Байкало-Амурская магистраль

14.07.19 11:47 | Goblin | 26 комментариев

Политика

С мест сообщают:
Байкало-Амурская магистраль стала последним большим подарком СССР современной России. Железную дорогу Тайшет – Советская Гавань начали строить ровно 45 лет назад, на волне нефтяного бума. А закончили спустя еще 10 лет, в 1984-м – за каких-то полгода до горбачевской перестройки.

БАМ показала: наша страна способна вытащить сложнейшие проекты (а это 4000 км по тайге, вечной мерзлоте и безлюдным местам) без строительства на костях, без лагерного труда. Достаточным оказалось комсомольского энтузиазма в сочетании с государственной пропагандой походной романтики. Ну и конечно, материального стимула – зарплаты у БАМовцев были очень хорошие. В разговорах они называют суммы от 300 до 1000 рублей в месяц (в любом случае это в разы больше средней советской зарплаты 1974 года – 128 рублей).
Байкало-Амурская магистраль

Как интересно тональность поменялась.
Ведь ещё вчера верещали, что тупые совки только зря деньги тратили и строили на костях уголовников.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 26

Цитата
отправлено 14.07.19 11:49 # 1


Магистраль-матушка. Как БАМ из «брежневской авантюры» превратилась в Великий Угольный путь

45 лет спустя после начала строительства грандиозная комсомольская стройка не только окупила все вложения, но и стала одним из главных доноров российской экономики

РОМАНТИКОЙ И РУБЛЕМ МОЖНО ДОБИТЬСЯ БОЛЬШЕГО, ЧЕМ ПРОСТО РОМАНТИКОЙ

Байкало-Амурская магистраль стала последним большим подарком СССР современной России. Железную дорогу Тайшет – Советская Гавань начали строить ровно 45 лет назад, на волне нефтяного бума. А закончили спустя еще 10 лет, в 1984-м – за каких-то полгода до горбачевской перестройки.

БАМ показала: наша страна способна вытащить сложнейшие проекты (а это 4000 км по тайге, вечной мерзлоте и безлюдным местам) без строительства на костях, без лагерного труда. Достаточным оказалось комсомольского энтузиазма в сочетании с государственной пропагандой походной романтики. Ну и конечно, материального стимула – зарплаты у БАМовцев были очень хорошие. В разговорах они называют суммы от 300 до 1000 рублей в месяц (в любом случае это в разы больше средней советской зарплаты 1974 года – 128 рублей).

ОСТРОВ НЕРЮНГРИ

Путейщик Михаил, которого я встретил в якутском Нерюнгри, вспоминает, что в конце семидесятых у него был выбор строить олимпийские объекты в Москве или двинуть, сюда на восток. И он выбрал БАМ. Как и многие молодые люди того времени, хотевшие крепко стать на ноги. Нерюнгри, стоящий на одном из рукавов магистрали, его, правда, уже не отпустил. И теперь Михаил, закуривая, спрашивает меня: «Ну, как там наша Россия?» - словно живет в эмиграции или на дальнем острове.

Нерюнгри и вправду остров – от райцентра до столицы республики Якутска 900 километров (как от Парижа до Берлина), а вокруг леса, леса, леса. Да угольные разрезы – основа местной экономики. Благодаря ним город слывет зажиточным. Вахтовики сюда приезжают со всей Сибири.

СТРАТЕГИ ЗАСТОЙНОГО ВРЕМЕНИ

«Великий угольный путь» так называет Магистраль еще один БАМовец, первый глава РЖД Геннадий Фадеев (в 1974-м он как раз был начальником Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги). 90 вагонов с углем в сутки отправляются по магистрали к Тихому океану только из Нерюнгри. А есть еще богатые залежами Иркутская область, Забайкалье, Кузбасс, Тува...

Это в европейской России есть Волга-матушка и Дон-батюшка. А на востоке родителей местной экономики зовут Транссиб и Магистраль. В Тынде, «столице БАМа», у вокзала стоит ей, Магистрали, памятник – в представлении скульптора это молодая гордая девушка, чем-то напоминающая «Свободу на баррикадах» французского художника Делакруа (возможно, выразительной грудью).

