землю. А немцы придумали бомбоубежища наоборот — башнями. Такие здоровенные конические бетонные дуры. Называются Winkelturm, то есть Винкель-башня. Придумал их толковый немец Лео Винкель как альтернативу подземным бункерам. По-умному называются Luftschutzturme «Bauart Winkel», то есть башня противовоздушной защиты «Проект Винкель».

Как многие немедленно догадались, turm по-немецки — это башня. Говорят, именно от неё происходит исконно-русское слово тюрьма.

Рыть котлованы под бункеры дорого и долго, а лить башни из бетона — дёшево и весело! Бункер — это сперва надо вырыть огромную яму, потом залить море бетона, потом построить гидроизоляцию, потом подвести коммуникации и пр. и др. А башня просто торчит над землёй, дёшево и сердито! В Вюнсдорфе их понастроили пару десятков — чуяли, сволочи, что мы туда с нашими бомбами прилетим. Заходишь в башню через дверь — там несколько этажей с концентрическими скамейками, между этажами лесенки.

От бомб башни защищали отлично. Прилетит сверху бомба — бздынь, и отскочит от добротного немецкого бетона! И подвзорвётся уже внизу, об землю, не причинив никакого вреда тем, кто попрятался внутри. При достаточно интенсивных бомбардировках на исходе войны ни одна из башен не была разрушена. Да, в общем-то, и бомбы в них не попадали. Один раз в одну попали, но и от этого толку не было никакого — убило несколько человек наверху, но башня устояла и основная масса спрятавшихся не пострадала. Башни с виду очень солидные, самая большая конструкция высотой 22 метра, вмещала 500 человек, толщина бетонных стен внизу — 2 метра.

После войны было принято решение все башни изничтожить. Уничтожались башни плохо, уж больно крепкие. В сохранившихся советская армия хранила мётлы и лопаты. Благодаря этому некоторые башни стоят до сих пор. Некоторые порушены и валяются на земле.

Но и те, и другие выглядят при этом отлично.

Поехали в Саксонию!


Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 28, Goblin: 3

Desert Cat
отправлено 12.06.19 17:20 # 1


Как это называется..перпендикулярное решение, во!))

Берлинские "флактурмы" ковыряли ещё во время штурма 203-ми. Чуть ли не прямой наводкой с кучей попаданий и, в общем-то, без особого толка.


Doom
отправлено 12.06.19 17:33 # 2


Интересно однако.

Третья фотка - "А башню тоже вы?"


odnoglazy
отправлено 12.06.19 18:08 # 3


Это ж бетонные арийские ракеты, для регулярного сообщения с лунным рейхом!!!


Merlin
отправлено 12.06.19 18:21 # 4


Winkel - это же угол по-немецки, а башни - круглые!!!


Davy Crockett MSK
отправлено 12.06.19 18:23 # 5


Круто!


spetrov
отправлено 12.06.19 18:40 # 6


Внушает. Где здесь плюсануть за годный контент можно?!!


Dmitrij
отправлено 12.06.19 18:45 # 7


Серьёзно. Мётлы и лопаты где попало хранить не будут!


dead_Mazay
отправлено 12.06.19 20:04 # 8


Главный, ты там аккуратнее - вдруг где жЫвой Гитлер сидит.


Legisperitus
отправлено 12.06.19 20:26 # 9


Пардон, если дубль )))
Димюрич - земляк емана! Говорят, что школу-то нашу по кирпичику разобрали! Как и весь квадрат. Хотя зачем? И дом наш во втором городке.


vladvitkam
отправлено 12.06.19 20:36 # 10


Лазил я по ним, 50 лет назад. Целая башня с лестницами внутри стояла между моим домом и баней
Но бункера за Новым городком - интереснее. Два этажа над землей и два - под. Но все взорванные, хотя лазить можно было. А из одного из котлованов можно было зайти в потерну, с довольно длинными ответвлениями. Одно выходило на свалку за какой-то казармой, остальные кончались завалами. На территории, позже названной "Ранетом" были еще штабные бункера, взорванные тоже, их из наших окон видно было. но вот оттуда гоняли. Один раз даже в комендатуру обещали сдать.
А что школа была в бывшем штабе танковых войск - сомнительно. Местная легенда, скорее всего, причем поздняя. В мою бытность я там такого не слышал.


