Вообще момент интересный. Я в целом далёк от дискуссии. Проследовал на вики. Там ссылаются на материалы от некоего Литвинова Альтера Львовича.
Литвинову посвящена статья на вики. Помимо того, что он заслуженный историк, рожденный в семье репрессированного, вики указывает на обладание Альтером гранта Департамента США Программы «Freedom Support» — «Построение демократии в многонациональных обществах».
В общем по-видимому вопрос не так прост и требует некоего разбора.
> > Насчет Фанни Каплан - ведь ее в самом деле расстреляли без суда (по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова). И тело сожгли.
Чтобы сжечь труп человека, необходимо сильно постараться и много времени. По первой попавшейся ссылке - у кого-то уходило 6-10 часов, у кого-то 10-12, при использовании керосина. https://www.forens-med.ru/book.php?id=320 Кто и зачем будет торчать столько времени на улице, рядом с бочкой с горящим трупом?
Ну и вики ссылается на журнал "Огонёк" за 89-й год. Расцвет антисоветской вакханалии, в самых бредовых вариациях.
> к слову, Ильф и Петров в своей книге и о матером капиталисте Форде хорошо отозвались.
В "Одноэтажной Америке"? Как там Штирлиц учил... "запоминается последнее".
А книга Ильфа и Петрова заканчивается словами, что, мол, Америка хорошая страна, но жить в ней мы бы не хотели.
Искренне ли они это написали, или всего лишь подстраховались, мы теперь уже не узнаем.
Но книга отличная, её читаешь - и будто видишь всё это своими глазами.
> к слову, Ильф и Петров в своей книге и о матером капиталисте Форде хорошо отозвались.
> Как их за это не расстреляли???
Ну а как в средневековье церковь жгла колдунов, алхимиков, всяких гороскопщиков и прочих хиромантов, но тех кто пользовался благоволением влиятельных вельмож не трогали. Думаешь какой-нибудь там Нострадамус не признался бы на допросе, что готовил покушение на Папу римского и не был шпионом японских синтоистов и гаитянских вуду. Как миленький бы признался. И всех сообщников бы выдал. И сообщников сообщников.
Так и с писателями: пока вождю нравятся - пусть живут. А вот как разонравятся, так сразу расстрел. Но сперва пытки.
> Но книга отличная, её читаешь - и будто видишь всё это своими глазами
Меня больше всего поразило, что написано это будто вчера, и многие социальные проблем были заморожены почти на 100 лет. Как стремительно менялась жизнь в США в 19-м веке, а век двадцатый как будто попал во временную петлю, и всё вернулось сейчас к точке старта.
> Меня больше всего поразило, что написано это будто вчера, и многие социальные проблем были заморожены почти на 100 лет. Как стремительно менялась жизнь в США в 19-м веке, а век двадцатый как будто попал во временную петлю, и всё вернулось сейчас к точке старта
Кстати - ровно то же впечатление. Конечно, кое-что поменялось - то же отношение к неграми, тьфу, афроамериканцам. Есть теперь и образованные темнокожие, живущие в хороших районах. Но вот само это всё деление - как было, так и осталось. И такое же дико большое. Похоже, в 1950-е там всё законсервировалось в этом плане, на фоне "мы лучшие, а значит ничего менять не надо".
> Так и с писателями: пока вождю нравятся - пусть живут. А вот как разонравятся, так сразу расстрел. Но сперва пытки.
>
До большинства писателей вождю было глубоко фиолетово. Многие из тех, кто пострадал, активно участвовали в политических интригах, и их на этом основании и подгребли. Бабель, например, был вхож в семью Ежовых и очень любил этими связями козырять. Не говоря уже о разборках между писателями, к которым они подключали партийные органы и НКВД. Писатели, также как и ученые, входили в состав советской условно говоря "элиты", поэтому неудивительно, что все политические разборки касались и их.
Про "лучше ошибиться с милосердием, чем с наказанием". Непонятно чем это лучше? По мне, так одинаково плохо, что наказание невиновного, что оправдание виновного.
Федор Михалыч, конечно, прекрасен. Понятно за что его Ильич не любил.