Решение строить БАМ по суровой земле эвенков не выглядело очевидным: с перевозкой грузов в начале семидесятых справлялся Транссиб, да и нынешний наш разворот на Восток в те годы, после конфликта на острове Даманский, мог предсказать разве что сумасшедший.

Сейчас, когда БАМ загружен на 100%, а государство ставит задачу увеличить его пропускную способность втрое, чтобы обеспечить все потребности экспорта, остается только низко поклониться стратегам брежневской эпохи. Без той байкало-амурской «авантюры» (а ведь и так ее называли когда-то) страна бы сегодня лишилась значительной части своих доходов.

И это не говоря об оборонительном значении Магистрали, спрятанной вглубь страны. Не будем забывать, что когда-то трагическая для Российской Империи русско-японская война во многом началась из-за того, что Транссиб решили продолжать по самому южному маршруту.

ВПЕРЕД, В ДЕСЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ!

Каждый третий тындинец сейчас работает на железной дороге. Есть города, будто застрявшие в девяностых, а вот Тында, с ее панельной застройкой и написанными от руки вывесками на продуктовых магазинчиках, сохранила явственный аромат позднесоветской эпохи. Даже время тут идет пятилетками, от одного юбилея Магистрали к другому.

За три дня до 45-летия дороги в городе ввели сухой закон, умыли улицы до блеска, украсили гирляндами. И вот такой – трезвый, серьезный и нарядный, как жених перед свадьбой – город встречал гостей со всей страны. И вот показательно: приехали все главные люди, отвечающие в стране за транспорт – вице-премьер Акимов, советник президента Левитин, глава РЖД Белозеров, министр Дитрих. И ведь добираться из Москвы с пересадками около суток (ближайший аэропорт как раз в Нерюнгри). Но Тында и БАМ – это очень важно для страны. Поэтому все посчитали важным быть лично.

ШКАТУЛКИ С СОКРОВИЩАМИ

Под раскатистый голос Муслима Магомаева из всех репродукторов («Слышишь время гудит, БАМ-М-М!») тындинцам дарили подарки: новый спорткомплекс, новые рабочие места – запустили сортировочную горку, концерт российских поп-звезд – их тоже сутки везли сюда на перекладных, когда еще увидят настоящую дальневосточную тайгу? Звучали тосты, многообещающие планы.

- 45 лет назад говорили, что БАМ позволит открыть шкатулку с богатствами России. Но оказалось, что БАМ – сама по себе такая шкатулка, - говорил глава РЖД Олег Белозеров. – Перспективы развития Байкало-Амурской магистрали у нас расписаны на ближайшие 30 лет.

Восточный полигон РЖД (БАМ + Транссиб) отдельными строками прописан в "майском указе" и нацпроектах. В 2024 году по этим маршрутам будет перевозиться 180 млн тонн российского угля (сейчас 60 млн тонн). Фактически будет проложен «второй БАМ» - дополнительные пути на доброй половине маршрута. И хотя в этот раз, скорее всего, обойдется без всенародной мобилизации и эстрадных хитов о счастье «строить путь железный, а короче – БАМ» - для Дальнего Востока невозможно переоценить значение этого проекта. Для десятков и сотен населенных пунктов на карте нашей родины Байкало-Амурская в полном смысле – дорога жизни.

«Те, кто говорил, что это дорога в никуда, сегодня замолчали».

Геннадий Фадеев, экс-министр путей сообщения, первый президент РЖД:

- Строительство БАМа было великим событием в жизни нашего государства. Это был великолепно продуманное решение. С одной стороны, оно было направлено на ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. А с другой – на укрепление обороноспособности нашей страны. Ведь мы получили выход к Тихому океану в 1000 километрах от госграницы.

Сейчас экономика нашей страны полностью переориентируется на восток. Рынок туда зовет. Китай, Япония, Южная Корея, Индия выхватывают огромные объемы нашей продукции. И Россия готова увеличивать поставки. Один только Кузбасс претендует на то, чтобы на две трети закрыть пропускные способности и БАМа, и Транссиба. Только представьте какой гигант выходит! Добавим к этому эльгинские, тувинские и нерюнгринские угли, удоканскую медь, чинейскую железную руду.

Все, кто когда-то говорил, что БАМ – это дорога в никуда, сегодня замолчали. А у бамовцев теперь новые колоссальные задачи, поставленные президентом. Нужно работать каждый день, чтобы к 50-летию БАМа в 2024 году достичь всех целей и получить двойной повод для праздника.


Муромец
отправлено 14.07.19 12:03 # 2


>Все, кто когда-то говорил, что БАМ – это дорога в никуда, сегодня замолчали.

Помолчат да и примутся говорить, что на самом деле БАМ построили еще при Николае ver. 2.0.
А большевики только все испортили.


Иван Кузьмицкий
отправлено 14.07.19 12:41 # 3


И снова сакральная дата 2024


Цзен ГУргуров
отправлено 14.07.19 14:36 # 4


Песни моего детства - юности о БАМе. Хиты были. Правда, их слишком часто крутили

https://www.youtube.com/watch?v=NWvGm5zpL9Y

https://www.youtube.com/watch?v=csJ2Li1P8t0


DeathSquirell
отправлено 14.07.19 14:45 # 5


Кому: Иван Кузьмицкий, #3

И что в ней сакрального?


razoom1
отправлено 14.07.19 15:05 # 6


О, я очень хорошо помню, как 20 лет назад, как раз когда я в школе еще учился, БАМ регулярно всплывал в списке всяких анти-достижений СССР. Фактически, всю мою юность я заставал какую-то "аналитику", какие-то вопли из СМИ, что БАМ был напрасной тратой денег. Ну, собственно - это диагноз говорившим, приговор им, приговор спустившим их с поводка разномастным пидорам от секты свободного рынка. Которые на территории нашей страны, как один, лишены даже намека на стратегическое мышление. Которые просто не могут посмотреть на карту, осознать преимущества и недостатки географии государства и понять - зачем, зачем нам обязательно нужен БАМ. И то что он стоял не загруженный в эпоху, когда государство положило на себя хуй, их рыночными руками положило, между прочим, это их вина, что они - долбоёбы, имея на руках вот это вот, подаренное преимущество, не смогли им воспользоваться.


kolhoz
отправлено 14.07.19 15:30 # 7


Кому: DeathSquirell, #5

> И что в ней сакрального?

Товарищ, видимо, не знает, что пачка нацпроектов, о которых так много говорят, спланирована на пять лет - с 2019 по 2024 год. Таким образом, достижение целей заявлено на конец 2024 года.


LI$
отправлено 14.07.19 15:30 # 8


Так Семин лет десять назад передачу про БАМ выпустил. С однозначно положительно оценкой магистрали, естественно.


Физик-Любитель
отправлено 14.07.19 15:31 # 9


И Северный Широтный Ход внезапно стал обоснован. Правда строить его на энтузиазме уже никто не планирует.


ussuri
отправлено 14.07.19 17:42 # 10


Кому: Цитата, #1

> Магистраль-матушка. Как БАМ из «брежневской авантюры» превратилась в Великий Угольный путь
>
> 45 лет спустя после начала строительства грандиозная комсомольская стройка не только окупила все вложения, но и стала одним из главных доноров российской экономики

Как-же так? За что так Леонида Ильича-то? Он не виноват. Не он начал! Это дотянулся-таки известно кто!

>...

>4. Для освоения Байкало-Амурским строительством программы работ [1933 г.] определить нижеследующий отпуск строительных и транспортных механизмов:

>1. Экскаваторы ......................... 25 шт.

и так далее.

Даже мракобесная Википедия про это скажет!


ussuri
отправлено 14.07.19 17:47 # 11


Кому: Цитата, #1

> И ведь добираться из Москвы с пересадками около суток (ближайший аэропорт как раз в Нерюнгри)

В детстве, помню, что на Тынду летали самолеты Аэрофлота. Аэропорт там был.

Подозреваю, ни куда не делся.


Conkor
отправлено 14.07.19 18:39 # 12


И на этом фоне БЖРК (ракетный комплекс ж/д базирования) являлся для буржуинов ужасным геморроем.


HOHOL
отправлено 14.07.19 19:06 # 13


Всё равно какашечкой мазнули.
Получается, что все остальные стройки исключительно на костях?


Иван Кузьмицкий
отправлено 14.07.19 19:30 # 14


Кому: DeathSquirell, #5

> И что в ней сакрального?