Goblin
отправлено 12.06.19 20:36 # 11


Кому: Legisperitus, #9

> Говорят, что школу-то нашу по кирпичику разобрали! Как и весь квадрат. Хотя зачем? И дом наш во втором городке.

я практически ничего опознать толком не мог - 42 года прошло, уже и не помню

ну и времени было в обрез


Goblin
отправлено 12.06.19 20:37 # 12


Кому: vladvitkam, #10

> А что школа была в бывшем штабе танковых войск - сомнительно.

это дети друг другу рассказывали

документов лично я не видел


Corsa
отправлено 12.06.19 21:58 # 13


Надпись на поваленной башне "Волгоград"? Неожиданно :)


Zx7R
отправлено 12.06.19 22:10 # 14


Кому: spetrov, #6

> Внушает. Где здесь плюсануть за годный контент можно?!!
>

А вот тут!!

https://oper.ru/donate/


Dok
отправлено 12.06.19 22:13 # 15


Спасибо, впервые о таких услышал, раньше только про флак-турмы знал. Которые тоже бомбоубежища.
Надписи на них в конце войны были интересные: "От 16 до 60 лет мужчина должен быть на фронте, а не тут!".


OEShem
отправлено 12.06.19 22:13 # 16


Эта та Саксония, на которой сами саксы никогда не жили?


Goblin
отправлено 12.06.19 22:18 # 17


Кому: OEShem, #16

нет, это по дороге в Саксонию - под Берлином


sherl
отправлено 12.06.19 23:37 # 18


Кому: Legisperitus, #9

Если ты про школу в 1-м городке, то может быть. А в 3-м стоит целёхонька. Только сейчас там не школа, а жилой дом.


sherl
отправлено 12.06.19 23:39 # 19


Кому: Goblin, #11

Это 1-я школа, в 1-м же городке была в бывшем штабе.
Наша нет.


ку!
отправлено 12.06.19 23:40 # 20


Кому: vladvitkam, #10

> А что школа была в бывшем штабе танковых войск - сомнительно.

На месте рейхсканцелярии в Берлине сейчас детский садик стоит.


vold_by
отправлено 13.06.19 11:22 # 21


Я в Вюнздорфе самом жил с 1977 по 1980. Помню, как с отцом с садик шли каждый день утром...


Sergaza
отправлено 13.06.19 12:07 # 22


> В сохранившихся советская армия хранила мётлы и лопаты. Благодаря этому некоторые башни стоят до сих пор

В моём родном городе большая часть сохранившихся старых японских зданий сохранилось потому, что в них военные располагались или даже располагаются до сих пор. От всех остальных только музей, может, остался. Да и здания, где были наши военные, частично посносились с постройкой на их месте других. Военные -- консервативный народ. Есть-используются -- пусть будут и используются.


klarist
отправлено 13.06.19 12:57 # 23


Крепкий бетон, однако!


baser
отправлено 13.06.19 13:28 # 24


А я в это время жил в Вердере. И ездил в Вюнсдорф с родителями.


Snusmymrik
отправлено 13.06.19 15:28 # 25


Кому: Merlin, #4

> Winkel - это же угол по-немецки, а башни - круглые!!!

А это специально, для введения противника в заблуждение!!! Он будет искать угловатые башни, что бы их разбомбить, а на круглые не будет обращать внимание!!!


Jameson
отправлено 13.06.19 15:54 # 26


Да, сейчас с умными точными бомбами попаст ьв такую дуру нее сложно. Но боюсь и подземные бомбоубежища уж не очень эффективны, игилоиды из Сирии не дадут соврать.


vladvitkam
отправлено 13.06.19 16:21 # 27


Кому: Goblin, #12
так тут уже клуб вюнсдорфских открывать можно?


Hlam
отправлено 14.06.19 20:26 # 28


Кому: vladvitkam, #27

Ну уж нет - будем разбавлять :-)
На территории отцовского танкового полка в Нойштрелитце с войны стояли несколько зданий бывшего типа мукомольного завода - все как положено - бетонные коробки высотой с пятиэтажный дом а то и выше с немногочисленными узкими окошками типа бойниц. Видимо бетон там такой что наши так и не решились их подорвать (а дело было уже во второй половине восьмидесятых). Более того, все это дело было обнесено колючкой и, по словам военных, не было разминировано. Правда недавно смотрел гугловские фото - немцы зачистили все - нет уже ни полковых зданий, ни заводских - все разобрали и с землей сровняли.



cтраницы: 1 всего: 28



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк