Регулярно посещаю разнообразные мероприятия. Наибольший интерес всегда вызывают те, где люди заняты делом. И вот посетил выставку «Нева-2019» — крупнейшую гражданскую морскую выставку в Восточной Европе да и вообще на всём постсоветском пространстве.
Посмотрел на представленное многообразие речных и морских разработок, оборудования и технических средств. Посреди павильона возвышалось огромное красивое судно, непонятным образом попавшее в самые недра Экспофорума. Естественно, решил немедленно разузнать – как его сюда затащили, а главное – зачем?
Оказалось, в нашей нищей стране-бензоколонке, задыхающейся в тисках санкций и экономического кризиса, есть предприятия, которые могут не только проектировать сложные технические устройства, но и производить оные, а потом продавать на международном рынке.
Одним из таких предприятий стал НПК Морсвязьавтоматика. Именно они спроектировали, построили и привезли на выставку прогулочный катамаран, который вмещает 84 пассажира. И это судно интересно не только тем, что спроектировано, произведено и собрано в России, а ещё и тем — в полном соответствии с заветами Греты Тунберг! — отличается повышенной экологичностью, то есть работает на электричестве.
Производители подошли к делу серьёзно. Отыскали толкового дизайнера, чтобы всё получилось красиво и современно. Подружили дизайнера и многочисленных инженеров, чтобы красота обрела положительную плавучесть. На это всё натравили специалиста по эргономике, чтобы судно было не только красивым и плавающим, но ещё и удобным. Потом за дело взялись толковые электрики, которые запихали внутрь всякие батареи, электромоторы и всякое другое необходимое. А в финале решили, что было бы неплохо, если данный катамаран будет ещё и экономически привлекательным.
Дело осталось за малым – произвести, собрать, разобрать, привезти на выставку и собрать снова. А так как конструкция изначально модульная и сборно-разборная, то катамаран без особых проблем стал самым ярким экспонатом выставки «Нева-2019». В салон катамарана мог попасть любой желающий — походить, посидеть в удобных креслах, оценить обзорность огромных панорамных окон.
Не сумев сдержать любопытство, напал на представителя компании-производителя. Представитель подробно рассказал об интересных технических особенностях устройства катамарана, главной из которых является движение на электрическом ходу. Это, как нетрудно догадаться, помимо модной нынче экологичности — совершенно новый уровень качества перевозки пассажира. Тишина, отсутствие вибраций и насыщенного аромата дизельного выхлопа в салоне и на открытой палубе.
Всё это обеспечивают новые отечественные разработки. Например, электрические двигатели находятся под водой. Использование поворотного движителя обеспечивает хорошую маневренность и управляемость судном.
При этом разработкой самого судна инженеры не ограничились, а создали полную инфраструктуру для обеспечения работы: батарейные комплексы, электростанции, двигатели судна с системами управления, мощную береговую систему быстрой зарядки батарей.
Посетил капитанскую рубку, протестировал отличное поворотное кресло капитана. От обилия экранов, джойстиков, кнопок и сенсорных панелей, натурально берёт оторопь. Судно является демонстратором многих технических решений. Чувствуешь себя как в кабине звездолета.
Отдельным разъяснили экономическую составляющую. Затраты на эксплуатацию судна в 5-7 раз меньше, чем затраты на традиционные суда. Данная особенность делает проект коммерчески интересным для потенциальных покупателей.
За развитием проекта будем пристально следить.
Надеемся в ближайшее время прокатиться на таком катамаране в Петергоф.