Как же. Окончание 4-го срока.


TitanShark
отправлено 14.07.19 19:30 # 15


Кому: HOHOL, #13

Мазнули от всей души. Ведь цель всей дороги по заявленному в статье - вывезти в Китай, Японию и Индию побольше миллионов тон угля и руды. Вот уж где достойная цель! Вот уж где развитие! Правда, лучше вывезти за рубеж, чем дать всему пути разрушиться.


Barbus
отправлено 14.07.19 22:43 # 16


Апогей успеха - это не развитие страны: городов, производства с высокой добавленной стоимостью, обусловленное транспортным сообщением, а максимальный вывоз богатств, ископаемых и не только за границу. Пиздец полный!


exor
отправлено 14.07.19 22:54 # 17


Насчет Тынды - в 90е оттуда народ бежал, бросали квартиры (т.к. продать было не кому). Не знаю как там сейчас. Надеюсь лучше стало.


drudd
отправлено 14.07.19 23:12 # 18


Кому: razoom1, #6

> О, я очень хорошо помню, как 20 лет назад, как раз когда я в школе еще учился, БАМ регулярно всплывал в списке всяких анти-достижений СССР. Фактически, всю мою юность я заставал какую-то "аналитику", какие-то вопли из СМИ, что БАМ был напрасной тратой денег.

Тут надысь с отцом беседы беседовал про всякое - заезжал меня с днюхой проздравить - ну и вот, из беседы:

"...В 1975 году завод "Северянин" выпускал 20 башенных кранов в месяц при 1250 работающих на заводе. В 1985 году этот завод выпускал 80 башенных кранов в месяц при 850 работающих на заводе..."

Но рассказывать будут про низкую производительность труда и неэффективность советской плановой системы!..


BAPHAK
отправлено 14.07.19 23:13 # 19


Дед мой посмеивался, когда первые комсомольцы поехали на БАМ. Он эту трассу с геологами прошел всю во время войны. Просился на фронт, а попал в геологоразведочную экспедицию. Видать и тогда остро стоял вопрос об этой дороге.


rezcho
отправлено 14.07.19 23:43 # 20


> концерт российских поп-звезд – их тоже сутки везли сюда на перекладных, когда еще увидят настоящую дальневосточную тайгу?

тут закричал


Палыч
отправлено 15.07.19 00:57 # 21


Кому: Муромец, #2

> на самом деле БАМ построили еще при Николае ver. 2.0.

Давно уже.
Только не при Николя-2, а чуть ли не при его деде/отце - не помню уже.
Потом клятые большевики всё закопали, а потом только откапывали потихоньку, выдавая за строительство.
Как-то так, деталей не помню, где брал - тоже, бежал оттуда без оглядки.


карел
отправлено 15.07.19 09:02 # 22


Кому: Палыч, #21

> Только не при Николя-2, а чуть ли не при его деде/отце - не помню уже.
> Потом клятые большевики всё закопали, а потом только откапывали потихоньку, выдавая за строительство.

Подтверждаю. В прошлом году мне эту тему на серьёзных щщах задвигали.


Schneider
отправлено 15.07.19 09:16 # 23


Ответвление до Якутска в этом году закончили, вроде бы (без моста через Лену). А вот по ж/д до Магадана непонятно: с одной стороны, вроде отменили, с другой - должно начаться строительство в 2025-2030 годах.


olgjoker
отправлено 15.07.19 15:16 # 24


Кому: ussuri, #11

Не так давно восстановили. Летаем в Хабаровск раз в неделю. Ну и вертолеты правильных парней принимает...


olgjoker
отправлено 15.07.19 15:16 # 25


Кому: exor, #17

Нет, лучше не стало. Но сбежали не все, кое кто даже наоборот к нам набежал. Хотя с численностью города конечно так себе.


Rosa rugosa
отправлено 18.07.19 19:07 # 26


Кому: razoom1, #6

> 20 лет назад, как раз когда я в школе еще учился, БАМ регулярно всплывал в списке всяких анти-достижений СССР

Ещё 30 лет назад (социализм на дворе) нам подобное говорил преподаватель-экономгеограф.



cтраницы: 1 всего: 26



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк